На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Наука и техника в Древнем Китае

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
Российский  государственный  университет
нефти и газа им. И.М. Губкина 
 

Кафедра философии 
 
 
 

РЕФЕРАТ
    На  тему: Наука и техника в Древнем Китае
 
 
 
 
 
Выполнила:
Студентка группы ВЭМ-10-03
Шустова Дарья Андреевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г. 

Содержание
Введение  
1. Развитие науки в древнем Китае  
    1.1. Научные достижения китайского  народа  
    1.2. Религиозно-философские учения  
    1.3 Медицина Китая  
    1.4 Четыре великих изобретения древнего  Китая  
 
 
Список  использованной литературы  
 

       Введение
      История Древнего Китая начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего  за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги Древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Также Фу-Си считается мифологическим отцом-основателем и наиболее почитаемым древним правителем Китая.
      Если  же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных  письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких  правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.). Именно с правителей династии Шан начинается достоверная, письменно подтвержденная история  Китая.
      Древнейшие  упоминания о Китае относятся  ко временам правителя Фу Си, жившего  за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его  на написание священной книги  древнего Китая "Ицзин", из которой  проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается  благодаря чередованию инь и  ян. В исторических источниках не упоминается  никаких правителей Китая, предшествующих Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Правители Шан  были свергнуты династией Чжоу, которая  поначалу выстроила свою столицу  близ современного Сианя, а позднее, приблизительно в 750 г. до н. э., бежала от вторгшихся в страну варваров и обосновалась рядом с нынешним Ляояном.
      В ранний период правления династии власть была сосредоточена в руках императора, но позднее местные правители  образовали почти независимые государства. С 770 г. до н. э. эти правители вели друг с другом ожесточенные войны, и весь период с 476 по 221 гг. до н. э. получил название "Сражающихся царств". В то же время Китай подвергался нападениям варваров с севера и северо-востока. Тогда и было решено построить громадные стены для защиты территории. В конце концов основная власть сосредоточилась в руках принца Цинь, войско которого свергло правителя Чжоу.
      Новый император Цинь Ши-Хуан-ди стал основателем  династии Цинь в 221 г. до н. э. Он был одним из наиболее прославленных императоров в истории Китая и первым объединил китайскую империю. После смерти императора Цинь Ши- Хуан-ди в 210 г. до н. э. развернулась борьба за власть между губернаторами провинций, и победитель, Лю Бан, основал династию Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). При правлении династии Хань территория Китая значительно расширилась. После падения династии Хань борьбу за власть развернули 3 царства - Вэй, Шу и У. Спустя краткое время в войну вступили 16 провинций. В 581 г. до н. э. основатель династии Суй захватил власть и приложил усилия к объединению империи. Работа началась с Великого канала, соединяющего низовья Янцзы со средним течением Хуанхэ.
      После падения династии Суй, в эпоху  Тан, история Китая достигла расцвета. Именно в этот период Китай стал самым могущественным государством мира и представлял основную силу в Восточной Азии. Население Сианя, столицы империи, превышало 1 млн. человек, процветала культура: развивалась классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, производились  великолепные керамические изделия, был  открыт секрет белого полупрозрачного  фарфора. Доминировали конфуцианская  этика и буддизм, наблюдался прогресс в науке – преимущественно в астрономии и географии.
      Актуальность  работы. Многие изобретения древнего Кита используются и в наше время. И возможно, что плоды некоторых научных и культурных открытий, которые могли бы использоваться сейчас, незаслуженно остались в тени, а возможно, что и еще неизвестны. Поэтому изучение древнекитайских достижений в области науки актуальны как сегодня, так и в будущем. 

     1. Развитие науки в древнем Китае
      1.1. Научные достижения  китайского народа
      Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении  сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели  получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат  к самым развитым морским народам  древности. Китайские мореходы  совершали  плавания на своих судах в Тихом  и Индийском океанах.
      В Китае значительное внимание уделялось  строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский  канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров .
      Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой  развитости строительной техники. Здесь  прежде всего нужно сказать о  Великой Китайской стене. Она  возводилась в III в. до н.э. на основе древних укреплений в виде рва  и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной  с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300 000 человек, каторжан и солдат. За 10 лет было построено 750 километров стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 километров. Великая Китайская стена достигала 8 метров в высоту и 10 метров в ширину. Через каждые 100 метров высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей Приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялась государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска .
      Особенностями китайской строительной техники  является каркасный метод: возводились  столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки, и на них устанавливалась двухскатная  крыша. В IV в. до н.э. был изобретен  кронштейн, позволивший делать крыши  с загнутыми углами; так был  создан новый тип архитектурной  постройки – пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.
      Строительство дорог также было важным показателем  развитости китайской цивилизации. В Циньскую эпоху было построено  8000 километров дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д.
      Становление системы образования в Китае  восходит к VI в. до н.э.       Первой общедоступной школой была Жу-цзя  –  "Школа образованных людей", основанная в 532 г. до н.э. Кун Фу-цзы. Здесь изучались история ("Шу-цзин"), поэзия ("Ши-цзин"), ритуалы ("Ли-цзи"), «Канон сыновьей почтительности» ("Сяо-цзин") и "Канон музыки" ("Юэ-цзин"); финалом образования считалось усвоение "Книги перемен" ("И-цзин"), правил гадания и истолкования гексаграмм. За годы жизни Кун Фу-цзы в его школе получили прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии ставших выдающимися учеными, политиками, учителями.
      Науки и знания в Древнем Китае также  отличались значительным своеобразием. Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга, Запада и Востока, выделялся  Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания. Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной, а его столицы –  как Центра страны. В Иньскую эпоху  создавались карты Китая, в центре которого  помещалась культовая  столица – Великий город Шан, где хранились инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а  земля – в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах  лицом к Югу; император во время  официальных церемоний поворачивался  лицом к Югу. Запад отождествлялся с хаосом; Восток находился слева  от зрителя и мыслился как место  рождения новой жизни.
      Пяти  сторонам пространства соответствовала  цветовая символика: желтый цвет (хуан) – Центр; сине-зеленый цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) – Юг; белый (бай) – Запад; черный (хэй) – Север. Желтый цвет считался привилегией государя. Черный цвет был знаком ученых. Белый  цвет был атрибутом траура.
      Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета, выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на 22 июня. Не случайно, с этого дня у древних  китайцев начинался год. В летоисчислении использовалось несколько систем. Древнейший Иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и  солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось звоном колоколов столицы.
      Естественнонаучные  знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в Чжоусскую  эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что  эти стихии находятся в непрерывном  движении, взаимопереходе, определяя  многообразие мира.
      Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал –  Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.
      Особое  значение получили эзотерические геометрия  и математика. Известны "магический квадрат" (Ло шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство-время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.
      Особое  развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом  считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат  "Дао дэ цзин". Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). Основным средством для этого оказывается недеяние (у-вэй). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.
      Младшим современником Лао-цзы был Кун  Фу-цзы, более известный под европеизированным  именем Конфуций. Им было разработано  учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син) [Малявин В.В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.].
      Другим  выдающимся мудрецом Древнего Китая  был Мо Ди (V в. до н.э.). Ему приписывают  написание трактата «Мо цзы», в  котором даны основные принципы философии  моизма. Мо Ди исходил из естественного  равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными».
      В VI в. до н.э. в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись “Чунь Цю” (“Весны и осени”), редактированная и  комментированная Конфуцием. Само понятие  "история" (шу) впервые вводится в сочинении "Шу цзин" ("Книга истории"), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э.
      Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы  без культа слова и его образного  выражения в письме. В Древнем  Китае различают протописьменность  в виде кинеграмм и триграмм и  иероглифику. Кинеграммы встречаются  уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В качестве писчего материала  применялись бронзовые таблички. В III в. до н.э. появились книги на бамбуковых планках, соединявшиеся  в связки. Чернилами служил сок  лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). Во II в. до н.э. была изобретена бумага. 

      1.2. Религиозно-философские учения
      Специфика религиозной структуры и психологических  особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом. Здесь тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо – это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, и системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда {представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале пашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причем Дао в его даосской трактовке (существовала и конфуцианская интерпретация Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индуистскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.
      Для традиционной китайской культуры не характерна связь типа бог – личность, прямая или опосредованная фигурой жреца (богослова), как это было присуще иным культурам. Здесь связь принципиально иного типа: "Небо как символ высшего порядка – земное общество, основанное на добродетели, опосредованная личностью осененного небесной благодатью правителя". Этот императив, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия развитие Китая.
      Особое  развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом  считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат  «Дао дэ цзин». Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного  духовного совершенства; идея дао  отритцает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и  зло, красоту и уродство, славу  и позор, богатство и нищету. Целью  жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). Основным средством для этого оказывается не-деяние (у-вэй). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.
      Младшим современником Лао-цзы был Кун  Фу-цзы, более известный под европеизированным  именем Конфуций. Им было разработано  учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син).
      Другим  выдающимся мудрецом Древнего Китая  был Мо Ди (V в. до н.э.). Ему приписывают  написание трактата «Мо цзы», в  котором даны основные принципы философии  моизма. Мо Ди исходил из естественного  равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными».
      Имя Конфуций  (551-479 до н.э.) - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель  Кун). Вопросы веры занимали самое  незначительное место в мировоззрении  Конфуция, однако его имя очень  часто упоминается в одном  ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.
      Не  был он и умозрительным философом: теория познания и загадки  бытия  также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного  региона.
        К тридцати годам у него  уже была заложена всех будущих  начинаний мудреца.  Конфуций  освоил достижения древнекитайской  письменной культуры, что позволило  в будущем приступить к составлению  "Книги истории"(Шу цзина), "Книги  стихов"(Ши цзина), "Книги перемен"(И  цзина), "Весны и осени"(Чунь-цу), "Книги о ритуалах"(Ли цзи), "Книги и музыке"(Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.
        Его идеалом есть высоко моральный  человек, опирающийся на традиции  мудрых предков. Учение делило  общество на «высших» и «низших»  и требовало от каждого выполнения  возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную  роль в развитии китайской  государственности и функционировании  политической культуры императорского  Китая. 
      Основное  содержание учения Конфуция сводится к провозглашению идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон которого сам  мудрец видел в правлении легендарных  мудрецов древности — тех самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают  идеал совершенного человека, который  должен обладать гуманностью и чувством долга. Конфуцианство с его идеалом  высоко морального человека явилось  одной из основ, на которых зиждилась  гигантская централизованная империя  с ее мощным бюрократическим аппаратом.
      С обретением мощных социальных и духовных санкций официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными  для всех членов общества, от императора до простолюдина.
      Как известно, основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древности – тех самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставлена я создал идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством долга. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека явилось одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом.
      Однако  ни общество в целом, ни человек в  отдельности, как бы ни были они окованы  официальными догмами конфуцианства, не могли всегда руководствоваться  только ими. Ведь за пределами конфуцианства  оставалось мистическое и иррациональное, к чему всегда притягивает человека. Экзистенциальная функция религии  в этих условиях выпала на долю даосизма (философия Лао-Цзы, старшего современника Конфуция) – учения, ставившего своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти. В центре даосизма – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте, господствующем везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него; невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете; даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия. Исходя из идеи о том, что тело человека представляет собой микрокосм, подобный макрокосму (Вселенной) даосизм предложил ряд рецептов достижения бессмертия:
    ограничение до минимума в еде (путь, изученный в совершенстве индийскими аскетами – отшельниками);
    физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами (здесь видно влияние индийской йоги);
    совершение свыше тысячи добродетельных поступков;
    принятие пилюль и эликсира бессмертия; не случайно увлечение волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное развитие алхимии.
      Во II-III ив. в Китай проникает буддизм, и главное в нем – то, что было связано с облегчением страданий в этой жизни и спасением, вечным блаженством в будущей жизни – воспринял простой народ. Верхи же китайского общества, и прежде всего интеллектуальная элита, черпали из буддизма значительно больше. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм (японский дзэн).
      Буддизм просуществовал а Китае почти  два тысячелетия, сильно изменившись  в процессе приспособления в китайской  цивилизации. Однако он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую  культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы, изящные пагоды и др.). Немалое  влияние оказали на китайский  народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и  мифология. Многое из этой философии  и мифологии, начиная от практики гимнастической йоги и кончая представлениями  об аде и рае, было воспринято в  Китае. Буддийская метафизика сыграла  свою роль в становлении средневековой  китайской натурфилософии. Еще большее  воздействие на философскую мысль  Китая оказали идеи чань-буддизма об интуитивном толчке, внезапном  озарении и т.п. В целом можно  сказать, что классическая китайская  культура представляет собой сплав  конфуцианства, даосизма и буддизма.
      В политической истории Китая, в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Легисты были главной силой, противостоящей конфуцианству именно в сфере социальной политики и этики.
      Существенно то, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, тогда как легизм выше всего ставил административный регламент, державшийся  на строгих наказаниях и требовании абсолютного повиновения сознательно  оглупленного народа. Конфуцианство  ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной деспотии. 

      1.3. Медицина Китая
      Истоки  традиционной системы врачевания в  Китае относятся к глубочайшей  древности. Европа еще находилась в  состоянии первобытного варварства, когда в Китайской империи  уже вполне была развита культура.
      Китайская традиционная медицина представляет собой  удивительно целостное и, самое  главное, до сих пор живое наследие прошлого. В отличие от других традиционных медицин китайская имеет огромную специальную литературу и сохраняется  до настоящего времени в виде живой  традиции передачи знаний от учителя  к ученику.
      Один  из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины – "Хуанди Нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем"), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры, состоит из 18 огромных томов и долгие века служит руководством ко всему комплексу теоретических и практических вопросов медицины.
      По  оценкам специалистов, китайская  традиционная медицина имеет более 20 тысяч рукописных трудов, накопленных  за несколько тысячелетий. Она имеет  ценный опыт лечения самых разнообразных  заболеваний и сыграла огромную роль в борьбе многих поколений против тяжелых недугов. В Китае были сделаны открытия, которые на много  столетий опередили открытия врачей Европы. Например, о важнейшем значении пульса говорится еще в древнем трактате "Хуанди Нэй-цзин": "Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам... Именно пульс обуславливает круговорот крови и пневмы". Далее в этом же труде есть указание на круговое движение крови: "Сосуды сообщаются между собой по кругу". В этом круге нет ни начала, ни конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно..., а сердце хозяйничает над кровью".
      Интереснейшее замечание, особенно если учесть то, что  Уильям Гарвей выдвинул свое экспериментальное  обоснование теории кругового кровообращения только в 1628 году, т.е. почти на 3500 лет  позже написания в Китае трактата "Хуанди Нэй-цзин"!
      Уже 4 тысячи лет назад при определении  болезней китайские врачи придавали  огромное значение исследованию пульса, различая более 500 его видов. Они  проводили многообразнейшие наблюдения над действием целебных сил Природы, глубоко знали целебное действие многих минералов, применяли в качестве лечебных средств различные органы животных и насекомых, не говоря уже  об обширнейшей, даже по современным  масштабам, фармакопее лекарственных  растений.
      Китайские медики в древние времена, познав существование взаимной обусловленности  всех явлений Природы, считали, что  человек – это Космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в Природе.
      С целью обоснования и организации  опыта лечения в теоретической  системе китайские врачеватели  разработали учение о противоборстве и взаимосвязи Женского и Мужского Начал в Миродвижении, создали  учение о всепроникающей Животворящей Энергии – "Ци" – источнике всякого движения и в Природе, и в организме живого существа. Развивая представление об этой Всеначальной Энергии, китайские медики развили учение о Пяти Первоэлементах, составляющих все вещи и явления.
      Ян  – Мужское Начало. Инь – Женское Начало. Все в Космосе, в том числе и жизнь организмов, управляется борьбой и взаимодействием этих двух фундаментальных противоположностей.
      Китайская традиционная медицина отличается тем, что последовательно рассматривает  все физиологические и патологические явления, происходящие в организме  человека, в теснейшей взаимосвязи  с жизнью окружающей среды. Наряду с  самим заболеванием, время года, атмосферные условия, ветер, жилище, одежда, диета, эмоциональные особенности, привычки, настроение составляют предмет  пристального внимания и изучения китайского врачевателя.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.