На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль ЦБ РФ в регулировании денежного обращения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  Институт Внешнеэкономических Связей Экономики и Права 
 
 
 
 

             Кафедра финансов, денежного обращения и кредита.
Курсовая  работа на тему:
«Роль ЦБ РФ в регулировании денежного  обращения.» 
 

                                                                  Экономический факультет
                    Очная форма  обучения 
                    № з/к 016-2007
                                    Группа 3101
                                                               Выполнил:Кононыхина Д.Е.
                  Проверил:кандидат   экономических наук,доцент
                   Краснопёрова Т.Я.
         
                   Санкт-Петербург 2009 г.
Содержание:
Введение.                 Стр.3
Глава1.  Роль ЦБ РФ в рыночной экономике.          Стр.4
      История становления ЦБ РФ.            Стр.4
      Правовой статус ЦБ РФ.             Стр.7
      Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ.         Стр.11
Глава 2. Денежно-кредитное регулирование.          Стр.30
2.1 Инструментарий  денежно-кредитной политики.              Стр.30
Заключение.                Стр.39
Список  использованной литературы.           Стр.42
Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    В банковской системе России Центральный  Банк РФ (Банк России) определен как  главный банк страны и кредитор последней  инстанции. Он находится в государственной  собственности и на него возложены  функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка  в рамках единой денежно-кредитной  системы страны. Центральный Банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической  стратегией и выступать ключевым агентом государственной денежно-кредитной  политики, при этом со стороны Банка  России используются в первую очередь  экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
   Денежно-кредитная политика Банка России направлена, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.
   Таким образом, денежно-кредитная политика Центрального Банка признается пока что наиболее современным и эффективным методом регулирования экономики. В настоящее время подчеркивается актуальность этой проблемы в условиях становления и развития рынка и рыночных отношений, поэтому я решила рассмотреть ее.
   Новизна темы определяется тем, что появляются различные методы и инструменты регулирования денежно-кредитной политики, которую проводит Банк России, а также появляются различные методы исследования денежно-кредитной политики РФ.
Часть 1. Роль Центрального Банка в рыночной экономике.
      История становления государственного банка России.
       Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе.
    Восстановление  и дальнейшее развитие банковской системы  любой страны предполагает решение  двух сложных взаимосвязанных задач. Первая – срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача – на основе международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менеджмента, надзора и аудита.
    Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системы страны. Они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности цен и  занятости, стимулировать рост национальной экономики  на здоровой финансовой основе.
          Одна из самых  важных ролей центрального банка  - управлять государственным долгом как в национальной так и в иностранной валюте т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.
    Роль  центрального банка в рыночной экономике  достаточна велика. Прежде всего, это  то, что центральный банк является проводником денежно – кредитной  политики государства, а также является:
      эмиссионным банком (за ним закреплена монополия денежной эмиссии);
      банком правительства (исполнение бюджета и управление государственным долгом);
      банком банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);
      органом надзора за банками и финансовыми рынками. [12,стр.17]
    
Первые  центральные банки возникли примерно 300 лет назад (один из первых центральных  банков — Шведский Риксбанк образован в 1668 г.), но повсеместное их распространение относится лишь к концу XIX - началу XX вв. Исторически центральные банки возникали как акционерные компании, наделённые особыми полномочиями. В большинстве стран функции центрального банка закреплялись за наиболее крупными банками.[ 12,стр.9]
      В 1859 году были приняты решения,  положившие начало развития кредитно-банковской  системы России. Реформа банковского  дела была проведена указами Александра П. [12,стр.12]
      Коммерческий банк России был  преобразован в Государственный  банк с новым Уставом.
      Устав Государственного банка  содержал свыше 200 статей, составляющих  две главы: глава первая «Устройство  банка и его операции», глава  вторая «Управление Госбанка».  Устав видоизменялся вплоть до 1917 года.   
     Октябрьский переворот 1917 года, мероприятия,  последовавшие за ним, завершили  целый этап истории кредитной  системы. К концу периода «военного  коммунизма», когда товарно-денежные  отношения в стране были принудительно  ликвидированы, кредитная система  за ненадобностью была практически уничтожена.
      В 20-е годы в связи с возрождением  разных форм собственности, рыночной  ориентации экономики Советское  правительство восстанавливает кредитную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих банков, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации.
     В конце 20-х годов Советское  правительство встало на путь  отказа от многоукладной экономики,  свертывания негосударственных  форм собственности.
     Вторичная после 1917 года ликвидация  рыночной модели кредитной системы  сопровождалась созданием гигантских  государственных банковских монополий.  Характерной чертой нового Государственного  банка стала работа по единому  плану, утвержденному «сверху», жесткая  зависимость от административно-командной  системы. Эта система лишала  банк права на самостоятельность.[14,стр.17] 
 

1.2.  Правовой статус Центрального Банка 

     Статьей 75 Конституции Российской Федерации  установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение  устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации  определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.[1][2]
     В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
     Ключевым  элементом правового статуса  Центрального банка Российской Федерации  является принцип независимости, который  проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
     Полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключение в Банк России.
     Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без его  согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка  России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том  числе в международных судах, судах иностранных государств и  третейских судах.[2]
     Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные  организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные  организации принимают на себя такие  обязательства.
     В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает  от должности Председателя Банка  России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению  Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в  рамках своей квоты, а также рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики и годовой  отчет Банка России и принимает  по ним решения. На основании предложения  Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации  финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных  подразделений и учреждений. Кроме  того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады  Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении  годового отчета и основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики.[13,стр.21] 

1.3. Цели,задачи и функции деятельности ЦБ РФ. 

     В соответствии с законодательством  Российской Федерации Центральный  банк РФ (Банк России) осуществляет деятельность на макроуровне, он выпускает в обращение наличные деньги, регулирует денежный оборот, составляет платежный баланс, являясь банком банков, осуществляет обслуживание коммерческих банков, предоставляя им необходимые платежные средства. Главной задачей Банка России выступает укрепление покупательной способности национальной денежной единицы (рубля), развитие платежного оборота, осуществление надзора за работой коммерческих банков. Как и всякий банк, Банк России выполняет кредитные, расчетные и депозитные операции, однако главным образом не на уровне отдельных юридических и физических лиц, а на уровне коммерческих банков. Он ведет их счета, предоставляет кредиты, осуществляет операции на вторичном рынке ценных бумаг.
     Центральный Банк России, как и любой другой Банк страны, решает задачу контроля объема и структуры денежной массы в обращении. Важно иметь в виду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков. Одна из ключевых задач ЦБ по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. Надежность и стабильность банковской системы необходима по следующим причинам:
    коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;
    деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.[15]
     Рассматриваемая задача ЦБ достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных  ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти еще весьма слабы.
     Основными целями Банка России являются:
    Защита и обеспечение устойчивости российского рубля;
    Развитие и укрепление банковской системы РФ;
    Обеспечение эффективного и бесперебойного                        функционирования платежной системы.
     Как видно, получение прибыли не является целью                функционирования Центрального банка РФ.[18,стр.32]
Функции Банка России 

     Банк  России осуществляет свои функции в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
     1) Взаимодействует с правительством  РФ,разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
     Денежно-кредитная  политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством  воздействия на состояние совокупного  денежного оборота, он включает в  себя наличную денежную массу в обращении  и безналичные деньги, находящиеся  на счетах в банках.
     Регулирование экономики путем воздействия  на состояние кредита и денежного  обращения – составной элемент  экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и  инфляции, выравнивание платежного баланса.
     Общее состояние экономики во многом зависит  от состояния денежно-кредитной  сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы  составляют коммерческие банки и  другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% всей денежной массы в большинстве стран  составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты Центрального банка. Поэтому  государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  быть удачным лишь в том случае, если государство через центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.
     Для воздействия на денежно- кредитную  сферу центральный банк использует прежде всего способность коммерчески банков увеличивать или уменьшать депозиты, а следовательно, денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять объем депозитной эмиссии и кредитных операций банков. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать ценную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.
     Суть  в том, что имеется определенная взаимосвязь между размеров резервов, которые банки обязаны хранить  на счете в центральном банке, и кредитными операциями банков. Увеличение банковских ссуд ведет к росту  депозитов и, следовательно, вызывает необходимость увеличения обязательных резервов, уменьшение ссуд приводит к  противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотношение между  обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых  кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные («свободные») резервы (т.е. сумма фактических  резервов на счетах в центральном  банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты.
     Указанная зависимость получила название кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозитов путем многократного  увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в  количестве, превышающем его избыточные резервы.
     Желание банков иметь излишние резервы зависит, во–первых, от наличия спроса на банковские ссуды и, во-вторых, от уровня процента, который они могут получить по своим кредитам. В условиях, когда предоставление банковских ссуд слишком рискованно, а надежные государственные краткосрочные обязательства приносят очень маленький доход, расширение банковских ресурсов в результате денежно-кредитной политики центрального банка, вероятно, просто привело бы к образованию или увеличению излишних резервов.
     Указанные обстоятельства существенно ограничивают возможности центрального банка  воздействовать на состояние рынка  ссудных капиталов и денежное обращение.
     Методы  денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются:
    изменение процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);
    изменение норм обязательных резервов банков;
    операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
    политика валютного курса или курсовая политика.
     Указанные методы денежно-кредитного регулирования  можно назвать общими, так как  они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок судных капиталов  в целом.
     Кроме того могут применяться выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей.
     К выборочным методам относятся:
    прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
    регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам.
     Традиционным  методом регулирования являются изменение процентных ставок центрального банка. Повышение официальной ставки уменьшает возможности коммерческих банков в получении кредита для  пополнения своих резервов, что в  свою очередь приводит к сокращению их ссуд, а значит, денежной массы  и увеличению рыночных процентных ставок. Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т.е. кредитной рестрикции.
     Повышение процентных ставок отражается также  на состоянии платежного баланса  и уровне валютного курса, так  как приводит к привлечению в  страну иностранного краткосрочного капитала. В итоге активизируется платежный  баланс, увеличивается предложение  иностранной валюты, а значит, снижается  курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка является методом  политики расширения кредита – кредитной  экспансии. Изменение официальных  ставок играет роль сигнала для всего  рынка ссудных капиталов: повышение  ставок означает начало проведения политики кредитной рестрикции, снижение –  кредитной экспансии.
     Существенное  воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на их возможности  предоставлять ссуды оказывает  изменение норм обязательных резервов. Повышение нормы обязательных банковских резервов означает, что большая часть  банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может  использоваться коммерческими банками  для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и  денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссудам. Снижение нормы  банковских резервов увеличивает возможности  расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению рыночного  процента.
     В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом  денежно-кредитного регулирования  являются операции на открытом рынке . Во – первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на сумму купленных бумаг. Соответственно уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд.
     Во-вторых, операции на открытом рынке могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг.
     Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются  операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и  ведет к повышению рыночных ставок процента.
     Традиционным  средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких  обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в  результате расширения спроса на них). Рост цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая  определяется отношением суммы купонного  дохода по облигации к ее рыночному  курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к  снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным  банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение  доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок.
     Важным  методом денежно-кредитной политики является политика валютного курса, или курсовая политика. Поддержание  стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения  стабильности цен и денежного  обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен  на внутреннем рынке сначала на импортные, затем на и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной  способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного  снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке  ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение  курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.
     Регулирование центральным банком валютного курса  с помощью валютной интервенции (т.е. купли-продажи иностранной валюты на национальную) оказывает непосредственное воздействие на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа – к ее сокращению.
     Аналогично  изменение официальной ставки с  целью регулирования валютного  курса оказывает соответствующее  влияние на рынок ссудных капиталов  и денежное обращение.
     2) Монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  их обращение, что закреплено в ст. 29 Закона о ЦБ РФ. Её проведение - исключительная функция Центрального Банка РФ.
     Эмиссия- главный источник ресурсов Банка  России.
     За  Банком России как представителем государства  законодательно закреплено осуществление  эмиссии наличных денег, организация  их обращения и изъятия из обращения  на территории Российской Федерации.
     Совет директоров принимает решение о  выпуске в обращение новых  банкнот и монеты и об изъятии  старых, утверждает номиналы и образцы  новых денежных знаков.
       В целях организации наличного  денежного обращения на территории  Российской Федерации на Банк  России возлагаются следующие  функции: 
    прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
    установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
    установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
    определение порядка ведения кассовых операций.
     3) Является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему рефинансирования.
     Банк  России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций.
     Регулирование кредитных организаций - это система  мер, посредством которых государство  через ЦБ обеспечивает стабильное и  безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
     Контроль  над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает  целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим  законодательством.
     Главная цель банковского регулирования  и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами.
     При осуществлении функции надзора  и контроля над деятельностью  коммерческих банков Банк России:
     - устанавливает обязательные для  кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,  составления и представления  бухгалтерской и статистической  отчетности.
      - регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
       В целях обеспечения устойчивости  кредитных организаций Банк России  может устанавливать им обязательные  нормативы:
     1) минимальный размер уставного  капитала для вновь создаваемых  кредитных организаций, минимальный  размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
      2) предельный размер не денежной  части уставного капитала;
      3) максимальный размер риска на  одного заемщика или группу  связанных заемщиков;
      4) максимальный размер крупных  кредитных рисков;
      5) максимальный размер риска на  одного кредитора (вкладчика);
      6) нормативы ликвидности кредитной  организации;
      7) нормативы достаточности капитала;
      8) максимальный размер привлеченных  денежных вкладов (депозитов)  населения;
      9) размеры валютного, процентного  и иных рисков;
      10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые  активы;
      11) нормативы использования собственных  средств банков для приобретения  долей (акций) других юридических  лиц;
      12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных  банком своим участникам (акционерам).
     Для осуществления своих функций  в области банковского надзора  и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и  применяет предусмотренные законом  санкции по отношению к нарушителям.
     В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной  информации ЦБ имеет право требовать  от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф  в размере до одной десятой  процента от размера минимального уставного  капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести  месяцев.
       В случае невыполнения в установленный  срок предписаний об устранении  нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые  кредитной организацией операции  создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков), Банк России  вправе:
      1) взыскать с кредитной организации  штраф до 1 процента от размера  оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от  минимального размера уставного  капитала;
      2) потребовать от кредитной организации:
       а) осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению  кредитной организации, в том  числе изменения структуры активов;
       б) замены руководителей кредитной  организации;
       в) реорганизации кредитной организации;
      3) изменить для кредитной организации  обязательные нормативы на срок  до шести месяцев;
      4) ввести запрет на осуществление  кредитной организацией отдельных  банковских операций, предусмотренных  выданной лицензией, на срок  до одного года, а также на  открытие филиалов на срок  до одного года;
      5) назначить временную администрацию  по управлению кредитной организацией  на срок до 18 месяцев;
      6) отозвать лицензию на осуществление  банковских операций в порядке,  предусмотренном федеральными законами.
     Также ЦБ проводит рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставляет им заимствования в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.
     Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и  различаются в зависимости от:
     - формы обеспечения (учетные и  ломбардные кредиты);
     - методов предоставления (прямые  кредиты и кредиты, предоставляемые  на основе проведения аукционов);
     - сроков предоставления (среднесрочные  - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);
     - целевого характера (корректирующие  кредиты и продленные сезонные  кредиты).
    Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
    Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
    Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
    Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
    Осуществляет в соответствии с законодательством РФ валютное регулирование и валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
     Банк  России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с  центральными банками иностранных  государств, а также в международных  банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
     ЦБ  является проводником государственной  валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами. От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
     Для осуществления своих функций  Банк России может открывать представительства  в иностранных государствах.
    Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
    Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
    Определяет порядок проведения расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;
    Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
    Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, выдает, приостанавливает, отзывает разрешения валютным биржам на их проведение;
    В целях осуществления названных выше функций Центральный банк РФ проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;[2]
     Все перечисленные функции Центрального банка РФ тесно взаимосвязаны. Их реализация позволяет создать необходимые  предпосылки для выполнения ЦБ РФ функций регулирования всей денежно-кредитной  системы страны и, следовательно, регулирования  экономики. На современном этапе  все большее значение приобретает  надзорная функция ЦБ РФ.
     Таким образом, Центральный банк РФ, являясь  федеральным органом власти, не входит в систему федеральных органов  законодательной, исполнительной судебной власти и осуществляет свои функции  независимо от них. Для регулирования  денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми  юридическими и физическими лицами. В то же время нормативные акты Банка России не должны противоречить  федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.
     Являясь по своему статусу финансовым агентом  правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и  изъятием из обращения монет и  казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
     Важная  роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует  его функции кредитора государства. Основная форма государственных  заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.
     Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства  посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются  на определенный срок на условиях выплаты  дохода и оформляются удостоверяющими  долговыми обязательствами в  бумажной или безбумажной форме.
     Выполняя  функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных  бюджетных средств, ведение учета  и отчетности. В основу кассового  исполнения бюджета положен принцип  единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных  расходов, таким образом, ЦБ выступает  кассиром правительства.
     Единство  кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением  кассовой наличности; обеспечивает централизацию  государственных бюджетных средств  и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет  проводить операции по кассовому  исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.[17,стр.53]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.