На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рынок молока

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
     Молочная  промышленность — отрасль пищевой промышленности, объединяющая предприятия по выработке из молока различных молочных продуктов. В состав промышленности входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, брынзы, мороженого, казеина и другой молочной продукции.
     По  питательным свойствам молоко представляет собой наиболее совершенный вид  продовольствия; состав питательных  веществ в нем почти идеально сбалансирован. Молочные продукты составляют большую долю в рационе человечества; их годовое потребление достигает 16% всех видов пищи. Натуральное молоко – сложный пищевой продукт, в котором содержится (в среднем): 3,7% жиров; 3,5% белков; 4,9% лактозы (молочного сахара); 0,7% минеральных соединений; 87,2% воды [1]. Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16 %. При этом Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 266 кг этой продукции в год, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию.
     Россия  входит в десятку  мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. Рынок молочной продукции во все времена являлся одним из наиболее значимых продовольственных рынков в России. Значительная доля российского молока предназначена для переработки и производства молочной продукции. Рынок молочной продукции далек от насыщения. Однако в условиях снижающейся покупательской способности населения наибольшие перспективы для роста имеет рынок традиционных продуктов. А вот сегмент новых молочных продуктов будет расти с возрастанием покупательской способности населения.
     Наращивания производства сельскохозяйственной продукции, особенно продукции молочного скотоводства,- необходимое  условие повышения социально-экономического уровня жизни населения. Молочное скотоводство является одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства. Ввиду широкого распространения  во всех зонах, практически  ежедневного поступления денежных средств от реализации продукции оно способствует финансовый стабилизации  сельского хозяйства, более полной и равномерной занятости сельского населения, сохранению производственной и социальной инфраструктуры села.
     Целью исследования рынка молока и молочной продукции в целом по российской федерации и в частности республика Татарстан является изучение сложившийся ситуации на рынках производства и сбыта данной продукции, анализ и оценка состояния молочного скотоводства страны и региона, обоснование основных направлений государственной поддержки отрасли.   
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Современное состояние рынка  молока и молочной продукции РФ.
      Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16%. При этом Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 266 кг этой продукции ежегодно, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию. По данным нового исследования компании Intesco Research Group «Российский рынок молока и сливок. Предварительные итоги 2010года» , динамика российского производства молока на протяжении 2006-2010 гг. сохраняется достаточно стабильной. В 2009 году объем произведенного в России молока составил 32,6 млн. тонн. В 2010 году отечественное предложение молока и сливок по сравнению с предыдущим годом сократилось на 1,9 % и опустилось до 31,9 млн. тонн.
По данным компании «Маркет Аналитика» объем российского производства молочной продукции в 2009 году составил около 32,6 млн. тонн, что на 0,5% превышает показатель 2008 г. Цельномолочная продукция занимает основную долю в российском производстве молочной продукции. В сегментах жирных сыров и сливочного масла объем импорта является значительным и занимает более 80% производимой в России продукции и около 45% от представленной потребителю. Производство цельномолочной продукции увеличилось на 2%. По производству жирных сыров - темпы роста рынка равны показателю в 1,4%. Что касается такого сегмента продукции, как масло, то в данном сегменте можно отметить снижение показателя к предыдущему периоду в натуральном выражении на 9,1%.
    В настоящее время рынок молочных продуктов является одним из крупнейших рынков продовольствия. Он имеет весьма устойчивые традиции, его состояние оказывает существенное влияние на другие рынки продуктов питания.
     В стоимостном выражении структура  Рынка молочной продукции выглядит следующим образом (рис. 1).  


Рис. 1. Структура молочного рынка. 

     Наибольшая  доля на Рынке – 32,3% принадлежит  цельномолочной продукции, сегменты жирных сыров и масла занимают около 15% и 11% соответственно. Доля остальных  видов продукции Рынка в стоимостном  выражении составляет около 42% [3].В настоящее время абсолютным лидером потребления в России является питьевое молоко (рис. 2).
     Рис. 2. Характеристика потребления  молочных продуктов (в  год). 

     Его годовое потребление в расчете  на 1 человека составляет – 23 кг. На втором месте - кисломолочные продукты 8,6 кг, на третьем - сыры 3,3 кг, четвертую строчку занимает сливочное масло 2,4 кг. При этом самый продаваемый продукт – кефир. Ежегодно на 40-50% растет спрос на йогурты с кусочками фруктов, так же активно завоевывают позиции молочно-соковые коктейли. Из традиционных сегментов хороший рост показывают сыры (твердые и плавленые) – на 15% в год, творожные продукты – на 10-12% в год. «Что касается моды на обезжиренные продукты, то она в России закончилась ничем: их продажи остаются на очень низком уровне» [5].
     На  молочном рынке основную долю по объемам  производства (более 50%) занимают крупные  молочные предприятия и чуть меньше (более 40%) малые предприятия [6]. Оставшаяся часть рынка(5%) приходится на долю предприятий, имеющих средний статус (рис. 3).  

      
     Первый  квартал 2010 года отметился увеличением  удоев молока в сельхозорганизациях и хозяйствах во всех федеральных округах. В частности за первый квартал 2010 года удои молока в расчете на 1 корову по РФ превысили показатели прошлого года на 64 кг, что составило 6,2%. Наиболее заметное увеличение удоев в расчете на 1 корову в январе-марте 2010 года произошло в хозяйствах Приволжского федерального округа (ПФО)-8,0%. Наименьшим ростом продуктивности отметился Северо-западный федеральный округ, где по сравнению с аналогичным периодом прошлого года надои на 1 корову увеличились всего на 0,3% (на 5кг/корову).  

     Производство (переработка) молочной продукции в 1кв. 2010 г. 

     Мартовские  увеличение на сельскохозяйственном рынке предложения молока послужило причиной роста производственных показателей по многим видам молочной продукции. По данным официальной статистики,  производсво обработанного молока в марте 2010 года возросло, как по сравнению с февралем (на 9,51%), так и с мартом 2009 года (на 9,9%).
     Увеличение  объемов производства молочной продукции  в марте по отдельным её видам  оказалось довольно существенным. По сравнению с мартом 2009 года производство большинства молокопродуктов также возросло за исключением сливок и некоторых видов сливочных продуктов. По сравнению с февралем довольно заметно увеличилось производство масла. В марте 2010 года в стране было произведено 16,55 тыс. тонн сливочного масла, что на 17,38% больше, чем в феврале этого года и на 7,24% больше величины уровня, достигнутого в марте 2009 года.
     В целом, индексы производства  и  переработки молочной продукцию задают оптимистичный темп развития показателей.
     Производство  молочных продуктов в марте 2010 года увеличилось  в 1,09 раза (9,6%) по отношению к достигнутому значению показателя в марте 2009 года. За месяц темп роста составил 15,1%,а за период с января по март 2010 года объем производства молочных продуктов увеличился на 10,5% по отношению к величине прошлого года.
     Примерно одинаковыми с производством молочных продуктов темпами роста отметилось увеличение объемов переработки молока производства сыра. По отношению к соответствующему периоду прошлого года темп роста за январь-март 2010 года составил 10,3%. Среднемесячный рост составил 11,9%.
     Постепенно  начинает оказывать влияние фактор сезонности в производстве мороженого. Некоторые увеличение спроса на продукт  привело к росту объемов производства  мороженого в марте по отношению  к февралю 2010 года на 67,9%.
     Рост  производительности молочного стада  сказался на объемах производства молока  в регионах страны. По данным Федеральной службы государственной статистики производство молока коровьего в марте 2010 года составило 1241,0 тыс. тонн, что на 1,3% выше уровня прошлого года. Такой рост обусловлен увеличением производства молока в ЦФО (на 0,3%), СКФО(на 17,4%), ПФО(на 5,6%) и ДФО(4,2%),что перекрывает некоторое снижение общего объема производства молока сельхозпроизводителями в других федеральных округах.
     В целом за рассматриваемый период (январь-март), различия в объемах производства  в 2009 и 2010 гг. несущественны, но наблюдается увеличение, равное в среднем 2,2% по РФ.
     Наибольший  рост производства молока по отношению  уровню соответствующего  периода 2009 года произошел в СКФО(9,8%), в ЦФО темп роста составил всего 1,3%, а вот в СФО производства молока коровьего в сельскохозяйственными организациями снизилось на 0,6%.
     
Рисунок 1. – Объем производства молока за январь март 2009-2010 гг.
        На основе данных об объемах  производства можно выявить структуру  каждого федерального округа  в общем объеме  производства  молока коровьего. Так, из диаграммы  (рис. 2) видно, что наибольшие доли в объеме производства молока приходится на Приволжский ФО(32%) и Центральной ФО(26%). На Дальневосточной и Северо-кавказский федеральные округа приходится около 1%. 

 
Рисунок 2. – Структура производства молока коровьего  сельхозорганизациями по ФО. 

III квартал 2010 года. 

    Внутренний  рынок производства.
 
Летняя жара сказалась на показателях продуктивности молочного скота. Оптимальная температура  для содержания крупного рогатого скота в пределах от плюс 16 до 18  градусов [3]. От жары и духоты у коров снижается аппетит, и, как следствие, падают надои, снижается и качество молока.
В июле этого  года средние надои молока на 1 корову были ниже аналогичного показателя предыдущего года. В августе надои стали восстанавливаться и расти. Средняя продуктивность по стране в этот месяц выросла в среднем на 10 кг, но в Южном, Северо-Западном и Центральном округах в августе этого года средние надои на 1 корову еще оставались ниже прошлогодних, причем разница с прошлогодними показателями была значительной: от 16 до 26 кг. 


Рисунок 1 – Изменение средних надоев молока на 1 корову по федеральным округам РФ в августе 2010г. (относительно августа 2009г., кг) (Источник: Аналитический центр СОЮЗМОЛОКО поданным Росстата) 

По мнению экспертов  СОЮЗМОЛОКО, ожидается, что с сентября ситуации нормализуется, и показатели продуктивности будут заметно лучше, чем в предыдущие месяцы.
 В III квартале 2010 года происходило сезонное снижение производства молока в хозяйствах всех категорий. В сентябре 2010 года было произведено около 1,14 млн. тонн молока в сельхозорганизациях (крупных, средних и мелких), что ниже соответствующего показателя прошлого года на 3,6%. Увеличение производства молока по отношению к сентябрю 2009 года. наблюдалось в Северо-Кавказском ФО (на 7,2%), Уральском ФО (на 1,2%), Сибирском ФО (на 0,8%) и Дальневосточном ФО (на 4,8%), то есть в регионах, менее затронутых летней засухой.
 С начала 2010 года производство молока коровьего  в целом по стране составило  11,17 млн. тонн, что почти на 1% ниже  объемов аналогичного периода  прошлого года. 

Таблица 1.- Производства молока коровьего сельхозорганизациями ( крупными, средними, мелкими) тыс. тонн.
Регион Сентябрь 2010 года Январь-сентябрь 2010 года
тыс. тонн. в % к 2009 тыс. тонн. в % к 2009
Российская  Федерация 1135,3 96,4 11173,5 99,3
Центральный федеральный округ 285,1 93,2 2882,7 96,7
Северо-Западный федеральный округ 109,3 99,2 1038,3 98,1
Южный федеральный округ 84,7 95,2 807,6 95,4
Северо-Кавказский федеральный округ 17,8 107,2 174,2 118,2
Приволжский федеральный округ 365,2 94,6 3642,9 101,3
Уральский федеральный округ 76,8 101,2 746,9 102,5
Сибирский федеральный округ 183,1 100,8 1771,1 99,2
Дальневосточный федеральный округ 13,2 104,8 109,9 102,5
 
Источник: Росстат 
 
 


Рисунок  - Объемы производства молока в хозяйствах всех категорий в 2009-2010 годы. 

Объемы производства большинства видов молочной продукции  имели положительные темпы роста по отношению к началу года, но уменьшились по сравнению с прошлогодними величинами (таблица 2). 

Таблица 2-Производство молока и молочной продукции 

Продукты Август 2010 Период  с начала 2010 года Темпы роста  в % к
июлю  2010 г.
августу 2009 года соответст-вующему  периоду с начала 2009 года
Цельномолочная  продукция (в пересчете на молоко), т 975023,0 7617270 100,5 112,8 110,5
Молоко  жидкое обработанное, т 421533,2 3235897 105,3 115,3 112,0
Жидкие  и пастообразные молочные продукты для детей раннего возраста, т 9339,5 74816,86 279,5 106,8 101,9
Молоко  питьевое для питания детей раннего  возраста, т 4165,9 37381,21 187,8 85,9 98,5
Сливки, т 6926,9 53521,12 94,6 114,8 121,0
Молоко  сухое гранулированное, сливки сухие  и сухие смеси для мороженого, т 6319,6 52362,49 72,0 90,5 101,9
Сухие молочные смеси, включая кисломолочные, для детей раннего возраста, т 1132,3 11271,9 94,4 107,2 97,8
Молоко  и сливки в твердых формах, т 11012,3 84301,25 72,0 80,8 100,3
Молоко  сухое  гранулированное или в других твердых формах с массовой долей жира от 2,0 % до 18,0 %, т 2057,3 13074,34 76,6 97,6 113,9
Молоко  сухое гранулированное или в  других твердых формах с массовой долей жира более 20,0 %,т 2439,0 24042,43 62,7 67,6 96,1
Молоко  сухое для детского питания, т 6,1 367,1 0,0 7,0 63,0
Молоко  сухое для питания детей раннего  возраста, т 554,0 4900 89,1 245,1 140,0
Смеси сухие молочные для детей раннего  возраста, т 578,3 5672,9 100,2 107,3 87,8
Сливки  сухие гранулированные или в  других твердых формах, т 4,3 213,22 130,3 95,6 1128,1
Масло сливочное и пасты масляные, т 18328,5 144804,9 90,7 82,8 98,2
Масло сливочное, т 18190,6 143519,1 90,7 82,9 98,4
Масло топленое, т 55,6 492,59 94,0 89,1 117,2
Творог, т 29208,2 265115,3 99,5 98,9 103,5
Творог  для питания детей раннего возраста, т 813,7 6940,12 101,5 123,1 124,1
Кварк, т 32,1 936,38 24,8 27,7 100,2
Масса творожная, т 4381,4 33902,71 105,1 127,1 121,7
Творог  сухой, т 32,8 270,3 98,2 58,6 97,7
Сыры  и продукты сырные, т 38161,2 293114 93,9 94,1 97,4
Молоко  сгущенное, тыс. банок  усл. 51857,0 360839 110,4 85,0 89,6
Сливки  сгущенные, тыс. банок  усл. 238,0 1734 117,8 85,3 77,6
Продукты  молочные сгущенные с пищевыми продуктами и пищевыми добавками, тыс. банок  усл. 23124,0 169565 111,3 99,3 102,3
Продукты  сливочные сгущенные с пищевыми продуктами и пищевыми добавками, тыс. банок усл. 119,0 1894 150,6 89,5 108,9
Продукты  кисломолочные, т 216269,4 1532290 100,8 126,0 115,9
Йогурт, т 64367,0 459567,7 99,1 115,7 119,1
Ацидофилин, т 587,1 4667,16 92,4 143,8 131,3
Айран, т 982,5 8474,4 96,4 203,3 114,1
Кефир, т 100444,2 700055,8 99,3 130,6 115,6
Кумыс, т 137,3 667,76 95,8 136,2 124,2
Варенец, т 1867,6 15078,81 93,2 114,8 113,3
Ряженка, т 20726,2 138990,6 107,8 142,4 123,0
Простокваша, в т.ч. мечниковская, т 1699,1 12644,21 91,3 131,6 126,3
Продукты  кисломолочные для детского питания, в т.ч. для питания детей раннего  возраста, т 4380,8 31093,44 224,4 119,9 116,0
Сметана, т 46794,4 356164,9 97,6 120,7 118,3
Продукты  кисломолочные прочие, в т.ч. обогащенные, т 5969,5 43231,62 91,9 115,2 119,8
Виды  молока или сливок ферментированных или сквашенных, не включенные в  другие группировки, прочие, т 1378,9 9290,83 102,5 158,5 126,9
Сыворотка, т 27744,6 170652,7 89,0 77,8 91,3
 
 
Из данной таблице  видно, что в период 2009 года темп роста производства молока и молочной продукции выше, чем в 2010 году, т.е. жаркое  лето оказало не мало важное влияние. 

 

Рис. 3. Структура удельного  веса молочных производителей на рынке. 

      Бесспорным лидером российского молочного рынка в последние годы является компания 'Вимм-Билль-Данн' - ее доля в прошлом году, согласно исследованию AC Nielsen в 9 крупных городах, составила 38% в денежном выражении. Доля остальных игроков значительно меньше. "Вимм-Билль-Данн" опережает своих конкурентов не только на общероссийском уровне, но и в большинстве регионов. Хорошие позиции занимают Ehrmann, Danon, Campina, 'Перммолоко', завод "Очаковский".
Приход в Россию западных компаний был достаточно активным в 1990-х годах, однако в последние  годы они заняли выжидательную позицию. Эксперты отрасли объясняют это тем, что при всей инвестиционной привлекательности ситуация в молочной отрасли довольно рискованная. Крупным мировым молочным игрокам принять решение об открытии в России собственных производств в числе прочих причин мешает крайне слабая техническая оснащенность молочного животноводства. При этом доля западных компаний, присутствующих на российском рынке, мала. Однако за счет грамотного маркетинга их продукция хорошо представлена на рынке.
Одной из основных тенденций рынка на сегодняшний день является продолжающаяся концентрация собственности и расширение сферы влияния крупных игроков. Однако, по мнению экспертов, с учетом того, что территория России значительна, а население сильно рассредоточено, мелкие заводы будут существовать всегда. Дело в том, что коровье молоко - продукт скоропортящийся. Его нельзя перевозить на большие расстояния.
Вторая тенденция  рынка - продолжающаяся техническая  модернизация производства, появление  новых технологий и продуктов. "На сегодня можно говорить о том, что мы освоили западный ассортимент. Конкурентоспособность помогли в значительной мере сформировать западные компании, такие как Danon и Campina, построившие современные заводы", - считает исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. По его словам, молочная промышленность постепенно уходит от выпуска нефасованной продукции. Однако в регионах такой товар скорее всего будет по-прежнему пользоваться спросом из-за дешевизны.
"Можно также  отметить, что молочный рынок сейчас стремится отойти от "натурального" продукта в сторону продукции с большим содержанием биологических добавок, и эти тенденции диктуют сами потребители. Они с огромным удовольствием приняли молочные новинки с добавлением соков и подсластителей", - поясняет директор по маркетингу компании Verysell-6 Александра Высочкина.
В качестве еще  одной тенденции участники рынка  выделяют бурное развитие региональных рынков. "Рост молочного рынка  России в основном обеспечен активизацией локальных производителей и общим ростом потребления молочных продуктов. При этом темпы роста регионов значительно превышают столичные", - рассказали ГАЗЕТЕ в компании "Вимм-Билль-Данн".
Основная проблема рынка, по мнению экспертов, заключается  в том, что молочные продукты сегодня стали менее доступными населению из-за падения покупательной способности людей. "Основная масса населения бедноватая, поэтому продажи ограничены и возможности молочной промышленности в полной мере не реализуются", - посетовал Владимир Лабинов.
Вторая серьезная  проблема - деградация сельскохозяйственного  производства. "Молодежь уезжает  из деревни в город, а те, кто  остаются, - все-таки потенциально слабее с точки зрения профессионализма. В частности, поэтому ухудшается качество сырья, снижается продуктивность коров", - рассказал Владимир Лабинов ГАЗЕТЕ.
Третья проблема - равнодушие государства. В любой  развитой стране распространенной формой опосредованной поддержки молочного  бизнеса со стороны государства  являются социальные программы - например организация питания инвалидов, раздача молока школьникам. В нашей стране таких программ нет.
Что касается потребления  молока и молочных продуктов, то до 1990 года оно находилось на уровне, близком  к установленным медицинским  нормам, - 386 кг на человека в год. "Молочная промышленность в СССР была хорошо развита, однако даже тогда спрос на молочные продукты не был полностью удовлетворен, они были дефицитными", - рассказал ГАЗЕТЕ исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. После развала СССР потребление молочных продуктов начало неуклонными темпами снижаться и достигло своего минимума в 1999 году - 215 кг на душу населения. С 2001 года наметился небольшой рост потребления молочных продуктов.
"В настоящее  время мы ежегодно потребляем около 266 кг молочных продуктов на душу населения, - отмечает Лабинов. - При этом по культуре потребления молока Россия может быть сравнима со странами Северной Европы, где норма составляет примерно 370-380 кг на душу населения. В Скандинавии, например, потребление молочных продуктов зашкаливает за 500 кг на душу населения, среднестатистический француз съедает 440 кг".
В настоящее  время абсолютным лидером потребления  в России является питьевое молоко (23 кг на человека в год), на втором месте - кисломолочные продукты (8,6 кг), на третьем - сыры (3,3 кг), четвертую строчку занимает сливочное масло (2,4 кг). При этом самый продаваемый продукт - кефир. Ежегодно на 40-50% растет спрос на йогурты с кусочками фруктов, так же активно завоевывают позиции молочно-соковые коктейли. Из традиционных сегментов хороший рост показывают сыры (твердые и плавленые) - на 15% в год, творожные продукты - на 10-12% в год. "Что касается моды на обезжиренные продукты, то она в России закончилась ничем: их продажи остаются на очень низком уровне", -
В настоящее  время потребление молока и молочных продуктов растет умеренными темпами. Этому способствует в основном рост доходов российских граждан, постепенно приводящий к повышению потребления  белковой пищи, а также к тому, что потребители все больше отдают предпочтение продуктам с высокой «добавленной стоимостью». По результатам исследования, проведенного агентством DISCOVERY Research Group, потребление молока на душу населения в 2006 году составило 250 кг, а в 2007 году, по предварительным оценкам - до 270 кг на человека при рациональной норме 392 кг. Общее потребление упакованных молочных продуктов в Российской Федерации в 2006 году составило 10,1 млрд. литров.  
Основной оборот в группе молочных продуктов по-прежнему определяют традиционные продукты: молоко, сыр, сметана и другие. Рынок растет в основном в сегменте короткоживущей молочной продукции, особенно хорошие показатели фиксируются в десертной и питьевой группах. Однако набирает обороты и сегмент инновационных продуктов, которые на фоне стагнации традиционного сегмента обеспечивают стабильный рост всей категории.  
По данным Молочного союза России, рынок молочной продукции ежегодно растет на 4-5%. По оценкам ING BANK (EURASIA) объем рынка молочной продукции в 2005 году был равен $ 13,5 млрд. В 2006 году, по оценкам агентства DISCOVERY Research Group, рынок составил порядка $ 15,2 млрд.  
Сегодня в молочной промышленности складывается довольно сложная для отечественных производителей молока ситуация. В 2005 году наблюдалось падение производства молока на 3,2%. В 2006 году в России произведено 31,4 млн. тонн молока, что на 0,9% больше 2005 года. На 1 августа 2007 года производство составило 32 млн. тонн (по материалам
http://www.lenoblmoloko.ru/stats.3.php и данным агентства DISCOVERY Research Group, http://marketing.rbc.ru/rev_short/31724405.shtml).  
Основной фактор, сдерживающий развитие производства молока и молочных продуктов – состояние российского животноводства. В последние годы происходит постоянное сокращение крупного рогатого скота (таблица 1).

 Таблица 1. Динамика изменения поголовья скота в Российской Федерации (на 1 января; в хозяйствах всех категорий; млн. голов) *
    Годы Крупный  
    рогатый скот
    в том числе 
    коровы
    1993 52,2 20,2
    1996 39,7 17,4
    2001 27,3 12,7
    2002 27,1 12,2
    2003 26,5 11,8
    2004 24,9 11,1
    2005 23,0 10,3
    2006 21,5 9,5
    2007 21,5 9,4
 
* Источник: Росстат, 
http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/15-20.htm
Однако, по данным Росстата, в январе-марте 2007 года молокоперерабатывающими предприятиями  выработано больше, по сравнению с  соответствующим периодом прошлого года, молочной продукции, за исключением  молочных консервов. Особенно существенно выросло производство масла и сыра (таблица 2).
Таблица 2. Производство молочной продукции в Российской Федерации (в январе-марте 2006 – 2007 г., тыс. т.)
      2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к  2006 г.
    Масло животное 48,3 54,0 111,9
    Сыры жирные 76,8 90,0 117,1
    Цельномолочная  продукция 2391,5 2501,2 104,6
    Сухое цельное молоко 12,1 12,6 103,4
    Нежирная  молочная продукция 105,1 110,7 105,3
    Консервы  молочные, муб 200,2 177,3 88,5
 
* Источник: Росстат, 
http://www.lenoblmoloko.ru/stats.9.php
На сегодняшний  день игроки рынка в целом прошли через этап формирования производственной базы и перешли к этапу выстраивания и совершенствования сбытовых механизмов, включая создание сильного узнаваемого бренда как текущего ключевого фактора формирования стоимости компании. На данный момент в России работает около 2 тыс. производителей молочной продукции. Однако 3% крупных предприятий охватывают более 50% молочного рынка России: это три мировых гиганта «Вимм-Билль-Данн», Unimilk и Danone. Одним из ключевых элементов корпоративной стратегии развития крупных компаний является скупка региональных производителей молока. Так, ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (Москва), компания, имеющая в своем активе более 1100 видов продукции, продолжает развиваться и расширять ареал своего влияния. В ноябре 2006 года она приобрела 93,73% акций ОАО «Очаковский молочный завод» (Москва). Эта покупка позволила «Вимм-Билль-Данну», уже владеющему тремя крупными заводами в Москве, занять более половины молочного рынка столицы (по материалам статьи «Обзор московского рынка молочной продукции» компании «Решение», http://www.foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2007&article=1028§ion=4 и данным агентства DISCOVERY Research Group, http://marketing.rbc.ru/rev_short/31724405.shtml).
По мнению экспертов Российского союза предприятий молочной отрасли, новый игрок практически не может выйти на рынок, поскольку несмотря на относительно высокую рентабельность данного бизнеса, начинать его с нуля слишком затратно. Обострение конкуренции и растущее давление ритейлеров вызывает смену стратегических приоритетов развития участников рынка, особенно у российских компаний. Основными задачами действующих предприятий в последние годы стало создание и развитие собственных торговых марок, расширения географии сбыта и продвижение товара  
По мнению экспертов компании CVS Consulting, несмотря на все сложности, в последнее время на молочном рынке наметились благоприятные тенденции. Прежде всего, это активизация небольших молочных предприятий и усиление конкурентной борьбы на внутреннем рынке, а также увеличение спроса и изменение стиля потребления молока в крупных городах. Сохранение данной тенденции позволит в течении ближайших 5-6 лет увеличить рынок молочной продукции на 40%.  
По оценкам экспертов Российского союза предприятий молочной отрасли, российский молочный рынок еще слабо освоен крупными западными производителями: из двадцати мировых лидеров в нашей стране представлены только три (Danone, Parmalat и Campina), при этом объемы их производства в России сравнительно небольшие.  
Таким образом, российский рынок имеет еще очень большой потенциал для отечественных производителей, профилирующихся как на стерилизованном, так и пастеризованном молоке. Кроме этого, отечественные производители могут развиваться как за счет внутреннего, так и внешнего рынков сбыта. Одним из наиболее перспективных рынков сбыта является Китай. По прогнозам, в ближайшие 10-15 лет в этой стране будет ощущаться острая нехватка молока. Уже сегодня спрос превышает предложение китайских молочных производителей на 30%: с 2001 по 2003гг. потребление молока в Китае увеличилось более чем в два раза, производство же лишь на 70% (по материалам статьи «Российский рынок молочной продукции вырастет на 40%», агентство CVS Consulting,
http://agrofarmexpo.ru/NewsList.do?newsId=192&month=-1&year=-1 и данным агентства DISCOVERY Research Group, http://marketing.rbc.ru/rev_short/31724405.shtml ). В 2008 году предприятиями Российской Федерации было произведено около 865,4 тысячи тонн сыра и творога, что соответствует выработке около 5800 тысяч тонн натуральной сыворотки.* Следует отметить, что приведенная оценка объемов производства натуральной сыворотки отличается от данных официальной статистики, согласно которой этот показатель составил 2185,8 тысячи тонн. По данным Всероссийского научно-исследовательского института масла и сыроделия (ВНИИМС), эта цифра сильно занижена с целью увеличения показателя переработки сыворотки до 50% вместо реально имеющих место 23-25%. 
Более 54% объема выработки натуральной сыворотки, или свыше 3100 тысяч тонн в год, составляет подсырная сыворотка. Второе место принадлежит подтворожной сыворотке – на нее приходится 45%, или 2600 тысяч тонн. Не более 1% занимает казеиновая сыворотка. Столь незначительная доля обусловлена стремительно уменьшающимися в течение последних нескольких лет объемами производства казеина. По мнению экспертов, казеиновый бизнес в России становится все менее и менее прибыльным. Несмотря на это, в настоящее время количество игроков на этом рынке остается таким же, как и 5 лет назад, хотя для каждого из них этот бизнес и не является основным направлением деятельности. 
Российская молочная отрасль в начале нынешнего века переживала не самые лучшие времена, и переработка сыворотки значительно снизилась, однако в последние 2-3 года наметилась тенденция к ее увеличению. Так, в 2002 году российскими предприятиями было переработано 35% натуральной сыворотки, в 2003-м – 26%, в 2004-м – 14,3%, в 2005-м – 18%, в 2006-м – 19%, а в 2007-м – около 22%. В прошлом году российскими предприятиями было переработано около 1400 тысяч тонн натуральной молочной сыворотки, что составило 25% объема выработки. 
Более половины ресурсов натуральной сыворотки – 59%, или 3500 тысяч тонн, – продается молокоперерабатывающими заводами на корм сельскохозяйственным животным. Около 25% объемов производства направляется на переработку, и порядка одной пятой просто сливаются на поля, в сточные воды. 
В последние годы прослеживается тенденция увеличения производства различных напитков на основе пастеризованной натуральной сыворотки. В прогнозируемом периоде эта тенденция сохранится в связи с тем, что такое применение сыворотки не требует дополнительных вложений в технологическое оснащение и вполне доступно российским молокоперерабатывающим предприятиям. Кроме того, в связи с увеличением интереса к здоровому образу жизни, растет и спрос на подобную продукцию. 
Крупнейшими регионами-производителями сухой сыворотки являются Республика Татарстан, Краснодарский и Алтайский края – на их долю приходится соответственно 20,14и13% общероссийского объема производства. По экспертным оценкам, производство сухой молочной сыворотки останется приоритетным направлением развития отрасли в ближайшие 2-3 года. Производство сухой молочной сыворотки выросло за последний год на 22%. В 2006 году объем производства составлял 29 069 тонн, в 2007 году – 44 328 тонн. Объем производства сухой молочной сыворотки в 2008 году составил порядка 57 тысяч тонн (табл1).

 

Кроме того, необходимо отметить, что значительно возросли объемы производства сгущенной сыворотки – с 3 тонн в 2006 году до 818 тонн в 2007-м и порядка 1,2 тысяч тонн в 2008 году. 
Объем производства лактозы в нашей стране продолжает снижаться: согласно исследованию ГК «Агриконсалт», в 2007 году производство лактозы составило 0,95 тысячи тонн, а в 2008-м – 0,80 тысячи тонн. В 2009–2011 годах ситуация, скорее всего, не изменится. 
Крупнейшими производителями сухой молочной сыворотки являются холдинг «Вамин Татарстан», ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (ОАО «Лианозовский молочный комбинат» и ЗАО «Рубцовский молочный завод»), ОАО «Компания «Юнимилк» (ОАО «Стародубский маслосырзавод»), а также ОАО «Белебеевский молочный комбинат» (Республика Башкирия), ОАО «Бежецкий комбинат молочных продуктов» (Тверская область) и ЗАО «Брюховецкий молочно-консервный комбинат» (Краснодарский край). 
Деминерализованную сыворотку производят ЗАО «Брюховецкий молочноконсервный комбинат» (Краснодарский край), ОАО «Холод» (г. Пятигорск), ОАО «Кузбассконсервмолоко» (Кемеровская область). 
Крупнейшими производителями лактозы являются ГП «Угличский производственно-экспериментальный сыродельный завод» (Ярославская область)– единственный в России производитель рафинированной лактозы, ОАО «Ипатовский маслосыродельный завод» (Ставропольский край), ОАО «Можгасыр» (Республика Удмуртия), ОАО «Александровский молочный комбинат» (Владимирская область). 
На фоне растущего объема переработки натуральной сыворотки наблюдается и снижение ее потерь. Долгое время сывороточные продукты не находили широкого применения в российской промышленности. Тем не менее есть отрасли, в которых традиционно использовалась сухая молочная сыворотка, – производство мороженого, йогуртной продукции, шоколада. Около трети сухой сыворотки используется именно в этих секторах пищевой промышленности. В течение последних пяти лет производители этих продуктов стали частично заменять сухой сывороткой сухое цельное и обезжиренное молоко, что позволило значительно удешевить конечную продукцию. Российский рынок сывороточных продуктов можно оценить в 119 054 тонн; около 90% этого объема находят применение в пищевой промышленности. 
В последние годы сухая молочная сыворотка нашла широкое применение при производстве: 
* кондитерских изделий – вафли, печенье; 
* хлебобулочных изделий; 
* частично цельномолочной продукции – плавленые сыры, сгущенное молоко, молочные десерты; 
* спортивного и детского питания; 
* мясных консервов и колбас; 
* пищевкусовых добавок; 
* пива. 
В течение нескольких лет практически во всех регионах РФ наблюдается тенденция уменьшения производства сухого обезжиренного молока. Несмотря на то, что с 2000 года производство молока в России неуклонно растет, этих объемов все же недостаточно для покрытия потребностей молокоперерабатывающих предприятий. В связи с этим в производстве широко применяется сухое цельное и обезжиренное молоко, как отечественного, так и импортного производства. В результате ежегодно стабильно увеличивается спрос на сухое молоко и, как следствие, периодически возникает его дефицит. Чаще всего наблюдается нехватка обезжиренного сухого молока. Это объясняет тот факт, что в последние годы участились случаи фальсификации сухого обезжиренного молока путем замены его сухой сывороткой – зачастую до 20% молока бывает заменено сухой сывороткой. 
Кроме пищевой промышленности сывороточные продукты – в основном сухая и деминерализованная сыворотка – широко применяются для производства кормов для сельскохозяйственных животных. В связи с неуклонным ростом цен на молоко и стабилизацией поголовья скота наблюдается существенное увеличение спроса на заменители цельного молока для молодняка сельскохозяйственных животных. Российский рынок заменителей цельного молока эксперты оценивают в 80 тысяч тонн, при этом порядка 20% этого объема составляют заменители российского производства. В ближайшем будущем рынок будет расти на 10-15% ежегодно, что существенно увеличит спрос на сухую сыворотку. 
В секторе заменителей цельного молока сывороточные продукты являются основным компонентом смеси. В стандартную смесь заменителей цельного молока входит 50-60% сухой сыворотки: 40-50% в заменителях для поросят, 50-60% – в заменителях для телят. Потребности этого сектора в сухой сыворотке в 2008 году составили порядка 8500 тонн. 
Несмотря на то, что в связи со сложившейся ситуацией в нашей стране резко возросло производство сухой сыворотки, существующие объемы производства явно недостаточны и импорт остается на высоком уровне. Так, в 2007 году в Россию – преимущественно из стран Европы и из Белоруссии – было ввезено порядка 62 тысяч тонн сухой сыворотки, в 2008 году объем импорта также оставался на высоком уровне. 
Крупнейшими странами – экспортерами сухой сыворотки являются Белоруссия, Франция, Литва, Польша, Германия, а крупнейшими поставщиками лактозы – Нидерланды, Литва, Германия и США. 
Что касается лактозы, то она также широко применяется в пищевой промышленности, но важнейшей отраслью ее потребления является фармацевтика. 
Эксперты ВНИИМС отмечают огромный потенциал отрасли переработки сыворотки, но технологическая база российских предприятий чрезвычайно бедна, несмотря на многочисленные разработки в данной области, которые пока не находят широкого применения. В настоящее время отрасль не поддерживается никакими государственными программами, и молокоперерабатывающие компании могут рассчитывать только на свои силы и, в лучшем случае, на некоторую помощь со стороны местных властей. 
По мнению специалистов СКГТУ, производство сывороточных продуктов будет расти под давлением значительных штрафов за слив сыворотки – штрафы за экологические сбросы будут увеличены в 10 раз. Однако этот рост будет сдерживаться чрезвычайно низкими ценами на импортную сыворотку по сравнению с ценами на сыворотку отечественного производства. Причиной такого положения дел является использование большинством российских предприятий устаревших технологий и оборудования, что делает производство слишком трудо- и энергоемким процессом, а сухую сыворотку российского производства – неконкурентоспособной. 
Эксперты отмечают, что российские переработчики молока нуждаются в поддержке государства. За рубежом переработка сыворотки дотируется государством как одна из самых трудозатратных, энергоемких и низкоприбыльных отраслей. Об этом свидетельствуют сравнительно низкие цены на импортную сыворотку, которая на сегодняшний день по многим показателям превосходит отечественную, а стоит не намного дороже. 
Тем не менее все новые и новые предприятия открывают линии по производству сухой молочной сыворотки. Эксперты по-разному оценивают перспективы таких компаний. Пугающим является тот факт, что большинство российских предприятий идет путем применения идентичных технологий – конденсация и сушка сыворотки. Это может привести к снижению цен на сухую сыворотку и падению рентабельности бизнеса.
 
 

      Республика  Татарстан.
    Татарстан среди  регионов России лидирует по производству молока и поголовью молочного стада. Валовой надой достигает 1,6 млн. тонн молока в год. Но все познается в сравнении: в схожих по площадям территорий, численности населения и некоторым другим параметрам Дании и Новой Зеландии производится ежегодно соответственно 4,6 и 14,6 млн. тонн. Так что нам есть к чему стремиться. Да и потенциал для этого имеется. Еще в кризисные девяностые годы Минтимер Шаймиев  делал ставку на развитие агропромышленного комплекса, несмотря на противников такой политики, утверждавших, что поддерживать сельское хозяйство экономически нецелесообразно. Однако Президент оказался мудрее своих оппонентов. И если федеральные власти только в прошлом году объявили о   реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», у нас агропромышленная отрасль всегда относилась к числу приоритетных. В итоге эта сфера стала весьма привлекательной для отечественных и зарубежных инвесторов. Вот и в нынешнем году компания «Красный Восток – Агро» заключила соглашение о реализации партнерской программы с одним из ведущих игроков на молочном рынке России, Украины и Казахстана – московской группой «Юнимилк». Достигнутые договоренности предусматривают интенсивное развитие в нашей  республике молокоперерабатывающей промышленности и соответствующей сырьевой базы. В рамках принятой программы планируется, что «КВ – Агро» к 2012 году построит 12 новых животноводческих мега-комплексов и доведет поголовье крупного рогатого скота до 100 тысяч голов. А холдинг «Юнимилк», которому теперь принадлежит ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М», выступит в качестве инвестора в строительстве еще двух молокоперерабатывающих заводов в Нижнекамском и Алькеевском районах. И в результате к 2012 году доведет объем переработки молока на этих трех предприятиях до одного миллиона тонн в год. То есть увеличит данный показатель более чем в пять раз по сравнению с тем, что сегодня дает «Эдельвейс – М», выпускающий около ста наименований продукции: молоко, масло творог, сыры и так далее. Первым шагом в реализации совместной программы стала сдача в эксплуатацию на этом комбинате новой упаковочной линии для розлива молочной продукции в ПЭТ-бутылки (полиэтилентерефталат), которые изготавливает французская компания SIDEL. Производительность универсальной, полностью автоматизированной линии составляет 12 000 бутылок в час, а за сутки можно получить не менее 150 тонн готового продукта. По словам генерального директора «Юнимилка» Андрея Бесхмельницкого, холдинг инвестировал в данный проект свыше 130 млн. рублей. В ПЭТ-упаковку будут разливаться катык, пастеризованное молоко, кефирный продукт, сывороточные напитки, йогурты и биойогурты, которые появятся на прилавках магазинов под брендами «Простоквашино» и «Био Баланс». 
     
     
     

    
 

    Ценообразование.
 
Два первых звена  в товаропроводящей цепочке «производитель — переработчик — торговая сеть» контролируются государством. А кто следит за ценами? То же государство в лице антимонопольной службы. Вопросы ценообразования на потребительском рынке находятся на ее постоянном контроле, она предпринимает свои меры стабилизации ситуации. Территориальные органы ФАС России ежемесячно проводят мониторинг агропродовольственных рынков.
В татарстанском  управлении ведомства сообщили, что в первую очередь они обращают внимание на социально значимую группу товаров, к которой относится молоко. Контроль над ценами ведется по всей «цепочке» производства продукта. Особое внимание при этом уделяется изменению цен в процессе товародвижения: отпускная цена — оптовая — розничная. Самым крупным сетям, реализующим товары на республиканском рынке, чтобы не дать возможность монополистам взвинчивать цены на продукты первой необходимости и тем самым дестабилизировать ситуацию, антимонопольщики уделяют особое внимание.
По данным ценового мониторинга ФГУ «Спеццентручет в АПК», средние по России цены реализации молока коровьего в III квартале 2010 года оставались на уровне 12,7 руб. за л., обеспечивая допустимый уровень рентабельности для сельхозпроизводителей при реализации молока. 

Таблица 2.1-Средние цены реализации молока, руб/кг  

ФО Июль  2010 г.
в % к июлю 2009 г. Август    2010 г. в % к августу
2009 г.
Сентябрь 2010 г.
в % к сентябрю 2009 г.
Сентябрь 2010 г. к июлю 2010г., % Сентябрь 2010 г. к январю 2010 г., %
 Российская  Федерация 12,1 117,9 12,3 118,9 13,7 131,5 112,9 110,2
 Дальневосточный  ф.о. 15,8 98,0 14,5 106,2 17,4 124,7 110,6 102,6
 Приволжский  ф.о. 10,8 136,9 11,4 131,3 12,6 149,9 116,9 112,3
 Северо-западный  ф.о. 14,9 106,0 14,3 109,6 16,2 106,8 108,6 113,3
 Сибирский  ф.о. 12,1 135,1 12,6 131,4 13,7 144,3 113,6 117,3
 Уральский  ф.о. 12,5 118,1 11,3 105,8 12,3 107,6 98,2 113,0
 Центральный  ф.о. 11,7 123,3 12,4 125,7 13,3 134,5 113,7 107,5
 Южный  ф.о. 10,8 94,9 11,4 113,7 12,2 127,9 112,7 108,3
 
Самые низкие цены реализации молока за рассматриваемый период наблюдались в Южном и Приволжском федеральных округах (11 руб./кг), самые высокие – в Дальневосточном (16,0 руб./кг) и Северо-Западном (15,0 руб./кг) федеральных округах.
Средние цены приобретения молочного сырья оставались в  отчетном периоде достаточно стабильными – 12 ? 13 руб. за кг. Снижение объемов производства сырого молока сопровождалось некоторым ростом цен приобретения данного продукта, который продолжится до конца года. 
 

Таблица 4 – Средние цены приобретения молока, руб./кг.
ФО Июль 2010 г. в % к июлю 2009 г. Август    2010 г. в % к августу 2009 г. Сентябрь 2010 г. в % к сентябрю 2009 г. Сентябрь 2010 г. к июлю 2010г., % Сентябрь 2010 г. к январю 2010 г., %
Российская  Федерация 12,4 127,9 12,8 135,8 13,9 145,5 112,1 80,1
 Приволжский  ф.о. 12,6 ? 13,3 ? 13,7 159,7 109,2 48,3
 Северо-западный  ф.о. 12,7 120,5 13,1 128,5 15,1 149,8 119,1 134,4
 Сибирский  ф.о. ? ? 12,8 149,0 13,4 130,5 ? 131,6
 Уральский  ф.о. 11,9 126,9 12,1 130,3 13,1 141,6 110,1 112,4
 Центральный  ф.о. 12,4 149,8 12,8 145,0 14,2 156,5 113,8 111,2
 
 
Рост цен на молочное сырье способствовал росту  цен производителей молочной продукции, как по отношению к началу года, так и по отношению к соответствующим  месяцам аналогичного периода прошлого года 

Таблица 5 – Средние цены производства молочной продукции июле-сентябре 2010 года, руб. за кг. (c НДС)
Продукты июль Август Сентябрь Сентябрь 2010 к январю 2010 в %
руб. за кг. В % к июлю 2009г. руб. за кг. В % к августу 2009г. руб. за кг. В % к сентябрю 2009г.
Масло сливочное отечественное 169,9 117,4 171,9 118,0 182,0 125,8 113,0
Молоко 2,5 % жирности в пакетах 21,2 104,1 21,4 105,7 22,8 114,8 109,2
Молоко 3,2 % жирности в пакетах 22,6 101,2 23,1 103,2 23,8 105,5 98,6
Молоко  сухое обезжиренное (1,5 % жирности)
113,3 152,7 116,7 155,3 138,3 186,1 107,9
Молоко  сухое цельное  (20-25 % жирности)
132,4 160,0 132,1 163,0 136,3 168,2 107,9
Сметана 20% жирности 79,7 102,3 86,4 112,4 84,7 107,8 105,7
Сыры  сычужные твердые отечественные 171,5 123,4 175,4 129,1 182,6 134,5 121,0
Творог 9% жирности 113,0 103,9 118,7 110,7 121,2 113,6 105,6
Молоко  разливное 23,0 95,3 20,6 89,3 24,3 113,1 98,7
 
Динамика средних  цен производства молока разливного показывает, что за последние месяцы их изменение происходило в пределах 20 – 25 руб. за кг (литр) в среднем по стране. 

Достаточно стабильные цены производства молочной продукции  также способствовали предотвращению более быстрых темпов роста потребительских  цен на молочную продукцию. Данные ценового мониторинга показали, что в третьем квартале 2010 года продолжилась тенденция некоторого роста потребительских цен на молочную продукцию. 

Таблица 6 – Средние потребительские  цены отдельных видов  молочной продукции  в III квартале 2010 года. 

Продукты июль Август Сентябрь Сентябрь 2010 к январю 2010 в %
руб. за кг. В % к июлю 2009г. руб. за кг. В % к июлю 2009г. руб. за кг. В % к июлю 2009г.
Молоко  разливное 25,2 115,5 25,3 118,7 25,7 121,2 105,1
Молоко  и молочные продукты              
Масло сливочное импортное 222,7 114,8 230,9 112,1 211,9 105,2 94,1
 Масло  сливочное отечественное 186,7 113,9 187,6 114,8 193,1 117,0 106,1
 Молоко 2,5 % жирности в пакетах 28,8 96,9 29,4 98,4 29,5 103,9 101,7
 Молоко 3,2 % жирности в пакетах 30,0 97,9 30,6 101,7 31,7 108,3 100,5
 Молоко  сухое обезжиренное (1,5 % жирности) 123,4 100,1 119,3 106,8 126,0 103,3 99,6
 Молоко  сухое цельное (20-25 % жирности) 146,4 131,5 146,7 136,5 150,0 136,6 102,3
 Сметана  20% жирности 104,7 102,4 104,9 103,7 106,4 106,5 100,5
 Сыры сычужные твердые импортные 309,8 101,3 304,3 100,1 308,3 100,4 99,8
 Сыры  сычужные твердые отечественные 231,8 109,4 236,2 112,3 240,8 115,7 106,8
 Творог 9% жирности 138,8 105,5 141,0 104,7 143,5 108,1 106,4
 
Рост потребительских  цен на молочную продукцию по сравнению с соответствующими периодами прошлого года связан с более активным спросом населения на молочные продукты. Рост цен в сентябре 2010 года по отношению к началу года объясняется также сезонным увеличением спроса на некоторые виды молочных продуктов.
Средняя цена на молоко разливное в отчетном периоде  составляла около 25 руб. за литр, молоко 2,5 и 3,2% жирности стоило в среднем 29 руб. и 31 руб. за литр соответственно. Самыми дорогими молочными продуктами остаются сыры сычужные твердые (в среднем 236 руб. за кг – отечественные и 307 руб. за кг – импортные). Средняя цена творога 9% жирности составляла около 141 руб. за кг. 

2.2 Внешняя торговля. 

Экспорт  

Снижение объемов  производства молочного сырья отразилось на объемах экспортируемой молочной продукции, которые заметно сократились по отношению к соответствующим прошлогодним величинам. 
 
 
 
 

Таблица 7 – Объемы экспорта молочной продукции в III квартале 2010 года
Продукты Июль 2010 г. Август 2010 г. Сентябрь 2010 г. Сентябрь 2010 г. к июлю 2010г., % Сентябрь 2010 г. к январю 2010 г., %
тонн в % к  июлю 2009 г.
тонн в % к  августу 2009 г.
тонн в %  к сентябрю 2009 г.
Молоко  928,9 18,6 1 005,7 21,0 1 182,4 18,1 127,3 64,1
Творог 497,6 ? 518,1 ? 551,9 ? 110,9 79,3
Сметана 1 829,5 49,3 2 076,2 62,8 2 000,1 50,8 109,3 74,7
Сыр 1 108,9 58,0 1 285,7 71,0 1 405,2 71,7 126,7 106,5
Масло сливочное 93,0 55,9 72,8 53,8 131,1 65,5 140,9 355,8
Источник: ФТС  России (без учета данных о торговле с Республикой Беларусь)
По оперативным  данным ФТС, к сентябрю экспорт молока составил 1,2 тыс. тонн, что на 82% ниже соответствующих объемов и на 36% ниже январских. За период с июля по сентябрь объем экспорта молока составил всего 3,1 тыс. тонн, что на 81% ниже, чем за аналогичный период 2009 года. Объемы экспорта сметаны и сыра за III квартал 2010 года снизились на 46% и 33% соответственно, а масла сливочного – уменьшились на 41% по отношению к соответствующему периоду 2009 года. В 2010 году (за III квартал) выросли объему экспорта творога (1,6 тыс. тонн), который практически не экспортировался в июле-сентябре 2009 года. 

Таблица 8 – Средние экспортные цены молочной продукции 
 

Продукты Июль 2010 г. Август 2010 г. Сентябрь 2010 г. Сентябрь 2010 г. к  июлю 2010г., %
Сентябрь 2010 г. к  январю 2010 г., %
USD/т в % к июлю 2009 г. USD/т в % к августу 2009 г. USD/т в % к  сентябрю 2009 г.
Молоко 1 079,5 79,8 1 009,8 82,0 1 172,7 95,6 108,6 91,9
Творог 2 215,9 ? 2 194,5 ? 2 152,9 ? 97,2 102,4
Сметана 1 317,2 103,2 1 300,8 102,9 1 500,7 115,5 113,9 119,8
Сыр 3 020,9 108,0 2 975,2 97,7 3 119,9 106,4 103,3 117,9
Масло сливочное 3 782,7 177,3 3 815,4 202,3 3 395,0 127,0 89,8 72,6
Источник: по данным ФТС России (без учета данных о  торговле с Республикой Беларусь)  
Средние экспортные цены молока и сметаны оставались на уровне 1000 – 1500 USD/т. Экспортная цена сыра с начала года увеличилась на 18% до 3 120 USD/т в сентябре этого года, что на 6,4 % выше прошлогодней цены в сентябре. Экспортная цена сливочного масла в течение III квартала этого года в среднем немного снизилась и составила 3395 USD/т, что все же на 27% выше соответствующей прошлогодней цены.
Таблица 9 – Объемы, статистическая стоимость и цены экспорта молочной продукции
Наименование  товара Январь-сентябрь 2010г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.