На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджет и проблема его сбалансированности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………….……………..3
1. Сущность  и значение государственного  бюджета……………………...5
1.1. Экономическая  сущность, функции и система государственного бюджета…........................................................................................................5
1.2. Значение  и роль государственного бюджета  в развитии экономики государства………………………………………………………………….10
2. Структура  государственного бюджета и его  сбалансированность…..12
2.1. Расходная  и доходная части государственного бюджета…………...12
2.2. Бюджетная  сбалансированность……………………………………...18
3. Государственный   бюджет   России  и   проблема   его………………… 
сбалансированности………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………40
Список  использованной литературы……………………………………...43
Приложения………………………………………………………………...45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает
государственный бюджет – это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей  деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам). Бюджет утверждается законодательным органом власти парламентом.
     Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Бюджет утверждается законодательным органом власти парламентом.
      Как экономическая категория государственный  бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в процессе образования, планового  распределения и использования  государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования.
      Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
     Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета и государственного долга, выявление проблемы сбалансированности государственного бюджета и, соответственно, рассмотрения возможных путей ее решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сущность  и значение государственного бюджета.
     1.1. Экономическая сущность  и функции государственного  бюджета. 

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается  образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет –  ведущее звено финансовой системы страны.
     Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  денежного фонда государства  или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
     В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется. Меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.
     С экономической точки зрения бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.
     С позиции экономической сущности государственный бюджет рассматривается  в качестве самостоятельной экономической  категории.
     Понятие государственный бюджет имеет и  правовую сущность, с позиции которой он рассматривается как финансовый план государства.
     Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с  планом социального развития как  составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка свободного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
     Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств  создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
     Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
     Государственному  бюджету присущи две функции  – распределительная (перераспределительная) и контрольная.
     С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения,  происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
     Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей экономики.
     Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выдаются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и т. д.).
     Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
     При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет  социальная направленность бюджетных  средств. В социальной политике основными  приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.
     Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
     Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов  и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
     Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производственных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ.
     Но  здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности. Что находит свое выражение в создаваемой государством бюджетной системе, которая является конкретным выражением бюджетной политики, отражающая нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
     Даже  грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии  в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов, перечень которых установлен гл. 5 БК РФ.
     Таким образом, государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную коньюктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджет ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Значение и роль  государственного бюджета в развитии экономики государства. 

     Роль государственного бюджета состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
     Средствами бюджета обеспечиваются следующие направления деятельности:
     - государственное и муниципальное  управление;
     -международная  деятельность государства;
     -национальная  оборона;
     -правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства;
     -функционирование федеральной судебной власти;
     -проведение  исследований и содействие научно-техническому  процессу;
     -развитие  отраслей народного хозяйства  (промышленности, энергетики, строительства,  сельского хозяйства, транспорта, связи);
     -предупреждение  и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
     -обеспечение  обороноспособности страны;
     -развитие  образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
     -осуществление  социальной политики.
     В социально-экономическом развитии общества роль государственного бюджета заключается в следующем:
     1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики, путем предоставления организациям субсидий, инвестиций. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства влияет на социальные преобразования.
     2. Государственный бюджет играет  важную роль в решении социальных  проблем путем улучшения бюджетного  финансирования учреждений социальной  сферы – просвещения. Здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства.
     3. На современном этапе развития  экономики государственный бюджет  становится одним из основных  инструментов государства в проведении  экономической и социальной политики. Путем планирования бюджетных доходов и расходов, государство преодолевает экономический кризис.
     4. Бюджет ежегодно мобилизует и  концентрирует денежные накопления  организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.
     5. С помощью бюджетного финансирования  объектов, государственный бюджет  играет важную роль в выравнивании  экономического развития регионов страны. Это может быть строительство магазинов, предприятий общественного питания, школ, больниц, жилья, театров.
     Роль  государственного бюджета заключается  в том, что он служит важным рычагом  воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны. 
 
 
 
 

     2. Структура государственного бюджета и его сбалансированность.
     2.1. Расходная и доходная  части государственного  бюджета. 

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это категории каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей. Для каждой страны структура бюджета имеет свои особенности, так как определяется экономическим потенциалом страны, масштабом решаемых государством задач, ролью государства в экономике, международной ситуацией и другими факторами. Рассмотрим эти формы более подробно.
     Бюджетные доходы - это выражение экономических  отношений, возникающих у государства  с корпорациями и домохозяйствами  в процессе формирования государственного бюджета. Форма выражения этих отношений - различные виды платежей государству.
     Все доходы государственного бюджета можно  разделить на налоговые и неналоговые.
     Рассмотрим  налоговые доходы.
     1. Налоги на прибыль, доходы, (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);
     2. Налоги и взносы на социальные  нужды (единый социальный налог);
     3. Налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (налог на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; акцизы);
     4. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог  на добавленную стоимость на  товары и услуги, ввозимые на  территорию РФ; акцизы);
     5. Налоги на совокупный доход (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог для юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог);
     6. Налоги на имущество (налог на имущество физических лиц; на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);
     7. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов);
     8. Государственная пошлина.
     9. Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
     10. Доходы от внешнеэкономической  деятельности (таможенные пошлины;  сборы; прочие налоги на импорт);
     11. Прочие налоги, пошлины и сборы  (прочие федеральные налоги; налоги  субъектов РФ; местные налоги и сборы).
     Неналоговые доходы включают:
     1. Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности,  или от деятельности (дивиденды  по акциям, принадлежащим государству;  доходы от сдачи в аренду  государственного имущества; проценты, полученные за размещение в банках временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны, правительствам иностранных государств; доходы от оказания услуг; перечисление прибыли ЦБ РФ.)
     2. Платежи за пользование природными ресурсами (платежи за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесным фондом);
     3. Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат  государства (плата за выдаваемые  паспорта, лицензионные сборы);
     4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов (от продажи государством принадлежащих ему акций предприятий);
     5. Административные платежи и сборы  (сборы, взимаемые Государственной  автомобильной инспекцией);
     6. Штрафы санкции, возмещение ущерба (взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей; доходы от реализации конфискованного);
     7. Прочие налоговые доходы.
     К бюджетным доходам относятся  безвозмездные перечисления от других бюджетов системы РФ.
     Нужно отметить, что в кризисных ситуациях (войны, стихийные бедствия, экономические кризисы и пр.) государство более активно использует именно неналоговые инструменты для финансирования своих расходов.
     Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
     В бюджетной системе РФ в настоящее  время используются три классификации  расходов:
     1. Функциональная классификация распределяет расходы по отраслям деятельности и звеньям управления.
     Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства:
     - общегосударственные вопросы;
     - национальная оборона;
     - правоохранительная деятельность  и национальная безопасность;
     - национальная экономика;
     - жилищно-коммунальное хозяйство;
     - охрана окружающей среды;
     - образование;
     - культура, кинематография, средства  массовой информации и спорт;
     - здравоохранение;
     - социальная политика;
     - межбюджетные трансферты.
     2. Ведомственная позволяет осуществлять  адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям). При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме.
     3. Экономическая классификация расходов  бюджетов РФ является группировкой  расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Таблица 1. 

     Таблица 1. Экономическая классификация бюджетных расходов
Текущие расходы
Закупка товаров и оплата услуг
Оплата  труда государственных служащих
Оплата  труда гражданских служащих
Денежное  довольствие военнослужащих
Начисление  на оплату труда (страховые взносы на государственное  страхование граждан)
Приобретение  предметов снабжения и расходных  материалов
Командировки  и служебные разъезды
Оплата  транспортных услуг
Оплата  услуг связи
Оплата  коммунальных услуг
Прочие  текущие расходы на закупки товаров  и оплату услуг
Выплата процентов
Субсидии  и текущие трансферты
Оплата  услуг по признанию прав собственности  за рубежом
Капитальные расходы
Капитальные вложения в основные фонды
Приобретение  оборудования и предметов длительного  пользования
Капитальное строительство
Капитальный ремонт
Приобретение  земли и нематериальных активов
Создание  государственных заказов и резервов
Капитальные трансферты
Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения
Предоставление  кредитов
Возврат кредитов, предоставленных внутри страны
Предоставление  государственных кредитов правительствам иностранных государств
Возврат государственных кредитов
 
     Полностью  структура доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2008 год представлена в приложении 1.
     Проблема  зависимости доходов бюджета  от внешнеэкономической конъюнктуры  очень остро стоит перед нашей  страной. В первую очередь существует зависимость доходов бюджета от мировых цен на энергоресурсы (нефть и газ).
     Доходная  часть бюджета РФ на 2008 год была утверждена в сумме 16003,4 млрд. руб. Среди доходов федерального бюджета наибольшую долю занимают налоговые поступления.
     Расходная часть бюджета РФ на 2008 год составила 13989,2 млрд. руб. Большая часть расходов в сумме 7132,4 млрд. руб. была направлена на социально-культурные мероприятия.
     Таким образом, при грамотном распределении  доходов и расходов бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Бюджетная сбалансированность. 

     Сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
     При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
     Наиболее  удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный  бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой  сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает  такое явление, как бюджетный  дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга. Разберемся в причинах возникновения этих двух явлений и способах их устранения.
     Бюджетный дефицит – это превышение расходной  части бюджета над доходной. При  бюджетном дефиците государству  не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. 
     Существует несколько причин бюджетного дефицита:
     1. Низкая эффективность общественного  производства.
     2. Резкое снижение налоговых поступлений  вследствие экономических кризисов  или изменения экономической  конъюнктуры (падение мировых  цен на нефть в 1998 году привело  к значительному снижению налоговых  поступлений в бюджет РФ от  нефтяных компаний)
     3. Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором страна живёт не по средствам.
     4. Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими  потрясениями или войнами. 
     5. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики.
     В экономической теории существуют различные  подходы к решению проблемы бюджетного дефицита.
     1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов. Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешнего долга. Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту, это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.
     В итоге снижение инвестиций в частный  сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых  поступлений и соответственно росту  бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство выпускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).
     Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит к росту инфляции, что негативно сказывается на все экономике в целом.
     Единственный  выход в подобных ситуациях - это сокращение государственных расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений.
     2. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды экономических спадов правительство должно сокращать налоги и увеличивать госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и сократить расходы. Проводя подобную политику, правительство может столкнуться с рядом трудностей:
     - где найти источники финансирования  бюджетного дефицита, мы же установили, что выпуск государственных долговых обязательств, и тем более денежная эмиссия приводят к негативным последствиям в экономике;
     - периоды спада и роста могут  быть неравнозначны, например, после  длительного экономического спада  может наступить непродолжительный  рост, в итоге сбалансированности  бюджета добиться не удастся; 
     - политическая ситуация может не позволить поднять налоги или сократить расходы, в данном случае так же не удастся добиться сбалансированности бюджета.
     3. Концепция функциональных финансов. Целью бюджетной политики является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики в целом. Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты. Надо отметить, что размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
     Источниками финансирования дефицита не могут выступать  кредиты Банка России и приобретение банком России долговые обязательства  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований при их первичном  размещении.
     Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.
     Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
     Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
     В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.
     Многие  экономисты считают, что основная тяжесть  долга состоит в необходимости  ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного  уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.
     Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.
     Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 01 января 2009 года представлена в приложении 2.
     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший  источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.
     Внутренний  долг - это долг государства своему населению.
     Рост  государственного долга сокращает  запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.
     Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
     1. Погашение внутреннего долга  путем выплаты процентов населению  увеличивает неравенство в доходах  разных социальных групп, поскольку  значительная часть государственных  обязательств сконцентрирована  у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
     2. Повышение налогов с целью  выплаты процентов по государственному  долгу или их снижение может  подорвать действие экономических стимулов развития производства.
     3. Отрицательно сказывается на  экономике ситуация, когда правительство  вынуждено брать займы на рынке  капиталов для уплаты процентов  по государственному долгу, т.к.  это обстоятельство приводит  к сокращению капиталовложений внутри страны.
     4. Наличие государственного долга  создает психологическое напряжение  в стране, порождая неуверенность  в деловой активности экономики  в целом каждого гражданина  в отдельности.
     Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.
     Одним из основных источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные  заимствования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и муниципальные заимствования.
     Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий  всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.
     Кредиторы государства объединены в Парижский  клуб, в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чисто коммерческого подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы.
     Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.  
 
 

    3. Государственный бюджет России и проблема его сбалансированности. 

   В федеративных же государствах, каковым  является Россия, бюджетная система  состоит из трех звеньев: государственный  бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (субъектов Федерации - в России); местные бюджеты.
   Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы России как суверенного  государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.
   Отдельное, не менее, а, может быть, и более  важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. С началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 % бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
   Свод  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие  “Консолидированный бюджет” РФ. Этот бюджет используется для анализа  показателей бюджетной системы  и не утверждается законодательным  органом власти.
   Структура консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2008 году представлена в приложении 1.
   Консолидированный бюджет РФ в 2008 году исполнен с профицитом 2014,2 млрд. руб. Это стало возможным за счет опережающих темпов поступления доходов федерального бюджета по сравнению с темпами производственных расходов. Превышение доходов над расходами в сумме 2014,2 млрд. руб. направляется на образование Стабилизационного фонда РФ в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
   В целом за 2008 год доходы консолидированного бюджета составили 16003,4 млрд. руб. или 38,4% к ВВП.
   По  мнению специалистов Минфина, динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций, а также российского экспорта.
   Так, в 2008 году в бюджет поступило около 2513,2 млрд. рублей налога на прибыль, или 6,0% к уточненному годовому плану. Поступления НДС составили около 21325 млрд. рублей, или 5,1% годового плана, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - порядка 3584,9 млрд. рублей, или 4,2% к годовому плану.
   Расходы консолидированного бюджета за 2008 год составили 13989,2 млрд. рублей, или 33,6% к ВВП. В целом за этот период по консолидированному бюджету все заявленные бюджетными организациями расходы профинансированы полностью.
     Расходы  в 2008 году на общегосударственные вопросы составили 1287,6 млрд. руб., из них 189,3 млрд. руб. ушло на обслуживание         государственного и муниципального  долга.
         В связи с угрозой  международного терроризма на статью «Национальная оборона» было затрачено  1043,6 млрд. руб.
         Проблема роста  преступности, требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец, служб. В этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 1092,1 млрд. руб.
   На национальную экономику направляется 2253,1 млрд. руб.
   Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований и  содействие научно-техническому прогрессу  предусмотрены в сумме 75,5 млрд. руб.
   Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика. Общий объем расходов проекта федерального бюджета на 2008 год на поддержку указанных отраслей оценивается в 977,7 млрд. руб.
   Объем бюджетного финансирования сельского  хозяйства предусмотрен в размере  238,3 млрд. руб.
   На  финансирование жилищного строительства из всех источников в 2008 году с учетом затрат на инженерную и транспортную инфраструктуру, планируется направить 1149,2 млрд. руб. Основными источниками будут кредитные ресурсы банков, средства населения, средства консолидированного бюджета, а также средства организаций.
   На реализацию социально-культурных мероприятий в бюджете на 2008 год было направлено 7132,4 млрд. руб.
   Говоря  о государственном бюджете России, нельзя не сказать о государственном  долге.
   Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.
   Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию  частного корпоративного долга в  долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
   В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит  под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.
   Внутренний  долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный  для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел  осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).
   Рост  государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.
  В  России разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется уже упоминавшимся Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”, прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.
  Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно  длительный процесс. Его составление  и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета  и его утверждение. Для завершения исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
        Действующей конституцией определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.
  Непосредственная  работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные методы: метод экономического анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы и другие методы. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.
  Составленный  и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.
  Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных  органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату.
  Получив заключения от комитетов, Государственная  Дума начинает рассмотрение бюджета  в нескольких чтениях. Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение  пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).
  Принятый  Федеральный закон о бюджете  в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После  этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом  министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами.
  Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей и доходов  в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная новая структура Минфина - Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы.
  С созданием казначейской системы  все платежи из федерального бюджета  или централизованных государственных  финансовых ресурсов должны осуществляться с единого (главного) счета Федерального казначейства, и тем самым быть ему полностью подконтрольны.
  Таким образом, вновь созданная система  позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию  бюджетных потоков, сделать процесс  исполнения бюджета более плавным, обеспечив учет и контроль каждого  этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.