На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Познавательная деятельность на уроках природоведения

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
 
 

Познавательная  деятельность на уроках природоведения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотация 
 

       Дипломная работа содержит 63 страницы, в том числе 5 таблиц, 2 диаграммы, 25 источников, 2 приложение.
       В рамках дипломной работы рассматривалась проблема познавательного интереса на уроках природоведения. В дипломе была поставлена цель, заключающаяся в исследование специфики развития познавательного интереса на уроках природоведения.
       Исходя  из поставленных задач, в дипломной работе рассмотрены особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников, изучено состояние проблемы познавательной деятельности на уроках природоведения, а также была исследована специфика развития познавательного интереса и выявлен его уровень благодаря деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Summary 
 

      Degree work is kept 52 pages, including 5 tables, 2 diagrams, 25 sources, 2 exhibits.
      Within the framework of degree work was considered problem of cognitive interest on lessons  In the diploma was putted purpose, concluding in the study of specifics of development of cognitive interest on lessons nature.
      Coming From put problems, in degree work considered particularities scholastic-cognitive younger schoolboy activity, studied condition of problem of cognitive activity on lessons природоведения, as well as was explored specifics of development of cognitive interest and evealed its level due to activity. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………...6
1 Сущность  процесса обучения в контексте  деятельностного подхода в педагогике……………………………………………………………………………8
1.1 Значение  познавательной деятельности и  его психологические предпосылки  в обучении……………………………………………………………………………8
1.2 Познавательная  деятельность и познавательный  интерес…………………..15
1.3Активизация познавательного интереса………………………………………24
2 Исследование  активности и познавательного  интереса младших школьников  на уроках природоведения…………………………………………………………30
2.1 Анализ  уровня развития мышления учащихся  на уроках природоведения..30
2.2 Анализ мотивации достижения целей учащихся на уроках
природоведения…………………………………………………………………….40
2.3 Изучение взаимосвязи активности и познавательного интереса на уроках природоведения…………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………….55
Список  использованных источников……………………………………………..56
Приложение А  Методика диагностики мотивации достижения……………….61
Приложение Б  Методика психодиагностики мышления младшего
школьника………………………………………………………………………......62 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       Актуальность исследуемой проблемы состоит в противоречии между высокой потребностью в активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроках природоведения и физиологической особенностью познания в этом возрасте как энергозатратной работы. Не менее значимо противоречие между отсутствием чёткой определённости в теоретической разработке механизма развития познавательного интереса и высоким уровнем потребности в ежедневном применении алгоритма по его реализации в образовательном процессе. 
       На  современном этапе развития общества растёт объём необходимых для учащихся знаний. Ученикам важно научиться самостоятельно, добывать информацию и работать с ней, чтобы можно было легко ориентироваться в её потоке. Поскольку одним из приоритетных видов деятельности школьников является учение, то важной задачей современной педагогики является поиск путей развития познавательного интереса. Причём важно обращать внимание не только на теоретическое исследование  развития познавательного интереса в обучении, но и на выработку механизма их практической реализации в образовательном процессе.
       Познавательный  интерес – явление многообразное, поэтому на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.  Познавательный  интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.
       Невозможно  переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника  и формирования его личности. Под  влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы познания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.
       В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимый  для постановки и решения исследуемой  проблемы. Это труды учёных в области:
       1 Теории деятельности  (М.С Каган, С.Л Рубенштейн);
       2 Проблема активизации познавательной деятельности (М.А Данилов, Г.И Щукина, М.Н. Скаткин);
       3 Исследования психологической природы интереса (Л.М. Фридман, Р.С. Немов, А.В. Петровский);
       4 Теория   познавательного   интереса  как  средства  обучения (В.К. Вилюнас, Г.И. Щукина);
       Несмотря  на достаточную изученность данной проблемы в литературе, тем не менее методические аспекты этого вопроса, в частности для младших школьников с современными программами, разработано недостаточно, поэтому тема нашего исследования была определена следующая: Познавательная деятельность на уроках природоведения.
       Цель: выявить взаимосвязь активности и интересов школьников с познавательной деятельностью на уроках природоведения. 
       Объект исследования: процесс познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения.
       Предмет: познавательная активность и интерес учащихся как компонент учебной деятельности на уроках природоведения. 
       Для реализации поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:
       1 Раскрыть состояние изученности проблемы познавательной деятельности на уроках природоведения;
       2 Выявить характер взаимосвязи  активности и интереса учащихся  на уроках природоведения.
       3 Определить особенности влияния познавательного интереса и познавательной деятельности на учащихся на уроках природоведения.
       Цель, предмет, объект и задачи работы определили гипотезу: потенциал познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения может быть расширен уровнем активности и интереса школьников, если:
       – выявлены особенности проявления мышления учащихся на уроках природоведения;
       – активность и интерес способствуют возрастанию уровня мотивации достижения целей обучения;
       – меняется характер взаимосвязи активности и интереса на уроках природорведения.
       База исследования: лицей № 4 города Оренбурга, 5 «Б» класс, урок природоведения.
       Работа  общим объемом 63 страницы, 5 таблиц, 2 рисунка, 2 приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Теоретические аспекты познавательной деятельности учащихся в контексте развития активности и интереса субъектов образования 

       В первой главе на теоретическом уровне рассмотрены следующие проблемы:
       – познавательной деятельности учащихся в контексте развития активности и интересов субъектов образования;
       – познавательная деятельность как педагогический феномен;
       – рассмотрены такие понятия как  познавательная активность, познавательный интерес, познавательная деятельность, мышление, мотивация;
       – проявление познавательной активности интереса учащихся на уроках природоведения. 
 

       1.1 Познавательная деятельность как педагогический феномен 
 

       Деятельность  можно определить как специфический  вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей.
       Деятельность  человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
       Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.
       Деятельность  человека в основном порождается  и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это – потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и др. Формы и способы организации человеческой деятельности со сложными двигательными умениями и навыками, приобретёнными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. С раннего детства ребёнка обучают пользоваться предметами домашнего обихода, различными инструментами, которые преобразуют заданные им от природы движения конечностей. Они начинаю подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность.
       Деятельность  отличается от поведения. Поведение  не всегда целенаправленно, не предполагает создания определённого продукта, носит  пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, организована, систематична.
       Деятельность  человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.
       Мотивом деятельности называется то, что побуждает  её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычна, выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
       В качестве цели деятельности выступает  её продукт. Он может представлять собой  реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения, навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).
         Цель деятельности не равнозначна  её мотиву, хотя иногда мотив  и цель  деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с различными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы.
       Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения, навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.
       Всякая  деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют операции и  действия, как основные составляющие деятельности. Действие - часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операция - способ осуществления действия.
       В качестве средств осуществления  деятельности для человека выступают  те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и  операции. Развитие средств деятельности ведёт к её совершенствованию, в  результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.
       Всякая  человеческая деятельность имеет внешние  и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические  структуры и процессы, участвующие  в управлении деятельностью со стороны  центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включённые в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности [3].
       Основными видами человеческой деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития, являются: общение, игра, учение и труд.
       Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-восстановительного влияния людей друг на друга.
       Игра  – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследует цель получения отдыха. Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения. Разрядки.
       Учение  выступает как вид деятельности, целью является приобретение человеком  знаний, умений, навыков. Учение может  быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат.
       Особенности учебной деятельности состоят в  том,  что она прямо служит средством  психологического развития индивида.
       Особое  место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря  труду человек построил современное  общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким  образом,  что открыл для себя  перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
       Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности [2].
       Восприятие  в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие   человеческие   качества.   В   деятельности   формируются   его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребёнка с объёмными, близлежащими и удалёнными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определённые измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Воображение тоже связано с деятельностью. Человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было    элементом,    предметом,    условием    или    моментом    какой-либо деятельности.
       Память  состоит из двух процессов: запоминание  и воспроизведение. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это структурирование, осмысление, включение разнообразных предметов и движений    в    процессе    запоминания.    Сознательное    воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.
       Мышление  в ряде своих форм идентично практической деятельности. В развитых формах - образной и логической – деятельностный момент выступает в нём в виде внутренних, мыслительных действий и операций.
       Речь  также представляет собой особого  рода деятельность, так что часто, характеризуя её, пользуются словосочетанием  «речевая деятельность».
       Всякая  деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
       Содержание  любой деятельности – трудовой, познавательной, общественной, художественной и т. д. – необходимый компонент структуры. Оно расширяет соприкосновение ребенка с внешним миром, содействует обогащению его знаний, приобретенного опыта.
       Если  содержание новое, малознакомое воспитаннику, развитие его кругозора бесспорно: если содержание уже знакомо, то постановка новых задач способствует углублению деятельности, более свободному, умелому оперированию своими достижениями.
       Содержание  деятельности в педагогическом процессе часто ограничивается рамками программы, определенными требованиями, в которых  закладываются цели деятельности.
       Наличие умений совершенно необходимо, чтобы деятельность состоялась, без них невозможно ни решать поставленные задачи, ни совершать предметные действия. Совершенствование умений приводит к успеху, а успех, как известно, стимулирует потребность к продолжению деятельности, интерес к ней. Завершается деятельность результатом. Это - показатель развития знаний, умений личности. С результатом сопряжена оценка и самооценка личности, её статус в коллективе, среди близких.
         Учебно-познавательная деятельность  учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес [3].
       Невозможно  переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника  и формирования его личности. Под  влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
       Процесс познавательной деятельности требует  значительной затраты умственных сил  и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к  осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна.
       Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс  длительного (усвоения) устойчивого  внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.
       В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании – главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.
       Познавательная  деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
       Автоматизированные, сознательно, полусознательно и  бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками, привычками.
       Умение  – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно   контролируемые   части   деятельности,   по   крайней   мере,   в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
       Навыки  – это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если   под   действием   понимать   часть   деятельности,   имеющую   чётко поставленную   сознательную   цель,   то   навыком   также   можно   считать  автоматизированный компонент действия.
       Умения  в отличие от навыков образуются в результате координации и навыков. Их объединения   в   системы   с   помощью   действий,   которые находятся под сознательным контролем.  Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью   действий,   которые   находятся   под   сознательным   контролем. 
Умения    в    отличие    от    навыков    всегда    опираются    на    активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.

       Привычка  от умения и навыков отличается тем, что представляет собой  непродуктивный элемент деятельность. Привычки являются негибкой (часто неразумной), частью    деятельности,    которая    человеком    выполняется механически   и   не   имеет   сознательной   цели   или   явно   выраженного продуктивного   завершения.   Привычка   в   определённой   степени   может 
сознательно контролироваться.

       В  условиях  школы,  в  процессе  обучения  совершается  важнейшая социально-педагогическая познавательная деятельность, которую чаще всего называют учением. Хотя, строго говоря, «учение» следует понимать как более широкий процесс деятельности ученика по овладению знаниями, умениями,     навыками,     преследующий     научение    различным     видам деятельности, не только познавательной. В то   же время эту деятельность нельзя полностью отождествлять с познанием, которое в конечном итоге открывает   новые   истины.   В   учебном   же   познании   происходит  лишь приобщение к истине, уже открытой человечеством.
       В учебном процессе познавательная деятельность ученика – учение представляет собой  сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям,  от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретённых от взрослых либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания. Благодаря учению совершается переход к систематизированному познанию предметного мира, к овладению научными истинами. Эта деятельность отличается от научного познания тем, что в ней не всегда   и   необязательно   происходит   непосредственное   соприкосновение  школьника с предметами и процессами окружающего мира, которые им изучаются, а приобретаются знания, уже накопленные наукой, благодаря чему процесс организованной познавательной деятельности  совершается быстрее   и   легче,   а   при вдумчивом   руководстве   учителя   доступней, плодотворнее, успешней [9].
       Ян  Амос Каменский, совершивший революцию  в дидактике, рассматривая новую  школу как источник радости, света  и знания, считал интерес одним  из главных путей создания этой светлой  и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребёнку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И.Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребёнку.
       Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса и познавательной деятельности становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. 
 

       1.2 Познавательная деятельность и познавательный интерес 
 

       Проблема  познавательного интереса впервые была рассмотрена с точки зрения педагогической науки, тогда как раньше считалось, что интерес - это в первую очередь проблема психологии. Действительно, выдающиеся психологи XX века исследовали этот научный феномен, раскрыв его психологическую сущность. Но именно Г.И. Щукина, а позднее и ее ученики, разработали теорию познавательного интереса в педагогическом плане. Они изучили познавательный интерес с позиций дидактики, психологии и методики обучения. Экспериментально, на разных предметах были показаны пути его формирования, выявлены возрастные и индивидуальные проявления познавательных интересов школьников. Коллективными усилиями было доказано, что познавательная активность и познавательная самостоятельность - это сущность познавательных интересов.
       Проблема  познавательного интереса - центральное  звено в системе идей Г.И. Щукиной. Познавательный интерес в этой системе  тесно связан с проблемой деятельности и взаимосвязи различных видов  деятельности в учебном процессе, а также с проблемой становления человека. Как сегодня можно по-новому осмыслить эти идеи? Современные технологии позволяют включить школьника в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих и уровень развития школьника, и его личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам деятельности. Это также способствует становлению познавательного интереса как одного из самых бескорыстных и ценных мотивов учения. В связи с профилизацией современной школы проблема познавательного интереса становится всё более и более актуальной. Познавательный интерес часто сопряжен с профессиональными намерениями и способностями школьника. Именно поэтому так важно с самых первых лет обучения в школе развивать интересы школьника, чтобы обеспечить для него в старших классах условия для осознанного выбора профиля обучения, для реализации жизненных планов.
         Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами, раскрывает материаллистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека. Истоки интереса лежат в общественной жизни. В интересе выражено единство объективного и субъективного.
       Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
       Традиционный  педагогический подход к решению этого вопроса состоит из следующих аспектов:
    обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
    возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;
    всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.
    интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.
       Формирование  интереса обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.
       Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.
       В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование [11].
       Общеизвестно, что учить приятней и радостней  того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить  тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.
       Анализ  психологической структуры познавательного  интереса привел советских психологов к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
       Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Процесс формирования интересов, – отмечает Г. И. Щукина, – происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов».
       За  внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка.
       Особое  значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в  подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах деятельности.
       Интерес выступает перед нами как:
    избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
    тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
    мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
    особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
       В школе объектом познавательного  интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.
       Познавательный  интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.
       Познавательный  интерес не всегда и не обязательно  развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной  предметной области под влиянием  интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному  подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.
       Элементы  познавательной направленности имеют  место в любом интересе, потому, что, интересуясь предметом или  явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним.
       Познавательный  интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
    активный поиск;
    догадка;
    исследовательский поиск;
    готовность к решению задачи.
       Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:
    эмоции и удивления;
    чувство ожидания нового;
    чувство интеллектуальной радости;
    чувство успеха.
       Интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое [3].
       Важной  особенностью познавательного интереса является также и то, что центром  его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
       Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности,  «жажда знаний» – всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.
       Формирование  этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов:  мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.
       Значит, каждый из этих видов интереса может  стать и этапом его развития. В  одной области знаний интерес  может существовать как эпизодический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника.
       У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь равный уровень своего развития и различный характер проявления, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития [25].
       Элементарным  уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным  явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
       Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
       На  этом уровне познавательный интерес  часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще проникает не настолько в сознание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных стадиях. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточно теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались к дедуктивному, самостоятельному подходу в учении.
       Еще более высокий уровень интереса составляет интерес школьника к причинно – следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне учебный процесс ощутимо продвигается у ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаружить глубокий интерес к познанию закономерностей.
       Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Относительная  устойчивость познавательного интереса к определенной области предметов и явлений позволяет учителю опираться на имеющиеся расположения учеников, использовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мотив учения. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства учащихся подростков, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения еще не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у ученика внутренний побудитель интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах [5].
       Наконец, познавательный интерес школьника  может быть достаточно устойчивым. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием множества путей (не только в учении, но и в занятии любимым делом в свободное время; не только учебная книга, но и множество средств массовых коммуникаций; не только учитель, но и родители, товарищи, знатоки своего дела). Любое из этих (и не названных здесь) обстоятельств может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес школьников.
       В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.
       Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.
       В свою очередь неосознанный интерес  порождает всеястность в выборе круга чтения, ТВ, занятий в часы досуга, что мало содействует укреплению доминирующих интересов и определившихся склонностей школьника.
       Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Попытаемся разобраться в этом.
       В познавательном интересе, как в своеобразной клетке развития, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.
    В нем выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.
    В нем наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающегося обучения.
    Психологическая структура самого феномена «интерес».
    Под его влиянием активизируется процесс познавательной деятельности, в целом, и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдения, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.
       Проблемой познавательного интереса сегодня  занимаются многие коллективы образовательных  и научных учреждений; их исследования опираются на научно-теоретический базис, разработанный Г.И. Щукиной. В сегодняшних условиях необходимо по-новому рассмотреть многие вопросы теории обучения и воспитания, учитывая тот богатейший пласт идей, разработанных педагогами-учеными XX века, и адаптировать их к современным педагогическим условиям. Г.И. Щукина считала, что познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новым возможностям ученика в его развитии, открывающего для него новые перспективы познания. Ценность познавательного интереса как мотива учения для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса активизирует все психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует возникновению положительных эмоциональных состояний личности. Но ведь именно этого хотим мы и сегодня - вызвать у ученика интерес к учению, к познанию нового, воспитать у него стремление к преодолению трудностей, к обретению в учении личностного смысла, благодаря чему возможно достижение максимальных вершин в той или иной области познания и переживание удовлетворения от достигнутого успеха. Всё это позволяет повысить самооценку учащихся, углубляет их желание открывать для себя новые горизонты знаний, не боясь трудностей, веря в собственные силы.
       Анализ  и синтез, вообще мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет потребностей, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.
       Изучая  мышление, как и любой другой психический  процесс, психологическая наука учитывает и в той или иной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. (в противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само по себе «чистое» мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление - это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.
       Г.И. Щукина, выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:
       1 Любопытство – элементарная    стадия,    обусловленная внешними,    подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
       2 Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы виденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
       3 Познавательный     интерес     характеризуется     познавательной  активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
       4 Теоретический   интерес:   познанные  теоретические  вопросы, в  свою  очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.
       Все эти ступени взаимосвязаны и  представляют собой сложнейшие сочетания. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с участниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение. Познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Поэтому наша задача как преподавателей – формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность учащихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. И у каждого из нас есть свои, уже апробированные способы активизации познавательного интереса, которые мы иногда сознательно, а иногда интуитивно используем в образовательном процессе, независимо от содержания конкретной темы и предмета в целом.
       Как отмечала Г.И. Щукина, познавательный интерес выступает как важнейший побудитель активности личности, ее познавательной деятельности. В современных условиях задача воспитания активной, деятельной, творческой личности остаётся в высшей степени важной. Ведь возможность самостоятельно решать познавательные задачи, постоянно находиться в поиске решений, жажда новых видов деятельности позволит утвердиться нашим ученикам во взрослой, подчас очень суровой жизни. Сегодня идеи Г.И. Щукиной требуют нового осмысления в связи с изменением социокультурных условий, изменением информационной культуры общества. Идеи Г.И. Щукиной могут стать базовыми для решения конкретных, обусловленных временем педагогических задач. И это относится не только к теории обучения, но и к теории воспитания, поскольку система идей, над которыми работала Г.И. Щукина, многопланова.
       Мы  сегодня много говорим о качестве знаний наших учащихся, но нельзя оставлять  в стороне общую культуру личности, её нравственную воспитанность. Мы - не только учителя, передающие знания, мы - воспитатели душ, о чем так  часто забывают начинающие педагоги. Влияние учителя на воспитанника невозможно переоценить. Именно от воспитателя зависит, замкнется ли ученик в себе, закроется от всего мира своей агрессивностью или безразличностью, или откроется навстречу нашему влиянию, общению, тем ценностям, которые мы воплощаем в учебном процессе. Да, воспитательный процесс сложнее учебного, его сложно оценить, измерить, его влияние и результативность, скорее всего, можно только почувствовать, наблюдая и изучая детей, направляя их поступки, поведение, корректируя или нейтрализуя отрицательные воздействия среды. Обращаясь к идеям Г.И. Щукиной, мы можем заметить, что основную сложность воспитательного процесса она видела в том, что у каждой личности, на которую направлено воспитательное влияние, есть свой сложившийся жизненный опыт, отражающий переплетение множества влияний -широкой социальной среды и микросреды, средств массовых коммуникаций, стихийных и целенаправленных воздействий окружающего мира. Особенно надо выделить семью с ее укладом, отношениями к ребенку в семье и отношения самого ребенка к окружающим его близким людям [1].
       Г.И. Щукина подчёркивала необходимость  воспитания у ребенка положительного опыта жизни, деятельности, общения. Хорошо организованный и умело направленный воспитательный процесс, с ее точки зрения, способствует приобретению детьми положительного жизненного опыта. Этот опыт, активно используемый и постоянно пополняемый новыми ценными приобретениями, и становится основой воспитанности личности. Чем богаче положительный опыт, который накапливает ребенок, тем выше уровень его воспитанности.
       Все эти идеи стали еще более актуальны, когда мы все чаще задумываемся о  влиянии окружающей среды, средств  массовой информации на психологию, поведение  ребенка, на его мировоззрение. Сегодня  от нас, педагогов, требуется высокая педагогическая культура, компетентность, чтобы учесть и преодолеть отрицательные воздействия социальной среды. Возвращаясь не раз к идеям педагогов-ученых прошлого, внесших большой вклад в развитие педагогики как науки, и, в частности, к идеям Г.И. Щукиной, мы обогащаемся новыми для нас, но уже разработанными в науке и апробированными методами и приемами решения образовательных и воспитательных задач. Это позволяет нам идти в ногу со временем, сообразуясь с постоянно изменяющимися условиями социокультурной среды.
       Нам досталось огромное и ценное педагогическое наследие – труды педагогов прошлого. Надо умело им воспользоваться, оценивая не только их научные труды, но и труд души наших великих педагогов. Великих в их любви к детям, к педагогике, в их желании понять для себя и показать другим многообразие поисков и решений, ведущих педагога вперед по трудному и нескончаемому пути образования человека.
       В ряду этих проблем оказываются чрезвычайно  близкие тем, которые изучала  Г.И. Щукина и другие педагоги прошлого: здоровое детское любопытство, интересы, личностный смысл образования, и снова – интересы и послешколъные планы... Все эти проблемы в разные исторические периоды имели разные корни, но всегда были предметом пристального внимания теоретиков педагогики.
       Китайский педагог Конфуций говорил: «Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведёт, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет. Указывает путь, но не позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником.
       Г.И. Щукина считала, что прямой обязанностью наставников следует почитать «удерживать внимательность целого класса в постоянном напряжении», что «если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям наукой, то больше ничего требовать нельзя. В разработку идеи «учения с увлечением», в создание целостной системы обучения, основанного на пробуждении интереса, внесли огромный вклад педагоги-учёные и учителя разных стран. Этот опыт бесценен. Но российской, петербургской школе очень близки идеи Г.И. Щукиной. И к ним необходимо вновь и вновь возвращаться, размышляя о личностном смысле учения, создавая новые диагностические методики интереса и проектируя методы и приёмы обучения, способствующие развитию познавательных интересов наших школьников.
       Таким образом, познавательный интерес выступает  как критерий эффективности реализации познавательной деятельности.  
 

       1.3 Особенности проявления познавательной активности и интереса учащихся на уроках природоведения 
 

       В педагогической энциклопедии активность личности определяется как деятельное состояние человека к миру, способность  его производить общественно  значимые преобразования материальной и духовной сферы на основе общественно-исторического опыта человечества, проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активность личности -это активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его инициативности, последовательности, в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активности личности воплощаются присутствующие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения.
       Психологи считают, что младший школьный возраст  несет в себе большие нереализованные  возможности в познании окружающего мира.
       Плодотворной  почвой для этого является учебная  деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
       Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. 
Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность [8].

       Познавательная  активность отражает определенный интерес  младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
       Ученые  в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
       - репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
       - поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
         - творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
       Развитие  познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда  ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой  познания предметов окружающего  мира и логикой самоопределения  личности в окружающей среде.
       Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
       Активность  стала предметом исследования многих наук: философских, естественных, общественных, психолого-педагогических, каждая из которых  рассматривает свои специфические непосредственно для неё закономерности возникновения, развития и проявления активности, её динамику.
       Понятие «Активность», применяемое в педагогике, рассматривается для обозначения  трёх неодинаковых явлений:
       1 Определённой конкретной деятельности;
       2 Состояния, противоположного пассивности;
       3 Для  обозначения инициативности и явления,  противоположного реактивности.
       Понятие «Активность» очень широко и разнообразно используется в практике обучения.       Нередко       активность       отождествляется       с самостоятельностью действий, иногда с мышлением или инициативностью ученика. В других случаях активностью называется выполнение каких-либо практических, трудовых или учебных заданий. В основе проявления активности лежат условно-рефлекторные связи. Активность всегда выражена в выполняемом человеком действии.
       Быть  активным - значит, находится в деятельном состоянии. Активность может проходить  на различном уровне. На высшем уровне активность выступает в напряжённой мыслительной деятельности и находит своё выражение в разумной творческой деятельности человека. Высшие формы активности не только выражаются на основе более простых, но и перерастают их. Исполнительные действия отличаются организованностью и подчиняются произвольной регуляции соответственно найденному решению. А может быть различной по силе и степени выраженности. В этом отношении она находится в непосредственной зависимости от наличия определённых мотивов, которые побуждают человека к действию и поддерживают его деятельное состояние [1].
       Активность  – это интегральное свойство личности, которое позволяет осуществлять целеполагание деятельности, связанное с мотивацией, мобильно оперировать способами и совершенствовать их конструктивный перенос, инициативно и критически относиться к возвышению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, предвосхищать результаты деятельности.
       Опираясь  на различные определения, учитывающие  многомерные проявления феномена активности, можно утверждать, что активность учащегося является важнейшим механизмом формирования и становления его как субъекта деятельности, как личности.
       В учебной деятельности чрезвычайно  важно то, насколько самостоятелен  учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков.
       Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
       Процесс обучения определяется стремлением  учителей активизировать учебную деятельность учащихся. Поскольку проблемное обучение активизирует процесс обучения, его отождествляют с активизацией. Термины: «активизация обучения», «активность школьника», «познавательная активность ученика», часто различаются.
       Суть  активизации учения школьника посредствам  проблемного обучения заключается не в обычной умственной активность и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству. Активность учащегося в процессе обучения – волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели.
       Сущность  активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению; инициативность; познавательная деятельность.
       Отмеченные  особенности активизации учебной  деятельности младших классов позволяют указать её основные направления, учитывающие особую роль интереса.
       Самостоятельность в учебной деятельности прямо  связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения  познавательной задачи, критической  самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Познавательная самостоятельность школьника выступает как условие его творческой деятельности, осуществляемых им продуктивных    мыслительных   операций.    Самостоятельность    учащихся является показателем активности личности и её высоких способностей к познавательной деятельности. Она проявляется в их умении увидеть новый вопрос,   новую проблему,   решить   её   своими   силами.   В   способности  осмыслить многообразие связей и отношений, выделяя существенное. Те же ученики,    у    которых    не    развита    самостоятельность,    подвергаются разнообразным влияниям, не всегда думают, анализируют, чаще просто механически заучивают материал, чтобы потом воспроизвести.
       Самостоятельность – качество, которое необходимо воспитывать у учащихся.   Для  того  в  процессе  обучения  нужно  ставить  их  в  такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи могли решать предложенные    познавательные    задачи.    В   педагогической    литературе разработана специальная система заданий, ориентирующая  школьников на их    самостоятельное    выполнение:    работа    над    учебниками,    другой литературой,    разнообразными    источниками    знаний;    решение    задач, примеров; написание изложений, сочинений и т.д. Выполнение этих заданий предполагает работу учащихся  без  помощи товарищей.  Учителя, такую  деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышлении, учении, переносе знаний,  учебной работоспособности, неподверженности посторонним влияниям [7].
         Самостоятельность,       формирующаяся       на       базе       активности, характеризуется  многими учёными как качество  личности, раскрывают   эту   ценную   для   ученика   черту,   при   помощи   следующих признаков:
       1 Стремление и умение самостоятельно мыслить;
       2 Способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче;
       3 Желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания;
       4 Критический подход к суждению других;
       5 Независимость собственных суждений.
       Отмечается   роль   самостоятельность   как   на   первичной   ступени  познавательного  акта   (способность   активно   и   творчески   воспринимать материал), так и на заключительном этапе познания (умение и способность использовать усвоенные теоретические знания на практике).
       В этом ценном для личности ребёнка  качестве происходит взаимное обогащение  мотивов  учения  –  потребностей,   интересов,  стремлений  и способов самостоятельного отыскания истины [8].
       Самостоятельность связана с инициативой, с поиском различных путей решения учебно-познавательных задач без участия взрослых и помощи со стороны.   От   становления   самостоятельности   с   ранних   лет   зависит   и активность ребёнка, его ориентировка в окружающей действительности.
       «Я  сам»  -  великолепное  стремление уже  младшего  дошкольника, которое  нужно поддерживать и развивать. Понимание школьником своих возможностей происходит при активном включении  его в самостоятельную деятельность. Это позволяет ему выдвигать  перед собой новые требования, осуществлять саморегуляцию.
       Проявления  самостоятельности выражены:
       1 В     целенаправленности     познавательных     действий,     и в целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;
       2 В характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопросов, обращённых к учителю; 
       3 В желании расширить, углубить познавательную деятельность за счёт источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидение, радио.
       Формирование     самостоятельности     школьника    содействует    его всестороннему  развитию   в   любой   деятельности,   его   благополучия положению  в коллективе [5].
       В поведении человека есть две функционально  взаимосвязанные стороны: побудительная  и регуляционная. Вторую мы уже в основном рассмотрели в предыдущих главах, а теперь обратимся к первой.
       Побуждение  обеспечивает  активизацию  и  направленность  поведения,  а  регуляция отвечает за то, как оно  складывается от начала и до конца  конкретной ситуации. Рассмотренные нами психические процессы, явления               состояния:    ощущения,    восприятие,    память,    воображение,    внимание, мышление    способности,    темперамент,    характер,    эмоции   –   всё   это          обеспечивает   в   основном   регуляцию   поведения.   Что   же   касается   его стимуляции,   или   побуждения,   то   оно   связано   с   понятиями   мотива  и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях.   Интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека.   О внешних   факторах,   которые   заставляют   его   вести   себя определённым   образом,   об   управлении   деятельностью   в   процессе   её  осуществления   и   о   многом   другом.   Среди   всех   понятий,   которые используются  в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека. Самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.  
       Каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного. Видеть её под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.
         Сиюминутное, актуальное поведение  человека следует рассматривать  не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае   мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
       Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и   устойчивость   целостной   деятельности,   направленной   на  достижение определённой цели. 
 

       Выводы  по первой главе 
 

       Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе – необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
       В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать  только объектом. Учение всецело зависит  от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании – главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.
       Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере.
       Активность  – это интегральное свойство личности, которое позволяет осуществлять целеполагание деятельности, связанное с мотивацией, мобильно оперировать способами и совершенствовать их конструктивный перенос, инициативно и критически относиться к возвышению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, предвосхищать результаты деятельности.
       Сущность  активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению; инициативность; познавательная деятельность.
       Таким образом, можно сделать вывод, что  критерием эффективности познавательной деятельности является активизация этого процесса и уровень познавательного интереса младшего школьника к обучению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Опыт практической  диагностики активности  и познавательного  интереса учащихся  на уроках природоведения 

       Во  второй главе, в рамках исследуемой  проблемы были решены следующие задачи:
    определён уровень развития мышления учеников 5 класса по методу Зака.А.З как критерий эффективности усвоения знаний в процессе обучения;
    выявлены приоритетные мотивы в достижении целей обучения учащихся  младших классов, как важное звено формирования познавательного интереса;
    выявлен характер взаимосвязи активности и познавательного интереса на уроках природоведения.
 
 
       2.1 Особенности проявления  мышления учащихся  в познавательной  деятельности на  уроках природоведения 
 

       Начальный период школьной жизни занимает возр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.