На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Леонид Андреевич Фирсов. Изучение поведения шимпанзе в условиях приближённых к естественным

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Приматы. Этим словом назван один из самых замечательных  отрядов млекопитающих. В него входят полуобезьяны, обезьяны (настоящие  обезьяны) и человек.
     Термин  «приматы» («одни из первых») для  обозначения отряда животных, в котором  объединены обезьяны и человек, впервые использовал Карл Линней ещё в 1758 году. По тем временам это был весьма смелый поступок. Объединение в один отряд обезьян и человека означало, что между ними имеется огромное сходство, а ведь в библии говориться, что Бог создал человека по образу и подобию своему.
     Человекообразные  обезьяны – самые крупные и  самые умные из обезьян. У них  большой и высокоразвитый мозг, а  передние конечности значительно длиннее  задних. На всех пальцах ногти. Во рту 32 зуба. По строению тела и по биохимическим  показателям они больше других обезьян  похожи на человека. У них, как и  у человека, четыре группы крови, а  кровь карликового шимпанзе бонобо можно даже переливать человеку без  какой-либо предварительной обработки.
     К человекообразным обезьянам относятся  орангутаны, гориллы и шимпанзе.
     У шимпанзе взрослые самцы весят 70-80 кг при росте 120-150 см. Карликовый шимпанзе бонобо вполовину меньше. Живут шимпанзе в Африке к северу от реки Конго стадами по 30-80 особей. Явного вожака в стаде нет, но иерархия, соподчинённость существует. Шимпанзе отлично лазают, но на земле проводят не мало времени, совершая пятидесятикилометровые переходы.
     Питаются  плодами, орехами и нежными молодыми листьями. Лакомятся мёдом диких  пчёл, насекомыми. Саванные шимпанзе обнаружили любовь к мясу. Во время Кормёжки стадо разбивается на отдельные  группы, разбредающиеся по лесу, но поддерживающие между собой звуковой контакт. Охотятся главным образом самцы, индивидуально или небольшим коллективом. Объектами охоты бывают карликовые свиньи, мартышки, молодые павианы. Нередки случаи каннибализма – поедание собственных детёнышей.
     Высокое умственное развитие шимпанзе особенно отчётливо проявляется во время  общения. При встрече обезьяны отчётливо  кланяются. Друзья после продолжительной  разлуки радостно бегут друг к другу навстречу, тихо вскрикивая от восторга, протягивают друг другу руки, одобрительно хлопают друг друга ладонями по плечам и спине; в трудных ситуациях чешут затылки; когда сердятся, топают ногами, хватают палки и швыряют их в обидчика или просто лупят его.
     Шимпанзе  можно научить говорить. Однако устройство гортани и голосовых связок не позволяет обезьянам воспроизводить слова человеческой речи, и все  попытки заставить обезьян заговорить ни к чему не приводили, пока американские учёные, супруги Гарднеры, не догадались обучить шимпанзе жестовому языку  глухонемых, в котором каждый жест означал название какого-нибудь предмета, действие или понятие.
     Обезьяны  легко усваивали, что словом «шляпа»  нужно называть не только ту шляпу, которую им показывали на уроке, а  любой головной убор – всё, что  люди носят на голове. Совершенно неожиданно оказалось, что обезьяны способны понять и пользоваться словами-понятиями, такими как «цвет», «размер», «форма», «всё», «многое». Научились даже ругаться. Программа обучения не предусматривала обучение ругани, тем более может показаться совершенно фантастичным, что из усвоенного репертуара в качестве ругательства многие шимпанзе самостоятельно выбирали слово «грязный». 
 

     Фирсов  Леонид Александрович (1920-2006).
     
     Важный  вклад в исследования поведения  и психики человекообразных обезьян  внесли работы Л.А. Фирсова.
     В 1938 г. Л.А.Фирсов поступил на лечебный факультет 2-го Ленинградского медицинского института, а закончил его по окончанию Великой Отечественной войны.
     В сентябре 1947 г. он был зачислен в  аспирантуру АМН СССР и получил  возможность работать у академика  Л.А. Орбели (1947-1950 гг.), а в 1950 г. занялся изучением физиологии высшей нервной деятельности приматов под руководством профессора Л.Г. Воронина в лаборатории физиологии высшей нервной деятельности.
     В 1963 г. он возглавил группу по исследованию поведения обезьян в рамках Лаборатории физиологии ВНД. В этот период были созданы научные фильмы: «Экспериментальное моделирование мотивации поведения у человекообразных обезьян» и «Физиологическое изучение голосовой сигнализации у человекообразных обезьян», вышла монография Л.А. Фирсова “Физиологическое изучение голосовых реакций у высших и низших обезьян” (1964г), а затем “Механизмы условнорефлекторного и отсроченного поведения у обезьян”.
     Лабораторные  исследования Л.А.Фирсова включали сравнительную оценку:
     -разных  видов памяти;
     -способности  к подражанию;
     -способности  к обобщению и формулированию  довербальных понятий;
     -голосового  общения;
     -некоторых  аспектов социальных взаимодействий  у антропоидов. 
     Многоплановые исследования Л.А.Фирсова показали, что шимпанзе обладают высочайшем уровнем  развития поведения и психики. Они  действительно способны к одномоментному образованию множества условных реакций разного уровня сложности. Фирсов проанализировал природу  таких условнорефлекторных связей и показал, что часть из них  – «подлинные» условные рефлексы, другие реализуются на основе синтеза  новых и старых ассоциаций, третьи возникают благодаря «переносу» ранее сформированных реакций (за  счёт «вторичного научения»), четвёртые  – благодаря подражанию, а пятые  – как реализация «каузальной  связи», т.е. улавливания закономерностей  процессов и явлений.
     Л.А.Фирсов пришёл к заключению о том, что  психика антропоидов характеризуется  таким уровнем способности к  формированию довербальных понятий, который  можно рассматривать как промежуточный  между первой и второй сигнальными  системами.
     Врач  по образованию, Фирсов тщательно следил за здоровьем обезьян и много  сделал для того, чтобы разработать  подходящий для них режим содержания.
     Контакты  с шимпанзе в неволе требуют большого мужества и осмотрительности, потому что с возрастом эти обезьяны становятся все более агрессивными. Недаром цирковые дрессировщики используют в качестве «артистов» исключительно детенышей и «подростков».
     В том, что даже молодые обезьяны могут  быть опасны для окружающих, неоднократно приходилось убеждаться ученым, изучавшим  их поведение. Поэтому, если шимпанзе выбирается из клетки и отправляется гулять по институту, то наученные горьким  опытом сотрудники немедленно поступают  так же, как на первых порах поступали  их коллеги при встрече с дикими шимпанзе или гориллами. Они принимают  «позу подчинения»: падают на пол, чтобы  уклониться от опасного контакта. Л.А. Фирсов лишился нескольких пальцев  на руках, когда усмирял вырвавшегося из клетки самца.
     Свои  работы ученый начал с изучения относительно простых условных рефлексов у макак-резусов (вид мартышек) и шимпанзе, но постепенно переходил к более сложным формам поведения. С помощью своих опытов он доказал, что они обладают способностью к решению сложных задач на сообразительность и даже зачатками абстрактного мышления.
     Фирсову было интересно узнать, как проявятся  выявленные им в лаборатории способности  шимпанзе, если тех же обезьян наблюдать  в условиях, приближенных к естественным. Для этого ученый решил выпустить  их в лес и продолжить эксперименты там. Поскольку возможности отвезти  обезьян в родную для них Африку у советских ученых не было, их выпустили  на одном из озерных островов в  малонаселенном районе Псковской области.
     В условиях полусвободного содержания было достаточно просто наблюдать не только за поведением обезьян, но и за их физиологическими показателями: давлением, сердечной  деятельностью и весом. Например, для измерения веса шимпанзе Гудолл пришлось изобрести особое приспособление: высоко в ветвях дерева укрепляли  мощные пружинные весы, похожие на обычный безмен. Вместо крючка, на который  мы подвешиваем груз, они были снабжены перекладиной, а чтобы заставить  обезьян за нее ухватиться, к ней  прикрепляли бананы.
     Шимпанзе, прожившие в вольерах и клетках  всю свою сознательную жизнь, оказавшись на воле, очень быстро освоили совершенно новую для них среду обитания. Они быстро перешли на подножный  корм - научились выбирать подходящие растения, и прилежно их отыскивали, хотя до тех пор получали еду в  готовом виде от человека, и вполне привыкли к этому. Интересно, что  для добывания пищи в новой  обстановке эти «клеточные» обезьяны целенаправленно применяли орудия - палки.
     Были  повторены также опыты на «выбор по образу», где в качестве стимулов использовались не геометрические фигуры, как это практикуется в лабораториях, а растения, цветы, веточки, палочки  и другие природные объекты.    
     Важная  часть жизни шимпанзе - устройство места для ночлега. На воле они  спят в гнездах, которые строят высоко на деревьях. Шимпанзе постоянно перемещаются по своей территории, которая простирается у некоторых групп на сотни  квадратных километров, поэтому каждый день они устраивают новые гнезда в тех местах, где их застанет ночь. Оказалось, что обезьяны всю  жизнь прожившие в клетках, «вспомнили»  обычаи своих свободных сородичей  и, очутившись на свободе, обнаружили умение строить гнезда, вполне пригодные  для сна.
     Не  менее удивительно, что, оказавшись предоставленными сами себе, они сделались  осторожными, как всякие дикие звери  и вполне могли бы избежать опасности, если бы она им грозила.
     Интересными оказались и наблюдения Л.А. Фирсова  за выпущенными на озерный остров макаками-резусами. Их лишь незадолго  до этого привезли из Индии. Как ни странно, макаки легко привыкают  к совершенно новому для них климату  и полностью обеспечивают себя пищей. Так же, как и шимпанзе, они  легко применяли в новых условиях те навыки, которым их успели обучить  в лаборатории. Но вот использовать палки или другие орудия для каких-то подсобных целей ни один из макак-резусов  не смог. Тут-то и проявилось различие в интеллекте человекообразных обезьян  и их более примитивных собратьев.
     
Леонид  Александрович Фирсов с любимцем Тарасом.
       «В одном из опытов Тарас  не мог дотянуться до столика,  который был сооружен в воде  на некотором расстоянии от  берега. На столе лежала вкусная  пищевая приманка. Походив вдоль  берега, Тарас повернулся и исчез  в ближайших кустах. Вскоре он вернулся с длинным байдарочным веслом. Это была несомненная репродукция когда-то увиденного предмета, с которым Тарас, по-видимому, мог играть, но в нужный момент экспериментальной ситуации весло было принесено, а с его помощью шимпанзе несколько раз пытался достать до столика, но длины весла не хватило; тогда Тарас положил его на воду и попытался пройти по нему, как по мосту. От первого же прикосновения ногой весло потонуло, Тарас вынул его из воды и стал играть с ним.
       Второй впечатляющий случай, когда  этот же шимпанзе во время  опыта использовал предмет нужной  длины. Тарасу была дана задача  добыть баночку компота из  аппарата с самозахлопывающейся  дверцой. Чтобы открыть дверцу, следовало потянуть за ручку,  достаточно удаленную от аппарата. Длины двух рук обезьяны не  хватало, чтобы потягиванием рукоятки  одной рукой другой открыть  дверцу и дотянуться до баночки  с приманкой. Перепробовав всевозможные  приемы, Тарас ушел от аппарата  в сторону ближайших кустов. По  дороге он поднял небольшую  хворостинку и тут же ее  бросил. Через пару секунд он  потянулся к сухим веткам ольхового  куста, отломил короткую тонкую  веточку и снова бросил. После  этого Тарас выломал довольно  длинную и прочную хворостинку  и с нею вернулся к аппарату. Не проявляя игры или других  признаков отвлечения, он с силой  потянул за рукоять тяги, открыл  дверцу и вскоре довольно точно  заклинил ее концом хворостины. Как только шимпанзе оценил  все происшедшее, он тут же  оставил рукоять и хворостину, стремительно отправился к аппарату, легко отжал дверцу и добыл  баночку с компотом (22 июля 1973 г.).» 1982. Изд-во: Ленинградское отделение «Наука».
     На  основании собственных многолетних  исследований предметной деятельности у разных видов низших и высших обезьян, проведённых в лабораторных, а также в природных условиях Псковской, Ленинградской областей и Абхазской АССР, Фирсов пришёл к принципиально важному заключению о качественно новом уровне этой деятельности только у антропоидов, т.е. об орудийном характере их деятельности. «Сложные формы операций антропоидов, в особенности шимпанзе, с предметами, широкое их обобщение, а также обобщение ситуаций, в которых они применяются, целенаправленность этих действий и несомненное владение следовым образом и планом (инициацией) предстоящего использования, убедительно говорят о том, что орудийная деятельность возникла задолго до появления древнейшего человека и даже до австралопитеков и ныне живущих антропоидов, - пишет Фирсов, - На этом основании знаменитая фраза И. П. Павлова: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это „условным рефлексом" назвать нельзя» (Павловские среды, 1949, т. 3, с. 262), приобретает особо важное значение. Речь идет не о проявлении элементарного условного моторного акта, а о системной деятельности высокоорганизованного мозга со сложнейшей интеграцией функций многих церебральных механизмов. Мнение, высказанное Н. П. Дубининым (1977), о том, что животные предки человека, опираясь на итоги генетической эволюции, придали процессу труда целенаправленный характер, по-видимому, следует понимать таким образом, что целенаправленность может иметь как тактическое, так и стратегическое значение. Целенаправленность действий человека, актуализирующая сознательно построенный план и поддерживаемая критической оценкой уже сделанного, действительно, присущи только ему и являются стратегией трудовой деятельности. Вместе с тем целенаправленность использования предметов внешней среды, а также способность к частичному изменению этих предметов, является неотъемлемым новым качеством поведения ребенка первых лет жизни и высших обезьян (антропоидов).» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:
    Энциклопедия. Биология. Том 2. Главный редактор и составитель тома  Светлана Исмаилова
    Учебник. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. Авторы  З.А.Зорина, И.И. Полетаева
    http://www.life-nature.ru/articles/8/article171.htm
    http://primatology.ru/history/antropoidnik-1963-1986/firsov
    http://www.ido.rudn.ru/psychology/animal_psychology/ch8_3.html
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.