На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Русская философия XIX начала XX вв.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема  № 8. «Русская философия  XIX – начала XX вв.»
    Спор западников и славянофилов. Зарождение самобытной русской вилософии.
          Филосовская мысль на Руси  зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации  русской культуры. Именно в это время киевский митрополит Илларион создает знаменитое  «Слово о законе и благодати» , в котором развивает богословскоисторическую концепцию, имеющую филосовское содержание. Впоследствии филосовская мысль на Руси, а затем в России испытывает различные влияния : первоначально византийское, а затем, особенно в XVIII в., наиболее ощутимым становится запдноевропейское влияние в лице прежде всего немецкой философии и философии французского Просвещения. И только с XIX в. можно вести речь о становлении самобытной русской философии. Следует обратить внимание на необходимость различения понятий «философия в России» и «русская философия». Если первая включала филосовские направления, находящиеся под влиянием различных западноевропейских филосовских концепций , то вторая представляла собой самобытную русскую философию, имевшую свою специфику и проблемное поле рассмотрения.
          Самобытная русская философия  зарождается в  20-30-х гг. XIX в. с осмысления исторической проблемы, то есть с осмысления проблемы судьбы России, ее исторического призвания. Толчком к этоиу послужило пробуждение национального самосознания в результате Отечественной войны 1812 г. Итогом историософских размышлений явилось появление двух течений в русской общественной мысли, которые получили название «западники» и «славянофилы».  Главная проблема, которая послужила основой для размежевания названных течений русской мысли, может быть сформулирована следующим образом : является ли исторический путь России таким же, что и путь Западной Европы, а особенность России заключается лишь в ее культурной отсталости ( основной тезис западников), или у России есть особый исторический путь, так как ее культура принадлежит к другому типу (исходный постулат славянофильской программы). Следует обратить внимание на то, что специфику культуры России славянофилы видели в ее связи с православием.
           Славянофилы Иван Васильевич  Киреевский (1806-1856) и Алексей Степанович  Хомяков (1804-1860) заложили основные  принципы программы самобытной  русской философии. Этих принципов  два : принцип «цельного знания»  и принцип  соборности.  Принцип  «цельного знания» означал , что   достижение истины возможно не посредством только логического мышления, а путем объединения в одно целое всех духовных сил человека (разума, чувства, нравственности, религиозности, эстетической способности). Такой способ мышления , где гармонично соединены все способности человека, Киреевский назвал «высшей  разумностью».
           Принцип соборности, понятый как  единство в свободе на основе  любви, в области философии  предполагает существование абсолютных  истин, которые являются не  результатом рациональных  познавательных  усилий человека, а результатом  духовных исканий сообщества  людей, основанного на общей  любви к одним и тем же  абсолютным ценностям.
    Важнейшие течения в русской философии XIX- начала XX вв. (философия всеединства, филосовская антропология,русский космизм).
         Философия П.Я. Чаадаева дала  толчок к возникновению двух  противоположных направлений –  славянофильства и западничества,  между которыми возник острый  спор об исторической судьбе  России, ее прошлом, настоящем  и будущем, о ее призвании  в мире. Суть полемики состояла  в том, должна ли Россия идти  вслед за Западом по пути  прогресса и усваивать достижения  мировой цивилизации или у  нее должен быть самобытный  путь развития.
         Славянофилам (братья И.С. и К.С.  Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков  и др.) была свойственнаа критика  западной  цивилизации как бездушной,  в которой господствует эгоизм, прагматизм. Филосовское мировозрение  славянофилов было ориентировано  на православие, которое рассматривалось  в качестве духовной основы  русского общества. Они идеализировали  допетровскую Русь, крестьянскую  общину.
         Одним из основателей славянофильства  был И.В. Киреевский (1806-1856). Будучи  человеком глубоко религиозным  , он верил в великое предназначение  России. Главным достоинством  русского  ума и характера, по его мнению, является цельность, гармоничное  единство души и тела, стремление  к истине и справедливости. По  убеждению Киреевского, православие  способно преодолеть разрыв между  верой и разумом, сделать человека  «внутренне устроенным». Он считал, что западноевропейский рационализм  делает человеческую душу односторонней,  раздвоенной. Поэтому и общественная  жизнь на Западе раздвоена  на противоположные начала : дух  и наука, государство и индивид.  Задача развития России состоит  в том, чтобы дух православия  пронизал весь общественный организм, придал ему гармоничное развитие. Свобода индивида возможна путем подчинения его абсолютным ценностям : любви к церкви, государству. Основная цель православной церкви состоит в том, чтобы утвердить святость и незыблемость высоких нравственных истин, которые содержатся в православии.
          Славянофилами было включено  в историософию важнейшее понятие  , характеризующее русское своеобразие,  которое вошло в  содержание  «русской идеи». Это понятие  - «соборность» - свободное единство  верующих в деле совместного  понимания ими правды православия  и совместного отыскания пути  к спасению. Свободное единство  православных верующих должно  основываться на бескорыстной  любви к Христу как носителю  совершенной истины и справедливости. Единство в свободе на основе  любви – вот сущность соборности  как проявления русского духа. Православие в коцепции славянофилов  выступало как духовная  основа  всей русской жизни.
          Западники (А.И. Герцен, В.Г. Белинский,  Н.П. Огарев)  по-иному смотрели  напроблему прошлого, настоящего  и будущего России. Они активно  выступали за ликвидацию  феодальнокрепостнических  отношений, за развитие общества  по капиталистическому пути. Идеалами  западников были гуманистические  идеи французского Просвещения,  идеи исторического развития  в творчестве Гегеля, они ориентировались  на материализм и атеизм. Они  считали, что основной ценностью  и целью общества должен быть  индивид, а государство призвано  защищать его права и свободы.  Как и славянофилы, западники  желали блага и процветания  России. 
          Представителями филосовского религиозного направления были русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в философии Достоевского (1812-1881) занимает проблема человека , его место в жизни. Он считал , что человек есть великая тайна, нет ничего значительнее и дороже человека. Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем , указанным ему Богом.

           Учение о человека, этика Достоевского  связаны с его историософскими  размышлениями, то есть со взглядами  на развитие общества. В своей  философии истории он предпринял  попытку синтеза взглядов славянофилов  и западников. Он положительно  относился к реформам  Петра I, который , по его мнению, сумел воплотить в жизнь общее желание – жажду перемен в исторической жизни России. Вместе с тем, Достоевский считал нелепостью утверждения западников об отсталости России и необходимости перенесения на русскую почву европейского устройства общественной жизни.
          Л.Н. Толстой особое внимание  уделял религиозно-нравственным  проблемам. Он является автором  философскойдоктрины, называемой  толстовством, в которой он призывает  отказаться от насилия, преобразовать  религию через синтез христианства  и восточных религий, сделав  ее доступной простым людям.  Государство признается отжившим  институтом, так как  является  аппаратом насилия.
          Н.Г. Чернышевский (1828-1889) , напротив , активно отстаивал материалистическую  точку зрения. Он был разносторонним  ученым и писателем. Работая  в журнале «Современник», Чернышевский  активно пропагандировал общедемократические  и социалистические идеи. В его  творчестве особое место занимает  антропологический материализм.  В своей статье  «Антропологический  принцип в филисофии» русский  мыслитель подчеркивал, что человек  является цельным существом, он  должен исследоваться  прежде  всего средствами естественных  наук. Человек – существо естественное , у него нет души, независимой  от тела. Все духовные качества  и свойства человека – это  не дар небес . Они выработаны , развиты им в процессе длительной  истории и трудовой общественной  жизни. Чернышевский также разработал  теорию  «разумного эгоизма». Он  подчеркивал, что разум  должен  иметь первенство над волей,  приводить поступки человека  в соответствие с актуальными  потребностями общества и всего   человечества. Разумный эгоизм –  это соединение собственного  блага с благом других людей,  нацеленность на изменение общественных  отношений в соответствии с  принципами разумности и справедливости. Счастье человека возможно лишь  в условиях гуманного общества.  Эти идеи Чернышевский изложил  в своем знаменитом романе  «Что делать?».
          Чернышевский был сторонником  крестьянской революции. Он видел  в ней самый радикальный способ  решения острейших проблем России.  На смену крепостному праву  должен прийти строй производственно-сельскохозяйственных  ассоциаций. В истории, по мнению  Чернышевского, действует закон  нарастания прогресса, причем  роль основного двигателя играет  знание. Решающее значение в истории  имеет революция как способ  коренного изменения всего общественного  строя. В истории российского  освободительного движения Чернышевский прокладывает уже прямой путь к русскому марксизму.
           Особую группу философов конца  XIX века составили так называемые «народники». «Хождение в народ» началось в России в 70-х гг. XIX в. В народничестве оформилось три основных  направления , которые были теоретически обоснованы в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева.
           Народники отрицали объективный  характер законов истории, идеализировали  докапиталистические формы жизни.
           В конце XIX в. и в течении ХХ в. в России развивался и господствовал марксизм, дополненный ленинскими идеями.
           Во второй половине XIX века в России возникает своеобразное умонастроение – космизм . Как течение в философии оно было представлено Н. Федоровым, В. Вернадским, К. Циолковским, А. Чижевским.  В русском космизме выделяют две тенденции : естественнонаучную и религиозную. Центральной фигурой религиозного космизма является Н.Ф. Федоров (1828-1903). Это весьма своеобразный и оригинальный русский мыслитель. После его смерти друзья собрали его записи воедино и опубликовали их под названием «Философия общего дела». Свои  размышления Федоров называл «нравственным материализмом» , так как мечтал нравственно преобразовать человека и общество. Нравственное падение человечества началось, по мнению Федорова, тогда, когда люди свыклись с мыслью о неизбежности смерти, признали ее  господство. Тем самым они восстали против Христа, который победил смерть, и сформировали цивилизацию, которая провозгласила особые взаимоотношения между поколениями. Эти отношения основывались на том, что молодые восприняли смерть отцов как естественную необходимость, освобождающую от чувства вины и ответственности перед умершими. Молодое поколение заявило о своем превосходстве перед отцами, о своей свободе от их нравственных устоев в эпоху гуманизма и Просвещения. Забывшие отцов теряют чувство Отечества, у них, по мнению Федорова, разрушается нравственная структура души.
          Основная мысль «Философии общего  дела» - идея воскрешения мертвых,  получившая насвание патрофикация. Это осуществляется способом  духовной концентрации : таким образом  , что сын воскрешает отца, тот,  в свою очередь , своего отца  и т.д.  Но для воскрешения  мертвых , для создания соответствующей  духовной атмосферы, необходимо  прекращение всякой розни, нравственное объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и техники. Каждый человек живет за счет предков и должен уплатить свой долг. Рождение ведет за собой  смерть родителей. Каждое поколение виновато в смерти поколения предшествующего. На вопрос о том, какой же народ может первым начать всеобщее дело построения нравственного общества на планете, Федоров отвечал – православным. Этим , как он  считал, определяется и особая  историческая роль России, которой суждено трудиться для достижения цели объединения человечества и построения священной истории.
    Основные черты самобытной русской философии.
      Основными чертами самобытной  русской философии являлись :
    историософичность – ведущей темой русской философии была тема постижения смысла исторического бытия  и предназначения России;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.