На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

    Введение 3
    Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение 7
    1.1.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 7
    1.2.Коммуникативное общение и особенности общения дошкольника и взрослого 11
    1.3.Формирование  нравственных качеств у детей  дошкольного возраста посредством  коммуникативного общения…….....................................19
    1.4. Краткие  выводы по главе 1 22
    Глава 2. Содержание и методика формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения 24
    2.1. Краткая  характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа исследования 24
    2.2. Использование  этической беседы в целях формирования нравственных качеств 28
    2.3. Итоги заключительного этапа исследования 31
    Заключение 33
    Список  использованной литературы 35 
     
     
     
     
     
     

       Введение.
       Современное личностно-ориентированное образование  рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.
       Проблема  нравственного развития детей дошкольного  возраста приобретает актуальность, связи со  сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
       Нравственное  воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач  воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически  всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской  агрессивности, жестокости, эмоциональной  глухоты, замкнутости на себе и собственных  интересах. Особенно сейчас, когда все  чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного  воспитания становится все более  актуальной. В связи с этим отбор  и рациональное использование разнообразных  методов воспитания нравственных качеств  личности является в настоящее время  одной из главных задач, которую  преследуют педагоги дошкольных образовательных  учреждений. Вопросы нравственного  воспитания, совершенствования ребенка  волновали общество всегда и во все  времена. По мнению многих педагогов (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся и коммуникативное общение, а в частности -  этические беседы.
       Таким образом, возникает явное противоречие между богатым накопленным теоретическим  и эмпирическим материалом нравственного  воспитания и сложившейся ситуацией  недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. Это определило выбор темы нашей работы: формирование нравственных качеств у дошкольников через коммуникативное общение.
       Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
       1) проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме нравственности у дошкольников;
       2)  подобрать методы и приемы  для формирования нравственных качеств у детей;
       3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
       4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
       Объект  исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.
       Предмет исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения
       Гипотеза  исследования: если использовать вид коммуникативного общения - этическую беседу, которая   будет влиять на процесс формирование нравственных качеств, то развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет успешным.
       Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Т.П. Гаврилова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, СА. Козлова, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, ТА. Куликова, А.И. Липкина, B.C. Мухина, В.Г. Нечаева, СВ. Петерина, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская, С.Г. Якобсон и др.
       В качестве методологических подходов в  работе использовались фундаментальные  принципы отечественной психологии: принцип развития, принципы единства сознания и деятельности;  и  следующие подходы: аксиологический, в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития; личностно-деятельностный, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения; системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности.
       Наше  исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, заключительного. Основными методами исследования были: педагогический эксперимент, диагностика, игровая терапия. Для подтверждения выводов был использован метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
       Структура курсовой работы включает введение, две  главы, заключение, список использованной литературы, приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств  у детей через  коммуникативное  общение.
      1. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
       Процесс нравственного воспитания – это  совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности  личности ребенка.
       Нравственность  является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование  нравственности есть не что иное, как  перевод моральных норм, правил и  требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф1.
       Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.
       Нравственные  нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
       Нравственное  воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
     Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение  и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга2.
     В современной науке нравственное воспитание рассматривается как  одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного  воспитания у ребенка развиваются  гуманные чувства, формируются этические  представления, навыки культурного  поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное  отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и  действия других людей.
       С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами  поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного  воспитания являются появление и  утверждение в личности определенного  набора нравственных качеств. И чем  прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается  у личности, тем выше оценка его  нравственности со стороны окружающих.
       Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят  от того, как оно формировалось, какой  механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления  личности.
       Для формирования любого нравственного  качества важно, чтобы оно проходило  осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут  складываться представления о сущности нравственного качества, о его  необходимости и о преимуществах овладения им.
       У ребенка должно появиться желание  овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для  приобретения соответствующего нравственного  качества.
       Появление мотива влечет за собой отношение  к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства  придают процессу формирования личностно  значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
       Но  знания и чувства порождают потребность  в их практической реализации - в  поступках, поведении. Поступки и поведение  берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить  прочность формируемого качества.
       Таким образом, вырисовывается механизм нравственного  воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и  поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности3.
       Главная особенность механизма нравственного  воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма  важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может  меняться в зависимости от особенности  качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.
       В первую группу задач нравственного  воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
       Каждый  компонент имеет свои особенности  формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние  на другие компоненты. Воспитание носит  исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств  и условий: запросов общества, экономических  факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего  поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.
       Итак, вторая группа задач нравственного  воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня  востребуемыми качествами.
     Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к  содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное  суждение продолжают играть серьезную  роль в поведении. Растущая самостоятельность  и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться  в поступках усвоенными нравственными  нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к  общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки  для воспитания коллективных взаимоотношений.
     Единству  воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей  следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что  воспитание привычки правильного поведения  гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.
     Воспитание  нравственного поведения – это  формирование нравственных поступков  и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата4.  

       1.2. Коммуникативное общение и особенности общения дошкольника и взрослого.
       Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения  становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными  актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
       В общении можно выделить ряд аспектов5: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
       Содержание  общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах  передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и  т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
       Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради  чего существо вступает в акт общения?». У человека эти цели могут быть весьма разнообразными, а именно: средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
       Средства  общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, которая передается в  процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
       Во-первых, процесс общения (коммуникации) состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением. В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.
       К структуре общения можно подойти  по-разному, мы же охарактеризуем её путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной6. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
       Употребление  этих терминов условно, иногда употребляют  и другие: в общении выделяют три  функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная7.
       Рассмотрим  эти три стороны общения поподробнее.
       Интерактивная сторона общения.
       Это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два  типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт8.
       Перцептивная сторона общения.
       Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
       Коммуникативная сторона общения.
       Во  время акта общения имеет место  не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между  двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен  информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся  при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
       Коммуникативное взаимодействие возможно только в том  случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т.е. «все должны говорить на одном языке»9.
       Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически  дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
       В условиях человеческой коммуникации могут  возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический  характер.
       Сама  по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение  – имеет место в различных  образовательных системах).
       Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
       Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием10.
       Модель  коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов11:
       КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
       ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
       КАК? (осуществляется передача) – Канал 
       КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория 
       С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
       Выделяют  четыре группы невербальных средств  общения:
       1) Экстра- и паралингвистические (различные  околоречевые добавки, придающие  общению определенную смысловую  окраску – тип речи, интонирование,  паузы, смех, покашливание и т.д.).
       2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на  расстоянии – жесты, мимика, пантомимика) 
       Жест  – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
       - коммуникативные (заменяющие речь)
       - описательные (их смысл понятен  только при словах)
       - жесты, выражающие отношение к  людям, состояние человека.
       Мимика  – это движение мышц лица.
       Пантомимика – совокупность жестов, мимики и  положения тела в пространстве.
       3) Проксемика (организация пространства  и времени коммуникативного процесса).
       В психологии выделяют четыре дистанции  общения:
       - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней  общаются люди, связанные, как  правило, близкими доверительными  отношениями. Информация передается  тихим и спокойным голосом.  Многое передается с помощью  жестов, взглядов, мимики.
       - Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На  ней осуществляется общение между друзьями.
       - Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для  делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
       - Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
       4) Визуальный контакт. Визуалика,  или контакт глаз. Установлено,  что обычно общающиеся смотрят  в глаза друг другу не более 10 секунд12.
         Общение выполняет целый ряд  функций в жизни человека:
       1. Социальные функции общения: организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль.
       2. Психологические функции общения: функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения.
       Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
       1. Установка контакта (знакомство). Предполагает  понимание другого человека, представление  себя другому человеку.
       2. Ориентировка в ситуации общения,  осмысление происходящего, выдержка  паузы. 
       3. Обсуждение интересующей проблемы.
       4. Решение проблемы.
       5. Завершение контакта (выход из  него).
       Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в  первые семь лет жизни, когда закладываются  все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым. Конечно, «взрослый» - это понятие  не абстрактное. Взрослый - это всегда конкретный человек - мама, папа, воспитатель, медсестра. Некоторые думают, что  налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его  хорошие качества - задача родителей; только мать или отец могут по-настоящему понять своего малыша, дать ему тепло  и ласку. Но это не так. Нередки  случаи, когда в силу неблагополучной  обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка  становился воспитатель детского сада. Именно он удовлетворял потребность  ребенка в общении и давал  ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших  семьях, отношение воспитателя и  характер общения с ним существенно  отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не должен ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.
       Проблема  общения дошкольника со взрослым имеет два аспекта.
       Первый  аспект - развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Воспитателю необходимо знать, как развивается общение, какие его виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.
       Второй  аспект - влияние общения на развитие личности ребенка. Работая с детьми, важно представлять, как через  общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание, инициативность и  произвольность и т.п.
       Со  временем внимание дошкольников все  больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы волнуют средних и старших дошкольников. И ответы тут может дать только взрослый. Конечно, и раньше воспитатель постоянно говорил детям, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте - внеситуативно-личностная форма общения.
       Взрослый является для детей источником новых знаний, дети нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками.
       Это стремление, конечно же, должен поддерживать воспитатель. Для этого нужно  чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между  ними, давать оценки их действиям. Старших  дошкольников уже больше волнует  оценка не конкретных умений, а их моральных  качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает  его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения.
       Потребность во взаимопонимании - отличительная  особенность личностной формы общения. Если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый, это  может сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера.
       Личность взрослого выступает для дошкольника совсем по-другому, чем для младенца. Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него - это компетентный судья, знающий «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.
       Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для  развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно усваивает нормы  и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих  действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что  является необходимым условием сознательного  управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых - воспитателя, врача, учителя - и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними. 
 
 

       1.3. Формирование нравственных  качеств у детей  дошкольного возраста  посредством коммуникативного  общения.
       В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и  привычек культурного поведения  активно продолжается. Содержание педагогического  процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений13.
       В нравственном воспитании старшего дошкольника  продолжает занимать большое место  воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив  играет в жизни детей все большую  роль, взаимоотношения детей усложняются.
       В поведении старшего дошкольника  ярче выступает связь нравственных  качеств и свойств личности с  интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к  деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения  уже может быть сдержанным, умеет  действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при  этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и  закреплять14.
       Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту  содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к  сверстникам и окружающим15.
       Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших  дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.
       Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
       Подобные  характеристики формируют у детей  объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться  в той или иной ситуации и поступать  в соответствии с правилами нравственного  поведения.
       Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском  саду». Но, обращаясь к программным  задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать  правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в  данной группе с учетом взрослых и  индивидуальных особенностей детей.
       Следует помнить: главная цель этических  бесед заключается в том, чтобы  сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.  И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события  и явления, которые в избытке  предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.
       Готовясь  к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом  наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как  переживают его.
       Если  в этическую беседу воспитатель  считает нужным включить отрывки  из того или иного художественного  произведения, он обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям.
       Если  содержание беседы доступно и интересно  детям, то следует заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: воспитателю приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений16.
       Поведение воспитанников старших групп  убедительно свидетельствует о  том, что в этом возрасте (5-6 лет) постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве17.
       Влияние нравственного сознания старшего дошкольника  на саморегуляцию его поведения  еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать  поведение свое на окружающих. Поэтому  темы этических бесед должны обязательно  включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома»  и многие др. Названые темы могут  быть конкретизированы и дополнены  в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме и т.п. Важно, чтобы  содержание перечисленных ведущих  тем и тем дополняющих, обязательно  связывалось со всем содержанием  педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах18.
       Этические беседы, их результаты должны непосредственно  проявляться в практике поведения, поступках детей в различных  ситуациях. Что очень важно для  закрепления результатов педагогического  воздействия. 

       1.4. Краткие выводы  по главе 1
       Дошкольный  возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех  предпосылок, которые сложились  в раннем детстве. По всем линиям психического развития   возникают   новообразования   различной   степени выраженности,  характеризующиеся  новыми  свойствами   и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению  в различные виды деятельности.  Наряду  с  новообразованиями  в  развитии психофизиологических функций  на основе индивидной организации возникают  сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные  элементы, субъект общения, познания и деятельности  и их основные  компоненты - способности  и склонности.
     Таким образом, рассматривая теоретические  аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в  этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.
       С дошкольным периодом (от 3—4 до 6—7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно  мотивируемой деятельности впервые  возникают ростки произвольного  положительного направленного поведения.
       В старшем дошкольном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника начинает сменяет теперь выполнение ребенком разнообразных учебных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у среднего дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.
       Вместе  с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития старшего дошкольника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость старшего дошкольника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.
       Глава 2. Содержание и методика формирования нравственных качеств у детей  дошкольного возраста посредством коммуникативного общения. 

     2.1. Краткая характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа исследования.
       Анализ  психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что если использовать вид коммуникативного общения - этическую беседу, которая   будет влиять на процесс формирования нравственных качеств, то развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет успешным.
    Для подтверждения гипотезы нам было необходимо провести практическое исследование уровня нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста с помощью этических бесед.
       На базе группы детского сада № 42, Южно-Сахалинск были сформированы две группы детей 6 лет - экспериментальная и контрольная. Общее количество испытуемых составило 24 ребенка.
       На  экспериментальной группе (6 девочек  и 6 мальчиков) проверялись эффективность воздействия этической беседы на формирование нравственных качеств в течение эксперимента.
       Контрольная группа (6 девочек и 6 мальчиков) на протяжении всего эксперимента обучалась в МДОУ по общепринятым программам.
       Программа проведения экспериментальной части  нашей работы предусматривает три  главных этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
       Констатирующий  этап исследования представляет собой  ориентировочное изучение вопроса  о влиянии этической беседы на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
       Для констатирующего этапа исследования были определены две группы по десять человек, одна из которых впоследствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.
       Для  выявления уровня развития нравственных качеств у старших дошкольников необходимо было выяснить категориальную структуру нравственности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.