На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Анализ  динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 3
    Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4
    Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14
    Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его
    преодоления ........................................................................................................ 21
Заключение ............................................................................................................... 33
Список  использованной литературы ..................................................................... 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Одним из важнейших экономических показателей  любой страны является состояние  государственных финансов. Как только государство стало планировать  свои доходы и расходы, появилась  проблема их балансирования. Бюджетный  дефицит, - превышение расходов над  доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства  развитых стран.
     В условиях функционирования рыночных отношений  трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует так называемая политика бюджетного дефицита.
     Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует  рассмотрения его как объективной  экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому  в данной работе необходимо рассмотреть  теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды, а  также  особенности бюджетного дефицита в Республики Беларусь.
     Главная цель данной курсовой заключается в  выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
     Задачами  данной работы являются анализ динамики и структуры  дефицита государственного бюджета Республики Беларусь, определение  оптимальных источников его финансирования, а также выявление возможных  путей преодоления отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса.
     В современной экономической литературе и периодической печати  широко обсуждаются вопросы, посвященные  проблеме бюджетного дефицита. Поэтому  при написании данной работы была использована следующая литература: Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь» и другие. В том числе  использовалась информация периодических  изданий: «Директор», «Белорусский банковский бюллетень» и др. Также был использован  материал, опубликованный в Internet. 

    СУЩНОСТЬ  И СОДЕРЖАНИЕ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
      Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его  помощью государство оказывает  воздействие на экономические процессы.
      В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь”. Она производится, как правило, путем  передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным  финансовым фондам, фондам государственных  предприятий и специальным правительственным  фондам.
      Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
      В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.
     Каждое  правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом  дохода”.
     В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов могут иметь  место сбалансированность доходов  и расходов, превышение расходов над  доходами – дефицит бюджета, превышение доходов над расходами – профицит бюджета.
      В реальной действительности расходная  часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом”.
     Дефицит (от лат. Deficit - недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2)  недостаток, нехватка чего-либо.
     Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит  выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его  состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста  предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. [1, с. 84]
     Если  обозначить государственные расходы  буквой G, налоги и прочие сборы – буквой T (Tax), то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.
      Определение бюджетного дефицита  может быть также следующим: бюджетный дефицит  представляет собой систему экономических  отношений по поводу привлечения  дополнительных доходов сверх имеющихся  у государства, и их использование  на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [2, с. 243]
      Такие дополнительные доходы образуются, главным  образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и  внешних займов. Очевидно, что в  интересах правительства разработка и проведение мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных  источников его покрытия. Общий объем  финансирования дефицита равен величине дефицита  с противоположным знаком.
      Дефицит = (Заимствование – Погашение  долга) + Уменьшение остатков ликвидных  финансовых средств. [3, с. 10]
      Бюджетный дефицит отражает также определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.  В соответствии с этим можно также  встретить следующее определение  дефицита бюджета – категория  денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками  воспроизводственного процесса при  использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. [4, с. 203]
      Из  этого следует, что одна из причин возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста  бюджетных доходов по сравнению  с увеличением бюджетных расходов.
      Для понимания сущности дефицита важно  уяснить, что речь не идет об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная  финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в  процессе перераспределения вновь  созданной стоимости через бюджетную  систему страны. Одновременно дефицит  бюджета – это инструмент финансовой политики, с помощью которого регулируется совокупный спрос, потребность государственного сектора экономики в заимствованиях на рынке капитала, величина государственного долга. Дефицит бюджета служит объектом управления в целях достижения устойчивого  экономического роста.
      Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной  экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным. 
      Так, основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три группы:
    Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
    Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.
    Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. [5, с. 43] 
      Таким образом, можно сделать вывод, что  не всегда наличие дефицита бюджета  свидетельствует  об отрицательных  ситуациях в экономике. Он не страшен  в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением  средств на выполнение социально  значимых программ. Хочется также  отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории  не сталкивалось с бюджетным дефицитом.
     Многие  экономисты пытались раскрыть сущность дефицита, найти возможные пути его  преодоления. Дефицит называют хроническим  недостатком государственных бюджетов. Считается, что его «узаконил» известный  экономист Дж. М. Кейнс своими рекомендациями проводить политику дефицитного финансирования.
     Также  ценный вклад в исследование механизма  функционирования социального хозяйства  внес венгерский экономист Янош Корнал. Он давал определение дефицита государственного бюджета, как отсутствие необходимых ресурсов для реализации какого-либо плана, намерения.
     Проблема  дефицита, как характерная черта  социалистической экономики, широко изучалась  в 20-е годы прошлого столетия. Исследованием  дефицита в плановом хозяйстве занимались такие видные российские экономисты, как Б.Д. Бруцкус,  Л.Н. Крицман, Н. Д. Кондратьев, В.В. Новожилов и другие.
      До  сих пор нет единого мнения по поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики. В настоящее  время можно выделить три основные точки зрения на то, является ли это  влияние отрицательным или положительным.
     Согласно  монетаристской  теории, которой  придерживался американский экономист  Милтон Фридмен, бюджетный дефицит – негативное явление, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит государственного бюджета – это своего рода бомба замедленного действия, взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он может стать тяжким бременем для будущих поколений, вынужденных обслуживать долги и возвращать займы другим странам, в случае если покрытие дефицита осуществляется при помощи последних.
     Вторая  точка зрения – кейнсианская – появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933, когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важнейшим источником инвестиций, когда другие их источники отсутствуют или незначительны. Основоположником этой теории был английский экономист Дж. М. Кейнс, а среди сторонников стоит отметить американцев А Хансена, Г. Маултона, С. Хорриса. В 1940 году Кейнс, ссылаясь на опыт Германии  и Великобритании, заявил, что с помощью финансирования за счет государственных займов можно добиться полной занятости в условиях современной индустриальной экономики.
     Таким образом, концепция дефицитного  финансирования бюджетных расходов подразумевает следующее:
    для состояния  национальной экономики дефицит государственного бюджета не является деструктивным, т.к. все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;
    дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения, что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства. Это в свою очередь приводить к росту налоговых поступлений.
      Третья  точка зрения – эклектическая, основана на объединении разнородных принципов  и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета  поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы  на внешних рынках. Другие экономисты (их еще называют экономистами неоклассического направления), возглавляемые Робертом Барро из Гарварда, считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к повышению процентных ставок. Роберт Баррро полагает, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни.
      Также экономисты неоклассического направления  считают, что для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы, -  эмиссия денег, расширение заимствований, - что ведет к росту  внутреннего и внешнего долга  государства, к расстройству денежно-кредитной  системы, девальвации национальной валюты. Кроме того, повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных  инвестиций, нарушает естественный ход  рыночного саморегулирования экономики.
      Существуют  разные точки зрения по поводу регулирования  бюджетного дефицита.
      Так, например, до Великой депрессии 30-х  годов ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью  государственной финансовой политики. Это означает, что каждый финансовый год бюджет должен балансироваться, то есть должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что сбалансированный бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла.
      Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь  соответствия между доходами и расходами  бюджета (на протяжении экономического цикла) и осуществлять антициклическое воздействие на рыночные процессы. Логическое обоснование этой концепции сводится к следующему. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снижать налоги и увеличивать государственные расходы, то есть сознательно вызывать дефицит бюджета. В ходе последующего экономического подъема ему следует повышать налоги и снижать правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может использоваться на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. [6, с. 425]
      Следующая концепция связана с идеей  функциональных финансов. В соответствии с этим подходом, целью финансовой политики государства должна выступать  сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической  стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом. Сбалансированность бюджета, согласно данной концепции, становится второстепенной проблемой в связи с тем, что:
    налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере ускорения экономического роста. Макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться;
    государственная власть обладает монопольным правом устанавливать налоги и создавать деньги, следовательно, ее способность финансировать дефицит практически безгранична;
    проблемы, порождаемые значительным государственным долгом, не являются столь уж обременительными для экономики, особенно экономики высокоразвитой.
      Таким образом, вторая и третья концепции  лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит  и опирающейся на потенциал денежного  хозяйства страны. Такая политика предполагает:
      наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
      контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
      выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
      Однако  при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным  последствиям даже для “богатых”  в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционировала в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Однако к середине 90-х годов  дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы, что заставило  правительство изыскивать действенные  средства борьбы с ним.
      Из  всего вышесказанного можно сделать  кое-какие выводы:
      Бюджетный дефицит представляет собой финансовое явление, которое не всегда свидетельствует о тяжелом положении экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
    Отсутствие бюджетного дефицита также не означает, что экономика определенной страны не имеет проблем и динамично развивается. Однако все страны стремятся достигнуть сбалансированности бюджета или не превышать предельно допустимую величину дефицита бюджета – 2-3%.
    До сих пор нет единого мнения по поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики. Одни считают, что бюджетный дефицит – негативное явление, другие заявляют, что дефицит бюджета не представляет опасности для национальной экономики, третьи – объединили разные подходы и взгляды.
    Чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, проанализировать причины, которые обусловили его наличие, а также воздействия на экономическую, финансовую,  социальную и другие сферы.
    Для нормализации бюджетного дефицита необходимо «лечить» экономику, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.
    Финансирование бюджетного дефицита может осуществляться за счет разнообразных форм кредита (как внутреннего, так и внешнего) и денежной эмиссии.
    Несомненно, также то, что бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Однако них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.
      В заключение хочется отметить, что  разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов  бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволят стабилизировать  финансовое положение страны и будут  способствовать ее социально-экономическому развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВИДЫ  И СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
     Функционирование  государственного сектора в экономике  находит свое концентрированное  выражение в бюджетно-налоговой  системе, обобщающим показателем состояния  которой является сальдо государственного бюджета. Характерной чертой государственного бюджета практически всех современных  экономик, в том числе и переходных, является его несбалансированность, то есть наличие дефицита или, значительно  реже, излишка. Несбалансированность государственного бюджета связана с разрывом между  государственными доходами и расходами.
     Различным стратегиям бюджетно-налоговой политики соответствуют различные типы бюджетных  дефицитов или излишков. Изменение  величины сальдо государственного бюджета  может происходить как на основе действия так называемых «встроенных  стабилизаторов» экономики (циклический  дефицит), так и при проведении дискреционной бюджетно-налоговой  политики (структурный дефицит).
      Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета  является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. [7, с. 258]
     Так, например, при спаде деловой активности происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений, сопровождаемое увеличением определенных видов трансфертных платежей. В результате этого и возникает циклический дефицит государственного бюджета.
     При дискреционной политике правительство  целенаправленно изменяет соотношение  между доходной и расходной частями  бюджета. В частности, в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска – увеличивает свои расходы или снижает налоги. Таким образом, правительство фактически целенаправленно создает дефицит госбюджета.
     Однако  следует также помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики.
     Встроенные  стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной  бюджетно-налоговой политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате этих мер возникает структурный  дефицит – разность между расходами  и доходами бюджета при определенной фискальной политике и постоянно  заданном уровне безработицы. Если уровень  безработицы начинает превышать  базовый, то реальный бюджетный дефицит  становится больше уровня структурного дефицита. Циклический дефицит нередко  оценивается как разность между  фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
      Оценки  структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов  определяются в большей степени  циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
      Характеризуя  виды бюджетных дефицитов, стоит  упомянуть, что в теории различают  активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате увеличения государственных расходов при снижении налогов, второй – в связи с  сокращением государственных доходов  в результате падения экономической  активности. [8, с. 15]
      В экономической литературе можно  встретить следующие понятия:   
    операционный дефицит, который представляет собой общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга;
    первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
    квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
      К квазибюджетным расходам относятся, например, финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным Банком; расходы, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.
     Таким образом, скрытый дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и  государственного долга, что нередко  делается целенаправленно, а так  же в рамках «жесткого» курса на ежегодно сбалансированный бюджет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.