На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое государство понятие и основные признаки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение   ... 1 
І. Концепция правового государства и ее развитие   ... 3 
1.1. Становление концепции правового государства   ... 4 
1.2. Основные положения современной теории правового государства   ... 9 
II. Основные признаки правового государства   ... 11 
2.1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни   ... 14 
2.2. Реальность прав личности   ... 15
2.3. Взаимная  ответственность   ... 16 
ІІІ. Правовое государство в современной России   ... 19 
3.1. Правовое государство как государственная идея России   ... 20 
3.2. Практика становления правового государства в России   ... 22

Заключение   ... 24 
Список литературы   ... 25

 
 
 
    Введение
              «Там, где отсутствует власть закона,                                                                                                                   нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми».       Аристотель (389-328 гг. до н.э.) 

    Что такое правовое государство?
    На  протяжение многих тысяч лет миллионы людей задаются этим вопросом пытаясь понять смысл этого выражения.
    Идея  гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах  она используется в официальных  доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.
    Термин  “правовое государство” появился в России еще в XIX веке,  точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. Во времена   перестройки  термин  “правовое  государство”  стал   употребляться   в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой. И только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила данный термин .1                                                               
    Статья 2  Конституции Российской Федерации гласит : "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
    Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они  актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая  по Конституции является правовым государством. Я высоко оцениваю значимость этих конституционных записей , однако, считаю что на сегодняшний день Россия не является правовым государством, так как права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. И этот факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Само собой возникает извечный вопрос "Кто виноват ?". А виноваты мы все, ведь формирование правового государства, уважение прав и свобод человека  - задача чрезвычайно трудная , и её решение возможно лишь в результате многих лет   ( а возможно и десятилетий ) усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчётов, которые были допущены в последние годы.
    Плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни выполняет разнообразные роли.
    С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.
    "Приобщаясь  в рамках нового политического  мышления к мировым общечеловеческим  ценностям, общество в России  одной из фундаментальных проблем  своего развития провозгласило  создание современного демократического  правового государства". Ядром  этого государства является развитое  гражданское общество. Становление  гражданского общества в этом  плане есть первая и важнейшая  предпосылка для успеха реформ  на пути к демократизации общественной  жизни России. Без полноценного  гражданского общества не будут  иметь успеха идеи правового  государства: люди не воспримут  и не поймут всей сущности  этих новых в большой степени  для нашей страны идей.
    Цель  данной работы - изучить все составляющие правового государства, его становление  и развитие в России. Современная  Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает  на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем связанных с ним. 
 

    Концепция правового государства
    Государство и право  теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства. 

    1.1 Становление и развитие идеи правового государства
    Идея  правового государства впервые  возникла в эпоху античности. Древнегреческие  философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы.
    Идеи  древнегреческих и древнеримских  мыслителей, воплощавшиеся в характерных  для той эпохи понятиях, не имели  еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении  концепции правового государства  во времена античности — значит, делать очень большое допущение...». Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последовательного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации.
    Впервые принципы правового государства  были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение — упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан.
    Правовое  государство (как институт) в Древнем  Риме пришло в упадок в III веке н. э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить. Существенную роль в развитии права сыграла унификация и кодификация правовых установлений, проводившаяся папами в XI—XIII веках, а также провозглашение папой Григорием VII верховенства канонического права над королевской властью и его распоряжение о преподавании права в университетах .2
    Формирование  концепции верховенства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени — оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVIIXVIII века).
    В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в  правовые границы, и прозвучало отрицательное  отношение к абсолютизму государственной  власти. Соответственно радикальные  изменения претерпела и трактовка  государства. Поскольку праву отводится  роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает  в теоретическом понимании в  виде организации власти, призванной гарантировать собственность и  права индивидов, а также разрешать  возникающие между ними споры  в законном порядке. Государство  оказывалось средством утверждения  правопорядка как равновесия между  частной собственностью и общим  благом.
    В трактовку соотношения государства  и права в XVI-XVII веках были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов  и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства.
    На  качественно новую ступень обоснование  идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».3 Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к существованию. Попытки власти регламентировать каждый шаг подданных он рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права. Оно должно руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие граждан.
    Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная  власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.
    Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).
    Термин "правовое государство" (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.
    В англоязычной литературе термин "правовое государство" не используется - его  эквивалентом в известной мере является термин "Rule of Law" (господство, правление права), который впервые в этом смысле использовал профессор Оксфордского университета Альбер Венн Дайси (1835-1922 гг.) в работе под названием "Основы конституционного права" (1855 г.).
    В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И.Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудности и  богатстве» (1724г.), С.Е. Десницкого в  «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768г.), реформаторские проекты М.М. Сперанского, а также  революционные высказывания А.Н. Радищева, декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, демократов А.И. Герцена  и Н.Г.Чернышевского. 4 В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других случаях речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах.
    В.Гессен понимал правовое государство как парламентский строй, основанный на началах последовательной демократии. «Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин»,5 - считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только в условиях обособления власти, в условиях конституционного государственного строя.
      Б.А.Кистяковский ошибочно полагал,  что высшей формой правового  государства будет государство  социалистическое. Аналогичных взглядов  придерживался и П.И.Новгородцев,  говоря о якобы возможном соединении  идей правового государства с  социалистической организацией  общества. История показала, насколько  нежизненными оказались их прогнозы.
    Советская официальная  доктрина долгое время считала неприемлемой самую идею правового государства, поскольку она была провозглашена в условиях капиталистического общественного строя. 6
    В фундаментальном четырехтомном  труде «Марксистско-ленинская общая  теория государства и права» говорилось: «Вопрос о соотношении политической власти, государства, с одной стороны, и буржуазного права - с другой, пользуется неизменным вниманием буржуазной науки. Основная концепция данной проблемы сводится к так называемому «правовому государству», или «господству права» над государством (кроме нее имеют  хождение и некоторые «этатистские»  теории примата государства над  правом).
    Мысль о том, что право, понимаемое или как надклассовая норма долженствования, или как абстрактная всеобщая справедливость, или как "естественные" права человека, господствует над государством, над политической властью, связывает и ограничивает ее в существе своем есть прикрытие классовой диктатуры» 7.
    Такой подход для советской юридической  науки к категории правового  государства был естествен. И  только, начатая М.Горбачевым либерализация  коммунистического режима, известная  как «перестройка», не могла не сказаться  и на юридической мысли. То, что  у многих ученых-юристов находилось под спудом, те сомнения, которые они не могли высказать, не рискуя потерять работу и даже свободу, при ослаблении идеологических пут стало вырываться наружу. В нашей стране заговорили о том, что только в правовом государстве могут быть реально защищены права человека.
    Идея  правового государства постепенно просочилась в партийный аппарат. Этот процесс можно датировать примерно 1987-1988 годами. Однако в классическом виде данная идея не могла быть принята  в то время. Поэтому неудивительно, что XIX Всесоюзная партийная конференция  КПСС, сыгравшая большую роль в либерализации режима, провозгласила курс на построение лишь социалистического правового государства. Но все же коммунистическое руководство таким образом отказывалось от взгляда на правовое государство как на категорию, полностью враждебную коммунистической теории.
    Общая логика процесса либерализации, охватившего  постепенно все сферы жизни - от духовной до экономической, - обусловила и общественное отношение к понятию правового  государства. Оно быстро стало популярным. К этому времени (примерно 1989-1992 годы) относится наибольшее число публицистических выступлений видных российских юристов, разъясняющих смысл данного понятия. И эти разъяснения соответствовали  уже классической концепции правового  государства. 
 

    1.2  Основные положения современной теории правового государства
    Итак, «второе дыхание» идея правовой государственности  обрела в современном мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии и Италии, Испании  и Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция  правового государства в странах, переживающих кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас в России) является эффективным орудием борьбы за права  человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.
    В конце XIX- начале XX вв. возникло новое  понятие - «социальное государство», в котором появляются новые качества, отсутствующие у либерального правового  государства. Однако от термина «правовое  государство» правоведы отказываться не спешили.
    На  данный момент понятия «социальное  государство» и «правовое государство» стали во многом синонимичными, и, в  общем, означают такой тип государства, власть которого основана на правовых началах, ими ограничивается и через них реализуется. 8
    По  мнению одних, 9 социальное государство - это новый этап развития правового государства, по мнению других10 - лишь модель правового государства.
    Очевидно, что стоит однозначно говорить только о том, что либеральное понятие  «правового государства» принятое в XVII-ХIХ  вв. было замещено социальным понятием «правового государства» XX в. - и это  стало естественным этапом эволюционирования  данной категории, обусловленное развитием  юридической науки в XX в.
    Суть  современной концепции правового  государства — в том или  ином ее варианте — состоит в  том, что власть государственных структур ограничивается правом. Но для анализа теории правового государства, в первую очередь, необходимо определить понятия «государство» и «право», поскольку словосочетание «правовое государство» претендует на статус не просто логического, а именно концептуального соединения указанных терминов и даже служит названием самостоятельной теории.
    Таким образом, современная концепция  правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном  и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий. 11
    При всем многообразии взглядов на сущность правового государства можно  констатировать общую основу, прямо  или косвенно выводимую из большинства  учений о правовом государстве, —  стремление к справедливому общественному устройству, эпицентром которого является человеческая личность.
    Итак, суть концепции правового государства  — в том или ином ее варианте — состоит в том, что власть государственных структур ограничивается правом.
    Теория  правового государства сегодня  вовсе не застывшая догма. Она  развивается, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического  опыта. Вместе с тем следует помнить, что «в юридической науке никогда  не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового  государства» 12. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д. 
 

    II. Основные признаки правового государства
    Правовое  государство — многомерное развивающееся  явление. В ходе общественного прогресса  оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим  началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.
    Экономической основой правового государства  являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных  формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает  как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности  реализуется только при наличии  самостоятельности и свободы  собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства  участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
    Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета “обезличенного” производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.
    Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности  реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает  произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических  методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным  воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его  цивилизованности, гуманизм в социально-экономических  и политических отношениях.
    Правовое  государство — это суверенное государство, которое концентрирует  в себе суверенитет народа, наций  и народностей, населяющих страну. Осуществляя  верховенство, всеобщность, полноту  и исключительность власти, такое  государство обеспечивает свободу  общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение  в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет  силу в разумных (правовых) рамках и  только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
    Политическая  природа государства наиболее четко  проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется  вся гамма потребностей и интересов  различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных  и негосударственных организаций, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие. 

    2.1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни
    Верховенство  закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей  высшей формой выражения, организации  и защиты свободы людей является закон. В законах государство  устанавливает общеобязательные правота  поведения, которые должны максимально  учитывать объективные потребности  общественного развития на началах, равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической  силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны  общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных  обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печатни  и другие). Подзаконные акты, тем  более ведомственные, при необходимости  могут лишь конкретизировать некоторые  положения законов, но ни в коем случае не “совершенствовать”, не “подправлять”, не “изменять” закон.
    В то же время правовой закон не допускает  своеволия законодателя. В законах  должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции  их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения  и запреты субъективного характера  подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.
    Основной  закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой  общую правовую модель общества, которой  должно соответствовать все текущее  законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить  конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. 13 Поэтому правовое государство - это конституционное государство.
    Верховенство  закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого  правового порядка в обществе. 

    2.2. Реальность прав личности
    Реальность  прав личности, обеспеч
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.