На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Трансформация религии как социального института в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский Государственный Социальный Университет
Факультет социологии
Кафедра социальной антропологии и социологии социальной сферы 
 

    Курсовая  работа
на тему:
    «Трансформация  религии как социального  института в современной  России»  
 
 

    Выполнила:
    студентка 2 курса
      группы Ант-Д-2
    Цдалеева  Г.Б.  

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………………………..……..….…………….. .……8
      Раскрытие понятия «религия»……………………….…………………..8
      Социальные функции религии…...…………………………………...…16
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИИ  РЕЛИГИИ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………………………………………….….18
    2.1 Процесс трансформации религии ………………………………………18
    2.2 Особенности ………………………………………………….……..……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       

         ВВЕДЕНИЕ
       Актуальность  исследования.
       На  протяжении трех последних десятилетий  в российском обществе осуществляется всесторонний процесс его модернизации. Изменения затронули все сферы  жизнедеятельности - от экономики до мировоззрения россиян. Реформы  конца XX века привели к тому, что  общество оказалось в глубоком кризисе. На фоне указанных явлений развивается  кризис ментальности: отказ от официальной  идеологии Советского государства  приводит к определенному вакууму, который каждый человек стремится  преодолеть самостоятельно. Одной из форм преодоления становится религия, предоставляющая возможность заполнения образовавшейся идеологической пустоты. Таким образом, стремительный процесс  модернизации российского общества, привел к своеобразному «религиозному ренессансу». Однако и сама религия претерпевает значительные изменения под влиянием трансформаций, происходящих в других сферах российского социума. Одной из главных особенностей времени становится плюрализм, проникающий, в том числе, и в религиозное сознание. Духовный поиск общества определяет интерес не только к традиционным для России религиям, но и к совершенно новым религиозным движениям, частично пришедшим к нам из других стран, а частью возникшим на основе собственных религиозных организаций. К 2004 году кроме Русской Православной Церкви, исламских и иудейских организаций - как традиционных конфессий на территории Российской Федерации насчитывалось более 21500 официально зарегистрированных религиозных организаций, члены которых принадлежат к 49 различным религиозным направлениям. Существуют и такие религиозные группы, которые функционируют без государственной регистрации. Процесс роста религиозности происходит на фоне изменения статуса, роли, функций религии и религиозного поведения верующих. Вместе с тем, все более заметным становится активное зарождение профцессов клерикализации, которое осуществляется несколькими путями: посредством сращивания государственной и церковной идеологии, характерной для традиционных религий (православия и ислама); средствами массовой информации (телевизионные передачи, ангажированные статьи); включением в образовательные стандарты дисциплин конфессиональной направленности (истории православия, мусульманства, закона Божьего). Однако навязываемая идея клерикализации часто не находит отклика в общественном сознании и поведении, хотя некоторая привлекательность религии все же существует, так как она дает возможность определенной части населения заполнить мировоззренческий вакуум и решить проблему самоидентификации. Низкая методологическая культура тиражируемых средствами массовой информации публикаций, несомненная порой предвзятость их содержания, отсутствие единого подхода к традиционным и новым религиям среди специалистов, представителей государственных структур и самих конфессии порождает проблему синтеза противостоящих точек зрения и актуализирует научное изучение сложившейся к началу XXI века религиозной ситуации в России, чему и посвящена данная работа.
       Степень научной разработанности  проблемы. Феномен религии стал предметом изучения в различных отраслях знания.
         Психология религии исследует  психологические закономерности  возникновения, развития и функционирования  религиозных явлений индивидуальной  и общественной психологии, содержание, структуру, направленность этих  явлений, их место и роль  в религиозном комплексе и  влияние на внерелигиозные сферы  жизнедеятельности общества. В рамках  данного подхода особое место  отводится теориям таких ученых  как У. Джеймс и 3. Фрейд. 
       Философия интерпретирует религию на основе конкретного  субординирующего принципа, который  определяет гносеологические, аксиологические и онтологические особенности религии (А. Бирс, Р. Otto, М. Мюллер, М. Элиаде).
       Социология  рассматривает религию, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует  религиозное поведение людей в единстве с их ценностями, показывает естественные социокультурные предпосылки появления религии как сложного, открытого, динамичного социокультурного явления (Д. Боукер, М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер).
       Исследование  трансформации культуры и религии  как составной части нового постиндустриального  общества осуществлялось в социальных теориях Дж.Гэлбрейта, П.Друкера, Э.Тоффлера, Д.Белла, М.Кастельса и концепциях позднего или радикализованного  модерна Ю. Хабермаса и Э. Гидденса.
       Анализ  роли религиозного фактора в общественной жизни различных стран осуществлен  в работах таких ученых как  Р.Белла, П. Бергер, М. Вебер, П.П. Гайденко, Т. Н. Глебова, Ю. А. Левада, Т. Лукман, Т. Парсонс.
       Осмысление  процесса изменения роли религии  осуществляется в концепциях религиозного модернизма в работах таких исследователей как A.C. Ваторопин, Ю.В. Рыжов, Д.М. Угринович, Д. Бонхёффер, Э. Пикеринг, Л. Туроу.
       Функции религии рассматриваются такими учеными как К. Маркс, М.Е. Добрускин, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Белла, П. Бергер, Р. Мертон. Следует выделить концепции, в которых религиозность  является одним из главных предметов  при изучении религии (В.И. Гараджа, Ю.А. Левада, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, Д.М. Угринович, И.К. Яблоков). Религиозное  поведение как отражение религиозности, причины ее роста представлены в  работах Л.С.Астаховой, Т.И. Варзановой, Ю.А. Гаврилова, Н.А Селиверстовой, К. Каариайнен, Б.А. Лобовика, М.П. Мчедлова, А. А. Панкова, Э. Хоффера, Д.Е. Фурмана, А.Г. Шевченко и других.
       Перечисленные работы заложили основы для теоретического изучения религии как социокультурного явления. Однако, несмотря на обилие литературы, огромное разнообразие точек зрения и суждений, теоретические аспекты  изучения религии как социокультурного явления современной России и (ее процессной составляющей -религиозности), еще не получили достаточно подробных  исследований и не удовлетворяют  в полной мере потребность в глубоком освоении социальной сущности религии. Современное состояние религии  характеризуется противоречиями развивающегося постиндустриального общества.
       Цель  данной работы - выявить особенности трансформации религии как социального института в условиях модернизации российского общества.
       Достижение  этой цели требует решения следующих  задач:
       1) раскрыть понятие «религия, как социальный институт »;
       2) выявить функции религии;
       3) рассмотреть процесс трансформации религии;
       4) особенности
       Объектом  исследования данной работы является религия как социальный институт.
       Предмет исследования – трансформационные процессы  в социальном институте «религия» на современном этапе развития России.
       Интерпретация основных понятий  в работе.
       Социальный  институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. ( по А.И.Кравченко)
       Религия - это принцип восприятия мира, обусловленный не только личным восприятием, но так же и внушённой, иногда насильно информацией. Религия представляет собой некий опыт вымышленных или научно-неподтверждённых существ – богов, духов и проч. В большинстве религий имеется какое-то писание как правило, написанное человеком-свидетелем.
       Процесс – совокупность действий, приносящих результат.
       Трансформация – преобразование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I.  РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
      Раскрытие понятия «религия»
Социология  рассматривает религию в ее отношении  к обществу, анализирует ее связь  с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что в отличие от теологии понимает изменения в содержании религии  и формах ее организации как результат  действия естественных, эмпирически  фиксируемых сил, в первую очередь  социальных. Могут быть разными оценки и объяснения роли религии в создании, поддержании и изменении социального  порядка, формировании личности, но именно изучение воздействия религии на общество и является главным делом  социологии религии.
В результате социологического анализа религия  предстает как социальный феномен. Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею целями познания социальных явлений и возможностями, “разрешающей способностью” применяемых  ею методов. Этот образ отличается от того, каким видит и изображает религию психолог, философ или  историк. Это похоже на то, как если бы портрет одного и того же человека писали художники, представляющие разные школы. Определение религии, которое  дает или может дать социология, не должно рассматриваться как исчерпывающее  и достаточное, ибо религия не исчерпывается социальным аспектом — процессами взаимодействия с обществом, социальными функциями и т. д., т. е. тем комплексом вопросов, который  ограничен рамками доступного для  социологических методов исследования религии.
Трудность определения религии как социального  феномена заключается в том, что  на этом уровне религия рассматривается  как социальное поведение, т. е. как  определенный образ действий, связанный  с определенными формами организации  и верований. Вопрос заключается  в том, что представляет собой  эта “определенность”, в чем специфика такого поведения и таких убеждений, что делает их религиозными явлениями.
Можно было бы привести и другие примеры, когда та или иная религия не подходит под определение религии как  “веры в сверхъестественное”. В  результате среди социологов отмечается довольно большое единодушие в определении  отдельных проявлений религии, таких, как церковь, бог, религиозная вера и т. д., но в то же время—довольно большие расхождения в определении  самой религии. Отсутствие единства в понимании и, следовательно, определении  религии связано, видимо, с неполнотой знаний, которыми сегодня располагает  наука. Не существует достаточно убедительного  ответа на вопрос о том, функционирует  ли религия в разных обществах  или в разные исторические эпохи  одинаково. А если это так, то под  вопросом оказывается само представление  о том, что религия является неким  феноменом, который можно подвести под одно общее определение. 

Однако  без дефиниции религии при  изучении ее социальной роли все же обойтись трудно. Предложенные исследователями  определения можно разделить  на два типа — содержательные и  функциональные. 

Содержательные  определения исходят из того, что  должна быть указана “сущность”, “субстанция”, т. е. то, что делает религию религией и отличает ее от любого другого  явления. Такого рода определение дал  в 1873 г. Э. Тайлор: религия есть “вера  в духовные существа”. Это определение  отвечает самому распространенному  Представлению о том, что вера в бога или богов составляет существенный элемент религии. Тайлор говорил  о “духовных существах”, поскольку  предметом его исследования были “примитивные религии”, а их приверженцы  не имеют понятия о “боге”, но верят в существование невидимых  существ. Поэтому Тайлор счел более  Правильным определить религию не как  веру в бога, а более — как  веру в “духовные существа”. 

В настоящее  время на основе подхода, предложенного  Тайлором, понятие “религия” определяется рядом ученых как вера в Существо или в существа, которые не воспринимаются обычными, эмпирическими способами. Такого рода определение основывается на представлении о том, что религия  — это нечто, неразрывно связанное  с верой, и вопрос заключается  в том, что есть объект этой веры. 

Другой  вариант содержательного определения, которое стремится выявить сущность религии, но избежать при этом ее отождествления с каким-то специфическим проявлением  веры, предложил Дюркгейм. Он полагал, что распространенное в XIX в. представление  о религии как ложном понимании  мира, предрассудке, как порождении невежества и неумения человека правильно  объяснить мир, вследствие чего по мере успехов в познании религиозные  убеждения должны будут исчезнуть,—  есть представление, которое сводит религию к проявлению познавательной деятельности человека, но не видит  в религии социального феномена. Религия как социальный феномен  должна получить объяснение в социальных категориях, а не как явление индивидуально-психологическое, производное от уровня развития познавательных возможностей человека, его разума. Социолог должен рассматривать любую  религию, в том числе самую  примитивную, не как ложную или истинную, а как выражение социальной жизни, как именно социальный феномен. В  определении религии, которое дал  Дюркгейм (оно приведено в гл. II), центральным является тезис о  том, что религия имеет дело со “священными вещами”—с вещами, которые находятся по ту сторону  всего мирского, по ту сторону “профанных”  дел и забот обычного человеческого  существования. 
 

Согласно  Дюркгейму, не все, что вызывает благоговение, и не всякий опыт “священного” является религией. Он различает магию и  религию. Религия есть коллективная деятельность, в которую вовлечена  социальная группа: “во всей истории  мы не найдем ни одной религии без  церкви”. Под “церковью” Дюркгейм имеет в виду всякую общность, существующую на религиозной основе. Связь со священным, таким образом, принципиально, по самой сути своей является социальным феноменом, ее субъектом является группа, это феномен коллективного сознания. По Дюркгейму, сама социальная жизнь  является, по существу, религиозной, а  религиозная вера и практика выражают зависимость индивида от общества. 

Дюркгеймовское  определение религии предполагает дуалистический взгляд на мир: жизнь  имеет религиозную и нерелигиозную  стороны. Нет религии и нет  общества, утверждал Дюркгейм, которые  не знали бы и не осуществляли в  своей практике этого разделения мира на две разные части — священное  и профанное. Однако этому противоречит тот факт, что все же есть люди, которые иначе воспринимают мир, в других категориях организуют свой опыт и деятельность. Это может  быть либо тотально религиозное восприятие мира, в котором общество в целом  отождествляется с “церковью”, либо последовательно секулярный взгляд на мир.
Определение религии можно также искать, задаваясь  вопросом не о том что, она есть, а — каким образом она действует. Такое — функциональное — определение  религии предпочитает не искать ответа на вопрос о сущности религии, о существовании  какого-то начала, стоящего вне мира, вызывающего и обусловливающего отличительные особенности религиозного мировосприятия, а обратиться к изучению характерных черт религиозного поведения. Социологически ориентированное определение  религии должно исходить из анализа  социального поведения, т. е. такого, которое является осмысленным и  определяется избранной целью. Этот подход был заложен Вебером, считавшим, что всякая дефиниция может быть лишь результатом эмпирического поведения и не столько выражать “сущность” религии, сколько очерчивать границы той области проблем, которая подлежит исследованию. К религии относится та деятельность, в которой вырабатывается основополагающий смысл, та главная руководящая мысль, на основе которой та или иная группа или общество индивидов “организует” свою жизнь. Примером такого функционального определения религии может служить определение, которое предложил американский социолог Р. Белла: религия есть “набор символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования”—рождением, смертью, жизненными трагедиями, бесконечностью универсума. Способность направлять человеческие действия, определять общую их тенденцию среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования, — вот что рассматривается в качестве наиболее существенной отличительной черты религии сторонниками функционализма. С этой точки зрения, решаемые религией проблемы, являются фундаментальными: они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники. В этом определении религия, по существу, отождествляется с основным содержанием культуры. Согласно этому определению то, что является в культуре самым фундаментальным, является религией. Религия, по определению, должна рассматриваться как решающая сила в общественном развитии.
Функциональные  определения религии, как правило, оказываются чрезмерно широкими. Действительно, если религия — система  верований и действий, с помощью  которых люди решают (или пытаются решать) “конечные” проблемы своего существования, человеческой жизни, то под это определение  подпадает и вера в науку или  класс, нацию, т. е. все то, что можно  назвать секулярной верой. Функционально  она является эквивалентом религиозной  веры, и невозможно провести грань  между “настоящей” верой и  ее суррогатом, подобно тому как  христианские теологи различают  истинную веру в бога и “идолопоклонство”. Это точка зрения на религию, согласно которой все люди религиозны и различие между ними лишь в том, поклоняются они истинному богу или ложному. Однако с позиций функционализма любые убеждения и верования, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни, — не только такие, которые связаны с представлением о сверхъестественном, — могут быть названы религией. При этом должно соблюдаться еще одно условие — это верования, которые не остаются сугубо частным делом индивида, но становятся или являются достоянием группы, важным аспектом социального взаимодействия: религия есть социальный феномен, выполняющий интегративную функцию в обществе. 
 

Функциональные  определения представляют религию  как совокупность представлений  о конечных проблемах, как символическую  систему, составляющую сердцевину основополагающих ценностей жизни. Изучение религии  с этих позиций включает все, что  играет роль такого рода смыслоположений, будь то традиционные религии, национализм, астрология или новые культы. 

Различия  в подходах не исключают возможности  дать все же самое общее и с  социологической точки зрения приемлемое определение или, точнее, описание того, что присуще религии, составляет ее отличительные признаки: верования, ритуалы, этос (нравственная позиция), взгляд на мир, система символов. 
 
 
 

Социологическое определение религии имеет смысл  лишь как часть более общего понятия религии. Религия - человеческий феномен, который объединяет в себе культурную, социальную и личностную системы в некое значимое, смысловое целое. Все эти элементы организованы в структуру, которая воздействует на процессы изменения и развития общества.
Религия, таким образом, включает верования (мифы), т. е. веру, которая помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь; вера сама по себе есть индивидуальный феномен, который включает доверие  к какому-то объекту, событию, принципу или существу как воплощению ценности и источнику смысла жизни; религия  предполагает, следовательно, общность верований, разделяемых верующими, общий для них миф, который  вписывает общие культурные ценности в определенную историческую действительность.
       Главными  же атрибутивными признаками религии  являются:
        1. Обязательное наличие группы  верующих (хотя религия может  быть связана с глубоко личным  переживанием индивида).
        2. Религии присуще наличие священных  предметов, явлений, обладающих  какой-то сверхъестественной силой,  живого существа, возможности которого  не ограничены законами природы.  В каждой религии практически  существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся  к объектам повседневной жизни,  в случае заразного заболевания  (коровье бешенство) их безжалостно  уничтожают. В Индии же корова  считается священным животным, она  связана с богом Вишну, поэтому  некоторые члены сект не могут  носить кожаную обувь, индус  не может есть говядины. В Древнем  Египте обожествлялась кошка,  в Монголии — лошадь. Список  сакрального (священного) можно продолжить  до бесконечности.
       3. Религия, как всякий социальный институт, имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида — символы определенных религий. Православный храм — святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы).
        4. Религия опирается на определенную  систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание.  Эти верования объясняют и  человеческую натуру, и окружающую  природу, и сверхъестественные  силы. Так, с точки зрения большинства  религиозных людей, человек в  случае смерти предстанет перед  Богом, и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.
        5. Религия имеет особую совокупность  действий, или ритуалов. Ритуалы  — это одобренные образцы поведения  по отношению к сверхъестественным  силам. Так, заходя в храм, православный  снимает головной убор и крестится.  Новорожденного несут в церковь  для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое  здание, просят священника освятить  его. Иными словами, вся жизнь  верующего человека — от рождения  до смерти — как бы направляется  церковью.
        6. Большинство религий предписывает  верующим систему заповедей, или  норм, регулирующих поведение. Эти  нормы определяют, как верующему  следует себя вести. Так, в  христианстве имеется десять  заповедей, которые запрещают  убийство, прелюбодеяние, ложь и  другие грехи, т.е. религия формирует  определенную ценностную и этическую  ориентацию, которая определяет  поведение людей и их взаимоотношения.  Родоначальник функционализма в  социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция  религии связана с тем, что  она способствует консолидации  общества, укреплению и развитию  солидарности всех его членов  благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.
       1.2 Социальные функции  религии
       Нарастающая глобализация в современном мире кардинально изменяет условия межрелигиозного взаимодействия и соответственно предъявляет новые требования к пониманию социальных (общественных) функций религии в современном обществе.
       Социальные  функции религии:
      Иллюзорно-компенсаторная функция религии.
      Интегративная функция религии.
      Мировоззренческая функция религии.
      Функция общественной стабильности.
      Коммуникативная функция религии.
      Регулятивная функция религии.
      Идеологическая функция религии.
      Культуротранслирующая функция религии.
 
    Иллюзорно-компенсаторная функция религии.
Приступая к рассмотрению конкретных функций  религии, отметим, что на первое место  разные исследователи ставят различные  функции. Марксисты, например, считают, что социальная сущность религии, ее специфическое место в обществе, определяются тем, что «религия это  иллюзорный способ разрешения реальных земных противоречий, иллюзорная компенсация  наличных общественных отношений, своеобразное их достраивание для... преодоления  убожества и одновременно неверные способы и приемы воздействия  на это убожество». Поэтому первой среди функций религии ими  называется иллюзорно - компенсаторная.
На первое место компенсаторную функцию выводили также Эпикур, Л. Фейербах и З. Фрейд. Образно говоря, «религия — это  вздох угнетенной твари, сердце бессердечного  мира, подобно тому как она дух  бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Но говоря об этой функции  словами Карла Маркса, некоторые  люди забывают о том, что опиум  в его время считался последним  лекарственным средством, которое  способно облегчить страдания больного. Иллюзорно-компенсаторная функция  является всеобщей универсальной и  специфической функцией религии, характерной  из всех форм общественного сознания только для нее. Ее назначение —  компенсировать слабость человека. Она  по-разному выступает в различных  структурных элементах религии. На уровне религиозного сознания она  проявляется «как иллюзорное разрешение объективных практических противоречий, как освобождение в сознании... и  не устраняет реальных противоречий и трудностей жизни».
Итак, религия определяется, как правило” двумя способами—содержательным и функциональным. Содержательные определения отмечают в религии, прежде всего веру в духовные существа или сверхъестественную реальность либо проводят разграничение между священным и профанным аспектами в восприятии реальности. Определения такого рода имеют в виду традиционные формы религиозности. Изучение религиозности, исходя из такого определения, заключается в выяснении специфики религиозных проявлений и их отличия от всего того, что не относится к религии, в изучении различных типов таких проявлений и их объединении по религиозному признаку. 
 

 2. Интегративная функция религии 

Интегративная функция религии выступает как  способность религии быть средством  объединения, сплочения людей. Западная традиция религиоведения ставит эту функцию на первое место. Бронислав Малиновский (1884—1942) (Англия) в центр внимания поставил отыскание функции части (элемента) внутри социального целого и сформулировал «постулат универсального функционализма», согласно которому для каждого действия и института существует функция или функции и общества не содержат нефункциональных элементов. Он писал: «...в любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого». По его мнению «функциональный взгляд на культуру настаивает на принципе, согласно которому в каждом типе цивилизации каждый обычай, каждый материальный объект, идея и верование выполняют некоторою жизненную функцию». При этом сразу же необходимо оговорить то обстоятельство, что Малиновский и некоторые другие исследователи считают, что интеграция общества может быть обеспечена только с помощью духовно-культурных факторов и прежде всего — религии. 

Рассматривая  данную функцию религии необходимо различать интеграцию внутри определенного  религиозного течения (назовем ее конфессионально-интегративной) и интегративную функцию религии  по отношению к социальной системе  в целом (назовем ее общественно-интегративной). Религия, объединяя людей общностью  вероисповедания всегда выступает  как фактор, способствующий интеграции, объединению верующих в некое  единое целое (католики, баптисты, православные).
«Религия  может быть и была в истории  средством сплочения людей, объединения  и организации их действий, постольку, поскольку она как и любая  форма общественного сознания воспринимается в качестве системы норм и поведения» (Мануйлова).
Итак, религия  может выполнять функцию интеграции общества, но она не является единственно  возможной интегрирующей силой. Кроме того существует и дезинтегрирующая форма проявления этой функции религии в обществе. Дело в том, что религия может действовать как дезинтегрирующий общество фактор. Например, когда возникают конфликты на религиозной почве.
3. Мировоззренческая  функция религии
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.