На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы и средства обучения в современной школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Психолого-педагогические аспекты использования методов  и средств обучения в современной  школе………..………………………….….5
Раздел 2.  Особенности  использования методов и средств  обучения в современной школе при обучении иностранному языку………...………….……...18
Заключение………………………………………………………………………26
Библиографический список…………………………………………………….27 
Приложение…………………………………………….………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Современная педагогика - это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
     Во  все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.
     Одним из главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).
     Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
     Обучение  любому предмету, в том числе иностранному языку, обозначает передачу учащимся знаний и управление их деятельностью, направленной на выработку определенных навыков и умений. При обучении иностранному языку имеет место целесообразное изменение физической и психической деятельности учащихся на основе их опыта в родном языке,
     Исследования  педагогической психологии помогают понять закономерности развития психики человека в процессе воспитания и обучения, формирование у учащихся мышления; проблемы управления усвоением знаний, навыков и умений; психологические факторы, влияющие на успешность обучения, взаимоотношения между обучающим и обучаемым, индивидуально-психологические различия учащихся.
     Применительно к иностранному языку педагогическая психология помогает выявить мотивацию деятельности учащихся в процессе изучения иностранного    языка,    создать    установку    на    практическое    овладение иностранным языком, определить и поддерживать интерес к языку и народу, говорящему на нем; выработать правильное отношение к овладению знаниями и развитию речевых навыков и умений.
     Общественная  жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель - в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.
     В нашей работе мы рассмотрим такие  важные компоненты педагогического процесса, как методы и средства обучения, являющиеся составными организационно    управленческого комплекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Психолого-педагогические аспекты использования
методов и средств обучения в современной школе. 

     Понятие «метод обучения» отечественные педагоги трактовали по-разному. Одни понимали его как «способ передачи другим познаний» (Д.И.Тихомиров) или относили к нему «вообще все способы, приемы и действия учителя, которые направлены к достижению целей образования» (К.В. Ельницкий). Другие рассматривали метод обучения как «совокупность координированных приемов преподавания» (С.А. Ананьев). Часть теоретиков педагогики при определении понятия на первый план выдвигала «расположение учебного материала» (Л. Соколов, К. Смирнов и др.). Некоторые педагоги рассматривали метод обучения как «путь, который мы заранее намечаем для достижения целей образования...» (Н.М Шульман). Е.И. Перовский определял как «формы движения содержания в процессе обучения», М.А. Данилов как «применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками» и т.д. [2;156]
     Методы  обучения есть категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Американский педагог К. Керр выделяет четыре «революции» в области методов обучения в зависимости от преобладающего средства обучения (1972). Первая состояла, в том, что учителя-родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям; сущность второй- замена устного слова письменным; третья ввела в обучение печатное слово; четвертая, происходящая в настоящая время, предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.
     В 70-80-е гг. осуществлены попытки системного подхода к изучению проблемы методов обучения, с тем, чтобы повысить теоретический уровень исследований в этой области. Основная, общая цель обучения состоит в усвоении подрастающим поколением основ социального опыта, накопленного человечеством на протяжении его истории. Как показали исследования в состав этого опыта входят: знания о природе, обществе, человеке, технике, способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности (умения); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально- ценностного отношения к миру. Тем самым методы обучения отражают целевой и содержательный, психологический (учитывая закономерности усвоения), гносеологический (организация познавательной деятельности учащихся) аспекты обучения. На необходимость многоаспектного и комплексного подходов к рассмотрению данного вопроса указывают многочисленные исследователи (А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский, Д. Зверев, И.Я. Лернер, М.И. Махутов и др.).
     Поиск и ответ на традиционный дидактический  вопрос: как учить?- выводит нас на категорию методов обучения. Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
     Метод обучения (от греч. Metodos - путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорит о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование.
     Как многомерное образование, метод  обучения имеет много сторон. По каждой  из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов,     в     которых     последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков.
   Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку система, В настоящее время известны десятки классификаций, методов обучения. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.
    Традиционная классификация методов обучения. В качестве общего 
    признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких 
    источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе 
    культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в 
    последние   десятилетия    все    сильнее   заявляет   о    себе    мощный 
    безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими 
    компьютерными системами. В данной классификации выделяются пять 
    методов;   практический,   наглядный,   словесный,   работа   с   книгой, 
    видеометод.  Каждый  из  этих  общих  методов имеет  модификации 
    (способы выражения).

    Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). 
    В      качестве      общего      признака      классификации      выступают 
    последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на 
    уроке. Выделяются следующие методы:

 
    Приобретение  знаний;
    Формирование умений и навыков;
    Применение знаний;
    Творческая деятельность;
    Закрепление;
    Проверка знаний, умений, навыков.
     Нетрудно  заметить, что данная классификация  методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.
    3.  Классификация методов  по типу (характеру) познавательной  деятельности (И. Я. Лернер, М. H. Скаткин). Тип познавательной деятельности (ТПД) - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работа по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно - иллюстративный (информационно - рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский.
 Данная классификация получила поддержку и распространение.
  4.   По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения:
    способствующие первичному усвоению учебного материала;
    способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников и др.). К первой группе относятся информационно-развивающие (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые): эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы; исследовательский метод. Ко второй группе относятся: упражнения (по образу, комментированные, вариативные упражнения и др.); практические работы.
    5. Предприняты    многочисленные    попытки    создания    бинарных    и 
    полинарных классификаций методов обучения,
    в которых последние 
    группируются на основе двух или более общих признаков. Например, 
    бинарная    классификация    методов   обучения    М.    И.    Махмутова 
    построена на сочетании методов преподавания и учения.

   Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источник знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В. Ф. Паламарчук и В. И. Паламарчук.
    6.  Наибольшее распространение в дидактике  последних  десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:
    организация и осуществление учебно-познавательной деятельности;
    стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;
    контроль и самоконтроль за эффективностью учебно-познавательной 
    деятельности.

     Существует  много других классификаций. Но ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее самых искусных построений и абстрактных схем. [8;145]
     Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения - в этом его обучающая функция, обуславливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается его побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно- коррекционная функция), функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса. Она изменяется от младших к средним и далее - к старшим классам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других - снижается.
     Педагогические  средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы воспитания базировались на слове, но, как говорят ученые, «эпоха мела и разговора   окончилась»,   В   связи   с   бурным развитием таких процессов,
как рост информации, политехнизация и технологизация общества, идет рост технического обеспечения школ, ПТУ, вузов. Термин «педагогические средства» стал как бы обобщающим для целой серии раннее появившихся терминов: технические средства обучения, школьное оборудование, дидактическая техника, наглядные средства и др.
     Педагогические  средства входят в состав более широкого понятия «материально- техническая база образования» (сюда входит и материально-техническая база).
     Материально-техническая база (обеспечение) - это система экономических и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения. Сюда входит госбюджетное финансирование оплаты труда педагогов и вспомогательного персонала, содержания помещений и т.д.; самофинансирование за счет хозрасчетного труда, а также все имущество училища, обеспечивающее педагогический и производственный процесс. Термин «имущество» и обозначает педагогические средства. К материально-технической базе относятся библиотеки, общежития, столовые, буфеты, медицинские комнаты, помещения для занятий общественной и кружковой работой, раздевалки, душевые, рекреации, комнаты отдыха, музеи и т.д.
     Педагогические средства как составная часть материально-технического обеспечения - это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.
     Педагогические  средства подразделяются на шесть групп  предметов ( объектов): оборудование уч. заведения, учебно-лабороторное оборудование, чебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, организационно- педагогические средства воспитания. 

     Классификация средств обучения.
     Методы  обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средства обучения (дидактические средства) — это источники получения знаний, формирование умений. Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смысле. При употреблении этого понятия в узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и т.д. Широкий смысл предполагает, что под средствами обучения понимают все то, что способствует достижению целей образования, т.е. всю совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
     Средства  обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
     В науке нет строгой классификации  средств обучения. Некоторые ученые подразделяют средства обучения на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.п.).
     Некоторые ученые делят средства обучения на основные и вспомогательные, обеспечивающие процесс обучения иностранным языкам.
     Вспомогательные средства: учебные средства для учителя  и учащихся. Так же средства могут делиться на технические и нетехнические. К техническим вспомогательным относятся: книга для учителя, методички в помощь учителю; книги для чтения для учащихся, Activity Book, Grammer Books, газеты для чтения, пособия по внеучебной работе, визуальные, наглядные (таблицы) пособия. 

    К    техническим    -    аудиозаписи,   фильмы, телепередачи, ТСО.
     Одна  из самых распространенных классификаций средств обучения - это на идеальные и материальные.
     Идеальные средства обучения - это те усвоенные раннее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний,
     Материальные  средства обучения — это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
     Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского Л.С, Ильина Т.Д., Габай Г В., классифицирует объекты, выполняющие функцию средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения количества ошибок при решении задач).
     По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения-учащиеся для его усвоения. В то же время часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа обучения.
     Также средства можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства контроля.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
    Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
    Печатные    пособия    (картины,    плакаты,    графики,    таблицы, 
    учебники и т. п.)

    Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
 
                Материальные средства,   необходимые    для    усвоения    всей  учебной   дисциплины,   составляют   систему,   производную   от   системы учебного предмета.
   Система средств обучения строится согласно следующим принципам:
    Оборудование   должно   полностью   удовлетворять   педагогическим 
    требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: 
    наглядно   воспроизводить   существенное   в   явлении,   быть   легко 
    воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.п.

    Количество    и    типы    средств    обучения    должны     полностью 
    обеспечивать   материальные   потребности   учебной   программы   в 
    системе, но без излишеств.

    Средства   обучения   должны   соответствовать   реальным   условиям 
    работы   и   потребностям   местного   населения.   Каждое   действие 
    совершается    с    помощью    какого-нибудь   средства.    Умственные 
    действия   совершаются   при   помощи  идеальных  средств,   которые 
    входят в состав компонентом мышления наряду с образом конечного 
    продукта (целью), условием задачи (деятельности) и технологией 
    работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения 
    нового    материала    учитель    выражает    эти    средства    наглядно 
    (графически, символически и т.п.), либо вербализует их (словесно), 
    Вербальные   выражения   средств   всегда   начинаются  с   глагола 
    (нарисовать, изобразить и т.п.)

     Последовательность  используемых средств обучения, как: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. В общем случае идеальное средство — это орудие освоение культурного наследия, новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся «черпает» способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания. Обучение представляет собой коммуникацию, в виде которой происходит обмен информацией между участниками учебного процесса,     протекающий     в     виде   процесса общения, беседы, дискуссии, сообщения, доклада, лекций и т.д.
     Речь  как средство обучения многоаспектна: она отражает уровень умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия, воздействует и управляет, обеспечивает познание и общение, выражает отношение и позицию личности к информации и слушателям. В процессе овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом для учащихся, она не только средство изложения учебной информацией, но и средство управления вниманием, средство образования представлений и понятий.
     Совершенствование содержания образования закономерно  требует совершенствование форм, методов, приемов и средств обучения; Создание средств обучения находится в тесной связи е развитием техники, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Наряду с центральным звеном системы средств обучения (учебники, учебные пособия и т.д.), большое внимание в настоящее время уделяется совершенствованию наглядных пособий.
     Часто в качестве основания для классификации  дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на: визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.; аудиальные (слуховые) - радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.; аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковой фильм, телевидение т.п.
     Польский  дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Он выделил простые и сложные средства обучения. [10;58]
     Простые средства: словесные (учебники и другие тексты);  визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
     Сложные средства: механические   визуальные       приборы       (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.); аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио); аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео) средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
     Дидактические средства становятся ценным элементом  процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
     Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
    закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
    общих целей обучения, воспитания и развития человека;
    конкретных образовательно-воспитательных задач;
    уровня мотивации обучения;
    особенностей      методики      преподавания      конкретной      учебной 
    дисциплины;

    содержания материала;
    времени, отведенного на изучение того или иного материала;
    количества и сложности учебного материала;
    уровня подготовленности учащихся;
    сформированности у учащихся учебных навыков;
    типа и структуры занятия;
    количества учащихся;
    интереса учащихся;
    взаимоотношений   между   преподавателем   и   учащимися,   которые 
    сложились    в    процессе    учебного    труда    (сотрудничество    или 
    авторитарность);

    материально-технического     обеспечения,     наличия     оборудования, 
    наглядных пособий, технических средств;

    особенностей личности педагога, его квалификации.
      С учетом комплекса названных   обстоятельств и условий, преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия.
     В традиционном учебном процессе средствами обучения являются печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, слово преподавателя.
     При получении дистанционного образования  средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как учебные электронные издания: компьютерные обучающие системы; аудио-видео учебные материалы и мн. др.
     Электронные издания учебного назначения, обладая  всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Компьютерные обучающие и контролирующие программы - программные средства учебного назначения, которые широко используется в образовательном процессе, и позволяют: индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения; контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью; обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности; моделировать и имитировать процессы и явления; проводить лабораторные работы,  эксперименты  и опыты в условиях виртуальной  реальности; повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и мн. др.
     Аудио и видео учебные материалы  записываются на магнитные носители - аудио и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
     Компьютерные  сети - средство обучения, включающее в  себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 2. Особенности   использования  методов и  средств
    обучения  в современной  школе при обучении иностранному языку.
    Содержание  проблемы использования методов  и средств обучения   в  современной школе при обучению иностранному языку.
     Методика, определяющая законы, принципы, цели, содержание, методы, приемы, средства обучения речевой деятельности на любом иностранное языке, называется общей методикой обучения иностранным языкам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.