На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Оценка эффективности и результатов деятельности организации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
       5.1. ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
       О чем пойдет речь?
    Что такое качественная и количественная оценка деловой активности?
    Какие коэффициенты оборачиваемости используются наиболее часто и как их можно интерпретировать?
    Какие дополнительные показатели эффективности управления фирмой можно использовать?
    Почему выводы об уровне деловой активности фирмы нужно делать с осторожностью?
       Что такое качественная и количественная оценка деловой активности?
       Анализ деловой активности часто называют анализом качества управления фирмой. Подобный анализ очень трудно формализовать, свести к набору каких-либо количественных показателей. Здесь важно заглянуть «за цифры», оценить надежность и угадать истинные намерения руководства фирмы. В самых общих чертах такой анализ предполагает как качественную оценку (репутации фирмы и ее руководства, ее деловой истории, конкурентоспособности, широты рынков сбыта, наличия стабильных клиентов, потребителей), так и количественную оценку, включающую расчет абсолютных и относительных показателей.
       К абсолютным показателям относятся  объем реализации, величина активов фирмы, ее убытки, продолжительность производственно-коммерческого цикла и т.д. При анализе абсолютных показателей обычно проверяется выполнение «золотого правила экономики»: темпы роста прибыли должны превышать темпы роста выручки от реализации, которые в свою очередь должны превышать темпы роста активов.
       Относительные показатели деловой активности обычно носят название коэффициентов управления активами. Здесь можно выделить две подгруппы: темпы роста основных показателей деятельности организации и коэффициенты оборачиваемости.
       Методы  расчета и интерпретация первой подгруппы коэффициентов, как правило, очевидны: чем выше темпы роста выручки от продаж, прибыли, реализации продукции в натурально-вещественном измерении, тем выше деловая активность фирмы. Однако слишком агрессивная политика расширения деятельности может привести к нехватке денежных средств, срыву поставок и в конечном счете к банкротству. Более подробно такая ситуация и методы ее предотвращения рассмотрены в разделах, посвященных планированию, — главы 7,10,16,19.
       В некоторых источниках1 при анализе деловой активности предлагается учитывать степень выполнения плана. На наш взгляд, в рыночных условиях план является в большой степени лишь ориентиром, как правило, он многовариантен, и оценка деловой активности по степени выполнения такого плана далеко не всегда целесообразна.
       Какие коэффициенты оборачиваемости используются наиболее часто и как их можно интерпретировать?
       Коэффициенты  оборачиваемости характеризуют  отдачу на вложенные средства. Наиболее применяемы следующие коэффициенты.
       Общая фондоотдача (капиталоотдача, ресурсоотдача) или  коэффициент оборачиваемости совокупных активов (TotalAsset Turnover)
       
       Этот  коэффициент показывает выход продукции  на единицу имущества. Часто его  называют основным параметром качества управления активами. Во внешнем анализе  он обычно применяется в межфирменных сравнениях эффективности использования средств. Высокий уровень коэффициента говорит о способности менеджеров эффективно использовать средства, низкий — заставляет сделать обратный вывод. Однако подобное сравнение может быть некорректно, например, из-за различий в учетной политике, разного уровня износа оборудования, инфляционного роста цен на готовую продукцию, завышения выручки и т.д.
       При проведении внутреннего анализа  низкое значение коэффициента позволяет сделать вывод, что объем деятельности недостаточен для данной величины активов и следует наращивать объем продаж или, если это невозможно, ликвидировать некоторые виды активов. Высокое значение коэффициента может активизировать усилия менеджеров по поиску источников инвестиций для расширения производства.
       Коэффициент оборачиваемости  внеоборотных (иммобилизованных) активов (Fixed Asset Turnover)
       
       Из  формулы следует, что под иммобилизованными  активами в данном случае понимаются внеоборотные активы, однако на практике иногда к иммобилизованным активам относят и излишние запасы, и необоснованную дебиторскую задолженность, и прочие неликвиды.
       В общем случае данный показатель в  первую очередь характеризует, насколько эффективно фирма использует свое оборудование и установки. Он обычно применяется в тех же целях и имеет те же ограничения, что и предыдущий показатель (kоса). Различия между ними лишь в полноте охвата рассмотрения актива: в первом случае рассматриваются все активы, во втором — лишь I раздел баланса. На величину этого показателя еще больше, чем в предыдущем случае, влияет оценочная стоимость внеоборотных активов: например, при неправильно произведенной переоценке основных средств данный показатель может быть сильно искажен.
       Отнесение к иммобилизованным активам плохо используемых оборотных активов изменяет интерпретацию коэффициента: демонстрирует эффективность использования не только оборудования, но и всех немобильных средств.
       Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Working Capital Turnover) — один из важнейших показателей эффективности работы предприятия. Коэффициент характеризует количество оборотов всех оборотных средств:
             
       Обычно  считается: чем выше число оборотов, тем эффективнее предприятие умеет распоряжаться своими мобильными средствами. Большое число оборотов, как правило, говорит о том, что предприятие способно быстро возмещать свои вложения в запасы и есть хороший спрос на ее продукцию. Однако в нестабильных российских условиях при хроническом отсутствии средств у предприятий сверхвысокая оборачиваемость может объясняться именно отсутствием средств, недоверием поставщиков (отсутствием кредита с их стороны), невозможностью закупать товар большими партиями, расширять производство и т.д. Низкое число оборотов, в свою очередь, может быть оправдано в условиях инфляции, если выбрана политика накопления запасов сырья и материалов по более низким ценам и задержки продажи готовой продукции для реализации по более высоким ценам.
       Внутренний  анализ данного коэффициента направлен на поиск резервов ускорения оборачиваемости.
       Часто дополнительно рассчитывается длительность одного оборота в днях (d), Days' Working Capital:
             
       где Д — длительность планового периода (год, квартал, месяц).
       Поиск резервов повышения эффективности оборота капитала предполагает углубление анализа по следующим направлениям.
       1. Расчет показателя оборачиваемости запасов (Inventory Turnover Ratio):
       
       и длительности одного оборота запасов (Days'Inventory)'.
                   
       При этом целесообразно уточнение коэффициента оборачиваемости запасов отдельно:
       а) по сырью и материалам:
         
       Длительность  одного оборота сырья и материалов:
       б) по незавершенному производству:
                   
       Длительность  одного оборота незавершенного производства:
       В расчетах коэффициентов оборачиваемости  запасов, коэффициентов (а) и (б) вместо выручки от реализации иногда используется себестоимость продукции или даже материальные затраты в себестоимости. С одной стороны, это способствует получению более точных результатов, четко нацелено на поиск резервов; с другой — нарушает единый системный подход к определению эффективности, возврату вложенных средств. На наш взгляд, во внешнем анализе целесообразно ориентироваться на выручку от реализации, во внутреннем анализе целесообразно уточнять расчеты, используя и показатели себестоимости;
       в) по готовой продукции:
                   
       Длительность  одного оборота готовой продукции:
       Низкое  количество оборотов по какому-либо виду оборотных средств указывает, что  «узкое» место находится именно здесь, следует принимать меры по ускорению оборачиваемости именно этого вида запасов.
       2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Accounts Receivable Turnover) в значительной степени влияет на оборачиваемость оборотных средств в целом, так как величина дебиторской задолженности обычно имеет весомую долю в общей величине оборотных средств. Он рассчитывается следующим образом:
           
       то  есть в формуле необходимо учитывать  и краткосрочную, и долгосрочную дебиторскую задолженность, если она зафиксирована в отчетности.
       Длительность  одного оборота дебиторской задолженности (Days' Receivables):
       Эти показатели характеризует эффективность  кредитной политики предприятия по отношению к своим клиентам. Снижение количества оборотов обычно свидетельствует о расширении кредита потребителям или о проблемах с погашением предоставленного кредита у клиентов компании. В общем случае считается, что если дебиторская задолженность оборачивается быстрее материальных оборотных средств, это означает высокую интенсивность поступлений денежных средств на счета предприятия и в этом случае отношение заемные/собственные средства может быть больше единицы.
       Эффективность управления дебиторской задолженностью бывает полезно сравнить с показателями оборачиваемости кредиторской задолженности, то есть сравнить условия предоставления и получения отсрочки платежа.
       Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности  (Accounts Payable Turnover) рассчитывается следующим образом:
             
       Длительность  одного оборота кредиторской задолженности  (Days' Payables):
       При анализе данного коэффициента следует  понимать, что его относительный  уровень еще более важен, чем  относительный уровень других коэффициентов. Если кредиторская задолженность предоставляется на более длительный период, чем дебиторская, такие условия приемлемы для организации, даже если период погашения обоих видов задолженности достаточно высок. Это означает, что организация может привлекать заемные средства на более длительный период, чем период отвлечения их в кредиты своим клиентам. Удачную кредитную политику фирмы характеризует также превышение кредиторской задолженности над дебиторской по абсолютной величине или их паритет. Если же дебиторская задолженность погашается медленнее, чем кредиторская, это сигнал о неправильной кредитной политике фирмы, необходимости ее корректировки.
       Высокое значение коэффициента оборачиваемости  кредиторской задолженности само по себе может говорить об отсутствии у предприятия проблем с оплатой, а может говорить о неспособности менеджеров использовать кредиторскую задолженность в качестве краткосрочного источника средств в полной мере. Наоборот, низкое значение коэффициента может говорить как об имеющихся на предприятии проблемах с оплатой, так и об умелом использовании кредиторской задолженности в качестве краткосрочного источника средств в своем обороте.
       3. Коэффициент оборачиваемости  свободных денежных  средств (Cash Turnover) рассчитывается по формуле:
             
       Длительность  одного оборота свободных денежных средств (Cash Turnover):
       В методических пособиях коэффициент обычно предлагается рассчитывать с учетом краткосрочных финансовых вложений в знаменателе (стр. 250 ф. N° 1), однако, как указывалось выше, в силу специфики российских экономических условий краткосрочные финансовые вложения приравнивать к денежным средствам в настоящее время некорректно.
       Анализ  показателей оборачиваемости денежных средств на российских предприятиях часто показывает сверхвысокую оборачиваемость: 100,300, 500 раз в год. Это может свидетельствовать как об объективных проблемах нехватки денежных средств, так и о приспособлении российских организаций к действующей налоговой системе и целесообразности «обнуления» счетов на отчетные даты.
       Иногда  предпринимаются попытки рассчитать некие оптимальные значения коэффициентов оборачиваемости оборотных средств. Однако практика показывает, что для каждой отрасли, региона и даже конкретного предприятия существуют условия, определяющие скорость оборота оборотных средств, поэтому говорить об оптимальных значениях не приходится.
       В качестве ориентира речь может идти лишь о средней продолжительности оборота по однородной группе предприятий. Однако в России из-за дефицитности многих ресурсов, инфляции и необходимости делать запасы по более низким ценам расчет средней продолжительности оборота по отраслям пока не представляет особого аналитического интереса, использование таких показателей в качестве ориентира носит временный характер. В других странах публикуются данные о средней продолжительности оборота по отраслям2.
       Коэффициент оборачиваемости  собственного капитала (Equity Turnover) показывает выход продукции на единицу собственного капитала:
             
       Длительность  одного оборота собственного капитала:
       Данные  показатели очень важны для потенциальных  акционеров, так как быстрота оборачиваемости свидетельствует о скорости возврата вложенных собственниками средств. Однако следует понимать, что с увеличением акционерного капитала, например новой эмиссией, коэффициент оборачиваемости может снижаться. Во внутреннем анализе эти показатели наряду с другими используются при определении оптимальной структуры капитала, возможности использования эффекта финансового рычага.
       Какие дополнительные показатели эффективности управления
       фирмой можно использовать?
       К показателям эффективности управления фирмой обычно относятся не только показатели оборачиваемости, но и показатели доли затрат в выручке от реализации. Наиболее распространенным является операционный коэффициент, который рассчитывается по формуле:
             
       Возрастание операционного коэффициента может  говорить об опережающем росте цен  на сырье, неспособности руководства  контролировать издержки труда или  целесообразности повышения цен на готовую продукцию. Снижение коэффициента свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия.
       Если  для рассмотренных ранее коэффициентов  оборачиваемости не существует общих для всех отраслей нормативов, то для данного коэффициента можно наметить некий интервал, в пределах которого он будет считаться нормальным. Значение Копер > 0,9, как правило, означает неэффективную работу организации, значение Копер < 0,5 обычно означает, что учтены не все затраты. В зарубежной практике принято считать, что нормальным значением для Копер является интервал 0,7—0,85, в российских условиях он несколько другой: 0,6—0,8, что связано с необходимостью обеспечения более высокой рентабельности (в частности, из-за высокой инфляции).
       Во  внутреннем анализе для оценки эффективности работы организации применяется ряд дополнительных коэффициентов, для которых желательно использовать данные управленческого учета:
       а) коэффициент эффективности материальных затрат:
               
       б) коэффициент эффективности затрат труда:
               
       в) коэффициент эффективности накладных расходов:
               
       С расширением хозяйственной деятельности эти коэффициенты должны снижаться.
       Почему выводы об уровне деловой активности фирмы нужно
       делать с осторожностью?
       На  первый взгляд может показаться, что  коэффициенты деловой активности легко рассчитываются и поддаются анализу, однако это очень «коварные» коэффициенты. Представленные формулы имеют ряд серьезных недостатков, являются лишь ориентировочными и могут привести к некорректным выводам и прямым ошибкам по следующим причинам.
    В формулах используются как данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», так и данные баланса (формы № 1), однако порядок представления данных в этих формах разный: в форме № 1 данные представляются на отчетную дату, а в форме № 2 — нарастающим итогом за весь отчетный период, то есть можно сказать, что данные этих двух форм сопоставлять некорректно.
    Предлагаемый в формулах принцип расчета средних величин (запасов, дебиторской задолженности и т.д.) как средней арифметической показателей на крайние отчетные даты является очень приблизительным, может значительно завышать или занижать результат из-за сезонных колебаний, дефицита денежных средств или материальных ресурсов, инфляции, а также манипулирования с отчетностью.
    Анализ такого важного показателя, как оборачиваемость дебиторской задолженности, по действующей отчетности затруднен, так как необходимые для его расчета данные представлены в несопоставимом виде: в форме № 2 выручка от реализации показана без НДС, акцизов и других обязательных платежей, а дебиторская задолженность в форме № 1 — со всеми начислениями.
    Анализ оборачиваемости запасов также затруднен ввиду того, что выручка от реализации в форме № 2, как правило, показывается в отпускных ценах, а стоимость запасов в форме № 1 — по себестоимости или цене закупки.
    Выручка от продажи, себестоимость наряду с прибылью являются результирующими показателями работы организации, которые определяют в конечном итоге величину налогов. Поэтому они искажаются и «выводятся» в большей степени, чем другие показатели.
       Таким образом, для анализа деловой  активности и эффективности по коэффициентам необходимо по возможности приведение данных отчетности в сопоставимый вид. Однако даже эти операции не ликвидируют всех недостатков методики. Выводы по этим коэффициентам надо делать с большой осторожностью.
       5.2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
       О чем пойдет речь?
    В чем особенность показателей прибыльности и рентабельности?
    Как можно управлять рентабельностью активов и собственного капитала?
    Всегда ли можно доверять результатам анализа рентабельности?
 
       В чем особенность показателей прибыльности и рентабельности?
       Прибыльность (доходность, рентабельность) является нетто- результатом политики предприятия и принятия ряда решений. Рассмотренные ранее коэффициенты дают информацию о той или иной стороне деятельности фирмы, а коэффициенты прибыльности показывают объединенное воздействие ликвидности, управления активами и задолженностью на результаты деятельности. Показатели данной группы обычно рассчитывают в процентах.
       Важнейшие показатели этой группы:
       Рентабельность продаж (Profit Margin on Sales, PMS), которая показывает прибыль на одну денежную единицу продаж:
             
       В некоторых пособиях в числителе  формулы используется балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) или чистая прибыль, однако, на наш взгляд, для определения доходности основной деятельности наиболее корректно использование именно прибыли от реализации.
       Рентабельность  продаж характеризует ценовую политику фирмы и политику в области контроля себестоимости. Высокая прибыль на единицу продаж обычно свидетельствует об успехах фирмы в основной деятельности. Во внутреннем анализе отражение в отчетности высокой прибыли на единицу продаж может заставить задуматься о целесообразности изменения учетной политики и некотором изменении методов налогового планирования в допустимом законодательством размере. Низкая прибыль на единицу продаж может говорить о низком спросе на продукцию, высоких издержках и предполагает активизацию маркетинга, анализ по видам издержек и поиск резервов их снижения. Межфирменные сравнения затруднены из-за различий в учетной политике, которые особенно ощутимы при расчете прибыли.
       Рентабельность  активов (общая рентабельность капитала, основной коэффициент доходности активов) (Return Assets, ROA) показывает способность активов генерировать доходы:
             
       В данном случае наиболее целесообразно  в числителе использовать прибыль, полученную от всех видов деятельности организации. В случае если используется чистая прибыль (экономическая рентабельность), на показатель рентабельности активов влияет действующая система налогообложения, что не позволяет однозначно выявить доходность имущества. Низкое значение коэффициента, рассчитанною по прибыли от всех видов деятельности, обычно свидетельствует о необходимости повышения эффективности использования имущества либо о целесообразности ликвидации его части.
       На  данный показатель в значительной степени влияет политика отражения активов в балансе. Занижение валюты баланса на отчетные даты приводит к занижению финансового результата, раздувание баланса за счет включения активов повышенного риска—к завышению финансового результата в отчетности. Однако чем выше доля активов повышенного риска, например просроченной дебиторской задолженности, тем ниже «качество» прибыли, увеличение возможности ее лишь виртуального существования.
       Как можно управлять рентабельностью
         активов и собственного капитала?
       Важнейший элемент анализа рентабельности активов — рассмотрение факторной модели фирмы Дюпон (The DuPont System of Analysis). Схематично рентабельность активов можно представить следующим образом:
       
       Данная  модель показывает зависимость доходности активов от рентабельности продаж и  оборачиваемости активов (ресурсоотда- чи), позволяет выбрать политику управления доходностью активов либо за счет повышения рентабельности продаж (первая дробь в правой части уравнения), либо за счет увеличения ресурсоотда- чи (вторая дробь в правой части уравнения).
       Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) (Return on Equity, ROE) показывает доходность вложений собственников предприятия. Она обычно сравнивается с эффективностью альтернативного вложения средств.
             
       Помимо  собственников уровень коэффициента также важен для кредиторов, так  как отражает в некоторой степени  возможности фирмы по погашению  ссуд. Возможен расчет рентабельности по реинвестированной прибыли (в числителе — стр. 411 ф. № 5), который, взятый в динамике, характеризует устойчивость экономического развития. Рентабельность собственного капитала может рассчитываться не по балансовой, а по рыночной оценке собственного капитала. Однако следует учитывать, что высокая рыночная цена приводит к снижению этого показателя.
       Поиск резервов увеличения этого показателя обычно предполагает использование модифицированного уравнения фирмы Дюпон, показывающего зависимость рентабельности собственного капитала от рентабельности активов и структуры источников средств. Модифицированное уравнение Дюпон имеет вид:
             
       где П — прибыль; СК—собственный капитал; ЗК—заемный капитал; А — активы.
       В данной модели происходит более дробное  выделение факторов (рентабельность продаж, оборачиваемость активов, соотношение заемного и собственного капитала), смена результативного показателя. Один из основных выводов модели: если фирма использует только собственный капитал, то рентабельность активов равна рентабельности собственного капитала. Если используется заемный капитал, то рентабельность собственного капитала выше рентабельности активов. Влияние структуры капитала на деятельность фирмы подробнее рассмотрено в главе 16, однако и краткое изложение показывает, что факторное разложение позволяет определить, за счет чего достигнута большая рентабельность.
       Например, если у фирмы А рентабельность собственного капитала выше, чем у фирмы Б, но это достигается преимущественно за счет финансового рычага (например, соотношение заемного и собственного капитала 3:1), то следует думать, имеет ли смысл вкладывать средства в столь рискованную фирму или следует ограничиться более скромной доходностью фирмы Б. В некоторых случаях меньшая доходность, сопровождающаяся меньшим риском, может создавать более высокую стоимость компании.
       Возможная схема проведения анализа финансового  состояния фирмы на основе данной модели может быть следующей. На первом этапе изучается тренд изменения рентабельности собственного капитала за несколько периодов, на втором этапе — тренд изменения трех его составляющих, на третьем — все рассмотренные выше коэффициенты классифицируются на группы, влияющие на изменение трех основных составляющих модифицированной формулы Дюпон (например, коэффициенты кредитоспособности, финансовой устойчивости, ликвидности влияют на финансовый рычаг; коэффициенты деловой активности — на оборачиваемость активов и т.д.), и рассматриваются «под микроскопом», то есть выявляются мельчайшие отклонения по различным направлениям деятельности организации.
       В.В. Ковалев приводит факторную модель, выделяющую еще несколько факторов3:   
       где Кg — коэффициент устойчивости экономического роста, показывающий долю реинвестированной прибыли в собственном капитале; Рг—реинвестированная прибыль; Е— собственный капитал; Рп чистая прибыль; S— выручка от продажи; А — величина активов.
       Первый  фактор модели характеризует дивидендную политику фирмы, второй — рентабельность продаж, третий — ресурсоотдачу, четвертый — соотношение между заемными и собственными средствами. Второй и третий факторы описывают производственную деятельность фирмы, первый и четвертый — финансовую. Выделенные факторы позволяют разработать стратегию и тактику наращивания потенциала фирмы в соответствии с ее возможностями: снизить долю дивидендов, увеличить рентабельность продаж, ресурсоотдачу, использовать эффект финансового рычага и т.д.
       Рентабельность инвестиций (Return on Invested Capital, ROIC) рассчитывается по формуле
             
       Отношение чистой прибыли к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам наиболее точно характеризует эффективность инвестирования в компании: насколько удачен выбор проектов, как компания осваивает средства. Значение показателя, особенно на небольшой фирме или при крупном проекте, может зависеть от этапа реализации проекта: на начальной стадии может не быть отдачи, коэффициент будет низким.
       В методической литературе, как правило, не делают различий между понятиями «рентабельность» и «прибыльность», однако в некоторых источниках4 рентабельность понимается как отношение прибыльности к вложенному капиталу, а прибыльность — как отношение прибыли к затратам. Отчетность 2000 г. впервые позволила по данным формы № 2 рассчитать прибыльность отдельных видов продукции
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.