На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды и формы самостоятельной работы студентов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального  образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
в г. Советском
Кафедра профессионально-педагогического  образования.

РЕФЕРАТ

по  дисциплине

«Введение в ППС»

на  тему

«Виды и формы самостоятельной работы студентов»

 
 
 
Выполнила: Студентка
 группы  СВ 111оПД
 Соловьева  К.С. 

Проверила: Зудов  М.Ю. 

                                                                                

                                                                                Советский 2011
    Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………...3
Принципы  организации самостоятельной работы
студентов вуза.......…………...………………………………………………………………………5
Виды  самостоятельной работы, их характеристика.………………………………………….…...7
Уровни  самостоятельной работы студентов………………………………..…………………….12
Формирование  у студентов навыков самостоятельной  работы в процессе слушания лекции..14
Роль  семинарских и лабораторно-практических занятий в формировании
у студентов  навыков самостоятельной работы..………………………………………………….19
Чтение  как основное средство обучения………………….………………………………………23
Библиографический список……………………………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Актуальность  педагогического обеспечения самостоятельной  работы студентов вуза подтверждается тем, что в современном обществе возрастают требования к участникам системы социальных взаимоотношений, как никогда ранее, возрастет роль профессиональной готовности специалистов. Реализуются государственные национальные проекты, вводятся новые формы нормативно-документального оформления всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому современные квалифицированные требования, предъявляемые к будущему специалисту, достаточно высоки.
    В последние годы, прежде сего в связи  с подписанием Болонской конвенции  и вступлением России в международное  образовательное сообщество, возрастает роль  компетентностного подхода в подготовке специалистов, который предусматривает переход от так называемой «знаниевой»  парадигмы ксистемно-деятельностной.  Возрастает роль самостоятельной работы студентов, и в связи с этим,  особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы,  которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов.
Инновационная система дистанционного обучения базируется преимущественно на самостоятельном получении учащимися необходимого объема и требуемого качества знаний и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий, где соотношение лекционного материала (непосредственного контакта с преподавателем)  и объему самостоятельной работы составляет 10  и,  соответственно, 90 %.
На момент поступления в вуз только 40 %  абитуриентов способны самостоятельно работать с различными источниками информации, около 80 % студентов, самостоятельно выполняющих действия по решению учебных проблеми выполнению домашних заданий,  нуждаются в дополнительных консультациях с преподавателем.  Фактически около 95 %  студентов испытывают потребность в помощи при выполнении различных учебных задач, в связи с чем роль педагогической поддержки студентов существенно возрастает.
Педагогическая  поддержка, представляющая особое направление педагогической деятельности,  последовательно развивает принципы личностно -  ориентированного образования и направлена на решение проблем и преодоление трудностей.  Используется также понятие «педагогическое сопровождение», что означает непрерывную деятельность преподавателя,  направленную на предотвращение трудностей у студентов первых курсов обучения.
Студенты,  выполняющие самостоятельно все виды работ в условиях дистанционного обучения,  нуждаются в помощи преподавателя не только в случае преодоления трудностей в процессе их выполнения,  но и в обычных ситуациях, связанных с самостоятельной работой, что предотвращает возникновение проблемных ситуаций, в связи, с этим более целесообразно говорить о педагогическом обеспечении самостоятельной работы студентов,  которое является более широким понятием,  представляющим собой дидактически обоснованный комплекс методов и средств обучения,  учебно-методических рекомендаций по организации,  планированию и контролю самостоятельной работы студентов.
Особенное значение приобретает педагогическое обеспечение самостоятельной работы студентов вуза в условиях всё более расширяющегося использования персональных компьютеров,  интернета как средства обучения. Это объясняется разнообразием предоставляемых образовательных услуг; возможностью совмещения образования с другими видами деятельности;  возможностью индивидуально выбирать темп и маршрут обучения;  созданием доступной информационной и учебно-научно образовательной среды; формированием «обучающих электронных учебно-образовательных модулей»,  предполагающих использование информационных технологий.
Однако  возникает противоречие: с одной стороны,  возрастает популярность дистанционного обучения,  основанного на увеличении доли самостоятельной работы самих обучающихся, с другой стороны, недостаточно разработаны проблемы педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов в этих условиях.  Именно это противоречие определяет проблему самостоятельной работы студентов - каким должно быть педагогическое обеспечение самостоятельной работы студентов вуза в условиях очного обучения.
Настоящее учебное издание в определенной мере рассматривает эти вопросы.  Методические указания предназначены для преподавателей и студентов специальностей «Ветеринария», «Агрономия», «Зоотехния»  и «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».  
 

                             1. Принципы организации самостоятельной работы
                                                            студентов вуза
Основными принципами организации самостоятельной  работы студентов вуза, в том числе и в условиях дистанционного обучения являются:
-принцип интерактивности, определяющий необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами;
-принцип индивидуализации обучения, проявляющийся в учете преподавателем индивидуальных психологических особенностей студента при осуществлении педагогического обеспечения самостоятельной работы;
-принцип идентификации,  обосновывающий необходимость контроля самостоятельной работы студента, который актуален при использовании технических средств (видео–конференц–связь),  в первую очередь в условиях дистанционного обучения;
 -принцип регламентации обучения,  отражающий необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студента (включающий методические разработки по самостоятельной работе студентов);
-принцип опоры на базовые знания и умения, предусматривающий наличие у студента минимальных навыков работы с техническими средствами, а также умения рационально использовать свободное время для организации самостоятельной работы;
-принцип опережающего обучения, обеспечивающий направленность самостоятельной работы на активизацию,  развитие мыслительной деятельности обучаемого,  формирование способности самостоятельно прогнозировать,  выбирать и решать дидактические задачи,  добывать знания в сотрудничестве с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине или курсу;
-принцип обратной связи, позволяющий участникам самостоятельной работы своевременно обсуждать и корректировать проблемные вопросы по данной дисциплине или курсу;
-принцип внешнего контроля и самооценки, включающий обмен информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине или курсу;
-принцип научности,  позволяющий участникам самостоятельной работы решать поставленные задачи на современном уровне научных знаний;
- принцип наглядности,  предусматривающий представлять информацию в доступном виде;
-принцип связи теории с практикой, дающий возможность решать ситуациионные задачи;
-принцип доступности и посильности самостоятельной работы; 
-принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования самостоятельной работы;
- принцип  прочности усвоения знаний.
Особо следует остановиться на принципах  сознательности и активности, индивидуализации стиля работы,  учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования.  Эти принципы сегодня становятся ведущими и выдвигаются на первый план.
Принцип сознательности и активности самостоятельного учебного труда исключает механическое заучивание материала,  ориентирует студентов на глубокое понимание и осмысление его содержания,  на свободное владение приобретенными знаниями. Активность – это прежде всего проявление живого интереса к тому, что изучает студент, творческое участие его в работе по ос-мыслению приобретенных знаний.  Активность и сознательность усвоения не мыслятся без высокого уровня творческого мышления, проблемно-исследовательского подхода к приобретаемым знаниям.
Принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда студента предполагает опору на собственные свойства личности (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.), а также на свои индивидуально-типологические особенности (темперамент,  характер,  способности). Реализация этого принципа позволяет будущему специалисту соизмерять планируемую самостоятельную учебную работу с возможностями ее выполнения, более рационально и полно использовать бюджет личного времени.  Этот принцип тесно связан с другим –  учетом объективной сложности учебных дисциплин и оптимального планирования студентом познавательно-практической деятельности. Оптимальное планирование самостоятельной работы –  важная и необходимая задача,  решение которой позволит повысить культуру учебного труда студента.
Перечисленные принципы могут меняться и варьироваться в зависимости от общих задач подготовки специалиста, специфики академических дисциплин,  содержания самостоятельной работы и других показателей.  Знание этих принципов,  умелое их использование студентами в учебно-познавательной деятельности способствуют овладению системой знаний и формированию качеств современного специалиста.
Следовательно,  педагогические аспекты обеспечения  самостоятельной работы студентов вуза, решают не только дидактические задачи, но и собственно педагогические задачи, такие как развитие личностных качеств студентов, мотивации к познавательной работе,  формирование общих учебных умений и практических навыков. К сожалению, в учебных планах вузов при распределении учебной нагрузки не предусмотрена материальная заинтересованность преподавателей в активизации самостоятельной работы студентов (контроль засамостоятельной работой студентов),  что существенно осложняет внедрениеноваторских форм.
                                   2. Виды самостоятельной работы, их характеристика
Самостоятельную работу принято делить на учебную,  научную и социальную. Все эти виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Безусловно,  центральное место занимает учебная самостоятельная деятельность. 
Самостоятельная учебная работа представлена такими формами учебного процесса, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, экскурсии,  подготовка к ним.  Студент должен уметь вести краткие записи лекций, составлять конспекты,  планы и тезисы выступлений,  подбирать литературу и т.д.
Научная самостоятельная работа студента заключается в его участии в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях разного уровня, а также в написании контрольных, историй болезни, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных работ) работ. Положительное значение научной работыпроявляется в ряде обстоятельств:
- будущие  специалисты участвуют в процессе  добывания новых знаний;
- приобретаемые  знания становятся прочными и  целенаправленными; 
- студенты  видят практические плоды своего труда, что эффективно стимулирует их дальнейшую деятельность;
- приобретаются  начальные навыки в научном  исследовании.
В ходе научной работы студент овладевает приемами теоретического мышления. Выполнение исследования начинается с формулирования темы,  разработки плана, подбора и изучения литературы, подготовки приборов, оборудования, а также сбора и обработки материала. Самое важное в исследовании наступает после получения нового материала: его осмысливание,  сравнение с ранее известными данными, анализ и синтез, изложение результатов, передача их обществу (доклад,  сообщение,  опубликование,  изготовление прибора и т.д.).
Организационно  такая работа протекает по-разному:
- индивидуально  под руководством преподавателя  (научного руководителя);
- в рамках  научного студенческого кружка;
- в сотрудничестве  с преподавателями кафедры.
Тема  может иметь чисто учебное  значение (курсовая работа), быть ценной в научном и практическом отношении (выпускные квалификационные (дипломные) работы, технологические проекты и др.).
Важным  является умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию. Такое умение само по себе не рождается. Ему надо целеустремленно и настойчиво учиться.
Учебная и научная работа имеет в основном образовательное назначение, формирует интеллектуальные качества будущего специалиста.
Навыки  работы в коллективе студент приобретает, как правило,  через участие в общественной жизни вуза.
Конкретная  социальная работа студента может иметь  разный масштаб (в рамках группы,  курса, факультета,  вуза,  общественной или спортивной организации), но она всегда прививает ему некоторые общественные качества, необходимые во взаимоотношениях между сокурсниками, будущими коллегами.
Это в  первую очередь такие качества, как  терпимость, настойчивость, умение убеждать, требовательность, сочувствие и т.п.
Все виды самостоятельной работы выполняют  свои функции и одинаково важны для будущего специалиста.
В вузе все виды самостоятельной работы студента подчиняются целям учебного процесса,  организуются при его главенстве.  Организация самостоятельной работы студентов должна сочетаться со всеми применяемыми в вузе методами обучения и вместе с ними представлять единую систему средств по приобретению знаний и выработке навыков.
Основные  формы самостоятельной учебной  работы:
-работа над конспектом лекции: лекции – основной источник информации по многим предметам,  позволяющий не только изучить материал,  но и получить представление о наличии других источников, сопоставить разные взгляды на основные проблемы данного курса. Лекции предоставляют возможность «интерактивного»  обучения, когда есть возможность задавать преподавателю вопросы и получать на них ответы. Поэтому имеет смысл находить время для хотя бы беглого просмотра информации по материалу лекций (учебники, справочники и пр.) и непонятные, а также дискуссионные моменты обсуждать с преподавателем, другими студентами;
-подготовка к практическому занятию:  производится,  как правило,  с использованием методических пособий,  состоит в теоретической подготовке (особенно для семинаров)  и выполнении практических заданий (решение задач, ответы на вопросы и т.д.). Существует ряд форм практических занятий:
1. лабораторные занятия с оборудованием (иногда с постановкой опытов);
2.практикум по освоению тех или иных навыков, методик;
3.семинар (с разбором теоретических вопросов в рамках какой-либо темы);
4.коллоквиум (семинар но итогам изучения нескольких родственных тем);
-подготовка к семинарскому занятию производится по правилам выполнения задания практической работы, обычно по определенному вопросу и более или менее узкому кругу литературы (часто всего два-три учебных пособия);
-доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы: этот вид самостоятельной работы студентов особенно важен в том случае, когда изучаемый предмет содержит много неоднозначно трактуемых вопросов, проблем. Тогда преподаватель заведомо не может успеть изложить различные точки зрения, и студент должен ознакомиться с ними по имеющейся литературе.  Кроме того,  рабочая программа предметов предполагает рассмотрение некоторых относительно несложных тем только во время самостоятельных занятий, без чтения лектором;
-подбор,  изучение,  анализ и конспектирование рекомендованной литера-
туры;
-самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов;
-консультации по сложным, непонятным вопросам лекций, семинаров, зачетов;
-подготовка к зачету: данная форма СРС может быть весьма разнообразной по своей сути, так как сам зачет бывает различным. Он проводится обычнопо итогам семестра перед сессией в письменной или устной форме,  причем преподаватель может включать в него вопросы как практических занятий, так и лекционных (что особенно уместно, когда по данному предмету не сдается экзамен). Главное отличие зачета от экзамена – почти всегда не пяти-, а двух- балльная система оценки (сдал – не сдал), что делает его получение несколько более простым делом.  С другой стороны,  порой процедура его сдачи достаточно сложна, а иногда применяется и пятибалльная оценка (так называемый дифференцированный зачет).  Таким образом,  для сдачи зачета необходимо, прежде всего, выполнить все требования преподавателя, что предполагает знание этих требований.  Нужно как можно раньше выяснить,  какие вопросы предстоит готовить и каковы правила самой процедуры (учитывается ли посещаемость,  надо ли пропущенные занятия отрабатывать,  а если надо,  то каким образом и т.д.). Практика показывает, что хорошее посещение занятий является почти полной гарантией получения зачета, так как тогда можно быть в курсе всех требований преподавателя. И,  напротив,  большое количество пропусков может осложнить жизнь даже сильному студенту. Кроме того, необходимо учитывать, что проблемы могут появиться при распространенном подходе студента к практическим занятиям, когда многие работают первые месяцы вполсилы,  накапливая задолженности по выполнению рефератов,  практических заданий, конспектов и пр., а перед сессией пытаются все это сделать за одну неделю.  Старайтесь распределять силы равномерно по всей дистанции семестра, и тогда зачетная неделя перед сессией будет не самой напряженной, а самой разгрузочной.
-подготовка к экзамену:  один из самых ответственных видов самостоятельной работы, и в то же время возможность сэкономить большое количество времени в период сессии, если эту подготовку начинать заблаговременно. Одно из главных правил – представлять себе общую логику предмета, что достигается проработкой планов лекций,  составлением опорных конспектов,  схем, таблиц.  Фактически основной вид полготовки к экзамену – «свертывание» большого объема информации в компактный вид,  а также тренировка в ее «развертывании» (примеры к теории,  выведение одних закономерностей издругих и т.д.).  Владение этими технологиями обеспечивает,  пожалуй,  более половины успеха. Тем более что преподаватель обычно замечает в течение семестра целенаправленную подготовку такого студента и может поощрить еготем или иным способом. Надо также правильно распределить силы, не только готовясь к самому экзамену, но и позаботившись о допуске к нему (часто это хорошее посещение занятий,  выполнение в назначенный срок практических заданий,  активность на семинарах).  Наконец,  необходимо выяснить условия проведении, самого экзаменационного испытания, использовав для этой цели прежде всего консультацию (хотя преподаватель обычно касается этой темы заранее): количество и характер вопросов, форма проведения (устно или письменно), возможность использовать при подготовке различные материалы и пособия (таблицы, схемы, тетради для практических занятий и т.д.).
Основные  формы научная самостоятельная  работа (долговременная):
-написание реферата;
-подготовка доклада к конференции: часто студенты для выступлений на научных и научно-практических конференциях используют материалы курсовых работ. Это вполне оправдано, но тогда возникают два вопроса: как обеспечить этим материалам качество научного доклада, который должен решать определенную проблему, иметь новизну и актуальность: как быть первокурсникам,  еще не защитивших ни одну курсовую работу.  Видимо,  каждый студент должен определиться с первой научной темой уже в первые месяцы учебы,  что позволит расширить круг интересов, приобретать важные навыки педагога-исследователя, необходимые в дальнейшем совершенствовании в своей профессии. Отсюда следует полезность раннего начала знакомства с литературой,  что является вторым этапом любой научной (и методической)  работы (первый этап – определение проблемы,  темы и гипотезы исследования). Следующий очень важный шаг – правильно спроектировать и осуществить экспериментальную часть, которая в случае первой попытки провести педагогический эксперимент должна готовиться особенно тщательно и быть при этом не сложной, а практической реализации. Один из самых ответственных этапов – обобщение результатов эксперимента,  что сопровождается обработкой информации и переводом ее из одного вида в другой (словесной – в статистическую, цифровой – в графическую и т.д.). Последнее – формулировка выводов, содержащих данные о решении проблемы исследования,  положительном или отрицательном (в чем нет ничего страшного) результате эксперимента.  В заключении часто намечают основные пути расширения работы,  ее продолжения.  Обычно доклад иллюстрируется наглядными пособиями,  которые необходимо заранее подготовить;
-подготовка тезисов к публикации; 
-участие в НИРС; 
-подготовка наглядных пособий;
-выполнение курсовой работы: сопряжено с изучением какого-либо актуального вопроса в рамках предметов основной специальности (или на стыке разных дисциплин), зачастую имеющего и научную ценность. Многие студенты,  выбирая тему работы (а также руководителя),  уже на младших,  курсах держат в уме будущую дипломную работу. Именно такая ситуация позволяет наиболее тщательно подготовить материал и в течение всех лет обучения специализироваться на определенной проблематике.  В том случае,  как правило, результатом является высокий уровень выполнения дипломной работы;
-выполнение выпускной квалификационной работы:  наиболее сложный вид самостоятельной работы студентов, венчающий пятилетнее обучение. Для нее иногда отводится специальный период (несколько недель), но, как уже го-11 говорилось,  намного лучше собирать материал в течение всех лет обучения,  на пятом курсе занимаясь выводами и оформлением. Ряд вопросов, связанных с подготовкой дипломной работы,  уже рассмотрен выше (в основном при опиисании процесса создания курсовых работ).
Таким образом, все виды самостоятельной  работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, ведущее место занимает учебная самостоятельная деятельность. Все они направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста.
                                         3. Уровни самостоятельной работы студентов
Будущему  специалисту за годы учебы необходимо овладеть системой устойчивых умений и навыков самостоятельной работы в различных видах познавательно-практической деятельности. Но какими бы совершенными ни были программы школ и вузов, только через личную образовательную программу,  через личные усилия по приобретению знаний студент может подойти к порогу истинного профессионализма и творчества. Необходимо отметить, что самостоятельная работа предполагает приобретение соответствующих умений и навыков на всех этапах учебной деятельности личности, а именно: в средней школе,  учебно-практической и научно-исследовательской деятельности студента в вузе. Самостоятельная работа школьника и студента существенно различаются:
- по  уровню самостоятельности; 
- по  видам и методам работы.
Организация самостоятельной работы студентов требует определенной дифференциации в зависимости от специфики вуза и курса.  Вполне определенно различается организация труда учащихся вуза на отдельных курсах. Поэтому в организации их самостоятельной работы требуется четкая система, последовательность,  предусматривающая овладение различными приемами умственной деятельности в ее нарастающей трудности.
По степени  трудности можно различить три уровня организации самостоятельной работы студентов: 
- студентов-первокурсников;
- студентов  средних курсов;
- студентов-выпускников.
 Реальнее  провести градацию по имеющимся у будущего специалиста умениям,  так как не всякий студент-выпускник имеет соответствующий уровень самостоятельной работы.
Наиболее  сложным в организации самостоятельной работы является адаптация вчерашнего школьника к вузовской системе обучения. Центр тяжести по усвоению предмета студентом находится в его последующей самостоятельной работе над лекцией, учебным пособием, в подготовке и выполнении им практических, семинарских занятий, лабораторных работ, участии в работе кружка и т.п. От инициативы студента зависит объем получаемых им знаний: ленивый ограничивается конспектом,  трудолюбивый и любознательный прочтет не только обязательную литературу,  но многое другое,  не пропустит консультацию, заседания научного кружка.
Организация самостоятельной работы первокурсника с первых его шагов в вузе сводится к тому, чтобы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.