На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансирование социальной сферы государством

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                          Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...    Глава 1. 
1.1.Характеристика  социальной  сферы 
1.1.1.Роль и  значение социальной сферы………………………………………..                   
1.1.2. Социальная  функция государства…………………………………………
1.2.   Основные направления государственной социальной политики
 и социального  обеспечения                                                                           
1.2.1. Показатели уровня и качества жизни…………………………………….
1.2.2   Социальная защита и соц. обеспечение населения……………………...           

Глава 2.Основные источники финансирования социальной сферы
2.1.1. Бюджетные  расходы на  образование………………………………………
2.1.2. Расходы  бюджета на поддержку отраслей культуры, искусства и СМИ..
2.1.3. Расходы  бюджета на здравоохранение и физическую культуру………..
2.1.4. Расходы  бюджета на социальную политику………………………………  

Глава 3. Проблемы и перспективы  социальной сферы 
Проблемы социальной сферы………………………………………………..                                          
Перспективы развития социальной сферы…………………………………..        
   Заключение                                                
   Список литературы                                                                                                                                         
 
 
 Введение
Эта тема очень  актуальна, так как значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. Сфера  социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Основной закон  нашей страны — Конституция РФ, в полной мере отразила в своих  статьях положения Всеобщей Декларации прав человека. Российская Федерация  согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики. Каждый человек-это элемент общества, который сталкивается в своей жизни с разными социальными институтами. Поэтому крайне велика роль государства в обеспечении жизнедеятельности этих институтов. Конечно, главная функция государства в этом вопросе- это обеспечение финансирования социальной сферы общества.
Актуальность  этой темы не вызывает сомнений, так  как Россия ведет социально-направленную политику, от которой зависит, каким будет наше общество. Объектом исследования является социальная сфера, а предметом является процесс финансирования этой сферы.
С каждым годом  вносятся  изменения в законодательство, проводятся реформы, касающиеся социальной жизни общества. Социальная сфера затрагивает различные слои общества, людей разных возрастов, доходов, взглядов на жизнь и т.п., так как отрасли социальной сферы  весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и др. отрасли. И государство-это главный участник их существования и  развития.
Цель данной  курсовой работы- это отражение роли социальной сферы и, соответственно, социальных функций  государства; представление  схемы финансирования на  федеральном, региональном и муниципальном уровнях, какими средствами пользуется власть для обеспечения этого финансирования.
Задачами исследования в данной работе является посредством расчетов определить темпы развития социальной сферы, отразив их  в таблице и на графиках, и, исходя из всего полученного материала, сделать выводы о проблемах и перспективах социальной сферы.
В первой главе  данной работы рассмотрена роль и  значение социальной сферы в жизни  общества (конкретно образования, здравоохранения, культуры), а также социальная функция  государства, задачи государства  в социальной политике и необходимость проводить социально-ориентированную политику в современных условиях, а также говорится о целях соц. политики в России.
Глава вторая полностью  посвящена основным источникам финансирования соц. сферы, а конкретно, рассмотрены расходы консолидированного и федерального бюджета на образование, культуру, здравоохранение и физ. Культуру.                                                                                             
Третья глава  посвящена проблемам и перспективам развития соц. сферы. 
 

                                                         
 

Глава 1.
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ                        
1.1.1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
 Социальная  сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).
 Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.
 Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально – культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно– коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов. Например, культура – отрасль социальной сферы. Основными задачами  в сфере культуры являются: сохранение музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры.
      Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях всеусиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры.
  1.1.2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
 Согласно  Конституции РФ Россия является  социальным государством и строит социально-ориентированную рыночную экономику. И законодательная и исполнительная  власти призваны обеспечить соблюдение основных социальных прав человека ( продолжительность рабочего дня, гарантированый минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, бесплатное жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.
  Основными целями социальной политики государства на современном этапе    социально-экономического развития России являются:
-создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
-усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных групп населения;
-осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
-реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
-формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.
Конституция РФ (1993г.) гарантирует каждому гражданину России:
Право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на оплачиваемый ежегодный отпуск, для граждан, работающих в организациях, финансируемых из гос. бюджета.(ст. 37).
Защищенность  материнства , детства, семьи (ст.38
Социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39). Средства на эти цели выделяются из бюджета и внебюджетных фондов.
Право на охрану здоровья и мед. помощь (ст.41
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного  среднего и высшего образования  в гос. и муниципальных учреждениях (ст.43).
Малоимущим гражданам  России, нуждающимся в жилище, оно  предоставляется бесплатно или  за доступную плату (ст.40). Это финансируют  местные бюджеты.
1.2. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 

1.2.1.ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.
      Социальная рыночная экономика, как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает набор социально-экономических инструментов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.
Российская государственная  политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям. Ее важной составной частью является социальная политика. Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.
        Государство, проводя социальную  политику, использует социальные  гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные ограничители. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья.
  Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.
Потребительские бюджеты служат основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев  населения. Также минимальной потребительский  бюджет используется для расчета минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточный минимум включает минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляется на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ.
                                                                                            Таблица №1
Минимальный размер оплаты труда за период 2003-20011год (в рублях)
      Срок, с которого установлен МРОТ Сумма МРОТ (руб., в  месяц)
      01.06.2011 4611
      01.01.2009 4330
      01.09.2007 2300
      01.05.2006 1100
      01.09.2005 800
      01.01.2005 720
      01.10.2003 600
 
Для сравнения приведу величину прожиточного минимума, которой фиксируется официальная черта бедности.

Между минимальным размером оплаты труда  и величиной прожиточного минимума  есть существенная разница. То есть получается, что официально работодатель может платить работнику такую зарплату, которая ниже  прожиточного минимума. Естественно, это не правильно. 

                                                                                             Таблица №2
                   Величина прожиточного минимума (в рублях)
         Год На душу населения
        за II квартал 2011 г. 6505 рублей
        за I квартал 2011 г. 6473 рубля
        за IV квартал 2010 г. 5902 рубля
        за IV квартал 2009 г. 5144 рубля
        за IV квартал 2008 г. 4693 рубля
 
1.2.2. СОЦИАЛЬНАЯ  ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме  его платежеспособности. В связи  с этим возникает необходимость  вмешательства государства, в сферу  распределения дохода и обеспечения  социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.
Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории  граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети – сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – бюджет государства, доплата к пенсии – местный.
По способу  получения меры социальной защиты можно  классифицировать:
1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот; 6) государственное обеспечение заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.
Кризисные явления  в обществе ухудшили социальное положение  значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат.
Семья выступает  в качестве социального института  в последней инстанции, обеспечивая  своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Нынешнее состояние социальной защиты семей  с детьми, показывает отношение государства  к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации – подрастающего поколения будущего страны.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
Денежные выплаты  семье на детей и в связи  с рождением, содержанием и воспитанием  детей (пособия и пенсии).
Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание  беременным женщинам и другое).
Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги). В связи с этим основными задачами социальной защиты станут: реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам. Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых программ: «Дети - инвалиды»,  «Дети - сироты»,«Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».
Издан ряд положений  и постановлений, например, «О гарантиях  прав граждан РФ на получение образования», «Об учреждениях профессионально-технического образования», «Общеобразовательных учреждениях», принята программа «Вакцинотерапия» и другие.
Основной государственной  политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение  им равные с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Вопросы социального развития являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Однако при разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами центр тяжести перемещен на региональный уровень  

     Глава  2. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ       СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 

  2.1.ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ИЗ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
      Расходы бюджета государства выражаются в использовании общегосударственного фонда финансовых ресурсов и территориальных фондов на государственное управление и местное самоуправление, развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей экономики, а также на развитие социально-культурной сферы в порядке финансирования.
     Расходы бюджетов субъектов  РФ на социально-культурные мероприятия составляют около  35-45%  всех расходов. А расходы местных бюджетов на соц-культурные мероприятия составляют 60-80%.1 К ним относятся расходы на организацию содержания и развития предприятий и учреждений соц. обеспечения (домов престарелых, инвалидов, детских домов и др.), учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, СМИ и др. учреждений, находящихся в муниципальной собственности. А также расходы на соц. политику: соц. обслуживание и соц. обеспечение, в т.ч. финансирование льгот определенным категориям граждан. В финансировании соц. сферы муниципального образования также принимают участие коммерческие предприятия и организации. Их средства используются на  строительство детских садов, домов культуры, пансионатов, санаториев, поликлиник, благоустройство территорий, соц-кул. мероприятия, финансовую помощь для приобретения оборудования школ и больниц.
Расходы местных  бюджетов на образование и культуру 30%. В основном финансируются дошкольные учреждения, школы, техникумы и училища. В 2003 году установлено разграничение расходов по финансированию школ между местными бюджетами и бюджетами субъектов РФ. Бюджеты субъектов РФ предоставляют субвенции на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хоз. нужды, а также зарплату учителям.
За местными бюджетами закреплено: ремонт зданий, приобретение оборудования, коммунальные платежи, расходы соц. характера. За счет местных бюджетов финансируется льготное обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий населения, а также предоставление услуг учреждений здравоохранения неработающим категориям граждан, например, школьникам, пенсионерам и др.
2.1.1. БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ
     Образование — процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование — необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования — обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием.
Основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе "Об образовании" от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.1
Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется  возможность получения образования  без ограничений. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13 января 1996 г.
№ 12-ФЗ установлены  образовательные цензы общего образования: основное общее образование (9 классов), среднее (полное) общее образование (11-12 классов).  Реализация конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего финансированием образовательных учебных учреждений.
В расходы на образование включены расходы на:
дошкольное образование;
общее образование;
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
переподготовку  и повышение квалификации;
высшее профессиональное образование;
прочие расходы  в области образования.
Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В компетенции РФ доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования, а также его формирование в части расходов на образование, фед. фондов развития образования, налоговых льгот, мин. ставок зарплаты работников  в сфере образования.
  В компетенции  субъектов Федерации в этой  области – формирование их  бюджетной части расходов на  образование, установления региональных  нормативов финансирования образования.
 В компетенции  органов местного самоуправления  – формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
                                                                                             Таблица №3
     Расходы федерального бюджета на образование в млрд. руб
Год 2007 2008 2009 2010
Общий объем,млрд р 277,9 308,9 315,5 341,1
 
                                                                                               Таблица №4

Структура расходов фед.бюджета в сфере  образования, в % к общему объему по разделу
                2008 г. 2009 г. 2010 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.