На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка учебно-методический комплекс по информатики для учащихся 7 класса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
       Северо-Казахстанский  государственный университет им. М. Козыбаева
       Факультет информационных технологий
       Кафедра «Информационные системы» 
 
 
 
 
 

       курсовой проект
       на  тему
       «РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА»
       по  дисциплине
       «Методика преподавания информатики»
       050111.DO.Ин(О)-06-1 
 
 
 

       автор:  Муравьев В. Г.  ___ _________
                              (фамилия,  инициалы)   (подпись, дата) 

       РУКОВОДИТЕЛЬ: преподаватель Трапезников Е. В. _________
                              (фамилия, инициалы)   (подпись, дата) 
 
 
 

       Петропавловск, 2009
 

       
       СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
       Актуальность. Характерной чертой современной школы является обучение компьютерной техники, которая развивается довольно быстро. Поэтому задачей современной школы является подготовка учащихся к полноценному изучению компьютерной грамотности и компьютерных программ и приложений. В настоящее время это задача выдвигается на первый план.
       Информатика - наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.
       Кратко  можно сказать, что информатика = информация + автоматика.
       Термин  информатика был предложен французскими учеными, в США эту науку называют computer since.
       Информатика молодая наука, ей нет еще и 100 лет. И зарождение теоретических  основ информатики, и появление  первых ЭВМ относятся к середине XX века.
       В настоящее время информатика  и ее практические результаты становятся важнейшим двигателем научно-технического прогресса и развития человеческого общества. Скорость развития средства обработки и передачи информации поразительна, в истории человечества этому бурно развивающемуся процессу нет аналога. На смену одним технологиям приходят другие, более совершенные и более сложные. Специалисты в области информационных технологий должны непрерывно обучаться и повышать свою квалификацию. Однако, иметь теоретические и практические знания в области информатики в наше время стало необходимостью для всех, потому что общество, в котором мы живем, является информационным обществом.
       Тип общества определяется по тому, в какой  сфере занята большая часть населения. Человеческое общество в своем эволюционном развитии прошло следующие стадии:
    первобытное (охота и собирательство);
    аграрное (земледелие и скотоводство);
    индустриальное (промышленное производство);
    информационное (информационное производство).
       Сегодня налицо все признаки информационного  общества:
    электронный документооборот;
    информационная и сетевая грамотность населения;
    превращение информации в товар;
    доступность населению баз данных и знаний (в том числе сети Интернет);
    информатизация основных систем общества.
       Современная школа за последние годы делает много  для того, чтобы научить учащихся компьютерным технологиям, способным к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни.
       Мало  внимания уделяется формированию компьютерных умений школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития индивидуальных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств, как сюжетно - ролевые игры, тренинги; не уделяется внимание формированию адекватной самооценки как одному из важных условий развития коммуникативных умений.
       Решить  проблему формирования коммуникативных  умений младших школьников возможно с применения новых методик и  технологий на начальном этапе обучения, одной из таких является методика Учебно-методический комплекс (УМК). УМК способствует повышению комфортности ребёнка на уроке информатики, у ученика исчезает страх быть хуже других, не справится с заданием, также способствует развитию творческого воображения, расширению и обогащению знаний.
       Цель  исследования: создать учебно-методический комплекс по информатики для учащихся 7 класса.
       Объект  исследования: учебно-методический комплекс и его возможности для формирования коммуникативных умений школьников на уроках информатики.
       Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений школьников на уроках информатики в седьмом классе.
       Гипотеза  исследования: если в процессе преподавания информатики использовать УМК, то процесс формирования коммуникативных умений школьников будет эффективным.
       Задачи  исследования:
    Поиск материалов по информатики для 7 класса;
    Анализ собранных материалов;
    Изучить требования к современному уроку. Виды и типы уроков;
    Создание план - конспектов и практических заданий для учащихся 7 класса;
    Создание учебно-методического комплекса.
       Методы  научного исследования: анализ литературы по проблеме исследования, диагностика сформированности коммуникативных умений школьников.
       Научная новизна: заключается в использовании УМК на уроках информатики в седьмом классе.
       Практическая  значимость: заключается в возможности использования учебно-методического комплекса на практических занятиях и в учебной деятельности школьников.
     Положения, выносимые на защиту:
     1. Аспекты коммуникативных умений школьников – для успешного преподавания информатики.
     2. Использование в процессе обучения  в 7 классе учебно-методический  комплекс, способствующий эффективному  усвоению и закреплению знаний  по информатики за 7 класс.
 

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
                     Чем шире круг твоих знаний, тем больше его  граница с неизвестностью.
                     И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать  у тебя неясных  вопросов. 

                     Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)
    Феномен информации
       Слово “information” переводится с латинского языка, как “осведомление”, “разъяснение”, и такое определение устраивало человечество до сороковых годов двадцатого века[1].
       Этим  термином пользовались для определения  чисто практических понятий, таких, как некоторая совокупность знаний, сведений о конкретном предмете, явлении, событии. Такая информация носит вполне конкретный характер и во многих случаях не несёт в себе количественной оценки.
       Тысячелетиями слово “информация” было рядовым, ничем не выделяющимся среди десятков тысяч других слов. Все это долгое время человек считал себя единственным созданием, способным к передаче, приему и творению информации.
       Положение стало меняться с появлением кибернетики – науки об управлении. "Кибернетика" Норберта Винера увидела свет в 1948 году. Она открыла людям глаза на то, что сейчас известно каждому – информационные процессы происходят в любом живом организме, начиная с амебы и вируса. Созданные человеком машины также работаю под управлением информации. Любое сообщество живых существ – муравьев, пчел, рыб, птиц и, конечно, людей не может существовать без потоков информации, циркулирующих в нем.
       Датой рождения “Теории информации” также  считается 1948 год. Именно тогда в реферативном журнале американской телефонной компании "Белл систем" появилась статья 32-летнего инженера-связиста Клода Шеннона "Математическая теория связи”, в которой он предложил способ измерения количества информации. С этого момента понятие "информация" начинает расширять сферу своего применения[2].
       Вскрытие  единства процессов в живом и  неживом, широкое внедрение ЭВМ, стремительное нарастание информационного потока в виде газет, журналов, книг, теле- и радиотрансляций придало совершенно другое, новое значение слову “информация”. На современном этапе развития науки признано, что понятие "информация" значительно более ёмкое и, что очень важно, существует и вне нашего восприятия. Другими словами, весь окружающий нас мир, как доступный, так и недоступный нам, всюду имеет информационную структуру.
       “Информация”  превратилась в необычайно широкое  понятие и встала в один ряд  с такими философскими категориями, как материя, энергия, пространство и время. Однако единого общепризнанного определения информации не существует до сих пор, более того, это понятие остается одним их самых дискуссионных в современной науке. Все мы имеем представление о том, что такое материя, энергия, пространство, время, информация, мы можем описать их свойства, мы можем их измерять, но мы так и не можем пока дать их четкого научного определения.
       Давайте познакомимся с определениями информации, данными выдающимися учеными:
    Информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер);
    Информация – отрицательная энтропия (негэнтропия) (Л.Бриллюэн)
Информация – вероятность выбора (А.М.Яглом, И.М.Яглом);
    Информация – снятая неопределенность (К.Шеннон);
    Информация – мера сложности структур, мера упорядоченности материальных систем (А.Моль);
    Информация - снятая неразличимость, передача разнообразия (У.Р.Эшби);
    Информация – отраженное разнообразие (А.Д.Урсул);
    Информациямера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени (В.М.Глушков).
    Цели  и задачи дисциплины в седьмом классе
 
       Дисциплина "Информатика" при подготовке специалистов гуманитарных специальностей предназначена для изучения фундаментальных  понятий об информации, методах её представления, хранения, обработки и передачи, а также для ознакомления с современными информационными технологиями и получения навыков грамотного использования наиболее востребованных офисных приложений. В седьмом классе рассматриваются простые текстовые редакторы, как WordPad, Блокнот и графический редактор Paint[1].
       Целью информатики в седьмом классе является изучение редакторов и работы с ними. Эти редакторы помогут учащимся в изучении Microsoft Word. Создавать красивые документы, редактировать и форматировать тексты. С помощью графического редактора учащиеся научаться вставлять готовые рисунки и также рисунки, которые учащиеся будут создавать сами.
       Задачами данного курса по информатики для информатики является:
    изучение текстового редактора (грамотному письму, быстрый набор теста, его редактирование и т.п.);
    изучение графического редактора (создание рисунков, их сохранение, открытие готовых рисунков, их изменение и т.п.);
    изучение обычного и инженерного калькулятора (проведение вычислений, извлечение из памяти калькулятора, сохранение в память калькулятора и т.п.);
    ознакомление с операционной системой WINDOWSXP;
    знакомство с Интернетом и т.д.
    Требования  к уровню подготовки студента
 
       Дисциплина "Информатика" необходимый и  актуальный предмет в современной школе. Его изучение способствует развитию информационного общества, поэтому в современном мире необходимо знание компьютерных технологий, программ, приложений и других возможностях компьютерной техники.
       Чтобы научить учащихся работать за компьютером, будущим преподавателям необходимо ознакомиться с курсом информатики за седьмой класс. Ниже перечислены, какими знаниями и умениями должен обладать студент [3].
       В результате изучения курса студент  должен знать:
    Основные понятия информатики;
    Формулы для расчета количества информации;
    Единицы измерения количества информации и объема данных;
    Принципы двоичного кодирования информации различных типов: числовой, текстовой, графической, звуковой;
    Структуру ПК. Назначение и принципы функционирования основных и периферийных устройств;
    Структуру программного обеспечения. Классы и назначение основных системных и прикладных программ;
    Принципы устройства компьютерных сетей. Принципы адресации в сети Интернет. Основные сервисы передачи данных в сети Интернет. Правила сетевого этикета. Принципы поиска информации во Всемирной паутине.
       В результате изучения курса студент  должен уметь:
    Переводить целые числа из десятичной системы счисления в системы счисления с другими основаниями, и наоборот;
    Решать задачи на расчет количества информации и единицы измерения объема данных;
    Грамотно работать в текстовых редакторах и других приложениях;
    Ориентироваться в описании конфигурации ПК;
    Осуществлять поиск информации во Всемирной паутине.
       Если  студент все это знает и  умеет, то у него не возникнут проблем с преподаванием данного курса и созданию практических заданий для учащихся.
    Содержание  разделов дисциплины
 
       Прежде  чем переходить к изучению разделов информатики необходимо познакомить учащихся с техникой безопасности [1].
       Тема 1. Информация, человек, компьютер
       Основные  категории и понятия информатики. Информация: структура, форма, способы  передачи, хранения. Количество информации, единицы измерения. Способы кодирования  информации, кодирование двоичным кодом. Системы счисления.
       В этом разделе необходимо ознакомить учащихся с понятием информация, как  передавать и хранить информацию. Познакомить с кодированием информации и т.п.
       Тема 2. Аппаратные средства компьютера
       История развития ЭВМ. Состав аппаратного обеспечения  персонального компьютера. Устройства, входящие в состав системного блока. Периферийные устройства. Спецификация компьютера.
       В этом разделе учащиеся должны узнать историю развития ЭВМ, этапы развития ЭВМ. Ознакомиться с персональным компьютером: состав ПК, устройства ввода и вывода информации.
       Тема 3. Операционная система WINDOWSXP
       Системное программное обеспечение: понятие, основные функции и составные  классы. Начало работы в операционной системы. Познакомиться с окнами. Запускать программы и открывать различные документы. Научиться создавать файлы и папки.
       В этом разделе учащиеся научаться  работать в окнах, создавать в  них папки и файлы, а также  их удаление. Запускать программы  необходимые для работы, открывать документы.
       Тема 4. Графический редактор Paint
       Графический редактор Paint: общая характеристика и функциональные возможности. Инструменты графического редактора Paint. Команды редактора. Действиями над фрагментами.
       В этом разделе необходимо учащихся научить  создавать рисунки, работать над  ними. Научиться пользоваться инструментами и командами редактора.
       Тема 5. Текстовый редактор Wordpad
       Классификация прикладного программного обеспечения. Обработка текстовой информации в текстовом редакторе WordPad: особенности набора, редактирования и форматирования документов.
       В этом разделе учащиеся научаться  набирать текст, редактировать и  форматировать документы. А также  изучат команды текстового редактора. Научаться сохранять и открывать  сои документы, а также вставлять в них свои рисунки.
       Тема 6. Программы блокнот и калькулятор
       Встроенные  программы блокнот и калькулятор. Виды калькулятора.
       В этом разделе учащиеся ознакомиться с программами блокнот и калькулятор. Работать как в обычном, так и инженерном калькуляторе.
       Тема 7. Мультимедийные возможности компьютера
       Программы записи и воспроизведения звука. Установка и запуск программ с диска.
       В этом разделе учащиеся научаться  работать со звуком, как записывать, так и воспроизводить его. Научаться  устанавливать и запускать программы  с диска.
       Тема 8. Компьютерные сети
       Классификации вычислительных сетей. Технология клиент-сервер. Адресация в сети Интернет. Протокол TCP/IP. Основные информационные службы. Электронная почта. Outlook Express. Поиск информации в Интернет. История создания и перспективы развития сети Интернет.
       В этом разделе учащиеся ознакомиться Интернетом. Это самый необходимый и актуальный раздел, учащиеся смогут с помощью Интернета находить необходимую информацию, научаться отправлять почту по локальной и глобальной сети.
       После изучения всех разделов учащиеся выполнят контрольную работу по всем разделам.
    Аспекты коммуникативной цели обучения информатики в школе
 
       В настоящее время обучение информатики в школе приобретает все более четкую информационную направленность. В соответствии с содержанием программы по информатики для школы учащиеся седьмых классов должны получить представление о компьютерных технологиях, о текстовых редакторах WordPad, Блокнот и графическом редакторе Paint.
       На  первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умений работать за компьютером, пользоваться текстовыми редакторами: редактировать, обрабатывать информацию, введенную в компьютер [4].
       Были выделены наиболее важные умения, которые необходимо формировать на уроках информатики в школе:
    набор и переработка информации;
    пользоваться различными редакторами для получения грамотных и красочных документов;
    пользоваться почтой и поиском информации в Интернете.
       Коммуникативная цель обучения информатики в школе предполагает не только эмоционально - образный подход, цель которого - продемонстрировать красоту и глубину информатики. Но и помочь школьникам осознать роль и значение информатики в современном мире, сформировать систему знаний, на основе полученных знаний, умений и навыков развить информационное общество [6].
       Огромную  роль в развитии учащихся играет овладение письмом, грамматикой и орфографией это поможет учащимся грамотно и без ошибок набирать текст.
       Формирование коммуникативных умений школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе обучения и общения[7].
       Независимо  от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной  деятельностью.
       Сами  коммуникативные акты педагоги рассматривают  по их типам и выделяют следующие  разновидности:
    по содержанию (производственные, практически - бытовые, межличностные, научно - теоретические и т.д.);
    по форме контактирования (прямые, опосредованные);
    по типу связи (двунаправленные, однонаправленные);
    по степени взаимосоответствия коммуникантов (высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная);
    по результатам (от негативного к позитивному).
       В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые  выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы.  Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица) [9].
       Понятие «коммуникативные умения» («речевые», «коммуникативно-речевые») рассматривается  в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по – разному.
       Представляется  необходимым дать краткий обзор известных классификаций коммуникативных и речевых умений.
       Основанием классификации являются виды речевой деятельности, а именно: слушание, говорение, чтение и письмо (как процесс создания высказывания в письменной форме).
       Следовательно, коммуникативные умения будут следующие:
    умение говорить;
    умение слушать;
    умение читать;
    умение писать, создавать текст.
       Остановимся на некоторых основных положениях теории формирования коммуникативных умений на уроках информатики в школе.
       Будем считать коммуникацией такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств. Коммуникация разнообразна, также как и составляющая ее основу информация.
       Классификация коммуникативных умений у различных  авторов отличается критерием, по которому она проведена. В качестве критерия чаще всего используются: информационные процессы, виды информации, источники информации. Коммуникативные умения, формируемые на уроках информатики, понимаются как владение умственными и практическими действиями в процессе учебной деятельности.
       Для успешного формирования коммуникативных  умений необходимо учитывать: степень  владения учителем коммуникативными умениями; возрастные особенности учащихся. У  учащихся младшего возраста возникает  повышенный интерес к общению как со сверстниками, так и со взрослыми. Возрастание потребностей и их неудовлетворенность – причина появления трудностей, а невозможность самостоятельно преодолеть возникающие трудности приводит к конфликтам. Поэтому необходимо формировать у школьников целостную систему знаний, коммуникативных умениях и навыках.
       Мы  планируем исследовать процесс  формирования всех коммуникативных  умений.
       Вместе  с тем, заметим, что к коммуникативным  умениям мы относим и умение давать оценку, выражать свое отношение к предмету высказывания.
       Итак, мы определили, что школьники овладевают умениями в области создания текста практически и другими текстовыми упражнениями, представляющими собой определенную систему.
       В настоящее время в связи с  переходом школ Казахстана на 12 - летнее образование вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на более качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, которые  позволяют направить всю систему образования на формирование «жизненных навыков» - функциональной грамотности, профессиональной компетентности, практических навыков и умений [8].
       Формирования социальной мобильности ученика проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях.
       Основным  результатом образования в школе  считается совокупность предметных знаний, т.е. русский язык позволяет учащимся грамотно набирать текст, математика – переводить числа с одной системы счисления в другую и т.п.
       Для успешного формирования коммуникативной  компетентности  школьников необходима ориентация педагогов на учебные  и личностные возможности учащихся, их непрерывное наращивание. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средство их достижения.
       Формирование  и развитие коммуникативной компетенции  возможно за счет реализации в процессе преподавания информатики новых технологий, методов и приемов. Этому поможет УМК, который способствует развитию мышления, внимание, что поможет ученику действовать в любых жизненных ситуациях.
       Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции  сегодня. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
    Требования к современному уроку.
 
       Дидактические требования к современному уроку:
    четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
    определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
    прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
    выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
    реализация на уроке всех дидактических принципов;
    создание условий успешного учения учащихся.
       Психологические требования к современному уроку:
    проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
    учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
    предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
       Стиль урока
       Определение содержания и структуры урока  в соответствии с принципами развивающего обучения:
    соотношение нагрузки на память учащихся и их мышления;
    определение объема деятельности учащихся;
    планирование усвоения знаний;
    учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
    соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, и т.п.) [10].
       Техника проведения урока
    урок должен быть эмоциональным;
    темп и ритм урока должны быть оптимальными;
    полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся;
    атмосфера доброжелательности;
    следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
    Типы уроков.
 
       Урок  изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
       Структура урока изучения нового материла:
    Организационный момент;
    Первичное введение материала;
    Указание на то, что учащийся должен запомнить;
    Мотивация запоминания;
    Сообщение или актуализация техники запоминания;
    Первичное закрепление;
    Контроль результатов первичного запоминания;
    Регулярное систематизированное повторение;
    Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
    Задание на дом;
    Итог урока.
       Урок  закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
       Структура урока закрепления:
    Организационный момент;
    Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
    Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
    Проверка выполнения работ;
    Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
    Задание на дом (если это необходимо);
    Итог урока.
       Урок  комплексного применения знаний, умений и навыков - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
       Структура урока применения знаний, умений и навыков:
    Организация начала урока;
    Сообщения темы урока и его задач;
    Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
    Формирование, закрепление первичных умений;
    Упражнения в применении знаний и умений;
    Творческое применение знаний и умений;
    Упражнение по отработке навыков;
    Домашнее задание;
    Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
       Урок  обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
       Структура повторительно-обобщающего урока:
    Организационный момент;
    Вступительное слово учителя;
    Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера;
    Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
    Формулирование выводов по изученному материалу;
    Оценка результатов урока;
    Подведение итогов;
    Задание на дом (не всегда).
       Урок  контроля, оценки и  коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
       Структура урока проверки знаний:
    Организационный момент;
    Вступительное слово учителя;
    Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий;
    Проверка выполнения работ;
    Формулирование выводов по изученному материалу;
    Оценка результатов урока;
    Подведение итогов;
    Задание на дом (не всегда).
       Показатели  реального результата решения задачи:
    Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм;
    Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов;
    Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний;
    Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий;
    Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся;
    Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации;
    Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей;
    Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения;
    Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения;
    Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества;
    Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития [12].
 

    ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
    Рассмотрение  различных видов урока
 
       Урок-лекция
       Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
       В зависимости от дидактических задач  и логики учебного материала распространены:
    вводные;
    установочные;
    текущие;
    обзорные лекции.
    По  характеру положения и деятельности учащихся лекция может быть:
    информационной;
    объяснительной;
    лекцией-беседой.
       Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным, рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала, подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении, выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам, применении изученного материала при решении практических задач.
       Урок-консультация
       На уроках данного  типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
       В зависимости от содержания и назначения выделяют:
    тематические консультации;
    целевые уроки - консультации.
       Тематические  консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым и сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые и индивидуальные[13].
       В ходе урока - консультации учитель получает возможность узнать учеников с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать тех, кто испытывает затруднения и помочь им. Последнее реализуется с применением индивидуальных и групповых форм работы, где помощниками могут быть консультанты из числа учащихся, хорошо разобравшихся в вопросах по изучаемой теме. Эту структуру практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования.
       Урок-семинар
       Семинары характеризуются  прежде всего двумя взаимосвязанными признаками:
    самостоятельное изучение учащимися программного материала;
    обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.
       На  них ребята учатся выступать с  самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения [14].
       Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения. В практике обучения получили распространения развернутые беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, семинары-диспуты, семинары-конференции и т.д.
       Развёрнутая беседа – наиболее распространённая форма семинарских занятий. Она предполагает подготовку всех учащихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем обязательной и дополнительной литературы; выступления учащихся и их обсуждение; выступление и заключение преподавателя. Развёрнутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных учащихся по некоторым дополнительным вопросам. Но данные сообщения выступают здесь в качестве дополнения к уже состоявшимся выступлениям, а не как основа для обсуждения.
       Система семинарских докладов, которые готовятся по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить навыки научной, творческой работы, воспитать самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.
       Целесообразно выносить на обсуждение не более 2—3 докладов продолжительностью в 12-15 минут (при  двухчасовом семинаре). Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих учащихся назначаются содокладчики и оппоненты. Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание[15].
       Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо проблеме проведенных исследований под руководством учителя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Реферат зачитывается на семинаре автором, а может быть и предварительно прочитан учащимися. Использовать можно оба варианта, поскольку каждый из них имеет свои достоинства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.