На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Макс Вебер-сторонник антипозитивизма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  ВВЕДЕНИЕ 

      Когда  мы  говорим  о  социологии  как  науке,  изучающей  общество   и
поведение людей, то редко задумываемся о ее собственной природе.  Между  тем с этим вопросом дело обстоит не  очень  просто.  Социология,  в  отличии  от многих других, если не  всех  естественных  и  гуманитарных  наук,  обладает двойственной  природой.  Социолог,  опрашивая  людей  и   знакомясь   с   их внутренним  миром,  мнениями  и  пристрастиями,  сам   является   человеком, наделенным такими же мнениями и пристрастиями, которые влияют на  результаты познания (сознает он этот факт или нет – не имеет значения).
      Двойственность природы социологии  означает  тот  факт,  что  основной
предмет познания этой  науки  –  общество  –  можно  познавать  двумя  прямо противоположными способами.
      Первый вариант или проект  познания общества, назовем его   сциентистски ориентированным, элиминирует человека  как  существо,  наделенное  мотивами, ценностями, целями и интересами. Человек  рассматривается  также  холодно  и  равнодушно,  как,  например,  булыжник,  портфель  или  молекула  кислорода. Освобождение  от  человеческой  психики  необходимо   ученым   для   чистоты эксперимента.  Если  не  учитывать,  хотя  бы  на  время,  субъективный  мир человека,  то  все на  свете,  в том числе и самого   человека,   можно рассматривать совершенно  объективно  –  как  совокупность  молекул,  прямых линий, математических формул и т.д.  Такой  подход  в  социальном  познании, отталкивающийся   от    идеалов    строгого    естествознания,    называется позитивистским. Его родоначальником в социологии был О. Конт.
     Другое направление - антипозитивизм, конец XIX — начало XX вв. представители которого считали, что социология должна порвать с методами естественных наук и дальше развиваться самостоятельно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3
  СОДЕРЖАНИЕ  

Введение                                                                                                                   3                                                                                                                                         

Возникновение и развитие позитивизма                                                               4 

Родоначальник позитивизма                                                                                  6 

Основатели  позитивизма в Англии                                                                       8 

От позитивизма  к антипозитивизму                                                                    10   

Родоначальники  антипозитивизма                                                                       11 

Макс  Вебер-сторонник антипозитивизма                                                           12 

Заключение                                                                                                             15 

Литература                                                                                                             16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 

Кафедра социологии
 
Контрольная работа по общей социологии 
 
 
 

Тема: «Позитивизм и антипозитивизм в социологии» 

Выполнил: студент группы ЗС-1-10
Султанова Элиза И. 
 
 

Проверил: преподаватель
Николаева О. В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Домашний  адрес: 42 33 55   РТ  Сармановский район, село Куткмели, ул. К. Маркса,  д. 13 

Дата  отсылки: 12 апрель 2011 г.  

Тел: 8 917 297 34 48 
 

Казань 2011
  ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВИЗМА 

      Позитивизм. Для более полного уяснения состояния социологии классического периода попытаемся нарисовать ее обобщенный портрет. В значительной мере под влиянием Конта и его последователей наука об обществе сформировалась как позитивная социология. Позитивизм, прежде всего, означал разрыв социологии с философской (метафизической) традицией. «Социальная физика» исходила из посылки, что есть только один мир, и он обладает объективным существованием. Она отказывалась от претензии на раскрытие причин и сущностей этого мира. Отвечая на вопрос «как», а не на вопрос «почему», социология должна лишь, опираясь на естественнонаучный метод, описывать фиксируемые явления, или, говоря иначе, «фабриковать факты».
      Социологическим доктринам, претендовавшим на позитивное освоение социального мира, в той или иной степени свойственны также следующие идеи.
      Только наукой могут быть открыты и познаны элементы и законы мира. Позитивный (научный) метод одинаков для естественных и общественных наук и представляет собой единство наблюдения, эксперимента и сравнения.
      Существуют законы исторического развития общества (социальная динамика).
      Существуют законы, управляющие взаимосвязями между различными институциональными и культурными формами (социальная статика).
     Общество — реальность особого рода, и не может быть познана, исходя из ее частей.
      Естественное состояние общества — социальный порядок, конфликты и аномии — преходящие стадии его развития.
     Все, что человек стремится открыть, объясняется обычно интересами и ситуацией, а само знание зависит от уровня достигнутого интеллектуального развития, уровня прогресса и социальной организации.
      Моральный и политический выбор должен происходить исключительно на научной основе (для английской и позднейших ветвей позитивизма — принципиальная несовместимость науки с политикой и моралью, нейтральность науки).
      Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), социально-философское направление, характеризующееся стремлением исходить из данного, фактического, устойчивого, несомненного (позитивного), с тем чтобы создать социальную теорию:
- свободную  от умозрительных метафизических  объяснений;
- доказательную  и общезначимую;
- основанную  на методологии, свойственной  естественным наукам.
      «Положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и  что   философия  как  особая наука,  претендующая  на самостоятельное
4
исследование  реальности, не имеет права на существование.
      Позитивизм оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.
      Создатель позитивизма,  введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку позитивизм не имеет дела с «метафизическими» проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса Конта ведёт к точке зрения феноменализма. Однако наряду с субъективно-идеалистической тенденцией контовский позитивизм сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в. Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.
      Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России — Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.
      Названные философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 — 1912).
     Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.
      Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие  в трудах
постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).
      Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так: познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации; вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука
5
— сама себе философия), либо обзором системы  знаний, учением о языке науки; следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.
      Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты: противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.
      Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности. Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.
      Для позитивизма характерна вера в прогресс. 

  РОДОНАЧАЛЬНИК ПОЗИТИВИЗМА ОГЮСТ КОНТ (1798 — 1857). 

      Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в труде «Система позитивной политики» (1852 — 1854).
      По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.
      В работе «Курс позитивной философии» Конт пишет: «... думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит необходимым образом три теоретически различные стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную,  или    позитивную...    Отсюда   три типа  философии, или
концентральных  систем, обобщающих феномены взаимно  исключающих друг друга. Первая —  начальный пункт, необходимый для  человеческого понимания … третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».
      «На    теологической   стадии феномены   рассматриваются как продукты
прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных. На метафизической стадии они объясняются  действием абстрактных сущностей, идей или сил (тела соединяются благодаря «симпатии», растения растут благодаря «вегетативной душе», а социум, — как иронизировал Мольер, — усыпляет благодаря «снотворной добродетели»). Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы
6
источники и судьбы Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждение с наблюдением, их действующие законы, т. е. неизменные связи последовательности и сходства».
      Согласно Конту, на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с ее бесконечной свободой сознания.
      «Таков закон трех стадий — ключевое понятие философии Конта. Этот закон подтверждает и развитие человека (каждый из нас, — теолог в детстве, метафизик в юности и физик в зрелости)». Этот закон, согласно Конту, применим для объяснения развития самых разных явлений общественной жизни.
      По мнению О. Конта, для преодоления кризисного состояния общества оно должно быть исследовано с помощью науки. При этом «научная социология призвана стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями». Термин «социология» был введен Контом. Он считал себя создателем этой науки.
      Согласно Конту, социология завершает свод наук, которые он делит на абстрактные, или общие, и конкретные, или частные. К абстрактным наукам он относит математику, теоретическую астрономию (небесную механику), физику, химию, физиологию (биологию), социологию (социальную физику).
      По Конту, цель науки в исследовании законов, так как только их знание дает возможность предвидеть события, направлять нашу деятельность по изменению жизни в желательном направлении знание закона необходимо для предвидения, а прогноз требуется для определения объема тех усилий, которые следует затратить для достижения общественных целей. Иными словами, для Конта наука необходима для предвидения, а предвидение необходимо для оптимизации действий.
      Конт   полагал,   что для перехода  общества   от кризисного состояния к «социальному порядку» потребуется знание социальных законов, основанное на анализе фактов. По представлениям родоначальника позитивизма, точно так же, как физика раскрывает законы природных явлений, так и социология путем наблюдения и рассуждения выявляет законы общественных явлений. Он выделяет в социологии социальную статику  и социальную динамику. Та
часть социологии, которая называется социальной статикой, изучает феномены, одинаковые для всех обществ. Социальная статика призвана выявить связи самых разных аспектов жизни, включая культурные, экономические и политические. Социальная динамика изучает законы развития общества. Главными здесь, по Конту, выступают: закон трех стадий и закон прогресса.
      Создатель социологии размышляет о разных проблемах.
7
      «Однако вся его социология, если обобщить, заключается в следующих четырех моментах: социальная статистика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса; Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно-необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы; Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»; Социальная физика — необходимая база рациональной политики».
      Мыслитель полагал, что выявить эти законы можно только путем наблюдений, экспериментов и сравнений. Важную роль при этом, по его мнению, играет исторический метод, который образует прочный фундамент для принятия политических решений и выстраивания логики политических мероприятий.
      Идеи О. Конта оказали большое влияние на творчество многих ученых, работавших в области социальной философии и социологии. 

ОСНОВАТЕЛИ ПОЗИТИВИЗМА В АНГЛИИ 

      Основателем позитивизма в Англии стал Джон Стюарт Милль (1806-1873). Его труд «Система логики силогистической и индуктивной» (1830-1843) утвердил его в роли главы английского позитивизма. Другими его наиболее значительными сочинениями являются: трактат «О свободе» (1859), в котором Миль сформулировал принципы буржуазного индивидуализма; Утилитаризм» (1861), где он выдвинул обновленные представления об этике утилитаризма; «Исследование философии сэра Гамильтона... » (1865) и посмертно изданные «Три эссе о религии: Природа. Польза религии. Теизм»(1874), в которых он предстал как человек, верующий в Бога.
      Первый труд «Система логики силогистической и индуктивной» был посвящен изложению индуктивной логики. Логику он часто расширял до масштабов гносеологии и видел в ней  методологию и    основание логики
нравственных  наук, под которыми он понимал социальные науки.
      Как отмечал немецкий философ Генрих Риккерт: «Дж. С. Милль первый сделал попытку создать систематическую логику наук о духе» [22. C. 193]. Среди нравственных или социальных наук основополагающей Миллем мыслилась психология. «Именно психология, по Миллю, возможна как образцовая индуктивная  наука,  тогда как общественные науки неизбежно
приобретают дедуктивный характер, пытаясь объяснить  разновидности социального поведения  конкретных людей с помощью общих  законов найденных индуктивно».
      Согласно Миллю, ближе всего к психологии основанная на ней этология, понимаемая как «наука о формировании характера», которая дедуктивно выводит из психологических законов законы формирования характеров и их форм.   В  этих   законах   находят   выражение   различные  физические  и
8
психологические обстоятельства, что придает характерам индивидуальные черты.
      Выяснению законов общества, по мнению Милля, способствует история. Однако Милль «предостерегал от наивного принятия первой попавшейся «исторической очевидности», некоего фактического «единообразия исторической последовательности общественных состояний» за истинный закон природы, тогда как такое единообразие надо считать лишь «эмпирическим законом», т. е. законом самого низшего уровня общности, законом в первом приближении». Эмпирические законы надо еще привести к законам более высокой степени общности. Сведение «первичных исторических и социологических обобщений к ряду законов более высокой степени общности составляет суть миллевского «обратнодедуктивного или исторического метода», который он считал важнейшим и наиболее надежным из своих «методов социальной науки» [11. C. 214]. По Миллю, основная задача социальной науки заключается в отыскании законов, согласно которым всякое данное состояние общества вызывает другое следующее за ним и замещающее его. Открытые социальные законы позволяют сформулировать правила деятельности, отвечающей требованиям этих законов. Но действовать в этом направлении надо осторожно, причем «тот общий принцип, с которым должны сообразовываться все практические правила, и тот признак, которым надо пользоваться для их испытания, есть содействие счастью человечества, или, скорее, всех чувствующих существ, иначе говоря; конечный принцип телеологии есть увеличение счастья». 

      Другим крупным позитивистом в Англии был Герберт Спенсер (1820 — 1903).
      Значительную часть жизни он провел как кабинетный ученый. С 1862 по 1896 гг. он выпустил 10 томов системы «синтетической философии», в которую входят «Основные начала» ((1862), книга о первопринципах бытия), «Основания биологии» (1864 — 1867), «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания психологии» (1879 — 1893), «Основания социологии» (в 3-х томах, 1876 — 1896),  «Основания этики».   В 1850 г.  вышла в свет его
«Социальная статистика».
      Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики.
      Спенсер рассматривал философию как познание на ступени максимального обобщения,  так как философские обобщения объединяют и
систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начать с наиболее общих принципов, к которым пришла наука. Это, по его мнению, принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления. Настоящие принципы следует использовать всем наукам. Впрочем, их можно унифицировать в более общий принцип — принцип «непрерывного перераспределения материи и движения». Закон общего изменения и есть закон эволюции.
9
      Впервые термин «эволюция» употреблен Спенсером в 1857 г. Через два года Дарвин в «Происхождении видов» употребит это понятие в отношении живых существ. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. «Первая ее характеристика — переход от менее связанной формы к более связанной». Вторая характеристика — переход от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию. «Третья характеристика эволюции — переход от неопределенного к определенному». Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономности к определенной и связанной однородности».
      Спенсер выделял три фазы «большей эволюции»: неорганическую, органическую и надорганическую (или сверхорганическую), плавно переходящие друг в друга. Однако каждая фаза на определенной ступени зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другой. Социальная эволюция — часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий. Предмет социологии — это «изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме».
      Применительно к обществу эволюция выражается в том, что «возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно-историческим продуктам и прочим продуктам — языку, науке, искусству и литературе». В этом состоит суть понимания Спенсером прогресса.
      На немецкой почве, как считается в отечественной литературе, позитивизм нашел выражение в эмпириокритицизме или «втором позитивизме» Рихарда Авенариуса (1843 — 1896). 

Позитивизм  позволил социологии занять определенное место в системе наук и отмеживаться от многочисленных лженаучных и спекулятивных теорий XIX века. Однако, к концу XIX века стало очевидно,  что позитивизм уже не
может дать социологии ничего нового и начинает постепенно тормозить ее развитие. 

  ОТ ПОЗИТИВИЗМА К АНТИПОЗИТИВИЗМУ 

      Антипозитивизм (конец XIX — начало XX вв.) - направление в социологии, характеризующееся негативной реакцией на позитивистскую методологию и предлагающее методологический инструментарий, нацеленный на понимание смысла социальных и культурных явлений.
      Антипозитивизм характеризуется кризисом эволюционизма и натурализма, и позитивистские теории оказываются под огнем критики именно по этим направлениям.   Позитивистскую   социологию  обвиняли в
10
механицизме, схематизме, недооценке «человеческого» фактора, непонимании многообразия форм и вариантов социального развития. Совершившаяся на рубеже XX в. революция в физике и кризис в математике нанесли удар по механицизму и основополагающему тезису позитивизма об единственности мира. Важным фактором усиления антипозитивистских настроений было и то, что к концу XIX в. философская мысль осознала растущее несоответствие между научно-техническим прогрессом и развитием духовных, этических и эстетических ценностей. Тем самым логика прогресса, исповедуемая позитивистами, также подвергалась критике. 

РОДОНАЧАЛЬНИКИ  АНТИПОЗИТИВИЗМА 

      Не объяснить общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, но понять смысл социального ставили своей задачей родоначальники антипозитивизма (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт, Вильгельм Дильтей). Антипозитивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а субъективное понимание социальных фактов (табл. 1.2). Философской основой такого понимания они избрали неокантианство, которое главным достижением гносеологии считало субъективность мира и существование «вещей-в-себе», а главным заблуждением — объективный характер мира.
      Представители антипозитивизма считали, что социология должна порвать с методами естественных наук и дальше развиваться самостоятельно. Новую методологию предложили немецкие ученые Геогр Зиммель (1858-1918) и Макс Вебер (1864-1920).
      Георг Зиммель является родоначальником "формальной социологии", он считал, что все социальные явления уже изучаются другими науками и потому социология должна утвердиться не выбором предмета, а как метод. "Социология должна исследовать не содержание, а формы социальной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям".
      По Зиммелю, общество - это совокупность форм и систем взаимодействия. В основе лежат влечения, интересы и цели отдельных людей, которые и составляют содержание общественной жизни или "материю обобществления".
      Материя обобществления сама-по-себе не социальна, однако все действия индивида, становятся социальными, поскольку заставляют индивида вступать во взаимодействие.
      Обобществление - это реализующиеся в бесконечном количестве способов формы, в которых индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Эти формы Зиммель назвал "формами социации". Главное для социологии, с точки зрения Зиммеля - изучение форм социации.
      Социальная теория Зиммеля включала три раздела:
-формальная социология
11
-социальная теория познания
-концепция исторического развития
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.