На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 
    Высокая роль оборотного капитала в экономическом  развитии предприятия и обеспечении удовлетворения интересов государства, собственников и персонала, определяет его как главный объект финансового управления предприятием, а обеспечение эффективности его использования относится к числу наиболее ответственных задач финансового менеджмента.
Целью моей работы является изучение управления оборотными активами ООО «Янтарь» и разработка мер, направленных на их оптимизацию.
Стремление  не только к получению прибыли, но и к упрочнению (стабилизации) финансового положения предприятия ориентирует руководителей предприятий на решение таких актуальных на сегодняшний день проблем, как хроническая нехватка оборотных активов, замедление платежного оборота и, как следствие, значительные колебания в размерах денежных поступлений. Низкая ликвидность и ограниченный перечень обращающихся краткосрочных фондовых инструментов также требуют привлечения большого внимания руководителей к управлению оборотными средствами.
    Задачами  моей дипломной работы являются:
    Изучение теоретических основ и методов управления оборотными средствами предприятия.
    Анализ полученных на предприятии данных.
    Выявление негативных тенденций в процессе управления оборотными активами предприятия.
    Разработка предложений, направленных на оптимизацию управления оборотными средствами предприятия.
    Дипломный проект написан на основе данных, предоставленных руководством ООО «Янтарь». Данный проект представляет ценность для руководства предприятия тем, что в нем ставятся практически значимые для предприятия вопросы и приводятся возможные пути их решения.

Глава 1. Теоретические и  методические основы управления оборотными активами предприятия.

      Политика  управления оборотными активами предприятия.
 
      Термин  «оборотный капитал» относится к  мобильным активам предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного производственного цикла.
      Целевой установкой политики управления оборотным  капиталом  является определение объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия. Взаимосвязь данных факторов  и результатных показателей достаточно очевидна, так как хроническое неисполнение обязательств перед кредиторами может привести к разрыву экономических связей со всеми вытекающими отсюда последствиями.
1.1.1 Определение и состав оборотных средств.
Оборотные средства:
    запасы (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары);
    дебиторская задолженность;
    авансы выданные;
    денежные средства;
    краткосрочные финансовые вложения.
Оборотные средства (текущие активы) - это средства, инвестируемые компанией в свои текущие операции во время каждого операционного цикла.
Одним из критериев эффективности использования  оборотных средств является величина оборотных средств, которая зависит от:
    оборачиваемости текущих активов (с какой периодичностью средства, вложенные в оперативную деятельность, возвращаются на предприятие)
    структуры оборотных средств (какая часть текущих активов финансируется за счет собственных средств и каким образом ресурсы распределены в операционном цикле).
Анализ  оборотных средств позволяет:
    оценить эффективность использования ресурсов в оперативной деятельности предприятия.
    определить ликвидность баланса предприятия, то есть возможность своевременно погасить краткосрочные обязательства.
    выяснить, во что вкладываются собственные оборотные средства предприятия в течение финансового цикла.
Величина  и структура текущих активов  должна соответствовать потребностям предприятия, которые отражены в бюджете. Текущие активы должны быть минимальны, но достаточны для успешной и бесперебойной работы предприятия.
Оборотные средства делятся на собственные  и заемные.
Общее определение собственных оборотных  средств:

Рис. 1. Собственные  и оборотные средства предприятия. 

Величина  собственных оборотных средств  отражает долю средств, принадлежащих предприятию, в его текущих активах и является одной из характеристик финансовой устойчивости.  Изменение величины собственных оборотных средств - один из критериев эффективности управления оборотными средствами. Величина собственных оборотных средств показывает не только насколько текущие активы превышают текущие обязательства, но и насколько внеоборотные активы финансируются за счет собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов.
      Целенаправленное  управление оборотными активами определяет необходимость предварительной их классификации.  

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
По  характеру финансовых источников формирования Валовые оборотные  активы
Чистые  оборотные активы
Собственные оборотные активы
По  видам Запасы сырья, материалов, полуфабрикатов
Запасы  готовой продукции
Дебиторская задолженность
Денежные  активы
Прочие  виды оборотных активов
По  характеру участия в операционном процессе Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия
Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл предприятия
По  периоду функционирования Постоянная  часть оборотных активов
Переменная  часть оборотных активов
 
    Таб. 1.  Классификация  оборотных активов предприятия по основным признакам.
Структура оборотных средств - это пропорции  распределения ресурсов между отдельными элементами текущих активов. Структура  оборотных средств отражает, в частности, специфику операционного цикла. Структура оборотных средств показывает также, какая часть текущих активов финансируется за счет собственных средств и долгосрочных кредитов, а какая - за счет заемных, включая краткосрочные кредиты банков. Величина и структура собственных оборотных средств может отражать длительность и особенности финансового цикла, а также ряд других факторов
     Управление  оборотными активами предприятия связано  с конкретными особенностями  формирования его операционного  цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота  всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Движение оборотных активов предприятия в процессе операционного цикла проходит четыре основных стадии, последовательно меняя свои формы.
      На  первой стадии денежные активы (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений) используются для приобретения сырья и материалов, то есть входящих запасов материальных оборотных активов.
      На  второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.
      На  третьей стадии запасы готовой продукции  реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность.
     На  четвертой стадии инкассированная  дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных КФВ).
      Важнейшей характеристикой операционного  цикла, существенно влияющей на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов  материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию.
      В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие:
      1) производственный цикл предприятия
      2) финансовый цикл предприятия  (или цикл денежного оборота).
      Производственный  цикл характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.
     Финансовый  цикл (цикл денежного оборота) предприятия  представляет собой период  полного  оборота денежных средств, инвестированных  в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье, материалы, полуфабрикаты,  и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную продукцию.
     Между продолжительностью производственного  и финансового циклов предприятия  существует тесная связь: 

Период  производственного цикла
Период оборота сырья, материалов, полуфабрикатов. Период оборота  незавершенного производства Период оборота  запасов готовой продукции Период оборота  дебиторской задолженности
Период  оборота кредиторской задолженности  
Период  финансового цикла
 
      Рис. 2. Взаимосвязь производственного и финансового циклов предприятия. 

     Поскольку предприятие обычно оплачивает счета  поставщиков с задержкой во времени, финансовый цикл меньше операционного на средний период оборота кредиторской задолженности. Графически это может выражаться в том, что финансовый цикл начинается после окончания периода оборота кредиторской задолженности, но не следует понимать, что в ряде случаев финансовый цикл начинается позже производственного цикла.
     Финансовый  цикл = Производственный цикл + период оборота дебиторской задолженности -период оборота кредиторской задолженности + (-) период оборота авансов.
Пути сокращения финансового цикла:
    Сокращение производственного цикла.
    Уменьшение периода оборота запасов.
    Уменьшение периода оборота незавершенного производства.
    Уменьшение периода оборота готовой продукции.
    Уменьшение периода оборота дебиторской задолженности.
    Увеличение периода оборота кредиторской задолженности.
 
     Политика  управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.
     Этапы формирования политики управления оборотными активами предприятия:
    Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
      На  этом этапе анализа рассматривается  динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием, в разрезе основных их видов. Рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого из этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации. Изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов, определятся их рентабельность, исследуются определяющие ее факты. Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.  

    Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.
Теория  финансового менеджмента рассматривает четыре принципиальных подхода к формированию оборотных активов.
      Консервативный подход. Предполагает, что варьирующая часть текущих активов покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением:
    ДП = ВА + СЧ + ВЧ
    ДП  – долгосрочные пассивы;
    ВА  – внеоборотные активы;
    СЧ  – системная часть текущих  активов;
    ВЧ  – варьирующая часть текущих  активов. 

    
      Умеренный подход. В этом случае внеоборотные активы, системная часть и примерно половина варьирующей части текущих  активов покрываются долгосрочными пассивами.  Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половины их варьирующей части. Предприятие может иметь излишние текущие активы, что отрицательно влияет на прибыль, однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне. Математическая модель данной стратегии.
    ДП = ВА + СЧ + 0,5*ВЧ 

    
      Агрессивный подход. Заключается в минимизации  всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. Долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов и системной части текущих активов, то есть того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае чистый оборотный капитал в точности равен этому минимуму. Варьирующая часть текущих активов в полном объеме покрывается краткосрочной кредиторской задолженностью. Балансовая модель будет иметь вид:
    ДП = ВА + СЧ 

    
      Идеальный подход. Модель означает, что текущие  активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, то есть чистый оборотный капитал равен нулю. С позиции ликвидности данная модель наиболее рискованна, так как при неблагоприятных условиях предприятие может оказаться перед необходимостью продажи части основных средств для покрытия текущей кредиторской задолженности. Долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеоборотных активов.
    ДП = ВА 

    Выбранный подход формирования оборотных активов  предприятия в конечном счете определяет сумму этих активов и их уровень по отношении к объему операционной деятельности.  
 

    Оптимизация объема оборотных активов.
    Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этой стадии формирования политики управления ими состоит из трех основных этапов.
    На  первом этапе определяется система  мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного цикла.
    На  втором этапе оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов, средством чего является нормирование периода их оборота и суммы.
    На  третьем этапе определяется общий  объем оборотных активов предприятия на предстоящий период. 

    Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.
     Потребность в отдельных видах оборотных  активов и их сумма в целом  существенно колеблется в зависимости  от сезонных особенностей осуществления операционной деятельности. Поэтому оборотный капитал принято подразделять на постоянную (системную) и переменную (варьирующую) части, т. е. в процессе управления оборотными активами следует определять их сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в них на протяжении года. Постоянная часть оборотного капитала - это та часть денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла. Категория переменного (варьирующего) оборотного капитала отражает дополнительные текущие активы, необходимые в пиковые периоды или в качестве страхового запаса.
      Соотношение постоянной и переменной частей оборотных  активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников их финансирования. 

    Обеспечение необходимой ликвидности оборотных  активов.
   Общий уровень срочной ликвидности  активов должен обеспечивать необходимый уровень их платежеспособности предприятия по текущим обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов.

    Рис. 3.  Риск и уровень оборотного капитала.
     На  графике видно, что с ростом величины чистого оборотного капитала риск ликвидности уменьшается. Чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем меньше степень риска, таким образом, надо стремиться к наращиванию чистого оборотного капитала. 

    Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов.
     При некотором оптимальном уровне оборотного капитала прибыль становится оптимальной. Дальнейшее повышение величины оборотных средств приведет к тому, что предприятие будет иметь в распоряжении временно свободные, бездействующие текущие активы, а также излишние издержки финансирования, что повлечет снижение прибыли. Т. е.  вариант управления оборотными средствами, связанный со снижением риска ликвидности, не совсем верен. Таким образом, политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы.

    Рис. 4. Взаимосвязь прибыли и уровня оборотного капитала.  

    Обеспечение минимизации потерь оборотных активов  в процессе их использования.
     Политика  управления оборотными активами должна быть направлена на минимизацию риска  их потерь, особенно в условиях действия инфляционных факторов. 

    Формирование  определяющих принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.
     Исходя  из общих принципов финансирования активов, определяющих формирование структуры  и стоимости капитала, должны быть конкретизированы принципы финансирования отдельных видов и составных частей оборотных активов. 

    Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов.
     Формируется конкретная структура источников финансирования прироста оборотных активов с учетом продолжительности отдельных стадий финансового цикла и оценки стоимости привлечения отдельных видов капитала.
    Политика  управления оборотными активами получает свое отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными нормативами являются:
    норматив собственных оборотных активов предприятия;
    система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;
    система коэффициентов ликвидности оборотных активов;
    нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов и др.
    Цели  и характер использования отдельных  видов оборотных активов имеют существенные отличия, поэтому может быть разработана самостоятельная политика управления отдельными их видами:
      запасами товарно-материальными ценностями;
      дебиторской задолженностью;
      денежными активами.

1.2. Управление запасами  предприятия.

 
      Цель  политики управления запасами – обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов. Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением.
      Последовательность  формирования политики управления запасами:
    Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде;
    Определение целей формирования запасов;
    Оптимизация размера основных групп текущих запасов;
    Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав ОА;
    Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии;
    Реальное отражение в финансовом учете стоимости запасов товарно-материальных ценностей в условиях инфляции.
Запасы  товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:
а) обеспечению  текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
б) обеспечение  текущей сбытовой деятельности (текущие  запасы готовой продукции);
в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции).
Эффективное управление товарно-материальными запасами (ТМЗ) позволяет:
    Ускорить оборачиваемость этой категории оборотных средств.
    Свести к минимуму излишки товарно-материальных запасов, которые увеличивают стоимость операций и "замораживают" дефицитные денежные средства.
    Снизить риск старения и порчи товаров.
    Снизить затраты на хранение товарно-материальных запасов.
Вся совокупность запасов товарно-материальных ценностей делится на два основных вида:
    Производственные запасы (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов);
    Запасы готовой продукции.
    Незавершенное производство.
 
В разрезе  первых двух видов выделяются запасы текущего хранения – постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям. Для оптимизации размера текущих запасов ТМЦ используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа» (EOQ model). Она может быть использована для оптимизации размера как производственных, так и запасов готовой продукции. Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы: а) сумма затрат по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров); б) сумма затрат по хранению товаров на складе.
Математически модель EOQ выражается следующей формулой:
РППо  – оптимальный средний размер партии поставки товаров (EOQ);
ОПП –  объем производственного потребления  товаров в рассматриваемом периоде;
Срз –  средняя стоимость размещения одного заказа;
Сх –  стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде. 

Оптимальный средний размер производственного  запаса определяется по следующей формуле:
ПЗо = РППо / 2
ПЗо –  оптимальный средний размер производственного запаса;
РППо - оптимальный средний размер партии поставки товаров (EOQ).
Для запасов  готовой продукции задача минимизации  операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера партии поставки). Используя вместо показателя объема производственного потребления (ОПП) показатель планируемого объема производства продукции, на основе Модели EOQ аналогичным образом можем определить оптимальный средний размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.
Среди систем контроля за движением запасов  наиболее широкое применение получила «Система АВС». Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т. п. В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. В категорию «В» включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. В категорию «С» включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов.
Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (то есть исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств.
Для отражения  реальной стоимости запасов в практике менеджмента может быть использован метод ЛИФО, который основан на использовании в учете последней цены приобретения товарно-материальных ценностей.
В отличие  от метода ФИФО, основанном на принципе списания на себестоимость первых по времени поставки товарно-материальных ценностей, метод ЛИФО позволяет получить реальную оценку этих активов в условиях инфляции и эффективнее управлять стоимостной формой движения запасов.

1.3. Управление дебиторской  задолженностью.

 
Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и т. д. Последний фактор особенно важен.
Управление  дебиторской задолженностью направлено на расширение объема реализации продукции и заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:
    Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил.
    Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок.
    Дебиторская задолженность по векселям полученным
    Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом
    Дебиторская задолженность по расчетам с персоналом
    Прочие виды дебиторской задолженности
Наибольший  объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию. Поэтому управление дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.
Этапы формирования политики управления дебиторской  задолженностью:
    Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде
    Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
    Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
    Формирование системы кредитных условий
    Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
    Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности
    Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности
    Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Приемы управления дебиторской задолженностью
    Учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности
    Проведение АВС-анализа дебиторов
    Анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров
    Оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности
    Уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов
    Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности
    Определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате.
    Оценка возможности факторинга - продажи дебиторской задолженности.
Различают нормальную и просроченную дебиторскую  задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет ощущать недостаток финансовых ресурсов для его текущей деятельности. В современной коммерческой и финансовой практике получила широкое распространение реализация продукции в кредит, что позволяет повысить эффективность финансовой и операционной деятельности предприятия. Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности:
      Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа
      Потребительский кредит представляет собой форму розничной реализации продукции покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа.
В процессе управления дебиторской задолженностью необходимо разработать процедуры предотвращения, инкассации, рефинансирования дебиторской задолженности. В составе этих процедур должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условиях пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Необходимо  сформировать стандарты оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность (условия, определяющие его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства).
Основными формами рефинансирования дебиторской  задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
    факторинг
    учет векселей, выданных покупателями продукции
    форфейтинг

1.4. Управление денежными  активами.

 
Основной  целью управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. Приоритетность этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут застраховать предприятие от банкротства, если в предусмотренные сроки из-за нехватки денежных активов оно не может рассчитаться по своим неотложным финансовым обязательствам.  Поэтому управление денежными активами можно отождествить с управлением платежеспособностью (или управлением ликвидностью).
Важной  задачей управления денежными средствами является обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств, а также сформированного инвестиционного их остатка.
Основные  элементы денежных активов предприятия, обеспечивающие его платежеспособность:
    Денежные активы в национальной валюте.
      денежные средства в кассе
      денежные средства на расчетном счете
      денежные средства на специальных счетах
      денежные средства в пути
    Денежные активы в иностранной валюте.
      валютные средства в кассе
      средства на валютном счете
      валютные средства на специальных счетах
      валютные средства в пути
    Резервные денежные активы в форме краткосрочных финансовых вложений.
      резервные активы в форме краткосрочных денежных инструментов
      резервные активы в форме краткосрочных фондовых инструментов
 
Увеличение  или уменьшение остатков денежной наличности на счетах в банке обуславливается уровнем несбалансированности денежных потоков, то есть притоком и оттоком денег. В менеджменте различают такие понятия, как валовой и чистый денежные потоки. Валовой денежный поток – это совокупность всех поступлений и расходования денежных средств в анализируемом периоде. Чистый денежный поток - это разность между положительным и отрицательным потоками денежных средств. Как дефицит, так и избыток денежных ресурсов отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия.
При избыточном денежном потоке происходит потеря реальной стоимости временно свободных денежных средств в результате инфляции, теряется часть потенциального дохода от недоиспользования денежных средств, замедляется оборачиваемость капитала. Дефицит денежных средств приводит к росту просроченной задолженности предприятия, в результате чего увеличивается продолжительность финансового цикла и снижается рентабельность капитала предприятия. Т. о. необходимо оптимизировать величину денежных средств предприятия.  Для этого нужно определить:
а) общий  объем денежных средств и их эквивалентов
б) доли денежных средств, хранимых на расчетном  счете и в виде быстрореализуемых ценных бумаг
в) время  взаимной трансформации денежных средств  и быстрореализуемых активов. 

Основные  модели, используемые для определения  среднего остатка денежных активов.
    Модель Баумоля («Модель EOQ», трансформированная для планирования остатка денежных средств).
    Исходными положениями Модели Баумоля является постоянство потока расходования денежных средств, хранение всех резервов денежных активов в форме краткосрочных финансовых вложений и изменение остатка денежных активов от их максимума до минимума, равного нулю. 

     
     

Рис.5. Формирование и расходование остатка денежных средств в соответствии с Моделью Баумоля. 

Увеличение  остатка денежных средств на счетах неразумно, т. к. предприятие теряет выгоду от хранения средств на расчетном счете, вместо того, чтобы инвестировать их в ценные бумаги. Минимизировать остатки денежных средств предприятия можно за счет увеличения частоты  их пополнения (кредиты банка, продажа ценных бумаг), которые связаны для предприятия с определенными расходами. Размер расходов возрастает по мере сокращения периода пополнения. С учетом потерь рассмотренных двух видов строится оптимизационная Модель Баумоля, позволяющая определить оптимальную частоту пополнения  и оптимальный размер денежных средств, при которых совокупные потери будут минимальными. 


Рис. 6. Формирование оптимального размера  денежных средств по Модели Баумоля. 
 
 

    Модель  Миллера-Орра.
 
При построении данной модели используется процесс  Бернулли – стохастический процесс, в котором поступление и расходование денег от периода к периоду являются независимыми случайными событиями.
Минимальный предел  принимается на уровне страхового остатка, а максимальный - на уровне трехкратного размера страхового остатка. Остаток средств на счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигнет верхнего предела. В этом случае излишние средства (по отношению к среднему остатку) переводятся в резерв, то есть инвестируются в краткосрочные финансовые инструменты. Аналогичным образом, когда остаток достигает минимального значения, осуществляется пополнение денежных средств до среднего уровня за счет продажи части финансовых инструментов, привлечения краткосрочных банковских кредитов и других источников.

Рис. 7. Формирование остатка денежных средств  по Модели Миллера-Орра. 

Обе приведенные  модели достаточно сложно применять  в отечественной практике по следующим причинам:
    хроническая нехватка оборотных активов
    замедление платежного оборота и, как следствие, значительные колебания в размерах денежных поступлений
    низкая ликвидность и ограниченный перечень обращающихся краткосрочных фондовых инструментов.
Расходы и риски, связанные с недостатком оборотных  средств:
    Снижение объемов продаж из-за недостаточных запасов продукции.
    Дополнительные затраты на решение вопросов финансирования.
Расходы и риски, связанные с избытком оборотных  средств:
    Запасы могут испортиться физически или морально устареть
    Рост расходов на хранение излишков запасов
    Должники могут отказаться платить либо обанкротиться
    Банки, в которых хранятся денежные средства, могут обанкротиться
    Более высокий объем товарно- материальных запасов продукции увеличивает арендную плату
    Инфляция может значительно уменьшить реальную стоимость дебиторской задолженности и денежных средств
      Состояние ювелирной отрасли в России.1
 
      Производство  ювелирных изделий в 2001 году в  России составило более чем $137,7 млн. Это на 25% выше показателей 2000 года ($110,1 млн.).2 
Основной причиной роста «ювелирки» явилось снижение в декабре 2000 года акциза на ювелирные изделия с 15% до 5%. Высвободившиеся в результате средства были пущены в расширение производства. Между тем, по данным ассоциации ювелирной торговли, реальные показатели производства еще выше: теневой оборот ювелирных изделий достигает на сегодняшний день 50—60% от общего объема продаж (5-10 тонн). По информации территориальных инспекций пробирного надзора, в страну ввозится более 700 кг золота и около тонны серебряных ювелирных изделий без соответствующих документов (контрабандные изделия из Турции, Италии, стран ближнего Востока). Предприниматели получают на продаже контрабандного серебра до 200% прибыли, на продаже золота - до 300%. Одной из первоочередных задач российского ювелирного сообщества на сегодняшний день должно являться противодействие недобросовестной торговле контрабандными и нелегально произведенными ювелирными изделиями. Необходимо установление цивилизованного ювелирного рынка в России.

      В ходе осуществления предпринимательской  деятельности в сфере ювелирной торговли возникают всевозможные проблемы, которые препятствуют развитию данной отрасли. Проблемы возникают как на уровне администрации, так и на законодательном уровне. Административные барьеры приводят к нарушению принципов цивилизованного предпринимательства, наносят урон не только частному бизнесу, но и государству, создают тем самым почву для злоупотреблений чиновников, подрывают основы рынка.  Административные барьеры, несмотря на принимаемые государством решения, продолжают оставаться серьезным препятствием для развития бизнеса, прежде всего в форме различных процедур регистрации, получения разрешений, а также контроля текущей деятельности торговых предприятий, особенно со стороны правоохранительных органов. Эти проблемы оказывают существенное влияние на уровень трансакционных издержек, отвлекают усилия работников от решения проблем развития. Особенно это актуально для предприятий среднего и малого бизнеса.
В настоящее  время крупнейшими производителями  ювелирной продукции в РФ являются компании «Алмаз-Холдинг», «Ювелиры Урала», «Русские самоцветы» и «Адамас». В ювелирной отрасли наблюдается постепенное смещение массового спроса в сторону драгметаллов высокой пробы, в том числе платины, и оригинального дизайна.    По утверждению экспертов, отечественные производители драгоценностей могут ежегодно потреблять половину всего добываемого в стране золота.
В то же время Россия, являясь одним из мировых лидеров по добыче золота, находится в четвертом десятке государств по уровню его использования в ювелирной промышленности. Доля России на мировом ювелирном рынке составляет менее 1 процента. 
Потенциальная емкость российского рынка составляет более 1 млрд. долларов. Ювелирная отрасль России включает в себя более 500 официально зарегистрированных ювелирных предприятий3. Большинство ювелирных предприятий употребляет алмазы в качестве сырья. Правда, в 90 процентах российских ювелирных изделий применяются бриллианты весом лишь до 0,3 карата. Только 10 процентов произведенных в России бриллиантов используются на российском внутреннем рынке, то есть нашим ювелирами. Смоленский завод производит бриллиантов на 220 млн. долларов, а на внутреннем рынке продает на 2,2 млн. "АЛРОСА" выпускает бриллиантов на 110 млн. долларов, но продает их в России лишь на 1,4 млн. долларов. Это резерв потенциала отрасли. Доля импорта ювелирных изделий на российском рынке оценивается примерно в 30 процентов.
Реально функционирующая ювелирная промышленность дает большие средства в бюджеты всех уровней: с каждого рубля выпущенной продукции платежи составляют 50-55 копеек.
Перспективы конкурентоспособности в преддверии вхождения в ВТО.
Отрасль динамично развивается и относится  к числу лидирующих по темпам роста. Это подтверждают и материалы Всероссийской научно-практической конференции «Российский ювелирный рынок и перспективы его развития в условиях вступления России в ВТО». По оценке РосЮвелирЭксперта, наступает стабилизация ювелирной отрасли на достигнутом уровне, а вступление в ВТО может ее разрушить. В данных условиях необходимо добиваться для российской ювелирной отрасли равных условий конкуренции и поддержки со стороны государства. Представители заводов говорят, что не справятся с конкуренцией при вступлении России в ВТО, так как за рубежом налоговые платежи меньше (НДС производители не платят).
      Проблемы  ювелирной отрасли, связанные с вступлением в ВТО, можно разделить на 3 основные подгруппы: 1 – законодательная либерализация правил действий на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, 2 – перенацеливание контрольных, регулирующих функций государственных органов на продукцию поступающую извне с одновременным ослаблением излишнего объемного контроля и регулирования действий отечественных товаропроизводителей, 3 – разработка, освоение и производство разнообразнейшего ассортимента ювелирных изделий, полностью отвечающего запросам населения страны по ценовым и качественным параметрам (включая дизайн и качество исполнения).
   Мировая практика свидетельствует, что нормальное функционирование рынка драгоценных  металлов возможно при соблюдении и  законодательном закреплении ряда условий:
    свободной покупки и продажи драгоценных металлов во всех видах и состояниях;
    наличие широкого круга участников торговли, на всех стадиях обращения
драгоценных металлов, включая, как юридических, так и физических лиц. Доступ на рынок  не должен иметь никаких ограничений;
    интеграции внутреннего и международного рынков путем свободного ввоза и вывоза.
    В настоящее время ни одно из перечисленных условий в России в полной мере законодательно не подкреплено и, как следствие, происходит ограничение возможностей субъектов рынка.

Глава 2. Анализ оборотных средств на ООО «Янтарь»

      Характеристика  предприятия.
 
Компания «Янтарь» основана в 1999 году. Занимается оптовой торговлей ювелирными изделиями. Численность работающих – 8 человек.
Организационная структура функционального типа:

Рис. 1. Организационная  структура предприятия.
Фирма работает с регионами:
    Свердловская область
    Курганская область
    Пермская область
    Челябинская область
    Тюменская область
    Оренбургская область
    Удмуртия
    Ханты-Мансийский автономный округ
 
 
Клиенты:
    ООО «Гранд-М» (г. Мирный)
    ОАО «Разрез» (г. Сургут)
    ООО «Бриллиант» (г. Таганрог)
    ООО «Ишим-школа» (г. Ишим)
    ИП Мельникова (г. Стрежевой)
    ООО «Версаль-Сургут» (г. Сургут)
    «УралЮвелирТорг» (г. Екатеринбург)
    ИП Геворкян (г. Екатеринбург)
    Торговый дом УЗПК (г. Екатеринбург) и др.
    Всего 150 клиентов, с 60 из них фирма сотрудничает активно. 

Поставщики:
    ОАО «Ювелиры Урала»  (г. Екатеринбург)
    «Гвидон»  (г. Москва)
    ОАО «Паша»  (г. Москва)
    «Русское золото» (г. Красноярск)
    «Золотая цепь» (г. Краснодар) и другие заводы-производители ювелирных изделий.
 
Конкуренты:
    Ювелирный завод «Адамас»
    ИП Цивилев
    «АСБ и Ко»
    «Изумруд»
    Уральская золотоплатиновая компания и другие, более мелкие производители.
 
 
Ассортимент изделий – 3960 наименований:
    Цепи, браслеты (плетения – лав, ромбо (двойное, одинарное), якорное легкое, снейк (тонда) с шариками, колос, фигаро (1+1, 3+1, 4+1 и др.), монтреаль, сингапур, бисмарк). Всего около 290 наименований.
    Кольца – 1239 наименований.
    Серьги – 1010 наименований.
    Запонки, броши, подвески, медальоны, значки, медали, бусы и др. – 1360 наименований.
    Футляры, внутренние формы для футляров, шкатулки, фурнитура( гвоздики, подвесы, стопоры, ножки, шурупы и т. д.), чистящие средства( пасты, пены гели, салфетки для полировки и чистки) предназначенные для ухода и чистки антикварных и ювелирных изделий – 60 наименований.
 
 Минимальная  наценка установленная на предприятии  равна 5%, максимальная – 19,5%, средняя – 9%.
 Для покупателей  предусмотрены следующие виды оплаты товаров: предоплата, оплата по факту, отсрочка (10, 20, 30, 40 дней), оплата после реализации товара.
Спрос на ювелирные  изделия подвержен сезонным колебаниям:
    Повышенный спрос на ювелирные изделия в оптовой сети наблюдается в феврале, марте, октябре, ноябре.
    Пониженный спрос – в мае, июне, июле, августе.
 
 

Рис. 2. Объем  продаж в 2006 году.
Основные показатели, характеризующие деятельность фирмы. 

Показатель Первое полугодие 2006 года. Второе полугодие 2006 года.
Среднемесячная  выручка, руб. 833 000 1161700
Доля  денежных средств в выручке, % 100 100
Среднесписочная численность работников, чел. 8 8
Степень платежеспособности общая 3,96 2,03
Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам 1,12 0,813
Коэффициент задолженности другим организациям 2,6 1,2
Коэффициент внутреннего долга 0,23 0,02
Степень платежеспособности по текущим обязательствам 3,96 1,99
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) 1,0247 1,0275
Доля  собственного капитала в обороте 0,027 0,004
Коэффициент автономии 0,045 0,03
Коэффициент обеспеченности оборотными средствами 4,054 2,4
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств 0,6 0,14
Среднемесячная  выручка на одного работника, руб. 118 000,5 165 000,9
Фондоотдача 13,4 18,7
Коэффициент покрытия запасов собственными оборотными средствами 0,18 0,013
Коэффициент срочной ликвидности 0,87 0,7
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,008 0,074
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств 0,153 0,32
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала 1,73 2,38
Длительность  одного оборота, дней 104 75
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 32,6 96,8
 
Таб. 1. Основные показатели, характеризующие деятельность организации.
      Оценка  финансового состояния  предприятия.
 
Так как  коэффициент текущей ликвидности  меньше двух (на начало периода 1,024, на конец - 1,027), а коэффициент оборачиваемости собственных средств как на начало, так и на конец периода меньше 0,1, то структуру баланса можно признать неудовлетворительной. Предприятие находится в состоянии финансовой неустойчивости.  

Вероятность банкротства предприятия по двухфакторной модели Альтмана.
Z = - 0,387 – 1,0736 * х1 + 0,0579 * х2
х1 – коэффициент текущей ликвидности;
х2 – заемные средства в сумме всех активов предприятия;
Ктлн2001 = 1,0247
Ктлн2002 = 1,0275
Кфз2001 = 0,955
Кфз2001 = 0,97
Z2001 = - 0,387 – 1,0736 * 1,0247 + 0,0579 * 0,955 = - 1,43
Z2002 = - 0,387 – 1,0736 * 1,0275 + 0,0579 * 0,97 = - 1,4308
Вывод: вероятность банкротства по двухфакторной  модели Альтмана меньше 50%.  

Вероятность банкротства предприятия по пятифакторной  модели Альтмана.
Z = 1,2 * х1 + 1,4 * х2 + 3,3 * х3 + 0,6 * х4 + х5  

х1 – доля оборотных активов в общей сумме всех активов;
х2 – уровень рентабельности собственного капитала;
х3 – уровень доходности активов;
х4 – отношение собственных оборотных средств к заемным оборотным средствам;
х5 – оборачиваемость активов.
Z2001 = 1,2 * 0,985 + 1,4 * 5 + 3,3 * 0,224 + 0,6 * 0,047 + 1,48 = 10,3
Z2002 = 1,2 * 0,975 + 1,4 * 8,9 + 3,3 * 0,2639 + 0,6 * 0,03 + 2,9 = 17,42
Вывод: коэффициент Альтмана за 2002 год увеличился на 69,1 процента по отношению к 2001 году, то есть вероятность банкротства еще более снизилась за счет увеличения уровня рентабельности собственного капитала и увеличения числа оборотов оборотного капитала.
        Структура источников капитала.

Показатель Уровень показателя
2005 год 2006 год Изменение
Удельный  вес собственного капитала в общей валюте баланса (коэффициент финансовой автономии) 0,045 0,03 - 0,015
Удельный  вес заемного капитала (коэффициент финансовой зависимости) 0,955 0,97 + 0,015
Коэффициент текущей задолженности 0,955 0,9484 - 0,007
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости 0,045 0,052 + 0,007
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом 0,047 0,03 - 0,017
Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага) 21,4 32,8 +11,4
 
Таб. 2. Структура обязательств предприятия. 

Зависимость предприятия от внешних инвесторов значительно повысилась. Финансовое состояние предприятия неустойчиво  и имеется тенденция к еще большему снижению финансовой устойчивости. Привлекательность фирмы для кредиторов также снизилась, так как финансовый риск вложения денежных средств увеличился, следовательно, кредиторы могут счесть слишком опасным возобновлять кредитование даже при повышенном проценте за пользование кредитом. Поэтому проблематичной становится пролонгация кредитных договоров, их реструктуризация и, при возникновении данной ситуации, предприятию придется выплачивать не только процент, но и сумму основного долга. Тогда вероятно возникновение кризиса ликвидности,  и предприятие может оказаться в состоянии технической неплатежеспособности. Для предотвращения развития кризисных явлений на предприятии необходимо повысить его финансовую устойчивость за счет снижения в общей сумме активов доли заемных средств и повышения доли собственных средств.

1.1.2.Определение вида политики управления оборотными средствами предприятия.

Вид актива Удельный  вес на конец 2006 года, %. Подходы к финансированию
Агрессивный Умеренный Консервативный
Внеоборотные  активы 2,55 40%-ДЗК 30%-ДЗК 20%-ДЗК
60%-СК 70%-СК 80%-СК
Постоянная часть оборотных активов 30,2 50%-ДЗК 20%-ДЗК 100%-СК
50%-СК 80%-СК
Переменная  часть оборотных активов 67,2 100%-КЗК 100%-КЗК 50%-СК
50%-КЗК
 
Таб. 3. Подходы  к финансированию оборотных средств.
Примечание:
ДЗК –  долгосрочный заемный капитал; СК – собственный капитал; КЗК – краткосрочный заемный капитал.
Определение нормативной величины коэффициентов  финансовой независимости, зависимости и финансового рычага:
1) Агрессивный  подход к управлению оборотными  активами.
Кфн = 2,55*0,6 + 30,2*0,5 + 18,5*0 = 0,1663
Кфн = 16,63%
Кфз = 100 – 16,63 = 83,37%
Кфр = 83,37/16,63 = 5
2) Умеренный  подход к управлению оборотными  активами.
Кфн = 2,55*0,7 + 30,2*0,8 + 0 = 25,95%
Кфз = 100 – 25,95 = 74,05%
Кфр = 74,05/25,95 = 2,85
3) Консервативный  подход к управлению оборотными активами.
Кфн = 2,55*0,8 + 30,2*1 + 67,2*0,5 = 65,84%
Кфз = 100 – 65,84 = 34,16%
Кфр = 34,16/65,84 = 0,52
Фактический уровень данных коэффициентов составляет:
    Коэффициент финансовой независимости = 3%
    Коэффициент финансовой зависимости = 97%
    Коэффициент финансового левериджа = 32,8
Можно сделать вывод о том, что предприятие  проводит агрессивную финансовую политику, и степень финансового риска при сложившейся структуре активов предприятия превышает нормативный уровень.

1.1.3. Эффект финансового  рычага.

 
ЭФЛ2005 г. = ЧП / СС = (1 - СН)*(Роа - Ср%)*(ЗС / СС) = (1 – 0,24)*(0,1680 – 0,12)*21,4 = 0,678
В 2001 году предприятие  за счет использования заемного капитала дополнительно привлекло 0,678 руб. прибыли на 1 руб. собственного капитала.
ЭФЛ2006 = ЧП / СС = (1 - СН)*(Роа - Ср%)*(ЗС / СС) = (1 – 0,24)*(0,139 – 0,12)*32,8 = 0,411
В 2006 году предприятие за счет использования заемного капитала дополнительно привлекло 0,411 руб. прибыли на 1 руб. собственного капитала, что на 39,4% меньше предыдущего периода. Снижение данного показателя произошло за счет снижения экономической рентабельности активов, которое было частично компенсировано увеличением значения плеча финансового рычага. Наращивание плеча финансового рычага в данной ситуации является негативным фактором, так как возрастает риск невозврата заемных средств кредиторам, и, как следствие, повышение стоимости кредита. Данный факт усугублен также уменьшением величины дифференциала с 4,8% до 1,9% (при неизменной ставке процента по заемным средствам), что еще больше увеличивает риск кредиторов. При повышении процентной ставки более чем на 1,9% произойдет не приращение рентабельности собственных средств предприятия, а ее снижение. Можно сделать вывод о том, что произошло снижение финансовой устойчивости предприятия в результате повышения доли используемого заемного капитала и снижения валовой рентабельности активов.
 Операционный  леверидж. 

Действие операционного  левериджа основано на том, что наличие  в составе затрат любой суммы  постоянных их видов приводит к тому, что изменение объема реализации влечет за собой еще большее изменение прибыли. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме затрат, тем в большей степени изменяется сумма прибыли  по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.
Постоянные издержки в 2005 году = 620091 тыс. руб.
Постоянные издержки в 2006 году = 621711 тыс. руб.
Общая сумма  издержек в 2005 году = 4078400 тыс. руб.
Общая сумма  издержек в 2006 году = 6199600 тыс. руб.
Коэффициент операционного  левериджа  2005 г. = Постоянные издержки/общая сумма издержек = 0,152 = 15,2%
Коэффициент операционного  левериджа  2006г. = 0,1 = 10%
По сравнению  с 2001 годом данный коэффициент снизился на 5,2%, то есть предприятие в меньшей  степени способно наращивать сумму  своей операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.
 Определение  точки безубыточности.
1) Точка безубыточности  в 2005 год.
Валовая маржа = Прибыль + Постоянные издержки = 921600 + 620091 = 1541691 тыс. руб.
Доля валовой  маржи в выручке =  Выручка/Валовая маржа = 3,24
Точка безубыточности = Постоянные издержки/Доля валовой  маржи в выручке = 191386,1 тыс. руб.  


Рис. 3. Точка  безубыточности 2005 год.
2) Точка безубыточности  в 2006 год.
Валовая маржа = 1392111 тыс. руб.
Доля валовой  маржи в выручке =  5,0
Точка безубыточности = 124342,2 тыс. руб.

Рис. 4. Точка  безубыточности 2006 год.
Безубыточный  объем продаж в 2006 году по сравнению с 2005годом снизился на 35%.
Запас финансовой устойчивости 2005 год:
ЗФУ 2005 г. =  (Выручка – Точка безубыточности) / Выручка = (5 000 000 – 191 586,1) / 5 000 000 = 0,96 = 96%
Запас финансовой устойчивости 2006 год:
ЗФУ 2006 г. =  0,982 = 98,2%
За прошедший  год запас финансовой  устойчивости  повысился  на (98,2 – 96 = 2,2) 2, 2 %  

SWOT-анализ.
Оценку внутренней среды фирмы – ее силу и слабость, а также внешних возможностей и угроз называют  SWOT-анализ. Положение компании на рынке можно оценить только лишь зная ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы с внешней стороны.  

Сильные стороны Слабые стороны
    Известность среди покупателей
    Долговременные связи с поставщиками (возможна оплата продукции в рассрочку)
    Наличие опытной команды агентов
    Знание коньюктуры ювелирного рынка
    Привлекательные условия договора поставки
    Большая доля заемных средств в обороте
    Отсутствие собственных средств ля развития компании
    Небольшой ассортимент
    Отсутствие разработанной системы скидок за предоплату, оплату наличными, оплату в течение определенного срока
    Наличие большой дебиторской задолженности, в том числе просроченной и безнадежной дебиторской задолженности.
    Возможности
    Угрозы
    1. Увеличение  объема продаж до 74 – 75,5 млн.  руб. в 2004 году
    1. Появление  новых и усиление старых конкурентов
    2. Увеличение процентов за кредит
 
Таб. 4. SWOT-анализ. 

Вывод: на начало 2006 года предприятие находится в состоянии финансовой неустойчивости и имеется тенденция к еще большему ее снижению, хотя вероятность банкротства еще крайне низка.  Повысилась зависимость фирмы от внешних заемщиков, ухудшились основные показатели работы предприятия (снижение прибыли, валовой рентабельности активов и т. д.), степень финансового риска при сложившейся структуре активов предприятия превышает нормативный уровень. Предприятие все больше теряет возможность наращивать сумму прибыли. Крайне низка доля собственных оборотных средств в общей их сумме. Предприятию необходимо снижать сумму заемных средств и наращивать сумму собственного капитала в обороте, что возможно лишь за счет увеличения прибыли.

2.2. Анализ оборотных  средств предприятия.

2.2.1. Структура оборотных  средств.

 
Структура оборотных  средств ООО «Янтарь» по состоянию на 01. 01. 2007 г. 

Оборотные активы Доля актива в их общей сумме, %
Товары  для перепродажи 31,3
Дебиторская задолженность 61,4
в том  числе: покупатели  и заказчики
57,4
прочие  дебиторы 4
Денежные  средства 7,2
в том  числе: касса
0,7
расчетный счет 6,5
 
Таб. 5.  Анализ структуры оборотных средств. 

Значительную  долю в оборотных средствах занимает дебиторская задолженность (в основном покупатели и заказчики). Общая величина дебиторской задолженности составляет 61,4% оборотных средств предприятия.
Запасы товаров  для перепродажи также составляют значительную долю текущих активов (31,3%). Они дополнительно увеличивают продолжительность финансового цикла.
Для более подробного анализа использования оборотных  средств необходимо оценить оборачиваемость каждой из весомых частей текущих активов.

2.2.2. Оборачиваемость  и рентабельность  текущих активов.

 
Финансовое положение предприятия, его показатели ликвидности и платежеспособности непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в текущие активы, превращаются в реальные деньги. Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.