На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Город-государство Ашшур. Древняя Ассирия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Город-государство  Ашшур и начало ассирийской государственности (первая половина II тысячелетия  до н. э.)
 В так  называемый староассирийский период на востоке Северной Месопотамии существовали небольшие номовые государства: Ниневия, Арбелы с примыкающей сельскохозяйственной округой и др. Наиболее крупным среди них был город-государство Ашшур. Сам город Ашшур на рубеже III—II тысячелетий стал центром поклонения одноименному племенному богу расселявшихся вокруг ассирийцев — второй ветви аккадцев (первой являлись вавилоняне). Бог Ашшур также покровительствовал охоте и скотоводству. Ок. 2000 г. ему был построен храм, а сам город вскоре обнесен стенами. С этих событий и берет начало ассирийская государственность.
 Население Ашшура занималось земледелием: выращивало ячмень и эммер, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме — с помощью ирригационных сооружений — воды Тигра. В восточных районах страны, в долинах Верхнего и Нижнего Заба, в предгорьях Загроса большое значение яйлажное скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля.
 Через Ассирию проходили  важнейшие торговые пути: с Восточносредиземноморского побережья, из Малой Азии и Закавказья по Тигру в район Средней и Южной Месопотамии и далее в Элам.
 Ашшур стремился создать  свои торговые колонии, чтобы закрепиться  на этих главных путях. Уже на рубеже III—II тысячелетий до н. э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тигра).
 Особенно  активной колонизации подверглась  восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Месопотамии  сырье: металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево — и куда ввозили зерно, олово, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия. Торговцы из Ашшура в XX—XVIII вв. до н. э. обосновались в районе холма Кюль-тепе (древний Каниш в 20 км от совр. Кайсери), основав вместе с купцами из сирийских и приевфратских областей, а также местными торговцами международное торговое объединение. Наряду с посреднической торговлей жители Каниша, обладая запасами товаров и денежных средств, занимались также и ростовщическими операциями. Жертвой долговой кабалы, как правило, становилось местное население, находившееся на более низкой ступени общественного развития.
 Староассирийское  общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные  пережитки родового строя.
 Существовали  царские (или дворцовые) и храмовые хозяйства, землю которых обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общин. Земельные участки находились во владении больших семейных общин, включавших в себя несколько поколений ближайших родственников. Земля подвергалась регулярным переделам, существовало общинное самоуправление. В довольно однородной массе общинников шел процесс социального расслоения. Рано выделилась торгово-ростовщическая верхушка, разбогатевшая на международной торговле, обладавшая большими денежными средствами и десятками рабов.
 Развитие  торговли было неразрывно связано с развитием военного дела. Захват районов, богатых сырьём, и торговых путей требовал организации военных сил. Военные походы в соседние страны сопровождались захватом большого количества пленников. Войны были одним из основных источников рабства; кроме того, ассирийцы жестоко эксплуатировали туземное субарейское население Северной Месопотамии и хеттское население Малой Азии, обращая кабальных должников в рабство. Наконец, развитие патриархальной семьи способствовало углублению социальных противоречий в недрах древней общины. Женщины и младшие члены семьи находились на положении рабов. Муж и отец — глава патриархальной семьи, унаследовав все права и всю власть родоначальника, превратился в неограниченного властелина, прирождённого рабовладельца. Нигде на древнем Востоке мы не найдём таких резко выраженных форм домашнего рабства, как в Ассирии. Это зафиксировано в ассирийских законах, относящихся приблизительно к XIV в. до н. э.
 Семейное  право, согласно этим законам, было чрезвычайно  суровым. Оно ставило женщину в положение рабыни; Жена не имела права распоряжаться имуществом в доме мужа и его продавать. Если она что-либо брала самовольно в доме своего мужа, то это приравнивалось к воровству. Водной статье ассирийских законов говорится:
 «Если раб или служанка получат что-либо из рук жены свободного человека, то следует отрезать нос и уши рабу или служанке. Они должны возместить украденный предмет. Человек пусть отрежет уши своей жене. Но если он оправдает свою жену, то пусть не отрезает носа и ушей рабу или служанке и пусть они не возмещают украденного имущества».
 На  это неограниченное право мужа творить  суд и расправу над членами  своей семьи указывает и ряд  других статей. Муж имел право убить  свою жену в случае супружеской неверности. Особая статья закона разрешала мужу подвергать свою жену тяжёлому физическому наказанию. «Если кто-либо свою жену обреет, обезобразит, изуродует, то нет на нём вины», — гласила одна статья ассирийского судебника. На подчинённое положение женщины указывает и другая статья закона, требующая, чтобы жена в случае безвестной отлучки мужа ждала его в течение долгого срока. Тяжёлое положение женщины усугублялось особой формой развода, при которой, «когда мужчина оставляет свою жену, если он хочет, он может дать ей что-либо, если же он не хочет, он не обязан ей ничего давать, и она должна уйти от него с пустыми руками». Такие же неограниченные права имел отец по отношению к своей дочери. Закон разрешал отцу наказывать свою дочь по собственному усмотрению. «Отец поступит с девушкой, как захочет», — говорится в одной статье ассирийского закона. Дочери считались прирождёнными рабынями своего отца, который имел право их продавать в рабство, причём закон предусматривал определённую «стоимость девушки». Так, соблазнитель и насильник должен был уплатить отцу «тройную стоимость девушки серебром». Сохранившиеся контракты фиксируют факт покупки жены за 16 шекелей серебром (около 134 граммов).
 Древняя патриархальная семья, существовавшая в Ассирии в течение ряда столетий, укреплялась и усиливалась благодаря обычаю первородства. Старший сын по праву первородства мог претендовать, согласно особой статье закона, на преимущественную долю наследства. Обычно старший сын получал две трети наследства, причём одну треть он мог брать по своему выбору, а вторую треть он получал по жребию. Как и в древнем Израиле, большое значение в Ассирии имел обычай левирата, т. е. обязательного брака вдовы с одним из родственников умершего мужа. На это указывает следующая статья ассирийского судебника: «Если другой из его сыновей, жена которого оставалась в доме своего отца, умирает, то он (отец умершего. — В. А.) должен выдать замуж жену своего умершего сына за своего другого сына». Специальная статья ассирийских законов разрешала свёкру брать себе в жёны вдову умершего сына, очевидно, в том случае, если не было в живых другого сына, который обязан был взять себе в жёны вдову умершего брата.
 Возникновению рабовладельческих  отношений в значительной степени способствовала широко распространённая долговая кабала. В Ассирии не существовало твёрдых фиксированных норм процентов за ссуды денег или зерна. Поэтому кредитор имел право и возможность брать любые проценты. Эти проценты обычно колебались от 20 до 80 годовых. Впрочем, иногда ростовщики брали и до 160%, на что указывают сохранившиеся документы. Должники, не выплатившие в срок своего долга, обращались в долговую кабалу и должны были в доме кредитора либо лично отрабатывать свой долг, либо отдавать ему в залог и в кабалу своих детей или родственников. Кабальный должник должен был работать в доме своего кредитора, но кредитор не имел права его продать, как он продавал своих рабов. Больше того, в некоторых статьях ассирийских законов запрещается обращать в рабство прирождённых ассирийцев. Однако вряд ли можно думать, что эти статьи закона, которые предусматривали некоторое смягчение тяжёлых форм рабовладельческой эксплуатации, реально проводились в жизнь. Документы, сохранившиеся до нашего времени, указывают на то, что ассирийцы обращались в долговое рабство в том случае, если они не могли выплатить в срок своих долгов. На значительное развитие домашнего и долгового рабства в древней Ассирии указывает одна статья ассирийского закона, которая запрещает до раздела имущества братьями кому-либо из братьев убить «живые существа» (напшате). Такая расправа над этими «живыми существами» разрешалась только «хозяину живых существ». Под словом «живые существа» законодатель, очевидно, понимал домашних и долговых рабов, а также домашний скот, наделяя их в равной мере «живой душой» (напишту). Характерно то, что близкое к этому древнееврейское слово («нефеш») также обозначало и домашнего раба и скот.
 В Ассирии, как и в других странах древнего Востока, преобладание примитивных  форм рабовладения — домашнего и  кабального рабства — определяло наряду с другими причинами застойность и неразвитость рабовладельческого способа производства.
   Ассирия играла роль передаточного пункта, промежуточной инстанции в обмене между отдельными обществами и государствами с самого начала возникновения сколько-нибудь широкого обмена между различными районами Передней Азии. То значение, которое Ассирия приобрела в истории древнего мира, было в значительной мере обусловлено её благоприятным положением на караванных путях и тем особым местом, которое Ассирия занимала вследствие этого в экономике Передней Азии.
 Ассирийское государство до XVI в. до н. э. называлось «алум Ашшур», т. е. город, или община, Ашшур. В системе политического управления сохранялись многие черты, свойственные эпохе военной демократии. Правда, народное собрание «малых и великих» уже утратило свое значение, и высшим органом власти являлся «Дом города»— совет старейшин, состоявший из представителей знатных семей. Из среды членов совета сроком на один год выделялось особое должностное лицо — «лимму», занимавшее наиболее почетное положение, ведавшее казной города; его именем назывался текущий год.
 Совет старейшин назначал «укуллума» —  должностное лицо, ведавшее судебными  и административными делами города-государства.
 Существовала  также наследственная должность правителя — «ишшиаккума», который обладал религиозными функциями, руководил храмовым строительством и другими общественными работами, а во время войны становился военачальником. 
 

 В начале II тысячелетия  до н. э. международная  обстановка складывалась неблагоприятно для Ассирии. Расселение племен амореев в Северной Месопотамии, возвышение государства Мари на Среднем Евфрате стали серьезными препятствиями для западной торговли ассирийцев и создавали в целом нестабильную обстановку. Видимо, с целью восстановления своей торговой системы Ашшур предпринимает первые походы на запад, к Евфрату, и на юг, по течению Тигра. Ашшурские цари Илушума и Эри-шум I (вторая половина XX в. до н. э.) отменяют пошлины на ввоз товаров с юга Двуречья, из северо-восточных и юго-западных областей Ирана.
 Особенно  активная внешняя  политика ведется  при Шамши-Ададе I (1824—ок.1780 г.) — аморейском вожде, старшем современнике Хаммурапи, обосновавшемся в верхнемесопотамском городе Шубат-Эллиле, а затем и в Ашшуре (1810 г. до н. э.). На этом основании ассирийцы впоследствии считали этого удачливого завоевателя своим царем и ревностно чтили его память. Шамши-Адад захватывает северомесопотамские города, расположенные в бассейне Балиха и Хабура, подчиняет себе Мари вместе с частью западносемитских племен, живших по среднему течению Евфрата, заключает союз с Каркемишем и вводит войска в сирийский город Катну. В некоторых подчиненных центрах (Мари, Экаллатум) он поставил наместниками своих сыновей. К царству Шамши-Адада (в науке его называют Староассирийской державой) переходит положение единственного посредника в месопотамской торговле с западом, возобновляется приток необходимой ашшурской экономике металлов. С расположенными южнее царствами Месопотамии — Вавилонией, Эшнунной — Ассирия поддерживает мирные взаимоотношения, но на востоке, где находились подчиненные ей важные центры Аррапха и Нузу, приходилось вести борьбу с хурритами. Таким образом, на рубеже XIX—XVIII вв. Ашшур стал одним из центров крупного переднеазиатского государства, и Шамши-Адад I присвоил себе титул «царь множеств».
 В XVIII до н.э. появилась необходимость в новой организации управления. Царь возглавлял обширный административный аппарат, был верховным военачальником и судьей, руководил царским хозяйством. Вся территория ассирийского государства была разделена на округа, или провинции, во главе которых стояли наместники, происходившие из царской семьи, из местных династий или из числа высших царских служащих. Им подчинялся многочисленный чиновничий аппарат, который занимался сбором налогов, организацией общественных работ, набором войска.
 Основной  административной и хозяйственной  единицей являлась территориальная  община («алум») для оседлого населения  и так называемое кочевье для  кочевых племен, имевшие местное  самоуправление: шейхов, советы старейшин, народные собрания. Сохранялись и больше-семейные, домовые общины. Все население государства платило в казну налоги и выполняло разнообразные трудовые повинности (строительную, транспортную, ирригационную и др.). Армия состояла из профессиональных воинов и всеобщего ополчения.
 При преемниках Шамши-Адада I Ассирии не удалось закрепить достигнутые  внешнеполитические успехи. Главная  опасность пришла с юга, где при  Хаммурапи окрепло Вавилонское  государство, на первых порах признававшее даже зависимость от Ассирии. В союзе с Мари Хаммурапи начинает войны с Ассирией, а затем, разгромив бывшего союзника, один пожинает плоды победы — ее подчинение Вавилону.
 После падения I Вавилонской династии в  середине XV в. до н. э. Ассирия становится добычей молодого государства Митанни. Торговля ее совершенно приходит в упадок, ибо Хеттское царство вытеснило ассирийских купцов из Малой Азии, Египет — из Сирии, а Митанни вообще закрыло для них пути на запад. 

 Ассирия в среднеассирийский  период (вторая половина II тысячелетия до н. э.)
 В XV в. до н. э. ассирийцы пытаются восстановить прежнее положение своего государства  в значительной степени средствами дипломатии. Своим врагам — Вавилонскому, Митаннийскому и Хеттскому царствам — они противопоставили союз с Египтом, который стал играть в середине II тысячелетия до н. э. ведущую роль на Ближнем Востоке. Дружественные отношения двух государств укрепляются при египетских фараонах Аменхотепе III и Эхнатоне (конец XV—XIV в. до н. э.). Они обмениваются послами и богатыми дарами, египтяне ведут ответственные переговоры с ассирийским посольством, несмотря на яростные протесты Вавилонии и Митанни, видевших в Ассирии подвластное им государство.
 Поддержанная  Египтом, Ассирия развивает свои внешнеполитические успехи. Ашшур-убаллит I (XIV в. до н. э.) устанавливает родственные отношения с вавилонским царским домом и энергично добивается того, чтобы на вавилонском престоле сидели ассирийские ставленники. Искусно   манипулируя таким   «яблоком раздора», как Митанни, он улучшает отношения с ним и под видом помощи распоряжается его делами, а также оказывает нажим на хеттов, настаивая на признании себя равноправным партнером. Именно при нем начинается (в значительной степени за счет восточных владений Митанни) становление Ассирийского царства, «страны Ашшур» (Ассирии), пришедшей на смену номовому государству Ашшур.
 В XIII в. до н. э. Ассирийское государство  добивается наивысшего подъема и  наибольших внешнеполитических успехов. 

 В правление  Тиглатпаласара I (1114—1076 гг. до н. э.) обретает большое могущество и влияние, что было обусловлено изменением международной обстановки: пало Хеттское царство, Египет вступил в полосу политической раздробленности, юг Вавилонии заполонили племена халдеев. У Ассирии фактически не стало соперников. Этой новой расстановкой сил и были обусловлены направления внешней политики при Тиглатпаласаре I. Основной удар нацеливался на запад, куда было совершено около 30 походов, в результате которых захвачены Северная Сирия и Северная Финикия, осуществлено вторжение в юго-восточную часть Малой Азии. В знак своего триумфа на западе Тиглатпаласар I совершил демонстративный выход на финикийских кораблях в Средиземное море. Успех Ассирии увенчался торжественной присылкой даров победителю от Египта. На севере были одержаны новые победы в Наири.   Страны, наиболее удалённые от центра Ассирии и являвшиеся объектами лишь случайных походов, обычно приносили ассирийскому царю единовременную дань. Такая дань обыкновенно бывала значительной и имела целью надолго откупиться от Ассирии. Так, во второй половине VIII в. до н. э царь Израиля, по преданию, сохранённому в Библии, заплатил Ассирии дань в 30 от серебра, обложив для этого всех полноправных общинников страны налогом в 1/2кг серебра (по-видимому, на семью). В других случаях для выплаты дани опустошались царские сокровищницы и храмы.
 Затем устанавливалась ежегодная натуральная  «тяжёлая дань», как называют её ассирийские  источники. Регулярная выплата такой  дани обычно была связана с немалыми экономическими трудностями и вызывала возмущение в стране, обложенной данью.
 Количество  рабов особенно возросло вследствие больших  завоевательных походов, которые совершали  ассирийские цари. Пленников, которых в огромном количестве пригоняли в Ассирию, обычно обращали в рабство. Сохранилось много документов, фиксирующих продажу рабов и рабынь. Иногда продавались целые семьи. В отдельных документах упоминается продажа семей из 10, 13, 18 и даже 27 человек. Много рабов работало в сельском хозяйстве. Иногда продавались земельные участки вместе с теми рабами, которые работали на этой земле. Значительное развитие рабства приводит к тому, что рабы получают право иметь некоторое имущество и даже семью, однако рабовладелец всегда сохранял полную власть над рабом и над его имуществом. Длительные войны и жестокие формы эксплуатации трудовых масс с течением времени приводили к уменьшению численности свободного населения Ассирии. Но Ассирийское государство нуждалось в постоянном притоке воинов для пополнения рядов армии и поэтому было вынуждено принимать ряд мер для сохранения и укрепления материального положения этой основной массы населения. Ассирийские цари, продолжая политику вавилонских царей, раздавали земельные участки свободным людям, возлагая на них обязанность служить в царских войсках. Воинов-колонистов, получавших от царя земельные наделы, поселяли в пограничных районах, для того чтобы в случае военной опасности или военного похода можно было быстро собрать войска на границах. Воины-колонисты находились под покровительством царя. Их земельные участки были неотчуждаемы. В тех случаях, когда местные чиновники силой захватывали у них земельные участки, пожалованные им царём, колонисты имели право обращаться с жалобой непосредственно к царю. 

 Расцвет Ассирии оборвался неожиданно. На рубеже XII—XI вв. до н. э. из Аравии на просторы Передней Азии хлынули кочевые племена семитоязычных арамеев. Области Восточносредиземноморского побережья приняли часть воистину великого арамейского потока переселенцев. Они же стали плацдармом дальнейшего их продвижения в район Месопотамии. Ассирия лежала на их пути, и ей пришлось принять на себя основной удар. Арамеи расселились по ее территории и смешались с собственно ассирийским населением. Это проникновение, возможно, было связано с постепенным истощением степных пастбищ Аравийского полуострова в условиях всё большей сухости климата и нерационального выпаса стад мелкого рогатого скота. Оседая на слабо ещё освоенных ассирийцами землях Месопотамии, арамеи не только нарушали связь собственно Ассирии с окраинами державы, но и разрушали складывавшуюся здесь ассирийскую аграрную и политическую систему.
 Многочисленные  данные более поздних ассирийских  текстов, а также языковые данные говорят о быстрой и почти  полной перемене в это время языка  у населения Северной Месопотамии. Арамейское нашествие, начавшееся со второй половины царствования Тиглатпаласара, вызывало в Ассирии большое беспокойство. Вскоре ассирийская территория была расчленена наступлением арамейских племён. В последней четверти XI в. арамеи захватывают ряд областей даже к востоку от реки Тигра. Однако и в этот период массового переселения арамеев на север Месопотамии сохранился ряд созданных ассирийцами изолированных поселений, что способствовало в дальнейшем новому завоеванию этой территории Ассирией. Почти полтора столетия Ассирия переживала упадок, мрачные времена владычества иноземцев. Ее история в этот период почти неизвестна. 

 Экономика, социальные отношения  и политический строй  Ассирии в среднеассирийский  период претерпевают значительные изменения. Сокращение объема торговли, вызванное упадком политического могущества Ассирии в XVII—XV вв., привело к возрастанию роли земледелия, которое стало развиваться быстрыми темпами и достигло больших успехов благодаря развитию ирригационной сети, расширению сельскохозяйственной территории за счет новых земель, захваченных во время войн.
 Установление  контроля над некоторыми областями в Закавказье привело к расширению металлургической базы Ассирии. В стране развивается строительство. Отстраивается город  Кальху, воздвигается новая ассирийская столица, Кар-Тукульти-Нинурта, причем на строительстве работают пленные: касситы, хурриты, урарты, пригнанные ассирийцами из завоеванных стран.
 Рост  политического могущества Ассирии в XIV—XIII вв. до н. э. способствовал  новому оживлению ассирийской торговли: не только внутренней — по Тигру, но и внешней — с Восточным Средиземноморьем. Ассирийские купцы основывают свои торговые кварталы в Мари, Угарите, Египте.
 Доходы  ассирийского государства  растут за счет поступления  даров, дани, жертвоприношений и налогов с населения подвластных ему территорий.
 Ухудшение экономического положения  страны наступило  в XI в. до н. э., во время  арамейского нашествия, когда была подорвана  налаженная система  земледелия, территория опустошена, начались засухи, неурожаи, голод.
 О социальной структуре среднеассирийского общества можно судить на основании Судебника XIV—XIII вв. до н. э. из города Ашшура и ряда государственных и частноправовых документов. Судебник, возможно, восходит к более древним традициям. Сохранился он фрагментарно на 14 таблицах.
 Верхушку  ассирийского общества составлял класс  рабовладельцев, который  был представлен  крупными землевладельцами, купцами, жречеством, служилой знатью, имевшими обширные частные наследственные земельные владения, ненаследственные участки за службу, получавшими дары и вознаграждения от царя, освобождение от повинностей, владевшими рабами. Именно права «великих» строго охраняли среднеассирийские законы.
 Основная  масса населения  — класс мелких производителей —  состояла преимущественно из свободных земледельцев-общинников. Сельская община обладала правом собственности на землю, держала в своих руках систему орошения и имела самоуправление: во главе ее стояли староста и совет «великих» поселения. Все общинники выполняли повинности: работу на «дом царя», платили подати в казну, несли воинскую службу. Земли общины окружались «большой межой», за нарушение которой следовало суровое наказание. Внутри сельской общины земля делилась «по жребию», подвергалась переделам между большими семейными домами, и за нарушение этой «малой межи» также наказывали. Внутри «большой семьи» имелись «малые семьи», которые получали свою долю.
 Во  второй половине II тысячелетия  до н. э. развивается  и частная собственность. Нередким явлением становятся купля-продажа земли, причем не только земельных участков (поля, сада, гумна и др.), но и всего комплекса хозяйственных и жилых построек, т. е. усадьбы. Однако при совершении акта купли-продажи земли учитывались интересы общины, а покупатель принимал на себя соответствующие общинные повинности.
 Развитие  частной собственности, ростовщичества, земельной  концентрации вело к  разорению общинников, попадавших в долговую зависимость, терявших землю и личную свободу. Для среднеассирийского периода типично появление различных форм зависимости, возникавших вследствие так называемых актов «оживления» (обеспечение пропитанием в голодный год), «усыновления», займов под высокий процент с залогом личности должника или членов его семьи, самопродажи. Все они в конечном счете вели к развитию рабства, были одним из его источников внутри ассирийского общества. Случаи же самоосвобождения из долговой кабалы за счет внесения очень высокого выкупа были чрезвычайно редки, скорее даже единичны.
 Большое значение в этот период приобретает обращение в рабство военнопленных. Такие рабы, особенно квалифицированные ремесленники, которых ассирийцы охотно угоняли в плен, чаще всего использовались в царском хозяйстве. Но часть пленных подвергалась увечьям, например ослеплялась, и могла быть использована в производстве лишь частично. Положение рабов в обществе было приниженным: рабыни, например, не имели права носить покрывало — признак свободной женщины, за подобное нарушение им отрезали уши. Даже в отношении рабов и рабынь из числа ассирийцев, ставших таковыми из-за неуплаты долга, разрешалось членовредительство: хозяева могли их «ударять, щипать за волосы, бить по ушам и просверливать их».
 Ассирийская семья носила ярко выраженный патриархальный характер. Власть отца и мужа, домовладыки, распространялась на всех членов семьи. Обычай майората отдавал все имущественные привилегии (право получить две доли наследства, первым выбрать долю, власть над «неразделенными» братьями) в руки старшего сына. В семье особенно приниженным было положение женщин. Они находились под властью сначала отца, затем свекра, мужа, сыновей; брак носил характер купли; было распространено многоженство; женщины почти не имели права распоряжаться имуществом, не могли покинуть дом и семью мужа даже в случае его смерти или дурного обращения. Суровые физические наказания полагались жене за любые проступки, произвол мужа поощрялся рядом статей законов.
 Система государственного управления в среднеассирийский  период претерпевает серьезные изменения.
 В руках  «ишшиаккума» сосредоточиваются также  и функции «укуллума». В связи с развитием ирригационного земледелия и военной политики роль правителя как верховного военачальника и организатора общественных работ в государстве все более возрастает. Ашшур-убаллит I эпизодически начинает употреблять новый титул — «шарру» (царь), а позднее появляется развернутая титулатура: «царь множеств, царь могучий, царь Ассирии». Царю подчиняется большой административный аппарат: от областеначальников до старост и советов «великих» каждой общины.
 Роль  ашшурского совета старейшин — органа ассирийской знати — постепенно уменьшается. Должность «лимму» обычно замещается членами царского дома. Цари начинают ограничивать права совета. Тукульти-Нинурта I, например, лишил совет Ашшура общегосударственного значения, перенеся столицу в новый город, который он назвал своим именем. Но этот шаг стоил ему жизни: недовольные «великие» убивают царя. Однако роль совета все еще значительна. В XIV—XIII вв. до н. э. им создаются так называемые среднеассирийские законы, на основе которых старейшинами вершился суд в воротах города Ашшура. В конце периода Ашшур получает «иммунитет» — освобождение от всякого рода налогов и повинностей, что было явной уступкой царей ашшурской знати, и эти права ревностно сохраняются ею на протяжении всей дальнейшей истории Ассирии.
 Ассирийцы продуманно стали создавать особую систему управления завоеванными областями, которая получает полное развитие в следующий, новоассирийский период. Это переселение их жителей в Ассирию или в другие подчиненные ей области, включение побежденных государств в состав Ассирии в качестве провинций, насаждение в них ассирийской военной и гражданской администрации, выработка системы налогового обложения и др.
 Уже во II тысячелетии до н. э. Ассирия  была одним из крупных древневосточных  государств. Однако нашествие кочевых арамейских племен тяжело отразилось на ее судьбе. Она пережила затяжной, почти двухсотлетний упадок, от которого оправилась лишь в конце X в. до н. э. Этому способствовал ряд причин. Приостановилось дальнейшее продвижение арамейских племен и прекратились их набеги на Ассирию, а осевшие на ее землях завоеватели смешались с коренным населением. В ее подъеме огромную роль сыграло освоение железа и особенно его внедрение в военное дело. Благоприятствовала и международная обстановка: не было крупных конкурентов, наблюдалось военное затишье.
 Восстановив свой экономический и военный потенциал, политическую централизацию и стабильность, Ассирия вступила в новую фазу своей истории, охватывающую X—VII века до н. э. и получившую название новоассирийского периода.
 Одной из важнейших причин активизации агрессивной политики Ассирии была потребность ее экономики в сырье, не имевшемся в стране или имевшемся в недостаточном количестве (металлы, дерево).
 Большое значение для развивающегося хозяйства  имел захват военнопленных как необходимой  рабочей силы. Немаловажную роль в развитии экономики Ассирии играло переселение на ее территорию значительной части населения завоеванных земель, которое составляло обширную категорию подневольных, жестоко эксплуатируемых людей, близких к рабам.
 Побуждало к войне и стремление к грабежу чужих территорий, который осуществлялся как непосредственно во время военных действий, так и в виде единовременной дани, систематического выплачивания налогов, всевозможных даров в пользу государства-победителя. Для Ассирии грабеж завоеванных территорий превратился в постоянную статью пополнения доходов,
 своеобразную  выгодную отрасль ассирийской экономики, в один из источников ее однобокого развития.
 Завоевательные  походы Ассирии имели  также своей целью  овладение торговыми  путями, центрами их скрещивания, морскими и сухопутными магистралями, что обеспечивало ей реализацию прибавочного продукта, определяло господствующую роль в международном обмене, закрепляло ее монополию в переднеазиатской торговле.
 Поскольку в стремлении овладеть богатствами  Передней Азии Ассирия не была одинока, а, наоборот, постоянно имела конкурентов (Египет, Урарту, Вавилония и др.) и, безусловно, ожесточенных врагов в лице тех государств и народов, которые стали объектами ее завоевательной политики, большое значение приобретали также политические и стратегические мотивы тех войн и походов, которые она предпринимала.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.