На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовое планирование и бюджетирование на предприятиии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Сущность  и процесс финансового  планирования.
     Планирование  – важнейшая функция управления, позволяющая управлять рисками  и достигать успеха. В рыночной экономике планирование позволяет не только скоординировать деятельность отдельных подразделений предприятия  по достижению перспективных целей, но и осуществить оптимизацию экономических последствий принимаемых решений.
     Сущность  финансового планирования можно  рассмотреть и определить через  его объекты:
      Финансовые ресурсы – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления затрат по расширению воспроизводства, экономическому стимулированию, выполнении обязательств перед государством и финансирования прочих расходов.
      Финансовые отношения – это денежные отношения, возникающие в процессе расширения воспроизводства между предприятиями.
      Стоимостные пропорции – формируются при распределении финансовых ресурсов, должны быть экономически обоснованны.
     Таким образом, финансовое планирование одновременно обосновывает рациональные отношения, стоимостные пропорции, движение финансовых ресурсов и на этой основе определяются финансовые показатели на плановый период.
     На  передовых предприятиях специально для целей финансового управления разрабатывают финансовую структуру, которая может не совпадать с юридической структурой и организационной структурой управления. Финансовая структура предприятия определяет состав, соподчиненность, полномочия и ответственность центров финансовой ответственности. В этом случае объектами финансового планирования и контроля являются центры финансовой ответственности.
     Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение предприятия, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/ или доходы,  финансовые результаты, притоки и оттоки денежных средств. Вся деятельность подразделений в качестве ЦФО отражается в финансовых планах (бюджетах), которые консолидируются вначале на уровне подразделений, а потом на уровне предприятия в целом.
     Основными задачами финансового планирования являются:
      Воплощение выработанных стратегических целей в формулы конкретных финансовых показателей.
      обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия.
      определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования.
      Выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение прибыли.
      Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами.
      Соблюдение интересов инвесторов.
      Контроль за финансовым состояние предприятия.
     Главная цель финансового планирования на современном  этапе заключается в «обосновании стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а так же  в определении необходимого объема финансовых ресурсов и выборе оптимальных источников их формирования»1.
     Итак, финансовое планирование – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на плановый период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Виды  финансового планирования.
     Финансовое  планирование - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.
     Финансовое  планирование на предприятии охватывает три основных его вида:
    Перспективное (стратегическое) финансовое планирование.
    Текущее финансовое планирование.
    Оперативное финансовое планирование.
Подсистемы  финансового планирования Формы разработки планов Период  планирования
Перспективное (стратегическое) планирование Прогноз бухгалтерской отчетности (1-5форма) 3-5 лет
Текущее планирование План движения денежных средств, план отчетности о  прибылях и убытках, план бухгалтерского баланса. 1 год
Оперативное планирование Кассовый план, расчет потребности в краткосрочном кредите, платежный календарь. Декада, квартал, месяц
Табл.1. Подсистемы финансового планирования.
     Перспективное (стратегическое) финансовое планирование – призвано стимулировать достижение генеральных целей предприятия. В рамках данного планирования разрабатывается финансовая стратегия и финансовая политика как в целом, так и по отдельным направлениям финансовой деятельности. Под перспективным финансовым планированием деятельности предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижений. Перспективное финансовое планирование деятельности предприятия является частью общей стратегии экономического развития предприятия и носит по отношению к ней подчиненный характер и должно быть согласовано с ее целями и направлениями.
     Текущее финансовое планирование – дает возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития , сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а так же определить структуру активов и капитала предприятия на конец планового периода.
     Отдельные виды текущих финансовых планов предприятия  составляют обычно на предстоящий год с разбивкой по кварталам. В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов:
    План доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности.
    План поступления и расходования денежных средств.
    Балансовый план.
    План формирования и использования финансовых ресурсов.
   Разработка плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности является первоначальным этапом текущего планирования финансовой деятельности предприятия Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в планируемом периоде.
   Разработка  плана поступления и расходования денежных средств также является важным моментом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана  является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планируемого периода. Поэтому показатели этого плана часто рассчитываются не только поквартально, но и в помесячной разбивке.
   Балансовый  план предприятия отражает прогноз  состава его активов и пассивов и представляет собой часть текущего финансового планирования на предприятии. Целью разработки балансового плана является определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей финансовую устойчивость его развития.
   План  формирования и использования финансовых ресурсов представляет собой часть  текущего финансового планирования предприятия, целью разработки которого является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих стратегическое развитие предприятия в планируемом периоде.
   Оперативное финансовое планирование – представляет собой составление платежного календаря и кассового плана с целью контроля поступлений и расходования средств. Кроме того, позволяет регулировать финансовые потоки за счет привлечения краткосрочных кредитов (при дефиците средств) или за счет краткосрочных вложений (при избытке средств). Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке системы бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам. В практике оперативного финансового планирования используются два вида бюджетов: бюджет капитальных затрат и поступления средств и бюджет текущих денежных расходов и доходов.
   Бюджет  капитальных затрат и поступления  средств (для краткости — капитальный бюджет) — это бюджет, разрабатываемый на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта.
   Бюджет  текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет) — это бюджет, разрабатываемый по отдельным хозяйственным операциям или по хозяйственной деятельности предприятия в целом в разрезе отдельных краткосрочных периодов (в порядке конкретизации плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.3. Методы финансового  планирования.
   Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей  могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
   Нормативный метод
Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и другие. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:
    Федеральные нормативы (ставки федеральных налогов, нормы амортизации основных средств).
    Нормативы отдельных субъектов РФ (тарифы взносов и сборов, ставки местных налогов и т.д.)
    Отраслевые нормативы – применяются в условиях отдельных отраслей, а так же в зависимости от организационно-правовой формы предприятий (льготное налогообложение, ограничения по норме рентабельности для отдельных отраслей).
    Нормативы хозяйствующего субъекта – самостоятельно разрабатываются предприятием в целях повышения эффективности использования капитала (нормы потребности в оборотных средствах, нормативы распределения прибыли предприятия, нормативы отчислений на социальное развитие).
    Расчетно-аналитический  метод
      Сущность  расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе анализа достигнутой  величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.
      Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и  доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.
     Балансовый метод
     Сущность  балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается  увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и другие. Данный метод позволяет избежать ситуаций, при которых предприятие окажется не платежеспособным.
     Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:
     Он + П = Р + Ок,
где Он – остаток  средств фонда на начало планового периода, руб.;
П – поступление  средств в фонд, руб.;
Р – расходование средств фонда, руб.;
Ок – остаток  средств на конец планового периода, руб.
Метод оптимизации плановых решений
     Сущность  метода оптимизации плановых решений  заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
    минимум приведённых затрат;
    максимум приведённой прибыли;
    минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
    минимум текущих затрат;
    минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
    максимум дохода на рубль вложенного капитала;
    максимум прибыли на рубль вложенного капитала;
    максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).
     Например, в качестве критерия выбора принимается  минимум приведённых затрат, которые  представляют собой сумму текущих  затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле:
И + Ен * К = min,
где И – текущие  затраты, руб.;
К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.;
Ен – нормативный  коэффициент эффективности капиталовложений.
Экономико-математическое моделирование
     Сущность  экономико-математического моделирования  в планировании финансовых показателей  заключается в том, что оно  позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми  показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.
     Модель  может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:
Y = f(x),
где Y – показатель;
х – факторы.
     В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Система бюджетного планирования.
      Сущность и классификация бюджетов.
     Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
     Бюджетирование  является важным фактором повышения  эффективности производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, так как  позволяет оптимизировать систему  использования его различных  ресурсов.
     Система планирования на отечественных предприятиях имеет в настоящее время много недостатков:
      в планировании преобладает затратный механизм;
      отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные;
      процесс планирования начинается от производства, а не от сбыта продукции;
      экономическое планирование, как правило, не доводится до планирования финансового и т.д.
     Устранение  перечисленных недостатков во многом может быть обеспечено с помощью  разработки и внедрения на предприятии  системы бюджетирования.
     Бюджет  представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.
     Процесс бюджетирования носит непрерывный  или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных  на год в процессе текущего финансового  планирования, заранее (до наступления  планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов (на предстоящий квартал), а в рамках квартальных бюджетов - система месячных бюджетов (на каждый предстоящий месяц). Процесс такого скользящего бюджеторивания гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля результатов этой деятельности.
     Применяемые в процессе оперативного финансового  планирования бюджеты классифицируются по ряду признаков.
     По  сферам деятельности предприятия выделяют бюджеты по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Эти бюджеты разрабатываются в порядке детализации соответствующих текущих финансовых планов по предприятию в целом на предстоящих квартал или месяц.
     Бюджет  по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.
     Бюджет  по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности. 
      Бюджет  по финансовой деятельности призван существующим образомдетализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.
     По  видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.
     Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов: 1) текущие разделы; 2) доходы от текущей хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности. Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет реализации продукции - товаров или услуг.
     Капитальный бюджет представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов).
     По  широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный.
     Функциональный  бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат - например, бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и т.п.
Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат - например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.
     По  методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты.
     Стабильный  бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия - например, бюджет расходов по обследованию охраны предприятия.
     Гибкий  бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемой сумме, а в виде норматива расходов, привязанных к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции.
     Особой  формой бюджета выступает платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.) и по предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств). 
 
 
 
 
 
 
 

      Бюджет  доходов и расходов
     Одной из форм в системе бюджетирования является бюджет доходов и расходов (БДР). Назначение бюджета доходов  и расходов– сопоставить все  доходы и расходы предприятия за бюджетный период с выделением наиболее важных (критичных) статей расходов и источников доходов. Основная задача данного бюджета – показать руководству компании эффективность ее хозяйственной деятельности на предстоящий период. Бюджет доходов и расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления – управление экономическими результатами деятельности предприятия, т. е. прибылью и рентабельностью. Он показывает суммарные и детализированные доходы; суммарные и детализированные расходы.
     Бюджет  доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный  период, принятый в организации, в  соответствии с ее бюджетным регламентом. Без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДР (например, объем заказов, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до 2—5 лет.
    Современные требования к формату бюджета  доходов и расходов:
    отражение наиболее важных статей доходов и расходов;
    выделение переменных и постоянных расходов;
    выделение отдельной строкой сумм амортизационных отчислений;
    использование многоступенчатого расчета финансовых результатов;
    расчет финансовых результатов отдельно по операционной и финансовой деятельности.
    Информационной основой для составления бюджета доходов и расходов являются операционные бюджеты:
    бюджет продаж;
    бюджет себестоимости реализованной продукции;
    бюджет коммерческих расходов;
    бюджет общехозяйственных расходов;
    бюджет доходов от финансовой деятельности;
    бюджет расходов от финансовой деятельности;
    бюджеты прочих доходов и расходов.
    Группировка статей бюджета доходов и расходов строится на основе единого бюджетного классификатора, отражает задачи управления и основывается на существующих бизнес-процессах и их актуальности. Каждая доходная и расходная статья бюджета может детализироваться до различных уровней (товарно-материальной ценности, услуги, договора, проекта и других бюджетных элементов) с учетом специфики производственно-сбытовой деятельности и на основе экономической обоснованности и целесообразности.
 Доходная  часть бюджета формируется с  учетом:
    бюджета продаж основной продукции;
    доходов от прочей деятельности;
    прогноза внереализационных доходов и рассчитанной курсовой разницы, полученной в результате предполагаемого изменения курса валюты на период получения денежных средств за отгруженную продукцию;
    прогноза полученных процентов за предоставленные кредиты и займы.
 Расходная часть  бюджета формируется из следующих показателей:
    переменные и условно-постоянные затраты для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
    бюджет коммерческих расходов;
    прочие внереализационные расходы и проценты по полученным кредитам и займам.
     Для повышения аналитичности информации форма бюджета доходов и расходов должна разрабатываться с учетом особенностей конкретного предприятия. В данной форме рекомендуется выделять наряду с постоянными и переменными прямые и косвенные расходы. При этом, на практике, зачастую, прямые затраты являются переменными, а косвенные – постоянными затратами.  Если данное утверждение не выполняется целесообразно выделять прямые переменные затраты, прямые постоянные затраты, косвенные переменные и косвенные постоянные затраты. Форма бюджета доходов и расходов, учитывающая выделение затрат на переменные и постоянные приведена в таблице. 

Показатели Кварталы Всего
1 2 3 4
1 2 3 4 5 6
1.Выручка  от реализации продукции, в  том числе по видам продукции          
2. Переменные  затраты, в том числе…….          
3. Валовая  маржа          
4. Амортизация          
5. Постоянные  затраты (без амортизации) в  том числе ……          
6. Прибыль  от реализации продукции, оказания  услуг          
7. Арендная  плата полученная          
8 Арендная  плата уплаченная          
9. Прочие  операционные доходы          
10. Прочие  операционные расходы          
11. Операционная  прибыль до выплаты процентов  и налогов          
12. Проценты  к получению          
13. Проценты  к уплате          
14. Доходы  от участия в других организациях          
15. Прочие доходы          
16. Прочие  расходы          
17. Прибыль  до налогообложения          
18. Налог  на прибыль          
19. Чистая  прибыль          
     Табл. Рекомендуемая форма годового бюджета  доходов и расходов.
     Бюджет  доходов и расходов (БДР) – необходимый  инструмент для успешного развития бизнеса. Он является финансовым выражением целей предприятия, его стратегий и намеченных мероприятий. 
 
 
 
 

2.3. Бюджет движения  денежных средств
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.