На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Совершенствование структуры и повышение эффективности службы внутреннего контроля коммерческого банка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тамбовский  государственный университет им. Г.Р.Державина 

Академия  экономики и предпринимательства 
 
 
 
 

Реферат
по курсу  «Организация деятельности коммерческого банка»
на тему: «Совершенствование структуры и повышение эффективности службы внутреннего контроля коммерческого банка» 
 
 
 

Выполнил: Щербак Н.Н 

Проверил: Стефко А.А 
 
 
 
 
 

Тамбов 2011 г.
Содержание 

Введение……………………………………………………………………...……3 

1. Необходимость системы внутреннего контроля……………………………..5
2. Организация внутреннего контроля в коммерческом банке……….……..…8
3. Пути повышения эффективности службы внутреннего контроля………...20 

Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………….…..29
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Важным  направлением банковской деятельности является организация внутрибанковского  контроля. Общие требования о необходимости  внутреннего контроля в кредитной  организации определены федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг». Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций. Однако внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру.
     Внутренний  контроль — постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности процесс, который должен осуществляться в банке советом директоров, старшими должностными лицами, руководящими должностными работниками и сотрудниками всех уровней управления.
     Значение  внутреннего контроля переоценить  трудно: при его помощи обеспечиваются защита имущества, качество учета и  достоверность отчетности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства, финансов и т.п. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности организации и направлен на повышение эффективности управления компанией.
     Организация системы внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом.
     Мировой опыт наглядно показывает, что успех  в бизнесе сопутствует лишь коммерческим структурам с наиболее высоким уровнем управления, что позволяет им побеждать в жесткой конкурентной борьбе. Эффективность управления имеет фундаментальное значение для любого субъекта экономических отношений, но особенно велика ее роль в механизме функционирования коммерческих банков, поскольку в характерных для них условиях повышенного риска любая управленческая ошибка неизбежно ведет к крупным потерям, снижению ликвидности, утрате платежеспособности, а, в конечном счете - к банкротству. 
     Необходимость совершенствования управления коммерческими банками в условиях становления рыночных отношений в России, посткризисное развитие экономики, обострившее существующие недостатки управления, обусловили высокую актуальность совершенствования управления коммерческими банками, по этой причине резко возросла практическая востребованность подобного рода исследований. 
     Важно отметить, что совершенствование  управления является актуальной задачей  не только для тех банков, которые  испытывают серьезные финансовые проблемы, но также, в неменьшей степени, для тех кредитных организаций, которые смогли преодолеть кризис.
     Внутрибанковский  контроль позволяет формировать  систему, которая обеспечивает полную и качественную проверку деятельности банка на всех участках. Ответственность  за формирование системы внутреннего контроля возлагается на руководящий состав работников банка, однако в этом процессе должен быть задействован каждый банковский служащий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Необходимость системы внутреннего контроля 

     Эффективный контроль за деятельностью кредитных организаций является неотъемлемым компонентом экономики, в которой банковская система играет центральную роль, состоящую в осуществлении расчетов, мобилизации и распределении денежных сбережений. Контроль должен обеспечивать надлежащее исполнение и надежность банковских операций и следить за тем, чтобы капитал и резервы банков были достаточными для поддержания занятых ими рисковых позиций. Строгий и эффективный банковский контроль служит общему благу, которое не может быть достигнуто исключительно с помощью рыночных рычагов, и наряду с эффективной макроэкономической политикой является важнейшим условием финансовой стабильности в любой стране. Стоимость эффективного банковского надзора достаточно высока, однако за его отсутствие приходится платить еще более высокую цену. 
     Основной  целью контроля является поддержание стабильности и атмосферы доверия в финансовой системе, что ведет к минимизации риска потерь вкладчиков и других кредиторов.
     Малые и средние банки часто не имеют  возможности создавать специальные  службы внутреннего контроля, поскольку здесь трудно разделить функции внутреннего контроля и оперативные функции. Однако и они предпринимают определенные усилия и пересматривают свою стратегию в целях достижения лучшего соотношения между рисками и издержками.
     В соответствии с Законом о банках (часть 4 ст. 24) кредитные организации обязаны организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.
     Обязательные  для кредитных организаций правила организации внутреннего контроля устанавливаются Банком России (часть 1 ст. 57 Закона о Банке России). В число требований, которым должны удовлетворять банки для участия в системе страхования вкладов, установленных Законом о страховании вкладов (часть 4 ст. 44), входит группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками. Указанная группа включает в себя показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и внутреннего контроля.
     В соответствии с законодательством состав показателей, методики их расчета и определения обобщающего показателя по ним установлены Указанием Банка России от 16.01.2004 №1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов». При этом критерии оценки показателей организации системы управления рисками и организации службы внутреннего контроля достаточно просты.
     Внутренний  контроль осуществляется в целях  обеспечения эффективности и  результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками.
     Основное  назначение системы внутреннего  контроля в банке заключается в проверке:
    соблюдения действующего законодательства;
    соответствия деятельности кредитной организации плану ее развития, достоверности, оперативности и полноты финансовой и управленческой информации;
    рациональности проводимых мероприятий по поддержанию ликвидности, рентабельности и устойчивости банка.
     Система внутреннего контроля включает проведение собственно контроля банковской деятельности, а также организацию мониторинга  на всех участках работы банка, который  заключается в проведении постоянного наблюдения за работой всех подразделений коммерческого банка с целью оценки результативности их работы и разработки стратегических планов по дальнейшему совершенствованию и развитию банковского бизнеса. На основании полученных в процессе проведения мониторинга результатов руководство банка принимает решения, реализация которых должна привести к устранению имеющихся в деятельности банка недостатков и нормализации финансового положения коммерческого банка.
     Эффективность организации системы внутрибанковского контроля зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов следует отнести, прежде всего, наличие необходимой нормативной базы организации системы внутреннего контроля. К внутренним факторам относится наличие специалистов, способных качественно и оперативно оценить сложившуюся в банке ситуацию и дать квалифицированные рекомендации по минимизации рисков банковской деятельности. Для проведения внутрибанковского контроля в банке должно быть создано специальное подразделение.
     Важным  фактором обеспечения эффективной  системы внутреннего контроля является создание в банке системы выявления  и оценивания банковских рисков. Предпосылкой проведения качественного внутреннего контроля является наличие полной и достоверной информации о состоянии дел, как в самом банке, так и в банках-конкурентах.
     Действующая система внутрибанковского контроля включает текущий, последующий контроль в банках и организацию внутреннего  аудита. Остановимся более подробно на характеристике каждого из видов. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Организация внутреннего контроля в коммерческом банке 

     Организация системы внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая  во многом определяет возможность стабильного  развития каждой кредитной организации  и банковской системы в целом.
     Контроль  должен осуществляться на всех уровнях  управления. Внутренний контроль ведется через аппарат главного контролера (службу внутреннего контроля, внутреннего аудита). Осуществляется посредством соответствующих служб: финансовой, бухгалтерской, кадров, безопасности и др. Указанные службы собирают и обрабатывают информацию, характеризующую фактические результаты деятельности за определенный период, анализируют степень выполнения планов, выявляют отклонения от плановых показателей и устанавливают причины возникших отклонений и т. п.
     Что касается служб инспекции или  аудита в банке, то им принадлежит  особая роль в организации контроля и представлении необходимой  информации. Службы внутреннего аудита в крупных банках имеют структуру, в рамках которой в головных конторах действуют центральные службы аудита и подчиненные им службы аудита в отделениях и филиалах. Более мелкие банки должны создавать систему «корреспондентов внутреннего контроля», действующих в оперативных и функциональных органах управления банком. Главная их задача — следить за действием механизмов текущего контроля на рабочих местах и при проведении операций.
     Важными документами, определяющими порядок  организации системы внутреннего  контроля в банках, являются: Положение  Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и внутреннее положение, действующее в каждом коммерческом банке, документы Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и др.
     Организация системы внутреннего контроля в  общем случае находится под воздействием ряда факторов:
    отношение руководства к системе внутреннего контроля;
    размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности кредитной организации;
    цели и задачи системы внутреннего контроля;
    степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации;
    ресурсное обеспечение;
    уровень компетентности кадрового состава.
     Система внутреннего контроля кредитной организации, как неотъемлемая часть системы корпоративного управления, представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации. Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов (Приложение 1).
     Одной из классификаций контроля, отражающей необходимость его осуществления  на каждом уровне деятельности банка, является деление внутреннего контроля в зависимости от способа закрепления контрольных обязанностей на функциональный и специализированный.
     Функциональный  внутренний контроль подразумевает  закрепление контрольных функций  за сотрудником кредитной организации  помимо его других обязанностей. В зависимости от того, какую позицию занимает субъект контроля относительно объекта контроля, можно в функциональном контроле выделить горизонтальный и вертикальный контроль. Горизонтальный контроль проводится специалистами, непосредственно участвующими в проведении банковских операций. Данный вид контроля встраивается в банковский процесс и становится его неотъемлемой частью, он обеспечивает соответствие банковского процесса установленным в кредитной организации требованиям.
     Вертикальный  контроль проводится руководством подразделений в отношении совершения подчиненными сотрудниками отдельных операций, а также результатов деятельности вверенного подразделения. Данный вид контроля может быть встроен в банковский процесс, а может протекать независимо от него.
     Специализированный  контроль осуществляется теми субъектами контроля, для которых эта деятельность является основной. Применительно к  коммерческим банкам специализированный контроль осуществляют сотрудники службы внутреннего контроля. Отличительной особенностью специализированного контроля от функционального является то, что при проведении специализированного контроля соблюдается принцип независимости от проверяемой деятельности. Кроме того, данный вид контроля в основном применяется при проведении последующего контроля.
     Основными целями функционирования системы внутреннего  контроля кредитной организации являются:
    обеспечение эффективности деятельности кредитной организации и её развития;
    своевременная адаптация кредитной организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
    обеспечение устойчивого положения организации на рынке в условиях конкуренции.
     Достижение  указанных целей системы внутреннего  контроля обеспечивается решением следующих задач:
    соблюдение кредитной организацией требований законодательства и внутренних документов;
    соответствие деятельности кредитной организации утвержденной стратегии;
    должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для принятия эффективных управленческих решений;
    безошибочность регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации;
    достоверность, своевременность и полнота составления отчетности;
    рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
    соблюдение работниками организации установленных руководством требований, правил и процедур.
     Эти и многие другие задачи обусловливают  создание в организации качественной системы внутреннего контроля.
     Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной  организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам.
     Так, для эффективного осуществления  деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за:
    соблюдением сотрудниками кредитной организации законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности;
    предупреждением конфликтов интересов;
    обеспечением надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.
     Объект  системы внутреннего контроля является «стержневым», базовым элементом, ради которого формируется данная система и посредством появления которого возможен вообще внутренний контроль в коммерческом банке. Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля.
     К объектам системы внутреннего контроля относятся:
    организация деятельности кредитной организации;
    функционирование системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
    распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
    управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности;
    функционирование системы внутреннего контроля.
     Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов — при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.
     Субъекты  системы — участники системы  внутреннего контроля, кто главным образом проводит контроль, и кто выполняет контрольную функцию («организующий» элемент).
     К субъектам системы внутреннего  контроля в кредитной организации можно отнести:
    органы управления кредитной организации, предусмотренные статьей Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
    ревизионная комиссия (ревизор);
    главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;
    руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации;
    подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, включая:
    Службу внутреннего контроля (внутреннего аудита);
    Ответственного сотрудника (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    Иные структурные подразделения и (или) ответственных сотрудников кредитной организации, к которым, в зависимости от характера и масштаба деятельности кредитной организации.
     Схема подотчетности субъектов системы  внутреннего контроля кредитной  организации представлена на рисунке 1. 

Рис.1. (Подотчетность субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации). 

     Служба  внутреннего контроля кредитной организации создается для осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления кредитной организации в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации, в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
     Внутренний  документ, регулирующий деятельность службы внутреннего контроля должен определять:
    цели и сферу деятельности службы внутреннего контроля;
    принципы (стандарты) и методы деятельности службы внутреннего контроля;
    статус службы внутреннего контроля в организационной структуре кредитной организации, ее задачи, полномочия, права и обязанности, а также взаимоотношения с другими подразделениями кредитной организации, в том числе осуществляющими контрольные функции;
    подчиненность и подотчетность руководителя службы внутреннего контроля;
    обязанность руководителя службы внутреннего контроля информировать о выявляемых при проведении проверок нарушениях (недостатках) по вопросам, определяемым кредитной организацией;
    обязанность руководителя и служащих службы внутреннего контроля информировать органы управления кредитной организации о всех случаях, которые препятствуют осуществлению службой внутреннего контроля своих функций;
    порядок участия службы внутреннего контроля в разработке внутренних документов кредитной организации;
    ответственность руководителя службы внутреннего контроля в случаях неинформирования или несвоевременного информирования по вопросам, определяемым кредитной организацией, совета директоров (наблюдательного совета), единоличного и коллегиального исполнительного органа.
     Положение о службе внутреннего контроля утверждается советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации в соответствии с Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью".
     Служба  внутреннего контроля осуществляет следующие функции:
    Проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля;
    Проверка полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками);
    Проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;
    Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности;
    Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России;
    Проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества кредитной организации;
    Оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций;
    Проверка соответствия внутренних документов кредитной организации нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг).
    Проверка процессов и процедур внутреннего контроля;
    Проверка систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения;
    Оценка работы службы управления персоналом кредитной организации;
    Другие вопросы, предусмотренные внутренними документами кредитной организации.
     Кредитная организация обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость  и беспристрастность службы внутреннего  контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создать  условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций. Руководство предприятия должно создать атмосферу всеобъемлющего контроля. Добросовестное и честное отношение к делу должно воспитываться у работников на основе соответствующего примера и оценки со стороны руководства. Руководители предприятия должны разрабатывать фирменные «кодексы чести».
     Руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля должны владеть  достаточными знаниями о банковской деятельности и методах внутреннего  контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей. Кредитная организация укомплектовывает службу внутреннего контроля служащими, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки.
     Кредитной организации рекомендуется устанавливать для руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля требования о наличии опыта руководства структурным подразделением кредитной организации, связанным с совершением банковских операций и других сделок. Обучение (переподготовку) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля рекомендуется осуществлять на регулярной основе.
     Организационная структура внутреннего контроля:
    чёткая система власти и подчинённости («единоначалие»). Каждый работник должен знать, кому он подчинён и кому он может ставить задачи;
    однозначная регламентация ответственности сотрудников. Каждый работник должен понимать, за что он несёт ответственность и по каким критериям оцениваются результаты его деятельности;
    надлежащая система внутренней отчётности с целью точного учёта затраченных средств и полученных результатов. Каждый работник должен знать, когда, кому и по каким вопросам он должен представлять отчёт;
    анализ информационных потоков.
     Механизм  системы внутреннего контроля в  кредитной организации — «образующий» элемент системы, то есть то, посредством чего обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля.
     Элементами механизма системы являются:
    контрольная среда;
    регламентация;
    контрольные процедуры;
    мониторинг системы внутреннего контроля.
     Контрольная среда — это фундамент для всех остальных элементов системы внутреннего контроля, обеспечивающий дисциплинированность сотрудников. Данное понятие характеризует общее отношение, осведомленность и практические действия, мероприятия и процедуры руководства банка, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.
     Регламентация представляет собой систему нормативных документов, регулирующих деятельность банка, его подразделений и сотрудников. Она включает разработку, принятие и соблюдение нормативных документов.
     Контрольные процедуры — методы и правила, дополняющие элементы контрольной среды, разработанные администрацией для достижения стоящих перед банком целей. Это процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля. Контрольные процедуры направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций.
     Мониторинг  системы внутреннего  контроля предполагает осуществление на постоянной основе наблюдения за функционированием системы внутреннего контроля в целях выявления сбоев в ее работе, оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по ее совершенствованию. Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки, и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля.
     Таким образом, можно говорить о наличии  определенного множества взаимосвязанных  элементов, представляющих собой организацию  качественной системы внутреннего  контроля, что в конечном счете  определяет эффективность корпоративного управления кредитной организации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.