На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Доклад как жанровая разновидность современной публичной речи в системе учебно-научных высказываний школьников и студентов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 «Кузбасская  государственная педагогическая  академия» (КузГПА)
Факультет русского языка и литературы
Кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе 
 
 
 
 

Богатов Алексей Игоревич 

Доклад  как жанровая разновидность  современной публичной  речи в системе  учебно-научных высказываний школьников и студентов 

Курсовая  работа по теории и методике обучения русскому языку
Специальность 050301 Русский язык и литература 
 

Научный руководитель:
к. п. н., доцент кафедры теории
и методики обучения русскому языку и литературе
Федосеева Т. А.
_____________________                                                                                                                               (подпись) 
 

Допущено к  защите:
Федосеева Т. А.
____________________
         (подпись)  
 

Работа защищена в предметной комиссии
«      »_____________ 2011 г.
с отметкой _______________ 

Члены комиссии: ______________________________________
                               ______________________________________
(подписи) 
 

Новокузнецк 2011 

    Оглавление
    Введение……………………………………………………………………3
    Глава 1. Теоретические основы изучения доклада как жанровой разновидности современной публичной речи в системе учебно-научных высказываний школьников и студентов ………………………………………5
    1.1 Историческое развитие жанров публичного выступления..…………5
    1.2 Доклад как речевой жанр………………………………………………7
    1.3 Традиции изучения жанра доклада в школе…………………………12
    Выводы………………………………………………….………………….18
    Глава 2. Разработка экспериментального урока.……….………….…….19
    2.1 Констатирующий эксперимент……………………….………….……19
    2.2 Организация экспериментального обучения…………………………20
    2.3 Результаты формирующего эксперимента…………………………...26
    Выводы………………………………………………………….…………..27
    Заключение……………………………………………………….…………28
    Библиографический список……………………………………..…………29
    Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Актуальность  исследования
    Доклад  является наиболее сложным и ответственным  жанром. Он сочетает в себе письменную речь, которая должна строиться в соответствии с существующими нормами и правилами, а также устную речь, поскольку доклад предполагает публичное выступление. Соответственно, во время подготовки текста доклада и публичного выступления выделяются несколько этапов – изобретение, расположение, выражения и произнесения. Это подчёркивает сложность данного жанра. Именно поэтому существует необходимость в исследовании доклада как жанра публичной речи, анализе каждого этапа подготовки и сложностей, которые на данных этапах возникают. Своевременное изучение школьниками этих данных позволит избежать трудностей и наиболее успешно справиться с выполнением такого рода задания.
    С одной стороны, в ходе учебного процесса в школе, ученикам неоднократно приходится сталкиваться с таким видом деятельности как доклад. Во время обучения в высших и других учебных заведениях жанру доклада отводится ещё более важная роль, поскольку возникает необходимость защищать курсовые и дипломные работы. С другой стороны, система обучения выступлению с докладом в современной методике ещё недостаточно разработана.
    Гипотеза  исследования
    Изучение  жанра доклада в школе, анализ трудностей, с которыми можно столкнуться при работе с ним поможет школьнику и студенту в дальнейшем успешно справиться с ними. Именно поэтому существует необходимость в систематизации и анализе существующих на данный момент сведений о докладе как разновидности современной публичной речи.
    Объект  исследования
    Доклад  как разновидность публичной  речи.
    Предмет исследования
    Методы  и приёмы обучения выступлению с  докладом как разновидностью публичной речи в системе научной работы школьников и студентов.
    Цель исследования - рассмотреть особенности доклада как разновидности публичной речи в контексте высказываний школьников и студентов, разработать модель обучения школьников выступлению с докладом.
    Методы  исследования
    - теоретический анализ научной  литературы;
    - анализ доклада как речевого  жанра;
    - анализ методики изучения доклада в школе;
    - констатирующий срез;
    - формирующий эксперимент;
    - статистическая обработка результатов эксперимента.
    Задачи
    - изучить существующие теоретические  сведения по данной теме;
    - рассмотреть особенности доклада  как жанра;
    - разработать конспект урока по  данной теме.
    Практическая  значимость
    Данное исследование может служить отправной точкой для дальнейших исследований по данной теме. Также материалы исследования могут быть использованы для изучения жанра доклада школьниками и студентами.
    Структура курсовой работы
    Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы жанра доклада, даётся его жанровая характеристика, анализируется обучение жанру доклада в современной школе. Во второй главе представлена модель урока по теме исследования.
 

     Глава 1. Теоретические основы изучения доклада как жанровой разновидности современной публичной речи в системе учебно-научных высказываний школьников и студентов
    В данной главе рассматриваются теоретические  основы доклада как речевого жанра. Приводятся краткие сведения из истории  риторики. Рассматривается непосредственно доклад в системе речевых жанров, особенности связанные с созданием доклада и его место в современной школьной программе.
    1.1 Историческое развитие жанров публичного выступления
    Доклад  как один из речевых жанров подразумевает публичное выступление, которое, в свою очередь, тесно связано с ораторским искусством. Чтобы в совершенстве овладеть этим искусством, нужно обратиться к уже существующему опыту, рассмотреть парадигму развития данной области науки, чему будет посвящён данный параграф.
    Риторика  как искусство речи отождествляется  с античной культурой. Именно тогда  были сформулированы основные вопросы, определяющие предмет риторики. В древней Греции риторику определяли как «искусство убеждения». Риторика считалась инструментом гражданского управления.
    В древней Греции и Риме 6-5 века до н.э. складывается теория красноречия, названная риторикой. Она включала в себя пять классических частей:
    1. Нахождение – систематизация  содержания речей и используемых  в них доказательств.
    2. Расположение – деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение.
    3. Словесное выражение – учение  об отборе слов, сочетании слов, тропах и риторических фигурах, а в зависимости от использования этих средств – о простом, среднем и высоком стиле речи.
    4. Запоминание.
    5. Произнесение [3, с.11].
    Как показывают исследования, в 3 веке до н.э. в Греции и в 1 веке до н.э. в Риме появляются риторические школы. Это были высшие учебные заведения, где изучались способы построения речей. В Римской цивилизации риторика понималась как «искусство говорить хорошо», при этом подразумевается оптимизация речи как со стороны результата коммуникации, так и с точки зрения эстетической характеристики [3, с.12].
    В средние века и в начале периода  Возрождения риторику понимали как «искусство украшения». В это время объектом изучения риторики стал не только устный, но и письменный текст. В России риторику разрабатывал М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию». Сторонники русского красноречия предпринимали реформу русского языка, замену латыни, господствовавшей в  учёных кругах. Во второй половине 20 века на Западе риторику представляют как теорию речевой коммуникации, смысл которой заключается в основных способах образного выражения замысла в слове. Такой подход к общей риторике отождествляет её с нормативом, который в классической традиции получил название риторического канона. Российская научная школа риторики интерпретирует её как теорию речевой коммуникации в целом, рассматривая универсальность фундаментальных категорий в самых различных коммуникативных ситуациях с выходом риторики за лингвистические границы в область культуры [3, с.12].
    Современной научной риторике приписываются  такие широкие функции и задачи, как общественное управление, формирование морали, нравственности и этики, формирование стиля, исследование психологии речетворчества. Риторика в современном представлении не только украшательство речей, «искусство красно говорить», «наука убеждать», сколько «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», что роднит риторику с речевой компетенцией [3, с.14].
    Динамика  культурных процессов обязывает  человека воспринимать и понимать мир, предлагаемый ими. Осмысление изменений  в окружающей среде происходит на обыденном уровне в семье, профессиональной группе по каналам массовой трансляции речевого поведения. Речевая культура в этом случае понимается как вербальное содержание социальной жизни людей и является источником коммуникативного взаимодействия. Задачей риторики как теории ораторского искусства является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, соотнесение этих свойств с чувствами, волей и разумом человека и выявление всех возможных проявлений в слове. Цель же риторики как учебной дисциплины состоит в том, чтобы путём обучения ораторскому искусству потенциальных ораторов и потенциальных слушателей удержать их от использования речи в целях нанесения вреда.
    Таким образом, можно сделать вывод, что история ораторского искусства берёт начало в античности. Тогда были сформулирована теория, основные понятия. По мере развития наука о красноречии постепенно развивалась, менялось её понимание, объекты и предметы исследований. В итоге, сегодня риторика обладает сложившимися, широкими функциями и задачами.
    1.2 Доклад как речевой жанр
    В риторике различают виды публичной  речи по форме [16, с.66]: Сообщение, выступление, лекция, беседа и доклад.
    Итак, рассмотрим доклад как речевой жанр более подробно.
    Доклад – это развёрнутое сообщение на определённую тему, которое содержит новые для аудитории данные, сведения научного характера [4, с.290].
    В рамках учебной деятельности под  докладом подразумевается разновидность  самостоятельной работы, в основе которой лежит отбор фактов, информации, данных, которые следует изложить в аудитории, их осмысление и самостоятельный анализ, определение своей точки зрения, своей позиции по отношению к излагаемому материалу [4, с.290].
    В научной среде доклад относится  к устным жанрам, но, как правило, имеется письменный текст. В деловой и политической сферах общения доклад является жанром, автором которого выступает высокое должностное лицо или руководитель. Содержание его в данном случае составляет анализ и оценка положения дел во вверенном ему учреждении или области деятельности [6, с.175].
    В отличие от сообщения, доклад обладает большей основательностью, для его  прочтения требуется 20 или более  минут (тогда как для сообщения  – 10-15 минут). В отличие от лекции, доклад содержит минимум разъяснений  и метатекста, поскольку обращён к коллегам, а не ученикам. Как правило, доклад служит основой для позднее публикуемой статьи. Доклады обычно делаются на серьёзные научные, производственные, политические темы. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, строятся они по плану. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения [6, с.175].
    Доклад  можно отнести к научному стилю речи. Текст доклада обладает логической последовательностью изложения. Текст доклада разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли. Выводы вытекают из содержания.
    В современной отечественной русистике  выделяют несколько подходов к проблеме речевых жанров, один из которых  обозначается как речеведческий. Этот подход исходит из того, что речевой жанр представляет собой особую модель высказывания [15, с.91], для характеристики которой существуют, по крайней мере, семь конститутивных признаков. Главнейшим из них является коммуникативная цель, куда входят четыре типа речевых жанров: информативные, императивные, этикетные, оценочные.
    Далее, жанр доклада можно проанализировать по следующим жанрообразующим признакам:
    - образ автора;
    - образ адресата;
    - характеристика прошлого и будущего;
    - тип событийного содержания;
    - временная перспектива;
    - языковое воплощение.
    Целью информативных жанров является предъявление или запрос информации, её подтверждение или опровержение. Если исходить из определения доклада, его цель можно обозначить как предъявление новой информации. Следовательно, доклад можно отнести к информативным речевым жанрам.
    Образ автора и образ адресата являются неотъемлемой частью доклада. Автор, готовящий доклад, делает это с учётом предстоящего выступления перед аудиторией. Например: Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии, уважаемые слушатели! Вашему вниманию представляется доклад, в ходе которого мы представим основные результаты дипломного исследования [Приложение, с.2]. Во время выступления становятся важными отношения автора с аудиторией. В данном случае подразумевается, что исполнитель предъявляемого в докладе события является человеком. Отношения между автором и аудиторией могут занимать особое место, поскольку информация доклада может быть связана с личной сферой и автора и аудитории.
    Прошлое и будущее тоже является немаловажным признаком. Если жанр доклада используется в деловом общении, он может сообщать сведения о принятых ранее мерах и полученных результатах. Например: На основе этого мы разработали программу эксперимента и вопросы для анкетирования студентов. Анкетирование студентов показывает… [Приложение, с.7]. При этом, немаловажными являются последующие результаты, то есть образ будущего подразумевает дальнейшее развитие событий. Мы понимаем, что предпринятая попытка - начало исследования проблемы использования извинительных речей в профессиональной деятельности педагога. В качестве одного из направлений дальнейшей работы мы предполагаем   создать банк (картотеку) типичных учебно-речевых ситуаций извинения [Приложение, с. 9].
    Тип событийного содержания. С одной стороны, принято показывать, что одно и то же содержание может быть представлено в речи в различной «жанровой оправе». С другой стороны, нельзя не заметить, что речевой жанр не безразличен к характеру диктума, поэтому выявляется  целая серия признаков, важных для отбора информации при формировании того или иного речевого жанра [15, с. 91].
    Временная перспектива. Как уже упоминалось, доклад может излагать прошедшую информацию, а также подразумевает воздействие на будущие события. Кроме этого, в докладе нередко встречается оценка и анализ описываемого события.
    Языковое  воплощение. Применительно к жанру доклада, можно сказать, что этот признак является одной из целей доклада, поскольку текст доклада изначально создаётся специально для того, чтобы быть прочитанным в аудитории.
    Как уже упоминалось, доклад является наиболее сложной и ответственной формой устного выступления. Ораторское искусство в современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.
    Подготовка  доклада включает в себя несколько  этапов: изобретение, расположение, выражение и произнесение.
    Этап  изобретения речи подразумевает осмысление темы доклада, подбор и анализ материала. Этот этап связан с работой в библиотеке, для чего важен навык работы с разными вилами каталогов, библиографическими изданиями, справочной литературой. После подбора материала следует шаг изучения литературы. При работе с книгой нужно, прежде всего, дать себе соответствующую установку, что особенно необходимо при подготовке доклада. Оратор может изучить по книге вопрос, который предстоит осветить во время выступления, критически проанализировать содержание книги, проверить, совпадает ли его точка зрения с мнением автора, выбрать для выступления наиболее яркие и интересные факты. При этом полезно читать больше, чем практически нужно. Если доклад написан на основе того, что удалось «наскрести», слушатель это непременно заметит. Также, во время чтения, следует осмыслить содержание прочитанного, соотнести его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. Верный признак понимания прочитанного – это способность передать смысл своими словами. При подготовке доклада необходимо делать записи прочитанного. Наиболее простой вид – это выписки. Они должны содержать то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными впоследствии.
    Далее следует этап расположения. В ходе него, нужно составить план выступления, обозначить смысловые акценты. Подготовить примеры, доказательства, цитаты и другой вспомогательный материал, которым можно будет пользоваться во время выступления. Продумать введение и заключение. Также необходимо продумать смысловые переходы от одной части доклада к другой.
    Много преимуществ имеет письменное отражение текста доклада. Такую речь можно исправлять, дополнять. Её можно показать кому-либо, добиваясь, таким образом, улучшения содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти.
    Весьма ответственный этап подготовки – этап выражения (украшения). Если во время выступления просо читать текст, это не принесёт успеха. Такую речь аудитория плохо воспринимает, отсутствует живой контакт между оратором и слушателями. Поэтому перед выступлением необходимо продумать, как планируется поддерживать контакт с аудиторией, вызвать интерес к выступлению. Для этого рекомендуют применять различные средства выразительности. Не рекомендуется дословно произносить написанный текст. Лучше всего выступать с опорой на текст. Для этого написанный текст необходимо осмыслить, проанализировать проблему, о которой будет идти речь, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, произнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание. Целесообразно разметить сам текст речи, то есть подчеркнуть основные положения, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат. Таким текстом будет удобно пользоваться во время выступления. У аудитории такое выступление создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору уверенно общаться со слушателями.
    Последний этап подготовки доклада – это  непосредственно выступление, произнесение текста доклада перед аудиторией. На этом этапе немаловажна благоприятная обстановка в аудитории. В помещении должен быть чистый воздух. Фон лучше тёмного цвета, поскольку он способствует концентрации внимания слушателей на ораторе. Позади оратора должно быть как можно меньше мебели и других предметов, тем более движущихся. Их наличие будет отвлекать зрителей, тогда как на стоящего в одиночестве оратора будет направлено всё внимание. Оратор должен находиться в самом освещённом месте зала. Лучше всего стоять во весь рост, не скрываясь за трибуной.
    Опираясь  на данную информацию, мы разработали  экспериментальный урок, который  будет подробно рассмотрен во второй части настоящего исследования.
    Таким образом, можно сделать вывод, что  доклад это – информативный речевой жанр научного стиля речи, основывающийся на взаимодействии автора и аудитории. Доклад может подводить итог каких-либо событий, обладает возможностью воздействия на дальнейшее развитие событий. Доклад является сложной формой устного выступления, требующей многоэтапной подготовки и имеющий своей целью устное выступление перед аудиторией.
    1.3 Традиции изучения жанра доклада в школе
    Для того чтобы выявить систему обучения жанру доклада, которая используется в школе, в рамках данного исследования мы проанализировали ряд учебных пособий и периодических изданий, в которых предлагаются различные разработки по данной теме.
    Анализ  школьных учебников русского языка  позволил сделать вывод, что изучению жанра доклада в школе отводится мало времени. В основном, учебники русского языка рассматривают тему стили и типы речи. Данная тема водит в программу с пятого класса. В течении последующего обучения школьники неоднократно обращаются к изученным стилям и типам речи, при этом происходит углубление знаний по этой теме.
    Например, учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта (Авторский коллектив М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос) в пятом классе предлагает изучение стилей и типов речи, подробно рассматриваются разговорная и книжная речь, художественная и нехудожественная речь. Рассматриваются такие типы речи, как описание, повествование и рассуждение.
    В 6 классе данный учебник предлагает изучение стилей речи, подробно рассматриваются деловая и научная речь.
    В 7 классе появляется раздел «Повторение  изученного», где ученикам предлагается вспомнить ранее изученные стили речи и выполнить ряд заданий. Также в 7 классе рассматривается публицистический стиль речи.
    В 8 классе, кроме повторения изученного ранее предлагается анализ публицистических жанров – репортажа, статьи и портретного очерка.
    В 9 классе опять же есть раздел повторения и появляется раздел «Углубление знаний о стилях и жанрах речи», где предлагается рассмотреть такой жанр как рецензия, рассматривается деловая речь, деловые документы.
    В учебниках М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и Л.А. Тростецовой в 5 – 7 классах изучаются стили речи, в девятом классе реферат, как вид изложения текста.
    Непосредственно жанр доклада изучается по учебнику А.И. Власенкова в 10 классе. Здесь данная тема рассматривается в разделе «Стили речи» в подразделе «Жанры публицистического стиля речи», наряду с такими жанрами как путевой, портретный и проблемный очерк, устное выступление, доклад и дискуссия. В рамках изучения доклада учебник предлагает определение жанра доклада, рассматриваются основные особенности данного жанра. Основы построения доклада, требования учебник предлагает изучить в рамках темы «Устное выступление». При изучении жанра доклада школьникам предлагается выполнить ряд заданий, например: «подготовьте доклад для дискуссии на одну из предложенных тем», «подготовьте доклад о жизни одного из замечательных людей науки» [2, с.277].
    Кроме этого, жанр доклада рассматривается  в курсе школьной риторики. Учебник риторики для 9 класса под редакцией Т.А. Ладыженской предлагает изучение жанра доклада в рамках темы «Устные информативные жанры». В данном учебнике предлагается определение доклада и задание: «прочитайте текст. Определите жанр текста. Подготовьтесь к его анализу» [9, с.106].
    Далее следуют рекомендации, что должен сделать автор при подготовке к докладу. Затем рассматривается каждый этап подготовки доклада – этап изобретения, этап расположения, этап выражения и этап произнесения. Рассмотрение каждого этапа начинается с заданий. Завершается изучение каждого этапа перечислением всех шагов, которые необходимо на данном этапе выполнить.
    При изучении этапа изобретения, предлагаются следующие варианты заданий: «Ученик получил задание подготовить сообщение на тему «Капитанская дочка» А.С. Пушкина – повествование на темы русской истории». Проанализировав материалы учебника, он выделил те его части, которые следует использовать в сообщении. Какие ошибки допустил ученик, отбирая материал?» [9, с.110]
    При рассмотрении этапа расположения предлагаются следующие задания: «Проанализируйте, с чего начинаются сообщения и доклады. Какую роль играет вступление в построении сообщения?»; «Проанализируйте фрагменты докладов (сообщений). Каким образом авторы переходят от одной части к другой? Почему важно в устном сообщении обозначить новую часть информации?»; «К данному фрагменту сообщения напишите вступление» [9, с.114].
    При изучении этапа выражения ученикам предлагаются такие задания: «Какую часть сообщения представляют данные фрагменты? В какой части сообщения были использованы цитаты? С какой целью автор прибегает к цитированию? Достигает ли он своей цели?»; «Прочитайте фрагменты текстов. Какие средства выразительности в них использованы? С какой целью?» [9, с.118].
    И, наконец, при изучении этапа произнесения ученикам предлагается проанализировать доклады одноклассников.
    Из  всего вышесказанного можно сделать  выводы, что в школьной программе  изучению жанра доклада уделяется недостаточное внимание. Практически все программы по русскому языку в основном направлены на изучение письменных речевых жанров. Более полную картину предлагает курс риторики, но, нужно полагать, что этого может оказаться недостаточно для полного усвоения учениками данной темы.
    В связи с этим в периодической  печати педагогической тематики существуют разнообразные методики и разработки по этой теме. Это связано с тем, что доклад играет важную роль в учебой деятельности школьников. Этот вид работы формирует важнейшие общеучебные умения, интеллектуально-речевые умения, связанные с созданием публичного высказывания [5, с.3].
    Наряду  с тем, что школьная программа  уделяет мало внимания изучению жанра  доклада, последнее время получило широкое распространение «скачивания» докладов из интернета. Такой подход полностью исключает все подготовительные этапы, связанные с отбором информации, её анализом. Вследствие этого существенно снижается понимание темы сообщения, а также школьник оказывается неподготовленным к созданию доклада по всем правилам. Из этого можно сделать вывод, что изучением доклада нужно заниматься специально.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.