На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование камеральных проверок ИФНС г. Курган

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ  
 

 
ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  темы «Совершенствование камеральных проверок» обусловлена тем, что камеральные проверки - приоритетное направление контрольной работы налоговых органов.
      В настоящее время камеральная  проверка остается существенным источником пополнения бюджета. В ходе нее, безусловно, невозможно выявить преднамеренные нарушения налогового законодательства, ошибки в исчислении налогооблагаемой базы, вызванные «внутренними» ошибками в ведении бухгалтерского учета. Однако, выявление в ходе камеральных проверок ошибок в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дает существенную прибавку в платежах в бюджет. Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком сумм к возмещению НДС по экспорту, так как сами по себе эти суммы как правило велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.
      Камеральная проверка является средством налогового контроля, эффективность которого является необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.
      Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения  к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.
       Однако эффективность налогового контроля не означает его тотальности. Ведь чем большее число налогоплательщиков проверяется, тем сильнее распыляются  силы контролеров и тем более  поверхностны такие проверки. 
Чтобы этого не происходило, главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых органов Российской Федерации в настоящее время определено усиление роли и значимости камеральных налоговых проверок. При этом проведение углубленного камерального анализа налоговых деклараций и иной информации о деятельности налогоплательщиков, в том числе полученной из внешних источников, является приоритетным. Уже сейчас данные налоговых органов говорят о том, что 42% всех дополнительно начисленных платежей дают именно камеральные проверки. Причем каждая шестая из них является углубленной. Перед налоговыми инспекциями на 2010г. поставлена задача достичь по результатам камеральных проверок не менее 50% всех доначислений, не снижая при этом эффективности выездных проверок.

      Увеличить результативность камеральных проверок Федеральной налоговой службе удается благодаря предпринятым мерам. В частности, одним из основных факторов успеха стало сокращение времени прохождения информации от отделов по работе с налогоплательщиками до отделов камеральных проверок за счет того, что возросло число налогоплательщиков, передающих отчетность в электронном виде, и были внедрены системы скоростного ввода данных. Таким образом, эффективность проведения камеральной проверки увязывается в настоящее время с тотальным переходом на электронный вид сдачи налоговой отчетности, так как применение алгоритмов компьютерных программ проверки налоговой отчетности позволяют значительно снизить трудоемкость этой операции.
      Объект  исследования – Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану. Предмет исследования – проведение камеральной проверки налоговой отчетности. Период исследования – 2007-2009гг.
      Цель  выпускной квалификационной работы – разработка направлений повышения эффективности камеральных проверок ИФНС г. Курган. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
      - изучить теоретические основы  проведения камеральных проверок;
      - дать организационную и финансово-экономическую характеристику инспекции;
      - изучить результаты работы отдела  камеральных проверок;
      - разработать направления совершенствования  камеральных проверок.
      В исследовании применялись методы:
      - монографический;
      - графический;
      - расчетно-конструктивный;
      - экономико-статистический;
      - экономико-математический.
      В процессе исследования использовались различные материалы: публикации в прессе, данные статистических и социологических исследований, судебная практика. В качестве информационной  базы при написании отчета были использованы различные источники,   как то:  нормативно-правовые акты, в том числе Бюджетный Кодекс, Налоговый Кодекс, статьи в периодической печати, а также данные Государственного Комитета статистики.  

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ  КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК

      Камеральные проверки, основные понятия и определения
 
      Налоговая инспекция это сложный механизм, выполняющий множество функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов. Технологический цикл работы инспекции можно представить в виде следующей схемы (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Технологический цикл работы ИФНС 

      Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок [19, с. 45].
      Основными этапами камеральной проверки являются:
      - проверка полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
      - проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;
      - визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
      - проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы;
      - проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.
      Осуществляется  сверка и анализ согласованности  показателей, повторяющихся в бухгалтерской  отчетности и налоговых расчетах с точки зрения достоверности  отдельных показателей, наличие  сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины, логический контроль за наличием искажений в отчетной информации, сопоставление показателей с отчетными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций[17, с. 56]
      Направления, по которым проводится камеральная  проверка, позволяют выделить следующие  ее виды:
      - формальную проверку;
      - арифметическую проверку;
      - нормативную проверку;
      - непосредственную камеральную проверку.
      Формальная проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.
      Арифметическая проверка дает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.
      Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах [7, с. 67].
      Непосредственная  камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.
      Приемы  и методы проведения камеральной  налоговой проверки являются закрытой информацией, которая представляет собой основные способы определения  занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы без проведения выездной налоговой проверки. При этом сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком (его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников.
      До 01.01.99, то есть до введения в действие общей части Налогового кодекса Российской Федерации нормативная база для осуществления камеральной налоговой проверки была указана в законе РСФСР от 21.03.91. "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", согласно которого налоговые органы имели право проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим при проверке, то есть такая формулировка подразумевала под собой проведение камеральной налоговой проверки. Кроме вышеуказанного Закона, достаточно долгое время других законодательных нормативных и ведомственных актов, в соответствии с которыми проводились бы камеральные налоговые проверки, не было, поэтому во многих районных налоговых инспекциях проведение камеральной налоговой проверки осуществлялось по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов [14, с. 123].
      Данные  документы разрабатывались соответствующими инспекторскими отделами региональных инспекций и содержали, в основном, рекомендации об арифметической сверке отдельных показателей представленных расчетов, а также проверки своевременности и правильности оформления расчетов. Такое положение сохранялось до принятия регламента планирования и подготовки выездной налоговой проверки соблюдения налогового законодательства, утвержденного в марте 1997 года Государственной налоговой службой Российской Федерации, в соответствии с положениями которого и стали проводиться камеральные проверки. В положениях регламента впервые достаточно полно нашли свое отражение цели и задачи камеральной налоговой проверки, а также конкретные методические рекомендации по проведению камеральной проверки, а именно, порядок проведения сверки показателей расчетов, анализ отдельных показателей бухгалтерской отчетности и др.
      После принятия Налогового кодекса появилась  необходимость в новом документе, устанавливающем единые принципы проведения камеральной налоговой проверки, который бы отвечал всем требованиям  Кодекса. Таким документом стал Регламент проведения камеральных налоговых проверок налоговой отчетности, оформления их результатов, утвержденный 28.01.99. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Необходимо отметить, что Регламент камеральных налоговых проверок не отменил Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок соблюдения налогового законодательства, а существенно расширил и дополнил уже существующие положения.
      При возникновении спорных вопросов, связанных с исчислением сумм налогов, налоговый орган вправе истребовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и необходимые документы. В данном случае срок проведения камеральной проверки исчисляется с момента представления налогоплательщиком указанных документов.
      Толкование  этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления любых документов. Истребуемые документы должны подтверждать правомерные действия налогоплательщика, а не способствовать установлению налоговых правонарушений. Вместе с тем, согласно статье 93 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы [1]. НК РФ не устанавливает ограничений по составу запрашиваемых документов. Единственное условие - документы должны относиться к тому налоговому периоду, за который представлена текущая налоговая отчетность.
      Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
      Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога или содержащее другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.
      Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Камеральной налоговой проверкой должны быть охвачены только те показатели документов, входящих в состав налоговой отчетности, которые имеют значение для правильного исчисления налогоплательщиком объектов налогообложения и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет. Принятие налоговой отчетности в случае представления лично налогоплательщиком или его агентом осуществляется в присутствии налогоплательщика. При отправке налогоплательщиком налоговой отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
      Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам запрещается отказывать в принятии налоговых деклараций. Вместе с тем, обязанность налогоплательщика по предоставлению налоговым органам документов налоговой отчетности не может считаться исполненной при наличии следующих оснований [6, с. 24].
      - отсутствие в представленном документе какого-либо из обязательных реквизитов, предусмотренных нормативно-правовыми актами, предусмотренными для подобного рода документов;
      - нечеткое заполнение документа, делающее невозможным его прочтение, заполнение карандашом;
      - наличие не оговоренных налогоплательщиком исправлений;
      - составление отчетности на иных языках, кроме русского. При выявлении одного или нескольких таких фактов, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о неисполнении им вышеназванной обязанности, а также о применении к нему в случае непредоставления им документов налоговой отчетности по установленной форме и в определенный законодательством срок, мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
      На  каждом документе налоговой отчетности проставляется дата принятия, штамп  или отметка налогового органа и  подпись ответственного лица, принимающего отчетность. По просьбе налогоплательщика  на остающихся у него копиях отчетности налоговый орган проставляет указанные выше реквизиты.
      Следует иметь в виду, что налоговая  отчетность, переданная налогоплательщиком в налоговый орган на дискете  или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, должна быть подтверждена информацией  на бумажных носителях, оформленных в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов. Датой получения информации считается дата ее фактической передачи в налоговый орган на бумажных носителях, обозначенная в штемпеле почтовой организации. Настоящее требование не распространяется на документы, возможность представления которых в налоговый орган на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, установлена законодательством о налогах и сборах [14, с. 134].
      При проведении камеральной проверки налоговых деклараций работник налогового органа заполняет графы "по данным налоговой инспекции; строки, отметки и замечания инспектора (экономиста)" или иные графы (строки), специально предусмотренные в налоговых декларациях, а в случае выявления фактов неправильного отражения показателей налоговой декларации, приводящих к неполной (излишней) уплате налогоплательщиком сумм налогов, фиксируются замечания налогового инспектора.
      Проверенная налоговая декларация подписывается  работником налогового органа, проводившим проверку, с указанием даты ее проведения. В случае, если форма налоговой декларации предусматривает реквизит подписи руководителя налогового органа, данная декларация передается на подпись руководителю.
      Кодекс  не содержит норм, обязывающих налоговый орган оформлять акт камеральной налоговой проверки. Однако арбитражная практика и статья 115 "Давность взыскания налоговых санкций" Кодекса определяют, что в суд о взыскании налоговых санкций налоговые органы вправе обратиться не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Необходимость составления акта камеральной проверки следует также из общего смысла статьи 101 "Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом и (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки)" Налогового кодекса [6, с. 58]. В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Кодекса в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. Данная статья Кодекса должна содержать прямое указание на составление акта при осуществлении камеральной налоговой проверки.
      При выявлении нарушения правил составления  налоговой декларации, которые привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, и при этом факт налогового правонарушения достоверно установлен и не требует подтверждения при выездной налоговой проверке, руководителем налогового органа выносится решение, которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В постановлении налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральных проверок излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту (при их наличии), и результаты проверки этих доводов, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика, виды налоговых правонарушений и размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие нормы Налогового Кодекса[6, с. 59].
      На  основании вынесенного постановления  налогоплательщику в десятидневный  срок с даты вынесения соответствующего постановления, направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных правонарушений.
      Настоящее требование и копия постановления  налогового органа вручается налогоплательщику  под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком.
      В случае, если в результате умышленных действий налогоплательщика требование и копия решения налогового органа не могут быть ему вручены, они считаются полученными налогоплательщиком по истечении 6-ти дней после их отправки заказным письмом.
      По  выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организаций-налогоплательщиков подлежат привлечению к административной ответственности, должностными лицами налоговых органов осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
      В случае если налогоплательщик самостоятельно обнаружил в поданной им налоговой  декларации неотражение или неполноту  сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
      Налогоплательщик, сделавший заявление о внесении дополнений и изменений в налоговую  декларацию в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные Налоговым  кодексом, и уплативший в бюджет недостающую сумму налога и пени (в случае если указанное заявление сделано после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога), освобождается от ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации

   1.2 Значение камеральных проверок в регулировании налогообложения

 
      После введения в силу НК РФ (часть 1) значение камеральных проверок возросло, поскольку  налоговые органы потеряли право  осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проводить камеральные проверки в полном объеме.
      Конструкция статьи 88 НК РФ «Камеральная налоговая проверка» позволяет при проведении камеральных проверок осуществлять те же процессуальные действия, что и при проведении выездных проверок: вызвать свидетеля, осуществлять осмотр документов и предметов налогоплательщика, истребовать документы, привлечь специалиста [9, с. 23].
      Несмотря на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми орга нами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Несмотря на сравнительно широкий спектр форм налогового контроля, основными из них являются налоговые проверки. Последние делятся на выездные и камеральные. Такое их значение объясняется прежде всего тем, что иные формы контроля чаще всего напрямую связаны с мероприятиями, проводимыми в результате выездных и камеральных налоговых проверок. Встречные проверки, получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, либо проводятся в процессе непосредственного осуществления налоговых проверок, либо являются логическим продолжением последних, инициируются их результатами. Именно этим и объясняется то место, которое занимают налоговые проверки в перечне форм налогового контроля.
       Значение выездных налоговых проверок в деле выявления случаев нарушения налогового законодательства высоко. Однако в последнее время налоговые органы все большее внимание уделяют именно повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20—25 процентов налогоплательщиков. Остальные же, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, остались бы практически вне налогового контроля. Этого не происходит лишь благодаря камеральным проверкам, которым подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность [8, с. 49].
       Именно благодаря камеральным проверкам налогоплательщик чувствует постоянный контроль над собой со стороны налоговых органов: говоря образно, каждой своей клеточкой чувствует близость недремлющего ока налогового инспектора. Более того, как нами уже было отмечено выше, именно камеральные проверки являются прекрасным способом выбора из числа налогоплательщиков тех, деятельность которых требует более детального анализа в процессе выездных проверок. В процессе камеральных проверок налоговые органы проводят большую долю работы, являющейся непосредственной подготовкой посещения налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке.
      Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т. д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций. В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы. Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде, о необходимости которой так много сегодня говорят и пишут работники налоговых органов, служит в основном выполнению двуединой задачи [6, с. 56].
      Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети.
      Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок.
      Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности. Анализ арбитражной практики позволяет уже сегодня сказать, что подавляющее большинство дел о налоговых правонарушениях возбуждается именно по результатам камеральных проверок [11, с. 46].
      Проводимая сегодня Министерством по налогам и сборам работа, несомненно, приведет к еще большей доле налоговых правонарушений выявленных в процессе проведения именно камеральных проверок. В связи с этим особую актуальность приобретает сегодня знание налогоплательщиками своих прав и обязанностей при осуществлении налоговыми органами камеральной налоговой проверки, а также прав и обязанностей налоговых органов при ее проведении. Понятие камеральной проверки Налоговый кодекс не содержит официального определения камеральной налоговой проверки. В ст. 88 НК РФ содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание [6, с. 59].
      Во-первых, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
      Во-вторых, она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога в трехмесячный срок со дня представления.
      В-третьих, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа.
      В-четвертых, она проводится на основе анализа документов — как представленных налогоплательщиком, так и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
      И в-пятых, правом проводить мероприятия налогового контроля, в число которых входят и камеральные налоговые проверки, полномочны лишь те органы, которым данное правомочие предоставлено законодательством о налогах и сборах.
      Особую актуальность в данный момент это получает в связи с вышедшими Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
        Камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.
 

2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1 Организационная характеристика

 
           Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кургану является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. ИФНС была создана 1 июля 1990 г. По адресу: г. Курган, ул. М. Горького, 132. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области и подконтрольна ФНС России и управлению. Инспекция имеет сокращенное наименование: ИФНС России по г. Кургану.
     ИФНС является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
      Инспекция является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об оплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
  Организационная структура ИФНС по г. Кургану представлена восемнадцатью отделами (Приложение 1). Задачи отделов Инспекции:
    Отдел финансового обеспечения осуществляет: введение единой системы делопроизводства в инспекции; прием входящей корреспонденции; обработка поступающей корреспонденции, ее отправка; планирование, координация и контроль выполненных работ; подготовка справок, писем; выполнение функций распорядителя и получения бюджетных средств; учет исполнения смет доходов на содержание инспекции за счет средств федерального бюджета; организация открытия и закрытия счетов и выполнение банковских операций и др.
    Юридический отдел обеспечивает правовую экспертизу документов; защиту государственных интересов в арбитражных судах; рассмотрение, систематизацию и анализ налогоплательщиков; оформление исков; контроль за ходом судебных разбирательств и др.
    Отдел информационных технологий осуществляет администрирование баз данных инспекции; консультирование пользователей; обеспечение технологии централизованного ведения НСИ и др.
    Отдел работы с налогоплательщиками осуществляет информационно – разъяснительную работу с налогоплательщиками; организацию приема отчетности и др.
    Отдел регистрации налогоплательщиков осуществляет постановку на учет налогоплательщиков, организует их учет и др.
    Отдел камеральных проверок осуществляет проверку своевременности представления налоговой декларации, арифметическую проверку данных налоговой отчетности, правильность расчета налоговой базы, обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и др.
    Отдел выездных проверок осуществляет организацию проведения проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, оформление результатов проверки, подготовку и передачу в юридический отдел материалов для производства дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах и др.
    Отдел ввода и обработки данных осуществляет прием, обработку и передачу информационных массивов, поступающих в электронном виде, на бумажных носителях, проверка полноты передаваемых электронных платежных документов и др.
    Отдел учета, отчетности и анализа осуществляет учет доходов бюджетов всех уровней в целом по субъекту Российской Федерации, проводит анализ отчетности Инспекции и др.
    Отдел урегулирования задолженности осуществляет мониторинг состояния, структуры,  динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также эффективности мер по ее урегулированию.
    В приложении 2 представлена структура управления инспекции. Она построена в соответствии с ее организованной структурой. В ней предусмотрены должности: начальника ИФНС, его четырех заместителей, начальников отделов и их заместителей. ИФНС по г. Кургану возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС России.
      Руководитель Инспекции организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции, распределяет обязанности между своими заместителями, издает приказы, распоряжения и дает указания, назначает на должность и освобождает от должности работников, начальников Инспекции, начальников отделов  по согласованию с Управлением и осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
       В непосредственном подчинении у начальника ИФНС г. Кургана находятся: начальник юридического отдела, начальник отдела кадрового обеспечения и безопасности, а также главный бухгалтер, на которого возложены функции начальника отдела финансового обеспечения. Такая структура управления позволяет более эффективно решать задачи, стоящие перед каждым отделом и перед Инспекцией в целом.
     Для дальнейшей характеристики инспекции рассмотрим, обеспеченность учреждения трудовыми ресурсами.
 

      Таблица 1 – Наличие трудовых ресурсов ИФНС (на начало года), чел.
Категории 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г.  от  2007 г.,(+; -)
Начальник инспекции 1 1 1 -
Зам. начальника инспекции 4 4 4 -
Начальники  отделов 18 18 18 -
Зам. начальников отделов 30 30 30 -
Гл. госналогинспектор 65 76 75 10
Старший госналогинспектор 67 77 70 3
Госналогинспектор 25 26 22 3
Гл. специалист-эксперт 26 27 25 -1
Ведущий специалист-эксперт 16 16 16 -
Специалист-эксперт 3 3 2 -1
Старший специалист 2 разряда 20 20 19 -1
Специалист 1 разряда 68 70 70 2
Рабочие отдела общего и хозяйственного обеспечения 35 37 18 -17
Итого 378 407 370 -8
      
         По данным таблицы можно сделать следующие выводы. За последние три года наблюдается сокращение общей численности работников инспекции, что связано с нестабильной ситуацией в экономике. Так, увеличилось количество госналогинспекторов, специалистов 1 разряда, но произошло сокращение почти в два раза рабочих отдела общего и хозяйственного обеспечения. Итого, в целом по Инспекции количество трудовых ресурсов в 2009 году по сравнению с 2007 годом сократилось на 2,1 % .
     Проблема  обучения и переподготовки сотрудников  всех уровней налоговых органов является наиболее актуальной для налоговой службы. Частые изменения в налоговом  законодательстве, переход на новые технологии и программное обеспечение требуют соответствующего обучения сотрудников. Поэтому необходимо постоянно увеличивать качество образования персонала. Рассмотрим уровень образования сотрудников инспекции в таблице 2. 

Таблица 2 – Уровень образования работников
Уровень образования 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение, 2009 г. от 2007 г.(+/-).
кол - во, чел. уд. вес, % кол - во, чел. уд. вес, % кол - во, чел. уд. вес, % кол - во, чел. уд. вес, %
Высшее 296 78,3 303 74,4 310 83,8 14 5,5
Среднее специальное 82 21,7 104 25,6 60 16,2 -22 -5,5
Обучающие- ся в ВУЗах
9 2,4 33 8,1 38 10,3 29 7,9
Итого: 378 100 407 100 370 100 - -
       
          По результатам таблицы мы видим, что количество работников с высшим образованием в 2009 году по сравнению с 2007 увеличилось на 14 человек. Это связано с требованием о приеме на работу необходимости наличия высшего образования, со средним специальным образованием работают специалисты со стажем более 25 лет. Так наблюдается динамика снижения числа сотрудников со средним специальным образованием.
     Значительно возросло число сотрудников, обучающихся в ВУЗах было (в 2009 году - 38 человек, в 2007 году – 9 человек). Периодически в инспекции   проводят аттестацию сотрудников,   многие     проходят    курсы    повышения
квалификации  и переподготовки кадров в различных  городах России.    Всё  это
свидетельствует о повышении уровня образованности и квалификации кадрового состава инспекции.

2.2 Финансово-экономическая характеристика

 
     Для характеристики инспекции рассмотрим состав основных средств (таблица 3).
     За  анализируемый период наблюдается положительная тенденция роста показателей основных средств. Наибольший удельный вес в структуре основных фондов Инспекции занимает в 2009 году показатель стоимости зданий и сооружений, сократившийся по сравнению с 2007 годом. За три года произошло увеличение количества вычислительной техники – на сумму 832 тыс. р.
     Таблица 3 – Состав и структура основных средств
Показатели 2007 г. 2009 г. Изменение 2009 г. к 2007 г.,(+/-).
сумма, тыс. р. уд. вес, % сумма, тыс.р. уд. вес, %
сумма, тыс.р. уд. вес, %
Стоимость зданий и сооружений 110880 96,6 135200 95,4 1,2 0,9
Стоимость вычислительной техники 2468 2,2 3300 2,3 1,3 1,0
Стоимость транспортных средств 960 0,8 2485 1,8 2,6 2,3
Стоимость хозяйственного  инвентаря 470 0,4 675 0,5 1,4 1,3
ИТОГО 114778 100 141660 100 1,2 -
 
     Рассмотрим  динамику программно-технического обслуживания работников. 
 
 
 

     Таблица 4 - Программно-техническое обслуживание
Показатели 2007 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. от 2007 г. ,(+; -)
Численность госслужащих, чел. 378 370 -8
Стоимость вычислительной техники, тыс. р. 2468 3300 832
Приходится  на 1 госслужащего, тыс. р. 6,5 8,9 2,4
 
     Исходя  из данных таблицы, можно сделать  вывод, что в инспекции достаточно высокий уровень программно-технического обеспечения работников, что является ее положительной характеристикой и во многом сопутствует получению своевременных и желаемых результатов деятельности.
     Большую роль в изучении деятельности инспекции играют экономические показатели, характеризующие финансовое состояние учреждения. В качестве информационной базы анализа были использованы данные «Отчета о поступлении налоговых платежей» по данным на 2007-2009гг. (Приложение 3), «Отчета о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям» (Приложение 4). Проанализировав эти данные, можно проследить динамику эффективности собираемости налогов, сборов, платежей, снижения или роста задолженности, недоимки по налогам и т. д.
     В таблице 5 рассмотрим изменения  количества плательщиков, зарегистрированных в ИФНС г. Кургана.
     За  анализируемый период наблюдается  положительная динамика количества зарегистрированных налогоплательщиков на 3095 единиц, наибольший  рост произошёл  по причине увеличения числа индивидуальных предпринимателей – практически на 22 % или 1710 единиц, что можно объяснить поддержкой малого бизнеса государственными программами, предоставления льгот тому, кто может обеспечить рабочее место не только для себя, так как в нынешних весьма непростых условиях экономического кризиса государственная поддержка малого бизнеса в России нужна как никогда ранее ,. Так же увеличилось число и налогоплательщиков – юридических лиц на 17 % или 1385 единиц. 

     Таблица 5 – Состав и количество налогоплательщиков по ИФНС
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста, 2009 г. к 2007 г., %
Юридические лица 7965 8898 9350 117,4
Индивидуальные  предприниматели 7793 8830 9503 121,9
Всего 15758 17728 18853 119,6
 
     Далее рассмотрим динамику состава и структуры поступления налогов в бюджет по ИФНС (таблица 6).
     На  основании данных, представленных в  таблице 6, что наибольший удельный вес в 2007 г. по начисленным платежам занимает налог на прибыль (62,83 %), НДС (20,36 %), НДФЛ (15,27). Сумма поступлений по налогу на прибыль сократилась за анализируемый период на 6966033 тыс. р. или почти на 50 % в удельном весе всех поступлений. Это может быть связано с расширением оснований для перехода на специальные налоговые режимы, где при наличии определенных условий, налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС, а также с увеличением организаций малого бизнеса. Поступления по НДФЛ имеют положительную динамику роста по годам, что может быть связано с эффективной деятельностью Инспекции. Наблюдается увеличение поступлений за анализируемый период в целом по НДПИ, налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами – более чем в 1,5 и 3,5 раза соответственно.
     В общем, по инспекции поступления по уплате налогов сократились за анализируемый период практически на 20 %,что объясняется значительным сокращением поступлений от налога на прибыль. 

     Таблица 6 – Состав и структура поступления  налогов по ИФНС
Наименование  налога 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. от 2007 г.
сумма, тыс. р. уд. вес, % сумма, тыс. р. уд. вес, % сумма, тыс. р. уд. вес, % сумма, тыс. р. уд. вес, %
Налог на прибыль 1670552 22,9 1839280 22,4 969564 13,7 -700988 -9,2
НДС 2005048 27,4 1654034 20,1 1247160 17,6 - 1880288 -9,8
Акцизы 57018 0,8 41683 0,5 50741 0,7 -6277 -0,1
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 14215 0,2 16623 0,2 15673 0,2 1458 -
НДПИ 793 0,01 1165 0,01 531 0,007 -262 -0,003
НДФЛ 2425051 33,2 3033210 36,9 2910025 41,1 484974 7,9
Всего: 7304681 100 8215637 100 7085463 100 -219218 -
 
     Рассмотрим  динамику поступлений налогов в  бюджеты различных уровней в разрезе налогов (приложение 3).
     Проанализировав таблицу 1 (приложение 3)  можно сделать следующие выводы, что за последние три года наблюдается динамика увеличения  поступлений налогов в бюджет. Сбор налогов в бюджет увеличился на 8 %, в том числе на 15 % в территориальный бюджет, а в федеральный бюджет сократился на 34 % , что можно объяснить снижением поступлений от налога на прибыль и акцизов.
     Наибольшие  перечисления в федеральный бюджет осуществляются за счёт госпошлины и за пользование природными ресурсами, а в территориальный бюджет - за счет налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, который увеличился более чем в два раза.
     Для сравнения начисления и поступления  налогов рассмотрим рисунок 2. 


           Рисунок 2 – Динамика начисления и поступления налогов 

         Из рисунка 2 видно, что за анализируемый период поступает налогов и сборов больше, чем начисляется, что связано с уменьшением недоимки и задолженности.
         Рассмотрим начисление о поступление налогов по отраслям (таблица 7).   

         Таблица 7 – Начисление и поступление налогов по отраслям, тыс. р.
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. от 2007 г. (+;-)
Сельское  хозяйство
Начислено к уплате 15716 13495 19214 3498
Поступило, в т.ч.: 23132 30498 35878 12746
Федеральный бюджет 15987 18922 25622 9635
Региональный  бюджет 4571 5595 5385 814
Местный бюджет 1420 2845 2790 1370
Налоги  со специальным налоговым режимом 1154 3136 2081 927
Торговля
Начислено к уплате 846807 998877 1021246 174439
Поступило, в т.ч.: 985079 1298170 1415973 430894
Федеральный бюджет 726597 962475 1018121 291524
Региональный  бюджет 60124 82139 130020 69896
Местный бюджет 11265 13622 21976 10711
Налоги  со специальным налоговым режимом 187093 239934 245856 58763
Строительство
Начислено к уплате 320011 605583 386259 66248
Поступило, в т.ч.: 450617 592889 538433 87816
Федеральный бюджет 372290 486691 460157 77867
Региональный  бюджет 23660 24116 23409 -251
Местный бюджет 5858 7089 8373 2515
Налоги  со специальным налоговым режимом 48809 74993 46494 -2315
      Не  смотря на сложившуюся экономическую  ситуацию в стране, за анализируемый период наблюдается положительная динамика начислений и поступлений в сельском хозяйстве, торговле и строительстве. Следует отметить, что в рассматриваемых отраслях в 2009 году поступления от налогов превышают начисления – в сельском хозяйстве практически в 2 раза, в торговле – в 1,5 и в строительстве – в 1,4 раза. Это можно объяснить сокращением задолженности и недоимки по налогам, что является следствием эффективной работы Инспекции, поддержки государства.
     Рассмотрим  поступление налогов по отраслям в бюджеты различных уровней на рисунке 3.
     
Рисунок 3 – Поступление налогов по отраслям в бюджеты, тыс.р. 

     Из  рисунка 3 видно, что поступление основной массы налогов идет в федеральный бюджет, вместе с тем, за исследуемый период эта сумма уменьшилась на 978721 тыс.р., что объясняется сокращением поступлений от федеральных налогов – налога на прибыль, НДС и акцизов. В региональный бюджет сумма поступлений увеличилась на 564114 тыс. рублей, что связано с заметным увеличением поступлений от НДФЛ и налогов на имущество. Наименьшее количество поступлений в местный бюджет.
     Далее рассмотрим эффективность деятельности ИФНС России  по г. Кургану, сравнив общие показатели в таблице 8. 

Таблица 8 –Показатели деятельности инспекции
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. от 2007 г., (+/-).
Численность работников, чел. 378 407 370 -8
Стоимость основных средств, тыс. р. 114778 141660 141660 26882
Количество  налогоплательщиков, ед. 15758 18853 18853 3095
Сумма налоговых поступлений, тыс. р.  
5783062
 
8146233
 
8146233
2363171
Сумма задолженности, тыс. р. 725250 918523 1181836 456856
Сумма недоимки, тыс. р. 500684 521570 527541 26857
 
     Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что деятельность инспекции ведётся с положительными результатами. Это подтверждается увеличением числа налогоплательщиков за три года – на 3095 ед., что привело, в свою очередь, к росту налоговых начислений и поступлений. Стоимость основных средств увеличилось на 23 %, это в свою очередь  связано с увеличением стоимости вычислительной техники, транспортных средств, хозяйственного инвентаря. Наблюдается рост недоимки и задолженности на 40 % по налоговым поступлениям. В Инспекции ведётся постоянная работа по снижению уровня задолженности и недоимки – направляются плательщикам требования об уплате налогов, выставляются инкассовые поручения, возбуждаются исполнительные производства и т. д. С помощью проведения данных мероприятий сумма погашенной задолженности увеличилась за анализируемый период практически в два раза.
     В связи с расширением деятельности, увеличении числа налогоплательщиков, увеличилась стоимость основных средств – на 26882 тыс. р., однако, сократилось количество работников.

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК

3.1 Порядок проведения камеральных проверок

 
     Камеральные проверки проводятся ИФНС г. Кургана на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, (деклараций), то есть без выхода на предприятие.
     Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и нормативных актов по налогам, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных налогов и привлечение виновных лиц к ответственности, а также подготовка информации для отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.
     Проверка  проводится на основании документов и отчетностей, предоставленных  налогоплательщиком. При возникновении  вопросов налогоплательщик вызывается в отдел, либо производится дополнительный запрос на конкретную документацию. Также проводится работа в отношении налогоплательщиков, занимающихся экспортом. Им возмещается НДС из бюджета РФ.
     Отдел камеральных проверок ИФНС г. Кургана работает непосредственно с налогоплательщиками, с таможней, с кредитными учреждениями, вследствие чего прослеживается цепочка связей, из которой видно - можно таким налогоплательщикам возместить деньги из федерального бюджета или же нельзя.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.