На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культура как система ценностей и норм

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание
   Введение
      1. Многообразие значений культуры.
      2. Базисные элементы культуры.
      3. Формы и разновидности культуры.
      4. Роль культуры в развитии  человека и общества.
   Заключение
   Список  литературы
 

 

   Введение 

     Человеческое общество является  сложным социокультурным и экономическим феноменом, одной из важнейших составляющих которого является культура. Известно множество определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.
   Социологи придают культуре социальный смысл  и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и  образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.
   Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые  появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.
   В контрольной работе будут отражены различные подходы и позиции.
   Сформулировано  представление о понятии культуры, её признаки, элементы, процессы. Сделаны выводы о том, какое место она занимает в жизни человека и общества в целом. 

    Многообразие  значений культуры.
 
       Термин "культура" латинского  происхождения и первоначально  означал возделывание почвы, ее  обрабатывание и облагораживание.  Под культурой понимались все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызвались естественными причинами. В дальнейшем термином "культура" стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура стала пониматься как "возделывание" и "совершенствование" человеческой души, личности человека. Считалось, что душу человека надо "возделывать" и "обрабатывать" так же, как крестьянин возделывает и обрабатывает поле. "Обработка души", развитие интеллектуальных способностей посредством занятия наукой, философией, риторикой, искусством считалось истинным предназначением свободного человека. Впоследствии именно с духовной жизнью и стало связываться понимание культуры.
       В широком смысле, культура охватывает  всю проблематику общественной жизни, включает в себя результаты материального и духовного производства. Культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека: в труде, быту, политике, здравоохранении, т.е. в социальной деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его социальных целей. Именно в этих двух аспектах и изучается культура в социологии: 1) как относительно самостоятельная система, локализирующаяся в духовной сфере, и 2) как аспект, сторона любого вида деятельности человека.
       В социологии культура понимается  как подсистема социума, как  система материальных и духовных ценностей, целей и средств, смыслов и их символов, образцов действий и способов коммуникаций (общения) индивидов, групп, общностей, а также способов их трансляции от поколения к поколению.
       Таким образом, культура выступает  как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Именно ценностный момент имеет особое значение при социологическом изучении культуры. Культура, благодаря системе ценностей и определенных норм, обеспечивает не только взаимопонимание, но и регулирует взаимоотношения, формы общения и деятельности членов общности. Человек одновременно является и объектом, и субъектом культуры, порождая, поддерживая и изменяя те или иные ценности и нормы.
   Объектом  социологического исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры.
       Каждое конкретное сообщество (государство,  народность и т. д.) создает  на протяжении многих веков  свою собственную культуру, которая  сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. Каждое общество обладает определенной системой образцов поведения, традиций, ценностей, представлений о мире, о том, как следует себя вести, что ценно в нем. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема: как определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай делать подарки, спорт, украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.
       Важной проблемой социологии  является оценка людьми другой  культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Этноцентризм – широко распространенное явление. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и заканчивая современными устремлениями навязать "американский образ жизни".
       Культура – это метод ценностного  освоения действительности через  систему оценок, норм, образцов поведения. И пока данный метод обеспечивает эффективную деятельность людей по удовлетворению их потребностей, культура, ее основные элементы сохраняют свою устойчивость, стабильность. В ином случае возникает ситуация, способствующая тем или иным изменениям в культуре и обществе, побуждающая к выходу за рамки принятого, поддерживаемого как образец, нормального в рамках данной культуры. Речь может идти как об изменении художественного стиля, так и нравственных ценностей, технологии обработки земли, норм поведения или способов и методов политической организации общества. Это может касаться как культуры отдельного человека, социальной группы, так и общества.
       Реальным (осязаемым) признаком противоречия  между потребностями людей и  предлагаемыми данной культурой,  обществом способами их реализации является чувство неудовлетворенности социального субъекта своим положением. Оно возникает, в частности, при ухудшении уровня жизни, социальной, правовой защищенности, падении нравов. В этом случае сравнивается сегодняшняя жизнь с тем, как жилось раньше, какой порядок был в былые времена. Неудовлетворенность возникает и при сравнении людьми своего уровня жизни, положения в обществе с положением других, представителей иных сословий, слоев общества, а также других обществ, стран.
       Не случайно в изолированных  обществах социальная жизнь мало  конфликтна. В частности, это связано с тем, что в этом случае невозможно сравнить свою жизнь, общественное устройство с жизнью другого народа, социальным устройством другого общества. Отсутствие внешнего примера, возможности сравнения укрепляет представление о незаменимости, сложившихся устоев, принципов, порождает смирение, пассивность. И наоборот, расширение межкультурных связей дает возможность сравнивать свое общество, свои нормы, свой уровень жизни с условиями жизни других, что повышает критичность, активно создает ситуацию, способствующую развитию чувства неудовлетворенности.
       Особое значение имеет неудовлетворенность  людей принципами, нормами, регулирующими связи между людьми, социальными слоями. Возникающий в этом случае кризис общества сопряжен с кризисом культуры, ее ядра – системы ценностей, нравственных норм, норм права, что ведет за собой ослабление и распад социальных институтов, сопровождается кризисом морали, кризисом доверия к власти. 

   2.  Базисные элементы культуры. 

     Если мы представим культуру  в виде сложной системы, создававшейся
   веками, то обязательно найдутся исходные клеточки. Эти базисные единицы культуры мы будем называть элементами культуры. Они бывают двух видов – материальные и нематериальные. Паровая машина, книга, храм, дом, орудие труда, галстук – это совокупность материальных элементов культуры. Они созданы человеком. Несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию, представляют собой известную ценность для общества.
       Элементы нематериальной культуры  – это нормы, правила, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, символы, знания, идеи, обычаи, язык. Они – результат деятельности людей. Но сотворены они не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя потрогать и увидеть. Они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим обществом.
       Язык – это явление социальное. Им нельзя овладеть вне социальных  взаимодействий, т. е. без общения с другими людьми. Язык – это система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык служит основным средством передачи культуры. Общий язык поддерживает сплоченность общества. Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникает взаимопонимание. В то же время он может и разобщать людей, говорящих на разных языках.
       Обычаи – это традиционно устоявшееся  поведение. Гостеприимство, празднование  Нового года, уважение к старшим  и многое другое бережется  народом как коллективная ценность. Обычаи – одобряемые обществом  массовые образцы действия, которые следует выполнять.
       Традиции – все то, что унаследовано  от предшественников. Это – образцы поведения, вкусы, взгляды. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.
       Нравы – обычаи, имеющие моральное  значение. Во многих обществах  ходить голым по улице, бить  женщину, оскорблять старших считается  безнравственным. А в Спарте сбрасывать слабого новорожденного ребенка в пропасть считалось вполне нормальным явлением. Что именно считать нравственным – зависит от общей культуры данного общества.
       Законы – это нормы поведения,  оформленные парламентскими или  правительственными документами, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства. Посредством законов общество защищает самые важные и почитаемые ценности: жизнь человека, его достоинство, права, собственность.
       Ценности – это социально одобряемые  и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия. А люди могут выбирать – признавать или нет те или иные ценности. Для одних главная ценность – деньги, для других – моральная безупречность. Для описания того, какие ценности важны для людей, социологи придумали термин "ценностные ориентации". Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
       Целостность системы ценностей  отнюдь не означает принципиальной  невозможности возникновения в рамках одной культуры противоречий и даже конфликтов ценностей. Конфликты ценностей проявляются в различных формах. Так, художественные ценности при строительстве дома очень часто вступают в конфликт с экономической целесообразностью. Политические ценности обеспечения стабильности государства – с экономическими ценностями развития конкуренции как средства достижения высокой эффективности и прибыльности производства. Преодоление этих конфликтов осуществляется прежде всего на базе нравственных ценностей.
       В стабильных обществах конфликты  ценностей, как правило, решаются  в рамках имеющейся культуры. При этом "вечными" остаются  споры эгоистов и альтруистов,  возникают "вечные" проблемы  с ценностями, которые несут новые поколения и т.д. Общество живет, развивается культура, сохраняя свою целостность. В нашем же обществе резко сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов – все это резко усложняет проблемы, создает реальную угрозу существованию общества. В этих условиях умение разрешать конфликты ценностей, идеалов приобретает особое значение. Главное, что необходимо учесть, – на базе каких основополагающих объединяющих ценностей будут регулироваться более частные политические, социально-экономические конфликты.
       Различие в системах ценностей,  идеалов не должно заслонять  то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и человеческой цивилизации в целом). Осознание своих социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации, чему мы следовали долгие годы. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, мир на земле.  

      3. Формы и разновидности культуры. 

   Совокупность  ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. В рамках любой культуры общества встречаются социокультурные различия и между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Важно учитывать, что в принципе целостность культуры – состояние, далекое от однообразия, застоя.
       Культура дифференцируется на  обыденную (связанную с получением  информации на уровне повседневного  опыта) и специализированную (связанную с получением знания в процессе специальной профессиональной подготовки).
       В зависимости от того, кто  создает культуру и каков ее  уровень, социологи различают три формы – элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру. Основные формы культуры: высокая (элитарная) культура и народная культура (фольклор и т.д.) возникли еще со времен разделения умственного и физического труда, социального расслоения общества. Как правило, в качестве своей непосредственной предпосылки они имели прежде всего различный уровень образованности индивидов, в кругу которых преимущественно распространялись и развивались эти формы. По мере развития общей образованности населения, демократизации общества данные пласты культуры во все большей степени теряли свою социально-групповую привязанность, приобретали характер стилевого разнообразия, модификации художественной культуры, уровня доступности, ассоциативности и т.д. Сегодня для значительного числа людей это пласты их внутренней культуры.
       Элитарная культура создается  привилегированной частью общества  либо по ее заказу профессиональными  творцами. Она включает изящное  искусство, так называемую серьезную  музыку и высокоинтеллектуальную  литературу. Элитарная, или высокая  культура, например живопись Пикассо  или музыка Шнитки, трудна для  понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия  опережает уровень восприятия  среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры – "искусство для искусства".
       Народная культура создается  анонимными творцами, не имеющими  профессиональной подготовки.
       Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор – Еще одно название народного творчества.
       Массовая культура создается  профессиональными авторами и  распространяется с помощью электронных носителей. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк – примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Это культура для повседневного потребления.
       Поскольку общество распадается  на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
      Субкультура – часть общей  культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
       Говорят о молодежной субкультуре,  субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.
       С позитивными субкультурами  мы имеем дело повседневно.  Под ними имеются ввиду модификации  культуры общества в соответствии  с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и т.д. особенностями той или иной группы людей. Речь идет именно о модификации, когда, сохраняя характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения, в рамках той или иной группы, во-первых, возникают нормы, обеспечивающие регулирование связей в соответствующих социальных институтах: воинская, врачебная субкультуры и т.д., во-вторых, возникают стилевые отличия, акценты, которые выражают особенности типа жизнедеятельности носителей субкультуры, их истории (городская субкультура, субкультура казаков и т.д.), в-третьих, возникают определенные (идеологические) различия в понимании путей развития общества, не затрагивающие глубоко основные моральные и правовые устои общества (идеология рабочего класса и т.д.). Наличие субкультур – свидетельство внутреннего многообразия культуры данного общества, его способности к развитию и адаптации к новым условиям, готовности найти ответ на новые вызовы истории.
       Необходимо отделить те субкультуры,  которые противостоят культуре  данного общества, являются ее  антагонистами (субкультуру преступного,  уголовного мира, а также так называемую контркультуру). Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.
       В контркультуре мы имеем дело  с протестом, чаще всего части  молодежи, которая не покушается  на правовые основы существующего  общества, но бросает вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наиболее яркий образец контркультуры последних десятилетий – хиппи. Однако следует иметь в виду, что если субкультура террористов противостоит человеческой культуре, то молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
       Наличие и распространение контркультуры  как целостного образования, а  не как отдельных остаточных явлений, – признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности человека (чаще всего вновь вступающих в жизнь поколений) предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения. Длительность существования контркультуры, ее устойчивость как целостности существенно зависит от способности общества преодолеть кризис своей культуры.
       Наряду с понятиями субкультуры  и контркультуры в социологию  постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социологом К.Болдуингом. Суперкультура – это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Она характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык – английский, и мировая идеология – наука. Сохранившиеся еще местные народные культуры вкрапляются в суперкультуру наподобие разрозненных точек, ибо они – дело семьи, клана, группы сверстников, неформальных организаций. Народная культура оберегает священное, а суперкультура поощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации. 

      4. Роль культуры в развитии  человека и общества. 

   Культура  – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура – надстройка над природой.
   Исключительная  роль культуры в жизни человека и  общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.
   Второй  функцией культуры, тесно связанной  с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
   Не  менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.
   С названными функциями тесно переплетается  коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью  языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры — наука, искусство, техника и др. — пользуются своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.
   Существует  еще одна важная функция культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности.
   Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит  свое выражение в создании новых  ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.
   Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая  связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.
   Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта — во-первых, критически-творческой деятельности — во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.
   Культура  составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.
   Сегодня основные характеристики культурного  человека остаются теми же: знания, объем  и глубина их должны быть значительными, а умения — отмочены высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков. 

   Заключение  

   Таким образом, можно сделать вывод, что  культура в жизни человека играет важную, но весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также  другим группам. Культура возвышает  человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.
 

 

                           Список литературы 

    Кравченко А. И. , Культурология. Разд. 2/ А. И. Кравченко.-Москва,2000
 
    Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов/ Е. М, Бабосов. – 2-ое издан.,стер.- Минск: ТетраСистемс,2004.
 
    Матецкая А.В. Социология культуры. Уч. пособие. Ростов: РГПУ, 2006, 317 с.
 
   4. Окладникова Е.А.  Социология  культуры: Учеб. Пособие. - СПб: СПбГИЭУ, 2006, 312 с. 

   5. Ильенков Э.В. Философия и культура. – Москва: 1991


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.