На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Вклад Игоря Моисеева в развитие народно-сценической хореографии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Управление  культуры Мингорисполкома
Детская Хореографическая Школа № 1 
 
 
 
 
 

ИТОГОВАЯ  РАБОТА
«ВКЛАД  ИГОРЯ МОИСЕЕВА В РАЗВИТИЕ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ» 
 
 
 
 
 

                                                                                         Подготовила
                                                                                                          Ученица 6 – 83 класса
                                                                                                    Анастасия Батура 
 
 
 
 

Минск
2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Балетмейстер, артист балета Игорь Александрович Моисеев
      Жизненный путь И.А. Моисеева
      Балетмейстер, артист балета И.А. Моисеев
ГЛАВА II. Магия танца И.А. Моисеева
2.1 Народно-сценические  танцы
2.2 Академизм  как закрепление традиции классического  искусства
2.2.1 Специфика  и природа образности в искусстве  танца
Специфика хореографического отображения  действительности
2.2.2 Специфика  хореографической образности с  точки зрения ее синтетического  начала
2.2.3 Соотношение  изобразительных и выразительных  начал в танцевальном образе
2.2.4 Определяющие  свойства образности российской  хореографии. Национальное и интернациональное  в хореографическом образе
2.2.5 Принципы  симфонического мышления в хореографии
2.3 Роль магического  танца в воспитании академизма  у учащихся 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ. Танцы, поставленные И.А. Моисеевым
 

ВВЕДЕНИЕ
     Танец - искусство выражения эмоций и чувств в пластике, в ритме движений.
     Танец - древнее искусство, зародившееся во времена первобытного строя, когда  человек стоял на пороге своего эволюционного  движения вперед. Человек эволюционировал, осваивая все более обширные территории, которые, несомненно, накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность  человека.
     Со  временем искусство танца стало  приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории.
     Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в  танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие.
     Танец развивался вместе с человеком. Человек  развивался вместе с танцем, с его  основными направлениями, которые  были выделены в отдельные виды:
    Народный танец - у каждого народа он свой особенный, неповторимый. Язык народа так же неповторим, как и его танец. Именно народные танцы дали развитие всем видам хореографического искусства.
    Классический танец (балет) - танцевальное искусство, наследие которого насчитывает уже несколько веков. Классический танец всегда был особенно почетаем у нас в России
    Спортивный танец, и т.д.
     Выдающийся  художник Игорь Александрович Моисеев  является первооткрывателем в искусстве. Он создал новый жанр сценической  хореографии - яркий, самобытный Театр  народного танца. В современном  танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической  хореографии не только в России, но и за рубежом.
     «Народный танец – это праздничный, жизнелюбивый вид искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом».
     Народный  танец нуждается в тщательном изучении. И.А. Моисеев говорил: «Мы  не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить  возможности танца, обогащая его  режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к  материалу для творчества, не скрывая  своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца». Безусловно, танцы, поставленные Игорем Моисеевым, оказывают огромное влияние  на воспитание академизма у учащихся. Поэтому тема данной работы важна и актуальна.
 

     ГЛАВА I. Балетмейстер, артист балета Игорь Александрович Моисеев
     1.1 Жизненный путь  И.А.Моисеева
     Его отец был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей. Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка, полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве.
     В политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. Он придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Поэтому  и в правоведении у него часто  возникали конфликтные ситуации. В царское время из-за своих  крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое время. В тюрьму он попал вскоре после рождения Игоря. Когда это случилось, мать увезла его в Париж и оставила в пансионе. А сама вернулась в Россию хлопотать за отца.
     Жизнь в пансионе оказалась очень трудной. Воспитывались там дети шести-семи лет, Игорь Моисеев был младше их на два года. Поэтому дети его всегда обижали. А наставники предъявляли к нему те же требования, что и к остальным. Он даже сидел один в темном карцере. Отцу удалось оправдаться: как юрист он смог грамотно себя защитить, и его отпустили. С его освобождением закончились и мучения Моисеевав пансионе - мать тут же забрала его, и они уехали в Россию.
     Александр Михайлович Моисеев очень повлиял  на развитие сына. От него Игорь получил  в наследство увлечение восточной  культурой, историей. Но творческими  способностями - к рисованию и  музыке - был скорее обязан матери. В  детстве у него был неплохой голос. Но в юношеские годы голос сломался и Игорь Александрович остался  непевучим.
     Отец  очень боялся дурного влияния  улицы и старался пристроить 14-летнего  Игоря к какому-либо делу. Однажды  он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как  раз в это время проводился набор. Он предложил сыну поступить  в эту студию, полагая, что, кем  бы он ни был в дальнейшем, ему  пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения - качества, которые  дает танец. Так Игорь Моисеев  попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой.
     Обучение  в студии было платным: десять рублей и два полена дров в месяц. Через  два-три месяца Вера Ильинична взяла его за руку и привела в Хореографический техникум Большого театра. Их принял директор техникума, которому она сказала: "Этот мальчик должен учиться у вас". На что директор ответил, что нужно будет выдержать экзамен. На это его учительница без тени сомнения заметила: "Он его выдержит".
     В итоге экзаменов приняли только троих, в том числе и Игоря  Моисеева. Он попал в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Александровича Горского. Домашние тогда  решили, что это лишь временное  занятие, и позже собирались отдать сына в иное, более серьезное учебное  заведение. Тогда никто не мог  предположить, что с танцем он свяжет всю жизнь...
     Семья Моисеевых жила тогда бедно. Отец, завершивший юридическую карьеру, занимался не слишком прибыльным занятием - преподаванием французского языка. Мать постоянно что-то перешивала из старого, бралась за любую работу. На почве истощения Игорь Моисеев  стал часто болеть. Почти год он не танцевал. Его хотели выпустить  из школы на год раньше срока: артистов, и в особенности солистов балета, в Большом театре не хватало, поскольку  после революции многие уехали за границу. Однако из-за болезни Игорь  Александрович вышел в артисты  в положенный срок. В год выпуска  ему исполнилось 18 лет.
     Любой артист, кончавший школу Большого театра, автоматически попадал в  кордебалет на саму низшую ставку. Когда  меня приняли в театр, она составляла 20 рублей. Но вещи тогда стоили очень  дешево. В день первой зарплаты я  купил в магазине "Мюр и Мерелиз", напротив Большого театра, чайник. Наш  чайник тек, и для того, чтобы вскипятить воду, мы каждый раз замазывали его  оконной замазкой. Когда я принес чайник, дома было ликование! Моя мать хвасталась соседям: вот чайник, который  куплен на деньги Игоря.
     В 1924 году в театр пришел известный  балетмейстер Касьян Голейзовский. Он готовил к постановке "Легенду  об Иосифе Прекрасном" на музыку С. Василенко  и балет "Теолинда" на музыку Шуберта. В театре его встретили неприязненно. Приверженцы классики не хотели мириться с тем, что в стенах храма классического  искусства появился ниспровергатель  исконных традиций. Многие ведущие  артисты, чтобы не портить отношения  с дирекцией, отказывались участвовать  в его балетах, поэтому в спектаклях была занята только молодежь.
     Роль  Иосифа репетировал Василий Ефремов, Моисеев же поначалу участвовал в  массовке. Но как-то заметил, что Голейзовский присматривается к нему более  внимательно, а потом, уже в ходе репетиций, назначил его исполнителем главной роли во втором составе. После  первых двух спектаклей из-за болезни  Ефимова Игорь Моисеев стал вести  этот балет. Исполнял он и главную  партию - разбойника Рауля - в балете "Теодолинда".
     После смерти А.А. Горского руководителем  балета собирались назначить Василия  Дмитриевича Тихомирова. Для всех было очевидно, что при нем Голейзовскому  в театре не выжить. Молодые солисты  балета так увлеклась работой  с этим талантливым мастером, что  не могли оставаться безучастными к  происходящему. Они написали письмо на имя директора театра, в котором  просили не назначать Тихомирова, а дать Гозейзовскому возможность  работать с ним на равных правах. Результатом письма стал приказ об отчислении из труппы ряда молодых  артистов, в том числе и Моисеева.
     Они были уволены, не прослужив в театре и года. Как быть, куда податься? Кто-то посоветовал обратиться к Луначарскому, который был тогда наркомом просвещения. Мы разыскали номер телефона и позвонили. Когда мы представились и сказали, что хотели бы встретиться с Анатолием Васильевичем по срочному делу, секретарь попросил нас подождать, а, вернувшись к телефону, ответил, что Анатолий Васильевич может их принять через пятнадцать минут. В ту же секунду студенты во главе с Моисеевым отправились к Луначарскому. Он отнесся к ним очень доброжелательно.
     Авторитет Луначарского помог, и студентов приняли обратно. Но, как и следовало ожидать, к их мнению прислушиваться не стали, и, придя в театр, они узнали, что Тихомиров все-таки назначен руководителем балета. До истории с письмом он к Моисееву относился замечательно и поэтому страшно обиделся, узнав, что Игорь оказался в группе, боровшейся, как он считал, против него. Его не интересовали детали, и он категорически отказался занимать Моисеева в репертуаре.
     Творческий простой длился более года. Даже коробка с гримом, которую выдают артисту в начале сезона, оказалась у Моисеева нераспечатанной. Для молодого артиста, уже ставшего солистом театра, положение было невыносимым. Игорь ежедневно приходил в театр, выполнял со всеми класс и после этого оказывался свободным. Наверное, у другого опустились бы руки. Но он продолжал заниматься в классе, а в свободное время читал книги по искусству. Потребность в этом возникла у него после общения с Луначарским.
     Опала завершилась во многом неожиданно для  Игоря Моисеева. Прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер осталась без партнера: ее партнер Иван Смольцов надорвал себе спину. (Гельцер была уже в возрасте и имела довольно плотное телосложение, поэтому поднимать  ее становилось затруднительно.) Нужно  было срочно искать замену. Ее выбор  пал на Игоря Моисеева, и Тихомирову пришлось "амнистировать" опального  артиста.
     История с отлучением от сцены изменила сознание Игоря Моисеева. Раньше ему казалось, что весь мир заключен в танце, но теперь ему хотелось проявить себя не только как танцовщика. В 1926 году в качестве балетмейстера в студии известного театрального режиссера Рубена Николаевича Симонова он успешно поставил комедию "Красавица с острова Лю-Лю" С. Заяицкого. Его работы на драматической сцене в сотрудничестве с вахтанговцами стали событиями театральной Москвы, и год спустя ему предложили принять участие в постановке балета "Футболист" В. Оранского на сцене Большого театра.
     В 1927 году в Большом театре поставили  балет "Красный мак" на музыку Рейнгольда Глиэра. Шел он с огромным успехом; зрителей поражало, что всего  через десять лет после революции  на сцене бывшего императорского театра действовали их современники. Успех "Красного мака" подвигнул  Большой театр продолжить советскую  тему в балете. Был написан сценарий "Футболист", где главными героями  выступали Футболист и Метельщица, а противостояли им Нэпман и Нэпманша. Тема современная, но сюжет строился очень нелепо. Ставили балет Леонид Жуков и Лев Лащилин. Но насколько  удачно шла работа над "Красным  маком", настолько тяжело она складывалась над "Футболистом".
     В Большом театре существовал тогда  художественный совет из рабочих  заводов, фабрик, общественных деятелей. Любой спектакль в театре должен был получить его одобрение. Трижды собирался совет на генеральную  репетицию "Футболиста" и не принимал балета.
     Однажды, проходя во время репетиции под сценой, Моисеев столкнулся с маленьким человечком, который к моему удивлению, спросил его:
     - А что вы здесь делаете? 
     Моисеев ответил:
     - Работаю в балете.
     - Как же, вы ведь режиссер студии  Симонова?!
     - Нет, я артист балета. Но когда-то  помогал Симонову в постановке  его спектакля. 
     Человек понял, что Моисеев его не узнал, и представился. Он оказался заведующим литературной частью Большого театра Гусманом. Именно ему принадлежала идея постановки "Футболиста". Он предложил Игорю переделать сцену футбола в первом акте. Моисеев пробовал отказаться, вспоминая свои прошлые неприятности, но Гусман настоял. Игорь понял: от того, будет ли в конце концов ободрен этот спектакль, зависит участь и самого Гусмана.
     Моисееву предстояло войти в чужую, почти готовую работу. В процессе репетиций пришлось перекроить весь сценарий. Его вмешательство задевало и музыку. Композитор Виктор Оранский поначалу воспринял его предложения в штыки. Но результат вторжения в музыкальную ткань превзошел все ожидания.
     У ни хвозник интерес друг к другу. Оранского поразило, что в двадцать четыре года Моисеев уже переделывает балеты в Большом театре. Моисеев вскоре почувствовал, что его влияние не проходит для меня даром. Они стали встречаться чуть ли не каждый день. Игорь переделал, насколько это было возможно, второй акт и сцену футбола в первом, а третий акт, полностью дивертисментный, оставил без изменений. В результате балет продержался в афише два с половиной года.
     Гусман  был в восторге от того, что балет пошел, и Моисеева назначили балетмейстером Большого театра. Это, конечно, уникальный случай в балетмейстерской практике: обычно у нас балетмейстерами становятся танцовщики, завершившие свою исполнительскую карьеру.
     Столь удачно начавшаяся карьера балетмейстера  тогда не получила продолжения: новый  директор театра Елена Константиновна Малиновская была глубоко возмущена  тем, что 24-летнего мальчишку сделали  балетмейстером, и хотя с должности  она его не сняла, ставить ничего не давала. Моисеев работал только как артист.
     В Большом Театре Игорь Моисеев  мог бы стать одним из ведущих  солистов балета, но его все больше привлекала идея сочинять танцы самому. В 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится постановщиком танцевальных сюит в опере "Кармен", а вскоре на сцене Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты "Саламбо" по сюжету Г. Флобера (1932) и "Три толстяка" по сказке Ю. Олеши (1935). Последний имел большой успех и продержался  в репертуаре Большого театра несколько  сезонов. Позднее он был снят с  репертуара, но по распоряжению правительства  его вновь вернули на афишу. Правда, к тому времени Игорь Моисеев  уже покинул театр, и спектакль  шел крайне редко, пока вовсе ни сошел  со сцены.
     Правительство давно предъявляло претензии  к Большому театру. Сталин очень  хотел, чтобы возникла советская  опера. Но всякие попытки создать  на сцене Большого театра оканчивались неудачей. После очередного провала  взбешенный Сталин приказал назначить  на должность художественного руководителя вместо Малиновской Самуила Самосуда, успешно работавшего в Ленинградском  Малом оперном театре. С ним  приехало много балетмейстеров: Федор  Лопухов, Петр Гусев, Александр Чекрыгин, Ростислав Захаров, ставший главным  балетмейстером. Моисеев оказался единственным балетмейстером-неленинградцем.
     Захаров отнесся к Моисееву крайне неприязненного, видя в нем конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить его из театра. Начал он с ударов по жене Моисеева, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семеновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил ее от всех спектаклей, глумился на репетициях. Моисеев при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать его открыто. Его предупредили, чтобы он даже не надеялся что-то поставить. Но только актерское поприще Игоря больше не устраивало.
     У него были тысячи замыслов, однако на все его предложения Самосуд отвечал отказом. Если он предлагал ставить классику, Захаров говорил: "Как вам не стыдно, вы - молодой человек, вам надо думать над советской темой, а вы приходите ко мне с Шекспиром ((я хотел ставить "Сон в летнюю ночь"). Кому это сейчас нужно?" Если приходил с советской темой, в ответ слышал: "Вы что, хотите, чтобы я шею свернул на советской теме? На ней же все горят".
     Игорь стал мучительно думать: "Куда деваться, что делать?" В драматических театрах балеты не ставят. Мюзик-холлов никаких не было. Ему помог Его Величество случай.
     Тогда новый глава Комитета по делам  искусств Платон Михайлович Керженцев  заинтересовался Большим театром  и попросил, чтобы кто-нибудь из театральной  молодежи сделал доклад о проблемах  и перспективах балета. Выбор пал  на 30-летнего Игоря Моисеева. Моисеев  с увлеченностью говорил Керженцеву о том, что волновало молодых  артистов, что корифеи театра слепо  придерживаются традиций, вместо того чтобы их развивать, наконец, о том, что хочет ставить спектакли, которые выражали бы проблемы сегодняшнего дня, но не знает как осуществить  свои замыслы. Ведь Большой театр  был для него недоступен.
     Керженцев взялся помочь, но положение Захарова в театре было настолько прочным, что и он ничего не смог сделать. Однако, узнав о пристрастии Моисеева к народному творчеству, посоветовал  написать на имя Молотова письмо с  предложением о создании ансамбля народного  танца, обещая со своей стороны поддержку.
     Молотов поставил на письме резолюцию: "Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать". Еще не зная своих организаторских способностей, Игорь побоялся уйти из Большого театра. Первые шаги в создании ансамбля - набор труппы, формирование репертуара, определение творческой линии будущего коллектива - он делал, оставаясь в штате Большого. Он уволился из театра только в тридцать девятом году.
     Интерес Игоря Моисеева к народному творчеству сформировался еще в начале 1930-х  годов, когда он пешком и верхом объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. Его интерес не остался незамеченным - в 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что  созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция дебютной программы ансамбля ("Танцы народов СССР") состоялась 10 февраля 1937 года. С тех пор на протяжении 65 лет Игорь Александрович является бессменным художественным руководителем Государственного академического ансамбля народного танца.
     В жизни Игоря Александровича Моисеева есть еще одна яркая и удивительная страница, и не рассказать о ней  было бы по крайне мере неправильным. Однако для этого необходимо вернуться  в биографическом повествовании  на несколько лет назад.
     Во  время его опалы в Большом  театре Моисеев, постоянно ощущая творческий голод, с жадностью хватался за любую  работу. Однажды его удивило и  озадачило совершенно неожиданное  предложение. В 1936 году спортсмены из Малаховского физкультурного техникума имени  Антипова попросили поставить им выступление для физкультурного парада на Красной площади.
     На  выступление "малаховцам" выделили всего пятнадцать минут, в то время  как институты физкультуры выступали  по часу. Малаховцы очень расстроились, что им дали так мало времени. Моисеев  же решил обернуть непродолжительность  выступления в свою пользу и конкурировать  с институтами прежде всего за счет динамики. Поставленное им выступление  длилось всего семь минут.
     В темпе стометровки участники  парад выбегали на площадь, за считанные  секунды выстраивались и в  том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум даже наградили. Для  Моисеева же этот успех вылился в  многолетнюю работу на физкультурно-парадном поприще во время своих летних отпусков.
     В 1937 году к нему пришли представители многих республик с просьбой поставить их выступления на предстоящем параде. Из всех претендентов Игорь выбрал белорусский республиканский техникум. Белоруссию он очень любил и из белорусского фольклора мог почерпнуть многое для ансамбля, над созданием которого уже начал работать. Каждую неделю я ездил в Минск на два дня для подготовки выступления, которое задумывалось мной в нетрадиционной для парада театрализованной форме. Называлось оно "Граница на замке".
     Красная площадь превращалась в березовую  рощу, из нее выходили танки, выбегали солдаты. Исполнители вышли на площадь  с маленькими березками, заранее  привезенными из Подмосковья, чем создали  иллюзию Белоруссии. После парад  техникум переименовали в институт, исполнителей наградили орденами. Он ордена почему-то не получил и тогда уже понял, что у спортсменов интриги похлеще, чем в любом театре.
     Он постарался поскорее забыть эту обиду и полностью погрузился в работу над созданием ансамбля. Однако, вскоре после парада, его вызвали в НКВД. Шел страшный тридцать седьмой год, и, отправляясь на Лубянку, он не надеялся вернуться обратно. Но его приняли необычайно вежливо и предложили ознакомиться с каким-то документом, оказавшимся представлением к ордену. В списке представленных к наградам значилась и его фамилия, но она была перечеркнута, а вместо нее вписана другая. Оказалось, этим он был обязан Председателю Комитета по физкультуре Белоруссии Кузнецову. К тому времени его уже арестовали. Моисеева спросили, знает ли он что-нибудь о представлении к ордену. Ему об этом не было известно, да и вообще он не имел ничего общего с Кузнецовым. Чекисты его отпустили. Он обрадовался, что так легко отделался, и дал себе слово никогда больше не связываться с парадами. Однако судьба распорядилась иначе.
     Накануне  следующего парад ему позвонил секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и попросил срочно приехать к нему. Речь зашла опять о параде. Заметив, что Игорь настроен решительно, Косарев предупредил его протесты: "Дело в том, что товарищ Сталин поинтересовался, почему институт физкультуры имени Сталина уже третий год не получает наград за свои выступления. Ему ответили, что первое место присудили белорусам. Иосифу Виссарионовичу тоже понравилось это выступление, и он спросил, кто его готовил. Когда назвали вашу фамилию, товарищ Сталин сказал: "Пусть он и сделает". Поэтому мы попросили вас приехать".
     Мог ли он спорить со Сталиным? Ему ничего другого не оставалось, как вновь заняться физкультурой. К тому же Косарев пообещал: "Даю вам честное слово, если выступление будет удачным, вы наверняка будете отмечены".
     Моисеев поставил номер "Если завтра война". Институт занял столь желанное Сталиным первое место. А обещанный орден он не получил, так как еще до конца работы Косарев был объявлен "врагом народа".
     Между тем работа ансамбля шла своим  чередом. Все "парадные" предложения, с которыми к Моисееву обращались, он отверг и поехал с молодым коллективом  на гастроли в Кисловодск. За два  дня до конца сезона ему принесли правительственную телеграмму: "Приезжайте в Москву. Председатель по делам  искусств Храпченко". Решив, что Храпченко  может и подождать, Моисеев послал ответ: "Выехать не могу в связи  со сложными обстоятельствами в ансамбле". Буквально через несколько часов  получил вторую правительственную  телеграмму: "В пререкания не вступайте, выезжайте немедленно".
     Дальнейшие  события развивались как в  лихо закрученном детективе.
     Подъезжая к Москве, поезд останавливается, в наш вагон входят два чекиста и зычным голосом спрашивают: "Кто здесь Моисеев?" Увидев чекистскую форму, пассажиры затаились. У Моисеева сердце упало, и, не узнавая своего голоса, он ответил: "Я здесь". - "Где ваши вещи?" Он показывает чемодан. Один из чекистов взял его чемодан и вышел, Игорь пошел за ним, второй чекист - за Игорем. Игорь понял, что арестован, и стал судорожно перебирать в уме, кто мог меня оговорить...
     На  площади перед вокзалом стояла роскошная  открытая машина "линкольн" с изображением борзой собаки на носу - тогда они были модны. Они сели в нее, и вдруг один из чекистов задал Моисееву вопрос: "Вас домой или прямо к нам?" Игорь, удивленный таким предложением, сказал: "Домой".
     Его стали мучить сомнения: арест это или нет?
     Поехали к нему домой. Адрес они не спросили, но повезли абсолютно точно. Когда они поднялись с Игорем в квартиру, он решил, что все-таки арестован. Жена открыла дверь и, увидев чекистов, побелела. Игорь, пытаясь ее успокоить, сказал: "Не бойся, это по делу..." Но какое может быть спокойствие при виде чекистов в своей квартире в тридцать седьмом году.
     В то время не было такого дома, такой  квартиры, где бы кого-то не арестовали. Один из чекистов подошел к телефону и доложил: "Товарищ начальник, товарищ Моисеев доставлен. Какие  будут указания?" На том конце  провода, видимо, ответили: "Дайте ему трубку". Ему дали трубку, и он услышал приветливый голос: "Товарищ Моисеев, мы очень хотим с вами встретиться. Вы не могли бы сейчас к нам приехать?" Моисеев попытался оттянуть время: "Я так плохо себя чувствую, если можно, дайте мне передохнуть". - "Хорошо, завтра в одиннадцать утра за вами приедут".
     Потом он себя ругал, что не поехал сразу. Всю ночь не спал, теряясь в догадках. В одиннадцать утра эти же два человека приехали за ним на той же машине и отвезли на Лубянку. Его остановили у двери с дощечкой: "Начальник транспортного отдела". Моисеев и транспортный отдел?! В голове у Игоря был полный хаос, и очень страшно. Войдя, он оказался в маленькой комнате, из-за стола вскочил секретарь и, вытянув руки по швам, спросил:
     - Товарищ Моисеев? - Он кивнул головой.
     - Вас ждут.
     - Куда пройти?
     Он  указал на шкафчик с зеленой занавеской точно в рост человека, скрывавший большую высокую дверь, за которой  находился просторный кабинет. Огромнейший  письменный стол был весь уставлен телефонами. Навстречу ему из-за стола с лучезарной улыбкой поднялся маленький человек.
     - Товарищ Моисеев, как я рад  вас видеть!
Подошел. Долго  тряс руку.
     - Вы меня помните?
     - Убейте меня, нет.
     -  Ну как же! Когда после выступления  белорусы вас качали, я вас  поздравлял. Тогда я представлял  грузинскую делегацию. Моя фамилия  Мильштейн. 
     - - Товарищ Моисеев, - продолжил Мильштейн  после небольшой паузы. - У нас  сейчас очень сложная ситуация. Товарищ Берия сейчас принимает  дела и разбирается в тех  безобразиях, которые натворил  враг народа Ежов. Он забраковал  план выступления общества "Динамо", разработанный до него, и потребовал  полной перемены. Ответственным  за проведение парада назначили  меня, и я вспомнил о вас.  Это я послал телеграмму, но, чтобы  вас не испугать, подписался фамилией  Храпченко. 
     Игорь замахал руками и сказал, что об этом не может быть и речи. До парада оставалось меньше месяца. Естественно, ему не хотелось брать на себя такую ответственность и делать скороспелое выступление. он прекрасно понимал, чем может окончиться его работа в случае неудачи, пусть и по чисто объективным, не зависящим от него причинам.
     Мильштейн повел с ним разговор в форме вежливой угрозы. Он сказал ему:
     - Дорогой товарищ Моисеев, если  вам понадобится сто помощников, у вас будет сто помощников. Если попросите сто тысяч рублей, вы их получите. Но отказывать  нашей организации... Сами понимаете. 
     -
     Договорились, что окончательный ответ Игорь даст на следующий день. Всю ночь он ворочался, размышляя над ситуацией, в которой оказался, но наконец под утро решил окончательно: пусть его убьют или посадят, но ставить не будет.
     С этой мыслью он приехал на Лубянку. Однако, войдя в кабинет Мильштейна, он увидел, что там полно народу. Разговоры моментально прекратились, и Мильштейн громко объявил: "Товарищи, представляю вам начальника парада общества "Динамо" товарища Моисеева. Прошу представиться". Люди в форме стали подходить ко мне и представляться: "Начальник пограничных войск, могу предоставить в ваше распоряжение триста спортсменов первого разряда и пятьсот спортсменов второго разряда", "Начальник внутренних войск, могу предоставить в ваше распоряжение столько-то спортсменов". С такими же словами к нему подошли еще несколько руководителей подразделений Лубянки: начальники кремлевского гарнизона, люберецких трудкоммун, конвойных войск...
     Моисеев растерялся и понял, что теперь отказаться не удастся. После того как все представились, Мильштейн взял слово: "Товарищи, общество "Динамо" находится в очень затруднительном положении. Товарищ Моисеев любезно согласился нам помочь. Предлагаю безукоризненно выполнять все указания товарища Моисеева. Если я услышу какую-либо жалобу на то, что его указания не выполняются, я вынужден буду поступать с этим человеком по законам нашей чекистской дисциплины".
     После этого внушения все разошлись, и они остались вдвоем. Мильштейн ухмыльнулся, довольный тем, как он обставил Моисеева, и сказал: "Не волнуйтесь, товарищ Моисеев. Нет такой вещи, которую бы мы не сделали для того, чтобы парад удался. Поэтому продумайте наше выступление спокойно".
     К счастью выступление прошло удачно, а на следующее утро ему позвонил Мильштейн: "Товарищ Моисеев, должен вас поздравить. Ваше выступление получило одобрение. Все вас поздравляют и благодарят. Сейчас с вами будут говорить". Спустя мгновение Игорь услышал сухой и неприветливый голос Берии: "Товарищ Моисеев, я вас благодарю за хорошее выступление. Большое вам спасибо".
     Ни  о какой оплате разговора не было. Но, оказывается, они знали, сколько Игорь получал раньше. От белорусов он получил двадцать тысяч. В Институте имени Сталина - двадцать пять. За "Динамо" ему дали двадцать пять тысяч и двухмесячную путевку на отдых.
     Теперь  он мог снова сконцентрировать все свои усилия на работе с ансамблем. К счастью, они быстро получили признание и на протяжении всей своей истории не знали провалов. В 1938 году нас пригласили выступать в Кремль, и с тех пор ни одного из этих приемов мы не пропустили. Состав участников кремлевских концертов из года в год не менялся: Иван Козловский, Валерия Барсова, Сергей Образцов со своими куклами, Краснознаменный ансамбль и Ансамбль народного танца. Выступления всегда проходили удачно. Они стали одним из любимых коллективов правительства, и в первую очередь - Сталина.
     После концертов обычно устраивались банкеты. На них мимоходом часто решались проблемы, казавшиеся делом многих лет. Как-то в Кремле проходил очередной банкет. Сидя за столом, Моисеев почувствовал, что кто-то положил ему на плечо руку. Все замерли.
     - Ну как дела?
     За  его спиной стоял Сталин. По молодости или по незнанию Моисеев не испытал в тот момент страха, но трепет, конечно, почувствовал.
     - Плохо, Иосиф Виссарионович, дела.
     - А почему плохо?
     - Нет помещения. Например, "Подмосковную  лирику" я ставил на лестничной  площадке. (Сталин очень любил  этот номер.)
     Сталин  нахмурился, сделал жест рукой - и как  из под земли перед ним вырос  Щербаков, первый секретарь МК партии. Сталин, указывая на меня, сказал ему:
     - У них нет помещения. Надо  найти. Завтра доложишь.
     Повернулся  и ушел.
     На  следующий день Щербаков вызвал Моисеева к себе. Подвел к карте Москвы, и предложил "Выбирайте".
     К тому времени им уже давно обещали несколько залов в перестраивавшемся здании бывшего театра Мейерхольда. Внутри все здание было сломано, снаружи - сплошные леса. Одному Богу известно, когда бы закончилось это строительство. Зато станция метро "Маяковская" в этом же здании готовилась к сдаче в ближайшие месяцы.
     Зная  это, Моисеев сказал Щербакову: "Наверное, будет не очень красиво, если станция откроется в недостроенном здании и пассажирам придется пробираться под строительными лесами, чтобы попасть в метро. Так, может быть, метростроевцы доделают и все здание?" Секретарю идея понравилась. Он тут же позвонил начальнику метростроя Абакумову... Месяца через три все было готово.
     В 1940 году по предложению И.В. Сталина  в Москве готовилась Бурятская декада. Руководитель Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и  В.И. Немировича-Данченко Иосиф Туманов  предложил И.А. Моисееву быть ее балетмейстером. Задача оказалась не из легких: ведь в то время даже само слово "танец" было неведомо бурятскому народу и  заменялось другими понятиями.
     Пристальное знакомство с бурятским фольклором привело Игоря Александровича к  мысли возродить на сцене монастырский буддийский праздник "Цам". Это  танец масок, обычно исполнявшийся  в ритуальной пантомиме, которая  разыгрывалась на ежегодных праздниках в ламских дацанах (монастырях). И.А. Моисееву удалось разыскать подлинные  буддийские маски и костюмы и  на основе религиозного сюжета создать  театрализованную легенду. За эту постановку ему было присвоено первое почетное звание - Народного артиста Бурятской  ССР.
     Началась  война. Нужно было спасать коллектив. Ведь он состоял из молодежи, а уже  началась мобилизация. От ансамбля в  считанные дни могло ничего не остаться. Моисеев попросилисся обслуживать фронт, но ему отказали. Война началась сокрушительная, советская армия отступала. Решив, что в таких условиях войскам не до концертов, его отправили на Урал.
     В Свердловской области они выступали в основном на эвакуированных с Запада заводах, выраставших вокруг Свердловска как грибы после дождя. Неожиданно для себя они встали на ноги и смогли даже отчислять деньги на оборону. На концертах ими было собрано около полутора миллионов рублей. На них построили танк - "ГАНТ СССР" (Государственный ансамбль народного танца СССР). Этот танк был на фронте, воевал. Модель его до сих пор хранится в ансамбле как символ нашей деятельности во время войны.
     До  возвращения в Москву в 1943 году ансамбль народного танца под руководством И.А. Моисеева постоянно находился  в гастрольных поездах по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. И все это время Игорю Александровичу, несмотря на многие трудности и лишения, удавалось поддерживать в коллективе творческую атмосферу. Им было создано  несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота, а также "Большую флотскую сюиту" и "Русскую сюиту", которые до сих пор держатся в репертуаре ансамбля.
     Репетировать  зачастую приходилось на вагонных платформах. На первых концертах самому Игорю  Александровичу приходилось заменять отсутствовавших артистов и сходу  включаться в номер. Делать это было нелегко. Ведь поставить танец и  самому танцевать его - совершенно разные вещи.
     В 1943 году И.А. Моисееву разрешили создать  первую в стране профессиональную школу  народного танца - хореографическую школу-студию при ГААНТ. С тех  пор ее выпускники пополняют не только труппу самого ансамбля, но и все  ведущие коллективы России.
     Пик популярности и всемирное признание  творчества Ансамбля народного танца  СССР пришелся на послевоенные годы. Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими нашу страну за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (Ливан, Египет, Сирия, 1956), в США (1958), странах  Южной Америки (1963), Индии (1974).
     Из  его жизни легче составить путеводитель, чем биографию. Они побывали с ансамблем в более шестидесяти странах мира. Во многих - более десяти раз. Восемь месяцев в году мы проводили на гастролях, и большей частью - за рубежом. Разумеется, описать все гастроли невозможно. Да это и не нужно. Самым интересным бывает первый приезд в страну. А что можно рассказать о самих гастролях? Триумф во Франции сменялся триуфом в Америке, триумф в Америке сменялся триумфом в Японии, и так далее. Это приятно виновникам событий, но для других однообразно и скучно.
     В 1965 году за программу "Дорога к танцу" И.А. Моисеев был удостоен Ленинской  премии, а коллектив - звания Академического.
     На  сегодняшний день в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Моисеев является постановщиком программ "Мир и  дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983), ... , одноактных спектаклей "Половецкие пляски" на музыку А. Бородина (1971), "На катке" на музыку Р. Штрауса (1980), "Ночь на Лысой Горе" на музыку М. Мусоргского (1983), "Вечер в таверне" (1986) и  многих других. Из последних работ  следует выделить сюиту греческих  танцев на музыку М.Теодоракиса (1991), сюиту  еврейских танцев "Семейные радости" (1994).
     Выдающийся  художник Игорь Александрович Моисеев  является первооткрывателем в искусстве. Он создал новый жанр сценической  хореографии - яркий, самобытный Театр  народного танца. В современном  танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической  хореографии не только в России, но и за рубежом.
     Его часто спрашивали: "Чем вас привлекает народный танец?" Задумываясь над этим, он пришел к выводу, что не видит более праздничного, жизнелюбивого вида искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им.
     У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие  от классического балета, рожденного рациональным умом.
     Он много лет занимаюсь фольклором, конечно, не только потому, что многообразие его проявлений дает возможность постановки различных танцевальных спектаклей. Танец, несомненно, будет находить все новые и новые формы, которые неизбежно будут соответствовать развитию человеческого сознания, человеческого опыта, человеческой морали.
     Народный  танец нуждается в тщательном изучении. Опираясь на народный опыт, Моисеев старается расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя.
     И.А. Моисеев принимал непосредственное участие в организации профессиональных национальных ансамблей в нашей  стране и за рубежом, в том числе  в Венгрии, Польше, Чехословакии и  других странах. В 1966 году в Москве Моисеевым  был основан Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического  балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва).
     Одновременно  с работой в ансамбле И.А. Моисеев  в разные годы выполнял поручения  Правительства и Министерства культуры СССР, а ныне Российской Федерации. Он был постановщиком торжественных  концертов и культурных программ, посвященных выдающимся событиям общественной жизни страны: 60-летие основания  СССР, 40-летие Победы в Великой  Отечественной войне и другие. Долгие годы И.А. Моисеев возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля "Радуга", был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов  и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.
     И.А. Моисееву посвящены тысячи статей, несколько книг, научное исследование. Он автор множества научных статей по хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю..." (М.: Согласие, 1998), где подробно рассказывает о своей  жизни и творчестве.
     Игоря Александровича характеризуют универсальные  знания и уникальный кругозор. Он прекрасно  знаком с живописью, архитектурой, литературой (от эпохи Возрождения до наших дней). Его любимая книга - Библия. Он хорошо знает кино и театр. Любимые артисты: весь старый МХАТ - от К.С. Станиславского, с которым Игорь Александрович вместе работал над оперой, до В.И. Немировича-Данченко, на постановках булгаковского "Мольера" которого преподавал манеры и фехтование. И.А. Моисеев дружил с Михоэлсом, работал с Охлопковым. Ставил с Алексеем Поповым "Ромео и Джульетту". Прекрасно знал Григория Александрова и Любовь Орлову, был очень дружен с Ираклием Андронниковым и Сергеем Смирновым.
     Очень любит животных - лошадей и собак, спорт - легкую атлетику и, особенно, художественную гимнастику. Прекрасно играет в шахматы, отлично плавает, владеет французским  языком.
     Интересуясь фольклором, он ездил по белорусским деревням. Дело было осенью, поспевал урожай картофеля. Навстречу ему с труппой шла группа девушек, которые несли на плечах вилы и весело пели по-белорусски. Он спросил своего спутника, о чем они поют. Оказалось, они пели о картошке: просили, чтобы погода помогла ей уродиться, тогда год будет сытый, счастливый, а значит, будут и песни, будут и пляски. Возвратившись в Москву, Моисеев сделал танец под названием "Бульба".
     Когда лет через пятнадцать он снова побывал в Белоруссии, то обнаружил, что всюду танцуют мою "Бульбу". Спрашиваю: откуда у вас этот танец? Ему отвечают: "А он у нас всегда был". Хотя все фольклористы подтверждали, что этот танец появился в Белоруссии после постановки И. Моисеева. Если твое творчество настолько признает народ, что считает его своим, - это ли не высшая форма признания!  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Балетмейстер, артист балета Игорь Александрович Моисеев 

     И.А. Моисеев танцу учился в Москве - сначала в частной балетной студии В.И. Масоловой (1920), затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого Театра в классе А.А.Горского (1921-1924).
     В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания техникума был  принят в балетную труппу Большого Театра (1924-1931), затем стал его солистом (1931-1937). В Большом Театре он мог  бы стать одним из ведущих солистов: его первые партии в театре - роли Рауля в "Теолинде", Мато в "Саламбо", Иосифа в "Иосифе Прекрасном" и  другие. Но его привлекла идея сочинять танцы самому. Уже в 24 года, в 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером: сначала он был постановщиком  танцевальных сюит в оперных спектаклях "Кармен", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Турандот", а в 1930 году он спас от провала балет "Футболист", и вскоре на сцене  Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты "Саламбо" (1932), "Три толстяка" (1935), "Спартак" (1958). Его работы на драматической  сцене, в сотрудничестве с вахтанговцами, были событиями театральной Москвы. В 20-40-е годы правительство поручает молодому балетмейстеру постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников. В эти годы растет интерес Игоря Моисеева к народному творчеству - пешком и верхом он объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. Его интерес не остался незамеченным - в 1936 году он становится заведующим хореографической частью Театра народного творчества и вскоре осуществляет постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний подготовил почву для создания в 1937 году первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. На протяжении 60 лет И.А. Моисеев является бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: "Танцы народов СССР" (1937), "Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983) и других. За программу "Дорога к танцу" (1965) Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив - звания Академического. Моисеев является также постановщиком нескольких одноактных спектаклей в ансамбле: "Половецкие пляски" на музыку А.Бородина (1971), "На катке" на музыку Р.Штрауса (1980), "Ночь на Лысой Горе" на музыку М.Мусоргского (1983), "Вечер в таверне" (1986) и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Из последних работ следует выделить сюиту греческих танцев на музыку М. Теодоракиса (1991), сюиту еврейских танцев "Семейные радости" (1994). Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими нашу страну за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), США (1958). Ансамбль с успехом провел гастроли более чем в шестидесяти странах мира.
     Выдающийся  художник, Игорь Моисеев является первооткрывателем в искусстве. Он создал новый жанр сценической  хореографии - яркий, самобытный Театр  народного танца. В современном  танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической  хореографии не только в России, но и за рубежом. В 1943 году Игорь Александрович  создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при ГААНТ). Её выпускники пополняют труппу ансамбля, а также  все ведущие коллективы России. Игорь  Моисеев принимал непосредственное участие в организации профессиональных национальных ансамблей в нашей  стране и за рубежом, в том числе  в Венгрии, Польше, Чехословакии и  других странах, за что представлен  к почетным наградам этих стран. В 1966 году в Москве Моисеевым был основан  Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического  балета под руководством Н.Касаткиной и В. Василёва). Одновременно с работой  в ансамбле И.А. Моисеев в разные годы выполнял поручения Правительства  и Министерства культуры СССР, а  ныне Российской Федерации. Он был постановщиком  торжественных концертов и культурных программ, посвященных выдающимся событиям общественной жизни страны: 60-летие  основания СССР, 40-летие Победы в  Великой Отечественной войне  и другие. Долгие годы И.А. Моисеев  возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля "Радуга", был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов  и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.
     Народный  артист Бурятской ССР (194), Заслуженный  артист РСФСР (1942), Народный артист РСФСР (1944), Народный артиста Молдавской ССР (1950), Народный артист СССР (1953), Народного  артиста Киргизской ССР (1976). В 1976 году ему присвоено звание Героя Социалистического  труда. Он Лауреат Ленинской премии (1967), Лауреат Государственных премий (1942, 1947, 1952, 1985, 1996). Его творчество отмечено высшими правительственными наградами  СССР и России. Он награжден тремя  Орденами Ленина (1958, 1976, 1986), Орденом  Октябрьской Революции (1981), двумя  Орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1966), Орденом "За заслуги перед  Отечеством" III степени (1996), Орденом Знак Почета (1937). Многие государства мира отметили великое искусство Игоря Моисеева. Он - кавалер Болгарского Ордена "Святого Александра с короной" (1945), Румынского Ордена "Офицера культуры" (1945), Польского Ордена "Полония Реститула" (1946), Югославского Ордена "Братство и Единство" (1946), Монгольского Ордена "Полярной Звезды" (1947), Венгерского Ордена "Офицера культуры" I степени (1954), Ливанского Ордена "Золотой Кедр" (1956), Венгерского Ордена "Офицера культуры" II степени (1960), Монгольского Ордена Сухэ-Батора (1976), Чехословацкого Ордена "Белого Льва" (1980), Венгерского Ордена "Офицера культуры" (1989), Командорского Креста Ордена Заслуги Республики Польша (1996). Игорь Моисеев - Командор Венгерского Ордена (1997), Командор Испанского Ордена "За гражданские заслуги" (Орден вручен Королем Испании Хуаном Карлосом II в мае 1997).
     И.А. Моисеев был удостоен американской премии "Оскар" в области танца (1961, 1974), американской премии Журнала "Dance magazine" в области танца, звания Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской Академии музыки и танца (1955), звания Доктора наук Международной Академии наук Сан-Марино. Игорь Александрович является членом Коллегии Большого Театра и членом Президиума Российской Академии искусств. Моисееву была вручена премия Международного Фонда за развитие культурных связей между Россией и США (ноябрь 1995). Игорю Моисееву посвящены тысячи статей, несколько книг, научное исследование. Он автор множества научных статей по хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю...", где подробно рассказывает о своей жизни и творчестве. Игоря Александровича характеризуют универсальные знания и уникальный кругозор.
     Фильм Майи Меркель является первым в СССР фильмом, снятым методом длительного  наблюдения. Метод, разработанный еще  Робертом Флаэрти, в течение долгого  времени оставался невостребованным, но пятидесятые годы вернули к  нему интерес во всем мире. Видимо, вдохновляясь примером американских, французских, английских коллег, Меркель попыталась запечатлеть  процесс мучительного рождения танца  на репетициях Игоря Моисеева. Собственно, фильмов о репетициях танцев к  сегодняшнему дню снято довольно много, но картина Меркель и сегодня  смотрится среди них очень  выгодно. Благодаря тому, например, что интервью с балеринами она  сделала не "говорящими головами", а пустила как бы закадровыми  монологами во время репетиций. Получилась очень исповедальная интонация, которой так не хватает подобным картинам. Интерес режиссера равномерно распределен между Моисеевым  и его методами работы и рефлексией тех, кого он тренирует. Среди лучших фильмов шестидесятых, вроде "Катюши", "Взгляните на лицо", "Без  легенд", фильм Майи Меркель вполне заслуженно стоит в одном ряду. 
ГЛАВА II. Магия танца И.А. Моисеева
 

     Магия танца – это открывание двери через музыку и движение в огромный мир, это набор тех системных движений, которые в отдельности или по совокупности, дают что-то определенное. 

     2.1 Народно-сценические  танцы 

     Со  второго десятилетия XX в. заметна тенденция приобщения традиционной хореографии разных этнических групп к русской народной хореографии, тем более, что в современных условиях кое-где идет процесс размывания грани между ними, процесс взаимопереплетения отдельных танцевальных элементов (например, на одну треть сибирские татары в своем репертуаре имеют танцы русских или европейского происхождения).
     Все народно-сценические танцы, созданные  И.А. Моисеевым можно разделить  на:
    мужские и женские (по половозрастному признаку);
    сольные, смешанные и групповые (по количественно-качественному признаку).
     Однако, несмотря на подобное деление, в народно-сценическом  танце большая роль отводится  женщине, что совпадает и с  хореографической обрядовой практикой  по данным историко-этнографических  источников, в которых основная роль принадлежала женщине - хранительнице  домашнего очага, благополучия и  семейного спокойствия в далеком  прошлом и современном настоящем.
     Без женщины - нет никакого танца. В диалоге  с партнером, в музыке в танце  она сказочно расцветает. И надо только не мешать этой магии красоты. Так вот, танец, как магический танец  любви, был придуман для того, чтобы  добиться расположения именно женщины. Посредством танца выстраивается  определенная последовательность событий, схожая с той ситуацией, когда  мужчина хочет понравиться женщине. Что для этого должен сделать  мужчина? Ну, наверное, в начале, он должен привлечь ее внимание. Второе – это  завоевать доверие. Третье – это  показать, что есть что-то общее. То есть, сказать, что “мы с тобой  есть одной крови”. Четвертое –  это показать, что она – “только  для него”, а он – “только  для нее”. И пятое, обрисовать какие-то перспективы в том, что именно предстоит в дальнейшем сделать. Все эти действия для партнеров  обоюдные, потому что магичны по своей природе. Природа их – чувственность. Когда между мужчиной и женщиной в танце наблюдается магический диалог, когда каждая музыкальная  фраза и особенно движение, взаимно  подхватываются партнерами, именно в  этот момент особенно красиво выглядит пара.
     В народно-сценических танцах партнерша  – это аккорды. Музыка без аккордов, как известно, не создается. Магия  музыки и танцев создается - женщинами.
     Особенно  это характерно для латино-американской программы. Пара смотрится единым организмом, на который действуют одинаковые законы противохода и противодвижения  корпуса. Две оси баланса становятся одной, вертикальной, меняющейся изометрически  в пространстве, и, особенно, в стандартных  танцах. В латино-американской программе  такая ось отчетливо выражена вертикально и горизонтально  относительно паркета в точках ведения  и подчинения ведению. Импульс самого ведения аккумулируется партнерами и передается ведомой стороне. Этот процесс обратим, т.к. партнерша взаимодействует  с партнером, главным образом, “отзывающимися”  встречными, а, иногда, и ведомыми импульсами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.