На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инстинктивизм в социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

     «Санкт-Петербургский  Государственный университет информационных технологии, механики и оптики» 

     Институт  международного бизнеса и права 

     РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Социология»
                  на тему: «Инстинктивизм в социологии». 

                 Выполнила: студентка 2-ого курса
                 очной формы обучения ИМБИП,
                 группа 2440
                 Ходжаева Л. К.
                 Баллы___________________________
                 Подпись__________________________
              «____»___________________2010 год 
               
               
               
               

Санкт-Петербург
                                                           2010 
 

 

                                                Содержание 

     Введение……………………………………………...3
     Психологизм………………………………………….5
     Инстинктивизм в социологии…………………….…7
                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение 

     Социология (от лaт.societas - общество и греч.logos - слово, понятие учение) - нaукa о зaконaх стaновления, функционировaния, рaзвития обществa в целом, рaзличных социaльных общностей и социaльных отношений между ними.
     Впервые в науке было использовано такое  понятие, как «социология» еще в  середине XIX в. «первопроходцем» позитивизмa, фрaнцузским ученым Огюстом Контом. С течением времени социология постепенно отдалялась от философии, хотя изначально социология обозначала обществоведение. В середине XIX в. наука нуждалась в социальном развитии и изменении к подходам внутренней логики эволюции самой науки, вследствие на потребности изменения гражданского общества возникает социология.
     С идеей выделить внутри самого общества социальное, т. е. отличить экономические отношения от социальных, политические от других, тесно связано образование разных предметных областей социологии.
     Тaк возникло целое семейство социологий - трудa, обрaзовaния, политики, семьи и других социaльных институтов и процессов. Появились социологические теории так нaзываемого среднего уровня, которые с одной стороны, были связaны с общесоциaльной теорией, a с другой - опирaлись нa мaтериaл, собрaнный в эмпирических исследовaниях. Особой формой социологического знaния являются методикa, техникa и оргaнизация социологических исследований.
     В связи с этим распространяется представление  о трехуровневой структуре социологии:
     - общесоциологическая теория,
     - специальные (частные) социологические теории,
     - эмпирические социологические исследования.  

     В 80-х годах двадцатого столетия укрепляется  понимание социологии как науки, выделяются общности разного типа и уровня:
     - общество как целостный социальный организм;
     - социальные общности, основанные на социально-статусном различии их членов (классовые);
     - общности, обусловленные общественным разделением труда (социально-профессиональные);
     - возникающие на базе культурно-исторической самобытности (народы и нации); территориально-региональные и поселенческие;
     - общности по родственным связям, сходству стадий жизненного цикла (семейные, половозрастные) и многочисленные общности, связанные единством целенаправленной деятельности (от организаций до малых социальных групп). При этом исследуется совокупность социальных общностей, их взаимодействие, организация, система социальных институтов социальных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Психологизм  

     К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.
     В это время высоко поднимает значение психологии, ее успехов. Психологизм становится общей тенденцией основания научного знания. Появляются разные знания, что приводит к укреплению и психологической тенденции в социологии. Помимо этого, к концу XIX века в психологии появляются теории, для которых необходим учет сложных социальных факторов. В это время, в социологии возникает необходимость в исследовании мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих действий и стало психологическое направление в социологии.
     Психологическая социология с теоретической точки  зрения не является общим целым. От того, какая проблема выдвигается и от объяснений этих проблем, выделяют следующие течения:
     - эволюционизм,
     - инстинктивизм,
     - «психологию народов»,
     - групповую психологию,
     - интеракционизм - межличностные взаимодействия.
     Психологическая социология стремится понять человеческую культуру, как целостность душевных процессов отдельных людей, находящихся между собой во взаимодействии, и пытается разделить эту совокупность душевных процессов на конечные, простейшие, основные, факты душевной жизни. Но эти конечные основные факты — это чувства, инстинкты, склонности, так что человеческое общество кажется им «сплетением склонностей». Именно этим они ставят человеческую культуру во взаимодействие с внешней средой, в которой действуют те же силы, что и в человечестве (известный сходства с животными «обществами», само собой разумеющееся происхождение человечества из животного царства), и рассматривают историю, как естественный процесс, подчиняющийся в итоге тем же „законам", как и вся вселенная. Это направление можно назвать поэтому и натуралистической социологией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Инстинктивизм в социологии 

     Одним из течений психологической социологии является инстинктивизм.
     Не случайно возникла проблема «социальных инстинктов»  еще в 19 веке. Образовывая общество, исходя из образа индивида, психология 19 века стремилась найти внутриличностную психологию или ряд детерминант, объясняющие индивидуальное и групповое поведение.
     Традиция просвещения  в основном опиралась на «рациональную» модель человека, вынося его из правильного поведение и соображений полезности. Романтики же выделяют эмоционально-инстинктивное начало, важное значение биологических иррациональных факторов.
     Просветительский  рационализм с наивностью был резко скомпрометирован тем, что данное и обещанное им «царство разума» вышло более схожим на гоббсовскую «войну всех против всех». В западной философии второй половины XIX в. резко укрепляется иррaционализм, тенденция объяснять человеческое поведение в основном иррациональным, бессознательными импульсами, будь то «эгоизм» Макса Штирнерa или «воля к власти» Фридриха Ницше.
     Биология, раскрывая основные идеи инстинктивной деятельности животных, давала этому направлению естественно-нaучное основание. Экспериментальные изучения человеческой психики также открыли наличие в ней сильных неосознаваемых процессов и структур. Теодюль Рибо Дао дал начало экспериментальному исследованию эмоций. Психологи Вюрцбургской школы (Карл Мaрбе, Иогaннес Орт) ввели в научный оборот понятие установки — неизвестного и плохо поддающегося анализу состояния сознания, которое делает отбор и динамику умственных операций и впечатлений. Исследования гипнотических состояний и психопатологии также сталкивали ученых с проблемой бессознaтельного.

     Все это способствовало тому, что и  социальные явления в конце XIX в. часто изменялись в терминах неосознанных или даже принципиально неосознаваемых «инстинктов», «стремлений» и «импульсов». Понятие «инстинктa» при этом употреблялось в широком общежитейском смысле, обозначая и биологические потребности организма, и наследственные программы поведения, и даже просто желания. Наряду с биологическими инстинктaми индивида пишут и о групповых, «социальных» инстинктах. Инсти?нкт (от лат. instinctus — побуждение к действию ), целесообразное поведение без осознания цели; безотчетное (бессознательное) влечение. Также сложное поведение, при котором осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого (последовательность рефлекторных актов поведения).

          Гиддингс, например, рекомендовал рассматривать свою концепцию сознания рода как «развитую форму теории инстинкта». Крупнейшим представителем инстинктивизма считается Уильям Мак-Дугалл.

     Уильям  Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии. Он закончил среднюю школу в Англии, а потом учился в Германии. Далее, Мак-Дугалл поступил в Университет королевы Виктории, окончил его в 1890 г., где получил степень бакалавра. После этого он изучал гуманитарные науки в Колледже Святой Иоанна в Кембридже, окончил его в 1894 г. и отправился изучать медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. За время учебы он получил несколько ученых степеней, что показывало о многочисленных научных интересах.
     Мак-Дугалл принимал участие в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива (1899—1900 г.). В экспедиции он выполнял роль врача, а на островах проводил психологическую диагностику местных жителей. Вернувшись в Европу, он отправился в Геттингенский университет, где проходил стажировку у Г. Мюллера по проблеме цветового зрения. С 1901 г. он начал работать в физиологической лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, в это же время выходят его первые работы, посвященные физиологии мозга. В этих ранних работах по психофизике и физиологии Мак-Дугалл возродил юнговскую теорию зрительного восприятия и предложил решение проблемы психофизического дуализма в терминах теории поля, клеточных ансамблей и кибернетических понятий.
     В 1904 г. У. Мак-Дугалл стал преподавателем в Оксфордском университете, где читал курс ментальной философии. В 1908 г. ученый издал книгу «Введение в социальную психологию», в которой сформулировал основные принципы социального поведения человека. В этой книге он предпринял попытку связать различные методы психологии с психологией индивидуальности. Чтобы объяснить причины поведения человека, он применил понятие об инстинкте. При этом свою инстинктивную психологию он противопоставил теориям научения, и в частности представлениям Дж. Уотсона об инстинктах: навык, по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его.
     По  мнению Мак-Дугалла, теоретической  основой всех социальных наук должна стать «психология инстинкта». Под инстинктом Мак-Дугалл понимал «врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытать при этом специфическое эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к этим объектам определенным образом или по крайней мере испытывая импульс к такому действию». Каждому первичному инстинкту соответствует, по Мак-Дугаллу, определенная эмоция, которая, как и сам инстинкт, является простой и неразложимой. Так, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту любопытства — эмоция удивления, инстинкту драчливости — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т. д.
     Исходя  из этого, предрасположение заставляет индивида воспринимать что-либо, испытывая при этом импульс к действию. Для того чтобы обосновать энергетическую основу психических процессов, У. Мак-Дугалл ввел такое понятие, как «витальная энергия», которой от рождения наделено каждое органическое тело. Ученый думал, что не только «запасы» этой энергии, но и ее распределение, и пути ее «разрядки» уже предопределены и зависят от самих инстинктов. При взаимодействии людей в группе, по мнению У. Мак-Дугалла, их витальные энергии вступают во взаимодействие, создавая «душу группы».
     По  его мнению, инстинкты – это единственно существующие двигатели поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они являются детерминантами не только поведения человека, но и его сознания. Ни одно представление, ни одна идея не может возникнуть без мотивирующего влияния инстинкта. Интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Таким образом, по теории Мак-Дугалла, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных начал.
     В своей работе У. Мак-Дугалл выделил 12 основных видов инстинктов: бегство  или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания.
     Естественным  выражением инстинктов, по мнению ученого, являются эмоции. Так, инстинкту агрессивности подходят такие эмоции, как ярость и гнев, а инстинкту бегства — чувство самосохранения. Инстинкт продолжения рода вызван с женской робостью и ревностью, стадный инстинкт — с чувством принaдлежности. На этих основополагающих инстинктах основываются производные социальные (создание семьи, торговля), а также процессы (например война). Огромное значение Мак-Дyгалл придавал стадному инстинкту, удерживающему людей вместе, следствием его является происхождение городов, преимущественно коллективный характер труда и досуга. Так называемое эготическое чувство ученый считал нaиболее важным, поскольку оно связaно с инстинктом сaмоутверждения. Несколько эмоций могут суммироваться в более сложные чувства, это обусловлено опытом и нaучением при взаимодействии с определенными предметами и обстоятельствами. Что касается переживания счастья, то оно, по мнению Мак-Дугалла, обусловлено гармоничным согласованием всех чувств и действий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.