На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психология материнства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

Содержание
Психология  материнства (возрастные особенности)
Основные условия появления материнского инстинкта
Агрессивная мать: как ее не быть?
Советы для родителей, которые учат малыша спать отдельно:
Психологическое проектирование в  детско-родительских  
отношениях матери и ребенка

Передача  и усвоение психологического проекта
Пословицы и поговорки о  маме
Писатели  и мыслители о  материнстве
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ  ТРЕНИНГ ЗРЕЛОГО ОТЦОВСТВОВАНИЯ И МАТЕРИНСТВОВАНИЯ
Клиническая беседа в форме  полуструктурированного интервью. 

Рисуночный  тест
 


Психология  материнства
  В каком возрасте нужно становиться мамой? Как воспринимают свое материнство женщины разных возрастов? Существуют ли какие-то закономерности или все очень индивидуально? Эта статья посвящена непростой теме материнства.
  Материнство — это направленность на ребенка, умение интуитивно чувствовать, чего именно малыш хочет. У юных мамименно с этим чаще всего возникают проблемы. Дело даже не в том, что беременность и роды даются им тяжелее физически. Да, они устают, они не в силах подняться ночью к ребенку, но обычно они довольно быстро восстанавливаются после родов. Однако, помимо физической усталости, мы наблюдаем здесь и психологические сложности: юные мамы очень долго не могут психологически настроиться на ребенка. Это — норма: в подростковом возрасте девушек гораздо больше интересуют друзья и подруги, нежели младенцы. Мать-подросток может четко выполнять предписания по уходу за новорожденным: кормить по часам, пеленать, гулять с ним. Но эти действия — заученные: прочувствовать душой, почему ребенок плачет, чего именно он хочет, как именно нужно с ним играть, такой маме часто бывает не под силу
  Это не значит, что детки маленьких мам — несчастные. Наоборот, если сравнивать их со сверстниками, это более самостоятельные, активные, динамичные малыши. Они умеют добиваться своего, они любознательны и общительны — все потому, что юные мамы косвенно поощряют раннее взросление ребенка. Поскольку маме нужно учиться и работать, а бабушки тоже еще достаточно молоды (строят карьеру, имеют личную жизнь и не готовы взять на себя воспитание внуков), этих детей раньше отдают в ясли и детские сады, что тоже способствует их быстрой социализации.
  Обычно  в 15–17 лет беременность — это неосознанный выбор: просто так случилось. После возможны два варианта развития событий. Либо будущая мать расстается с отцом ребенка, тяжело переживает предательство любимого, но в последующем довольно скоро находит для малыша нового папу (это заметно отличает юных мам от их куда более требовательных и ограниченных в выборе 35-летних подруг по одинокому материнству). Либо будущая мать всячески использует ребенка как аргумент к замужеству. Как бы то ни было, молодая семья рождается. И тут проявляется один из главных минусов раннего материнства — сложные семейные взаимоотношения. Во время беременности скоропалительно созданная семья переживает свой первый, романтический этап. А с рождением малыша начинаются неизбежные семейные кризисы — и ребенок в них просто «бултыхается». Причем мать, как правило, еще и активно вовлекает ребенка в семейные дрязги.
  В 21 год головной мозг дозревает, физическое и психологическое состояние человека уравновешиваются, и именно с этого возраста начинается идеальное время для материнства. Женщина 21–27 лет — зрелый человек, сформировавшаяся личность. Как правило, она уже несколько лет замужем, первые кризисы позади, и «семейная лодка» плывет по спокойным волнам. Беременность в эти годы — не просто ожидаемая, не просто планируемая, но и социально одобряемая ситуация: женщина «выполняет свое предназначение». Материальное положение семьи тоже нормальное: вуз закончен, карьера потихоньку движется. 25-летняя будущая мама сознательно отодвигает на время свои интересы, чтобы родить ребенка и поухаживать за ним.
  Именно  поэтому вероятность психологических  неудач здесь наименьшая. Женщина  очень хорошо подстраивается под  ребенка. Ей, в отличие от девочки-подростка, быть беременной интересно, она гордится своим положением, ценит его красоту. Символы «детскости» (пухлые щечки, широко распахнутые глазки, все эти попискивания и агуканье) вызывают в ней живейший интерес. При этом мама — молодая, интересующаяся жизнью, когда малыш подрастает, она возвращается к активной жизни: ее ребенок растет не заброшенным, но и не избалованным. Словом, появляясь на свет в семье идеального возраста (21–27 лет), малыш находится в самых хороших условиях. 

  Если  женщине далеко за 30, когда она ждет первенца, то причин тому может быть в основном две. Либо она раньше не хотела ребенка, либо очень хотела, но по каким-то причинам не могла себе позволить.
  Допустим, второе: женщина давно мечтала  о ребенке, и, наконец, это случилось! В таком случае ценность малыша становится очень высокой, а вот все ценности мамы как личности максимально подавляются. Как правило, такая мама уходит с работы и посвящает всю свою жизнь воспитанию наследника. Можно ли сказать, что это плохо? Нет, конечно — ребенок растет в любви, заботе и ласке, и эти условия очень благодатны. Однако, поскольку напряженность в этой точке очень большая, у мамы повышается тревожность, которую очень сложно понизить: ведь мама — сильная, зрелая, сформированная личность, с большим жизненным опытом. Из-за постоянно повышенной тревожности у таких мам еще во время беременности при малейшей проблеме, покалывании или недомогании начинает скакать давление, повышается тонус матки. То есть, «холя и лелея» своего малыша, мама одновременно неосознанно ухудшает его состояние. И когда малыш наконец-то рождается, эта ситуация будет развиваться. На первый взгляд, все прекрасно: кроху ждут, его вверяют рукам самым лучших врачей и нянь, записывают на самые лучшие курсы, в дорогие детские сады и школы… Но как можно стать самостоятельным в условиях тотальной опеки? Для мамы эта ситуация тоже трагична: наступает момент, когда ребенок говорит «я сам!», а мама не понимает, не может отсоединиться от «своей кровиночки». Кстати, в материнской психологии это две основные проблемы: принятие собственного ребенка и отсоединение от него.
  Несколько легче ситуация у той зрелой женщины, которая до поры до времени просто не хотела заводить детей. Даже если она решает родить без мужа, она делает это сознательно и, скажем так, «наступает на грабли» очень осторожно. И для детей подобная ситуация тоже благоприятна. Так как мама — работающая женщина, получающая удовольствие от своего дела, она не зацикливается на ребенке. Она придирчиво выбирает няню, делегирует часть полномочий бабушке, которая уже очень хочет понянчить внучат. Словом, легко находит баланс между «работой мамой» и просто работой.
  В каждом возрасте материнствас точки зрения психолога есть и положительные, и отрицательные черты. Однако наиболее защищенными, безусловно, являются мамы в возрасте 20–25 лет, а самыми уязвимыми — молоденькие мамы. Впрочем, каждый случай нужно рассматривать индивидуально: в любом возрасте все зависит от того, насколько будущие мамы готовы адаптироваться к своему состоянию и подстроиться под своего малыша.
  Психологами в ходе исследований различных типов отношений с матерью были выделены некоторые черты характера женщин в исполнении роли матери. В зависимости от семейных условий и особенностей воспитания и нрава, каждая мать склонна выбирать определенный тип построения отношений со своим ребенком. 
  Когда человек взрослеет, то рано или поздно у него появляются мысли об отношении с окружающими людьми. Если эти отношения его не устраивают, человек чувствует одиночество и усталость от общения с другими. В это время пора глубоко ознакомиться со своим личным стилем поведения и установления контакта с самим собой, с людьми и с миром.
  Давно доказано, что хорошие качества (доброта, доверие, открытость) начинают развиваться в раннем детстве в отношениях с матерью и близкими людьми. 
  Мама - это самый важный человек в жизни ребенка, показывающий ему на своем примере модель отношения к миру.
  Очень важно понимать важность материнства в жизни каждого ребенка. Самые важные таинства материнства помогут вам понять, насколько эффективно вы выполняете свою роль в отношениях с малышом.
  Основные таинства материнства:
  1. Безусловная любовь к ребенку.
  2. Утешение малыша.
  3. Сопричастность чувствам ребенка.
  4. Структурирование эмоций малыша.
  5. Обучение размышлению.
  6. Умение выходить на конфронтацию.
  Данных качеств нет у многих матерей, которые эмоционально холодны к своему чаду. Дети таких женщин чувствуют себя ненужными и одинокими, им не хватает теплоты в отношениях. Они могут уходить в себя, выстраивая всевозможные психологические защиты и избегая близости с друзьями и членами семьи.
  Психотерапевты говорят, что люди, которые решили исцелить свою душу и понять модели своего поведения, обращаясь за помощью или поддержкой, получают компенсацию эмоций и чувств, которых они были лишены в детстве. 
  Когда делаешь шаг навстречу себе, необходимо искать людей, с которыми можно выстроить доверительные отношения и научиться открывать особенности своей души.
  Желаю реализовать свое материнство с максимальной любовью. Пусть вы будите самой счастливой мамочкой самого гармоничного ребенка!
  Основные условия появления материнского инстинкта
  1. Естественный процесс родов, хорошо знакомая обстановка, отсутствие страхов и осложнений
  2. Роды без медицинского вмешательства.
  3. Прикладывание новорожденного к груди мамочки в течение первых двадцати минут после появления его на свет.
  4. Совместный сон матери и ребенка.
  Часто данные условия невыполнимы, поэтому нарушается связь матери и малыша. Это приводит к послеродовой депрессии, женщина уходит в себя и все больше отдаляется от своей природной сущности.
  Как возродить материнский инстинкт
  1. Спокойствие.
  Успокойтесь и поймите, что данная ситуация поправима и что в ней нет вашей вины. Причиной является более глобальный фактор - отдаление человека от своих естественных природных корней.
  2. Наладьте кормление грудью.
  Важно решить вопрос полноценного грудного кормления вашего младенца. Это позволит быстро решить все проблемы и восстановить эмоциональную связь с младенцем.
  3. Пользуйтесь мудрыми советами.
  Если вы встретились с трудностями в уходе за малышом, обратитесь за мудрыми советами опытных мамашек. Помните, что это должна быть близкая вам женщина, которой можно доверять. В выборе вам поможет ваша интуиция и внутренние ощущения. Хорошо будет, если вы остановитесь на собственной матери или на близкой подруге.
  4. Слушайте интуицию.
  Волшебный голос вашей интуиции - лучший помощник, который даст вам все необходимые ответы. Внутри нас заложена вся нужная информация.
  5. Чудесные прикосновения
  Чаще прикасайтесь к вашему милому чаду. Берете го на руки, разглядывайте его светлые черты, умиляйтесь его нежностью и чистотой.
  Пусть в одно прекрасное утро, посмотрев на свое маленькое чудо, вы испытаете огромный прилив материнской любви. Вы сможете понимать все, в чем нуждается малыш, почему он плачет и улыбается. 
  Желаю наладить легкий путь к вашему совместному счастью и стать самой прекрасной мамочкой!
  Сейчас все чаще с детских площадок можно услышать вместо детского смеха раздражительные крики мамашек. К сожалению, часто такие крики содержат угрозы, унижения и оскорбления ребенка. Только представить себе можно, что творится дома, если до такого доходит в общественных местах. Ужасает то, что все это становится привычным для взрослых. Агрессивная мать воспринимается ребенком, как что-то естественное.
  Результатом подобного воспитания становятся печальные последствия. Малыш, которого воспитывает агрессивная мать, в ответ проявляет такое же агрессивное поведение. Он провоцирует ссоры и драки со сверстниками, замыкаясь в себе, проявляя апатию к окружающему миру, отставая в развитии.
  По статистике каждая вторая мать - это агрессивная мать. Она испытывает приступы гнева на свое дитя. Отказ от сна или пищи, беспричинный плач, разбитая любимая ваза, истерики и непослушание ребенка - это рано или поздно приводит к тому, что родители выходят из себя. 
  Агрессивная мать - это не диагноз. Очень важно разобраться в себе.
  Главной проблемой многих матерей является то, что большинство из них не готовы психологически к материнству и к трудностям, которые приходят вместе с ним. Стать матерью - это огромный стресс для психики и организма женщины. В это время ущемляются ее желания и интересы, возникает зависимость от нужд малыша. Постоянное внимание к ребенку, бессонные ночи, ослабленный после родов организм. Может появиться раздражительность и хроническая усталость. От этого и получается агрессивная мать. Но ведь призвание матери не злиться на свое чадо, а заботиться о нем.
  Агрессивная мать: как ее не быть?
  1. Занимайтесь профилактикой.
  Чтобы избежать переутомления, правильно организовуйте день. Рекомендуется составлять четкое расписание дел, которые запланированы на следующий день. Выкраивайте любую возможную минутку для себя. Принимайте расслабляющую ванну, листайте журналы, делайте физические упражнения, созванивайтесь с подругами. То есть отвлекайтесь хотя бы на 15 минут.
  2. Поговорите с крохой.
  Если ваш ребенок уже вышел из младенческого возраста, постоянно требуя вашего внимания, то попробуйте ласково поговорить с ним. Объясните, что маме нужно иногда побыть одной, занимаясь своими делами. Это не значит, что она не любит своего малыша. Просто отдохнувшая мама намного добрее и лучше. 
  3. Не спешите ругать.
  Если вы агрессивная мать и ваш малыш постоянно вертится у вас под ногами, не спешите его ругать. Лучше предложите ему помощь по хозяйству. Так вы займете и ребенка и нервы свои сэкономите.
  Всем известно, что малыши боятся спать отдельно от родителей, особенно если с первых лет жизни они спали вместе. Причина этому - боязнь кошмаров, а также потребность в ласке и любви, которое им не достаются в полной мере в дневное место суток.
  В скором времени приходит этап, на котором пора учится спать отдельно. Специалисты утверждают, что детям после трех лет нужно обязательно спать в своей кроватке. Именно поэтому уже с двух с половиной лет необходимо смело выпроваживать кроху на свое место. Дело в том, что позднее отлучение от родительской кровати может привести к таким нежелательным чертам характера, как несамостоятельность, слабохарактерность, прятание за мамину юбку, нерешительность или даже влечение к старшим.
  Научить ребенка спать отдельно можно за время от нескольких недель до месяца. Важно делать это мягко и ненавязчиво, не применяя силу и давление.
  Советы для родителей, которые учат малыша спать отдельно:
  1. Не отступайте назад, если ваш малыш протестует. Запаситесь терпением и твердостью.
  2. Уверенно и без сомнений перед переселением расскажите крохе, что теперь он уже самостоятельный и взрослый, что он уже прекрасно кушает и ходит сам и т.д. Поэтом и спать отдельно он уже может. С понедельника прогнозируйте самостоятельное засыпание. Такие беседы психологи чески подготовят малыша к переезду.
  3. Желательно, чтобы вы сделали день переезда на новую кроватку торжественным. Можно заранее выбрать с ребенком его одеяльце, подушечку, да и кроватку тоже выбирайте вместе. Кроме того, украсьте комнату цветочками и корабликами из бумаги, которые вы смастерите вместе с малышом.
  4. Перед засыпанием вечером занимайтесь спокойной деятельностью. Лучше не смотрите телевизор, а спокойно поиграйте с любимыми игрушками, рисуйте, читайте, примите обязательные гигиенические процедуры, говорите в крохой и расстилайте вместе постельку.
  5. Не уходите сразу, укладывая малыша в кроватку. Совершайте привычный ритуал, читая или рассказывая ему сказку на ночь. Можете спеть колыбельную. Некоторое время посидите с малышом, но не волнуйтесь сами, чтобы кроха не почувствовал вашу тревогу. После этого поцелуйте его несколько раз. Попрощайтесь, сказав спокойной ночи и уходите. Напомните ребенку, что вы всегда рядом, в соседней комнате.
  6.Рялом с ребенком в кроватке оставьте какую-то свою вещь. Подушка или платочек подойдут для этого, или же любимая игрушка ребенка. Помните, что ваш малыш социальное существо. Он легче переносит новые события, если рядом будет игрушечный друг
  Психологическое проектирование в  детско-родительских  
отношениях матери и ребенка

  При возникновении беременности женщина  проходит путь не только физиологической  подготовки к родам. Еще до обследования на УЗИ она вместе с мужем начинает размышлять о том, кто родится  — мальчик или девочка, каким  будет ребенок и какой она  будет матерью. Она обсуждает  рождение ребенка с родственниками и подругами, идет по улице и обращает внимание на грудных детей, рассматривает  свои детские фотографии, расспрашивает  свою мать, какой она сама была в  детстве…
  Словом, в ее сознании возникает и формируется  живой, пульсирующий и изменяющийся образ ее будущего ребенка, постепенно складывающийся из обрывков ее детских  воспоминаний и взрослых впечатлений, ее предпочтений, желаний и стремлений.
    Именно так: ребенок еще не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери, она уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и способностями. А после рождения осознанно или неосознанно мать начинает воспитывать своего ребенка в соответствии со своим первоначальным проектом.
  Передача  и усвоение психологического проекта
  Итак, в процессе каждодневного ухода  за ребенком и общения с ним  мать «надевает» сшитую заранее, еще  до рождения, «психологическую одежду»  на своего ребенка. Такая передача проекта  происходит в прямой и косвенной  форме (В.В. Столин, 1983).
  Прямая  форма передачи проекта — это  слова, в которых выражены оценки матери своего ребенка и ее отношение  к тому, что он делает или сделал. Косвенная форма — это взгляды  матери, интонации ее голоса, междометия, прикосновения, ее действия и поступки. Часто в процессе прямой передачи своих ожиданий мать поступает осознанно, а в случае непрямой формы проектирования — неосознанно. Граница между  активным сознанием, волевым стремлением, сказанными словами и спонтанным движением, случайно прозвучавшей интонацией, неожиданным взглядом или поступком  — чрезвычайно тонкая и пластично  изменяющаяся, поэтому выделение  этих двух способов проектирования матерью  своего ребенка — весьма условно.
  Такая передача проекта может быть выражена матерью позитивным или негативным способами, создающими эмоциональный  фон, в котором живет и развивается  ребенок на протяжении многих лет  своего детства, подростничества и юности. Позитивный способ передачи выражается так: «Ты — хороший», «Я тебя люблю», «У тебя все получится». Негативный способ: «Ты — хуже, чем мне бы хотелось», «Если ты будешь лучше, я буду тебя любить», «Если ты будешь таким, как я хочу, тебе будет хорошо».
  В первом случае (при позитивном способе  передачи проекта) ребенок получает от матери, как духовное наследство, возможность хорошо относиться к  самому себе, изначально и, без всякого  сомнения, положительно принимая самого себя («Я уважаю себя, потому что я  — Человек»). Во втором случае он мечется  и мучительно сомневается в собственной  самоценности, как бы отвергая свое человеческое существо («Я хуже всех», «Мне не за что себя уважать»).
  Единицы передачи и усвоения психологического проекта
  Процесс передачи матерью своему ребенку  позитивного или негативного  отношения и, соответственно, формирование им самоотношения — принятия или отвержения себя, можно разложить на определенные «единицы» вербального или невербального общения матери и ребенка.
  Так, часто можно наблюдать, как происходит приписывание ребенку положительных или негативных качеств, которые у него отсутствуют или которые еще не проявились в его поведении.
  Положительное приписывание — это, по существу, задание ребенку ближайшей «зоны развития» как прогрессивной перспективы его внутреннего движения. В этом случае мать общается с ребенком так, как будто у него есть в наличии и в сформированном состоянии позитивные, «сильные» стороны личности и характера («Зачем ты взял эту игрушку в детском садике? Я знаю, ты — добрый и честный. Завтра же отнеси ее детям, они тоже хотят играть»).
  Отрицательное приписывание — это программирование регрессивной линии жизни для ребенка. Мать «лепит» отрицательные стороны личности и характера своего ребенка, обзывая его «плохими словами» («Зачем ты взял эту игрушку в детском садике? Ты — плохой! Ты — вор!»).
  Разберем  этот пример. Ребенок взял игрушку  в детском садике. Он совершил действие. Но сам ребенок здесь — еще  «никакой»! Он — не плохой и не хороший!
  Плохим  или хорошим его делает мать —  через свою оценку его действия. Своими словами она обозначает не столько его действие, сколько  его самого: «Ты — добрый и  честный» или «Ты плохой и вор». Действие ребенка — ситуативно и преходяще, а вот оценка матери «записывается» в его внутреннюю систему в форме самооценки и его эмоционального фонового состояния: «Я — хороший» или «Я — плохой».
  Задумаемся: ведь такое приписывание происходит ежедневно, по нескольку раз в  день и на протяжении многих лет…
  Проектирование  происходит также через возвышение или снижение ребенка матерью. Возвышение: «Ты молодец! Знаешь больше меня! Умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, пожалуй, я прислушаюсь к твоему совету». Снижение: «Маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь! Вот проживи с мое, тогда поймешь!».
  Передача психологического проекта матерью происходит через создание ею для своего ребенка зоны свободы или ограничений и запретов. Свобода («Делай, что хочешь или считаешь нужным») — это трансляция матерью своего доверия ребенку. А, как известно, доверять можно хорошему, умному и сильному человеку. Именно этот посыл «считывает» ребенок через свое бессознательное начало в общении с мамой.
  Ограничения, запреты и бесчисленные «Нельзя» — это глубинное недоверие  матери к своему ребенку, непризнание  за ним права на психологическое  равенство с нею. Ограничения  и запреты тормозят или полностью  блокируют успешное развитие системы  саморегуляции у ребенка, поскольку заставляют его постоянно и напряженно держать взаимосвязь с мамой («Что можно и что нельзя?»).
  Передача  проекта происходит и через оздоровление или инвалидизацию ребенка.Несмотря на то, что эта единица общения матери с ребенком касается, прежде всего, его физического здоровья, здесь возникает и психологическая «подкладка» его уверенности или неуверенности в себе, формирование у него представления о себе как человеке, способном или неспособном защитить самого себя.
  Оздоровление  выражается часто таким образом: «Можешь ходить по лужам, только следи, чтобы вода не заливала края сапог», «Можешь ходить без шапки, но когда  станет совсем холодно, накидывай капюшон». Можно заметить, что исподволь, во второй части своего обращения мать показывает своему ребенку, что он сам  может защитить себя («…следи, чтобы  вода не заливала края сапог», «… накидывай  капюшон»). Важно подчеркнуть, что  мать здесь опирается на активность ребенка и программирует эту  активность: «Действуй, защищайся!»
  Инвалидизация выражается в том, что мать оценивает самого ребенка как заранее не способного к самозащите: «Ты такой бледный, не заболел ли?», «Ты у меня слабенький, отдохни, я сама сделаю». Обратите внимание: «Бледный — заболел», «Слабенький — отдохни». Это — программирование матерью пассивности своего ребенка, его неумения защититься. Как мы уже говорили, такое программирование производится матерью часто неосознанно, она действительно хочет защитить своего ребенка, закрыть его собой, уберечь от всего, и от болезни тоже. В этом моменте — разгадка материнской формулы, распространенной в нашей культуре: «Мать хочет для своего ребенка только добра».
  Психологический проект, который передает мать
  Конечно, я тоже часто слышала: «Мать всегда хочет для своего ребенка только хорошего» и «Плохого мать никогда  не посоветует». Но передача негативного  проекта реально происходит —  это факт! Давайте разберемся, что  стремится мать передать и почему она осознанно или неосознанно  «выбирает» негативные способы его  передачи?
  Что делать матери, которая  одна воспитывает  ребенка?
    Необходимо помнить, что гармоничное воспитание ребенка возможно только тогда, когда его воспитывают двое — женщина и мужчина. Одна женщина, тем более одинокая женщина, никогда не сможет правильно воспитать ребенка. Она будет проявлять себя с ним излишне нервно и неустойчиво, передаст ему огромное количество своих страхов и «комплексов». Кроме того, у матери всегда есть опасность решить свои личные проблемы за «счет» ребенка, особенно проблему своего женского одиночества и несостоявшейся семейной жизни.
    Если одинокая мать воспитывает ребенка-сына, опасность психологической деформации их отношений очень велика. Относительно дочери осознанно или неосознанно у матери «работает» социальный запрет на нарушение эмоционально-психологической дистанции с однополым человеком. Относительно сына, как человека другого пола, такой запрет полностью не «срабатывает». Можно говорить о том, что одинокая мать имеет риск создать с сыном особые отношения по типу психологического инцеста. Во взаимоотношениях матери и сына возникают эмоциональные оттенки, характерные не столько для детско-родительских отношений, сколько для отношений женско-мужских. Какие-то многозначительные слова, улыбки, прикосновения, сверх-забота и сверх-контроль, — и оба не замечают, как отношения, нарушив свои естественные границы, из детско-родительских превращаются в странные для матери и сына женско-мужские отношения.
    Если женщина, имеющая сына, по тем или иным причинам не смогла сохранить свою семью, она должна приложить усилия к тому, чтобы найти для себя любимого мужчину — друга, приходящего «воскресного» мужа и т.п. Только в том случае, если у нее будет своя личная жизнь, она защитит себя и своего сына от противоестественных, доминантно-инфантильных отношений психологического инцеста, при которых сын или не сможет создать свою семью, или будет не способен счастливо жить в своем браке.
    Но даже в случае, если ребенком является не только мальчик, но и девочка, одинокой матери необходимо найти мужчину, который принимал бы участие в воспитании сына или дочери. Это может быть сослуживец, сосед, родственник или собственный отец — дедушка. Мужское влияние на ребенка необходимо. 
    Для сына мужское отношение — это пример того, каким мужчиной нужно быть, как нужно по-мужски говорить, ходить, есть, спать, наконец, жить. Для дочери — это ранний опыт отношений с мужчиной и возможность позитивного принятия мужского характера. Известно, что такие психологические особенности многих мужчин, как самолюбие, вспыльчивость, горячность, эгоцентризм, беспокойство, стремление к конкурентности, любвеобильность и другие, большинство женщин воспринимают с определенными трудностями, а дочери одиноких женщин — тем более.
    Кроме того, если мать одна воспитывает дочь или сына, она обязательно должна иметь увлекающее ее содержание жизни вне дома и вне своих отношений с ребенком. Это могут быть интересная работа, творчество, друзья, хобби. Это могут быть привязанности к домашним животным, собаке или кошке. Но в любом случае, при «уходе» ребенка, который начинается в подростковом возрасте, у матери должна быть своя, отдельная от ребенка, жизнь, которая компенсирует ее усиливающееся одиночество и позволит пережить это одиночество не столь болезненно и бурно, как это обычно бывает, когда мать живет только своим ребенком и полностью поглощена своими отношениями с ним.
  Итак, включенность матери в жизнь своего вырастающего ребенка должна быть адекватной, спокойной и разумной. Решение  личных проблем, имеющихся у матери, должно осуществляться вне ее отношений  с ребенком, с другим взрослым человеком  или в деятельности.
  Что делать подростку  или юноше (девушке)?
    Положительно принять свою одинокую мать, как возможность и условие самого себя как сильного человека. Такое позитивное принятие связано с прощением и пониманием. Иметь и сохранить к ней уважение и любовь как к женщине, воспитавшей своего ребенка без мужской опоры и поддержки.
    При положительном принятии своей матери все же бороться до конца за свою самостоятельность и независимость. Стремиться стать свободным и взрослым человеком: выбирать своих друзей в соответствии со своими желаниями и интересами, выбирать своих любимых по своему чувству, самостоятельно планировать свое будущее и ставить свои цели.
    Защищать своего любимого человека перед матерью, если она допускает по отношению к нему сверхкритичные замечания. Понимать и чувствовать свое объединение с любимым человеком и понимать, что любое разъединение — это предательство, не меньше.
    Стремиться взвешивать все «за» и «против» в ходе принятия решения. Стремиться самостоятельно принимать решение и добиваться его реализации.
  Что делать снохе, вышедшей замуж за сына одинокой матери?
    С первого дня формировать со свекровью уважительные, корректные, но нейтральные и дистанцированные отношения. Поддерживать семейные традиции и ритуалы, но стремиться избегать личных, психологически близких отношений.
    Разумеется, если есть возможность, начинать семейную жизнь и жить семьей отдельно, стараясь материально не зависеть от матери мужа.
    Никогда не критиковать свекровь в общении с мужем.
    Всегда стремиться к тому, чтобы муж был привязан к семье любовью и обязанностями.
    Постепенно воспитывать мужа, делая из него взрослого человека.
    Иметь терпение и никогда не бороться со свекровью открыто, через конфликт.
  Что делать сыну одинокой матери, вступившему  в брак?
    Самостоятельно выбирать жену по любви, а не в соответствии с советами матери.
    Постараться постепенно отойти от матери на определенную, «взрослую» дистанцию. Не посвящать ее в свои семейные отношения, стараться самостоятельно разбираться в возникающих проблемах, не спрашивая у матери совета. Помнить, что чужой опыт в семейной жизни сына не применим, пусть даже и матери, особенно если это — опыт несемейного, одинокого человека.
    Стремиться к тому, чтобы внутренний выбор и внутренние «весы» склонялись в сторону молодой жены, а не в сторону матери. Жена должна быть на первом месте, мать — на втором, если так можно выразиться. Т.е. семейные дела и обязанности должны быть ведущими, а отношения с матерью — второстепенными.
    Постараться выйти из позиции сына (позиции «под») в позицию взрослого (позицию «над»). Другими словами, необходимо отказаться от желания найти опору и поддержку в матери, но самому стараться проявить по отношению к ней опору и поддержку.
    Если в отношениях матери и сына после его брака не возникнет необходимая эмоциональная дистанция по причине активного сопротивления матери, необходимо на какое-то время «взять тайм-аут» (перерыв) — общаться редко и без явных личных оттенков. Это даст возможность матери отвыкнуть от опекунства над своим сыном и перестроиться в соответствии с изменением его жизненной роли.
  Что нужно делать зятю, женившемуся на дочери одинокой женщины?
    Стремиться наладить самостоятельную семейную жизнь — жить отдельно, материально и морально не зависеть от тещи.
    Заботиться о теще, но стараться не иметь с ней эмоционально-близких отношений. Не рассказывать об отношениях в семье, самостоятельно решать возникающие проблемы.
    Иметь с женой доверительные отношения и ориентировать ее на то, чтобы семейные отношения были для нее важными и главными, а отношения с матерью — второстепенными.
    Открыто не критиковать тещу и не конфликтовать с ней, проявляя к ней уважение, но не преклонение.
  Что делать дочери, вступившей в брак и имеющей  одинокую мать?
    Выбирать мужа в соответствии со своими любовными привязанности, а не в соответствии с указками матери.
    Начинать семейную жизнь отдельно от матери. Стараться не зависеть от матери — материально и психологически.
    Стремиться перестроить отношения с матерью и перейти из позиции дочери (позиции «под») в позицию равноправной взрослой женщины (в позиции «наравне» или «над»).
    Не посвящать мать в личные отношения с мужем, стремиться разрешать возникающие проблемы самостоятельно, собственными силами.
    Стараться больше самой поддерживать мать, а не искать поддержки и опоры у нее.
 
  Пословицы и поговорки о маме
  Молода  жена плачет до росы утренней, сестрица до золота кольца, мать до веку.
  Пословицы о мамессылка
  Материнское благословение на воде не тонет, на огне не горит.
  Пословицы о мамессылка
  Жена  для совета, тёща для привета, а  нет милей родной матери.
  Пословицы о мамессылка
  Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
  Пословицы о мамессылка
  Материнская молитва со дна  моря вынимает (достаёт)
  Пословицы о мамессылка
  Материнское сердце в детках, а детское в  камне.
  Пословицы о мамессылка
  При солнышке тепло, при  матушке добро.
  Пословицы о мамессылка
  Нет милее дружка, чем  родная матушка.
  Пословицы о мамессылка
  Птица рада весне, а младенец матери.
  Пословицы о мамессылка
  Родная  земля - матушка, чужая  сторона - мачеха.
 
 
 
  Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
  Маменька родимая - свеча неугасимая  
Сердце матери лучше солнца греет. 

  Самое ценное и дорогое на свете - это мать и отец.  
С матерью жить - ни скуки, ни горя ни знать

  При солнышке светло, при матери добро.
 
  Птица рада весне, а младенец – матери.
 
  Нет милее дружка, чем родная матушка
 
  Матушкин  гнев – что весенний снег: много  его выпадает, да скоро тает.
 
  Природа-мать – начало всех начал.
 
  Одна  у человека родная мать, одна у него и Родина.
 
  Мать - всякому делу готова.
 
  Птица радуется весне, а младенец - матери.
 
  Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
 
  Матери  все дети равны — одинаково  сердцу больны.
 
  Материнская ласка конца не знает.
 
  Материнская молитва со дня моря вынимает.
 
  Мать  высоко замахивается, да не больно бьет.
 
  Мать  кормит детей как земля людей.
 
  Сыр калача белее, а мать мачехи милее.
 
  Без отца полсироты, а без матери и  вся сирота.
 
  Мать  праведна – ограда каменна.
 
  Со  своей бабусей никого не боюся.
  Бабушка - щиток, кулак - молоток!
 
  Родная  земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
 
  Материнское сердце в детках, а детское в  камне.
 
  Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
 
  Мать  при сыне не наследница.
 
  На  свете все найдешь, кроме отца и матери.
 
  Слепой  щенок и тот к матери ползет.
 
  Матка по дочке плачет, а дочка по доске  скачет.
 
  Без матки пчелки - пропащие детки.
  Жена  приласкает, а мать пожалеет.
  Мать  высоко руку подымет, да не больно опустит .
  Нет милее дружка, как родная матушка.
  У ребенка заболит пальчик, а у  матери - сердце.
  Слепой  щенок и тот к матери ползет.
  Хороша  дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
  Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.
  Молода  жена плачет до росы утренней, сестрица до золота кольца, мать до веку.
  Жена  для совета, тёща для привета, а  нет милей родной матери.
  При солнышке тепло, при матушке добро.
  Птица рада весне, а младенец матери.
  Родная  земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
 
  Писатели  и мыслители о  материнстве
 
  Самой превосходной из женщин сочтена будет  та, которая окажется в состоянии  заменить своим детям умершего отца. 
И. Гете

   
Будущее нации - в руках матерей.  
О. Бальзак 
 
Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.  
О. Бальзак 
 
Ни в коем случае нельзя быть матерью-неудачницей, нет ничего хуже для детей.  
Г. Щербакова 
 
Сердце матери - неиссякаемый источник чудес.  
П. Беранже 
 
Женщины бывают так несчастны на склоне своей красоты только потому, что они забывают, что достоинство матери назначено для замены красоты супруги.  
П. Лакретель 
 
Мать - единственное на земле божество, не знающее атеистов.  
Э. Легуве 
 
Будущее нации - в руках матерей.  
О. Бальзак 
 
Мать больше любит ребенка, чем отец, потому что она знает, что ребенок - ее, а отец только предполагает, что ребенок - его.  
Менандр 
 
Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.  
Ж.-П. Рихтер 
 
Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом.  
С. Харрис

 
  Все прекрасное в человеке - от лучей  солнца и от молока Матери. 
Максим Горький 
 
Мать - всегда против смерти. 
Максим Горький 
 
Не знаю ничего красивей 
Достойной матери счастливой 
С ребенком малым на руках. 
Тарас Шевченко

 
  «Мама» - это синоним слова «любовь» 
Мама - единственное на земле божество, не знающее атеистов

  Э. Легуве 
 
Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мама

  С. Джейет 
 
Я мама, а мама никогда не бывает одинокой

  К. Денёв 
 
Материнство - самый эмоциональный опыт жизни женщины. Каждая присоединяется к своего рода женской мафии

  Д. Сьюзман 
 
Я достигла того возраста, когда женщина начинает чувствовать, что она превращается в человека, на которого меньше всего хотела быть похожей - на свою мать

  А. Брукнер 
 
Вы действительно не понимаете человеческую природу, если не знаете, почему ребёнок на карусели машет своей маме на каждом круге, и почему его мама всегда машет ему вслед

  У. Таммеус 
 
Если ты хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой 
 
Все матери имеют физический недостаток - у них всего две руки 
 
Первый подарок матери - жизнь, второй - любовь, и третий - понимание 
 
Многие женщины почему-то думают, что родить ребёнка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом

  С. Харрис
   
Мы не наследуем землю; мы одалживаем её у наших детей

  Д. Бауер
 
  Клаудия…помнила, что, когда она родила своего первого  ребёнка, то с удивлением поняла, что  прекрасная пара состояла из матери и  ребёнка, а не, как она всегда предполагала, из мужчины и женщины
  А. Эллис 
 
Теперь, как и всегда, наиболее автоматизированный прибор в домашнем хозяйстве - мама

  Б. Джонс 
 
Моя мама звонит ежедневно, чтобы спросить, «Вы только что пробовали дозвонится до меня?» Когда я отвечаю, «Нет», она добавляет, «Так если вы не слишком заняты, позвоните мне, пока я ещё жива», и вешает трубку

  Э. Бомбк 
 
Женщина как заварка. Никогда не узнаешь её крепости , пока она не закипит

  Н. Риган 
 
Приятные стороны материнства никогда нельзя осознать полностью, пока дети не улягутся спать 
 
Летние лагеря для детей - лучший отдых для матери

  Э. Клингер 
 
Мамина любовь - это сад, в котором всегда светит солнце и время года всегда весна 

   
Терпение матери похоже на тюбик  зубной пасты - оно никогда не заканчивается  полностью 

   
Матери как полицейские - всегда предчувствуют самое худшее

  М. Пьезо 
 
Каждая мать должна выкроить для себя несколько минут свободного времени, чтобы вымыть посуду 
 
Никто не может понять ребёнка так неправильно, как его мать

  Н. Дуглас 
 
Сердце матери это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение

  О. де Бальзак
   
 
Каждая мать должна помнить, что  однажды её дочь будет следовать  её примеру, а не совету

   
 
Самое сложное для матери - запомнить  то, что у других родителей тоже самые лучшие дети

   
 
Дети - якоря, которые удерживают мать в жизни Софокл

 
  ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ  ТРЕНИНГ
  ЗРЕЛОГО ОТЦОВСТВОВАНИЯ И  МАТЕРИНСТВОВАНИЯ
  Авторская разработка Боровиковой  Наталии Васильевны
 
  Москва - 1998
  Общие положения. Тренинг рассчитан на семейную пару, готовящуюся к рождению ребенка; помогает адаптироваться женщине к собственной беременности, подготовить тело и психику к будущим родам, освободиться от страхов воспитания малыша, глубже осмыслить взаимоотношения в паре, пережить состояние равной ответственности за психофизическое здоровье будущего человека, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании беременности и родов. Мы полагаем, что с психологической точки зрения беременность является вызванным оплодотворением психофизиологическим процессом, ведущим к изменениям в организме и психике женщины и направленном на развитие и появление на свет нового человека. Однако, с точки зрения психологии представляется правильным говорить о синдроме беременности. Синдром беременности – новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивается не родами, а в момент "пигмалионизации" своего ребенка.
  По  нашему мнению, психологическая готовность родителей к свободному и ответственному взаимодействию с будущим ребенком имеет несколько составляющих:
  Прежде  всего, это – умение чувствовать  и понимать себя, то, что происходит с твоим телом.
  Кроме того, это внутренняя ЛИЧНОСТНАЯ СВОБОДА  самих родителей и их собственная  интернальная позиция по отношению к жизни.
  В-третьих, это – ЗНАНИЕ об уникальности процесса беременности и его влиянии на психофизический склад личности будущего ребенка, обеспечивающее его  творческое естественное развитие.
  В-четвертых  – овладение конкретными психологическими НАВЫКАМИ общения с еще не рожденным  Человеком, причем такими навыками, которые  позволяют родителям полно и  свободно выражать себя, делая отношения  с ребенком искренними и открытыми.
  В-пятых, это – психическая и сексуальная  гармонизация пары, приводящая к единству нравственного и физического  роста всей Семьи.
  Мы  пытались построить тренинг таким  образом, чтобы в нем были задействованы  все уровни психологической работы с участниками групп – информационный, личностный и поведенческий.
  Программа тренинга является авторской разработкой, к которой соединены элементы Систематического тренинга педагогической эффективности (Systematic Training for Effective Teaching – STET) Т. Гордона, некоторые элементы личностных, социально-психологических (Г. И. Марасанов) тренингов и телесно ориентированной терапии (специальные комплексы индивидуальных и парных упражнений для развития тела), техники энергизирующего дыхания (О. И. Жданов), психологические игры, широко применяемые в самых разных тренинговых программах, а также собственные идеи авторов, помогающие осознать влияние Я-концепции на формирование гармоничной диады мать-ребенок.
  Создавая  этот тренинг, мы не могли обойти вниманием  работы так или иначе отражающие практические, теоретические и прикладные аспекты групповой работы (Э. Берн, Е. М. Дубровская, Т. Гордон, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Я. Л. Коломинская, С. Кратохвил, Л. А. Петровская, К. Роджерс, К. Рудестам, В. Сатир, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемелер).
  Цели  программы. Целью тренинга родительской эффективности "Зрелое отцовствование и материнствование" выступала помощь участникам группы:
  – почувствовать  собственную ответственность за свой выбор;
  – понять психосоматику периода беременности и научиться "слушать" тело;
  – подготовиться  к естественным родам;
  – осознать свою позицию по отношению к еще  не родившемуся ребенку и проанализировать свои установки;
  – овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  – развить  у себя умение сорадованию и сопереживанию.
  Тренинг "зрелого отцовствования и материнствования" мобилизует физические и психические силы женщины для благополучного течения беременности и хорошего исхода родов. Воистину: от худого семени не жди доброго племени; из роду в род – тот же урод; каково деревце, таковы и яблочки; злое семя крапива: не сваришь из него пива; от худой курицы худые яйца; отец рыбак и дети в воду смотрят; от лося – лосята, от свиньи – поросята; свинья не родит бобра, а сова не высиживает орла; уродил тебя дядя, на себя глядя; как ношено, так и рожено; дурак не дурак, а сроду так; сын дураков уж с роду таков; тупо сковано – не наточишь; глупо рожено – не научишь; и от доброго отца родится бешена овца; бывает добрая овца и от беспутного отца; из одного дерева икона и лопата; от одной матки, да не одни ребятки; детям не порча игрушка, а порча худая прислужка и др. Вот почему так важно обратиться к охране здоровья женщин. Речь идет об ответственности за воспроизведение человеческого рода, и прежде всего о том, что здоровье женщины – здоровье ее семьи.
  Основная  идея тренинга заключается в мысли  о том, что продуктивное развитие Я-концепции беременной женщины обеспечит не только личностный рост женщины, психосексуальную гармонизацию диады мать и отец будущего ребенка, но и явится условием рождения полноценного человека.
  Специфика тренинга. Наш опыт показывает, что эффективность предлагаемой программы определяется в основном степенью принятия участниками группы четырех основных принципов:уважения права на жизнь еще не рожденного Человека, творческого и естественного развития ребенка, взаимной ответственности родителей, единство нравственного и физического развития всей Семьи.
  По  мнению самих участников наибольший отклик работа в группе находит у тех родителей, которые сомневаются в своем мастерстве и в то же время исповедуют ценности, близкие к личностно-ориентированному подходу.
  Тренинг родительской эффективности – это  не психотерапия, не тренинг общения, не тренинг личностного роста  и не технология самосбережения, а структурированная программа, в которой основное внимание уделяется следующим позициям:
  – этапы  беременности: психологические аспекты  и профилактика проблемных ситуаций, осложнений;
  – общение  с ребенком, формирование представлений  о жизни и воспитании до рождения;
  – естественные роды: физиологические техники (дыхание, естественное обезболивание), психологические  установки (переживания, настрой);
  – участие  значимых людей в процессе беременности, родов, жизни ребенка;
  – ступени  формирования воссоединенного сознания семьи (педагогика сотворчества).
  Организация тренинга. Программа тренинга рассчитана на 20 встреч по часу каждая объединенных в 5 сессий на каждом этапе развития беременности. Соответственно, тренинг разбит на четыре блока, исходя из нашего представления о психологическом синдроме беременности:
  1. Тренинг  адаптации к беременности;
  2. Тренинг  ролевой идентификации и актуализации;
  3. Тренинг  творческой акмеолизации;
  4. Тренинг  отцовствования и материнства.
  Опыт  показывает, что это минимальное  время, необходимое для достижения результата.
  Помимо  участия в занятиях, каждой паре рекомендуется вести Дневник беременности и выполнять в нем домашние задания. Дневник пара обязывается приносить на каждое занятие, для продолжения психологической работы (самоанализ и самопознание) участников группы в течение перерыва между встречами.
  Блоки тренинга. Тренинг адаптации к беременности подразумевает работу с такими психологическими новообразованиями в Я-концепции беременной женщины, как установка на беременность, аффект осознания себя беременной, симптом принятия решения.
  Тренинг ролевой идентификации  и актуализации направлен на работу с такими симптомами психологического синдрома беременности, как симптом нового Я, симптом противоречивого отношения к беременности и симптом принятия новой жизни в себе.
  Тренинг творческой акмеолизации акцентирует внимание на симптоме пренатальной дисморфобии, симптоме завышенных притязаний по отношению к другим, симптоме ощущения депривации, симптоме сексуальной неполноценности периода беременности.
  Тренинг зрелого отцовствования и материнствования помогает рационально и продуктивно пережить симптом нетерпения, симптом страха перед родами и естественным образом прийти паре к пигмалионизации собственного ребенка.
  Каждое  занятие условно разделено на две части. В начале решаются психологические задачи, а далее следует психофизиологическая подготовка женщины к продуктивному течению беременности и безболезненным родам. Под влиянием физических упражнений во время беременности повышается обмен веществ в организме. В большей степени это сказывается на мышечной ткани. Мышечные волокна увеличиваются, становятся более сильными, эластичными и могут выполнять большую работу. Кроме того, телесно-ориентированные упражнения активизируют окислительные процессы в тканях, а это ведет к более интенсивной работе органов дыхания. Одновременно улучшается снабжение кислородом всех органов. Многочисленные наблюдения убедили врачей в том, что систематические занятия гимнастикой при беременности нормализуют, стабилизируют функциональные системы матери, обеспечивают благополучное развитие плода, повышают защитные силы организма, адаптируют его к физическим нагрузкам в родах (А. Я. Крассовский, А. Ю. Лурье, К. И. Платонов, К. Н. Жмакин, Ф. А. Сыроватко). Под влиянием многократно повторяющейся мышечной работы организм приобретает способность к более быстрой и полной мобилизации ресурсов и их экономному использованию в момент предъявления к нему высоких требований. С этой точки зрения телесно-ориентированные упражнения во время беременности рассматривается как одно из мероприятий по предупреждению осложнений беременности, родов и, что немало важно – послеродового периода (И. З. Вельвовский, А. П. Николаев, В. И. Бодяжина).
  Телесно-ориентированные  упражнения сочетаются с элементами аутогенной тренировки и техник энергизирующего дыхания. Цель аутогенной тренировки – привести основные системы организма в состояние мобилизации и эффективного выполнения "приказа" согласно волевому желанию. Аутотренинг во время беременности готовит эмоциональное состояние женщин к выполнению главной функции организма в родах – активной деятельности матки. Во второй части тренинга используются упражнения низшей ступени аутогенной тренировки (АТ-1) по И. Шульцу. Все шесть стандартных упражнений вошли в тренинг, но были акцентированы на положении женщины. При освоении упражнений беременные женщины отмечают особое состояние "аутогенного погружения", названное И. Шульцем "переключением", которое он определял физиологически как "понижение биотонуса при сохранном сознании". Д. Мюллер-Хегеманн объясняет это состояние падением активности коры при отсутствии внешних раздражителей и уменьшении мышления вследствие сосредоточенности на формулах тренировки.
  Хотя  вторая часть тренинга рассчитана в  большей степени на психопрофилактическую  подготовку беременной женщины к  родам, партнеры по тренингу должны в  равной степени проделывать все  упражнения, поэтому инструкция каждого  задания предназначается для  обоих. Выполнение всех игр и задач  партнером научает его эмпатии и дает уверенность, что он справится с любой ситуацией, в которой будет необходима помощь беременной женщине.
  Из  опыта ведения тренинга. Поскольку, каждая часть тренинга предназначена  для определенного этапа беременности с разницей в несколько месяцев, а участники группы должны в перерыве между встречами иметь возможность  общения, то лучше, если они в установившемся составе продолжают встречаться  на практических курсах при той же школе родительского опыта. Подобный пример можно наблюдать в школе "Рождество" г. Москва на базе которой созданы курсы сознательного зачатия и подготовки к беременности "Воссоединение", подготовка к естественным родам "Мягкие роды", практические занятия "Экология младенчества" и "Потягушечки". Кроме того, еженедельные водные упражнения в бассейне помогают лучше подготовиться к родам, а уникальные видеофильмы о беременности, внутриутробном развитии ребенка, о родах в разных странах помогают освоить азы акушерства и преодолеть страх перед собственными родами. Такой режим работы между тренингами является наиболее рациональным, поскольку у членов группы сохраняется настрой на психологическое общение.
  Каждая "пятерка" тренинговых занятий проходит с перерывами, численность и продолжительность которых определяет ведущий. Наиболее эффективна частота встреч раз в неделю.
  Место проведения тренинга. Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Для предотвращения различных помех желательно, чтобы оно запиралось изнутри. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно место для выполнения упражнений (многие упражнения выполняются в парах – места должно быть достаточно, чтобы пары не мешали друг другу).
  Рефлексивный  анализ работы группы. По мнению самих участников группы стулья не нужны, поскольку беременным женщинам удобнее сидеть на полу, "по-турецки" скрестив ноги. Большинство женщин выражали желание оставаться весь тренинг босиком, следовательно, на полу должен быть застелен ковер.
  Количественные  и качественные характеристики группы. Оптимальной является группа из 5-6 пар (беременная женщина и значимый человек, желательно отец будущего ребенка). В группу "Тренинга по адаптации к беременности" должны входить беременные женщины со сроком от 0 до 12 недель и те, кто не принял решения о сохранении беременности и находится на более поздних сроках. В группу "Тренинга по ролевой идентификации и актуализации беременности" включаются женщины со сроком 12-20 недель. Для группы "Тренинга творческой акмеолизации периода беременности" наиболее подходит срок от 20 до 32 недель. "Тренинг отцовствования и материнствования" оптимален для беременных женщин от 30 недель и до момента родов.
  Наряду  с этим, в рамках каждого тренинга, проводился комплекс телесноориентированных упражнений, который преследовал цель последовательного включения в тренировку мышечных групп организма, принимающих активное участие в процессе родов. В связи с этим система физических упражнений была разделена нами на комплексы, охватывающие сроки беременности до 16 недель, от 17 до 23 недель, от 24 до 32 недель и от 33 недель до родов. Эти сроки с небольшой поправкой свободно укладывались в рамки четырех блоков тренинга "Зрелого отцовствования и материнствования", о которых мы говорили выше.
  Идеальным (и желательным) является случай, когда  каждая беременная женщина проходит полный курс тренинга (все четыре блока).
  Рефлексивный  анализ работы группы. Перед тем, как начать работу, стоит провести презентацию тренинга. Имеет смысл рассказать об основных целях и задачах вашей совместной работы, о форме работы, о возможных результатах. Особый акцент должен быть сделан на том, что целью тренинга является научение быть самим собой в любых кризисных ситуациях. Партнер, которого женщина изберет для работы в тренинге может быть, не только биологическим отцом будущего ребенка, но и любым значимым человеком (в последующем мы будем называть их тренинговой парой), тем, с кем женщина хочет разделить тайну Вынашивания, Рождения и Воспитания нового Человека (мама, сестра, друг, брат и т.д.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.