На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная геронтология. Социальные проблемы лиц пожилого возраста

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«ТОМСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет гуманитарный
Кафедра философия
Специальность «Социальная работа» 
 
 
 

Реферат
                      
по дисциплине: «Геронтология» 

«Социальная геронтология Социальные проблемы лиц пожилого возраста» 
 
 
 
 
 

                                                                          
 
 

                                                                                  Выполнил студент гр. К-11372БЛ
                                            Старикова Е.И 

                                                                    Проверила Макиенко М.А.   
                                                                    /доцент/кафедра Философии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск 2011г. 

Содержание
            Введение
Глава I. Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей
1.1. Генезис отношения к пожилым людям в обществе
1.2. Формы поддержки пожилых людей в Российском государстве
Глава II. Старость как социальная проблема
2.1. Сущность и содержание проблемы старения населения
2.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста
2.3. Насилие и пренебрежение к пожилым людям как социальная проблема
           Заключение
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

       В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях социальная забота о престарелых людях ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
     Существующая  тенденция постоянного возрастания  доли пожилых людей, практически  во всех развитых станах, обусловлена  успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой.
     Актуальность  темы исследования работы не вызывает сомнения. Кризис социально-экономической трансформации жестоко отразился на поколении пожилых людей: общество стареет, под угрозой генофонд нации; проблемы насилия в семье, проблемы одиночества и т.д. Резко обострилась проблема материально-бытового положения пожилых людей. В числе наиболее острых социальных проблем в России - бедность, значительное снижение уровня и качества жизни, высокая смертность и старение населения.
       Характерно, что за последние  20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России сократилась.
     С другой стороны, процесс устойчивого  снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа  детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.
     Изменение социального статуса человека в  старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение  различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми.
     Одним из закономерных последствий старения населения как социально-демографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системы социального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы.
     Исследования  показывают, что в первую очередь  именно граждане пожилого возраста и престарелые инвалиды, а их в стране около 40 млн. человек, формируют устойчивый спрос на социальные услуги разнообразного характера. В будущем этот спрос будет возрастать, и в структуре их наиболее востребованными станут дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок, требующие от специалистов высокого уровня профессионализма и компетентности, а также соответствующих личных качеств. Эти тенденции будут постепенно укрепляться по мере повышения уровня жизни населения, улучшения его качественных характеристик.
     Целенаправленная  деятельность по подготовке общества к происходящим демографическим  изменениям требует укрепления системы  социальных служб, совершенствования  технологий решения экономических, семейно-бытовых, психологических и многих других проблем, имеющих жизненно важное значение для пожилых людей.
     Человечество  стареет, и это становится серьезной  проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.
     Для улучшения работы с пожилыми людьми в Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Старшее поколение».
     По  мере создания института социальных работников и специалистов в области  геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.
     Степень изученности проблемы. Следует отметить, что в целом исторический аспект проблемы социальной защиты пожилых граждан в России изучен слабо. Как правило, проблема помощи старикам в литературных источниках рассматривается фрагментарно - в рамках развития социальной работы (М.С.Мартынова, М.В.Фирсов, Е.Е.Студенова) благотворительной деятельности (Е.В.Иванова, Ж.Е.Иванова, Т.Б.Кононова), социальной педагогики (Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова, Т.В.Лодкина). Частично освещается в научной литературе и проблема периодизации развития института социальной защиты пожилых людей в России (В.А. Варывдин, И.П.Клемантович, Е.Е.Челурных), известный демограф А.Сови.
     Объект  исследования – пожилые люди в  современном российском обществе.
     Предмет исследования – проблема старения населения и направления социальной политики государства в отношении пожилых людей в России.
     Цель  работы:
     - рассмотреть отношение к пожилым людям в обществе в различные периоды истории;
     -  выявить основные проблемы старения населения;
     - проанализировать положение пожилых людей и рассмотреть их актуальные проблемы в России;
     - исследовать сущность, содержание и приоритетные направления государственной социальной политики в отношении пожилых людей в РФ;
     - изучить систему социальной защиты пожилых людей в современной России;
             

     Глава I. Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей 

     1.1. Генезис отношения  к пожилым людям  в обществе 

     Социальные  проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям и какое фактическое место занимали старые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли.
     Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. После периодов очень неблагоприятных приходят периоды весьма благоприятные, чтобы, в свою очередь, снова уступить место периодам более или менее неблагоприятным.
     В давние времена старые люди не умирали  естественной смертью. В те времена  с трудом себя содержащих сообществах  людей не оставалось места для  тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания1.
     Зрелый  человек как знаток окрестностей и обладатель долголетнего жизненного опыта был предметом уважения в первобытной среде. Он знал, когда  и где поспевают плоды, как наловить рыбы, каким способом охотиться на зверей и т.п., и благодаря этим знаниям являлся одним из первых социально связующих звеньев. Но с наступлением старости, когда силы и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда дряхлого старца бросали на произвол судьбы. У кочевников стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. Дикие племена, существовавшие за счет охоты, умерщвляли соплеменников, которые не могли участвовать в охоте. Византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский отмечает, что еще в его время (VI в.) в одном из германских племен убивали старых людей.2
     Физическое  истощение организма неминуемо  влечет за собой экономические последствия. Тогда важную роль способны сыграть имущественное положение индивида и его общественная значимость, а также система социальных ценностей.
     Ориентация  на сиюминутные ценности ведет общество к закату, тогда как мистическая  связь с предками, стремление к  воспроизводству и духовному  возрождению обусловливают ее развитие. В зависимости от того, как-то или иное общество поступает со стариками, оно недвусмысленно обнажает свои принципы и цели.
     К факторам, детерминирующим условия  жизни стариков и отношение к ним общества, и в частности родственников, этнологи относят социальную организацию, уровень экономического развития и фиксированность на определенной территории. В оседлых обществах с развитой структурой старики символизируют непрерывность их истории и стабильность социокультурных особенностей. Поддержка и уважение со стороны молодых могут рассматриваться и как превентивная мера, стремление последних гарантировать себе аналогичное положение в будущем3.
     В примитивных обществах старик воспринимается как «иной» со всей двусмысленностью, которую содержит это понятие: он одновременно и недочеловек, и сверхчеловек, и идол, и ненужная изношенная вещь.
     Многие  традиции примитивных обществ могут  показаться жестокими и безнравственными, однако при их анализе необходимо основываться на культурных особенностях и ценностных системах данных обществ. Этнологи считают, в обществах, где практиковалось умерщвление стариков, те соглашались на такую смерть под влиянием культурных традиций, собственного опыта умерщвления старших, в том числе родителей, желания почувствовать себя в центре празднества, организуемого по этому поводу.
     Следует подчеркнуть, что в эпоху умерщвления  стариков средняя продолжительность  жизни была очень низкой. Она составляла в раннюю эпоху железа и эпоху бронзы на территории современной Греции не более 18 лет. Явления долголетия в сегодняшнем понимании этого слова первобытные люди не знали. Не было его во времена палеолита, немногочисленны были старики среди неандертальцев. Первобытные общества были обществами без пожилых людей. Доживание до возраста, с которым мы сегодня связываем начало старости, является более поздним феноменом. Предполагается, что возраста 50, а потом 60 лет люди стали достигать, в небольшом, причем количестве, только с наступлением эпохи цивилизации.
     Со  временем, по мере улучшения бытовых  условий, формируется новая, более гуманная, мораль. Стариков не только перестают уничтожать, но они становятся предметом почитания и уважения со стороны младших поколений. Такое изменение отношения к старикам, в свою очередь, привело к еще большим изменениям4.
     Многие  исследователи считают, что для ранних периодов цивилизации был характерен высокий престиж старых людей. Английский психолог Д.Б. Бромли утверждает, что в первобытном обществе старость составляла тот период в жизни человека, в котором он получал выгоду от багажа прожитых лет: старый человек пользовался уважением как наиболее богатый личным опытом, историк рода хранитель давних традиций, толкователь мистерий, воспитатель людей, посредник между живыми и умершими мастер церемоний (Л. Симмонс), как живой свидетель прошлого, которое со всех точек зрения было выше настоящего5.
     Наибольшим  вниманием старые люди пользуются в  эпоху так называемой классической древности (триумф старости — в древней  Элладе и античном Риме). Здесь на долгие времена устанавливается  геронтократия, выражением чего является возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства: в Афинах и Спарте членом ареопага или геронсии мог стать гражданин, достигший, по меньшей мере, 60 лет. Как пример геронтократии называют также Венецианскую республику: на высшие должности там назначали только старых людей.
     Среди привилегий старости решающим был уже  другой фактор - присущая этому возрасту мудрость. Сократ ценил беседы со старыми  людьми: из них (бесед) можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. Как Платон, так и Аристотель говорили, что править должны старые люди6. Легендарный греческий законодатель Солон заполнял высшие судебные инстанции старыми людьми.
     В эскимосских легендах старики предстают обладателями магической власти, наделенными богоподобной способностью творения и исцеления. Но реальные условия существования - суровый климат, недостаток ресурсов, бедность, тираническая патриархальная семья - определи маргинальное положение стариков, превращенных в рабов или обреченных на голодную смерть.
     В обществах, испытавших влияние западной культур, и переживающих переходный период от традиционных обычаев к  христианской этике, признается декларативная  власть стариков, формирующих политические советы. Но в условиях миграционного образа жизни и бесконечных войн реальную власть приобретают молодые, возглавляющие переселения и военные действия. В небогатых племенах (например, сибирские чукчи) старики до самой смерти могут оставаться собственниками всего семейного имущества и владений. Они обладают правом их распределения между членами семьи, что обусловливает престиж стариков и социальную стабильность.
     В обществах с более развитой экономикой, обеспечивающей достаточный уровень жизни, значительное место занимают религиозные и мистические верования, и соответственно усиливается роль стариков, наделенных достаточной властью и авторитетом, которые самореализуются в религиозных функциях.
     Исторический  анализ показывает, что старики могли  играть заметную роль в стабильных, организованных обществах с институализированной собственностью, тогда как в обществах, раздираемых противоречиями, верх брали молодые.
     Аристотель, подробно изучавший проблемы старости считал, что опыт стариков способствует не прогрессивному развитию, а бесконечным повторениям.
     В некоторой степени церковь внесла позитивный вклад в решение проблемы старости, создавая госпитали и дома для престарелых, поддерживая больных и одиноких7.
     Технический прогресс XVIII века обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Утилитаристский подход наделил стариков особыми заслугами - материальное процветание гарантировало им мудрость и достоинство.
     В XIX веке европейские общества претерпели радикальные трансформации. Под влиянием промышленной революции, урбанизации, сокращения сельского населения, формирования класса пролетариев произошел первый демографический взрыв: в 1870 году население Европы достигло 300 млн., и соответственно увеличился процент старых людей в общем объеме населения.
     Сохранившийся престиж старости стал рушиться. Положение  большинства старых людей значительно  ухудшается. XX век унаследовал стереотипический образ старика, сформировавшийся в  ходе исторического развития. Общеизвестно, что положение стариков особенно ухудшается во второй половине XX столетия и противоречит принципам развития современной цивилизации.
     Рано  вытесненные с рынка рабочей  силы, пенсионеры становятся бременем для общества, ориентированного на получение прибыли и мало заботящегося о конкретном человеке. Большая часть стариков лишена достаточных средств к существованию. Их бюджет несбалансирован, что вынуждает их часто обращаться в органы социальной защиты. У стариков возникает ощущение, что они просят подаяния, далеко не всем удается примириться с такой ролью.
     Австрийские ученые X. Хофф и Э. Рингель характеризуют эту ситуацию: «Объективная картина настоящего положения дел заставляет, к сожалению, утверждать, что положение пожилого человека становится все более трудным... уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, сегодня исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям»8.
     Геронтофобия, (от греч. gerontos - старик, phobos боязнь, нетерпимость)9 или враждебные чувства по отношению к старым людям, - реликтовое явление, пришедшее к нам из далекого прошлого, еще не тронутого цивилизацией, когда старому человеку не было места в роду или племени, когда его выбрасывали оттуда собственные дети у которых удушение, утопление или закапывание живьем старого отца не вызывало никаких внутренних протестов. О современном геронтофобе следует сказать, что он поступает не лучше: он тоже приговаривает старика к уничтожению, хотя нанесение смертельного удара он оставляет ему самому.
     Многочисленные  самоубийства стариков являются несомненным  доказательством этого. Ситуация усугубляется эмоциональным состоянием старых людей. Теряя друзей, они переживают одиночество, утрачивают внимание окружающих.
     А. Сови видит в геронтофобии явление  в высшей степени небезопасное. Он считает, что в определенных условиях, которые сегодня трудно предугадать, молодежь может счесть старых людей балластом и настаивать на их физическом уничтожении.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  эволюция положения старых людей не шла в одном направлении, были периоды почитания и достойного уважения к старым людям, и периоды безразличия или даже вражды по отношению к престарелым. В современном обществе становится актуальной проблема безразличного отношения детей к пожилым родителям.  
 

     1.2. Формы поддержки пожилых людей в Российском государстве
     Общинно-родовая  форма помощи оказывалась наименее защищенным членам общности, каковыми являлись старики, дети, женщины. По сути, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных.
     «Институт старцев» появляется не сразу. Община постепенно предопределила отношение  к людям, не являющимися активными  участниками трудовой и коллективной жизни. Отношение к старикам такое  же, как и к детям. Архаические  народные представления о детях и стариках идентифицировали их как «чистых», не живущих половой жизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так, инфатицид (узаконенное убийство ребенка) - довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений (известен как в западной, так и отечественной истории), существовал не только в отношении детей, но и стариков.
     «Отправление  на тот свет» дряхлых и больных  стариков имело различные формы: зимой их вывозили на санях и, привязав к лубку, спускали в глубокий овраг; отвозили в мороз в поле или степь, где и бросали; опускали в пустую яму; сажали на печь в пустой хате; везли куда-нибудь и добивали в огородах довбней; увозили в дремучий лес и там оставляли под деревом; топили. Однако когда происходит социовозрастное деление в общинной жизни и к представлению «старый - молодой» добавляется «старший, мудрый, младший», «главный - неглавный», формируются ритуалы поминовения предков («Масленые деды», «Радоничные деды», «Троицкие деды»), то ритуал отправления «на тот свет» сменяется культом «мудрой старости» уровень инфатицида «старцев» снижается (детский инфатицид сохраняется до XVIII в.).
     Формы поддержки стариков были различны. Там, где по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод им земель по решению общества, «косячка», который давал возможность заготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью. Возможно, в древности формы поддержки были иными, но их видоизмененная архаическая форма сохранилась до конца XIX столетия. До принятия христианства на Руси существовали и другие «закрытые» формы помощи, но все они связаны с «институтом старцев». К примеру, вариантом ухода на «тот свет» был добровольный уход из общины. Пожилые люди, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала, но данным исследователей, вплоть до XVI в., о чем имеются свидетельства в новгородских писцовых книгах, хотя к этому времени «нищепитательство» осуществлялось церковью и приходом.
     Как уже отмечалось, старики и дети относились к одной социовозрастной  группе. Типология «старых» и «малых»  в некоторых случаях определялась по признаку «сиротства» (явление, когда субъект оставался без попечения близких родственников). В словаре В. Даля сиротство трактуется более широко, чем принято ныне. Сирота - это беспомощный, одинокий, бедный, бесприютный, а также субъект, не имеющий ни отца, ни матери.
     Таким образом, на Руси формировались различные  формы помощи старикам и детям. Общинно-родовые  формы помощи и защиты данной слабо защищенной категории постепенно видоизменялись и заложили основу для государственного подхода в решении социальных проблем детей и престарелых.
     Осознание необходимости помощи престарелым, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации, гуманное отношение и позитивное общественное мнение, минимальная законодательная  база, определенный практический опыт - все это было заложено еще в далеком прошлом. В связи с этим отечественной практикой накоплен определенный опыт социальной помощи данной категории, нуждающийся в обобщении и систематизации.
     Метод исторического анализа позволил выделить основные тенденции в становлении и развитии института социальной защиты пожилых людей в России. Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социального призрения престарелых людей в России.
     Первый  этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах. Основные праформы социальной помощи старикам начинают складываться именно в древнейший период славянской истории - в период родоплеменных и общинных отношений, когда формируется практика поддержки на основе общинных норм поведения и ценностей, происходит оформление групповых форм помощи к основным субъектам - старикам, вдовам и детям. В этот же период возникает явление «помогающего» субъекта, динамика, развития которого, предполагает ряд стадий от института «приймачества» у южных славян (являлся прообразом современного усыновления детей-сирот и детей, попечения стариков и «нарядов миром» как носителей различных групповых смыслов и этических принципов защиты нуждающихся10.
     Одной из форм поддержки немощных стариков была общинная, мирская помощь, когда старики переходил из дома в дом на кормление. Одинокому старцу могли назначать "общественных" опекунов, которые брали его на свой прокорм.
     Обязательными "помочи" были в семье, где одинокие старики были больны. Их называли " наряды миром". Соседи приходили, чтобы натопить печь, накормить скот, ухаживать за слабым бессильным стариками.
     Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся старикам и детям.
     Второй этап. В период с Х до конца XVII века начинает складываться государственная политика защиты престарелых, которая базируется на христианской парадигме социальной защиты стариков и детей основанной на философии деятельной любви к ближнему. Происходит законодательное регламентирование поддержки и помощи старикам и детям (Устав князя Владимира 996 г., «Русская Правда» 1072 г. и другие документы), наделение стариков соответствующими правами, расширяются субъекты помощи (князья, церковь, монастыри), появляются новые ведомства, благотворительные учреждения, заведения для нуждающихся людей пожилого возраста, оформляются первые теоретические подходы к проблемам решения социальных проблем старости («Поучение Владимира Мономаха» (XI в.), «Изборник 1076 г.»), социальные программы государства, зарождается и развивается частная благотворительность11. По мере становления и развития Российского государства объективно расширяется и контингент пожилых людей, нуждающихся в помощи, который к концу XVIII в. представлен следующими категориями: одинокие и немощные старцы, вдовы с детьми, больные и инвалиды, нищие пожилые люди.
     Таким образом, начиная с X века, на Руси разрушаются  родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты нуждающихся престарелых.
     В России среди монастырей и крупных  храмов не было таких, которые не содержали  бы больницы, богадельни или приюты. Там всегда жило множеств немощных старцев, нищих, слепых, хромых и прокаженных, которые питались от монастыря, получая десятую часть всего монастырского имения.
     Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим  Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботиться о стариках и детях.
     Традиции  призрения в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь - немощным старикам и детям.
     В городах устраивались «убоги и божьи  дома» для немощных старцев и  больных, стали появляться и другие закрытые заведения.
     Первое  богоугодное заведение для нищих и старцев на Руси появилось в Переяславском Троицком монастыре в начале ХYI в. Впоследствии Петр I использовал и узаконил этот опыт, предписывая специальным указом создавать богадельни.
     К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. По распоряжению Ивана Грозного в каждом городе необходимо было выявить всех нуждающихся в помощи - стариков, убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
     В 70-х годах XVII века в Москве встречалось более восьми обширных богаделен-больниц (не считая малых существовавших почти при всех церквах), в которых призревал 412 человек.
     Третий  этап с начала XVII века до реформы 1861 года. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения.
     Но  более всего истории известно имя великого реформатора – Петра  I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
     Впервые при Петре I старость, детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Немощные старцы, «нищие, больные и престарелые» определялись в дома Святейшего патриарха (1701г.) и Московские богадельни (1710г.).
     С выходом в 1775 году Положения о  губерниях начинается количественный рост богаделен, и они становятся всесословными.
     В этот период в России начинает развиваться  определенная социальная политика и  законодательство, складывается система призрения людей, и в частности – стариков, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
     Четвертый этап с 60-х годов XIX века до начала XX века. Социальная защита престарелых приобретает все более организованный (создание разветвленной сети учреждений, в том числе и координирующих), массовый (расширение объектов социальной помощи: одинокие старики, инвалиды, брошенные дети и сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды, дети с умственными отклонениями, дети - мигранты и т.п.) и сословный характер открытие богаделен и приютов, организация яслей-приютов, народных школ для детей низших сословий).
     Анализ  практики социальной защиты пожилых людей в дореволюционной России показал, что отечественная история социальной защиты престарелых складывалась по двум направлениям: государственно-общественному и частно-церковному. Причем, государственные учреждения преобладали до XIX в. В начале XIX в. стали создаваться частные приюты, попечительские советы, благотворительные общества. В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций, причем они носили дифференцированный характер: сиротские, городские, сельские, специальные, приходские. Основными субъектами социальной защиты престарелых выступали государство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции12.
     Призрение немощных престарелых полностью  находилось на общественном содержании. Богадельни открывались как за счет частных пожертвований, так и за счет средств Приказов общественного призрения и предназначались для престарелых и убогих лиц всех сословий13.
     В конце XIX века по всей стране были открыты сотни богаделен, в которые принимались престарелые и неспособные к труду лица всех сословий, не имеющие собственных средств для содержания себя. В некоторые богадельни к приему допускались только постоянные жители города и притом прожившие в пределах прихода не менее полугода.
     Система общественного государственного призрения стариков в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
     Особое внимание также уделялось призрению лиц пожилого возраста, которые размещались в богадельни и приюты для престарелых. Для призрения лиц престарелых и не могущих обходиться без посторонней помощи Московское Городское Управление располагало 10 богадельнями и убежищами на 2170 кроватей. Из них 3 богадельни - Екатерининская, Тихвинская и Солдатенковская - перешли к городу уже функционирующими, спустя продолжительное время после их открытия.
     В начале XX века в России успешно развивалась  система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных  учреждений. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения стариков, положительное отношение к благотворительности.
     В конце XIX в. начинает создаваться и  постепенно развиваться сеть благотворительных  заведений, общественных организаций защиты престарелых («Императорское человеколюбивое общество», «Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите стариках», «Благотворительное общество бедным» и др.).
     В целом в дореволюционной России окончательно сформировались три направления помощи нуждающимся лицам пожилого возраста:
     - государственное призрение; 
     - земская общественная помощь;
     - частная добровольческая благотворительность.
     Для данного периода характерно доминирование общественного подхода, обусловленного рядом факторов14:
     - с одной стороны, церковь как  важнейший институт российского  общества, продолжая помогать старикам  и безнадзорным детям, уступает функции непосредственной организации социальной работы с ними общественным и общественно-государственным организациям;
     - с другой стороны, государство создает определенные правовые и идеологические условия для делегирования функции призрения за престарелыми, нуждающимися в особой помощи, общественным, негосударственным, частным благотворительным инициативам, в том числе органам низового местного самоуправления - земствам;
     - негосударственные благотворители  и организации накопили столь  значительный опыт социальной работы с престарелыми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах15.
     Таким образом, анализ развития института  социальной защиты пожилых людей показал, что социальная защита имеет многовековую историю, так как нуждающиеся в помощи старики существовали на протяжении всей отечественной истории.
     Анализируя  труды ученых, опыт работы социальных служб для престарелых XIX - начала XX вв., можно сделать вывод, что  социальная защита пожилых людей к началу советского периода в России имела определенную теоретическую базу и практический опыт.
     В начале XX в. совершенствуются механизмы социальной помощи престарелым, получает развитие адресная помощь, а также зарождается система социального обеспечения.
     Известные с давних времен формы социальной заботы о лицах пожилого и престарелого возраста, ориентированные в основном на малоимущих и одиноких, на рубеже XX – XXI столетий получили новый импульс к развитию.
 

      Глава II. Старость как социальная проблема
2.1. Сущность и содержание  проблемы старения  населения
     Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателей смертности). Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной Европы. В XX в. процесс демографического старения охватил все европейские страны, затем многие страны на других континентах.
     В индустриально развитых странах  процесс старения населения начался  около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению демографов Организации Объединенных Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости в этой части мира будет означать начало активного старения населения, что проявится уже в будущем десятилетии.
     Распространенность  явления старения населения и его несомненная зависимость от степени общественно-экономического развития склоняют многих авторов к выводу, что оно по своей природе является прогрессивным процессом. Являясь своего рода приметой нашего времени, оно характеризует одновременно начало нового этапа развития демографических отношений и вызывает серьезные демографические, экономические, общественные, социопсихологические, культурные и медицинские последствия.
     Проблема  старения является предметом специального рассмотрения международных организаций  и агентств ООН с начала 80-х  годов. В Европе, начиная с 70-х  годов, практически никто не сомневается  в серьезных социальных и экономических  последствиях старения общества. На многих научных симпозиумах, в прессе, в политических заявлениях этот процесс рассматривается как явление социальное, экономическое и культурное. Достаточно часто этот процесс воспринимается как угроза социальному развитию, процветанию, социальному благополучию, нормальной связи между поколениями, инновациям и технологическому развитию16.
     Последствия старения населения будут носить многоплановый характер и отразятся на всех процессах, связанных с социальным развитием общества.
     Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества.
     Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:
     -   показатель рождаемости:
     - продолжительность жизни, и особенно верхние пределы долгожительства, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их;
     - распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений;
     - отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей-пенсионеров;
     -    уровень производительности труда.
     Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений, произойдут существенные изменения:
     - в структуре семейно-родственных  отношений;
     - в системе поддержки друг друга разных поколений;
     - в характере выбора будущей  профессии;
     - в структуре потенциальной занятости.
     В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:
     - изменится соотношение между  умственным и физическим трудом  и отношение общества к трудовой деятельности;
     - возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;
     - трансформируется отношение пожилых  трудящихся и работодателей к  трудовой деятельности, как таковой,  и к проблеме выхода на пенсию;
     - встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;
     - изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте  значительно больше, чем мужчин;
     - увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения;
     - обострится социальный характер  проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению;
     - повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
     В-четвертых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Например, можно предположить, что:
     - расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;
     - пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества, как на макро -, так и на микроуровнях;
     - изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
     - произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью  и результативностью медицинского  и социального обслуживания пожилых людей 17.
     Итак, старение является неизбежным элементом  развития как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается всегда и у всех людей в момент достижения определенного возраста, например, 60 или 65 лет. Во многих случаях проявления старости нарастают значительно раньше, в других случаях, несмотря на достижение условного порога, такие проявления ничтожны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.