На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Происхождение, сущность и основные функции морали

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1 Происхождение, сущность и основные функции морали.2
2 Исторические типы морали. Моральный прогресс человечества. 6
3 Нравственная атмосфера современного общества.10
Заключение.13
Список использованной литературы.15
Введение
Человек – существо общественное. Потому что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, то есть освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А также потому что современное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающее теснейшую взаимозависимость людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.
В течение самой длительной эпохи человеческой истории (доисторической) поступок оценивали по его последствиям: о поступке «в себе», о его истоках не рассуждали, - успех и неуспех имел обратную силу и побуждал людей думать о поступках хорошо или дурно. Этот период можно назвать доморальным периодом в истории человечества. За последние же десять тысяч лет на значительных пространствах земной поверхности шаг за шагом пришли к тому, чтобы о ценностях поступка судить не по его последствиям, а по его истокам, - в целом это великое событие, знаменовавшее заметное утончение взгляда и меры, - продолжавшееся неосознанное действие господствующих аристократических ценностей, веры в «происхождение», призрак периода, который в более узком смысле слова можно назвать моральным, - первый опыт самосознания был осуществлен.
1 Происхождение, сущность и основные функции морали
Общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.
Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип поведения человека, признаваемый обществом, как оптимальный на данный исторический момент.
Мораль (от латинского moralis – нравственный) – древнейшая форма общественного сознания, которая зародилась еще в первобытном обществе, социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, но ни от кого не исходящего поведения. Причем выполнение их – внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей. Мораль носит исторический характер, развивается вместе с общественными отношениями.
Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, становясь неким образцом только в том случае, если общество интуитивно осознает их несомненную пользу общему единству. Поэтому мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества.
Требования к индивиду в моральном сознании принимают различные формы:
- нормы поведения (не лги, почитай старших и т. д.);
- моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность);
- ценностные ориентации;
- морально-психологические механизмы самоконтроля личности
(долг, совесть).
Все это является элементами структуры нравственного сознания. Система учений о морали и нравственности называется этикой (от греч. еthos обычай, нравственность). Нравственное сознание имеет ряд особенностей:
всеобъемлющий характер морали;
внеинституциональность морали;
императивность морали.
Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Эта особенность связана со спецификой требований и оценок морали, заключающейся во всеобщем, всечеловеческом характере, то есть каждый человек независимо от пола, возраста и профессии, должен оставаться человеком постоянно.
Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей, то есть в обществе не существует таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.
Еще одна особенностей - императивность морали – состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности, а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), то есть носит форму императива, прямого и безусловного повеления.
Сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, и т. д.), но мораль исполняет своеобразную социальную роль и имеет некоторые функции. Среди множества выполняемых моралью функций в основном принято считать следующие:
регулятивная;
оценочно – императивная;
познавательная;
воспитательная.
Регулятивная – главная функция морали. Потому что мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Этот способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и др.). Формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования.
По мере своего развития общество изобрело много других способов общественных отношений: правовой, административный, технический. Но моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Это происходит потому, что моральный способ регуляции не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д., а также потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидом соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой часть его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения. Поэтому такой регулятор самый надежный из всех возможных.
Другая функция морали, также выражающая ее сущность - оценочно императивная. Суть этой функции в том, что нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основных категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни. Из утвержденной оценки разных фактов вытекает соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, так как это добро, и наоборот, воздерживайся от конкретных поступков, потому что это зло. Сформулированные на основе однозначных оценок императивы направляют нравственное поведение человека.
Познавательная функция морали во многом производна от оценочной, с известной долей условности. Историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человеком наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или других социальных образований. Моральное возмущение или одобрение каким-либо стилем поведения часто является самым верным показателем того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или наоборот, выражает собой непривычный, но перспективный новый уклад жизни.
Воспитательная функция заключается в том, что мораль, обосновывая идеалы и образцы поведения. Формирует нравственный облик личности.
Мораль также выполняет и множество других функций:
ориентирующую;
прогностическую;
коммуникативную и другие.
Все вместе эти функции и определяют социальную роль морали.
2 Исторические типы морали
Моральный прогресс человечества
Любая мораль обусловлена социально – исторически. Ее конкретный облик в разные эпохи определяется многими факторами:
типом материального производства;
характером социального расслоения;
состоянием государственно-правовой регуляции;
условий общения;
средства коммуникации;
системой принятых обществом ценностей и т. д.
Иными словами, качественно разнородные типы сообщества вызывают появление различных типов моральных систем. Каждый из них своеобразен, неповторим, несет на себе печать своего исторического времени.
Например, первобытную мораль отличают такие черты, как непосредственный коллективизм, взаимная поддержка, уравнительное равенство. По своей сути это даже не мораль в полном смысле этого понятия, так как принятые в родовом обществе нормы поведения не обособились в качестве самостоятельной формы сознания, не отделились от фактического поведения людей в качестве некоего идеального образца. Первобытный человек полностью растворен в роде, он еще не сформировался как личность и, поэтому строгое соблюдение им, установленных обычаем норм является результатом не свободного морального выбора, а только естественно родовой необходимости. Этот период можно назвать доморальным периодом
в истории человечества: об императиве «Познай себя! » не имели еще понятия.
Мораль в подлинном смысле этого слова появляется лишь в классовом обществе. Растущая производственная мощь общества, разделение труда, появление частной собственности на средства производства и его продукты разрывают естественно – родовую связь индивидов, обособляют, отчуждают их друг от друга, лишают общественную жизнь устойчивости и обозримости. При этом разделение труда, а также возникновение больших и малых государственных образований связывают людей друг с другом даже прочнее, чем родовая община. Эта связь уже другая – опосредованная, вещная, отчужденная. В такой ситуации жесткие правила родовой жизни теряют свой смысл. Человек обретает относительную самостоятельность, расширяется свобода выбора, появляется нравственный горизонт. В этот период происходит понимание того, что правила поведения, задаются не только внешней необходимостью, но и создаются самим человеком, то есть правила - есть результат сознательного выбора. В этот период был осуществлен первый опыт самопознания.
В раннеклассовом обществе моральный человек – это некий набор добродетелей: мудрости, мужества, справедливости, умеренности, правдивости, дружелюбия и т. д. Моральность в этот период понималась как совершенство, то есть нечто такое к чему должен стремиться человек. В итоге мораль превратилась в совокупность абстрактных норм. Мораль активно противостояла реально практикуемым нравам, поэтому постоянно оставалась на недосягаемой высоте.
Между понятиями «мораль» и «нравственность» существует различие. Под моралью понимают специфическую форму общественного сознания, которая концентрирует в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения. В понятие «нравственность» выкладывается другой смысл: это принципы реального, практичного поведения людей, в которых строгость высокоморальных правил изрядно смягчена.
Мораль, таким образом, «воспаряет в небеса», отрывается от реальных нравов, источник ее происхождения выносится в потусторонние сферы. Моральные нормы и правила начинают интерпретироваться как прямые заповеди Бога (не убий, не укради, не прелюбодействуй и т. д.)
Религиозное обрамление морали характерно для эпохи Средневековья, феодализма, которая охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XVI вв. Также другими отличительными чертами морали этого времени признают ее сословно – корпоративный характер, ритуализованно этикетную форму поведения, применение отношения отцов и детей в качестве универсального ценностного шаблона.
Мораль буржуазной эпохи - совсем другая. Прежде всего, она светская и всемирная, то есть не признающая никаких территориальных, национальных, религиозных и других границ и делений. Условно ее можно назвать исторически первой универсальной (претендующей на общечеловеческий масштаб) системой морали. Мораль этого периода отличает резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их немалый эгоистический характер, то есть стремление человека самостоятельно реализовать себя за счет другого человека. Смысловым стержнем моральных систем буржуазной эпохи признается навязанный философией Просвещения культ разума. В то время считали, что только разум с его принципиально неограниченными возможностями в состоянии преодолеть анархию зла, сковать своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.
Свои основные черты этот тип морали сохранил и поныне. Хотя за прошедшие триста лет он все-таки эволюционировал. Эволюция эта выразилась:
в значительном увеличении степени моральной свободы;
в возрастании терпимости общества к многообразным различиям людей;
в растущем уважении к индивидуальности каждого человека и т. д.
В XX веке возник еще одни тип морали – социалистический. Замысел создателей этого типа успешно вписывался в теорию морали: если нравы людей, в конечном счете, определяются материальными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить мораль, нужно, прежде всего, изменить эти условия. Это и было сделано самым радикальным образом. Были перестроены отношения собственности, производства, политики, права и т. д. Также изменились и нравы. Ценности коллективизма, интернационализма, идеология всеобщего равенства стали внутренними убеждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения. Но, несмотря на все усилия государственного и идеологического аппарата, реальная, практическая нравственность так и не смогла дотянуться до «официальной морали».
Каждой эпохе присущ свой тип морали, следовательно, мораль развивается. Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность интересов людей. Существующие моральные нормы перестают соответствовать их новым интересам и оптимально регулировать общественные отношения. Их выполнение не дает уже желаемого результата. В таких условиях меняется практическое массовое поведение людей, игнорирующих существующие моральные нормы; складываются новые отношения – и все это фиксируется общественным сознанием в виде новых норм. Таким образом, суть механизма морального прогресса заключается в том, что практика поведения находит оптимальные образцы, которые затем оформляются в виде моральных кодексов.
3 Нравственная атмосфера современного общества
Смысл и содержание истории человечества на протяжении последних веков определял
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.