Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Менеджмент как наука

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 


Введение
 
 
     Цель работы – изучить сущность понятия менеджмент и эволюцию теоретических взглядов в русле управленческих знаний.
     Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      охарактеризовать понятие и сущность управления и менеджмента;
      раскрыть сущность концепции (моделей) менеджмента: японской, американской, европейской и привести их сравнительную характеристику.
 

     
      1 Понятие и сущность управления и менеджмента

     1.1 Сущность управления

 
 
     В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.
     Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, регламентирующие аспекты функционирования объекта управления (управленческие команды); объект управления, получая управленческие команды, функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Условием управленческой связи являются не только возможность вырабатывать управленческие команды, но и готовность эти команды выполнять. В связи с этим следует различать наличие у субъектов необходимых каналов связи и передачи информации, доступность необходимой техники управления и наличие у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды [6, c. 10],  [10, c. 217],  [12, c. 8].
     В современном менеджменте как  науке широко используются два в  целом родственных, но не совсем аналогичных понятия – «менеджмент» и «управление». Термин "менеджмент" - синоним термина "управление" но в более узком смысле. Однако наиболее частотным является использование первого понятия, поскольку и сам термин впервые появился в англоговорящих странах, и до недавнего времени большинство литературы выходило именно в этих странах. 

     Термин "менеджмент" применяется, как правило, лишь к управлению социально-экономический процессами фирмы в рыночных условиях.
     Термин "управление" применяется в целом для обозначения взаимодействия вообще между субъектом и объектом управления.
     Сущность  управления заключается в следующем  [собственная разработка на основании проанализированного материала]:
     Управление - как наука - система упорядоченных  знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
     Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
     Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
     Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".
     Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
     В самом общем виде, управление - это  упорядочение системы, процесс повышения ее упорядоченности и способ взаимодействия элементов данной системы. 

 

      1.2 Сущность менеджмента

 
 
     Менеджмент - это важнейшая составная часть  культуры современного человека, совместной общественной деятельности в любой области кооперативного труда, поскольку главное во всех этих названных и не названных случаях - взаимодействие людей для решения конкретных задач. Такие задачи могут быть регулярными или однократными, коллективы - постоянно действующими или формируемыми только к данному случаю, сугубо коммерческими или благородно бескорыстными, и менеджмент позволит этим коллективам решать свои задачи и достигать поставленные цели в наиболее полном объеме, с наименьшими затратами, при контролируемых косвенных последствиях [15, c. 12].
     Как было обозначено выше, менеджмент вплотную соотносится с понятием управления, поскольку и представляет собой вид управления. Менеджмент (от англ. management - управление, организация) - система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Менеджмент изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, предприятием, коллективом [3; 5; 6; 7; 10; 12;14; 15].
     Менеджмент  - это комплекс взаимосвязанных действий, налаженных по следующим направлениям [10, c. 34]:
    организация и управление (производством и коллективом);
    постановка и корректировка задач;
    разработка этапов работы;
    принятие решений;
    налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
    регулирование процессов;
    сбор и обработка информации;
    анализ информации;
    подведение итогов работы.
     Цели  менеджмента [3; 5; 10; 12; 15]:
    получение (увеличение) прибыли;
    повышение эффективности хозяйствования;
    удовлетворение потребностей рынка;
    решение социальных вопросов.
     Задачи  менеджмента:
    организация производства конкурентоспособных товаров;
    совершенствование производственного процесса;
    внедрение новейших наукоемких технологий;
    повышение качества продукции;
    снижение затрат на производство.
     Менеджмент  не догма. Современный менеджмент - это многообразие различных вариантов действий в конкретных условиях. За минувшие сто лет в мире накоплен богатый опыт менеджмента: определены закономерности, сформулированы принципиальные выводы и рекомендации. Принято считать, что если предприятие работает плохо, то это означает отсутствие эффективного менеджмента. Плохой менеджмент - основная причина спада в деятельности предприятия.
     Практический  опыт работы всемирно известных компаний и выдающихся менеджеров подтверждает это правило. Так, Г. Форд-старший говорил: «Если предприятие нуждается в деньгах вследствие дурного руководства, нужно убрать руководителей. Надо лечить недуг изнутри, а не наклеивать пластырь снаружи» [цит. по 15, c. 283].
     Принцип фирмы IBM гласит: «Вы можете свалять  дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться» [цит. по 15, c. 286]. 

     Эту же точку зрения разделяют и на фирме General Motors: «Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках». И еще: «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где есть мозги» [цит. по 15, c. 288].
 

       Выводы  по главе 1
 
 
     Таким образом, в современном менеджменте как науке широко используются два в целом родственных, но не совсем аналогичных понятия – «менеджмент» и «управление». Термин "менеджмент" - синоним термина "управление" но в более узком смысле, применяется, как правило, к управлению социально-экономический процессами фирмы в рыночных условиях. Управление - это упорядочение системы, процесс повышения ее упорядоченности и способ взаимодействия элементов данной системы; а менеджмент - это система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции; он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, предприятием, коллективом. Цели менеджмента: получение (увеличение) прибыли; повышение эффективности хозяйствования; удовлетворение потребностей рынка; решение социальных вопросов. 
 

 

     
      2 Концепции (модели) менеджмента
 
 
     Истоки  разнообразия моделей менеджмента  лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.
     В практике менеджмента различают  три системы управления [1; 2; 4; 7; 8; 15]:
    японская,
    американская,
    европейская.
     В указанных моделях в первую очередь  существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.  

     2.1 Японская модель менеджмента

 
 
     Японская  система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная  причина ее успеха – умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется  на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем. Отсюда сопричастность к результатам работы, тесный контакт руководства, различных служб и работников [8, c. 45].
     Эта модель формировалась под влиянием двух основных факторов [8, c. 45], [15, c. 436]:
     - творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
     - последовательное сохранение национальных традиций.
     В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла [4, c. 12]:
     1) планирование;
     2) организация работы;
     3) оперативное руководство; 
     4) мотивация; 
     5) координация; 
     6) контроль.
     Японцы  очень внимательно относятся  к связям между людьми, а также  к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важно для них является коллективная (групповая) ответственность. Ещё одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира [4, c. 13].
     Большое значение на японских фирмах уделяется  научно-техническому прогрессу. Действует  система управления производительностью  и качеством работы, при которой  обязательно устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых - повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в деятельности кружков качества.  

     Заслуживает внимания процесс управления финансами. Фирмы более активно используют собственный, а не акционерный привлеченный капитал. Дивиденды относительно низки, так как свободный остаток прибыли используется в основном на финансирование перспективных научных исследований и разработок. При снижении темпов экономического роста фирмы отказываются от привлеченного капитала, переходят на самофинансирование [15, c. 293].
     Активную  роль в развитии национальной экономики  играет государство: разрабатываются  общенациональные программы экономического развития; анализируются существующие и перспективные тенденции в структуре экономики; выявляются приоритетные отрасли хозяйства (в XXI в. Япония будет в приоритетном порядке наращивать исследования в следующих направлениях: лазеры, спутниковая связь, наручные телефоны и персональные компьютеры, управляемая термоядерная энергетика) [6, c. 50].
     Представляет  интерес система приема на работу и продвижения по службе. Среди  выпускников средних и высших учебных заведений осуществляется тщательный отбор. Затем организуется торжественный прием на работу с испытательным сроком. Полный курс подготовки (1 год) проводится в одном из подразделений фирмы под руководством закрепленного за новичком опытного сотрудника. Тот кто доказал способность работать, принимается на постоянную работу.
     Среди сотрудников, состоящих в штате, наблюдается открытая, гласная конкуренция  за право добиться лучшей должности. В среднем через 5-7 лет при высоких ежегодных показателях труда сотрудник может стать менеджером низшего уровня. Дальнейший служебный рост увязывается не только с результатами работы, но и со стажем и возрастом. При достижении 55-60 лет сотрудник обязан уйти на пенсию. 

     Что касается обучения работников, то обычно под этим подразумевается повышение  их квалификации без отрыва от производства, на рабочих местах [4, c. 13].
     Для повышения теоретического образования  своих служащих японские корпорации направляют их в учебные центры, на семинары, например в учебные  заведения США.
     Японский  менеджмент характеризуется и особенностями  фирмы, размера и содержания оплаты труда. Заработная плата определяется, прежде всего, показателями трудового стажа и результатами труда. Крупные японские корпорации предоставляют работникам множество дополнительных льгот: надбавки на содержание семьи, оплата проезда к месту работы, медицинского обслуживания, соц. Страхования и др. выплаты на социальные нужды. Зарплата управленческого персонала компании редко более чем в 7-8 раз превышает только что поступившего на предприятия ученика [4, c. 14].
     На  фирмах Японии применяется целая система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижения по службе; выдача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника; предоставления льгот на покупку акций предприятия; оплачиваемые поездки на предприятия заказчика (в том числе и в другие страны); публикация специальных статей во внутрифирменном издании (прессе); организация загородной поездки для работников с семьями за счет фирмы; организация совместных обедов работников с руководством фирмы; специально отведённые места для парковки машин и т.п. [15, c. 293].
     На  японский менеджмент накладывает отпечаток  самобытная культура Японии и то, что  на мировой рынок она вышла только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего-ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.
     Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться не обычных успехов в промышленности, способствовала совершенствованию  традиционных методов управления кадрами  в других странах с развитой экономикой.  

     2.2 Американская модель менеджмента

 
 
     Американская  модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, «богоизбранность», стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности [3; 4; 5; 7; 8; 10; 15].
     Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом – индивидуализм.
     Современный американский менеджмент в таком  виде, какой сложился в настоящее  время, базируется на трех исторических предпосылках [4, c. 23]:
     1. Наличие рынка.
     2. Индустриальный способ организации производства.
     3. Корпорация как основная форма  предпринимательства.
     Американский  менеджмент характеризуется жесткой  организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.
     В американской школе менеджмента  содержатся следующие функции [4, c. 24]:
     1) планирование (включая миссию, цели  и прогнозирование);
     2) организация (включая порядок  использования власти, разрешение  конфликтов);
     3) связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);
     4) обеспечение эффективности деятельности  организации (включая, управление  трудовыми ресурсами, функционированием  операционных производственных  систем).
     Для американского менеджмента очень  характерно представлений о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены [10, c. 68].
     Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.
     Американские  корпорации широко используют в своей  деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в  обиход на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
     Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды [15, c. 602].
     Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
     Для снижения сопротивления рабочих  организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
     До  недавнего времени в американской модели доминировала жесткая авторитарная система управления, которая в последние десятилетия начинает значительно изменяться в сторону снижения давления на работника.
     Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. 

     2.3 Европейская модель менеджмента

 
 
     Европейский менеджмент отличается от американского  в незначительной степени. Дело в  том, что Европа и США – это  достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями  [15, c. 604].
     В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и  средние предприятия. Этим обусловлены  и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстро реагировать на любое, даже сеемое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособится.
     Одно  из существенных отличий европейского менеджмента от американского менеджмента состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаеться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.
     В европейской школе менеджмента цикл функций представлен в виде [15, c. 605]:
     1) определение цели;
     2) получение информации;
     3) планирование;
     4) принятие решений; 
     5) реализация;
     6) контроль.  

     2.4 Сравнительная характеристика моделей

 
 
     Если  сопоставить представленные школы  менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности, см. таблицу 1.
     Нами  рассматриваются американская и  японская модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейская - как занимающая промежуточное положение, поэтому и в таблице отражены особенности только этих двух моделей, поскольку именно при их характеристике отображаются наиболее яркие особенности моделей.  

     Таблица 1 - Сравнительная таблица моделей менеджмента
Характеристики Японская Американская
Доминирующие  качества делового человека Умение работать в «команде», ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать. Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску.
Критерии  к продвижению по службе Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное  должностное продвижение. Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.
Профессиональная  компетентность Специалисты широкого профиля, специальные требования и  формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. Тенденция перехода от узкой специализации к овладению  несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения  квалификации.
Процесс принятия решений  Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение  принимается долго, реализуется быстро. Сверху вниз, индивидуальность принятия решения  менеджером; принимаются быстро, реализуются  медленно.
Отношение работников к фирме и работе Пожизненный наем, переход в другую фирму считается  неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально–психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости  от материальных благ. Главный мотив  – экономические факторы (деньги).
Средства  достижения успеха Огромное значение придается средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата Значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств
 


Характеристики Японская Американская
Решение проблем поиск компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться "гармонии", постепенного сближения позиций друг друга решение проблем  в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем
Характер  проведения инноваций Эволюционным  путем. Революционным путем.
Форма деловых отношений Личные контакты на основе взаимного доверия. Контракты.
Увольнение  работников Негативно влияет на репутацию фирмы и работника, которого на другом предприятии будут рассматривать как низкопроизводительную рабочую силу Не оказывает  негативного влияния на репутацию  фирмы и не столь существенно  влияет на репутацию работника. Трудовая мобильность поощряется
 
     Таким образом, как видно из представленных данных таблицы [собственная разработка на основании проанализированного материала]:
     1) в американской школе менеджмента  большое внимание уделяется коммуникационным  процессам, координации и прогнозированию  как планированию в организации, однако, незначительное (до недавнего времени внимание) к человеку как личности;
     2) в японской школе менеджмента  основа эффективности жизнедеятельности  любой организации ассоциируется  с высококвалифицированным и  активным персоналом. Поэтому мотивации  придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала; 

     3) также обозначим, что в европейской  школе менеджмента присутствуют элементы как японской, так и американской моделей менеджмента; большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.
     Сравнительный анализ американской, японской и европейской  моделей менеджмента показывает, что все же они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.
 

       Выводы  по главе 2
 
 
     Таким образом, в практике менеджмента различают три системы управления:
    японская,
    американская,
    европейская.
     В указанных моделях в первую очередь  существуют различия в содержании и  понимании основных функций менеджмента.
     Японская  система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем. Отсюда сопричастность к результатам работы, тесный контакт руководства, различных служб и работников. Эта модель формировалась под влиянием двух основных факторов: творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления; последовательное сохранение национальных традиций.
     Американская  модель менеджмента, наоборот, ориентируется на отдельного человека-работника или руководителя, поэтому ее суть предельно кратко можно выразить одним словом – индивидуализм. Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: наличие рынка; индустриальный способ организации производства; корпорация как основная форма предпринимательства. Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений. Для американского менеджмента очень характерно представлений о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.