На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политические и социальные отношения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       

                                          Содержание

 
 
 
 
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие «Политические отношения»…………………………………………4
2. Объект социальных отношений………………………………………………11
3. Повышение эффективности политических и социальных отношений …....13
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Введение 

      Актуальность  исследования политических отношений как формы социальных отношений обусловлена существующей необходимостью теоретического подхода к следующей проблеме.
      С одной стороны политические отношения как форма социальных отношений обуславливает возникновение тенденций политических отношении, которые могут перейти в социальные отношения.
      С другой стороны политические отношения как форма социальных отношений содержит в себе отрицательные стороны это- распространение ложных слухов, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую взаимосвязь.
      Объектом исследования является политические и социальные отношения.
      Предметом исследования является проблема политических отношений, как формы социальных отношений.
      Цель  исследования разработка путей совершенствования политических отношений как форма социальных отношений.
        Задачи исследования:
- Понятие «Политические отношения».
- Объект социальных отношений
- Повышение эффективности политических и социальных отношений. 

 

    Понятие «Политические отношения».
 
 
     Многообразные связи, складывающиеся между людьми в процессе их деятельности в различных  сферах общественной жизни, принято  называть общественными отношениями. Соответственно отношения, складывающиеся между людьми в связи с их участием в делах политически организованного сообщества, в государственных делах, называются политическими отношениями.
     Таким образом, сущность политических отношений  состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками  социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения. В этом своеобразие политических отношений в сравнении с другими видами общественных отношений, их специфика как формы деятельности, организации людей.
         Соответственно и политику в собственном смысле слова можно определить как сферу деятельности, связанную с реализацией потребностей и интересов индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в целом, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти" Любая политика, в конечном счете, есть взаимодействие между людьми, сопровождающееся их размежеванием и консолидацией по поводу обладания властью. И именно потребности и интересы людей, социальных групп побуждают их участвовать в политике, бороться за овладение средствами власти. Об этом хорошо сказал В. И. Ленин: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов". Это высказывание сегодня, пожалуй, можно лишь дополнить следующими словами: интересы тех или иных лиц, социальных групп, слоев, классов, наций, народов. 

     Политические отношения – это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
     Исходя  из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей.
     Предметом политических отношений выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.
     Содержанием политических отношений является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).
     Политические  отношения, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например: а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные;) б) по степени осознанности (стихийные или осознанные); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.); д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
     В отличие от других социальных интересов  политические интересы имеют ряд  характерных особенностей, которые  определяют их качественную специфику.
     - политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.
     - политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.
     - политический интерес обладает относительной самостоятельностью.
     - содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого – общества, и его интегральной части – социальной группы. Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).
     - политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.
     - в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.
     Какова  роль политических интересов в общей  системе политических отношений в обществе?
     - в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.
     - политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).
     - политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.
     - в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.
     - политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.
     Таким образом, в сознательной регуляции  социальных процессов, при выборе и  обеспечении приоритетов общих  интересов перед частными, политическому интересу принадлежит важное значение.
     Согласно  широко распространенной точки зрения, политическая деятельность людей выступает в качестве производной по отношению к экономической, но в то же время обладает значительной самостоятельностью. Практически политическая деятельность, представленная крупными политическими решениями программного характера, акциями местного масштаба, узкоспециализированными действиями в различных областях общественной жизни или по отношению к различным социальным группам, может, с одной стороны, оказывать прогрессивное воздействие на экономические отношения, а с другой - сдерживать их развитие, дестабилизировать, толкать к конфронтации, межнациональной розни.
     Политическая  деятельность предполагает определенные виды, она дифференцируется на теоретическую (познавательную, прогностическую и ценностно-ориенти-ровочную) и практическую (сфера внешней политики, сфера выработки и реализации внутренней политики, участие в общественно-политических движениях, военно-политическая сфера).  
     Выполнение  политических функций внутри политических партий и общественных организаций требует наличия у того или иного деятеля достаточного уровня образованности, компетентности, опыта политического поведения, общей политической культуры и т.д. Понятно, что этим качеством обладают далеко не все. Практика показывает, что ими являются наиболее образованные люди с характером деятельности, имеющей высокий статус и т.п. , то есть те, кто нуждается в социальных благах в меньшей степени, поскольку и так уже имеет преимущества в социальном и экономическом плане. И таким образом получается, что среди менее обеспеченных, которые особенно заинтересованы в реализации своих политических интересов, иные оказываются вообще вне активной политики, а остальная часть, которая все-таки вовлекается в политический процесс, не подготовлена принимать компетентные решения. Но ведь смысл политической деятельности, собственно, в том и состоит, чтобы уметь обобщить многообразные политические интересы различных социальных слоев и выработать на их основе такую линию действия, которая должна стать общепризнанной, обеспечить приоритетность общенародного, государственного интереса над местными, отраслевыми, групповыми, личными и т.д.
     Сегодня в нашей стране действуют десятки  политических партий, которые используют в политической борьбе зачастую одни и те же идеи, облекая их в различные идеологические одежды. Это в значительной степени осложняет положение и выбор недостаточно подготовленного к действиям политического плюрализма гражданина. В результате, как отдельные из них, так и целые социальные группы испытывают большие трудности при идентификации своих политических интересов с программными положениями политических партий. Понятно, что это – следствие не столько личностных факторов (уровня образованности, культуры и т.п.), сколько последствия функционирования сложившейся за многие десятилетия политической и экономической системы. Тем не менее, от осознания этого факта реализация политических интересов конкретных личностей не становится более эффективной.
     Что касается неформальных движений и объединений, то сам факт их появления, проблемы их институционализации, свидетельствуют о новых явлениях в жизни общества. Однако ценность неформальных движений заключается в том, что в них находит выход, никем не запланированная и не декретированная самодеятельность и политическая инициатива граждан, способная реализовать те политические интересы, которые не могут быть реализованы в рамках политической партии и других официальных структур политического характера.
     В качестве вывода следует отметить.
     1. Процесс осознания политических  интересов непрерывен. На уровне  обыденного осознания этот процесс  происходит в форме выработки  политических знаний, оценок, ориентаций, которые, в свою очередь, детерминируют практическую деятельность, социальную активность и гражданскую позицию.
     Для реализации своих коренных интересов  посредством государственной (политической) власти, определенные социальные группы создают свои политические партии.
     2. Коренной политический интерес  общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеет учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Кроме того, необходимо систематическое выяснение, в какой мере общеполитические интересы воспринимаются гражданами как свои собственные, в какой степени они становятся источником поведения конкретных лиц и коллективов. Усложнение интересов, возрастание их многогранности в современных условиях, предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляется учет и реализация политических интересов.
     3. Политическое участие и политическую  деятельность как формы реализации политических интересов можно, с полным основанием рассматривать в качестве критериев развития политической организации общества.
     Гражданина  в демократической политической системе отличает проявление интереса к политике, вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенных познаний в политике, компетентность, все, что необходимо для воздействия на правительственную деятельность. В целом эти качества можно суммировать как активность, вовлеченность, рациональность. В то же время эти качества присущи и гражданину в системе однопартийной диктатуры. 

                         
                         2. Объект социальных отношений
         
          Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.
В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае "отношение" употребляется как равнозначное "соотношение". Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение "производственные отношения".
           В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.
           Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения .В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, Т.е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае - это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример - отношения дружбы.
            Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.
           Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
- связующее  их звено, которым может быть  какой-нибудь предмет, интерес,  общая ценность, создающие основу отношения;
- определенная  система обязанностей и долженствований  или установленных функций, которые  обязательно должны выполнять  партнеры по отношению друг  к другу. 
           Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.
           Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Повышение эффективности политических и социальных
                                                 отношений 

     Многообразные связи, складывающиеся между людьми в процессе их деятельности в различных  сферах общественной жизни, принято  называть общественными отношениями. Соответственно отношения, складывающиеся между людьми в связи с их участием в делах политически организованного сообщества, в государственных делах, называются политическими отношениями.
     Таким образом, сущность политических отношений  состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения. В этом своеобразие политических отношений в сравнении с другими видами общественных отношений, их специфика как формы деятельности, организации людей. Всякая общественная проблема приобретает политический характер, если она связана с интересами социальных групп или общества в целом и требует для своего решения использования средств подчинения, в качестве которых выступает государство. 
Соответственно и политику в собственном смысле слова можно определить как сферу деятельности, связанную с реализацией потребностей и интересов индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в целом, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти" Любая политика, в конечном счете, есть взаимодействие между людьми, сопровождающееся их размежеванием и консолидацией по поводу обладания властью. И именно потребности и интересы людей, социальных групп побуждают их участвовать в политике, бороться за овладение средствами власти. Об этом хорошо сказал В. И. Ленин: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов". Это высказывание сегодня, пожалуй, можно лишь дополнить следующими словами: интересы тех или иных лиц, социальных групп, слоев, классов, наций, народов.

     Субъектами  политических отношений могут реально  выступать только такие социальные единицы, которые способны относительно самостоятельно действовать, участвовать  в политике, т. е. имеют для этого соответствующую мотивацию и обладают необходимыми знаниями, умениями и возможностями. Применительно к отдельному индивиду или общественной организации это условие представляется достаточно очевидным. Что касается крупной общности (например, класса), то она становится субъектом политики в том случае, если осознает себя имеющей специфический интерес общностью и самоорганизуется для борьбы за свои права и интересы. Именно благодаря организационным структурам общности, являющимся необходимым инструментом для выражения и представления интересов и устремлений ее членов, крупная общественная группа становится субъектом политики, или социально-политической силой.
     Понятно, что субъекты политики чрезвычайно  разнообразны. Перечислим основные, разделив их на две группы.
     К первой группе субъектов политики относятся  объективно существующие основные социальные общности и единицы. Это - народ, классы, нации, народности, социальные, территориальные, религиозные, профессиональные и демографические группы, наконец, индивиды. Каждый из этих социальных субъектов обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики.
     Вторую  группу субъектов политики образуют социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Они называются политическими институтами, к которым обычно относят: органы государства, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются для выражения политических интересов различных социальных групп, классов, наций, народов.
     Политические  отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и  управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.
     Политические  отношения несут в себе все  необходимые атрибутивные качества политики: - их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи; - возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями; - деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития; - их специфическим инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов.
     Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере  социальных отношений, нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем - все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта ( когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него направлено воздействие тех или иных политических сил, например в целях его реформирования, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.
     В центре политических отношений находятся  отношения между государством и обществом. Данный вид политических отношений представляет собой совокупность прямых и обратных связей, с помощью которых осуществляется взаимодействие государства и общества.
     Существуют  три типа этих отношений:
     • наличие и приоритет свидетельствуют  о демократическом характере политических отношений;
     • частичное блокирование «механизма обратных связей» и доминирование прямых связей свидетельствуют об авторитарных политических отношениях;
     • полное блокирование механизма обратных связей, наличие только «прямых связей»  соответствуют тоталитарным отношениям.
     В политические отношения также входят межгрупповые, внутригрупповые и межличностные отношения. В этом находит свое выражение структурная сложность и многоуровневость системы политотношений. В нее же входят и межгосударственные (международные) и глобальные политические отношения.
     Политические  отношения могут носить характер как согласия, солидарности, так и соперничества, конфликта, антагонизма. Особое место в системе политических отношений занимают управленческие (между управляющими и управляемыми) и отношения политического властвования (между властвующими и находящимися под властью).
     Совокупность  всех политических отношений определяет, по существу, функционирование данной политической системы обществ 
 

                                               Заключение 

      Таким образом, сущность политических и социальных отношений состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения. В этом своеобразие политических интересов и отношений в сравнении с другими видами общественных отношений, их специфика как формы деятельности, организации людей. Всякая общественная проблема приобретает политический характер, если она связана с интересами социальных групп или общества в целом и требует для своего решения использования средств подчинения, в качестве которых выступает государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Список литературы 

1. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. -М., 2006.
2.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.