На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Банки и влияние банковской системы на развитие экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Оглавление 2
Введение 3
1. Банковская система как экономическая система. 7
1.1. Понятие и признаки банковской системы 7
1.2. Роль центрального банка в банковской системе 7
    1.2.1. Функции центральных банков 9
1.3. Деятельность коммерческих банков 13
1.4. Типы банковских систем, централизованная и рыночная. 14
2. Характеристика подсистем банковской системы. 16
3. Характеристика элементов банковской системы. 20
4. Параметры, характеризующие состояние банковской системы. 24
5. Законы взаимодействия параметров. 26
6. Анализ синергетической системы. 27
7. Управление синергетическими системами. 31
Заключение 35
Список  использованных источников 36 

 


     Введение

     Происхождение, сущность и функции банков.
     Слово "банк" происходит от итальянского "Банко" и означает "стол". Предшественниками банков были средневековые менялы - представители денежно-торгового капитала; они принимали денежные вклады у купцов и специализировались на обмене денег различных городов и стран. Со временем менялы стали использовать эти вклады, а также собственные денежные средства для выдачи ссуд и получения процентов, что означало превращение менял в банкиров.
     В 16 - 17 вв. купеческие гильдии ряда городов (Венеции, Генуи, Милана, Амстердама, Гамбурга, Нюрнберга) создали специальные  жиробанки для осуществления  безналичных расчетов между своими клиентами-купцами. Жиробанки вели расчеты между своими клиентами  в специальных денежных единицах, выраженных в определенных весовых  количествах благородных металлов. Свои свободные денежные средства жиробанки  предоставляли в ссуду государству, городам и привилегированным  внешнеторговым компаниям.
     В Англии капиталистическая банковская система возникла в xvi в., причем банкиры вышли "из среды либо золотых дел мастеров (например, пионер банкирского промысла в Лондоне - Чайльд), либо купцов (ряд провинциальных английских банкиров первоначально были торговцами мануфактурой и другими товарами)"1. Первый акционерный банк (Английский банк) был учрежден в 1694 г. в Лондоне, получив от правительства право выпуска банкнот.
     Банки - особый вид предпринимательской  деятельности, связанной с движением  ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. В отличие от ссудного капиталиста (рантье) банкир представляет собой разновидность капиталиста - предпринимателя. Примышленные капиталисты вкладывают свой капитал в промышленность, торговые - в торговлю, а банкиры - в банковское дело. Ссудный капиталист предоставляет в ссуду собственный капитал, банкиры оперируют в основном чужими капиталами. Доходом ссудного капиталиста является ссудный процент, а доходом банкира - банковская прибыль (процент, доходы от ценных бумаг, комиссионные и пр.).
     Банки выполняют в рыночном хозяйстве следующие важные
     функции:
     - посредничество в кредите между  денежными и функционирующими  капиталистами;
     - посредничество в платежах;
     - мобилизация денежных доходов  и сбережений и превращение  их в капитал;
     - создание кредитных орудий обращения.
     Непосредственное  предоставление свободных денежных капиталов их владельцами  в  ссуду  промышленным  и  торговым  предпринимателям наталкивается на ряд препятствий. Во - первых, размеры денежного капитала, предлагаемого в ссуду, могут не соответствовать размерам спроса на ссудный капитал. Например, А имеет свободный денежный капитал в 100 тыс. долл., но заемщику Б требуется ссудный капитал в размере 200 тыс. долл. Во-вторых, сроки высвобождения денежных капиталов у их собственников зачастую не совпадают со сроками, на которые эти капиталы требуются заемщикам; например, у капиталиста А высвобождается денежный капитал на один месяц, а капиталисту Д нужен дополнительный капитал на три месяца. И, в-третьих, препятствием к прямому предоставлению  предпринимателям  в  ссуду  денежных  капиталов  их собственниками может быть неосведомленность их о кредитоспособности заемщиков.
     Посредничество  банков в кредите устраняет все  эти преграды, стоящие на пути к  прямому кредитованию. Банки мобилизуют вклады различных размеров и различной  срочности,  поэтому  могут  предоставлять  функционирующим капиталистам кредиты  на необходимые для них суммы  и на нужные сроки. Вместе с тем, специализируясь  на ведении кредитных операций, банки  имеют возможность хорошо определять кредитоспособность своих заемщиков.
     С посредничеством в кредите тесно  связана другая функция банков -посредничество в платежах. В ходе своих операций промышленным и торговым капиталистам приходится заниматься ведением кассы: приемом денег от клиентов и их выплатой, хранением наличных денег, записью всех денежных поступлений и выдач на соответствующие счета и т.д. Выступая в качестве посредников в платежах, банки берут на себя выполнение всех этих операций для своих клиентов. Промышленные и торговые капиталисты заинтересованы в банковском посредничестве в платежах, так как концентрация денежных операций и расчетов в банках сокращает расходы на содержание штата кассиров, бухгалтеров и счетоводов и т.п.
     Особая  функция банков - мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение  их в капитал. Различные классы и  слои общества получают денежные доходы, часть которых кратковременно или  длительно аккумулируется для будущих  расходов. Эти денежные доходы и  сбережения сами по себе не являются капиталом  и при отсутствии банков и других кредитных учреждений превращались бы в мертвое сокровище. "Банки (а также другие кредитные институты) мобилизуют эти денежные доходы и  сбережения в виде вкладов, в результате чего они превращаются в ссудный  капитал"2. Последний, банки предоставляют промышленным и торговым компаниям, которые используют полученные от банков средства для вложений в свои предприятия. Тем самым разнообразные денежные доходы и сбережения с помощью банков, в конечном счете превращаются в капитал.
     Одной из функций банков является создание кредитных орудий обращения (банкнот  и чеков), замещающих металлические  деньги.
     Выполняя  перечисленные функции, банки содействуют расширенному воспроизводству путем:
     - предоставления ссудных капиталов  в распоряжение предпринимателей, использующих их для расширения  предприятий;
     - сокращения непроизводительных  издержек обращения благодаря  концентрации кассовых операций, развитию безналичных расчетов  и замене металлических денег  кредитными орудиями обращения;
     - мобилизации денежных сбережений  и части лично потребляемых  доходов и превращения их в  дополнительный капитал.
     В широком смысле слова под кредитной  системой понимают "совокупность кредитных  отношений, форм и методов кредита, существующих в рамках той или иной социально-экономической формации"3. В более узком смысле кредитная система есть совокупность банков и других кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию свободных денежных капиталов и доходов и предоставление их в ссуду.
 

     
    Банковская  система как экономическая система.
      Понятие и признаки банковской системы
     Чаще  всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В Федеральном  законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995 г.) отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. system - целое, составленное из частей, соединение).
     Из  этого же предположения о содержании системы исходит и немецкое законодательство, а также некоторые немецкие авторы. В одном из лучших немецких учебников  «Банковское дело» под редакцией  проф. X. Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков.
     Вместе  с тем термины «система» и  «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие  «банковская система» более широкое, оно включает:
    совокупность элементов,
    достаточность элементов, образующих определенную целостность,
    взаимодействие элементов.
      Роль  центрального банка  в банковской системе
     Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный  признак которого - обособленность имущества банка от имущества  государства. Хотя формально это  имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.
     Правовой  статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон  о центральном банке, в котором  определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения  с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает  полномочия центрального банка как  эмиссионного института страны.
     Центральный банк сочетает в себе отдельные черты  коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной  системы.
     Центральный банк обычно создается в форме  акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет  лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка  являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.
     Содержание  и форма взаимосвязей центральных  банков с органами государственной  власти существенно различаются  в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:
    ·центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;
    ·центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.
     Однако  в действительности эти модели в  чистом виде не действуют. В большинстве  стран функционирует промежуточная  модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при  определенной степени его независимости.
        Функции центральных банков
     Среди многообразных функций центральных  банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка - сохранение стабильности национальной денежной единицы, - и дополнительные, соответствующие решению этой задачи.
     Основные  функции, осуществляемые всеми без  исключения центральными банками, разделяются  на регулирующие, контрольные и обслуживающие.
     К регулирующим функциям относятся:
    управление совокупным денежным оборотом;
    регулирование денежно-кредитной сферы;
    регулирование спроса и предложения на кредит.
     Контрольные функции включают в себя:
    осуществление контроля над функционированием кредитно-банковской системы;
    проведение валютного контроля.
     Обслуживающие функции заключаются в:
    организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков;
    кредитовании банковских учреждений и правительства;
    выполнении центральным банком роли финансового агента правительства.
     Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной  политики.
     Характер  проводимой центральным банком денежно-кредитной  политики во многом зависит от степени  его независимости от правительства, которая может быть большей или  меньшей, но никогда не является абсолютной. Например, целевые ориентиры изменения  агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный  банк не может самостоятельно, без  участия государства, установить тот  или иной валютный режим.
     С другой стороны, отмечаемые в последние десятилетия тенденции в денежно-кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков. Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов и дерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов и уменьшению роли административных методов регулирования. Это, в свою очередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определенной степени укрепило независимость центральных банков.
     Разработка  и проведение денежно-кредитной  политики включают в себя:
    определение направлений развития денежно-кредитной политики;
    выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;
    создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
    проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики;
    составление денежных программ и контроль за их выполнением.
     Не  менее важной регулирующей функцией центрального банка является регулирование  спроса и предложения на кредит и  иностранную валюту, осуществляемое посредством проведения интервенционных  операций на денежном и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной  экспансии центральные банки  предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии  осуществляют противоположные действия. Аналогичный характер имеют интервенционные  операции на валютном рынке (см. с. 118).
     Контроль  за функционированием кредитно-банковской системы - одна из контрольных функций центрального банка - обусловлен необходимостью поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной денежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих кредитно-банковских институтов.
     Не  менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление  валютного контроля и валютного  регулирования.
     Степень жесткости валютного контроля и  валютного регулирования зависит, прежде всего, от общего валютно-экономического положения страны. Так, в развивающихся странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операций по внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостью регламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитые в экономическом отношении страны в настоящее время идут по пути либерализации валютного контроля.
     Обеспечение бесперебойного функционирования системы  наличных и безналичных расчетов - одна из обслуживающих функций  центрального банка.
     Первоначально деятельность центрального банка в  этой сфере ограничивалась выпуском в обращение бумажно-денежных знаков. (Денежная эмиссия и в настоящее время составляет основу деятельности всех центральных банков.) В дальнейшем по мере развития безналичных расчетов центральный банк стал выступать в роли организатора и участника платежно-расчетных отношений. Находясь в центре потоков денежных средств, центральные банки призваны обеспечивать быстрое и бесперебойное функционирование механизма безналичных расчетов и платежей. Вместе с тем непосредственное участие центральных банков в платежных системах не является обязательным - некоторые центральные банки ограничиваются контролем за деятельностью этих систем.
     Другая  обслуживающая функция центрального банка - кредитование кредитно-банковских институтов и правительства. Являясь  кредитором последней инстанции, центральные  банки предоставляют ссуды кредитно-банковским учреждениям, испытывающим временные  недостатки в финансовых ресурсах.
     Посредством кредитования правительства центральные  банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся  странах, в которых ссуды центрального банка правительству составляют значительную часть их активов. Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим данная функция в настоящее время относится не к основным, а к дополнительным.
     Еще одна обслуживающая функция центрального банка - выполнение им роли финансового  агента правительства, то есть ведение  правительственных счетов и управление активами различных правительственных  ведомств. В некоторых странах, например в США, центральные банки выполняют  эту функцию совместно с коммерческими  банками. В других государствах, например в Италии, центральные банки являются практически бухгалтерами государственных учреждений.
      Деятельность  коммерческих банков
     Первым  и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся  ресурсов.
     Работа  в пределах реально имеющихся  ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами  и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.
     Вторым  важнейшим принципом, на котором  базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую  ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая  самостоятельность предполагает свободу  распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.
     Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую  свободу в распоряжении своими фондами  и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и  размеры отчислений в различные  фонды банка, а также размеры  дивидендов по акциям.
     По  своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.
     Третий  принцип заключается в том, что  взаимоотношения коммерческого  банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
     Четвертый принцип работы коммерческого банка  заключается в том, что регулирование  его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а  не административными) методами. Государство  определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может  давать им приказов.
      Типы  банковских систем, централизованная и рыночная.
     Различия  между этими двумя типами системы  представлены в таблице: 

     Таблица 1 – Различия между двумя типами системы
Распределительная (централизованная) банковская система Рыночная  банковская система
I. По типу собственности
Государство - единственный собственник на банки Многообразие  форм собственности
II. По степени монополизации
Монополия государства на формирование банков Монополия государства  на банки отсутствует, любые юридические  и физические лица могут образовать свой банк
III. По количеству уровней системы
Одноуровневая банковская система Двухуровневая банковская система
IV. По характеру системы управления
Централизованная (вертикальная) схема управления Децентрализованная (горизонтальная) схема управления
V. По характеру банковской политики
Политика  единого банка Политика множества  банков
VI. По характеру взаимоотношений банков с государством
Государство отвечает по обязательствам банков Государство не отвечает по обязательствам банков, так  же как банки не отвечают по обязательствам государства
VII. По характеру подчиненности
Банки подчиняются правительству, зависят  от его оперативной деятельности Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не правительству
VIII. По выполнению эмиссионной и кредитной операции
Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены  в одном банке (кроме отдельных  банков, которые не выполняют эмиссионные  операции) Эмиссионные операции сосредоточены только в Центральном  банке РФ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц  выполняют только коммерческие банки
IX. По способу назначения руководителей банка
Руководитель  банка назначается центральной  или местной властью, вышестоящими органами управления Руководитель  ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка  назначается его Советом
 


    Характеристика  подсистем банковской системы.
     В банковской системе существуют банковские подсистемы. Они возникают в результате интеграции бизнеса. Их наличие говорит  о зрелости банковской системы.
     В ст. 2 Федерального Закона, которая называется «Банковская система РФ и правовое регулирование банковской деятельности», содержатся, как видно из самого названия, два основных компонента, а по сути две подсистемы: институциональная подсистема — Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков (ч. 1); нормативная подсистема — законы и подзаконные нормативные, акты, которые ее регулируют (ч. 2). И то и другое вместе, с точки зрения теории систем может рассматриваться в комплексе, как функциональная система. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что обе подсистемы названы в одной статье Федерального Закона.
     Рассматривая  банковскую систему с точки зрения планирования, также можно выделить подсистемы:
    Подсистема нормотворчества и методических разработок.
     Функция нормотворчества проявляется в  узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного  стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем применении в результате придания документу  юридической силы. Задача подсистемы – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к деятельности банковской системы, а также, контроль над правильностью использования этой документации
    Подсистема анализа.
     Обеспечивает решение аналитических задач, относящихся к классу OLAP. К основным аналитическим задачам относятся анализ: баланса, пассивов и активов; нормативов; доходов и расходов; выполнения финансового плана доходов и затрат; формирования и использования фондов.
    Подсистема прогнозирования и моделирования деятельности кредитных организаций и банковской системы.
     Включает  в себя формализованное описание исследуемых процессов и объектов в виде экономико-математических моделей и проведения на их основе многовариантных расчетов и прогнозирования деятельности.
    Подсистема планирования деятельности банковской системы.
     Планирование  банковской деятельности - это процесс  определения целей на будущее  и разработка путей их достижения. Планирование служит основой для  развития внутренней системы банка  с учетом влияния внешних факторов и есть одной из функций банковского  менеджмента. Планирование нуждается  во всеохватывающем и интегрированном  оценивании банковской деятельности - сильных и слабых сторон, организационной  и финансовой структуры, финансовых результатов, кадровой политики, контрольных  функций банка.
    Подсистема сбора и учета данных о деятельности кредитных организаций.
     Включает  в себя упорядоченную систему  выявлений, измерений, сбор, регистрацию, интерпретацию, обобщения, подготовку и предоставление важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации. Обеспечивает возможность оперативно принимать решения, связанные с деятельностью фирмы. Информация по сбору и учёту предоставляется только внутренним пользователям, руководителям, сотрудникам финансовых служб, для внешних пользователей эта информация может быть закрыта. Учёт может также оперировать прогнозами, электронной информацией, не подтверждённой 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.