Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Индивидуальные особенности личности. Темперамент. Виды

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Уфимский  филиал
федерального  государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Челябинская  государственная  академия культуры и  искусств»
Кафедра социально – культурной деятельности 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Психология и педагогика» 

на  тему:   «Индивидуальные  особенности личности. 

Темперамент. Виды» 
 
 
 
 

                                                                               Выполнил: студент 

                                                                               1 курса группа 102 

                                                                               Специальность СКД 

                                                                                Кочнева И. А. 

                                                                                Научный руководитель: 

                                                                                Кандидат пс. н., доцент
                                                                              
                                                                                Понькина Е. С.
                     
 
 
 
 

УФА-2011 г. 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………….  3 

I. Индивидуальные особенности личности.
1.1 Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение………………………………………………………………4
1.2. Структура  личности……………………………………………….....6                1.3 Индивидуально-типологические особенности личности…………. 8                               II. Темперамент.                                                                                                      2.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………. 10                                                                                       2.2 Основные компоненты темперамента…………………………....... 11                                                                    2.3 Физиологическая основа темперамента…………………………… 13                                            2.4 Типы темпераментов и их психологическая характеристика......... 17       2.5 Темперамент и деятельность……………………………….............. 23                                                                                             Заключение ……………………………………………………………… 26                                                                                                      Список использованных источников …………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Потребности, интересы и идеалы, вообще  установки  и  тенденции   личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может.  Но  остается еще вопрос о том, что же он есть –  каковы  основные,  стержневые,  наиболее существенные свойства человека, которые определяют его  общий  облик  и  его поведение.  Это  вопрос  о  характере.  Тесно  связанный  с  направленностью личности, характер человека  вместе  с  тем  имеет  своей  предпосылкой  его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе  с  тем  тесно  связаны друг с другом. Их научное изучение  шло  не  совпадающими,  но  неоднократно скрещивающимися путями.
   Когда говорят   о  темпераменте,  то  имеют  в  виду  многие  психические различия между людьми - различия  по  глубине,  интенсивности,  устойчивости эмоций, эмоциональной  впечатлительности,  темпу,  энергичности  действий  и другие  динамические,   индивидуально-устойчивые   особенности   психической жизни, поведения  и  деятельности.  Тем  не  менее,  темперамент  и  сегодня остается  во  многом  спорной  и  нерешенной  проблемой.  Однако  при   всем многообразии  подходов  к  проблеме,  ученые  и   практики   признают,   что темперамент  -  биологический  фундамент,  природная  основа,   на   котором
формируется личность как социальное существо. То есть  темперамент  отражает  динамические  аспекты  поведения,  преимущественно  врожденного   характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению  с другими  психическими  особенностями  человека,  и  одинаково  проявляясь  в разнообразной деятельности независимо  от  ее  содержания,  целей,  мотивов,
остаются  постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют  тип темперамента. 
 

I. Индивидуальные особенности  личности. 

1.1. Понятия личность, человек, индивид,  индивидуальность  и их соотношение
     Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся “образующими” его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.     Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.            По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.  Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой.           Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.       Индивид – это единичный представитель вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).         Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).      Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.   Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях “личность” и “индивидуальность” зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом “личность” обычно употребляются такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной сущности.
1.2. Структура личности
     Различают статистическую и динамическую структуры  личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально  функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:       ? всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);        ?социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);         ?индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).         В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.           Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.
     Таблица 1
Динамическая  структура личности по К. Платонову              
Подсистема личности Структура подсистемы Соотношение биологического и  социального Виды  развития и формирования
Направленность  личности (социология, психология, философия) Интересы, идеалы, мотивы, желания, иерархия ценностей Практически нет  биологического Воспитание
Опыт (педагогика, социология, психология) Знания, умения, навыки, привычки Гораздо больше социального чем биологического Обучение
Особенности психических процессов(психология, психофизиология, нейропсихология) Воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий Гораздо больше биологического чем социального Упражнения
Биологические свойства(психофизиология, нейропсихология, эндокринология, физиология и д.р) Возрастные  особенности, половые различия, темперамент Практически нет  социального тренировка
 
 
1.3 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности
     Темперамент. Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
   Характер. Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.
   Способности. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В науке четко разделяют понятия “задатки” и “способности”.                                                                 Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.           Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.                           Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность. Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.
     Чувства и эмоции. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.  Чувство – это наиболее сложной, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
     Воля. Воля это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.   Воля – одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик. Как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля – это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю. Экстреналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.  Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей. 

II. Темперамент.  

2.1 Общее понятие о темпераменте 

       Темперамент  относится  к   биологически    обусловленным   подструктурам личности и входит в структуру личности.
  Структура   личности  -  система  представлений   о  личности,   обобщающая
процессуально  иерархические  подструктуры  личности  с  подчинением  низших подструктур высшим, включающая наложенные на них  подструктуры  способностей и характера.
     Темперамент  -  это  индивидуальные   особенности   человека,   определяющие динамику протекания его психических процессов  и  поведения.  Под  динамикой понимают   темп,   ритм,   продолжительность,   интенсивность    психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а  также  некоторые  внешние особенности поведения  человека  -  подвижность,  активность,  быстроту  или замедленность реакций и т. д.
Темперамент характеризует динамичность  личности,  но  не  характеризует  ее убеждений,  взглядов,  интересов,  не  является  показателем  ценности   или  малоценности личности, не определяет ее возможности  (не  следует  смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностей).
   К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
     - регулируют динамику психической деятельности в целом;
     - характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов;
     - имеют  устойчивый  и  постоянный  характер  и  сохраняются  в  развитии   на протяжении длительного отрезка времени;
     - находятся   в   строго   закономерном   соотношении, характеризующем   тип темперамента;
     - однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
   Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. 

2.2 Основные компоненты темперамента 

   Анализ  внутренней  структуры  темперамента   представляет   значительные трудности,  обусловленные  отсутствием  у  темперамента   (в   его   обычных психологических  характеристиках)  единого  содержания  и   единой   системы внешних проявлений.  Попытки  такого  анализа  приводят   к  выделению  трех главных, ведущих,  компонентов  темперамента,  относящихся  к  сферам  общей активности индивида, его моторики и  его  эмоциональности.  Каждый  из  этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным  многомерным  строением и разными формами психологических проявлений.
       Особое значение в структуре  темперамента имеет тот его  компонент, который обозначается   как   общая   психическая   активность   индивида.   Сущность психической активности заключается в  стремление личности  к  самовыражению, эффективному освоению и  преобразованию  внешней  действительности;  конечно при  этом  направление,  качество  и  уровень  реализации   этих   тенденций определяется  другими  особенностями  личности:   ее   интеллектуальными   и характерологическими  особенностями,  комплексом  ее  отношений  и  мотивов.
     Степень активности распространяется  от  вялости,  инертности  и  пассивного созерцательства  на  одном  полюсе  до  высшей   степени   энергии,   мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом. Между  этими  двумя   полюсами   располагаются     представители   различных темпераментов.
       К группе качеств, составляющих  первый  компонент  темперамента,  вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный,  или моторный компонент, ведущую  роль в котором играют  качества,  связанные  с  функцией двигательного   (и   специального   речедвигательного    аппарата).    Среди динамических качеств двигательного компонента следует  выделить  такие,  как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других  признаков  мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой  моторики  составляет ту грань темперамента, которая легче  других поддается наблюдению и оценке
и поэтому  часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
       Третьим  основным  компонентом   темперамента  является   эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств  и  качеств,  характеризующих особенности возникновения, протекания и  прекращения  разнообразных  чувств, аффектов  и  настроений.  По  сравнению   с   другими   составными   частями темперамента  этот  компонент  наиболее  сложен  и  обладает   разветвленной собственной структурой. В качестве  основных характеристик эмоциональности
выделяют  впечатлительность,  импульсивность  и  эмоциональную  лабильность.
     Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта,  чуткость его  к  эмоциональным  воздействиям,  способность  его   найти   почву   для эмоциональной реакции  там,  где  для  других  такой  почвы  не  существует.
     Термином  “импульсивность”   обозначается   быстрота,   с   которой   эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их  предварительного обдумывания  и  сознательного  решения  выполнить  их.                                                                                                      Под   эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость,  с которой  прекращается  данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
  Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то  своеобразное  единство  побуждения,  действия  и  переживания,   которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает  возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических  образований  личности - ее направленности, характера, способностей и др. 

2.3 Физиологическая основа темперамента 

   Науке давно известна  зависимость протекания  психических  процессов  и поведение  человека  от  функционирования   нервной   системы,   выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория  связи  некоторых  общих свойств  нервных  процессов  с  типами  темперамента  была  предложена  И.П. Павловым и получила развитие и  экспериментальное  подтверждение  в  работах его последователей.
   И.П.Павлов изучая  особенности  выработки  условных  рефлексов  у  собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении  и  в  протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись,  прежде  всего, в таких аспектах поведения, как скорость  и  точность  образования  условных рефлексов, а также в особенностях  их  затухания.  Это  обстоятельство  дало возможность И.П.Павлову выдвинуть гипотезу о том,  что  они  не  могут  быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их  основе лежат некоторые фундаментальные  свойства нервных процессов - возбуждения  и
торможения. К этим свойствам относятся сила  возбуждения  и  торможения,  их уравновешенность и подвижность (сменяемость).
  И.П.Павлов, различал силу возбуждения и  силу торможения, считая их  двумя независимыми свойствами нервной системы.
  Сила  возбуждения   отражает  работоспособность   нервной   клетки.   Она
проявляется в функциональной выносливости, т.е.  в  способности  выдерживать длительное или кратковременное, но  сильное  возбуждение,  не  переходя  при этом в противоположное состояние торможения.
  Сила  торможения понимается как функциональная  работоспособность  нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к  образованию различных   тормозных   условных   реакций,   таких,    как    угасание    и дифференцировка.
  Уравновешенность  -  равновесие  процессов  возбуждения   и   торможения.
Отношение  силы  обоих  процессов  решает,  является   ли   данный   индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса  превосходит силу другого.
  Подвижность  нервных процессов проявляется   в  быстроте   перехода  одного нервного процесса в другой.  Подвижность  нервных  процессов  проявляется  в способности к изменению поведения в соответствии с  изменяющимися  условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является  быстрота  перехода  от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.
  Инертность- противоположность  подвижности.  Нервная  система  тем   более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы  перейти  от  одного процесса к другому.
  Выделенные  И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют  определенные системы, комбинации, которые, по его мнению,  образуют  так  называемый  тип нервной системы, или тип высшей нервной  деятельности.  Он  складывается  из характерной для отдельных индивидов совокупности  основных  свойств  нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов,  различая  сильные и слабые типы.
Представители слабого типа нервной системы  не  могут  выдерживать  сильные, длительные  и  концентрированные  раздражители.  Слабыми  являются  процессы торможения и возбуждения. При действии сильных  раздражителей  задерживается выработка   условных   рефлексов.   Наряду   с   этим   отмечается   высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
   Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но  только  для  сильных  типов,  которые  делятся   на   уравновешенных   и неуравновешенных,   при   этом    неуравновешенный    тип    характеризуется преобладанием  возбуждения  над  торможением.  Сильные  уравновешенные  типы делятся  на  подвижные  и  инертные,  когда  основанием   деления   является подвижность нервных процессов.
У  сильного  уравновешенного   подвижного   типа   процессы   торможения   и возбуждения сильны и уравновешенны, но  быстрота,  подвижность  их,  быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной  неустойчивости  нервных связей.
     Сильный уравновешенный инертный  тип. Сильные и  уравновешенные  нервные процессы отличаются малой  подвижностью.  Представители  этого  типа  внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
  Выделенные  И.П.Павловым типы нервной системы  не только по количеству,  но и  по  основным   характеристикам   соответствуют   4   классическим   типам темперамента:
1. сильный,  уравновешенный, подвижный - сангвиник  ;
1. сильный,  уравновешенный, инертный - флегматик;
1. сильный,  неуравновешенный тип с преобладанием  возбуждения - холерик;
1. слабый  тип- меланхолик.
   И.П.Павлов понимал тип  нервной   системы  как  врожденный,  относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения  и  воспитания.  По мнению И.П.Павлова свойства нервной системы образуют физиологическую  основу темперамента,  который  является  психическим   проявлением   типа   нервной системы. Типы нервной системы, установленные  в  исследованиях  на  животных Павлов предложил распространить и на людей.
   Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет  существенное  значение для  понимания   физиологической   основы   темперамента.   Правильное   его использование предполагает учет  того,  что  тип  нервной  системы  является строго   физиологическим   понятием,   а   темперамент   –    это    понятие психофизиологическое  и  выражается  он  не  только  в  моторике,  характере реакции, их силе, скорости и т.д., но  так  же  и  во  впечатлительности,  в эмоциональной возбудимости и т.п.
  Психические  свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом  связаны с  телесными  свойствами  организма  –  врожденными  особенностями  строения нервной системы и др. Однако,  при  всем  значении  врожденных  особенностях организма, в частности  его  нервной  системы,  для  темперамента  они  лишь исходный момент его развития, неотрывного от развития личности в целом.
  В  настоящее время в науке накоплено  множество фактов  о свойствах  нервной системы  и по мере их накопления исследователи придают все меньшее  значение типам нервной системы, тем более магическому числу (4), фигурирующему  почти во всех работах И.П.Павлова о  темпераменте.  Прежде  всего,  подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной  системы,  в то  время  как  проблема  разделения  на  типы  отступает  на  второй  план.
     Поскольку типы  образуются  из  комбинаций  указанных  свойств,  лишь  более глубокое познание  последних  может  обеспечить  понимание  и  осуществление типологий.
  Однако, несомненно что  каждый  человек   имеет  вполне  определенный  тип нервной  системы,  проявление  которого,  т.е.   особенности   темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий. 

2.4 Типы темпераментов и их психологическая характеристика 

   Конкретные проявления  типа  темперамента  многообразны.  Они не  только заметны во внешней манере  поведения,  но  словно  пронизывают  все  стороны психики,  существенно  проявляясь  в  познавательной   деятельности,   сфере чувств, побуждения и действиях человека,  а  также  в  характере  умственной работы, особенностях речи и т.п.
  В  настоящее время наука располагает  достаточным количеством фактов, чтобы дать  полную  психологическую  характеристику  всех  типов  темперамента  по определенной стройной  программе.  Однако  для  составления  психологической характеристики традиционных  4  типов  обычно  выделяют  следующие  основные свойства темперамента:
   Сензитивность  определяется   тем,   какова   наименьшая   сила   внешних воздействий, необходимая для возникновения  какой-либо  психической  реакции  человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
  Реактивность  характеризуется степенью непроизвольности  реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое  замечание,  обидное слово, резкий тон - даже звук).
       Активность  свидетельствует  о  том,  насколько  интенсивно   (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в  достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и  активности  определяет,  от  чего  в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних  или  внутренних обстоятельств,  настроения,  случайных  событий  или  от  целей,  намерений, убеждений.
       Пластичность  и  ригидность  свидетельствуют,  насколько   легко  и  гибко приспосабливается  человек  к  внешним   воздействиям   пластичность)   или насколько инертно и косно его поведение.
   Экстраверсия, интроверсия определяет,  от  чего  преимущественно зависят реакции и деятельность человека -  от  внешних  впечатлений,  возникающих  в данный момент, или от образов, представлений и мыслей, связанных  с  прошлым и будущим.
      Экстраверт ориентируется по  внешнему объекту, его решения   и  действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным  обстоятельствам;  его мысли, чувства и  действия  зависят  от  объективных  условий  и  требований окружающего мира; его внутренний мир подчиняется  внешним  требованиям;  все его сознание смотрит во внешний мир, т.к. важные и  детерминирующие  решения приходят к нему извне.  Интерес  и  внимание  сосредоточены  на  объективных происшествиях и, прежде всего  на  тех,  которые  имеют  место  в  ближайшей среде. Интерес прикован не только к лицам, но и к  вещам.  Соответственно  с этим и деятельность его следует влиянию лиц и вещей. Деятельность его  прямо связана  с  объективными  данными   и   детерминациями   и,   так   сказать,
исчерпывающе  объясняется ими.
      Но такая обусловленность объективными  факторами  совсем  не  означает идеальную приспособленность к условиям жизни вообще.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.