На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Архитектура эпохи Амира Темура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  высшего и среднего специального

образования Республики Узбекистан
Андижанский Государственный  университет 

Кафедра «История Узбекистана» 
 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т
По  предмету «История архитектуры Средней Азии» 
 

на тему: Архитектура эпохи Амира Темура 
 
 
 

Выполнил: Нурисломбек Мирзаев, студент II-курса, группы «Е» факультета истории и социальных наук 
 

Принял: Юсупов Э.Ю.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Андижан   2012
 


Тема: Архитектура эпохи Амира Темура 

План: 

    Куксарай - бывший дворец Амира Темура
    Ансамбль Шахи Зинда
    Мавзолей Рухабад
    Мавзолей Гур-Эми?р
    Мечеть Биби Ханум
    Дворец Ак-сарай
 
    Список литературы 

 

1. Куксара?й (бы?вший дво?рец Тиму?ра) (в переводе с тюркского означает голубой дворец) — не сохранившийся до наших дней дворец Амира Темура в Самарканде.
Дворей  Куксарай был основан Тимуром сразу после восхождения на престол в 1370 году. Куксарай представлял собой четырёхэтажное сооружение с значительными для своего времени размерами. [1] Около дворца был построен другой дворец Бустонсарай («Дворцовый цветник»).
Осенью 1404 года Тимур последний раз останавливался в Куксарае перед походом на Китай. В ноябре 1497 года Бабур останавливался в Бустан сарае. [2]
 

Тронный камень Тимура в Самарканде, фото второй половины ХIХ века
До 1868 года в восстановленном позже тронном зале Тимура находился тронный камень Кукташ, (голубой камень в переводе с тюркского). На протяжении XV-XIX веков здесь происходили церемонии восхождения на престол среднеазиатских правителей из различных династий начиная с тимуридов и до мангытов.
Видимо  основные здания дворца были разрушены  в период политических междоусобиц  и кризиса в первой половине XVIII века. В XIX веке бухарские эмиры династии мангыт частично восстановили дворец. Виды дворца и его дверей запечатлены художником В.В. Верещагин (Туркестанская серия).
После потери независимости в 1880-е годы власти приняли решение об окончательном  уничтожении остатков дворца. К настоящему времени уцелел лишь тронный камень Кукташ, который выставлен во дворе мавзолея Гур Эмир. 

2. Шахи Зинда (перс. ??? ????? — букв. «живой царь», в персидском звучании - Шох-и Зинда) — памятник средневековой архитектуры в Самарканде (Узбекистан), ансамбль мавзолеев самаркадской знати. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу в течение XIV—XV веков. Тем не менее, в ходе раскопок на восточном склоне городища Афрасиаб были обнаружены остатки мавзолеев XI—XII веков [1]. В 2001 году ансамбль мавзолеев Шахи Зинда вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ансамбль  Шахи Зинда формировался на протяжении 9 веков и включает более двадцати сооружений IX—XIV и XIX веков. Своим названием Шох-и Зинда — «живой царь» — комплекс обязан легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день.
Старейшие сооружения ансамбля, от которых сохранились  только основания и надгробия, датируются XI—XII веками. Подавляющее большинство построек относятся к XIV—XV веку, а перестройки XVI—XIX веков практически не повлияли на композицию и внешний вид комплекса.
Шахи-Зинда  — единственный в Самарканде археолого-архитектурный  памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти 25-вековая история города.

Один  из проходов между мавзолеями
Входной портал комплекса является самым  новым его сооружением. Внутренние здания ансамбля делятся на нижнюю, среднюю и верхнюю группы, которые соединены между собой арочно-купольными проходами — чартаками.
В нижней группе построек на террасе недалеко от входа располагается двухкупольный  мавзолей Кази-заде ар-Руми, математика и астронома времён Улугбека. Средняя группа зданий состоит из группы мавзолеев времен Тимура, где похоронены его родственники и видные военные и религиозные деятели. Эти сооружения датируются последней четвертью XIV — началом XV веков. Среди них мавзолеи Эмир-заде (1386 г.), Туглу-Текин, племянницы Тимура Шади-Мульк-ака (Туркан-ака) (1371—1372 гг.) и сестры Тимура Ширин-бика-ака (1385—1386 гг.). Два последних мавзолея сохранились лучше всего. Главные фасады этих небольших однозальных построек скомпонованы в форме портала с богатым и красочным декором. Недалеко от мавзолея Ширин-бика-ака, заметно отличаясь от других сооружений, расположен восьмигранный мавзолей первой половины XV века с открытыми по сторонам проёмами. Он украшен мозаикой из глазурованных кирпичей и, вероятно, первоначально был перекрыт куполом на высоком цилиндрическом барабане.
Центром всего ансамбля является комплекс Кусам ибн-Аббаса, включающий несколько зданий, среди которых наиболее древние — мавзолей Кусам ибн-Аббаса и мечеть XVI века. К комплексу ведёт дверь с датой 1404—1405 гг., украшенная резьбой и первоначально инкрустированная слоновой костью.
Верхняя группа построек включает три стоящих  напротив друг друга мавзолея, как бы состязающихся красотой облицовок и образующих очаровательный затененный дворик. Северная часть двора замыкается мавзолеем Ходжа-Ахмада, построенным ещё в дотимуровское время примерно в 1340-ые годы. Восточная и западная стороны этого дворика окружены безымянным мавзолеем 1360—1361 гг. и мавзолеем Туман-ака начала XV века.
В 2005 году, Шахи-Зинда подверглось глобальной реставрации, во время которой забор  улочки мавзолеев, возвышающийся по правой стороне дорожки, убрали для  того, чтобы открыть пространство, на котором обнаружены мечеть, медресе раннего Средневековья (XI в.) и следы более ранних мавзолеев. 

Список сооружений ансамбля
 

Фрагмент  колонны в Шахи Зинда

Мавзолеи

    Кусама  ибн Аббаса (1334 г.), декор XV века
    Безымянный мавзолей, 1360/61 г.
    Шади-Мульк-ака («Туркан-ака»), 1371/72 г., зодчие Шамседдин, Бареддин и Зайнуддин Бухари)
    Ширин-бека-ака, 1385/86 г.
    Эмир-заде, 1386 г.
    Ходжа-Ахмада, XIV века
    математика и астронома Кази-заде ар-Руми, первая треть XV в.
    Туглу-Текин (1376 г.)
    Рухабад

Прочие сооружения

    Комплекс  Туман-Ака начало XV века
    Чартак — 4-столпный купольный павильон, мавзолей, мечеть
    Поминальные мечети, середина XV века
3. Мавзолей Рухабад (или Обитель духа) — небольшой мазар в Самарканде, место погребения ученого-мистика Бурханэддина Сагарджи, умершего в XIV веке.
Здание было построено на одной из аллей, которая в XIV веке вела к расположенному чуть южнее мавзолею Гур Эмир и была вымощена светлым камнем. Точное время постройки мавзолея не установлено, но, по одной из версий, усыпальница Сагарджи был построен при Амире Темуре в 80-х годах XIV века. Другая датировка, выполненная по характеру декора здания, относит его к середине XIV века. Легенда гласит, что в мавзолее хранятся волосы пророка Мухаммеда[1].
В 1950-ых годах были проведены работы по укреплению здания и отремонтировано перекрытие.
В 1880—1882 годах рядом с мавзолеем появилась одноимённая мечеть, которая вплоть до 1941 года оставалась действующей. Её работа была возобновлена в 1991 году.

Мавзолей  Рукхобод 

4. Гур-Эми?р (узб. Go'ri Amir, тадж. Гури Амир от перс. ???? ????? — «Гробница эмира») — мавзолей азиатского завоевателя Амира Тимура (также известного как Тамерлан) в Самарканде (город в Узбекистане).
Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году. Мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.
Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.
Памятник  реставрировался в 1950-х годах (наружные купола и глазурь), более масштабные работы по его восстановлению были начаты в 1967 году.

 
Общий вид  мавзолея Гур Эмир 

Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника Тамерлана и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана.
В переводе Гур-Эмир означает «могила царя». Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом династии тимуридов. В этом архитектурном комплексе хранятся могилы Тамерлана, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, его внуков Улугбека и Мухаммад Султана. Также учитель Тимура Мир Саид Барака удостоился чести быть похороненным в этой могиле.
Мавзолей  был построен в юго-восточной  части средневекового Самарканда, возведенного в конце XIV-го века по распоряжению Мухаммад Султана. Из состава зданий комплекса Мухаммад Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение комплексу, центром которого стал именно мавзолей. В настоящее время сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырёх минаретов.
В 1871 году военный инженер З. Э. Жижемский подвёл к Гур Эмиру дорогу, которая связывала этот памятник с крепостью и начавшим в это время застраиваться новым городом. В 1916 году был переложен свод над склепом и заново переделаны каменные полы. 

 

Конструкция и отделка арки главного портала  ансамбля Мухаммад Султана выполнены  мастером Мухаммадом бини Махмудом Исфаггани. Арка портала облицована резным кирпичом и разноцветной мозаикой.
 

Внешне  Мавзолей Гур-Эмир это однокупольное  здание со склепом. Он известен простотой  своей конструкции и торжественной  монументальностью архитектуры. Внешняя  сторона стены отделана голубыми, светло-голубыми и белыми плитками. Купол ярко синего цвета с глубокими розетками и белыми вкраплениями. Диаметр купола 15 метров, а высота 12,5 метров. Большие выемки придают куполу изумительную выразительность.
 

Во время  правления Улугбека был сделан дверной  проём, чтобы обеспечить вход в мавзолей. Рядом с могилой Тимура расположены мраморные надгробия его сыновей Мираншаха и Шахруха, и его внуков Мухаммад Султана и Улугбека. Здесь же похоронен духовный наставник Тамерлана. В 1941 году захоронения в склепе были вскрыты и исторические сведения об облике Тимура, о насильственной смерти Улугбека, о подлинности захоронений других тимуридов подтвердились.
Внутри — это большое, высокое помещение с глубокими нишами по сторонам . В нижней части находится панель из ониксовых плиток, каждая из которых покрыта изящной росписью. Над панелью сталактитовый мраморный карниз. Надгробия в главном помещении мавзолея, являются лишь декорацией, настоящие надгробия находятся под мавзолеем, в подвале.
 

 

В глубине  ниши входного портала среди мозаичного узора запечатлено имя одного из создателей памятника — зодчего Мухаммада ибн Махмуда Исфагани.
Во время  правления Улугбека на могиле Тамерлана  была установлена надгробная плита  из темно-зелёного нефрита. Раньше этот камень служил местом поклонения во дворце Китайских императоров и как  трон Кабек Хана (потомка Чингизхана).
Недалеко  от памятника Гур-Эмир расположены  два маленьких сооружения: мавзолей Рухабад и мавзолей Аксарай. Все три мавзолея часто рассматривают как один ансамбль из-за их близкого расположения. Рухабад (XIV век) — это маленький мавзолей, в котором, по легенде, хранятся волосы пророка Мухаммеда. По одной из версий, мавзолей над могилой шейха Бурханиддина Сагарджи был построен при Амире Темуре в 80-х годах XIV века. В одноэтажном медресе расположены мастерские ремесленников и магазины, а с ним граничит действующая мечеть.
Мавзолей Аксарай (XV век) расположен на тихой улице позади Гур-Эмира. Он был отреставрирован на частные деньги в 2007 году и в настоящее время открыт для туристов. В мавзолее находится несколько захоронений, личности погребённых окончательно не ясны. Предположительно это советники или ближайшие помощники Тамерлана. По предположению М. Е. Массона здесь был похоронен Абдулатиф, по воле которого был убит его отец, выдающийся ученый Улугбек.
В 1740 году персидский военачальник Надир-шах вывез надгробье Амира, сделанное из цельной глыбы нефрита и положил его ступенью перед своим троном. С этого момента Надир Шаха стала преследовать череда неудач. Его советники уговаривали его немедленно вернуть камень на его законное место, но по дороге камень раскололи на две части.
В 1941 году советские археологи вскрыли  могилу, потревожив тем самым камень. Скульптор-антрополог М. Герасимов смог восстановить черты лица Тамерлана К тому же была подтверждена информация, что Тамерлан был гигантом для своего времени (его рост составлял около 180 см.) а также подтвердилось то, что при ходьбе он очень сильно хромал. В дальнейшем достоверность исторической информации относительно убийства Улугбека и подлинности других могил также подтвердилась 

5. Биби Ханум или Биби Ханым (букв. «старшая принцесса») (раннее название — Масжиди джами) (узб. Bibi-Xonim masjidi)— архитектурный памятник 1399—1404 гг. в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана, богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена из руин в конце XX века.

Вход  в мечеть Биби Ханум
Мечеть  была воздвигнута по приказу Тамерлана  после его победоносного похода в Индию. Строительство было начато в мае 1399 года. Месторасположение будущей мечети выбирал сам Тимур. В строительстве были задействованы мастера из различных стран: Индии, Ирана, Хорезма, Золотой Орды. К сентябрю 1404 года основная часть комплекса была уже построена. Во дворе мечети могли одновременно молиться 10 тысяч человек.
Согласно  легенде, мечеть получила своё название в честь любимой жены Тамерлана. Вернувшись из победоносного индийского похода, Тимур в 1399 г. предпринял строительство соборной мечети для свершения пятничного намаза, которой молва присвоила имя Биби-ханым. Согласно источникам: «В воскресенье – 4 числа месяца рамадана 801 г. (1399 год нашего летосчисления), искусные инженеры и опытные мастера в час, счастливый и предсказанный по звездам, положили основание постройке. Двести человек каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран работали в самой мечети и 500 человек в горах упорно трудись над обтесыванием камня и отправкой его в город. Артели мастеров и ремесленников, собравшись со всех концов мира к подножию трона, прилагали каждый насколько в своей области тщательное старание. Для сосредоточения материалов 95 гороподобных слонов доставлены были стран Индии в Самарканд и пущены в дело». Для ускорения работ Тимур поручил надзор над отдельными участками строительства разным царевичам и эмирам, старавшимся расторопностью проявить свое усердие. Портальную арку, основное здание мечети, стены и аркады строили артели мастеров, которых направлял главный строитель, имевший объемную модель сооружения. Об этом рассказывают старые миниатюры. Всего несколько месяцев следил Тимур за строительством мечети, но вскоре он на целые годы был отвлечен новым военным походом – на этот раз на Османскую империю. Строительство продолжалось без него. Об этом-то периоде народная фантазия и создала несколько легенд.
Рассказывали, что жена эмира красавица Биби-ханым  задумала к возвращению мужа выстроить ему в подарок мечеть, которой не видывал свет. Были построены минареты, вокруг просторного двора вырос лес беломраморных колонн, и голубой купол соперничал с небесным сводом. Оставалось только замкнуть высокую арку портала. Но молодой архитектор медлил, ибо он любил Биби-ханым, а окончание строительства неизбежно означало вечную разлуку с нею. А царь между тем уже близился к Самарканду и в нетерпении своем слал гонцов. Биби-ханым умоляла строителя продвинуть работы, но тот потребовал невиданную по дерзости награду – права поцеловать царицу. Рассудительная Биби-ханым, сопротивляясь, убеждала его, что женщины все одинаковы, как раскрашенные яйца. В доказательство чего наблюдательная царица послала влюбленному упрямцу целое блюдо разноцветных яиц, советуя очистить их и сравнить, а убедившись, угомониться и поцеловать любую придворную красавицу. Ничто не помогало! И царице пришлось уступить, подставив прелестную щечку. В решительный миг она успела, правда, заслониться рукой (по другим сведениям – подушкой), но жар поцелуя был так силен, что прожег все преграды и оставил пятнышко на розовом лице Биби-ханым. Его-то, вдоволь полюбовавшись новой мечетью, тотчас и приметил вернувшийся повелитель. Кинулись ловить искусителя, а тот, оказалось, сделал крылья и давно улетел. Так – в предании, а в жизни все было иначе. Вернувшись из дальнего похода, Тимур был разъярен тем, что портал его мечети был не столь величествен, как ему хотелось, и, во всяком случае, ниже стоявшего напротив медресе, построенного его главной женой Сарай-Мульк-ханым, той самой, которую легенда называет Биби-ханым. Почтенной жене Тимура в то время было за шестьдесят, и вряд ли ее прелести могли вывести кого-либо из равновесия.
Тимур, посетивший мечеть в сентябре 1404 года, был разгневан и велел казнить вельможу, надзиравшего за строительством. Повелитель приказал разрушить входной портал и выстроить новый. Возле фундамента отрыли ямы, разобрали кладку, чтобы устои потеряли опору и рухнули. Тимур был болен, но он повелел носить себя туда, где шли работы. «Потом он приказывал, – пишет в своем дневнике де Клавихо, – приносить туда вареного мяса и бросать его тем, которые работали в яме, точно как собакам; иногда он сам своими руками бросал мясо и так возбуждал рабочих, что на удивленье; иногда же приказывал бросать в ямы деньги. Над этой постройкой также работали день и ночь; она прекратилась, как и работы по проведению улицы, оттого, что начал падать снег». Мощная арка была переброшена над центральным проемом. Огромный двойной купол простирался на сорокаметровой высоте. Двор с колодцем окружал целый лес колонн, строившихся в четыре и девять рядов. В их тени расстилали свои коврики во время полуденного пятничного намаза десятки тысяч правоверных. В широком и теперь действительно грандиозном портале, отделанном резным мрамором, были укреплены литые из семи металлов, где было золото и серебро, полотнища ворот. Когда их отворяли, тонкий металл вибрировал, и звон его вторил призывам, летящим с минаретов. Из-под главного купола, где свет бесчисленных светильников и люстр не мог рассеять вечный сумрак, со ступенчатого минбара несся мерный голос имама, читавшего священные суры Корана. Недаром говорил Шериф-ад-дин-ал-Язди: «Если ты ищешь сравнения для арки ее максуры, ничего нельзя сказать, кроме как – Млечный путь и небесный свод. Купол был бы единственным, если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы Млечный путь не оказался ее парой. Звук огромных врат ее, составленных из сплава семи металлов, призывает молящихся семи климатов в дом ислама. Блеск от сияния букв и слов суры «Пещера» и других чудесных стихов Корана на стенах ее» [1]
От дополнявшего Биби Ханум медресе Сарай-Мульк-Ханым сохранился угловой восьмигранный мавзолей с изразцовым и расписным декором.
Мечеть  имеет дворовую композицию (78х64 м). По главной оси прямоугольного двора  расположены парадный портал входа и в глубине основной купольный объём — помещение мечети. На поперечной оси двора находятся два одинаковых портально-купольных здания. Все эти 4 основных объёма объединены многокупольной галереей на 400 каменных колоннах.
Здания  мечети были в значительной степени  отреставрированы в годы независимости  Узбекистана.
 

Соборная  мечеть Тимура
6. Ак-сарай (узб. Oq-Saroy saroyi, в переводе «белый дворец») — грандиозная руинированная резиденция Тимура в его родном городе Шахрисабзе.

Известно, что первые дворцы Тимура: Куксарай и Бустон-сарай были построены в столице империи Самарканде
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.