На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Картели и их роль в экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КАРТЕЛЬ — (фр. cartel) — одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий. В отличие от концернов и трестов, картельные соглашения непосредственно незатрагивают производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в картель предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене патентами и т. п. К. бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Они создаются с целью ограничения конкуренции между их участниками, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены, подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении и получения более высокой, чем средняя, прибыли. В современных условиях существует ряд мощных международных К., картельные соглашения широко используются мелким и средним бизнесом в борьбе с господствующими на рынке монополиями. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством или ограничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств. 

Картель
Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором  устанавливаются обязательные для  всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют  свою юридическую и хозяйственную  самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного  договора. 

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой  в соглашение, касающееся различных  сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. 

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего  звена. Соглашения достигаются в  результате встреч и договоренностей  руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются  во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей. 

Для картеля характерно наличие следующих признаков:
 
договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между  ними и получения монопольной  прибыли);
сохранение права  собственности участников картеля  на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая  самостоятельность;
объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
совместная деятельность по реализации продукции, которая может  распространяться в определенной степени  и на ее производство;
наличие системы  принуждения, включающей выявление  нарушений и санкции к нарушителям.
В соответствии с  антимонопольным законодательством  в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных  отраслей (прежде всего сельского  хозяйства), запрещены и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как  правило, законодательно запрещаются  картели, связанные с фиксированием  цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение  или ограничение конкуренции. 

Запрет на создание картелей может быть снят для:
 
картелей, на которые  приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного  продукта и средний ежегодный  оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
картелей, приносящих пользу экономике всей страны, например способствующих техническому прогрессу;
"кризисных"  картелей, уменьшающих, например, излишние  производственные мощности.
В странах Западной Европы, где действует специальное  законодательство, делящее картели  на "желательные" и "вредные", насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без  регистрации. В США картели запрещены  законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование  рынка в масштабах отрасли. 

В мировой практике выделяются следующие виды картелей:
1. Денежный картель,  утверждающий унифицированные цены  наряду с равными условиями  поставок и платежей (горизонтальные  связи Цен). 

2. Долевой картель: 

квотный картель (картель  продукции), выделяющий каждому его  участнику квоту для продажи  продукции в соответствии с производственными  мощностями. Целенаправленное регулирование  предложения через квоты позволяет  картелям контролировать цены на рынке  товаров;
территориальный картель, выделяющий каждому предприятию  территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.
3. Закупочный картель  — монопольное соглашение нескольких  предприятий, фирм, корпораций о  закупке сырья и товаров определенного  вида, сорта и так далее в  интересах всех участников картеля  с целью сбить закупочные цены. 

4. Калькуляционный  картель, участники которого договариваются  об одинаковой структуре и  об одинаковом содержании расчетов. 

5. Кондиционный картель,  определяющий условия реализации  товара. 

6. Контингентированный  картель, устанавливающий для  его участников соответствующие  квоты (контингенты). 

7. Кризисный картель,  который создается при стойком  спаде спроса (кризисный картель  структуры) или временном сокращении  сбыта (кризисный картель конъюнктуры)  для ограничения конкуренции.  В условиях спада производства  картели этого вида способны  планировать собственные действия. 

8. Патентный картель,  определяющий направления совместного  использования (или неиспользования)  какого-либо технического изобретения. 

9. Производственный  картель, устанавливающий объем  (квоты) производства для каждого  участника. 

10. Региональный картель,  определяющий области сбыта. 

11. Ценовой картель,  устанавливающий для участников  цены товара. 

Более совершенная  форма картеля включает в себя не только установление единых цен  и совместный сбыт, но и ограничение  производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных  производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание). 

Существует ряд  факторов, определяющих эффективность  деятельности картеля. Прежде всего, это  участие в рассматриваемой организационной  форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и  их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле  некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками  картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля  над ценой продукции. 

Модель картеля  — крайний случай кооперированной  олигополии
Модель картеля  — представляет собой крайний  случай кооперированной олигополии. 

Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения  конкурентных сил на рынке. Картель  предполагает явный сговор между  продавцами относительно: 

принципа установления цен;
раздела рынков сбыта;
квот производства и сбыта участников;
обмена патентами  и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.
Картели могут иметь  как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так  и международный характер (объединение  предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и  производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию  стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее  время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют  нелегально. 

Основная цель образования  картеля заключается в получении  ее участниками монопольной прибыли  путем сговора. 

Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля  на графической модели. Введем несколько  упрощающих допущений. 

На рынке конкурируют  две фирмы (ситуация дуополии), рыночный спрос постоянен и имеет вид  линейной функции, фирмы производят однородную продукцию и имеют  одинаковые издержки (МС1=МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис. 7.4. 
 
 

Рис. 7.4. Модель картеля
 
Если фирмы находятся  в состоянии жесткой конкуренции, то наименьшая возможная цена равна  конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль. 

Если же рассматриваемые  фирмы сформируют картель и ограничат  свой выпуск для максимизации общей  прибыли объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это максимально возможная цена при данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль. 

Поскольку совокупная прибыль объединенных в картель  предприятий выше, чем первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Вместе с тем после заключения картельного соглашения любой картель  сталкивается с проблемами внутреннего  и внешнего характера. 

Первая группа проблем (внутренних) касается согласования противоречивых интересов между членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группа проблем (внешних) затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля. 

Рассмотрим последовательно  данные проблемы. При организации  картеля все фирмы-участники несут  издержки заключения сделки. Существует целый ряд факторов, который затрудняет заключение подобных соглашений (о  них будет сказано ниже). Однако на многих рынках потенциальная прибыль  картеля может быть столь значительна, что стимулирует к его заключению. 

Вместе с тем как только картельное соглашение достигнуто и установлена монопольная цена, каждый участник соглашения заинтересован в скрытом нарушении установленных правил игры, ибо это повышает его индивидуальную прибыль. Другими словами, основная трудность картельного соглашения не в его заключении, а в его выполнении. Если все члены картеля будут нарушать установленные цены и квоты, это приведет к падению рыночной цены до конкурентного уровня и, как следствие, к распаду картеля. Успех картеля зависит от возможности выявления и пресечения обмана. Вот почему любое картельное соглашение обязательно предусматривает целый ряд мер по выявлению и предотвращению обмана между его участниками. 

Основные меры контроля:
 
ограничение точек  отгрузки продукции картеля;
работа с небольшим  количеством крупных покупателей;
штрафы (уровень штрафов  должен быть достаточно высок, чтобы  предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть  фирмы от картеля);
ограничение квоты  производства;
формирование пула доходов (которые распределяются между  всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
наказание натурой (когда  в ответ на обман участники  картеля немедленно увеличивают  объемы своего производства и снижают  цены). Данная мера считается эффективной, если только удается быстро выявить  обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль  до того, как понесет издержки от наказания.
Но даже если все  фирмы-участники будут вести себя честно (что маловероятно), остается угроза конкуренции со стороны:
 
внешних фирм, производящих аналогичную продукцию;
новых товаров-заменителей  продукции картеля.
На реальных олигопольных рынках существует целый комплекс факторов, препятствующих и благоприятствующих образованию картеля. 

Факторы, определяющие эффективность картеля:
Эффективность действующего в стране антимонопольного законодательства.
В условиях, когда  картели являются незаконными, фирмы  не могут заключать явных соглашений, а вынуждены вести секретные  переговоры. Тем самым увеличивается  риск присоединения к картелю и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума. 

Количество продавцов  и производителей продукции.
Чем меньшее количество фирм действует на рынке, тем им легче  договориться. И, наоборот, по мере расширения числа олигополистов, возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность того, что одна или две фирмы не присоединятся к соглашению, а это снижает монопольную власть образуемого картеля. 

Однородность выпускаемой  продукции и сопоставимость издержек.
Если фирмы выпускают  однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля. Напротив, сильная  дифференциация продукции и разница  в издержках затрудняет выработку  согласованных решений. 

Стабильность и  предсказуемость спроса.
Стабильность и  предсказуемость спроса облегчает  фирмам принятие картельного решения. Значительное и непрогнозируемое изменение  объемов спроса дестабилизирует  рыночную ситуацию и затрудняет переговоры. 

Взаимоотношения между  участниками картеля.
Чем в более дружеских  и доброжелательных отношениях находятся  руководители фирм, тем им легче  прийти к согласию. И наоборот, разногласия  между участниками рынка затрудняют достижения соглашения (Так, в силу политических разногласий не было заключено  в свое время соглашение между  ЮАР и СССР по экспорту золота.)
Введение  

Актуальность исследования. Картели в современной экономике  играют очень важную роль. Картельные соглашения помогают развитию малых  и средних предприятий, позволяя данным предприятием удержаться в конкурентной борьбе с более крупными предприятиями. Картель помогает выйти малым  и средним предприятиям на внешний  рынок, так называемые экспортные картели. Также картели могут помочь преодолеть производственный кризис предприятия, восстановить баланс спроса и предложения  в определенной отрасли.
Помимо всех этих положительных тенденций, картели  могут оказывать и негативное влияние на экономику России. Так  как картели связаны с фиксированием  цен на рынке, ограничением выпуска  продукции и производственных мощностей. Так же картели мешают развитию нормального уровня конкуренции на рынке. На данный момент, в период мирового финансового и экономического кризиса изучение особенностей функционирования и развития картелей представляется особенно важным.
В мире есть много  примеров кооперации, когда производители  объединяются в один союз картель, способный  диктовать свои условия на рынке. Если подобные структуры преследуют цель захватить рынок, то очень часто  они становятся объектом всевозможных антимонопольных расследований. Однако это вовсе не означает, что производители  отказались от идеи объединения своих  усилий с тем, чтобы более эффективно добиваться своих целей. За последнее  время, пожалуй, изменились всего лишь две вещи: цели картелей и способы  их создания. Что касается целей, то сегодня все меньше картелей стремятся  установить абсолютный контроль над  рынком. Скорее, речь идет о завоевании определенной доли рынка, о ее расширении. Что касается способов создания картелей, то здесь можно выделить тенденцию  к отклонению от традиционной практики объединения на производственном уровне, когда, например, объединение устанавливает  произвдственные квоты для своих участников. Современные картели все чаше концентрируются на таких актуальных моментах, как эффективный выход на новые рынки, координирование стратегий развития участников объединения, выработка и реализация единой маркетинговой политики.
Цель исследования - изучение картелей и их роль в современной  экономике.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- изучить понятие  и структуру картелей, а именно, рассмотреть понятие и основные  виды картелей, процесс образования  и функционирование картеля, а  так же рассмотреть особенности  законодательного регулирования  картелей в России;
- рассмотреть особенности  создания и функционирования  картелей в ведущих мировых  державах;
- выявить проблемы  функционирования картелей в  России, а так же пути их  решения. 
Основными научными методами исследования работы являются анализ литературных источников по теме исследования, абстрактно-логический анализ, экономико-статистический анализ, системно-структурный анализ и другие методы научного познания.
В данной работе использованы работы таких авторов как А.Д. Акимов, Е.О. Бухвальд, А.Д. Виленский, И.Л. Кирушенко, И.Г. Окрепилова, О.А. Якушев и др.
Структура данной работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.  

1. Сущность, функционирование  и регулирование картелей 
1.1.Понятие и основные  виды картелей  

В любом государстве  существуют объединения предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, рынках сбыта, условиях продажи, ценах, и т.д., сохраняя при этом коммерческую и производственную самостоятельность. Такие объединения  получили название картель. Цель образования картелей получение монопольной прибыли путем устранения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции.
За всю историю  существования картелей, существовало много различных определений  данного понятия. Рассмотрим основные из них.
П.И. Гребенников  утверждает, что картель - объединение, основанное на соглашении между предприятиями  с целью ограничения конкуренции  между ними путем установления обязательных для всех предприятй картеля минимальных цен на товары, разграничения районов сбыта между ними, установления доли каждого из них в общем производстве картеля и так далее .
С точки зрения А.Д. Акимова, картель это устойчивый союз самостоятельных предпринимателей, вырабатывающих общую политику на рынке: делят территорию между участниками  картеля, «контингентируют» объем товара и устанавливают единые цены .
М.Н. Рудаков под  картелем понимает объединение корпораций с целью эффективного решения  вопросов, связанных со сбытом продукции, при создании которого могут преследоваться цели овладения рынками, разграничения  сферы влияния, регулирования цен  на продукцию и т.п. . 
 

Содержание 

Содержание  

Введение 3
1. Сущность, функционирование  и регулирование картелей 5
1.1. Понятие и основные  виды картелей 5
1.2. Процесс образование  и функционирование картеля 9
1.3. Законодательное  регулирование картелей в России 13
2. Особенности создания  и функционирования картелей  в России и опыт других стран  18
2.1. Особенности развития  картелей в России 18
2.2. Особенности развития  картелей в Германии, США, Японии 21
3. Проблемы функционирования  картелей и пути их решения  26
Заключение 31
Список используемой литературы 33 
 

Литература 

Список используемой литературы  

1. Федеральный закон  «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (принят ГД  ФС РФ 08.07.2006) (с изм. и доп., вступающими  в силу с 29.01.2010).
2. «Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.03.2010).
3. Акимов А.Д. Картельные  соглашения в условиях российского  рынка // Инвестиции в России, 2008, №8, С.16-18.
4. Акулов В.Б., Рудаков  М.Н. Теория организации: учебное  пособие. М.: Дашков и К, 2008. 372с. 
5. Бухвальд Е.О., Виленский А.Д. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. // Вопросы экономики, 1999, №12, С. 66-78.
6. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 256с.
7. Гальперин В.М,  Игнатьев С.М, Моргунов В.И. Микроэкономика: учебник. СПб.: Экономическая школа, 2007. 349с.
8. Горфинкель В.Я.  Экономика организации (предприятий): учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 456с. 
9. Горфинкель В.Я., Швандир В.А. Экономика предприятия: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 387с.
10. Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Спб.: СПбГУЭФ, 2006. 298с.
11. Зайцев Н.Л. Экономика  организации: учебник. М.: Дашков  и К, 2007. 254с. 
12. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: Дашков и К, 2006. 364с.
13. Кирушенко И.Л. Правовое регулирование картелей в России // Коммерсант, 2009, №2. С.25.
14. Лансков А.В., Окрепилова И.Г. Антимонопольная политика и регулирование естественных монополий: учебное пособие. Спб.: СПбГУЭФ, 2007. 360с.
15. Луценко И.Д.  Караул Картель! // Экономика, 2008, №7. С.4-6.
16. Максимова В.Ф.  Микроэкономика: учебное пособие.  М.: ЕАОИ, 2009. 204с. 
17. Менар К.О. Экономика организаций: учебник. Спб.: Феникс, 2006. 390с.
18. Неклюдов И.О.  Синдикационный бум в России // Банковское обозрение, 2007, №12. С. 12-13.
19. Шмален Г. Проблемы организации и экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 2006. 235с.
20. Якушев О.А. Экономика  России и конкуренция // Вопросы  экономики, 2009, №4. С.5-6.
Введение…………………………………………………………стр.2  
 

Сущность и виды картелей………………………………….. стр.3  
 

Образование и функционирование картеля………………..стр.3  
 

Законодательное регулирование  картелей………………....стр.6  
 

5. Список литературы………………………………………….…стр.8  
 
 
 
 
 

Введение  
 
 

В рыночной экономике, которая все еще находится  в стадии развития, и в которой  основным видом ограничения конкуренции  являются естественные монополии, оставшиеся еще с советских времен, такое  явление как картели, картельные соглашения встречается довольно редко. Тем более, что белорусское антимонопольное законодательство запрещает прктически все (за небольшим исключением) виды картельных соглашений - об этом подробнее будет рассказано в Разделе 3.  

С одной стороны  это может быть и хорошо, но есть и другая сторона. В экономике  развитых капиталистических стран (США, Германии, Японии) с более совершенным  антимонопольным законодательством  и грамотным государственным  регулированием существует много примеров, когда картели не только не приносили  вреда, но и давали немалый положительный  эффект.  

Так например картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяет им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными, облегчает им выход на внешний рынок (экспортные картели). Картели также создаются также с целью преодоления производственных кризисов и восстановления баланса спроса и предложения в определенной отрасли (картель структурных кризисов). Все это конечно происходит в условиях жесткого контроля со стороны государства, который исключает возможные негативные последствия.  

Возможно, со временем такая практика будет применяться  и в нашей стране, тем более  что белорусские малые и средние  предприятия очень нуждаются  в поддержке.  

В данной работе рассмотрены  основные виды , условия возникновения и функционирования картелей, а также некоторые аспекты законодательного регулирования этих процессов.  
 
 
 

Сущность и виды картелей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.