На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Источники и принципы международного права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

    ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Введение
1. Понятие и  виды источников международного  права
2. Международный  договор как источник международного права
3. Обычай как источник международного права
4. Иные источники  международного права 

    ПРИНЦИПЫ  МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
 
1. Понятие принципов  международного права
международных обязательств
2. Принцип суверенного  равенства государств
3. Принцип неприменения  силы и угрозы силой
4. Принцип нерушимости государственных границ
5. Принцип территориальной  целостности
(неприкосновенности) государств
6. Принцип мирного  разрешения международных споров
7. Принцип невмешательства  во внутренние дела
8. Принцип всеобщего  уважения прав человека
9. Принцип самоопределения  народов и наций
10. Принцип добросовестного  выполнения международных обязательств
Заключение 
Литература 

    Введение
       Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.
       К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.
        Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным.
    ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
 
        Понятие и виды источников международного права
 
    В теории права под источником права  понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения  и которая придает этому правилу  качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные  акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства, и т.д.).
    Таким образом, источниками международного права будут считаться те формы, в которых выражены правила поведения  субъектов международных отношений  и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.
    Термин "источники права" обычно принято  употреблять в двух значениях - материальном и формальном. Под материальными  источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права, более всего  интересующие правоведов, - это те формы, в которых находят свое выражение  нормы права. Только формальные источники  права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических  наук, в том числе международного права.
    Источники международного права отличаются от источников национального права  по следующим параметрам.
    Во-первых, нормы международного права устанавливаются  его субъектами по соглашению между  ними, выражающему их согласованную  общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм. Таким образом, правотворчество  в международном праве осуществляется по "горизонтали", т.е. между равноправными  субъектами, в то время как в  национальном праве принят "вертикальный" - сверху вниз - порядок правотворчества.
    Во-вторых, субъективному праву предусмотренных  нормами международного права субъектов  всегда противостоят юридические обязательства  других субъектов международного права, в то время как в национальном праве подобная ситуация встречается  не так часто.
    Основная  проблема источников международного права  заключается в неясности их перечня. Международно-правовые нормативные  документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Приблизительный  перечень источников, который некоторыми учеными принимается в качестве списка источников международного права, содержится в ст. 38 Статута Международного суда ООН, которая гласит:
    "Суд,  который обязан решать переданные  ему споры на основании международного  права, применяет:
    a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
    b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
    c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
    d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".
    Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило  поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.
    Повторение  действий предполагает продолжительность  их совершения. Международное право  не устанавливает, однако, какой именно временной отрезок необходимо иметь  в виду для формирования обычая.
    Решения международных организаций, несмотря на то что они не упоминаются в ст. 38 Статута, могут стать отправным моментом для образования обычая, в случае если они выражают согласованные позиции государств - в теории согласованная позиция государств по поводу конкретной проблемы называется "state practice" (или "государственная практика").
    С возникновением правила поведения  процесс образования обычая не завершается. Только признание государствами  в качестве правовой нормы ("opinio juris") превращает то или иное правило поведения государств в обычай. Обычные нормы по общему правилу имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.
    Квалификация  правила поведения в качестве обычая является сложным процессом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом  в письменном виде. Поэтому для  установления существования обычая используются вспомогательные средства, также перечисленные в ст. 38 Статута  Международного суда ООН: судебные решения  и доктрины наиболее признанных специалистов в области международного права  различных стран, а также в  теории в качестве дополнительных источников выделяют решения международных  организаций и односторонние  акты и действия государств.
    К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся  решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных  органов. Передавая спор в Международный  суд ООН или другие международные  судебные органы, государства нередко  просят их установить наличие обычной  нормы, обязательной для спорящих сторон.
    Что понимается в ст. 38 Статута Международного суда ООН под "общими принципами права, признанными цивилизованными  нациями", до сих пор неясно. В теории международного права однозначного ответа на этот вопрос нет, однако большинство юристов-международников склоняются к тому, что это "юридические максимы", известные со времен императора Юстиниана, например: "последующая норма отменяет предыдущую", "специальная норма отменяет общую", "норма с большей юридической силой отменяет норму с меньшей силой", "равный над равным власти не имеет" и т.д.
    Также некоторые ученые обращают внимание на формулировку "цивилизованные нации" и называют ее некорректной, поскольку  из судебной практики не ясны критерии "цивилизованности".
    В соответствии со ст. 94 Устава ООН члены  Организации обязались выполнять  решения Международного суда по тому делу, в котором они являются сторонами. В случае же, если какая-либо сторона  не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона  может обратиться в Совет Безопасности, который правомочен, в частности, решить вопрос о принятии мер для  приведения решения в исполнение.
    Статут  Международного суда ООН в ст. 38 не упоминает о резолюциях (решениях) международных организаций в  списке источников международного права. Однако надо иметь в виду, что  Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного  института - Международного суда ООН  и устанавливает правила, обязательные только для этого института.
    Согласно  учредительным документам (уставам) большинства межправительственных организаций последние имеют  право заключать международные  договоры, а также регламентировать международные отношения посредством  своих резолюций.
    Согласно  общей теории права под правовым актом понимается оформленное соответствующим  образом внешнее выражение воли субъектов права. Правовые акты разнообразны и играют различную роль в международно-правовом регулировании.
    Правовые  акты характеризуются следующими чертами:
    а) словесно-документальной формой;
    б) волевым характером (фиксируют волю субъекта права);
    в) могут выступать в качестве источников норм права, актов толкования права, актов применения права, актов реализации прав и обязанностей субъектов права.
    Что касается правовой природы и юридической  силы регламентов международных  организаций, то этот вопрос остается дискуссионным и открытым. И договоры, и обычаи основаны на согласовании воль создавших их участников международных  отношений, а регламент представляет собой односторонний акт международной  организации, регулирующий, как правило, дисциплинарные вопросы. 
 
 
 

    2. Международный договор  как
источник  международного права 

    Венская конвенция о праве международных  договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
    В настоящее время нормы международных  договоров занимают основное место  в международном праве в силу определенных причин, среди которых  можно назвать следующие:
    1) создание обычных норм является  длительным процессом. Иногда  возникают затруднения в установлении  точного содержания обычной нормы.  Процесс создания договорной  нормы не такой длительный, а  воли субъектов международного  права имеют более выраженный  характер;
    2) процедура заключения и исполнения  договоров детально разработана  и определена (Конвенции о праве  международных договоров 1969 г. и 1986 г.);
    3) договорная форма предоставляет  больше возможностей для согласования  воль субъектов, нежели какая-либо  другая.
    Эти и другие причины обусловливают  все более широкое использование  договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права  учитывают важнейшую роль договоров  в международных отношениях и  признают возрастающее значение договоров  как источника международного права  и средства развития мирного сотрудничества между государствами.
    Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с  целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 Устава как:
    1) поддержание международного мира  и безопасности и принятия  с этой целью эффективных коллективных  мер для предотвращения и устранения  угрозы миру и подавления актов  агрессии или других нарушений  мира и проведение мирными  средствами, в согласии с принципами  справедливости и международного  права, улаживания или разрешения  международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению  мира;
    2) развитие дружественных отношений  между нациями на основе уважения  принципа равноправия и самоопределения  народов, а также принятие других  соответствующих мер для укрепления  всеобщего мира;
    3) осуществление международного сотрудничества  в разрешении международных проблем  экономического, социального, культурного  и гуманитарного характера и  в поощрении и развитии уважения  к правам человека и основным  свободам для всех, без различия  расы, пола, языка и религии.
    Международным договорам также принадлежит  важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении  законных интересов государств.
    В теории международного права называют три стадии принятия международных  обязательств:
    1) принятие текста;
    2) установление аутентичности, т.е.  подлинности текста;
    3) согласие на обязательность договора.
    Федеральным законодательством России установлены  следующие способы выражения  согласия на обязательность договора:
    1) ратификация;
    2) утверждение;
    3) принятие;
    4) присоединение.
    Подписание  как стадия заключения договора или  форма выражения согласия Российской Федерации на обязательность для  нее международного договора имеет  место в том случае, если договор  предусматривает его. Также подписание может быть оговорено в договоренности Российской Федерации и других участвующих  в переговорах государств.
    В соответствии с п. "к" ст. 71 Конституции  РФ в ведении Федерации находятся  международные договоры. Российская Федерация как суверенное государство  обладает абсолютной правосубъектностью. Она может заключать международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвовать в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в универсальных и региональных государственных и межгосударственных организациях. Будучи суверенным государством, Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.
    Международные договоры заключаются на разных уровнях, в связи с чем выделяют следующие виды международных договоров:
    1) межгосударственные (договоры высшего  уровня, заключаемые от имени  Российской Федерации);
    2) межправительственные (заключаемые  от имени Правительства);
    3) межведомственные (договоры, заключаемые  на уровне ведомств).
    В теории выделяют также следующие  виды международных договоров. По кругу  участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько. К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников.
    Договоры  могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение к которым ставится в зависимость от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т.д.
    Все вышеперечисленные договоры являются договорами государства в целом, и именно оно несет ответственность  за их выполнение. Следовательно, договоры разных видов в соответствии с  международным правом обладают равной юридической силой. 
 

    3. Обычай как источник  международного права
 
    Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН определен как "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы". Венская конвенция  1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений. В преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" подчеркивается, что Российская Федерация, выступая за неукоснительное соблюдение как договорных, так и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
    Обычай  складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся  действий (актов) субъектов международных  правоотношений. В качестве хрестоматийных примеров обычных норм обычно приводят: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое право, а гуманитарное право в период вооруженных конфликтов часто именуют "законами и обычаями войны".
    Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права  образуются в два этапа:
    1) согласование правила поведения  и
    2) придание согласованному правилу  поведения юридической силы международно-правовой  нормы.
    От  международно-правового обычая следует  отличать обыкновение. Оно представляет собой правило поведения субъектов  международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными словами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому  нарушение обычая рассматривается  субъектами международного права как  правонарушение, нарушение же обыкновения  рассматривается как недружественный  акт, следовательно, санкцией за нарушение  обыкновения может выступить  реторсия. 

    4. Иные источники  международного права
 
    Поскольку, как уже говорилось, в международном  праве не содержится исчерпывающего перечня источников, субъекты международного права самостоятельно решают вопрос не только о содержании согласуемых  ими правил поведения (международно-правовых норм), но и о том, в какую форму  согласованные ими нормы будут  воплощены, в каком источнике  зафиксированы.
    Помимо  традиционных договора и обычая в  настоящее время в международных  отношениях активно используется такой  источник международного права, как  заключительные акты международных  конференций и совещаний.
    В качестве источников международного права  следует рассматривать лишь те акты конференций и совещаний, в которых  зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы  Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт  1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Документ Московского совещания 1991 г. и др.
    Часто заключительные акты конференций и  совещаний, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Доказательством тому служат такие императивные требования, включенные в текст актов, как "государства  обязались соблюдать", "обеспечивать исполнение актов", "приводить  свое законодательство в соответствие с актами" и т.д.
    Следовательно, поскольку некоторые акты конференций  и совещаний содержат международно-правовые нормы, их следует считать источниками  международного права.
    Необходимо  отметить, что юридическая сила резолюций  международных организаций чаще всего определяется их учредительными документами (уставами). В соответствии с уставами большинства организаций резолюции их органов имеют рекомендательный характер. Вследствие этого выделяют две группы нормативных резолюций:
    1) устанавливающие обязательные для  органов данной организации правила  и являющиеся частью внутреннего  права данной организации (регламенты  органов, резолюции о формировании  бюджета организации, нормы, регулирующие  порядок функционирования этой  организации, и др.);
    2) приобретающие юридическую обязательность  в силу отсылки к юридически  обязательным нормам международных  договоров (стандарты ИКАО, рекомендации  МАГАТЭ и др.) или внутригосударственного  законодательства.
    В качестве примера можно привести распоряжение Президента РФ от 22 ноября 1994 г. "О мерах, связанных с выполнением Резолюции Совета Безопасности ООН N 943 от 23 сентября 1994 г.". Правительство РФ во исполнение указанного распоряжения установило ограничительные меры в отношении Союзной Республики Югославии.
    Таким образом, подобно процессу создания международно-правовых норм в процессе создания нормативных резолюций  международных организаций можно  выделить два этапа: установление правила  поведения и придание согласованному правилу юридической силы международно-правовой нормы.
    Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация  международного права. Кодификация  представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.
    Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:
    1) установлением точного содержания  и четкого формулирования уже  издавна существующих (обычных и  договорно-правовых) принципов и  норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;
    2) изменением или пересмотром устаревших  норм;
    3) разработкой новых принципов  и норм с учетом актуальных  потребностей международных отношений;
    4) закреплением в согласованном  виде всех этих принципов и  норм в едином международно-правовом  акте (в конвенциях, договорах, соглашениях)  либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Принципы  международного права
      Понятие принципов международного права
 
           Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
          
    2. Принцип суверенного равенства государств
 
      Данный принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах международных организаций системы ООН, в учредительных документах (уставах) подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций.
      В соответствии с Декларацией о  принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного  равенства включает следующие элементы:
    1) государства  юридически равны;
2) каждое  государство пользуется правами,  присущими полному суверенитету;
    3) каждое  государство обязано уважать  правосубъектность других государств;
    4) территориальная  целостность и политическая независимость  государства неприкосновенны;
    5) каждое  государство имеет право свободно  выбирать и развивать свои  политические, социальные, экономические  и культурные системы;
    6) каждое  государство обязано выполнять  полностью и добросовестно свои  международные обязательства и  жить в мире с другими государствами.
          Вместе с этим необходимо отметить, что юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН.
    В вышеупомянутой Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что при  истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. Так, между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию, существует тесная связь. Понятие внутренней компетенции государства в теории вызывает споры, поскольку оно зависит от уровня развития международных отношений. В настоящее время принято соотносить внутреннюю компетенцию с международными обязательствами каждого конкретного государства.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.