На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Естественнонаучные достижения античности и их принципиальная ограниченность из-за неиспользования экспериментального метода

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
                                                                     СОДЕРЖАНИЕ 
 

      Введение                                                                                                             3 

    Переход  к научному  познанию  мира.                                                      4
 
    Милетская школа                                                                                          5
 
    Основные  научные доктрины  античности                                               6
 
    3.1.    Научная доктрина Пифагора                                                             6 

         3.2.    Атомизм - как научная доктрина                                                      7
     
      Научная доктрина Аристотеля                                                         8
 
    Основные  достижения различных научных школ античности.                   9
   
      Развитие  математических  школ античности и их основатели     9
 
    4.2.     Развитие механики                                                                            11 
     

                 4.3.     Развитие астрономии                                                                        13 
 

    Заключение                                                                                                       14

ВВЕДЕНИЕ

 
      
Целью данной работы является анализ достижения естествознания античности. 
      Актуальность данной тематики обусловлена тем, что античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Невозможно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, была не только культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Она также стала колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западной и византийско-православной — евразийской. А в одном отношении античная цивилизация является универсальной основой, пьедесталом всей последующей общечеловеческой культуры — в той мере, в какой она содержит дух рационализма, пронизана таким отношением к бытию, в котором преобладает убеждение, что мир (как природный, так и человеческий) состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям.

       Именно античная цивилизация окончательно преодолела рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила «логику вещей» от «логики слов и мыслей», утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным законам. 
 
 
 
 
 

    Переход  к научному  познанию  мира.
 
           Переход к научному познанию мира предполагал выработку
    качественно нового представления о мире. В немифологическом мире существуют естественный, объективные, независимые от людей и богов процессы. Предпосылки такого представления складывались в поздних теокосмогонических мифах. Вопрос о происхождении мира трактовался с позиций происхождения общины, рода, племени. Теокосмогонические мифы – высшая форма мифотворчества, которая уже сдержит зачатки научного отражения мира.
           Историческая  заслуга древнегреческих теокосмогонических мифологий состояла в выработке общего представления о Космосе, которое служило важной предпосылкой возникновения научного познания мира. С появление такого вещественно-телесного пластического образа Космоса до возникновения научного отражения естественных закономерностей мира остался только один шаг. В Древней Греции такой шаг был сделан в начале VI в. До н.э. Именно в это время в древнегреческой культуре завершается разделение объекта и субъекта, возникает теоретическая проблема отношения человека и мира, путей познания природы, ее законов, организации бытия. Хотя еще в течении нескольких последующих столетий абстрактно-понятийное, научное знание нередко переплеталось с мифологической образностью. 
     
     
     
     
     
     
     

    2. Милетская школа
       Непосредственно возникновение европейской науки принято связывать с Милетской школой. Основателем этой школы был Фалес Милетский. Именно представители этой школы впервые сформулировали проблему первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они возвращаются. Представителями этой школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
      Естествознание начинается тогда, когда сознание человека поднимается до уровня выработки высокой абстракции (субстанции). Вопрос о субстанции стал возможен тогда, когда уровень мыслительного абстрагирования позволил сформулировать представление о  процедуре обоснования знания. Формой такого представления стала идея математического доказательства. Для возникновения такой идеи надо научиться формулировать принципы решения целого класса задач определенного типа. Это значит, что мышление должно оперировать всеобщими понятийными структурами. Среди таких важнейшая – категория субстанции.
      Фалес Милетский считал, что началом всех вещей, их субстанцией является вода.
       Анаксимандр источником всего считал некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное начало – апейрон.
      Анаксимен считал воздух началом, субстанцией мира.
      Сейчас не так важно, как конкретно решали представители Милетской школы проблему субстанции. Важен факт постановки самой проблемы субстанции мира, ориентирующей на дальнейшее развитие научно-рационального познания. 
 
 
 

    3.  Основные  научные доктрины  античности
3.1.  Первой научной доктриной Древней Греции стала математическая доктрина, представленная Пифагором, и позднее развитая Платоном. В её основе, как и в основе других античных доктрин , лежит представление о том, что космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Он полагал, что все объекты и предметы бытия, материального мира, процессы и явления материальных и духовных норм состоят из чисел, цифр, математических и физических формул, математических знаков и операций. Картина мира, представленная пифагорейцами поражала своей гармонией - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движению небесных тел по математическим законам, законам прекрасно устроенного человеческого тела и т.д. Этими доводами он заявил, что ум человека - это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. Свое отношение и завершение математическая доктрина получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира - мира идей представляющую собой иерархически упорядоченную структуру.
      Всемирно- историческая заслуга пифагореизма  состоит в осмыслении и утверждении категории количества. Нельзя постичь вещь в ее сущности и в ее целостности без выявления количественных характеристик вещи, а они постигаются математикой.
     Пифагорейцы заложили основы такого представления о мире и его познании, в соответствии с которым математические знания являются ключом к познанию природы.
  
3.2.     Второй научной доктриной античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он стал итогом развития греческой философской традиции. В её основе лежит представление о том, что все предметы и объекты бытия, материального мира состоят из мельчайших микроскопических неделимых частиц - атомов ( с гр. неделимый). Своими корнями атомизм уходит в ионийскую физику и философию элеатов. Проблемы бытия и не бытия, существования и возникновения, множества и числа, делимости и качества - все эти проблемы, затронутые предыдущими школами, нашли свое отражение в системе атомизма. Основателями его стали Левкипп и Демокрит. Согласно этой доктрине, начало всего сущего - это неделимые частицы - атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части. Атомизм является физической доктриной, только по Демокриту д. объяснить явления физического мира. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувств, опыта и его рационального преобразования. Атомизм является физической программой и служит инструментом объяснения многочисленных процессов и явлений природы, проходящих на микроуровне.
         Концепция атомизма – одна из самых плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки. Она сыграла огромную роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественнонаучной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи. 
 
 
 

3.3.   Доктрина Аристотеля стала третьей научной доктриной античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны она близка к античной классике, её стремлением к целостному философскому осмыслению действительности., с другой стороны в ней отчетливо проявляются традиции афинской и эллинской школ. Аристотель возражал Пифагору, Демокриту, Платону, одновременно отказываясь от материальных и атомистических идей, пытаясь найти третий путь. Он понимал, что миропонимание должно происходить путем чувственного познания и логического осмысления.
        Аристотель предлагает 4 причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Он создал раздел философии "Метафизика". Этот раздел философии изучает особенности духовного мира, морального и этического путем осмысления сознанием или логикой.
        В метафизике Аристотель воссоздает мир как целостное естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Заслугой Аристотеля является написание его знаменитого "Органона" - трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления. Он, кроме того, систематизировал накопленные к этому времени научные знания. Аристотель был крупнейшим ученым и философом античного мира, занимался вопросами политологии, правоведения, экономики и торговли, астрофизики, географии и геологии, ботаники и зоологи, физиологи и эволюции. Он дал характеристику и описал известные к тому времени 500 видов растений и животных, расположив их в иерархический таксономический ряд по порядку, согласно уровню организации. Кроме того, Аристотель является основоположником многих перечисленных выше наук. 
 

    Основные  достижения различных  научных школ античности.
 
    4.1.   В Древнегреческой культуре развитие получила прежде всего математика. В V-VI вв. до н.э. в древнегреческой математике были разработаны геометрическая алгебра, теория делимости целых чисел и теория пропорций и др.
            Универсальной ученостью отличался Эратосфен, которым написаны работы не только по математике, но и по астрономии, истории, философии, филологии. Известны его работы по определению размеров земного шара, по географии. В математике Эратосфен известен своими исследованиями целочисленных пропорций, открытием «решетки Эратосфена».
             В александрийской школе творил Никомед, известный открытием алгебраической кривой конхоиды.
            Величайшим математиком древности был Аполлоний Пергский. Он непосредственно подошел к основам аналитической и даже проективной геометрии. Величайшим алгебраистом того времени был Диофант Александрийский. На его творчество оказала влияние вавилонская математическая традиция. Он разработал широкое алгебраическое исчисление, в котором систематически исследовались алгебраические символы, правила решений уравнений и др.
            
     
     
     
     
     
     
     

4.2.  Из трех составных частей теоретической механики в древнегреческий период наиболее  обстоятельна была разработана статика. Основополагающую роль в ее возникновении сыграл Архимед. Прежде всего Архимеду принадлежит установление понятия центра тяжести тел, кроме того он теоретически доказал закон простого рычага. В гидростатике Архимед открыл закон, носящий его имя и теоретически его доказал.
         Наряду с теоретической механикой получила развитие и прикладная механика – создание разного рода механизмов и машин. В развитии механики основную роль сыграли такие факторы, как производственная деятельность, военное дело, театральная техника.
       В III в до н.э. возникла такая отрасль, как пневматика (использовании
давления воздуха  для создания разного рода механических устройств).Основателем этой отрасли считают Ктесибия.
       Известным изобретателем механизмов был Герон Александрийский. Используя реактивное действие струи пара он построил прообраз реактивного двигателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.3.   Развитие астрономии в Древней Греции шло по пути накопления эмпирических наблюдательных данных и разработки теоретических моделей структуры Космоса.
         В V в. До н.э. началось интенсивное развитие наблюдательной астрономии. Было обнаружено неравенство четырех времен года, создан лунно-солнечный календарь, установлено,  что планеты движутся по небу по сложным траекториям и др. Одновременно с этим в недрах математики созревали теоретические предпосылки моделирования астрономических явлений, создания математических моделей Вселенной.
         Задача создания математической теории движений небесных тел была в четкой форме поставлена Платоном и серьезно решалась в платоновской Академии. Дальнейшее развитие математической астрономии было направлено на нахождение математических приемов, которые позволили бы совершенным образом устранить противоречия между наблюдаемыми движениями планет на небе и мировоззренческим представлением об устройстве Космоса.
           Качественно новый этап в процессе математизации астрономии и познания природы движений небесных тел связан с именем великого древнегреческого астронома Гиппарха. Он впервые использовал в астрономии геометрический метод описания неравномерных периодических движений как результата сложения более простых – равномерных круговых. Благодаря Гиппарху астрономия становилась точной математической наукой, что позволяло приступить к созданию универсальной математической теории астрономических явлений. За решение этой задачи взялся астроном Клавдий Птолемей. Опираясь на труды Гиппарха и собственные разработки, Птолемей изучал подвижные небесные светила. Но главным научным подвигом ученого стало создание им математической теории видимого движения планет.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.