На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребление и предельная склонность к потреблению

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ
     Благополучие  человека складывается не только из политических, личных, социальных и культурных прав и свобод, но и экономических.
     Экономика любого государства должна строиться  на реальных потребностях человека. Именно в удовлетворении потребностей человека суть экономики. Эффективность любой экономической системы определяется тем, сколько товаров и услуг создается в расчете на душу населения, испытывают ли они нужду в самом необходимом.
     Потребление играет важную роль в национальной экономике, так как на него идет значительная часть произведенного национального дохода (до 2/3). Поэтому изменения потребления являются важнейшим фактором трансформации экономики, причиной спадов и подъемов в экономическом развитии.
     Потребление – это вся совокупность потребляемых товаров и услуг или та сумма денег, которая расходуется на их приобретение. Уровень потребления зависит от многих факторов, но прежде всего от доходов населения. Необходимо учитывать, что в макроэкономике не анализируются доходы и расходы отдельной семьи, а на основе изучения бюджетов семей изучаются их усредненные расходы на потребление [11, с.217].
     Как семьи решают, какую часть дохода потратить сегодня, а какую отложить на будущее? Это вопрос из области  микроэкономики, поскольку он относится  к поведению отдельных экономических агентов. Тем не менее, ответ на него имеет немалое значение для макроэкономики, ибо решения о потреблении влияют на состояние экономики в целом, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде.
     Поскольку потребление составляет две трети ВНП, колебания в потреблении являются важнейшими элементами подъемов и спадов в экономике.
     Общий объем потребления населения  включает потребление материальных и нематериальных благ и услуг. Он зависит от уровня производства, а  также от порядка и структуры распределения.
     В данной работе рассматривается функция  потребления и дается более глубокий анализ факторов, определяющих совокупное потребление. С того момента, как  макроэкономика стала научной дисциплиной, много экономистов писало о теории поведения потребителя и предлагали различные способы толкования данных о потреблении и доходе. В первой главе представлены взгляды четырех выдающихся экономистов в порядке, отражающем хронологию развития теории. Изучение моделей поведения потребителей, разработанных Джоном Мейнардом Кейнсом, Ирвингом Фишером, Франко Модильяни и Милтоном Фридманом, дает возможность сравнить различные подходы в анализе закономерностей потребления.
     В связи с этим нужно решить следующие  задачи:
      рассмотреть понятие и структуру потребления;
      рассмотреть функцию потребления;
      рассмотреть понятие предельной склонности к потреблению и факторы ее определяющие;
      проанализировать статистику потребления в Республике Беларусь;
      рассмотреть потребительское поведение и стратегии потребительского поведения.
 
 

      ГЛАВА 1
     ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ. ФУНКЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ
       1.1 Потребление и факторы его определяющие. Предельная склонность к потреблению
     Потребление – это индивидуальное или совместное использование потребительских  благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. С позиций количественного анализа под потреблением понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в секторе домашних хозяйств в течение какого-либо периода. В стоимостном выражении потребление – это сумма денежных средств, которая расходуется населением на приобретение товаров и услуг [4, с. 254].
     Все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах—это потребление. Люди склонны откладывать сбережения сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой потребления выступает семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.
     Потребление населенияодин из главных компонентов, определяющих развитие экономики. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 валового внутреннего продукта. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики [5, с.169].
     Существует  следующая классификация потребления:
        1. По формам, потребление может быть личным (потребление продуктов питания, одежды, мебели и других материальных и духовных благ для удовлетворения личных потребностей) и общественным (потребление материальных благ и услуг учреждениями и организациями сферы образования, здравоохранения, культуры и т.д.).
        2. По источникам выделяют потребление товарное (приобретение товаров на рынке посредством обмена на денежные доходы населения) и нетоварное (за счет пользования продуктов собственного труда, а также общественных фондов потребления).
        3. В зависимости от вида потребляемых благ различают материальное потребление и потребление услуг [12, c. 157-158].
     Основным  фактором, определяющим величину потребления  и сбережения, выступает величина располагаемого дохода.
     Потребление и сбережение движутся в том же направлении, что и доход. Изменения этих величин по мере роста дохода характеризуются понятиями «средняя склонность к потреблению (сбережению)» и «предельная склонность к потреблению (сбережению)».
     Средняя склонность к потреблению (АРС — от англ. average propensity to consume) показывает отношение объема потребления к доходу:
                                                         (1.1)
     Однако  доход не является постоянным, он меняется, поэтому потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (МРС).
     Предельная  склонность к потреблению выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало, т.е.:
                                                    (1.2)
     Если  MPC=0, то весь прирост будет сберегаться (?Y=?S). Если MPC=1/2, то увеличение денежного дохода будет поровну распределено между потреблением и сбережением.
     Кроме того, существует ряд других факторов, которые оказывают свое воздействие на порядок формирования потребления и сбережений. К числу таких факторов относится размер накопленного богатства, образующегося вследствие развития процесса сбережения части дохода. Под богатством подразумевается как недвижимое имущество (дом, автомобили и другие предметы длительного пользования), так и финансовые средства (наличные деньги, сбережения на счетах, акции, облигации, страховые полисы, пенсии), которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство.
     На  размер потребления и сбережений оказывает воздействие уровень цен на товары: рост цен ведет к сокращению потребления; а их падение способствует увеличению последнего. Рост цен снижает покупательную способность накопленного богатства, и наоборот, при снижении цены она увеличивается.
     Таким образом, потребление является одним из главных компонентов, определяющих развитие экономики. На потребление оказывают влияние ряд факторов: величина располагаемого дохода и его распределение, размер накопленного богатства, уровень цен. Однако главным из них является доход. Установлено, что потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит еще и от так называемой склонности к потреблению. Склонность к потреблению может быть средней (APC) и предельной (MPC). 
 

     1.2 Джон Мейнард Кейнс и функция потребления
     Функция потребления выведена Джонам Мейнардам Кейнсом и является важнейшим макроэкономическим показателем, положенным в основу кейнсианской теории экономических колебаний.
     Сегодня экономисты, изучающие потребление, используют сложные методы анализа данных. Кейнс же сделал предположение о виде функции потребления, опираясь  личный опыт и на знание человеческой природы, а не на статистические данные.
     Во-первых, Кейнс предположил, что значение предельной склонности к потреблению (МРС), т.е. доля потребления в каждом дополнительной единице дохода, находится между нулем и единицей.
     Во-вторых, он исходил из того, что объем совокупного потребления зависит от абсолютной величины располагаемого дохода. Данную зависимость он выразил в основном психологическом законе, который «состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход» (Дж. М. Кейнс. «Общая теория занятости, процента и денег»). Эта мера, в соответствии с которой располагаемый доход расходуется на потребление, определяется индивидом и зависит от его предпочтений: традиций, мировоззрения, общественных устоев и т.п., то есть от факторов субъективного характера.
     В-третьих, Кейнс полагал, что отношение потребления к доходу, называемое средней склонностью к потреблению (1.3), уменьшается по мере роста дохода.
                                              АРС  =С / Y                                       (1.3)
     Таким образом, алгебраически функция  потребления записывается следующим образом:
                                           (1.4)
     где С – потребление, а – автономное потребление, b – предельная склонность к потреблению, Y – доход [6, с. 61].
     На  графике функции потребления показана теоретическая линия (С=Y), проходящая через начало координат (Рисунок 1.1). Это значит, что если бы расходы на потребление в точности соответствовали доходам, то это бы отражала любая точка на теоретической прямой, проведенной под углом 45°.
     
                                                              
     Рисунок 1.1 - Функция потребления Кейнса
     Однако  на практике такого совпадения не происходит и только часть доходов расходуется на потребление. Поэтому кривая потребления отклоняется от линии 45° вниз [5, с.170 – 171].
     Для объяснения этих отклонений М. Фридмен в 1950 г. разработал теорию перманентного дохода, а Ф. Модильяни — концепцию жизненного цикла.
     Согласно  первой теории потребление домашнего хозяйства зависит не только от текущего дохода, но и от дохода, который ожидается в будущем.
     Теория  жизненного цикла базируется на положении  о том, что потребление зависит  от дохода за весь период, равный длине жизненного цикла индивидуума или его семьи. Так, люди с относительно высоким доходом часто тратят на текущее потребление меньше, чем могут, поскольку откладывают средства, например, до достижения пенсионного возраста, когда их доходы будут существенно ниже. Поэтому в текущем периоде их уровень потребления отклоняется от возможного в сторону снижения, а в старости он будет выше, чем позволит текущий доход. Существует множество подобных примеров несовпадения уровня потребления с величиной текущих доходов [13, с.315].
     Таким образом, основная заслуга в разработке макроэкономической теории потребления принадлежит Дж. Кейнсу, который пришел к следующим выводам:
     1. доход является ключевым фактором, влияющим на потребление, а процентная ставка не играет значительной роли;
     2. значение предельной склонности к потреблению (МРС) колеблется между нулем и единицей;
     3. средняя склонность к потреблению (АРС) уменьшается по мере роста дохода.
     В дальнейшем статистические исследования подтвердили выводы Дж. Кейнса. Однако дальнейшие исследования таких ученых, как М. Фридман и Ф. Модильяни, показали, что средняя склонность к потреблению не уменьшается по мере роста доходов [13, с.317].
     1.3 Ирвинг Фишер и межвременной выбор
     Экономист Ирвинг Фишер разработал модель, с помощью которой экономисты анализируют то, как рациональные, думающие о будущем потребители делают межвременной выбор, т.е. выбор, который принимает во внимание различные периоды времени. Модель Фишера показывает те ограничения, с которыми сталкиваются потребители, и то, как они делают выбор между потреблением и сбережением.
     Причина, по которой люди потребляют меньше, чем хотят, заключается в том, что их потребление ограничено уровнем их доходов. Иначе говоря, потребители имеют предел того, сколько они могут потратить, который называется бюджетным ограничением. При принятии решения о том, сколько потреблять сегодня, а сколько отложить на завтра, потребители имеют дело с межвременным бюджетным ограничением.
     Для того чтобы понять, как люди выбирают свой уровень потребления, можно рассмотреть выбор индивида, живущего в двух временных периодах. Первый период представляет молодость потребителя, второй период - его старость. В первом периоде потребитель имеет доход   и уровень потребления ,  во второй - доход   и потребление . Поскольку потребитель имеет возможность занимать средства и делать сбережения, потребление в каждый отдельно взятый период может быть либо выше, либо ниже уровня дохода соответствующего периода.
      В первом периоде сбережения равны доходу за вычетом потребления, т.е.:
                                                     
  ,                                         (1.3)

где  S – сбережения. Во втором периоде потребление равняется накопленным сбережениям, включая проценты на эти сбережения, плюс доход второго периода, т.е.:
                                               
  ,                                          (1.4)

где  r – реальная ставка процента.
        Для выведения бюджетного ограничения потребителя надо объединить два приведенных выше уравнения и тогда получим:
                                      
   ,                                  (1.5)

преобразовав данное уравнение, получим:
                                      
                             (1.6)

                                                 
                                  (1.7)
 

      Данное  уравнение соотносит потребление  в двух периодах и доход в эти  периоды. Это - стандартный способ выражения межвременного бюджетного ограничения потребителя.
     Межвременное  бюджетное ограничение трактуется следующим образом: если процентная ставка равна нулю, бюджетное ограничение показывает, что общее потребление за два периода равно суммарному доходу за эти периоды.
     На  рисунке 1.2 показано бюджетное ограничение потребителя . В точке А потребление первого периода равно  ,  потребление второго периода - поэтому между этими периодами нет ни сбережений, ни заимствования средств. В точке В потребитель в первый период ничего не потребляет и переводит в сбережения весь доход,  поэтому потребление во втором периоде равно:
                                                       (1.8)
     В точке С потребитель планирует ничего не потреблять во второй период и занимает максимум средств под доход второго периода,  так что потребление первого периода равно:
                                                          (1.9)
     Разумеется,  это лишь три из большого числа возможных комбинаций потребления в первом и втором периодах, которые доступны потребителю: он может выбрать любую точку на отрезке от В до С. Заштрихованная площадь ниже линии бюджетного ограничения показывает другие варианты потребления первого и второго периодов,  которые может выбрать потребитель.  Эти точки ниже линии бюджетного ограничения входят в потребительское множество потому,  что потребитель имеет возможность использовать лишь часть своего дохода.  Однако самые важные точки лежат на линии бюджетного ограничения. До тех пор, пока большее потребление предпочитается меньшему, потребитель всегда будет выбирать точку на этой линии, а не ниже нее.
      
     Рисунок 1.2 – Бюджетное ограничение потребителя
      Предпочтения  потребителя в отношении потребления в эти два периода можно выразить с помощью кривых безразличия. Кривая безразличия показывает варианты потребления в первый и во второй периоды, которые имеют для потребителя одинаковую полезность и обеспечивают ему один и тот же уровень благосостояния. На рис. 1.4 показаны две возможные кривые безразличия. Потребителю безразлично, какое сочетание выбрать - W, X или Y [7, c.63].
     Наклон  в любой точке кривой безразличия  показывает, какой размер потребления  во второй период потребуется для  того, чтобы компенсировать сокращение на одну единицу потребления в первом периоде. Этот наклон и есть предельная норма замещения (MRS) потребления первого периода потреблением во втором периоде. Он показывает пропорцию, в соответствии
с которой  потребитель готов замещать потреблением во втором периоде одну единицу потребления в первом. 

      Рисунок 1.3 – Предпочтения потребителя
     Более высокие кривые безразличия предпочтительны  по сравнению с более низкими. На данном рисунке представлены лишь две из множества кривых безразличия. Потребитель достигает одинакового благосостояния в точках  W, X  и  Y,  но предпочитает им точку  Z.
     На  рис. 1.4  показано, что линию бюджетного ограничения пересекают несколько кривых безразличия. Наивысшая кривая безразличия, которой может достичь потребитель, не выходя за рамки бюджетного ограничения,  есть кривая, которая лишь касается линии ограничения, на рисунке -  кривая .  Точка, в которой эта кривая соприкасается с линией бюджетного ограничения  - точка О  (для обозначения оптимума) -  и есть наилучшее сочетание потребления в первом и во втором периоде, доступное при данном бюджетном ограничении (в точке оптимума наклон кривой безразличия совпадает с наклоном линии бюджетного ограничения, т.е. кривая безразличия является касательной к линии бюджетного ограничения). 
 
 
 

      Рисунок 1.4 – Оптимум потребителя
       Рост либо   либо сдвигает линию бюджетного ограничения вправо, как показано на рисунке 1.6. Более высокая линия бюджетного ограничения позволяет потребителю выбрать лучшее сочетание потребления в первый и второй периоды, т. е. потребитель может достичь более высокой кривой безразличия. Если потребитель желает получать больше какого-либо блага по мере роста своего дохода, экономисты называют такое благо нормальным. Кривые безразличия на рисунке 1.6  построены исходя из того, что потребление и в первом, и во втором периодах является нормальным благом.
    Рисунок 1.5 – Увеличение дохода
      Увеличение  дохода либо в первом, либо во втором периодах сдвигает линию бюджетного ограничения вправо. Если потребление в первый период и потребление во второй период являются нормальными благами, то рост дохода увеличивает потребление в обоих периодах.
      Благодаря рисунку 1.6 становится очевидным, что независимо от того, в какой период наблюдается рост дохода - в первый или во второй, - потребитель распределяет это приращение между обоими периодами. Поскольку потребитель может занимать средства и давать их взаймы в течение обоих периодов, время поступления доходов не имеет отношения к тому, сколько потребляется в каждый данный момент времени. Значит, потребление зависит от текущей стоимости дохода в данном периоде и дисконтированной стоимости будущего дохода, т.е.:
                       Текущая стоимость дохода =
                 (1.10)

       В отличие от функции потребления  Кейнса, модель Фишера утверждает, что  потребление зависит не только от текущего дохода. Потребление определяется тем, сколько потребитель ожидает получать доходов в течение всей своей жизни. 

Рисунок 1.7 -  Рост процентной ставки
       Рост процентной ставки приводит  к повороту линии бюджетного  ограничения вокруг точки с  координатами ( ; ). Более высокая ставка процента вызывает снижение потребления в первый период и его повышение во второй.
      Экономисты  раскладывают влияние роста реальной ставки процента на потребление на две части: эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода представляет собой изменение в потреблении, которое вызывается переходом к более высокой кривой безразличия. Этот эффект заставляет потребителя выбирать больший размер потребления в оба периода. Эффект замещения - изменение в потреблении, вызванное изменением относительной цены потребления в оба периода. Он заставляет потребителя выбирать большее потребление во втором периоде, сокращая потребление в первом периоде [7, c.73].
      Выбор потребителя определяется взаимодействием  эффекта дохода и эффекта замещения. Они оба работают на повышение  потребления во втором периоде; поэтому можно с уверенностью заключить, что повышение реальной ставки процента ведет к повышению потребления во втором периоде. Однако на потребление в первом периоде эффекты дохода и замещения оказывает противоположное влияние. Повышение процентной ставки может либо увеличить, либо снизить потребление в первом периоде.
      Таким образом, в этой модели исследуется межвременной выбор и то, как потребитель выбирает уровень потребления для настоящего времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на всем протяжении жизни. Пока потребитель имеет возможность занимать средства и накапливать сбережения, уровень потребления зависит от количества ресурсов, которыми потребитель располагает в течение жизни.
      Модильяни обратил особое внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок,  на периоды, когда он низок. Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла.
      Ресурсы, которыми потребитель располагает в течение жизни,  складываются из начального богатства  W  и дохода  R*Y(если процентная ставка равна нулю; если процентная ставка больше нуля, то потребуется принимать в расчет доход в виде процентов на сбережения). Потребитель может распределить ресурсы, которыми он располагает в течение жизни, по оставшимся Т годам.
      Поэтому  W + RY распределяется потребителем равномерно по Т годам и ежегодно потребляется
                                                  (1.11)
      Это уравнение означает, что потребление зависит как от уровня дохода, так и от размера первоначального богатства.
      В частности, совокупное потребление зависит как от богатства, так и дохода. То есть, функция потребления для экономики выглядит так:
                                               (1.12)
где   - предельная склонность к потреблению по накопленному богатству;
        - предельная склонность к потреблению по доходу.
Рисунок 1.8 – Потребление, доход и богатство  на протяжении жизненного цикла
Если потребитель придерживается равномерного уровня потребления на всем протяжении своей жизни, то он будет откладывать и накапливать  сбережения в годы своей работы, а затем тратить их и накопленное им богатство после выхода на пенсию.
     Рисунок 1.9 – Функция потребления в модели жизненного цикла
      Эта модель поведения потребителя в  ходе жизненного цикла может разгадать загадку потребления. Функция потребления в течение жизненного цикла предполагает, что средняя склонность к потреблению равна: 

                                               
.                                           (1.13)

      Таким образом, гипотеза жизненного цикла подчеркивает, что доход на протяжении жизни человека меняется предсказуемым образом и что потребители используют сбережения и заемные средства для сглаживания колебаний потребления на протяжении жизни. Гипотеза предполагает, что потребление зависит как от дохода, так и от накопленного богатства.
      В книге, опубликованной в 1957 г., Милтон Фридман предложил для объяснения поведения потребителей гипотезу постоянного дохода. Гипотеза Фридмана дополняла гипотезу жизненного цикла Модильяни: в обеих использовалась теория поведения потребителя Фишера, согласно с которой потребление не должно зависеть только от текущего дохода. Однако, в отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход
имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, гипотеза постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода.
      Фридман предложил рассматривать текущий  доход Y как сумму двух компонентов: постоянного дохода и временного дохода , т.е.: 

                                                            
                                      (1.14)
 

      Постоянный  доход является той частью дохода, которая, согласно
ожиданиям людей, сохранится в будущем. Временный  доход – тот доход, который не ожидают сохранить в будущем. Иными словами, постоянный доход есть средний доход, а временный доход - случайное отклонение от этого среднего значения.
      Фридман заключил, что необходимо рассматривать  функцию потребления примерно следующим образом: 

                                                          
  ,                                    (1.15)
 

где
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.