Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Историческое развитие модели итальянской экономики. Особенности корпоративной структуры. Изменения в механизме управления экономикой. Место Италии в мировой экономике. Италия и Россия. Высокий уровень жизни населения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 30.04.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
ВВЕДЕНИЕ
Италия -- наследница великого государства древности Римской империи. Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая страна. Достойна ли она своих предков?
Италия - средиземноморская страна, Итальянский «сапожок» (так выглядит на географической карте Аппенинский полуостров, на котором находится большая часть Италии) со всех сторон окружен теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов, виноград и оливки -- вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное море -- это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь международной торговлей.
Многие города Италии еще в эпоху Средневековья завоевали славу международных торговых центров. Это были города-республики, которые имели большое количество военных и торговых кораблей и соперничали между собой за господство на морских путях. Самыми крупными из них были Венеция и Генуя, создавшие свои торговые империи. Они основывали купеческие фактории (места, где жили и торговали их купцы во время путешествий) и даже захватывали колонии: генуэзцы владели колониями на Крымском полуострове, а венецианцы - островом Крит. Через итальянских купцов попадали в средневековую Европу с Востока самые ценные товары того времени - пряности и шелка. Но Великие географические открытия в XV-XVI вв. привели к упадку морских республик Италии. Главные морские пути Европы переместились в Атлантический океан, и итальянские купцы оказались не у дел.
В истории Италии была еще одна великая эпоха. Это эпоха Возрождения, XV-XVI вв. В то время Италия была раздроблена на небольшие государства и владения. В страну постоянно вторгались иноземные захватчики - французы и испанцы. Но именно в это время итальянские художники, мыслители, писатели совершили великий переворот в европейском и мировом искусстве. Почти в каждом маленьком итальянском государстве жил художник, ученый или архитектор, чье творчество перешагнуло века.
Италия как единое централизованное государство еще очень молода. Это государство было создано в борьбе против австрийцев, захвативших большую часть страны, в 1860-1870-х гг. Героем освободительной борьбы итальянского народа был Джузеппе Гарибальди (1807-1882), который со своей знаменитой «тысячей» (отрядом повстанцев) организовал поход на Рим. Но лаврами побед над захватчиками воспользовались другие. Италия стала королевством, которое в конце XIX в. мечтало, как многие европейские государства, о колониях. Ей удалось захватить часть Северной Африки (современные Ливия и Тунис). В 1920г. к власти в Италии пришли фашисты во главе с Бенито Муссолини (1893-1945), которые стремились возродить агрессивные традиции Римской империи. Фашистская Италия, пользуясь поддержкой Германии, захватила маленькую Албанию, часть Греции и даже Эфиопию в Африке. Но после разгрома во Второй мировой войне Италия лишилась всех своих колоний и забыла об имперских амбициях. Современная Италия - это динамичное, экономически развитое государство Европы, один из видных членов Европейского союза.
На международном рынке у Италии традиционно изящный, даже утонченный женский образ, даже в Средние века итальянские города славились производством шелковых тканей, позаимствовав тутовое дерево и искусство изготовления шелка на Востоке, из ввозимого сирийского хлопка в Венеции изготовляли высокоценный бархат. В наши дни Италия - один из крупнейших мировых экспортеров модной и качественной одежды и обуви. Другой «конек» итальянской промышленности - современная электротехника для хозяек: стиральные машины, холодильники. Много вывозит Италия и продовольствия - Традиционных мучных изделий (макароны, полуфабрикаты для пиццы), аристократических средиземноморских плодов (оливки, цитрусовые), вин. Широко известны итальянские автомобили -- «Фиат» и изящные гоночные «Феррари».
1.СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ.
1.1.Историческое развитие модели итальянской экономики.
Одним из главных факторов, оказавших влияние на формирование модели итальянской экономики, была запоздалая индустриализация, которая с самого начала поставила эту экономику в положение слабого партнера на быстро развивавшемся европейском рынке. Несмотря на форсированный рост в отдельные периоды (1896-1914 гг., 30-е годы, "экономическое чудо" послевоенных лет, отчасти 80-е годы) и бесспорную принадлежность страны к "большой семерке", Италии так и не удалось до конца стереть эту печать полупериферийности. По абсолютным масштабам производства некоторых важнейших видов промышленной продукции она еще перед Первой мировой войной вышла на 8-е место в капиталистическом мире, хотя ее промышленный экспорт на 40% состоял из текстиля. Спустя почти столетие страна по-прежнему специализируется главным образом на производстве потребительской продукции.
Характерной реакцией на относительную слабость позиций в мирохозяйственной иерархии всегда было активное участие государства в воспроизводственном процессе. Компенсируя своими ресурсами нехватку инвестиционных возможностей национальной буржуазии, государство создавало первые предприятия тяжелой и военной промышленности, расширяло транспортную сеть.
В 30-х годах, в условиях мирового кризиса и депрессии, фашистское правительство осуществило тотальную перестройку экономики на началах дирижизма и автаркии, включая огосударствление банковской системы и принудительную картелизацию промышленности. Был создан ряд стратегически важных отраслей, проведена мелиорация земель в отдельных районах Юга.
В послевоенный период массированные государственные капиталовложения в ключевые отрасли экономики обеспечили рывок, благодаря которому Италия превратилась в развитую индустриально-аграрную страну и вошла в круг лидеров капиталистического мира. В настоящее время, несмотря на частичную приватизацию, государственный сектор остается одним из крупнейших в Европе, лишь ненамного ослабив свою доминирующую роль в национальной экономике.
Специфика итальянской модели во многом обусловлена исторически сложившейся региональной неоднородности страны. Возникшее в 1861 г. национальное государство было плодом политического компромисса между буржуазией Севера, которая возглавляла процесс объединения, и латифундистами Юга, которые сумели обусловить этот союз отказом от проведения аграрной реформы. Производственные системы обеих частей страны, характер их связи с внешним рынком изначально были разными.
Такой симбиоз имел результатом не только узость внутреннего рынка, тормозившую развитие страны, но и углубление раздвоение национальной целостности: в течение десятилетий индустриализация Севера питалась притоком капитала и рабочих рук из южных районов, лишая их возможности преодолеть свое отставание. Несмотря на то, что в послевоенные годы государство насаждало на Юге крупную промышленность и предоставляло щедрые бюджетные трансферты, проблема не решена и по сей день: разрыв показателей национального дохода на душу населения по сравнению с 20-ми годами, по некоторым оценкам, даже несколько возрос.
1.2. Особенности корпоративной структуры.
Для верхнего эшелона итальянской корпоративной структуры характерна высокая степень концентрации собственности, причем большей частью "семейного" типа. В единоличном владении мажоритарным пакетом акций находится около 60% стоимости цепных бумаг, обращающихся на рынке капитала, в собственности пяти ведущих (для каждой фирмы) держателей - около 90% (для сравнения: в США этот показатель равен 25%, в ФРГ - около 40%). На долю мелких владельцев приходится лишь 2% котирующихся акций; они практически не оказывают влияния на управление компаниями и лишены возможности контроля за принятием решений.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) Италии имеют, как правило, пирамидальную (холдинговую) форму и объединяют под своим контролем около 1/3 фирм с 1/2 общей численности занятых. В рамках группы акционерные связи организованы сверху вниз: во главе обычно стоит финансовый холдинг, от него идут вертикальные цепочки участия в капитале юридически независимых фирм, и на каждой ступени вышестоящие фирмы осуществляют контроль над нижестоящими. Расширение сферы контроля, диверсификация акционерного портфеля достигаются через перекрестное межгрупповое владение акциями. В пирамиде, имеющей четыре уровня, контроль верхнего звена может быть обеспечен при владении всего лишь 7% акций, если субхолдинги промежуточных уровней распоряжаются 51% акций компаний следующего нижестоящего уровня. Такая структура страхует руководящее ядро ФПГ от "враждебной" покупки входящих в нее компаний и нежелательных изменений в их менеджменте.
Итальянские фирмы широко практикуют различные формы договорных отношений. Взаимными участиями в капитале связаны более 85% всех компаний страны с годовым оборотом свыше 500 млрд. лир. Финансовый механизм пирамидальных групп, а также формальные и неформальные связи держателей акций - играют ключевую роль в осуществлении прав собственности и контроля над управлением предприятиями.
Такая структура открывает широкие возможности при выработке и осуществлении стратегии корпоративного управления. Преимуществом такой структуры является возможность организовать при головном предприятии сетевое окружение, строящееся на принципах специализации и кооперирования более мелких фирм. Это обеспечивает быстроту приспособления к меняющимся условиям рынка, облегчает восприятие новых технологий и способствует установлению гибких внутрифирменных отношений путем использования разных форм поощрения управленческого персонала и наемных работников.
Поскольку в деловой среде Италии господствует стремление к надежности корпоративного контроля, компании, как правило, избегают выходить на фондовую биржу. Капитализация крупнейшей в стране Миланской биржи эквивалентна всего лишь 25% национального ВВП против 150% у Лондонской.
Вторым важнейшим компонентом производственной и корпоративной структуры является государственный сектор, на долю которого в начале 90-х годов приходилось 19,4% добавленной стоимости, 23,6% инвестиций и 15% занятых (без учета сельского хозяйства). По суммарному вкладу госсектора в экономику, рассчитанному как среднее арифметическое этих трех показателей, - 19.3% - Италия уступала только Португалии и Греции (20-21 %) и опережала Францию (17.6%).
ИРИ, созданный в 1933 г., представлял собой трехступенчатый холдинг, верхняя ступень которого находилась в 100%-ной государственной собственности и владела 51-100% капитала субхолдингов, а на "внучатом" уровне достаточно широко присутствовал частный капитал. Благодаря такой структуре ИРИ мог оказывать влияние на внушительные объемы собственности и капиталовложений. Так, в 1973 г. соотношение бюджетных дотаций и привлеченных с их помощью средств в этом секторе составляло 1:10. Убытки отдельных предприятий компенсировались путем перераспределения прибыли внутри группы. На этой идее совокупной эффективности и окупаемости вложений и основывалась начиная с 60-х годов экономическая философия ИРИ. Другая ее составляющая - централизованное управление: государство контролировало всю пирамиду участий через своих представителей в административных советах нижестоящих финансовых (второй уровень) и оперативных (третий уровень) единиц.
На этапе ускоренного роста "формула ИРИ" олицетворяла плюсы сложившейся в Италии модели смешанной экономики: оригинальный способ финансирования, позволяющий мобилизовать значительные объемы частных инвестиций, высокую степень концентрации производства при децентрализации и маневренности управления, возможность своевременного вмешательства в целях разделения риска и обеспечения суммарной окупаемости капиталовложений.
Однако с течением времени на первый план стали выходить проблемы коррупции и неэффективности управления ИРИ.
Третий важнейший компонент производственной структуры Италии - кооперативный сектор. К началу 90-х годов в стране насчитывалось 88 тыс. кооперативов всех разновидностей, более 1/3 которых были объединены в четыре общенациональные организации (из них две очень крупные), из около 8 млн. пайщиков. В этот сектор входили 107 "народных банков" и 715 сельских и ремесленных сберегательных касс, на долю которых приходилось соответственно 12 и 14% активов национальной банковской системы. Система кредитных кооперативов обслуживала сотни тысяч малых и средних предприятий (МСП), подобно капиллярной сети пронизывая экономику ведущих районов производства и экспорта - Ломбардии, Пьемонта, Эмилии-Романьи, Венето.
Итальянская экономическая литература различает несколько видов территориальной кооперации МСП; промышленные округа, констелляции, группы, сети. Округ объединяет значительное число МП, специализирующихся на отдельных фазах производства какого-либо продукта; высокая плотность предприятий на ограниченной территории позволяет реализовать такие преимущества кооперации, как инновационность, гибкость, сокращение риска, снижение трансакционных и общих издержек. Констелляция - это кооперация небольшого числа предприятий (5-10), специализирующихся на промежуточных или на конечных стадиях производства. Среди них имеется головное, к которому остальные приспосабливают свой производственный ритм. Отношения между предприятиями либо неформальные, либо контрактные (с участием головного в капитале других предприятий). Группа появляется там, где в условиях модернизации производства вырабатывается новая стратегия роста, определяются цели и радиус действия, есть возможность приобретения новых мощностей и т.п. Сеть представляет собой неформальное (без участия в капитале) объединение автономных, но технологически тесно связанных между собой предприятий.
Имеются сети, используемые крупными компаниями (например, у концерна "ФИАТ" насчитывается несколько сотен крупных поставщиков, каждый из которых располагает собственным кругом субподрядных фирм второго уровня), сети франчайзинга (например, у компании "Бенеттон''), и сети, состоящие только из МСП. Именно среди этих последних наиболее часто наблюдается использование кооперативной формы собственности как таковой. Кооперативный сектор производства широко представлен в промышленных округах, констелляциях и группах.
За пределами страны получила известность в качестве "итальянской модели индустриализации" (она же "модель Эмилии-Романьи", или "диффузная индустриализация") та форма кооперированного малого предпринимательства, которая в других странах известна как "промышленный округ" (термин, предложенный американским экономистом Маршаллом). Эти территориально-производственные системы типичны для большинства провинций Северо-Востока и Центра страны, где проживает свыше 35% населения.
Главный отличительный признак округов и залог их жизнеспособности - интенсивное использование местных ресурсов: предпринимательской инициативы, ноу-хау (обычно здесь имеются давние ремесленные традиции и навыки выхода на внешние рынки), обученной на месте рабочей силы (это районы с полуаграрным населением, где семьи в 20-30 человек не редкость), накопленных сбережений т.д. Округ относительно независим в определении своей хозяйственной стратегии, менеджмента, организации производства и сбыта продукции. Разделение труда в такой структуре предполагает многообразную взаимозависимость между предприятиями - квоты финансового участия, контракты на поставку продукции, неформальные временные соглашения и т.д.
Исторически в Италии различаются "белые" (католические) зоны, где кооперативный сектор складывался под лозунгом "солидарности", и "красные" (левые), строившие его на началах "взаимопомощи". Важную роль в тех и других играет социокультурный фактор, определяющий ситуацию на рынке труда. Здесь поддерживается рациональная связь между численностью квалифицированной рабочей силы и созданием новых предприятий: по мере необходимости происходит отпочкование, создающее новые рабочие места. Округа и сети предоставляют участникам разнообразные услуги в области технологии, профессионального обучения, менеджмента, сбыта продукции, финансирования и т.д.
С сетевым производством в округах связана одна из уникальных особенностей итальянской экономики, выделяющая ее из круга других стран-лидеров: ведущая роль малого и среднего предпринимательства в продвижении национальной продукции на внешние рынки. Вес наиболее конкурентоспособные отрасли обрабатывающей промышленности - производство текстиля, модной одежды и обуви, бытовых электротоваров и других предметов домашнего обихода, пищевой продукции -- представлены территориальными гнездами МСП и организованы по кластерному признаку. Так, керамическая промышленность (около 30% мирового производства, 60% мирового экспорта и лидерство по широте ассортимента) почти вся сосредоточена в округе Сассуоло, провинция Эмилия-Романья, где гончарное производство известно с XIII в. Округ Прато, "шерстяная столица ЕС", ведет крупномасштабное экспортное производство на 16 тыс. мелких предприятий со средним числом занятых чуть больше трех человек на каждом.
Итальянские корпорации обычно развиваются по вертикали: производство готовой продукции на месте обрастает специализированными предприятиями по выпуску промежуточных товаров, необходимого сырья, специального оборудования и сопутствующих услуг. Отрасли, считающиеся традиционными, работают на базе передовых технологий, с применением современной техники маркетинга, и активно используют информационную составляющую в области конструирования, новых материалов и вообще быстрого внедрения новшеств.
Все это, а также определенная поддержка со стороны государства (в частности, введение стимулов для покупки современного промышленного оборудования) обеспечивает высокие темпы роста производительности труда. Неизбежные для малого предпринимательства слабости, связанные с нехваткой венчурного капитала, управленческого опыта и глобальных стратегий, малый бизнес успешно компенсирует своей исключительной способностью приспособляться к любым условиям рынка, готовностью к риску и конкуренции. Дополнительным преимуществом, начало которого заложено в гуманистических традициях страны, является совмещение технико-инженерных требований с эстетическими: от экспорта дизайна Италия получает ежегодно до 10 млрд. долл.
В отличие от малых крупные предприятия имеют обыкновение больше полагаться на государственную поддержку, которая обеспечивает им льготный режим на внутреннем рынке, и малоконкурентоспособны на внешних. В результате среди ведущих экспортеров страны лишь 1/5 относятся к крупным, а на предприятия с числом занятых менее 300 приходится 40% стоимости национального экспорта. Слабым звеном в экспортной деятельности является и госсектор: практически все отрасли, в которых государство выступает в качестве основного производителя, потребителя или поставщика, крайне уязвимы на внешних рынках.
В стране имеются мощные организации по защите корпоративных интересов: Конфедерация промышленников (Конфиндустрия) и ряд других предпринимательских союзов, три профсоюзных объединения разной партийной окраски и два ведущих кооперативных объединения, построенные по территориально-отраслевому принципу.
Взаимодействие этих структур оказывает решающее влияние на рынок труда. В течение десятилетий в Италии действовала подвижная шкала заработной платы; уровень социальных отчислений предпринимателей был одним из самых высоких в ОЭСР. Профсоюзное наступление 1969-1970 г. завершилось принятием "Статуса трудящихся" и введением системы коллективных договоров, резко расширявшей права трудящихся на управление предприятиями и гарантии сохранения рабочих мест. В периоды спада конъюнктуры, однако, патронат отвоевывает позиции, сокращая масштаб своих уступок.
1.3.Изменения в механизме управления экономикой.
Финансовый закон 1992 г. отводил приватизации роль ключевого инструмента новой экономической политики. В соответствии с ним главные государственные холдинги ИРИ и ЭНИ, публичные агентства КРЕДИОП и ИМИ, ряд государственных монополий подлежали немедленному акционированию. Право собственности на активы кредитных институтов вместе с ответственностью за реструктуризацию и продажу отдельных компаний переходило к казначейству. Часть средств от приватизации предполагалось передавать ИРИ и ЭНИ, другую часть использовать для покрытия государственного долга.
После продолжительных дебатов было решено, что форма приватизации будет избираться применительно к каждому отдельному случаю. Прибыльные банки, страховые компании и промышленные предприятия подлежали немедленной продаже без реструктуризации, убыточные предполагалось сначала реструктировать. В ряде случаев (отраслевые холдинги ЭНЭЛ, СТЕТ) государство сохраняло за собой «золотую акцию». В 1994 г. были законодательно определены стратегические секторы с особыми прерогативами государства: некоторые предприятия оборонной промышленности, телекоммуникаций, транспорта и энергетики должны были изменить отдельные статьи документов, определяющих их юридический статус, таким образом, чтобы казначейство получило право вето на трехлетний срок, если 10% (или более) их капитала окажется в руках одного инвестора.
Для рассредоточения отчуждаемой государственной собственности среди возможно большего числа мелких держателей закон устанавливал потолки единоличного участия в капитале приватизируемых предприятий. С другой стороны, в ряде случаев считалось важным наличие «твердого ядра» собственников, которым запрещалось перепродавать акции, и вводились специальные (с правом голоса) права собственности. Были установлены правила, обеспечивающие большую прозрачность функционирования корпораций. Так, регистрации подлежали все соглашения, заключенные между акционерами котирующихся на бирже компаний (включая голосующие и консультативные трасты). В 1990 г. в стране впервые было принято антимонопольное законодательство, вводившее нормы регулирования картелей, ограничившее возможности злоупотребления доминирующим положением и ставившее под контроль процесс слияний и поглощений.
Ускорилась модернизация банковской системы, начало которой было положено на рубеже 80-90-х годов в связи с утверждением директив Комиссии ЕС. Согласно законодательству, принятому еще в 1936 г., долгосрочное кредитование велось небольшим числом специализированных институтов публичного права и использовалось как инструмент государственной политики развития отдельных отраслей и районов. Краткосрочный кредит был отдан коммерческим банкам и являлся главной формой их участия в инвестиционной деятельности нефинансового сектора. Коммерческие банки не имели права владеть акциями промышленных предприятий и быть представленными в их административных советах. Было только три деловых банка, широко занимавшихся инвестиционными операциями: два банка публичного права - «ИМИ» и «Медиокредито Чентрале», которые специализировались на поддержке госсектора и МСП, и "Медиобанка", с преобладанием частного и иностранного капитала, обладавший высокой степенью независимости от государства и занимавший стратегическое положение в сети межфирменных участий в капитале.
По новому законодательству, вступившему в силу с 1994 г., специализированные кредитные институты преобразуются в акционерные общества с продажей 49% их капитала на открытом рынке, а для коммерческих банков значительно смягчаются ограничения на владение акциями нефинансовых предприятий. Цель реформы заключается в движении банковской системы к модели «универсального банка», восстанавливающей эффективный контроль банков над промышленностью и их непосредственное влияние на управление и хозяйственную стратегию предприятий.
Реформа ввела и новый тип корпорации - многоотраслевую инвестиционную компанию, а также поэтапно модернизировала систему расчетов, по финансовым операциям. Были введены в обращение новые финансовые инструменты, предоставлено трехлетнее сокращение налога на корпорации с 36 до 20%, чтобы побудить более широкий круг компаний, особенно мелких и средних, к выходу на фондовую биржу. Начался процесс создания сети местных финансовых рынков для МСП.
Для оздоровления финансовой ситуации правительство разработало среднесрочную стратегию антиинфляционных мер и управления государственным долгом, включающую сокращение бюджетных расходов (в первую очередь различных типов пенсионных выплат, общий объем которых достиг 7% ВВП), перестройку системы здравоохранения, борьбу с уклонением от уплаты налогов и изменение структуры налоговых поступлений в сторону увеличения доли косвенных налогов, а также экономию на текущих расходах госаппарата. Налоговая реформа, начавшаяся в 1994 г., делает упор на упрощение процедур взимания налогов, меры по сбору задолженности и снижение ставок налога на корпорации, очень высокие по меркам ОЭСР.
С помощью чрезвычайных налоговых и иных усилий, в том числе введения временного «европейского налога» на активы предприятий, Италии удалось относительно быстро снизить величину бюджетного дефицита с 12,1% ВВП в 1992г. до 2,8% в 1998 г.. годовые темпы инфляции - до менее чем 2%, размеры государственного долга - до 123% ВВП. Это дало основание странам-партнерам согласиться на присоединение Италии к ЭВС уже с января 1999 г.
Законом 1992 г. была прекращена финансовая деятельность Агентства по делам Юга, а его ресурсы были переданы в ведение фонда при казначействе, откуда они будут распределяться между министерствами в соответствии с приоритетами бюджета. Государственную поддержку Югу, оказываемую в форме льгот по социальным отчислениям предприятий, предполагалось в течение пяти лет снизить более чем в пять раз (с 10 трлн. до 1,8 трлн. лир), компенсируя связанный с этим ущерб для предпринимателей ускорением реализации инфраструктурных проектов на Юге и более полным использованием средств Структурного фонда ЕС, а также дерегулированием местного рынка труда и режима заработной платы.
Законом 1995 г. с согласия ЕС были введены льготы для новых капиталовложений на Юге - субсидии и изъятия из налогообложения, предоставляемые на 18 месяцев и варьирующиеся в зависимости от размера предприятия и его местонахождения. Создан гарантийный фонд для содействия местным МСП путем поддержки венчурного кредитования и мер по увеличению капитала предприятий. Вводимые льготы сопровождаются ограничениями, направленными на повышение степени избирательности в проведении этой политики поддержки. Самой сложной проблемой остается реформа рынка труда. Для его модернизации в 1996 г. введено законодательство, предусматривающее систему льгот для предпринимателей и комплекс мер, расширяющих сферу применения трудовых контрактов. Важнейшие из них - более широкое использование нестандартных контрактов (ученичество, неполный рабочий день, временная занятость); развертывание деятельности частных агентств по найму (до сих пор в Италии в отличие от других стран ОЭСР эта сфера находилась в руках государства); в депрессивных районах - заключение соглашений между местными властями и социальными партнерами с целью координации усилий по созданию новых рабочих мест; расширение использования упорядоченных контрактов, вводящих льготный налоговый режим для теневых предприятий, чтобы побудить их выйти из тени.
Подписанное в том же году соглашение - «Пакт труда» - предложило новую систему налоговых льгот в увязке с реформой региональных и местных бюджетов. Целью является снижение социальных расходов предприятий в течение трех лет на общую сумму 16 трлн. лир. В бюджет 1999 г. были включены ассигнования на обязательное обучение молодежи до 18 лет, там же содержалась установка на усиление государственного начала в сфере подготовки кадров.
Хозяйственная реформа продолжает политику поддержки малого предпринимательства, проводившуюся на протяжении всего послевоенного периода. Главное значение придается мерам, направленным на увеличение капитала малых фирм, стимулирование НИОКР, приобретение оборудования и развитие межфирменной кооперации. Основной закон о поддержке малого бизнеса, принятый в 1991 г., определил схему приоритетов и норм государственной политики в отношении этого сектора. Существенное значение для малого бизнеса имели «закон Тремонти» (1994 г.), направленный на стимулирование роста производства и занятости на МСП путем снижения ставок налогов для начинающих фирм и освобождения от налогообложения операций по реинвестированию капитала, и «закон Оссола» (1977 г.), установивший систему страхования экспортных кредитов.
Опыт начального этапа проведения реформ говорит о том, что итальянская социально-экономическая модель претерпевает существенные изменения, особенно заметные в верхнем звене производственной структуры. На многих крупных предприятиях утверждаются современные концепции менеджмента, делающие упор на эффективность и применение новых инвестиционных технологий, а также на учет интересов мелких инвесторов. Стары и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.