На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная рабоат по "Административному праву"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Александровны, 1 курс

г.Березники

  2001 год
  П Л А Н 

  
    Предмет и  метод административного права.
 
  
    Источники административного  права.
 
  
    Понятие и  определение административно-правововго отношения.
 
  
    Акты управелниия  и административно-правовые нормы.
 
  
    Понятия субъектов административного права.
 
  
    Административноя  правоспособность и административноя дееспособность.
 
  Предмет и метод административного  права . 

  Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России, которая  отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.1
  Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
  Однако, следует  сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения  в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”2. Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?
  Исполнительная  власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.3
  Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
  Административно-правовое регулирование производится посредством:
  а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
  б) формирования новых общественных отношений, соответствующих  объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;
  в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;
  г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих  интересам граждан, общества, государства.
  Под понятием государственной администрации  главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.
  Содержание  деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.
  Следовательно, можно ограничить предмет административного  права, уточнив, что оно регулирует только те общественные отношения, которые  не закреплены за другими отраслями  действующего права.
  Таким образом, предмет административного права  можно условно подразделить на две  части: 1) внутриаппаратные отношения  и 2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
  Следовательно, предметом административного права являются отношения, возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между нею и иными субъектами административного права.
  Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования: 1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т.п. служащих государственного аппарата.
  В зависимости  от конкретных условий возникновения  управленческих отношений можно  также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:
  а) внутренние или внутрисистемные - это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;
  б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п.
  Наука административного  права различает, таким образом, индивидуальных и коллективных субъектов  права, речь о которых пойдет ниже.
  В рамках своего предмета административное право создает  определенный правовой режим организации  и деятельности субъектов исполнительной власти (в соответствии с их конституционным назначением), а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция -правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.
  Метод правового регулирования - это совокупность форм и приемов, применяемых государством для регулирования общественных отношений; способ воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение целей правового регулирования.
  При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся другим отраслям права.
  Административное  право - это юридическая форма, модель управления, которая закрепляет юридическое  неравенство (субординацию) субъектов отношений в отличие, например, от норм гражданского права, которое характеризуется юридическим равенством сторон. Подобное подчинение одной стороны другой может быть линейным (связь типа “начальник-подчиненный”) и функциональным (“инспектор-гражданин”). Юридическое неравенство сторон обусловлено разными ролями, задачами, которые выполняют субъекты в системе общественных отношений. Даже у органов и должностных лиц, находящихся на одной ступени управленческой лестницы могут быть неодинаковые права и обязанности. Например, не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбохраны и т.п.
  Возникают административные взаимоотношения  чаще всего не по обоюдному желанию  сторон, а по волеизъявлению одной  стороны. Такими действиями являются, например, приказ, предписание, жалоба, решение о выдаче лицензии, наложение штрафа и т.п..
  Споры между  различными сторонами административных отношений в основном решаются также  в административном порядке - субъектом  управления, который представляет более  высокостоящую фигуру в административных правоотношениях (при одних и тех же обстоятельствах одни субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие - правом обжаловать решения вышестоящих органов (должностных лиц). Существующие интересы и права субъектов административного права могут защищаться и в судебном порядке, но это не правило, а, скорее, исключение из него.
  Таким образом, административное право исключает  юридическое равенство участников правоотношений. Можно заключить, что  главными признаками метода административного правового регулирования являются: а) определение юридического положения сторон; б) определение оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений; в) определение прав и обязанностей субъектов административных правоотношений; г) способы защиты субъектов правоотношений.
  Еще одной  особенностью метода административно-правового  регулирования в последнее время  становится внедрение в систему  администрирования демократических  начал. Субъекты и объекты административных правоотношений имеют строго определенные права и обязанности: властвующий не имеет возможности делать все, что ему захочется, ссылаясь при этом на государственное благо; подчиненному в свою очередь не требуется - в силу имеющихся у него прав - беспрекословно подчиняться любому приказу начальника.
  Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контролируя  ее деятельность, рационально организуя  управленческую структуру, закрепляя  права граждан, механизмы решения  конфликтов, четкие процедуры деятельности и т.п., административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости и демократии. Однако, вместе с тем оно не лишает управленческие отношения характера отношений власти - властеотношений.4 

  Источники административного  права. 

  Особенностью  отрасли административного права  является разнообразие и множество  источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.
  Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.
  Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).
  В зависимости  от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и др.
  В целом  же, по мнению отечественных юристов, административное право относится  к числу самых несистематизированных  отраслей правовой системы Российской Федерации.Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.6 

  Понятие и определение  административно-правового  отношения. 

  Административно-правовые отношения – это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношенияй вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общим признакам. В то же время они имеют свои особенности:
    Обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации;
    В этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
    Данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
    В случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
    Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке, но на сегодня практика идет путем рассмотрения данных дел судами.
  Существует  значительное разнообразие административных правоотношений. В зависимости от целей деятельности отношения могут  быть регулятивными и охранительными; наиболее известная разновидность последних – деликтные.
  По составу  участников правоотношения могут быть: - внутриаппаратными;
  - внеаппаратными.
  Во внутриаппаратных отношениях обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими  звеньями аппарата (органами служащими). Во внеаппаратных обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.
  Большая часть  административно-правовых отношений  – это властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них элемент власти не присутствует (горизонтальные). Горизонтальные отношения были и в прошлом, а в 90-х годах их становиться все больше. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.
  Административно-правовые отношения имеют свой состав (структуру). Его элементы:
    субъекты (участники);
    объект (то, по поводу чего возникли отношения);
    содержание.
  В содержании различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные права и обязанности). 

  Акты  управления и административно  –правовые нормы. 

  Любая орасль права состоит из юридических  норм, является их организованной совокупностью. Первичными «кирпичиками» административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются админтративно-правовые нормы и акты управления.. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной ласти. Акт и норма содержит правило, модеоь должного поведения (диспозицию) приналичии определенных условий (гипотезы). Они регулируют общественные отношения. Их реализация обеспечивается разнообразными средствами включая государственное принуждение.
  Каждая норма  ограничено включена в отраслевую систему, вне которой она действовать  не может. Например, норма, устанавливающая  ответственность за мелкое хулиганство, предусмотренное ст. 158 Кодекса об Администртивных правонарушениях, действует только вместе с нормой, в которой связано, что к административной ответстввенность привлекаются лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста, согласно ст. 13 КоАП РФ; а также нормами, определяющими, кто рассматривает такие дела, обязывающими составить протокол о проступке и многими другими.
  Огромное  множество административно-правовых норм в связи с их разнообразием  можно поделить на виды по самым  разнообразным критериям. Возьмем критерии их сущности, содержания, формы и др.
  По целевому назначению административно правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призвнные  обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состощий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).
  По содержанию различаются нормы материальные – определяющи права и обязанности  субъектов правоотношений – и  процессуальные – закрепляют порядок, процедуры осуществления власти.
  Взяв в  качестве критерия группировки метод воздействия на поведение субъектов. Можно выделит нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендующие, поощряющие.
  Критерий  предела действия норм (по территории, по кругу лиц) позволяет определить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных – федеральные и субъектов Федерации. А внутриаппаратные бывают общеаппаратными, межведомственными, локальными (действующими в пределах отдельной организации).
  Юридическая сила норм зависит от вида власти, к  которой они принадлежат (законодательная, исполнительная, судебная) и от положения тех органов, которые прняли акты, содержащие нормы. Иными слованми, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Кроме того, различаются нормы законодательные и подзаконные.
  По уровню обобщенности очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная норма имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная норма. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотизам разных юридических норм. Специальную норму можно расматривать как исключение из общего правила, устанавленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило. Так, одна статья закрепляет ответственность за нарушение норм торговли, а вторая – за нарушение порядка продажи огнестрельного оружия. Если продавец нарушит специальные правила торговли оружием, его привлекут к ответсвтвенности не по общим правилам, а по специальной норме.
  По субъектам  различаются нормы, регулирующие деятельность государсвтенных организаций и  их работников, негосдарственных организаций, граждан, а также разных субъектов.
  Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены. А срочная норма, если ее досрочно не отменять, прекращает действие автоматическикогда наступает заранее названная дата.
  Преобладающее число норм действует в нормальных условиях. Но наряду с ними существует нормы, которые вступают в силу в  чрезвычайных, форс-мажорных обстоятельствах. А следовательно, есть нормы обычные  и экстраординарные.
  Реализация  норм административногоправа представляет собой логический прцесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъекта в соответствии с их требованиями. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм: 1) исполнение – заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей, предписаний, содержашихся в норме, 2) соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий, 3) использование – субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом, 4) применениесостоит в принятии компетентным субъектом власти индивидуального юридически властного решения (акта) на основе действющей нормы. Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности административной власти, которое часто осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение административного взыскания, лицензирование) путем принятия правоприменительных административных актов.
  Субъектами  административной власти довольно часто используется нормативное применение права. Суть ег в том, что на базе нормативного акта более высокой юридической силы принимается конкретизирующий его нормативный акт. Так, нередко постановления Правительства Россиии издатеся на основе закона, закон и постановление конкретизируется инструкцией министерства.
  Понятие субъектов административного  права. 

  Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.
  Индивидуальными субъектами права являются, например, граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и граждане без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами административного права являются должностные лица - государственные служащие, которые выделяются как субъекты реализации управленческих и других государственных функций, как участники осуществления компетенции государственных органов или органов местного самоуправления.7
  Коллективными субъектами административного права  могут выступать различные объединения  граждан, а в их числе разные по своему назначению и статусу подразделения органов государственной (исполнительной) власти. Но в конечном итоге и в этом случае от их имени в правоотношениях участвуют конкретные люди, т.е. - индивидуальные субъекты административного права.
  К государственным организациям как субъектам административного права могут относиться: органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и их различные объединения (корпорации, концерны), структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные самостоятельной компетенцией.
  Негосударственные организации как субъекты административного  права - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.
  Следовательно, круг субъектов административного  права разнообразен, но главное, что  их объединяет, это обладание особым юридическим качеством - административной правоспособностью. 

  Административная  правоспособность и административная дееспособность. 

  Под административной правоспособностью принято понимать одно из направлений общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством (при помощи правовых норм) возможности конкретного субъекта права (гражданина, организации, органа исполнительной власти) вступать в различного рода правовые отношения.
  Административная  правоспособность выражается в определяемой административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления. Административная правоспособность является предпосылкой для возникновения административно-правовых отношений.
  Однако, следует учитывать, что понятия “субъект административного права” и “субъект административно-правовых отношений” не совпадают. Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений лишь в том случае, если они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы они были наделены еще и административной дееспособностью, которая также является важнейшим элементом правового статуса.
  Под дееспособностью в данном случае понимается процесс практической реализации административно-правового статуса субъекта в условиях управленческой действительности.
  Как отмечают правоведы, на практике далеко не всегда возможно проведение четких границ между административной право- и дееспособностью.Довольно часто они неразделимы, так как по существу являются двумя элементами единого административно-правового статуса субъекта. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых правоспособность и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента их образования и юридического закрепления их компетенции. В последнем выражается административная правоспособность органов исполнительной власти; в компетенции же определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность.
  Таким образом, в качестве субъектов административного  права можно рассматривать Российское государство, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли все они являются носителями административной правоспособности. Однако непосредственно в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. 

  Список  использованной литературы: 

  
    Конституция Российской Федерации: принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 1995.
 
  
    Кодекс РСФСР  об административных правонарушениях.
 
  
    Гражданский кодекс Российской Федерации: Официальный текст. Часть первая. М., 1995.
 
  
    Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. - М., 1994.
 
  
    Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник  для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
 
  
    Бельский  К.С. Феноменология административного  права. - Смоленск, 1995.
 
  
    Ноздрачев А.Ф. Административное право: Фундаментальный курс. - М., 1992.
 
  
    Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1.
 
  
    Пономарев С. Кодекс или основы законодательства об административных правонарушениях ? // Российская юстиция. 1996. № 11.
 
  
    Старилов  Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство  и право. 1996. № 5.
 
  
    Студеникина М. Административная юстиция: какой  путь избрать в России? // Российская юстиция. 1996. № 5.
 
  Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской федерации. Ч. 1. М., 1994. С.18.
  Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1. С. 17.
  См.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 10-12.
  См., напр.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Указ. соч. С. 28-30.
  Алехин А.П., Козлов Ю.М. Указ. соч. С.56. 

  См., напр.: Пономарев С. Кодекс или Основы законодательства об административных правонарушениях? // Российская юстиция. 1996. № 1. С. 50-52.; Студеникина М. Административная юстиция: какой путь избрать в России? // Российская юстиция. 1996. № 5. С. 50.
  См.: Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. 1996. № 5. С. 17.
  Алехин А.П., Козлов Ю.М. Указ. соч. С.36. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:
 
1.     Введение                                  
2.     Предмет трудового права                      
3.     Метод трудового прав                     
4.     Система трудового права                      
5.     Отграничение трудового права от смежных отраслей права                           
6.     Заключение                              
7.     Список литературы                       
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Актуальность выбранной мною темы для написания курсовой работы по курсу 
 « трудовое право России » нельзя недооценивать, так как решение вопроса о предмете, методе, системе  является базовой, основополагающей не только когда мы говорим об учебной дисциплине, а и тогда когда мы говорим о знании, познании чего либо вообще. 
Изучение любой отрасли права начинается с усвоения таких правовых категорий как предмет, метод, система, принципы правового регулирования, так как именно данные правовые категории позволяют нам  отграничить изучаемую отрасль права от других отраслей права. 
Предмет, метод, система трудового права, как базовые правовые категории вооружают лиц, занимающихся изучением трудового права, как отрасли права, знанием наиболее общих закономерностей трудового права, закладывают фундамент для дальнейшего успешного познания  непростой науки трудового права. 
Выбранная мною тема, имеет  большое значение как для  юридической науки, так и для практики применения правовых норм трудового права. 
Нужно сказать, что данная тема являющаяся базовой для изучения отдельно взятой учебной дисциплины широко освещается в учебной и научной юридической  литературе, и это не без основательно. Однако при подготовке к написанию данной курсовой  работы и изучении научных источников я обнаружил, что по некоторым вопросам касающимся определения предмета трудового права ряд авторов имеют различные мнения, что  я постарался достаточно полно, насколько это возможно  в курсовой работе,  отразить. В остальном, в том, что  касается  общих вопросов предмета, метода и системы и места трудового права как отрасли  Российского права авторы многих учебных пособий не расходятся в определении  и описании рассмотренных мною вопросов. 
 
ПРЕДМЕТ  ТРУДОВОГО  ПРАВА

 
Трудовое право является одной  из важнейших отраслей российского  права. Из общей теории государства  и права известно, что деление права на отрасли и институты, то есть группировка однородных норм, осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования. Одна отрасль права отличается от другой своим предметом, методом и принципами правового регулирования. Поэтому изучение каждой отрасли права, в том числе и трудового, начинается с усвоения этих правовых категорий. 
Трудовое право – одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права Российской Федерации, играющая основную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями независимо от организационно – правовых форм производства. 
Предмет любой отрасли права составляют однородные общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права. 
Предмет трудового права отвечает на вопрос, что он регулирует, какие виды общественных отношений по труду, точнее, в каких видах общественных отношений по труду поведение людей регулируется трудовым законодательством. Общественная организация труда зависит от экономической и политической основы данного общества. Этой основой определяются и отношения работников с работодателями по труду на производстве, которые называются трудовыми отношениями. 
Так, предметом трудового права являются общественно-трудовые отношения, т.е. отношения возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, выполнением работы (комплекс общественных отношений по труду на производстве, а не вообще всякий труд человека). В этом комплексе девять групп общественных отношений, среди которых трудовые являются ведущими, определяющими. Все другие – производные, но тесно с ними связанные отношения, входящие в предмет данной отрасли, занимают подчиненное положение по сравнению с трудовыми. Трудовые отношения являются главными в предмете трудового права (отсюда и название отрасли  «трудовое право»). 
Трудовые отношения возникают в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, применением живого труда и созданием духовных и материальных благ. Для трудовых отношений характерно включение исполнителя работы в трудовой коллектив конкретной организации с вытекающим от сюда подчинением внутреннему трудовому распорядку, под которым понимается  определенный режим труда, обеспечивающий слаженную деятельность работников, правильную организацию и безопасные условия труда, выполнение установленной меры труда.  
Трудовые отношения - возмездные отношения, то есть работники, участники этих отношений имеют право на получение за свой труд заработной платы. Участвуя в трудовых отношениях, работник выполняет определенную работу, применяя личный труд. Эта особенность вытекает из самой природы живого труда как личной, волевой деятельности гражданина. Нельзя вступать в трудовые отношения, применяя свои способности к труду  через представителя. В личном труде проявляются присущие только данному лицу природные способности и приобретенные навыки к труду. 
Надо отметить, что  трудовое право изучает и производственные отношения, тесно связанные с трудовыми, можно выделить несколько групп таких отношений. 
 
1.     Отношения по обеспечению занятости, профориентации и трудоустройству, 
2.      отношения трудового коллектива с работодателем, его администрацией, отношения организационно - управленческие профсоюзного органа на производстве или другого уполномоченного работника с работодателем, его администрацией, 
3.      отношения по надзору и контролю за трудовым законодательством и охранной труда, 
4.      социально партнерские отношения, 
5.      отношения по подготовке кадров, профотбору и повышению квалификации на производстве, 
6.      отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб, причиненный по вине одной стороны другой 
В  ряде  учебников  по  трудовому  праву, например,  учебник  « Трудовое право » под редакцией проф. О.В. Смирнова ( 1999 г.) в учебнике « Российское Трудовое право » под редакцией проф. А.Д. Зайкина ( 1997 г.) в предмете трудового права не рассматриваются в качестве самостоятельных, примыкающих к трудовому отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения и отношения социально - партнерские на уровнях выше уровня производства. 
О.В. Смирнов объясняет это тем, что « отношения ответственности сторон трудовых отношений вполне укладываются в рамки самих трудовых отношений,  а социально - партнерские отношения представляют собой разновидность организационно - управленческих отношений »  . Но данному утверждению можно возразить, так как об этой разновидности организационно - управленческих отношений следовало бы сказать прямо в предмете трудового права, например в учебнике под редакцией проф. А.Д. Зайкина в главе V о системе правоотношений трудового права в этой системе на с. 116 указан третий вид организационно - управленческих отношений - социально - партнерские по заключению соглашений на разных уровнях 1 . 
 
Отношения по материальной ответственности выделяются из трудовых в качестве самостоятельных и производных от них на основе общего деления правоотношений на регулятивные и охранительные (ответственности), принятом в теории права. Данные отношения возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут   
 
Исходя из указанных признаков, можно дать следующее определение трудовых отношений. Трудовые отношения- это такие общественные отношения, которые складываются при включении гражданина в трудовой коллектив организации для выполнения личным трудом определенной работы за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку   . 
 
 
МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА 
 
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ (прием) правового регулирования, то есть воздействия через нормы права на волю людей в их поведении в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении для получения оптимального результата этого регулирования. 
Если предмет науки показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается данная наука. 
Согласно общей теории права метод правового регулирования общественных отношений характеризуется следующими чертами (признаками): 
1.    порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений; 
2.     общим юридическим положением участников правоотношений; 
3.     характером установления прав и обязанностей ; 
4.     средствами, обеспечивающими  исполнение обязанностей (санкций). 
Применительно к трудовому праву эти общие черты метода правового регулирования трудовых отношений выражаются: 1) в своеобразии оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений; 2) в общем юридическом положении участников трудовых правоотношений; 3) в характере установления прав и обязанностей; 4) в способах защиты прав и средствах обеспечения исполнения обязанностей сторонами трудовых правоотношений. 
Метод трудового права – это комплекс способов правового регулирования труда. Он отвечает на вопрос , как, какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда1 . 
 
Первая черта метода трудового права проявляется в том, что решающую роль в установлении трудовых правоотношений играет двусторонний юридический акт - трудовой договор (контракт). При этом следует иметь в виду, что трудовые отношения могут возникать и на основании других юридических фактов (например, акта избрания на выборную должность). 
Вторая черта метода трудового права выражается в особенности общего юридического положения субъектов трудовых правоотношений - их равенстве при заключении трудового договора (контракта). 
На рынке труда выступают свободные субъекты: с одной стороны, наниматель, владеющий средствами производства на праве собственности, или уполномоченное им лицо, с другой - работник, владеющий другим товаром - рабочей силой и готовый передать этот товар во временное пользование за определенное вознаграждение. Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и согласованности между ними возможно производство как соединение средств производства с рабочей силой, юридическим основанием которого является трудовой договор (контракт).  
Но такое соединение предполагает подчинение наемных работников в процессе труда воле его руководителя, воле нанимателя. Причем это подчинение касается приемов и способов выполнения данной работы и властных полномочий  нанимателя по применению санкций за ненадлежащее выполнение наемными работниками их трудовых функций. 
Вместе с тем властные полномочия нанимателя (администрации) в определенной степени ограничиваются полномочиями трудовых коллективов, выборных профсоюзных органов или других представительных органов трудящихся в области общественной организации труда. Например, нормы труда (нормы выработки, нормы времени) устанавливаются администрацией не единолично, а по согласованию с профсоюзным органом предприятия1 . 
Третья черта метода трудового права проявляется в характере (способе) установления прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений. Она связана, во-первых, с участием трудовых коллективов, выборных профсоюзных органов и иных представительных органов трудящихся в правовом регулировании трудовых отношений, то есть установлении и применении условий труда наемных работников, в контроле за соблюдением трудового законодательства и в защите трудовых прав работников, и во-вторых, с сочетанием централизованного и локального регулирования трудовых отношений. 
Эта черта метода трудового права способствует единству и дифференциации правового регулирования трудовых отношений.  
Единство выражается в установлении государством общих конституционных принципов (правовых норм), распространяющихся на всех работников и работодателей всех организаций. Дифференциация означает установление в централизованном порядке специальных правовых норм. 
 Дифференциация в правовом регулировании труда проводится по следующим, учитываемым законодателем при нормотворчестве, устойчивым шести факторам (основаниям): 
а) вредность и тяжесть условий труда; 
б) климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей; 
в) физиологические особенности женского организма, его материнская функция. Принимается во внимание возрастающая социальная роль матери в воспитании малолетних детей. Стали учитываться и семейные обязанности трудящихся в соответствии с международными конвенциями 1 . 
г) психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства. Учитывается также инвалидность, пенсионный возраст работника; 
д) специфика трудовой связи (сезонные, временные работники, государственные служащие); 
е) особенности труда в данной отрасли. 
Основания, изложенные в п. «в» и «г», - это субъектная дифференциация, пункты «д» и «е», - отраслевая дифференциация. 
Все специальные нормы дифференциации могут содержатся и в общих актах (например, гл. 11 и 12 КЗоТ), и составлять отдельный специальный акт (например, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). 
Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством  законодательных и иных правовых норм в области труда, имеющих целью в условиях рынка защищать наемного работника от чрезмерных притязаний со стороны нанимателей, гарантировать такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня развития человека и удовлетворению определенного минимума материальных и духовных потребностей. 
В порядке централизованного регулирования устанавливаются общие принципы и единые нормы применения труда, необходимые для охраны жизни и здоровья трудящихся и обеспечивающие достойное существование человека труда. Таковы, например, принципы и условия обеспечения занятости населения, правила по охране труда установление минимального размера заработной платы и максимальной продолжительности рабочего времени и т.п. эти принципы и нормы обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и хозяйствования. Они могут изменятся только в сторону улучшения положения работников. 
Централизованное регулирование трудовых отношений закрепляет минимальный уровень гарантий трудовых прав работников. При этом используются как императивные, так и рекомендательные нормы. Конкретизация общих норм трудового законодательства, принимаемых в рамках централизованного регулирования, применительно к особенностям отдельных организаций осуществляется с помощью локального регулирования трудовых отношений.  
Среди локальных нормативных актов первое место занимает коллективный трудовой договор, являющийся в условиях рынка основной формой правового регулирования трудовых отношений в организациях. В нем разрешаются наиболее важные вопросы рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и другие. К локальным нормативным актам относятся также местные правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, отпусков, положения о премировании и т.д. 
В условиях перехода к рыночным отношениям содержание локального регулирования трудовых отношений значительно расширяется. 
Четвертая черта метода трудового права связана со спецификой защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей. Трудовое право использует присущие ему способы приемы защиты субъективных трудовых прав и законных интересов работников. Так, в случаях нарушения нанимателем трудовых прав работника вопрос об их восстановлении разрешается создаваемыми в организациях специальными органами, комиссиями по трудовым спорам. В отличие от других отраслей права трудовое право предусматривает возможность создания профсоюзов, призванных защищать трудовые прав и законные интересы работников. Надлежащее и своевременное исполнение работниками трудовых обязанностей обеспечивается специфическими для трудового права средствами – мерами дисциплинарной и уголовной ответственности. 
 
СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА 
 
Каждая отрасль права, в том числе и трудовое, имеет свою систему норм, то есть определенную их группировку и последовательность расположения в структуре отрасли. Система отрасли трудового права представляет его структуру как совокупность в определенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в подразделения (институты) в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Последовательность расположения в системе отрасли этих групп норм (институтов) строится по динамике развития трудовых и тесно примыкающих к ним отношений. 
Система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки, учебного курса «Трудовое право» - взаимосвязанные, но разные понятия. Они имеют определенное , но не идентичны. Все указанные системы строятся по их целям и предмету, а предметы и цели этих систем разные. 
Система отрасли трудового права – это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подынституты), и последовательность их расположения внутри структуры отрасли. Все его нормы располагаются внутри отрасли по взаимосвязанной системе. 
Система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную. В.М. Лебедев выделяет и третью часть, специальную, в которую он объединяет нормы специальные, регулирующие особенности труда в отдельных отраслях экономики 1 . Такое выделение спорно, поскольку одни специальные нормы, отражающие дифференциацию трудового права в отрыве от общих норм, не могут является самостоятельным институтом. 
В общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников,  
недействительность условий договоров, разграничение компетенции Российской  Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. Следовательно к Общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ по указанным вопросам труда, нормы положений – глава 1 КзоТ , глава 18 КзоТ об установлении дифференциации норм для некоторых категорий работников. 
Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам как совокупность однородных групп правовых норм. При этом институты располагаются последовательно в соответствии с динамикой  возникновения и развития трудового и примыкающих к нему отношений. Особенная часть отрасли начинается с института обеспечения занятости и трудоустройства. За ним следует центральный институт – трудовой договор (контракт), в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора (контракта), порядке его заключения (приема на работу), изменения (перевода) и прекращения (увольнения). 
Затем идут институты , в которых сгруппированы нормы, регулирующие другие вопросы трудовых отношений: институт рабочего времени, времени отдыха, институт оплаты труда, институт гарантийных и компенсационных выплат, институт трудовой дисциплины и институт охраны труда. 
За ними располагаются последовательно семь институтов, регулирующих другие, тесно связанные с трудовыми, отношения. К ним относятся: 
1.    институт материальной ответственности сторон трудового отношения за ущерб, причиненный друг другу; 
2.    институт прав профсоюзов в сфере труда; 
3.    институт полномочий трудового коллектива; 
4.    институт социально – партнерских соглашений и коллективного договора; 
5.    институт подготовки кадров и повышения квалификации на производстве; 
6.    институт трудовых споров и порядка их разрешения; 
7.    институт надзора и контроля за трудовым законодательством и охраной труда. 
Каждый институт Особенной части трудового права представляет систематизированную группу общих и специальных норм, регулирующих определенный элемент трудовых отношений или регулирующих примыкающие к ним восемь других отношений (отношения по обеспечению занятости, профориентации и трудоустройству, отношения трудового коллектива с работодателем, его администрацией, отношения организационно - управленческие профсоюзного органа на производстве или другого уполномоченного работника с работодателем, его администрацией, отношения по надзору и контролю за трудовым законодательством и охранной труда, социально партнерские отношения, отношения по подготовке кадров, профотбору и повышению квалификации на производстве, отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб, причиненный по вине одной стороны другой). 
Система Кодекса законов о труде построена в основном по системе отрасли трудового права. Но есть некоторые несовпадения и отличия. Так в Кодексе выделяются в отдельные главы специальные нормы о труде женщин (глава 11), о труде молодежи (глава 12), о льготах работникам, совмещающим труд с обучением (глава 13). Но эти специальные нормы одни, в отрыве от соответствующих общих норм, не представляют самостоятельных институтов. Льготы, указанные в них, относятся к институту охраны труда, а по рабочему времени – к институту рабочего времени и времени отдыха. Не представляет самостоятельного института и глава 7 – о нормах труда и сдельных расценках. Она связанна главным образом с институтом оплаты труда. Коллективный договор как институт отрасли в Кодексе дан в главе 2, хотя в системе науки (учебного курса) идет после института полномочий трудового коллектива. 
Не представляет самостоятельного института и глава 18 (последняя) Кодекса – об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников, так как в ней помещены специальные нормы, которые относятся соответственно к различным институтам (трудовому договору, рабочему времени и др.).  
Система трудового права изменяется, развивается. Изменения ее можно условно объединить в следующие группы. 
Первая группа изменений характеризуется отпочкованием от трудового договора норм новой отрасли – права социального обеспечения, которую студенты изучают после завершения учебного курса «Трудовое право». 
Вторую группу изменений в системе трудового права иллюстрируют процессы формирования в ней новых институтов: обеспечения занятости, социально – партнерских соглашений, коллективных трудовых споров и другие. 
Третью группу изменений подтверждает эволюция, происходящая в отдельных институтах. Заметные изменения происходят, к примеру, в институте оплаты труда, в институте  трудовых споров и порядке их разрешения, в институте  материальной ответственности  работодателя за вред. 
Все эти изменения в системе обусловлены в конечном счете главным образом изменениями в предмете и методе правового регулирования труда. От системы отрасли трудового права надлежит отличать систему законодательства и структуру кодификационных актов (КзоТ).Систематизация трудового законодательства – вторичная категория по отношению к системе отрасли права, строится, как правило, по системе отрасли также, как и структура Кодекса.     
В общей части науки трудового права изучаются проблемы, имеющие сквозной характер для всей отрасли трудового права и его науки, а в Особенной - более узкие проблемы по отдельным институтам этой отрасли. 
По моему мнению стоит выделить в отдельную часть трудового права нормы зарубежного трудового законодательства и международно - правового регулирования труда, которые также изучаются в учебном курсе. 
 
ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

 
Трудовое право регулирует не все  отношения по применению труда в  обществе. Это видно из предмета трудового права. Но на практике часто  затруднительно отличить отношения  по труду, регулируемые административным или гражданским правом, от трудовых отношений сферы  трудового права 
При отграничении трудового права от гражданского надо помнить, что последнее регулирует отношения, связанные с трудом и его продуктом (результатом), вытекающие, например, из договора подряда, поручения, авторского договора. 
При этом надо помнить, что предметом гражданского права являются имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или переходом от одного лица к другому и связанные с ними неимущественные1 , а  
 
предметом трудового права являются трудовые отношения и иные тесно связанные с ними общественные отношения. Если предметом трудовых отношений является сам процесс труда, то предметом гражданско - правовых отношений, связанных с применением труда, является овеществленный труд, продукт труда. 
Отграничение трудового права от гражданского хорошо видно при анализе субъектов этих правоотношений и методов правового регулирования. 
Сложным является отграничение трудового права от административного, так как трудовым, так и административным отношениям, присущ элемент управления, пределы трудовой правосубъектности организаций определяются нормами и трудового и административного права, трудовые некоторых категорий работников связаны с применением элементов административно - правового регулирования. 
Предмет административного права образуют отношения по осуществлению исполнительно - распорядительной деятельности государственных органов. Трудовым отношениям тоже свойственны организация и управление. Но управление в трудовом праве носит характер  производственного управления, а не административного. 
Трудовое право тесно связанно с правом социального обеспечения, так как без трудовых отношений в прошлом или настоящем отношения социального обеспечения чаще всего возникнуть не могут. Но эти отрасли права отличаются друг от друга по предмету, методу регулирования и юридическим фактам, которые лежат в основе их возникновения и прекращения. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
В заключении  необходимо подвести некоторые итоги моей работы. Предметом трудового права являются по мнению многих авторов учебных и научных работ по трудовому праву с которыми я согласен, трудовые отношения в общественной организации труда и примыкающие, производные от них отношения, т.е.  комплекс общественных отношений по труду на производстве, а не вообще всякий труд человека. Я согласен с выводами К.Н. Гусова, В.Н. Толкунова о том, что  Все другие - производные, но тесно связанные с трудовыми отношения, входящие в предмет  отрасли трудового права, занимают подчиненное положение по сравнению с трудовыми. Трудовые отношения являются главными в предмете трудового права (отсюда и название отрасли « трудовое право »). 
В области общественных отношений, регулируемых трудовым правом, применяется публично - правовой метод регулирования: государство устанавливает принципы регулирования трудовых отношений и 
гарантии для работников, являющиеся обязательными для работодателя, или конкретные параметры для работников бюджетной сферы. С другой стороны, работодатель через коллективный и индивидуальный договоры конкретизирует условия труда. Это существенно отличает принципы регулирования общественных отношений рудовым  правом от регулирования гражданским правом. Метод трудового права характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле нанимателей в процессе труда, участием трудовых коллективов в профсоюзов в  регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного регулирования с локальным, применением мер дисциплинарной и материальной ответственности, осуществлением защиты субъективных рудовых прав и законных интересов работников профсоюзами. 
Система отрасли трудового права представляет его структуру как совокупность в определенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в подразделения (институты) в зависимости от специфики общественных отношений составляющих предмет данной отрасли Российского права. 
Описанные мною выше особенности  предмета трудового права, его метода правового регулирования, наличие системы позволяют говорить о трудовом праве как о самостоятельной отрасли Российского права. 
 
Список использованной литературы и нормативных актов 
 
 
1.     Конституция Российской Федерации. 
2.     Кодекс законов о труде Российской Федерации. 
3.     Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебник. – 3-е изд.,       М.: Юрист,2001. 
4.     Российское трудовое право. Учебник для вузов. Под редакцией А.Д. Зайкина – М.: издательская группа НОРМА – ИНФРА  М, 1999. 
5.     Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы Общей части. Томск, 1998. 
6.     Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. М., 1998. 
7.     Гражданское право. Т. 1. Учебник / Под редакцией  Е. А. Суханова. М. 1993.  
8.     Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Изд. 2-е дополненное, исправленное / Под ред. В.Г. Стрекозова. 

9.     Конвенция МОТ № 156 (1981 г.)     «О равном обращении и равных   возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящимися с                      семейными обязанностями ».
 
Read more about 
Реферат "Предмет, метод и система трудового права как отрасль Российского права" by pravo-edu.ru 
 
 
 

Реферат
По  дисциплине «Административное право»
Теме: «Предмет и метод  административного  права»
                Работу  выполнила студентка
                3 курса группы 3-5 Ю
                Белалова  Галия Рафаиловна
                Специальность 030501
                «Юриспруденция»
                Отметка о зачете ________
                дата  «_____» ____________2008 года
                Преподаватель: Рыбалкин
МЦЕНСК
Введение
     Слово «норма» происходит от латинского социальной нормы «norma», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т. д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, т. е. таких правил, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественными (природными) и искусственными объектами. Примерами технических норм могут служить правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. п.Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.1
Предмет и метод административного  права
     Система социальных норм отражает достигнутую  обществом ступень экономического, социально-политического и духовного  развития. В ней находят отражение  образ жизни, исторические особенности  народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти. Существуют различные классификации социальных норм. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.