Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка общественностью инновационного характера новых образовательных стандартов школы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
     Курсовая  по теме: 
«Оценка общественностью инновационного характера новых образовательных стандартов школы»
 

     Работу  выполнила 
студентка III курса 
Московского Государственного Областного Университета 
факультет «История, политология и права» 
специальность «История и право» 
Серегина Ю.С. 
Научный руководитель 
 
Воронов В.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     МОСКВА, 2011
Оглавление 
 
 
 
 

 

      Введение  

     Федеральные государственные образовательные  стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
     Федеральные государственные образовательные  стандарты обеспечивают:
     1) единство образовательного пространства  Российской Федерации;
     2) преемственность основных образовательных  программ начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего, начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования.
     Разработка  стандарта общего образования второго поколения начата в 2005 году в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
     По  поручению Министерства образования  и науки Российской Федерации  и Федерального агентства по образованию  координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
     В основу стандарта его разработчиками (по их мнению) положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
     Для настоящей работы принципиальным является следующее. Когда мы ведем речь о  Федеральном государственном образовательном  стандарте, по сути, мы имеем дело с их системой, это мы уже отметили. В настоящее время по факту в системе Федеральных государственных образовательных стандартов, касающихся всех видов образования те или иные стандарты находятся на различных этапах их разработки и внедрения в образовательную практику. И не смотря на единство общеметодологических подходов, каждый из них имеет свою специфику и свои отличия. Таким образом, более-менее детально рассмотреть все стандарты в курсовой работе вряд ли возможно с точки зрения эффективности. Нам представляется продуктивным подход, когда для анализа мы возьмем один из Федеральных государственных образовательных стандартов, а именно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в настоящее время внедряемый в образовательную практику.
     Таким образом, объектом настоящего исследования явилась система Федеральных государственных образовательных стандартов, предметом исследования – положения именно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
     Цель  исследования – дать характеристику положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также определить, насколько они практически внедряемы на настоящем этапе развития системы образования в Российской Федерации.
     В ходе исследования планировалось решить следующие исследовательские задачи:
     1. Определить характер изменений в обучении школьников согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
     2. Получить и привести данные об отношении к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования со стороны специалистов-педагогов.
     3. Рассмотреть методические и организационные изменения в начальной школе при организации учёбы школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

 

      Глава 1. Теоретические изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и комментарии к ним 

     1.1. Краткое содержание нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 

     Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования. Введён в действие с 1 января 2010 года приказом Министерства образования и науки №373 от 6 октября 2009 года.
     Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. Указанный стандарт также учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
     В анализируемом стандарте предусмотрен нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования, который составляет четыре года. При этом указано, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
     В основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования положен системно-деятельностный подход, который, по мнению разработчиков документа, предполагает:
     - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
     - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
     - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
     - признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
     - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
     - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
     - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
     - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
     Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования также устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
     личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
     метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
     предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
      Перечисление  всех компетенций, которые, по мнению разработчиков  стандарта, должны быть присущи ученикам начальной школы, по указанным выше блокам, займет достаточно много места, и вряд ли целесообразно в настоящей  работе. Отметим, что качество освоения школьником программы начального общего образования проводится в виде итоговой оценки. По мнению разработчиков анализируемого стандарта, итоговая оценка должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
     Итоговая  оценка даётся образовательным учреждением, и её предметом является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
     В итоговой оценке, по мнению разработчиков анализируемого стандарта, должны быть выделены две составляющие:
     результаты  промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
     результаты  итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
     Результаты  итоговой оценки освоения основной образовательной  программы начального общего образования  используются для принятия решения  о переводе обучающихся на следующую  ступень общего образования. Вместе с тем, разработчики указывают, что к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся ценностные ориентации обучающегося; а также индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
     Обобщенная  оценка этих и других личностных результатов  учебной деятельности обучающихся  может осуществляться в ходе различных  мониторинговых исследований.
     Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования вводит требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. По мнению разработчиков стандарта, основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть (80% от общего количества учебного времени) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20% от общего количества учебного времени). Анализируемый стандарт предусматривает семь основных предметных областей, в рамках которых должна вестись образовательная деятельность. Это филология (сюда отнесены русский и иностранный языки, а также литература), математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология и физическая культура. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.
     Основная  образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
    пояснительная записка;
    планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
    учебный план начального общего образования;
    программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
    программы отдельных учебных предметов, курсов;
    программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
    программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;
    программа коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
    система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
     В анализируемом стандарте приведены требования к содержанию указанных компонентов основной образовательной программы стандарт начального общего образования.
     Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования также предусматривает внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, в соответствии с указаниями разработчиков анализируемого стандарта, составляет  до 1350 часов.
     Одни  из ключевых положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования касаются требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, то есть системы требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.
     Вызывает  отдельно чувство удовлетворения тот  факт, что положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования не трактуются его разработчиками как нечто застывшее, раз и навсегда данное начальной школе для практической реализации. Анализируемый стандарт, как говорится, «живой документ», а отнюдь не догма. В качестве примера укажем, что в 2011 году в него внесены изменения приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357. В частности, указано, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три обязательных раздела: целевой, содержательный и организационный; предел учебных часов увеличен до 3345 часов; конкретизировано содержание Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; в перечень обязательных для разработки документов введены План внеурочной деятельности и Система условий реализации основной образовательной программы; конкретизированы психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

     1.2. Анализ положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 

     Сразу отметим, что в плеяде Федеральных государственных образовательных стандартов анализируемый нами стандарт является наименее критикуемым. Он введён, начата его практическая апробация, и это – данность сегодняшнего дня. Конечно, можно поискать по прессе и по блогам мнение недовольных им, но, как правило, здесь мы всё же большей частью имеем дело с непрофессионалами.
     Нам в рамках настоящей работы показалось небезынтересным проанализировать мнение тех специалистов в области  образования, которые приступили к практической апробации анализируемого стандарта, разработке в соответствии с ним учебных программ и совершенствованию образовательной среды начальной школы.
     Как отмечает академик А.А.Кузнецов, вице-президент  Российской академии образования, между утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и федеральным государственным образовательным стандартом  общего  образования  второго  поколения  существует  ряд существенных  отличий.  Среди них есть  те,  которые можно отнести к разряду определяющих  сущность  стандарта второго поколения.
     Прежде  всего, изменилось  само  понимание  того, что  такое  стандарт.  Соответственно  изменились  и  компоненты  стандарта.  Раньше  под  стандартом  понимали  фиксированные  требования  к  уровню  подготовки  выпускников  и  обязательный  минимум  содержания,  освоение  которого  обеспечит  достижение  планируемых  результатов.  Эти  стандарты  заслуженно   называли  стандартами  содержания  образования.
     Стандарт  второго  поколения  призван  регулировать  не  только  содержание  образования  и  планируемые  образовательные  результаты.  Стандарт  второго  поколения будет обеспечен  гарантиями  государства  относительно  того,  что  эти  образовательные  результаты будут  достигаться  в  условиях  определенной  информационно – образовательной  среды.  Ее  составляют,  прежде  всего,  педагогические  кадры, а  также  материально-техническое,  финансово-экономическое,  информационное  обеспечение.
     У  стандарта  второго  поколения  есть  новые  функции.  Они  связаны  с  тем,  что  система  образования  получает  новые  приоритеты,  новые  задачи.  Новыми  функциями  стандарта  являются:  формирование  российской (гражданской)  идентичности;  гуманизация  образования  и  всей  школьной  деятельности;  обеспечение  сочетаемости, сопоставимости  российской  и  передовых  зарубежных  систем  общего  образования  и  др
     Первый  заместитель министра образования  Омской области С.Алексеев так прокомментировал введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость совершенствования образовательных стандартов нам представляется очевидной. Стандарты первого поколения, принятые в 2004 году, и тем более обязательный минимум 1998 года не соответствуют тем требованиям, которые сегодня общество предъявляет к результатам образования. Наиболее привлекательным в анализируемом стандарте ему представляется следующее. Во-первых, новая структура стандартов. Очень важно, по мнению специалиста, что, наряду с требованиями к результатам образования и к структуре основной образовательной программы, предъявляются требования к условиям осуществления образовательной деятельности. Во-вторых, идея стандарта как общественного договора. Система образования как отрасль не должна быть самодостаточной и работать только на себя. Существуют требования к системе образования со стороны государства, общества и личности. В той или иной форме между участниками образовательного процесса и теми, кто предъявляет требования к результатам образования, должен быть заключен договор, и система образования должна работать в соответствии с условиями этого договора, где четко прописаны права и обязанности всех сторон. В-третьих, особое внимание, уделяемое внеурочной работе. Замечательно, как указывает С.Алексееев, что часы на внеучебную деятельность входят теперь в базисный образовательный план (БОП). Исходя из собственного опыта работы директором школы, специалист указывает, что при организации внеучебной деятельности возникали проблемы тарификации, а также проблемы предъявления требований к педагогам, работающим по программам дополнительного образования. Если данная идея не останется на уровне проекта и будет отражена в нормативных документах, управленцам будет проще организовывать внеучебную деятельность, и качество образования, которое ребенок получает непосредственно в школе, конечно же, возрастет.
     Т.Горбунова, ректор Института развития образования  Омской области, говорит, что раньше образовательные стандарты предъявляли требования, прежде всего, к ученику. В проекте анализируемого стандарта требования предъявлены к системе образования в целом, и это поворот на 180 градусов. Очень важно, что разработчики проекта говорят не только о том, чему и как учить, но и в каких условиях учить. Сама идея стандартизации условий образовательной деятельности мне представляется инновационной по своей сути. Очень важно, что главным результатом обучения в начальной школе становятся универсальные учебные действия (о них в нашей работе речь пойдёт далее). Это не тема для дискуссии, а общепризнанный факт, заключает специалист.
     Н. Ждан, проректор Института развития образования Омской области, говорит, что понятие «основная образовательная программа» было зафиксировано в законе «Об образовании» в 1992 году. Разработчики проекта указанного стандларта его подробно разъясняют. Основная образовательная программа – это основа моделирования образовательного процесса на уровне учреждения. Очень здорово, что выделяются часы на внеучебную деятельность, и при ее организации не столь важны требования к тому, что ученик должен знать и уметь. Для решения задачи воспитания гораздо адекватнее предложенный уровневый подход: сначала ребенок получает представление о деятельности, затем формирует необходимые умения и навыки, и наконец – приобретает опыт деятельности. Наши педагоги, говорит специалист, признают, что новые стандарты предъявляют высокие требования к их собственной профессиональной компетенции. Уже в рамках апробации оказались востребованными свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные.
     А.Майстер, проректор Калининградского областного института развития образования, отмечает, что разработчики стандарта, сделали существенный шаг вперед – система экспертизы и оценки, которая предлагается сейчас, выглядит более логично предлагаемых ранее. «Мы наконец-то получили инструментарий для проведения экспертизы и оценок», говорит специалист.
     О.Хижнякова, заведующая кафедрой начального образования  Ставропольского краевого института  повышения квалификации работников образования, отмечает, что в федеральных стандартах второго поколения приведены в соответствие цели, результаты образования и механизмы их достижения. Ведь в стандартах первого поколения, утвержденных в 2004 году, были заложены замечательные цели, прежде всего – личностное развитие ребенка, переход от навыко-знаниевой к развивающей модели обучения в начальной школе. Но, к сожалению, механизмы достижения этих целей предложены не были. В проекте стандартов специалисту особенно понравилось изменение структуры базисного учебного плана – выделение специального времени на внеучебную деятельность. Это позволяет структурировать деятельность образовательных учреждений в этом направлении и рассматривать воспитательную работу более системно и целостно. Я имею в виду, прежде всего, более системный подход к патриотическому воспитанию, к воспитанию гражданина своей страны, важность которого неоднократно подчеркивали разработчики. Важно, что стандарты позволяют учитывать в образовательном процессе региональные, культурно-исторические особенности нашего региона.
     О.Н.Наумова, региональный координатор по апробации  и введению ФГОС общего образования  второго поколения Института  развития образования в Ярославской  области, указывает, что эксперты всех уровней, участвовавшие в апробации стандарта в Ярославской области, отметили, что поддерживают новый стандарт, его основные идеи и концепцию. Но были вопросы и опасения по поводу ресурсных условий, таких как финансирование, кадровые вопросы и учебно-методическое обеспечение. Одной из проблем является отсутствие в штатном расписании школ таких специалистов как логопеды, психологи, а этого требует новый стандарт, в котором  результат образования – это  развитие личности ребенка. Крайне необходима подготовка и переподготовка педагогических кадров для реализации нового стандарта. Эксперты и учителя положительно оценили введение  второй половины дня. Появляются дополнительные возможности для развития ребенка,  формирования универсальных учебных действий. Однако, механизмы обеспечения второй половины дня пока не проработаны. Возможно, это проблема начального этапа введения нового стандарта. В дальнейшем формы работы  будут проработаны более детально: обеспечить образовательный  процесс содержанием и отработать механизмы организации второй половины дня. На практике проблемы бывают самые банальные. Например, ученик пошел на какое-то занятие. Кто его туда повел? Кто в это время несет за него ответственность? И т.д.
     А.В.Басов, проректор по научно-методической работе Института развития образования Ярославской области, директор Центра по апробации и введению ФГОС общего образования второго поколения, основное внимание уделяет как раз определённым недостаткам как в самом содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, так и в ходе проведения мероприятий по его внедрению.
     Он  отмечает: «Что касается методического обеспечения, я считаю, что оно слабо проработано. Что такое перевод знаний в убеждения? Это важнейшая педагогическая задача. Этот перевод может пройти только по эмоциональному мостику. Не создав определенную эмоциональную ситуацию, не удастся перевести знания в убеждения. А наша теоретическая психология в большом долгу по этому направлению. Что такое эмоционально-нравственное, эмоционально-волевое, развитие школьников? Когнитивный компонент личности без эмоционального ничего не стоит. Ролевая позиция у ребенка никогда не будет формироваться, если не будет опираться на эмоциональные механизмы. Это эмоциональное направление отсутствует в новых разработках. Технология создания эмоциональной ситуации на сегодняшний день  не разработана.
     Относительно  второй половины дня меня беспокоит  то, что учителя постараются усадить  детей за парты. Скорее всего так  и произойдет. Потому что отсутствуют специалисты, которые могли бы достаточно серьезно, не будучи педагогами, участвовать в образовательном процессе детей во второй половине дня. Кадров нет. Кадровая проблема и с учителями начальных классов. Сегодня средний возраст учителей начальных классов приближается к пенсионному. И на конференции было правильно сказано, что только 7% выпускников педвузов идут работать в школы. Но должен сказать, что это не самые сильные выпускники. Ректора педвузов практически являются тормозом развития системы образования. Это данные из анализа Высшей школы экономики. Механизма, который позволял бы корректировать учебные программы в педвузах, нет. Вузы сами себе придумывают программы, сами их реализуют. Чтобы этого избежать, педагогические вузы должны быть в непосредственном подчинении Институтов повышения квалификации. Мы как никто знаем ситуацию. Это позволило бы корректировать учебные планы и программы вузов. Это большая организационная проблема одна из самых сложных. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.