На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физическое воспитание:образовательный и социальный аспекты

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание
       Введение…………………………………………………………………...….2
       Глава I. Физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты:
      Сущность физического воспитания…………………………..……3-5
      Задачи физического воспитания студентов………………………..6-7
      Умственное воспитание в процессе физического воспитания…...8-9
      Социальная сторона физического воспитания……………...…..10-15
       Заключение…………………………………………………………………..16
       Список  использованных источников и литературы………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение
       Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.
       Возникновение физического воспитания относится  к самому раннему периоду в  истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.
       Постепенно  в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены  племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно  повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

       Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

       Глава I. Физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты

       1.1. Сущность физического воспитания

       Под современным широким понятием «физическое  воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека.
       Основоположником  научной системы физического  воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания.
       Физическое  воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.
       В высших учебных заведениях процесс  физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».
       Цель  физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.
       Являясь органической частью  культурного  общества,  физическая  культура   выполняет ряд общекультурных  функций.  Они  основаны  на  функциональных   связях ФК с другими  социальными явлениями.
       Физическая  культура как самостоятельная часть  культуры общества  имеет и свои специфические социальные  функции.  Они  в  более  конкретной  форме выражают  социальную  сущность  физической  культуры  и  ее   способность удовлетворять потребности общества в  области  физического  воспитания и спортивной деятельности людей.  Ни  одна  из  разновидностей  культур  не сможет заменить физическую культуру в специфических функциях.
       Социальные  функции  –  это  функции,  которые  характеризуют  особенности функционирования физической культуры и спорта применительно  к различным социальным группам. Ее разновидности:
          - социализирующая, назначение  ее  способствовать  процессу  социализации  личности, связанной с физической  культурой  (т.е.  личность  приобретает  определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли);
          - коммуникативная, функция  межличностных   отношений,  благодаря  которой  люди вступают в процесс общения  как физического, так и духовного;
          - интегративная, в соответствии  с которой происходит объединение  людей в различные социальные группы – спортивные клубы, коллективы и т.д.;
          -  зрелищная  –  наиболее  характерна  для  спорта.  Благодаря   ей   люди удовлетворяют свои  потребности в зрелищах;
          - семейно – бытовая – физическая  культура и спорт  оказывают   воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК  и  спорта (спортивные семьи);
          - воспитательная –  благодаря   ей  происходит  процесс  целенаправленного  формирования личности;
          -  престижная  –  дух   состязательности  помогает   самоутвердиться   как личности, добиться признания спортивного результата обществом.
       Духовные  функции:
          -мировоззренческая, данные функции  отражают  идеологическая,  особенности  проявления философская, форм  общественного научная, сознания  в  сфере  ФК идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная;
          - творческая – способность принимать  решение  в  экстремальной   ситуации, поиск нового нестандартного;
          - информационная – состоит   в  культурной  связи  поколений  (накопление, сохранение и передача  социального опыта физической культуры);
          -  нормативнаяиоценочная  –   нормирование  общественной   потребности в развитии физической  способности членов общества (они  имеют нормативную и оценочную  сторону – эталоны, нормативы);
          - гедонистическая – выражается  в том,  что  люди,  занимаясь  физическими упражнениями,  получают  физическое  и  духовное  удовольствие  от   этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления;
          - катарсическая (функция «очищения») состоит в том, что с помощью  средств физической культуры и спорта снимается излишнее  психическое  напряжение.
          После активной двигательной  деятельности наступает  приятное  психическое состояние;
          - эстетическая – формирование  эстетических  способностей  (относят и к воспитательным).
       Считается, что для выполнения этих задач  общее время учебно-тренировочных  занятий по дисциплине «Физическая  культура» и дополнительных самостоятельных  занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Задачи физического воспитания студентов
       Физическая  культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
       Свои  образовательные и развивающие  функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.
       Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
       В процессе физического воспитания студентов  решаются следующие основные задачи:
       · понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
       · знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
       · формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
       · овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; 
       · обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
       · приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3. Умственное воспитание в процессе физического воспитания 

       В физическом воспитании представлены широкие  возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами.
       Существует  двусторонняя связь умственного  и физического воспитания.
       С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения.
       В содержании умственного воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную.
       Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое).
       Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися своих действий после  инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику).
       Воспитательная  сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.
       Исходя  из сказанного, основными задачами умственного воспитания в процессе физического воспитания являются:
       - обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;
       - развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности;
       - стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.
       Средствами  умственного воспитания являются, прежде всего, физкультурные занятия. Их содержание и объем определяются программами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.
       Кроме того, к средствам умственного  воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий  физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.4. Социальные функции физического воспитания
       Общеизвестно, что культурные ценности, когда бы они ни были созданы, имеют определенное функциональное значение и для современности.
       Физическая  культура, как вид культуры общества, используется и реализуется в практике человеком, удовлетворяя при этом определенные потребности:
       - биогенные, физические, обеспечивая  тем самым физическое развитие  организма, гомеостазис его внутренней  среды и улучшая физическую  дееспособность и подготовленность;
       - биоэкоэтические, антропогенно образуя для человека комфортную оздоравливающую среду спортивных и физкультурно-оздоровительных, сооружений, тренажеров;
       - психофизические, обеспечивая физическое  совершенство как синергетический  комплекс физического состояния, развития и дееспособности, соответствующих оптимизации активной связи индивида с основными факторами внешней среды (в первую очередь производственно-средовой и экосферной);
       - социальные, коммуникативные, расширяя  и упрочивая социальные контакты, обеспечивая социальную мобильность и изменение социального статуса, модификацию и расширение социальных ролей;
       - психоэмоциональные, обновляя и  расширяя личностное психоэмоциональное  пространство и круг лиц общения,  стимулируя психоэмоциональные  состояния в связи с успехом, ролями, событиями физкультурно-спортивной деятельности;
       - информационные, обусловленные новыми  событиями, нормами спортивных  и физкультурно-оздоровительных  увлечений, расширением специфического  социокультурного пространства  личности;
       - духовные, рефлексируемые в декларируемых нравственных, этических и культу-рологических ценностях, в принципах олимпизма, клятвах участников Олимпийских игр, в кодексе честной игры и т.п.
       В жизни человека и общества физическое воспитание имеет большое социальное и социально-педагогическое значение. Основные социальные эффекты и значение физического воспитания проявляются в социальном аспекте, который показывает, как изменяется, совершенствуется под благотворным воздействием физической культуры и спорта социальная деятельность человека и его вклад в социальный прогресс, в общественное производство для удовлетворения потребностей всего общества.
       Общая социально-экономическая и социокультурная  эффективность физического воспитания основаны на положительном влиянии активных занятий физическими упражнениями на человека, а также на массовом развитии физкультурно-спортивного движения.
       Физическая  культура и спорт проявляют себя в жизни современного человека и  общества неотъемлемым компонентом  образа жизни - общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная и целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.
       Физическая  культура и спорт входят органичным компонентом в феномен, называемый «уровень жизни», под которым понимается степень удовлетворения потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами, в том числе наличием объективных условий для занятий физической культурой и спортом каждого члена общества.
       Основными социальными функциями физической культуры и спорта являются: воспитательная, гуманистическая, образовательная, совершенствование  общественных отношений, материально-производственная.
       Ведущей социальной функцией физической культуры и спорта является воспитание человека. Эффективность воспитывающих функций обусловлена их взаимосвязью с другими явлениями общественной жизни, сочетанием физического воспитания с остальными компонентами комплексной системы воспитания. Наряду с физическим воспитанием человек получает духовное, умственное, трудовое, эстетическое и патриотическое воспитание. В процессе физкультурно-спортивной деятельности, на физкультурно-спортивных занятиях, спортивной тренировке, в туристических походах и краеведческих экскурсиях человек воспитывается многосторонне.
       Воспитание  человека в сфере физической культуры и спорта включает:
       - распространение духовного, идеологического,  гуманистического влияния социальной  среды на все стороны физкультурно-спортивной  деятельности и на разнообразные формы, виды и методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
       - использование совокупности экономических,  социальных и духовных условий  физкультурно-оздоровительной и  спортивной деятельности;
       - целеустремленное использование различных форм, средств и методов физического воспитания как специфической сферы образовательной и социально-педагогической деятельности.
       В процессе занятий физкультурой и  спортом развиваются ценные социальные качества личности, такие, как гуманистическая убежденность, признание первостепенной ценности и приоритетности прав и свобод личности, устойчивость дружелюбных и уважительных отношений к людям. Сами по себе абстрактные понятия «спорт», «физическая культура», так же, как и «образование», «культура», «искусство», человека не воспитывают. Его воспитывает активный субъект деятельности, в частности тренер, учитель, инструктор, менеджер, при этом ученик, спортсмен не остается пассивным объектом, а со своей стороны активно включается в физкультурно-спортивную деятельность, стремясь творчески добиться наилучших результатов. Своим старанием и инициативой ученик, в свою очередь, воздействует на тренера, педагога. Таким образом, в процессе физкультурно-спортивных занятий создается субъектно-объектная воспитывающая система.
       Гуманистическая нравственность активно реализуется  и воспитывается в товарищеском взаимодействии в спортивном, физкультурном  коллективе, в команде, группе, между  спортсменами и тренером, среди партнеров  и соперников по спорту на основе сознательно и добросовестно соблюдаемых правил, обычаев, традиций, неразрывно связанных с этикой общественного поведения, спортивной этикой.
       В процессе занятий физкультурой и  спортом осуществляются в прямой и опосредованной форме их образовательные  функции, так как человек познает много нового и обучается новым навыкам и умениям. Увлеченный человек ищет и охотно усваивает дополнительные знания из разных наук, которые способствуют успехам в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Тем самым развивается познавательная активность, творческое использование получаемых и накапливаемых знаний.
       В ряду общих и социальных функций  физической культуры и спорта находится  формирование, регулирование и совершенствование  общественных отношений. Эта функция  реализуется в следующих основных направлениях:
       - социально-политические отношения  приобщают широкие массы к  общественному самоуправлению, содействуют  развитию и упрочению демократии;
       - развиваются и совершенствуются  национальные отношения.
       Физкультурно-спортивное движение объединяет многочисленные и разнообразные группы людей в добровольные физкультурно-спортивные организации. Руководство и осуществление всей деятельности этих организаций происходит выборными органами.
       Спортивные  мероприятия способствуют сближению  и взаимопониманию, становлению и укреплению товарищеского партнерства и дружеских связей между представителями различных этнических общностей. Спортивные межнациональные контакты способствуют сближению национальных культур, ускорению духовного и нравственного развития каждого народа. Общение спортсменов содействует преодолению негативных настроений и предубежденности между представителями разных этносов и стран.
       Укрепление  материально-производственной базы общества происходит под благотворным воздействием занятий физкультурой и спортом на человека как основной производительной силы.
       Важнейшей социальной проблемой физической культуры является ее связь с общественным производством, ее роль и место в  системе научной организации  труда. Рациональное применение производственной физической культуры обеспечивает простое и расширенное воспроизводство, восполнение рабочей силы единичного работника - участника производственного процесса.
       Сложный комплексный эффект влияния занятий  физической культурой и спортом  на человека проявляется многогранно и разнообразно, плодотворно способствуя развитию социальной активности личности, психологической подготовленности человека, его физическому совершенствованию.
       Социальная  активность личности выражается в таких  показателях, как социализация, включенность в социальную жизнь, способность к принятию и принятие новых специфических социальных ролей, норм и ценностей; ценностные ориентации, жизненные идеалы, обуслов-ливающие активную социальную жизненную позицию; коммуникабельность, отношения в социальной общности, развитость межличностного общения (что особенно проявляется среди членов спортивной команды, экипажа, туристской группы), коллективизм; эффективность производственно-трудовой деятельности.
       Занятия физической культурой и спортом  способствуют повышению общей и специальной работоспособности, социальной биогенной адаптации к условиям среды и обеспечивают готовность человека к социальной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение
       Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности.
       Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование  и воспитание физических качеств  человека. Первое осуществляется путем  обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физической работоспособности.
       В процессе смены поколений через  физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального  опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той  или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности. 
 
 

       Список  использованных источников и литературы:

       1. ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007. - №329-ФЗ.

       2. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996. -197с.

       3. Гончаров В.Д. Физическая культура  в системе социальной деятельности/  СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1995. - 36 с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.