Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Национальный  Открытый Институт России
   г.Санкт-Петербург 
 
 

   Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
   Дисциплин «Бухгалтерский финансовый учет» 
 
 
 
 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА 

   Студентки группы    Б-91 с/2ч
   Топтыгиной  Юлии Аркадьевны 

   Тема:    «Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами» 
 
 
 
 
 
 

                                                                          
 

   Проверил   ______________  
 

   Дата             _____________  
 

   Оценка          _____________  
 
 
 
 

   Санкт-Петербург
   2010 год 
 

СОДЕРЖИНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
Часть 1. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ, ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ……..  
 
6
1.1. Нормативно-правовое регулирование организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщикам и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами……………………………………………………..  
 
6
1.2 Учет  расчетов………………………………………………………………... 10
1.3 Понятие  дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов исковой давности………………………………………………………………...  
11
1.4 Учет  расчетов с разными дебиторами  и кредиторами……………………. 19
1.5 Учет  расчетов с поставщиками и  подрядчиками…………………………. 26
1.6 Учет  расчетов с покупателями и  заказчиками…………………………….. 33
1.7 Учет  расчетов с поставщиками и  покупателями в условных денежных  единицах………………………………………………………………………….  
37
1.8 Учет  расчетов по посредническим операциям……………………………. 40
Часть 2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ, ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДСИКАМИ, ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СКИФ»…………………………………  
 
47
2.1. Характеристика  предприятия ООО «СКИФ»…………………………….. 47
2.2 Учет  расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами на примере ООО «СКИФ»……………………………………………………………………
 
 
48
Заключение………………………………………………………………………. 50
Список  литературы……………………………………………………………… 52
Приложения……………………………………………………………………… 55
 
 
 
       ВВЕДЕНИЕ

       В курсовой работе рассматривается вопрос расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами по товарным операциям.

       Актуальность  данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения  расчетов по товарным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов по товарным операциям имеет большое значение в успешной работе предприятия.
       В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Каждое предприятие выступает с одной стороны, поставщиком продукции (работ, услуг), с другой – покупателем продукции (работ, услуг). Одними из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.
       Все выше сказанное обусловило выбор  темы курсовой работы: «Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с  поставщиками и подрядчиками, прочими  дебиторами и кредиторами», построенной по материалам предприятия OOО«СКИФ».
       Цель  данной курсовой работы заключается  в том, чтобы рассмотреть поставленные задачи, а именно:
        - исследовать нормативное регулирование  организации расчетов покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами;
       - раскрыть сущность и формы расчётов;
       - исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
       - отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов;
       - раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности, проанализировать их состав и структуру;
       - выявить пути совершенствования бухгалтерского учета.
       Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Хорошо отлаженный учет товарных операций имеет весомое значение в успешной работе фирмы.
       Учет  расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами является важным элементом в системе бухгалтерского учета.
       Основными задачами этого учета являются:
       - формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
       - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
       - контроль состояния дебиторской и кредиторской задолженности;
       - контроль соблюдения форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами;
       - своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
       Структура работы раскрывает не только теоретические  аспекты предложенной темы, но и  показывает на примере торгового  предприятия, таким образом, в ней  выделяются две части: теоретическая и практическая.
       В первой части работы излагаются нормативно-правовые регулирование организации расчетов, теоретические основы построения бухгалтерского учёта расчётов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами. Даётся характеристика счётов №60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», №62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и №76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
       Во  второй части работы рассмотрены данные счета на практике.
       Целью этой работы является, как можно обширнее изучить тему курсовой работы.
       В заключение курсовой работы сделаны  выводы и рекомендованы конкретные предложения по совершенствованию  бухгалтерского учёта и анализа  расчётов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами. 

 

        Часть 1. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ, ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ.
       1.1. Нормативно-правовое регулирование организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщикам и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами.
       Одним из основных, нормативных документов, регламентирующих учет расчетов в Российской Федерации, является Гражданский Кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым все расчеты по поставкам сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей, по услугам (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа), выполненным работам (капитальный и текущий ремонт) осуществляются по договорам поставки. В этом документе заложены основы обязательственного права: понятие обязательства, основания его возникновения, определение, изменение договоров и пр. Согласно ГК РФ, обязательства исполняются в соответствии с организации, установившие в договоре отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распределения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от организации к покупателю (заказчику), могут определять в бухгалтерском учете выручку на дату поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции на расчетный счет в банке либо в кассу, а также на дату зачета взаимных требований по расчетам.
       Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что:
       - предельный срок взыскания дебиторской  задолженности (срок исковой давности) установлен в три года, по истечении которого задолженность подлежит списанию;
       - кредитор вправе предусмотреть  в договоре наличие залога  под отгруженную продукцию, предметом которого может быть всякое имущество, включая вещи и имущественные права. В случае невыполнения покупателем своих обязательств по оплате продукции взыскание может быть обращено на предмет залога в порядке, установленном договором, если законом о залоге не предусмотрен иной порядок.
       Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ установлены единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации и, в частности, предусмотрена оценка и инвентаризация обязательств предприятия. Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат современной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности должен быть отражен в учете, как правило, после выполнения организацией-кредитором товарной части сделки - после отгрузки продукции.
       Положение по ведению бухгалтерского учета  и отчетности в РФ является новым документом в законодательстве бухгалтерского учета - оно вводится с 1 января 1999 года. Это Положение разработано на основе Федерального Закона «О бухгалтерском учете» и определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
       Этим  Положением уточнен порядок списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (п.77), согласно которому в обязательном порядке требуется проведение инвентаризации и письменное обоснование.
       Согласно  Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств требуется подтверждение этих операций первичными документами (счета, платежные поручения и т.д.).
       Положение о безналичных расчетах в РФ регулирует все расчеты в безналичной  форме. Этим Положением предусмотрено, что все расчетные взаимоотношения  между юридическими лицами должны осуществляться (за редким исключением) в безналичной форме через учреждения банков.
       В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров, работ или услуг, является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги). Причем, в соответствии с данным Указом, предельный срок исполнения обязательств равен трем месяцам с момента фактического получения товаров, работ, услуг.
       В этих условиях остро встает задача контроля за правильной организацией бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности, обоснованности ее списания и дальнейшего учета этих операций при налогообложении.
       Указом  Президента Российской Федерации «Об  основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» с 1 января 1997 г. в практику учетной работы был введен новый документ – счет-фактура. Практика формирования обобщенной информации по полученным и выданным счетам-фактурам сразу же обнаружила большое количество несогласований и противоречий. Возникшие проблемы обусловлены противоречивостью указа.
       В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском  учете» ст. 9. Первичные учетные документы.
       1. Все хозяйственные операции, проводимые  организацией, должны оформляться  оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
       2. Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся  в альбомах унифицированных форм  первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
       а) наименование документа;
       б) дату составления документа;
       в) наименование организации, от имени  которой составлен документ;
       г) содержание хозяйственной операции;
       д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
       е) наименование должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
       ж) личные подписи указанных лиц.
       3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
       Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации  и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
       4. Первичный учетный документ должен  быть составлен в момент совершения  операции, а если это не представляется  возможным - непосредственно после  ее окончания.
       Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
       5. Внесение исправлений в кассовые  и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
       6. Для осуществления контроля и  упорядочения обработки данных  о хозяйственных операциях на  основе первичных учетных документов  составляются сводные учетные  документы.
       7. Первичные и сводные учетные  документы могут составляться  на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
       8. Первичные учетные документы  могут быть изъяты только органами  дознания, предварительного следствия  и прокуратуры, судами, налоговыми  инспекциями и органами внутренних  дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Главный бухгалтер или другое должностное  лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием  основания и даты изъятия.
       Закрепляется  обязанность организаций хранить  первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую  отчетность в течение сроков, устанавливаемых  в соответствии с правилами организации  государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
       Так же в Законе содержатся положения об ответственности за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете. 

       1.2 Учет расчетов.
       В процессе осуществления производственно-финансовой деятельности различные предприятия  и организации вступают во взаимоотношения с другими хозяйствами, бюджетом, внебюджетными фондами, физическими лицами и др. Эти расчеты могут выступать как в безналичной форме, так и наличными. Посредниками безналичных расчетов являются банки, которые созданы для аккумулирования денежных средств и эффективного их размещения на условиях возвратности, платности и срочности.
       Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т.е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть платежного оборота (примерно одна четверть) – это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом и т.д.
       В соответствии со второй частью Гражданского кодекса РФ, и Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным Банком РФ от 12.04.01 № 2-П (действует в редакции Указания ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1442-У)
       в современных условиях допускается  использование следующих форм безналичных  расчетов: платежные поручения; платежные  требования; чеки; аккредитивы; векселя. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).
       Наличные  расчеты производятся посредством  организованных касс на предприятии.
       Как правило, в ходе соответствующих  взаимоотношений возникают дебиторская и кредиторская задолженности. 

       1.3 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов исковой давности.
       Русский бухгалтер И. Сериков (1804) дал следующее определение дебитора и кредитора: «Всякое получение или все то, что приходит в мою власть или распоряжение, делается моим дебитором или должником; напротив того, всякая выдача или все, что из моей власти или распоряжения выходит, становится моим кредитором или заимодавцем».1
       Это определение по своему содержанию верно, и в настоящее время дебитором называется организация или физическое лицо, являющееся должником данной организации по приобретенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам; дебиторской задолженностью – возникшие обязательства дебиторов. Кредитором называется организация или физическое лицо, являющееся заимодавцем для данной организации, а кредиторской задолженностью – обязательства, возникшие у данной организации перед кредитором при покупке товаров, выполнении работ, оказании услуг.
       Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц, за выданные им под отчет денежные суммы и др.).
       Таким образом, дебиторская задолженность  – это элемент оборотного капитала, сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота. Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами.
       Дебиторская задолженность возникает из договоров  между организацией, выступающей  в роли кредитора, и другими юридическими или физическими лицами, выступающими в роли должников. В силу указанных  договоров должники обязуются совершить  в пользу организации-кредитора определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги. Дебиторская задолженность за юридическими или физическими лицами может быть принята к учету и в результате судебного решения. В денежной оценки она является составной частью оборотных активов организации. Организация-кредитор погашает дебиторскую задолженность по факту поступления денежных средств от должника, приемки работ, получения услуг либо путем зачета взаимных требований.
       Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям:
    По причинам образования дебиторская задолженность делится на оправданную и неоправданную.
    Как объект учета дебиторская задолженность по сроку платежа классифицируется на:
    отсроченную (срок исполнения обязательств по которой еще не наступил)
    просроченную (срок исполнения обязательств по которой уже наступил).
    По статьям бухгалтерского баланса дебиторская задолженность делится на следующие виды:
    Покупатели и заказчики;
    Векселя к получению;
    Задолженность дочерних и зависимых обществ;
    Авансы выданные;
    Прочие дебиторы.
       У большинства организаций в общей  сумме дебиторской задолженности  наибольший удельный вес занимают расчеты  за товары (работы, услуги), т.е. счета  к получению.
       4) В бухгалтерском балансе дебиторская  задолженность делится по срокам ее образования на две группы:
    Краткосрочная – задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
    Долгосрочная – задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
       Кредиторской  называют задолженность данной организации  другим организациям, работникам и  лицам, которые называются кредиторами.
       Как правовая категория кредиторская задолженность  – особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет  и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества – это долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника.
       Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
       Поскольку кредиторская задолженность служит одним из источников средств, находящихся  в распоряжении организации-дебитора, ее показывают в пассиве баланса. Учет кредиторской задолженности ведется, естественно, по каждому кредитору отдельно, а в обобщающих показателях отражают общую сумму кредиторской задолженности и дают ее, разбивая на восемь групп.
       По  действующим правилам в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, в числе других дополнительных данных указывают сведения «о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности». В состав кредиторской задолженности входят показатели по следующим ее видам:
       Поставщики  и подрядчики;
      Векселя к уплате;
      Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами;
      Задолженность перед персоналом организации;
      Задолженность перед бюджетом и социальными фондами;
      Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
      Авансы полученные;
      Прочие кредиторы.
       В бухгалтерском балансе кредиторская задолженность делится по срокам ее погашения на две группы: 
      краткосрочная – задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты; 
      долгосрочная – задолженность, которая должна быть погашена более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
       Если  кредитор по наступление сроков исполнения обязательства не обращается к организации-дебитору с требованием о выплате долгов, кредиторская задолженность остается в распоряжении дебитора, и он может либо вернуть кредитору долги по собственной инициативе, либо использовать невостребованные средства в составе своего имущества. Не возврат долга влечет за собой применение к должнику определенных имущественных санкций: взыскание неустойки, предусмотренной договором; штрафов, установленных законом; процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате. Кредиторы могут взыскать с дебитора и убытки, причиненные им несвоевременным возвратом или невозвратом долгов: по общему правилу убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой или процентами, взыскиваемыми за пользование чужими денежными средствами. Не возврат долгов может привести к возбуждению в Арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) организации-дебитора.
       В тех случаях, когда организация-дебитор  не принимает никаких мер по добровольному  возврату долгов, у кредиторов остается возможность принудительного взыскания, которое в зависимости от характера кредиторской задолженности осуществляется одним из двух способов:
       1)           в судебном порядке;
       2)           во внесудебном порядке.
       Организация или гражданин, права, которых нарушены, могут обратиться с требованиями (исками) об их защите в соответствующий орган – суд, Арбитражный суд, Третейский суд (ст. 11 ГК РФ). Однако возможность защиты нарушенного права ограничена определенным сроком, который называется исковой давностью.
       Текущую дебиторскую и кредиторскую задолженность  по сфере возникновения можно  подразделить на группы:
    задолженность, возникающую в результате основной деятельности организации;
    задолженность по другим операциям.
       К первой группе относится задолженность покупателей (дебиторская задолженность) и задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность). Задолженность первой группы учитывается на счетах:
       №62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», и №60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками».
       К дебиторской задолженности второй групп относятся:
    авансы, выдаваемые физическим лицам (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»);
    суммы по предъявленным претензиям и судебным искам (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76.2 «Расчеты по претензиям»);
    задолженность работников организации по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба (счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»)
    задолженность учредителей по вкладам в уставный (складочный) капитал (счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75.1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»);
    задолженность по прочим операциям (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
       К кредиторской задолженности второй группы относятся:
    задолженность по различным платежам в бюджет (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»);
    задолженность по платежам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);
    задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования (счет 76 субсчет 76.1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»);
    обязательства по выплате дивидендов (счет 75, субсчет 75.2 «Расчеты по выплате доходов»);
    задолженность по операциям некоммерческого характера (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
       Дебиторская задолженность в зависимости  от предполагаемых сроков ее погашения  – в течение 12 месяцев или более  чем через 12 месяцев после отчетной даты – отражается в активе баланса (по строке 240 и 230 соответственно). Кредиторскую задолженность показывают в пассиве баланса (по строке 620).
       По  возможности оценки в составе  дебиторской и кредиторской задолженности  выделяются две группы:
    точная задолженность, величину которой можно определить (например, долг покупателей за отгруженный товар);
    оцениваемая задолженность, величина которой определяется не в виде жестко фиксированной суммы в рублях, а подлежит расчету; сюда, к примеру, можно отнести задолженность по расчетам за товары в иностранной валюте (возникновение курсовых либо суммовых разниц).
       Исковая давность – это срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено. Таким образом, в гражданском  праве срок исковой давности представляет собой период времени, установленный законом для судебной защиты лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).
       Согласно  ст. 195 ГК РФ общий срок защиты имущественных прав составляет 3 года. Для правильного исчисления срока исковой давности решающее значение имеет установление начального момента течения срока давности. Ст. 200 ГК РФ устанавливает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
       Исковая давность не распространяется:
    на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;
    на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;
    на требование о возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещения такого вреда, удовлетворяются за прошлое время (не более чем за три года, предшествования предъявлению иска);
    на требования собственника или иного владельца об устранении нарушения его права, если даже они не соединены с лишением владения;
    на другие требования в случаях, установленных законом.
       По  обязательствам с определенным сроком исковой давности течение срока  исковой давности начинается по окончании  срока исполнения. В этот момент кредитору уже известно, что обязательство должно быть исполнено и что исполнение не последовало.
       Следует отметить, что помимо общего срока  исковой давности законом предусмотрено  и применение сокращенных и более  длительных по сравнению с общим  сроком сроков исковой давности. Например, ст. 181 ГК РФ для признания сделок ничтожными устанавливает более длительный срок (10 лет), а для признания сделок оспоримыми – 1 год.
       В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности может быть прервано путем предъявления иска в установленном порядке или совершением, обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Перечень оснований перерыва течения срока исковой давности, установленный данной статьей ГК РФ, не может быть изменен или дополнен по усмотрению сторон и не подлежит расширенному толкованию.
       После перерыва течения срока исковой  давности начинается заново, причем время, истекшее до перерыва, не засчитывается  в новый срок.
       Статьей 199 ГК РФ введено правило, согласно которому предприятие вправе обратиться в Арбитражный суд за защитой своих прав и по истечении срока исковой давности при условии, что другой стороной не сделано заявление о применении исковой давности до вынесения судом решения.
       На  практике это означает, что истечение  срока исковой давности до предъявления иска может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца только в том случае, если соответствующее заявление было сделано ответчиком в споре. 

       1.4 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
       Для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не отраженных на счетах 60 – 70, предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
       К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться  следующие субсчета:
    76.1 – Расчеты по имущественному и личному страхованию;
    76.2 – Расчеты по претензиям;
    76.3 – Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам;
    76.4 – Расчеты по депонированным суммам и др.
       На  субсчете 76.1 отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.
       Исчисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76 в корреспонденции  со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей. Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по дебету счета 76 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. В дебет 76 счета списываются потери по страховым случаям (уничтожение и порча производственных запасов) с кредита счетов учета производственных запасов, основных средств и др. по дебету счета 76 отражается сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Суммы страховых возмещений, полученных организацией от страховых организаций, в соответствии с договорами страхования, отражаются по дебету счетов учета денежных средств. Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев, списываются с кредита счета 76 на счет 99 «Прибыли и убытки». Аналитический учет ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.
       На  субсчете 76.2 отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а так же по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договора и обязательств по расчетам. Эти претензии могут быть урегулированы до передачи дела в суд (арбитраж) и в соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров.
       По  дебету счета 76.2 отражаются расчеты  по претензиям:
    К поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям, по выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних), несоответствие цен и тарифов, обусловленных договорами, а так же при выявлении арифметических ошибок – в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или со счетами учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, когда завышение цен либо арифметические ошибки, в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах, обнаружились после того, как записи по счетам учета ТМЦ (товарно-материальных ценностей) или затрат, были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками).
    К поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу – в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
    К поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин – в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
    За брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом – в корреспонденции со счетами затрат на производство.
    К кредитным организациям по суммам ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации – в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов.
    По штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемых с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом – в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
       Счет 76 кредитуется на суммы поступивших  платежей в корреспонденции со счетами  учета денежных средств. Суммы, которые взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76. Аналитический учет ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.
       Субсчет 76.3 используется для расчетов по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению (распределению) доходы, отражаются по дебету счета 76 и кредиту счета 91. Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов и кредиту счета 76.
       Субсчет 76.4 предназначен для учета расчетов с работниками предприятия по депонированным суммам.
       Начисленные, но не выплаченные в установленный  срок (из-за неявки получателя) суммы оплаты труда, дохода от участия организации, отражаются по кредиту счета 76. субсчет «Расчеты по депонированным суммам» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
       При истечении установленных сроков выдачи наличных денежных средств кассир должен:
    проставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано» в платежной (расчетно-платежной) ведомости напротив фамилий лиц, которым не выплачены заработная плата, пособие по социальному страхованию или стипендии;
    составить реестр депонированных сумм;
    сделать в конце ведомости надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по ведомости и скрепить надпись своей подписью;
    записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму.
       Депонированные  суммы оплаты труда на следующий  день после истечения срока хранения сдаются на расчетный счет в кредитной  организации, и на сданные суммы  оформляется расходный кассовый ордер.
       Невостребованные  работниками депонированные суммы  хранятся в течение трех лет (до истечения срока исковой давности) и выдаются в течение этого периода по первому требованию работника.
       По  истечении сроков исковой давности, невостребованные суммы депонированной оплаты труда списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы» на основании данных проведенной инвентаризации и приказа руководителя организации.
       В этом случае должна делаться следующая  запись:
       Дебет 76. субсчет «Расчеты по депонированным суммам»
       Кредит 91 – списаны депонированные суммы  по истечению срока исковой давности.
       Учет  расчетов с разными дебиторами и  кредиторами в рамках группы взаимосвязанных  организаций, о деятельности которой  составляется сводная бухгалтерская  отчетность, ведется на счете 76 обособленно.
       Таблица №1. Типовые бухгалтерские проводки по счету №76
       «Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами»
№ п/п        Содержание  операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1        Перечислены суммы страховых платежей по договору страхования имущества 76.1 51
2        Списаны потери ТМЦ по страховому случаю 76.1 10, 41
3        Списаны потери денежных средств по страховому случаю 76.1 51, 52
4        Начислено страховое возмещение, причитающееся  по договору страхования работнику  организации 76.1 73
5        Исчислены суммы страховых платежей, причитающиеся  к уплате по договорам обязательного и добровольного страхования, включаемые в состав соответствующих расходов 76.1 08, 15, 20, 44 и др.
6        Исчислены суммы страховых платежей, причитающиеся  к уплате по договорам обязательного  и добровольного страхования, включаемые в состав прочих расходов 76.1 91
7        Получены  суммы в возмещение ущерба при  наступлении страхового случая 76.1 51, 52, 55
8        Списаны некомпенсируемые страховыми возмещениями потери от страхового случая 76.1 99
9        Списаны до оприходования ценностей на задолженность  поставщика отклонения вследствие:        – недостачи ценностей сверх предусмотренных в договоре величин;
       – несоответствие цен, тарифов и качества ценностей;
       – арифметических ошибок.
76.2 60
10        Списаны после оприходования ценностей  на задолженность поставщика отклонения вследствие:        – недостачи ценностей сверх предусмотренных в договоре величин;
       – несоответствие цен, тарифов и качества ценностей;
       – арифметических ошибок.
76.2 01, 07, 08, 10, 41 и  др.
11        Списаны на задолженность сторонних лиц (поставщиков, подрядчиков) возникшие по их вине суммы брака и потерь 76.2 20, 23 и др.
12        Претензии по суммам, ошибочно списанным со счетов организации 76.2 51, 52 и др.
13        Претензии по штрафам, пеням, неустойкам, взысканных с контрагентов за несоблюдение договорных обязательств, признанные должниками или присужденные арбитражным судом  
 
76.2
 
 
91
14        Сумма НДС в составе оплаченных санкций  по претензиям 76.2 68
15        Поступили в кассу суммы по удовлетворенным  претензиям 76.2 50
16        Поступили на расчетные и валютные счета  суммы по удовлетворенным претензиям 76.2 51, 52
17        Поступили от поставщиков МЦ в погашение  признанной претензии 76.2 15
18        Списаны суммы неудовлетворенных претензий  в дебет счетов, с которых они  были списаны на сч. 76 при оформлении претензий 76.2 60, 20, 23, 51, 52 и  др.
19        Списаны суммы предъявленных штрафов, пеней, неустоек, не признанных арбитражным  судом 76.2 91
 
       Ниже  приведем основные учетные записи по субсчету 76.3 и 76.4.
    Начислены подлежащие получению доходы от участия в капитале сторонних организаций, в т.ч. прибыль по договору простого товарищества
       Дебет 76.3 Кредит 91
    Отражен причитающийся товариществу убыток, от деятельности простого товарищества
       Дебет 91 Кредит 76.3
    Получены начисленные дивиденды и другие доходы
       Дебет 51 Кредит 76.3
    Депонирована неполученная заработная плата
       Дебет 70 Кредит 76.4
    Сданы депонированные суммы в банк
       Дебет 51 Кредит 50
    Выплачена депонированная заработная плата
       Дебет 76.4 Кредит 50
    Списаны невостребованные депонированные суммы по истечению срока исковой давности
       Дебет 76.4 Кредит 91. 

       1.5 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
       Расчеты с поставщиками и подрядчиками относится  к одному из видов расчетов в зависимости  от субъектов – участников отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной  деятельности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.
       К поставщикам и подрядчикам относят  организации, поставляющие сырье и  другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный, текущий ремонт основных средств, монтаж оборудования, погрузо-разгрузочные работы и др.), и оказывающие различные виды услуг (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги). Расчетный документ – это оформленное распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет покупателя средств или на счет, указанный получателем средств (изыскателем).
       Рассматриваемое направление учета расчетов относится  к учету обязательств организации  по оплате товаров, работ, услуг, возникающих  в связи с их приобретением у сторонних организаций. В Гражданском Кодексе РФ обязательство определяется как отношение, в силу которого должник должен совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. Согласно ст. 407–419 ГК РФ основаниями прекращения обязательств могут быть:
    надлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ);
    зачет (ст. 410 ГК РФ);
    новация (ст. 414 ГК РФ);
    прощение долга (ст. 415 ГК РФ);
    ликвидация юридического лица, являющегося должником или кредитором в обязательстве, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ).
       Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс. Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
       Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками». Все операции, связанные  с расчетами за приобретенные  материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты, подробнее там отражаются следующие сведения:
    о полученных товарно-материальных ценностях, принятых, выполненных работах и потребленных услугах, расчетные документы на которые акцептованы;
    о товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
    об излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке;
    о выданных поставщикам и подрядчикам авансах;
    о курсовых и суммовых разницах.
       Основанием  для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счет-фактуры) и документы, свидетельствующие  о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты выполненных работ, услуг).
       В таблице №2 приведены основные факты расчетов с поставщиками и подрядчиками и обусловленные ими корреспонденции счетов бухгалтерского учета. 

       Таблица №2. Типовые бухгалтерские проводки по счету №60
       «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»
       Содержание хозяйственной  операции                Корреспондирующие счета
       Дебет        Кредит
       Акцептованы счета-фактуры  поставщиков        07,08,10,11,15,        20,23,25,26,29,44
       60
       Начислен НДС        19        60
       Оплачены счета  поставщиков или подрядчиков; выданы авансы поставщикам и подрядчикам.  
       60
 
       50,51,52,55
       Отражены суммы, зачтенные  при взаимных расчетах        60        62
       Начислены курсовые разницы, возникающие при расчетах в иностранной валюте:        Положительные
       Отрицательные
 
 
       60        91.2
 
 
       91.1        60
       Начислены суммовые разницы в расчетах между российскими  организациями за материальные ценности:        Положительные
       Отрицательные
 
 
 
       10        10
 
 
 
       60        60 (красное сторно)
       НДС к вычету по оприходованным и оплаченным товарно-материальным ценностям  
       68
 
       19.3
       Счёт 60 – пассивный, на нём производят расчёт с поставщиками. Сальдо кредитовое на начало месяца – это задолженность  поставщикам по неоплаченным, но акцептованным  счетам.
       Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»  кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учёту товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учёта этих ценностей (либо счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учёта соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учёта производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.
       Независимо  от оценки товарно-материальных ценностей  в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  в синтетическом учете кредитуется  согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, счет 60 кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 2 «Расчеты по претензиям»).
       В настоящее время организации  сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безналичных  расчётах в РФ предложена новая форма  расчётов, основанная на использовании  выписываемого поставщиком платёжного требования-поручения. Оно принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчётном счёте покупателя и при его письменном согласии оплатить полностью или частично платёжное требование-поручение. При этой форме расчётов поставщик на отгруженную продукцию оформляет платёжное требование-поручение и пересылает его плательщику, который, ознакомившись с ним, принимает решение об оплате. Приняв решение оплатить, плательщик подписывает его, скрепляет подписи печатью и сдаёт в свой банк. Банк плательщика списывает деньги с его расчётного счёта и переводит их в банк поставщика для зачисления на счёт поставщика. Бухгалтерские записи списанных и зачисленных сумм производятся на основании выписок банка с расчётного счёта.
       Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, электроэнергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
       Сумму НДС поставщики и подрядчики, включают в счета на оплату и в бухгалтерском учете покупателя производится запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60 (Дт 19 Кт 60). В соответствии с законодательством НДС подлежит вычету. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учета затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счета 60.
       При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные  документы поставщиков, по кредиту  счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных  договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.
       Учет  выданных авансов осуществляется обособленно  в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля их состояния. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного счета или других счетов в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: Дт 60 Кт 50, 51, 52, 55.
       Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ, услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками или подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов.
       При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Такая операция оформляется платежным поручением, в котором обязательно должно быть указано основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью: Дт 50, 51, 52, 55 Кт 60.
       Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому  предъявленному счету, а расчетов в  порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
    поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
    поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам;
    поставщикам по неотфактурованным поставкам;
    авансам выданным;
    поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.