На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные модели рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                              Реферат

 
Пояснительная записка 35с., 1 табл, 15 источников литературы. 

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, РЫНОК, КОНКУРЕНЦИЯ,  ЛИЬЕРАЛЬНАЯ  МОДЕЛЬ, СОЦИАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕКАЯ МОДЕЛЬ, СОЦИАЛЬНО ОРИЕТИРОВАННАЯ  РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
 

Целью выполнения курсовой работы является изучение  современных моделей рыночной экономики. Проведён анализ современных методов государственного регулирования экономики в разных странах. Определены основные модели экономики. Представлена программа социально экономического развития Республики Беларусь в 2011-2015 гг. 

Содержание 

Введение  ……… ………………………………………………………………………5
1 Рыночная система:  понятия, элементы, функции и структура.………….………6
2Сравнительные  характеристики основных моделей рыночной экономики…… 13
3РБ на пути к социально ориентированной рыночной экономики……………….22
Заключение ……………………………………………………………………………32
Список использованных источников  ………………………………………………..34 
 
 
 
 
 

 


                                                  Введение

 
     В каждой системе есть свои национальные модели организации хозяйства, так  как страны различаются уровнем  экономического развития, социальными  и государственными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько  разных по содержанию моделей экономики. Они различаются в зависимости от степени действия страны на экономику и от приоритетных задач.
     Современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общих закономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка; развитой системой способов регулирования государственной экономики; экономическим ростом.
     У нашей страны есть несколько вариантов  формирования экономики. Теоретически возможен выбор меж уже показавшими себя на практике государственными моделями организации хозяйства. Но успешное внедрение мирового опыта в отечественной экономике обязано происходить с учетом различий в нынешнем уровне производительной базы, государственного колорита. Необходимость дальнейших рыночных реформ, обычно высокая роль страны, усиление социальных начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию страны в экономике сужают теоретически широкий выбор до модели общественного рыночного хозяйства. Поэтому судьбоносное значение переживаемого Россией исторического момента - не громкие слова, а суть современной ситуации.
       Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере государств, экономика которых имеет отличительные черты, и изучить принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
     Курсовая  работа имеет ряд задач:
    выявить понятие, элементы, функции, структуру рыночной системы;
    установить главные модели рыночной экономики;
    определить путь развития социально ориентированной рыночной экономики в Республики Беларусь 

    Рыночная  система: понятия, элементы, функции и структура
     1.1 Понятия и принципы рыночной экономики
          Рыночная экономика – экономика, базирующаяся на высокой конкурентоспособности товаров, обеспечиваемой постоянным учётом издержек производства, качества, экономичности, новизны и потребительского спроса. В основе рыночной экономики лежит ориентация на потребителя и удовлетворение его запросов. Настоящая рыночная экономика возможна только при многообразии форм собственности, хозяйствования и конкуренции, создающих основу для товарного производства и обеспечивающих постоянное поддержание баланса между спросом и предложением.
       Эффективное функционирование рыночной  экономики предполагает целый  ряд принципов, несоблюдение которых  не только значительно снижает  её результативность, но и производит  к негативным социально-экономическим  последствиям. К таким принципам относятся:
    Экономическая свобода товаропроизводителя. Она выражается в его праве на самостоятельное определение объёма и структуры своего производства, установление цены на производимую им  продукцию, выбор партнёров для производственно-хозяйственной и торгово-сбытовой деятельности и т.д. Попытки внеэкономического ограничения экономической свободы товаропроизводителей противоречат природе рыночной экономики.
    Право быть собственником всех видов движимого и недвижимого имущества. Наличие максимального числа собственников и многообразие форм собственности являются условием социальной стабильности общества. Право быть собственником возможно лишь при гарантии обществом защиты, поддержки и равноправия всех видов и форм собственности. Это предполагает также право на коммерческое применение объектов собственности и получение доходов от  такого применения. Экономическое соревнование между всеми формами собственности есть необходимый элемент механизма самодвижения рыночной экономики.
    Равенство экономических прав любых юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности. Лишь такое равенство способно воспроизводить необходимые условия рыночной организации производства, а именно: его открытость, многосекторность и обусловленную этим свободную конкуренцию.
     
     4. Свободное ценообразование под влиянием колебаний спроса и предложения. Административное назначение цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, образование, здравоохранение, оборона, экология т.д.) 
 
 
 
 
 

     
    Государственное регулирование. Оно включает следующие главные направления:
     а)Стабилизацию производства (налоговая и инвестиционная политика);
     б) Финансирование научно-технического прогресса (политика научно-целевых программ);
     в) Дотацию социально значимых отраслей народного хозяйства (инвестиционная политика);
     г) Выравнивание уровней экономического развития различных регионов (региональная экономическая политика);
     д) Поддержку конкуренции  (политика демонополизации);
     е) Стабилизацию и оздоровление денежной системы страны (финансовая и антиинфляционная политика);
     ж) Преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения (политика доходов).
          В реальной действительности существует множество вариантов рыночной экономики, которые значительно отличаются друг от друга.
          Неотъемлемым свойством рыночной экономики является её многосекторность, то есть разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Основными секторами рыночной экономики являются:
    государственный сектор
    сектор акционерного предпринимательства
    сектор кооперативных (коллективных) предприятий
    индивидуальный сектор (частнокапиталистические и индивидуально-трудовые предприятия)
    смешанный сектор (государственно-кооперативный и т.п.)
    Социально-рыночное хозяйство
     1.2 Объективные цели рыночной экономики
     Основными целями рыночной экономики является:
    Полная занятость. Должна быть работа для каждого, кто может, хочет и способен работать.
    Экономический рост. Следует стремиться к увеличению выпуска   товаров и услуг как условию роста жизненного уровня людей.
    Стабильность цен. Резкие изменения цен, даже их понижение , обычно отрицательно сказываются на экономике.
    Экономическая свобода. Потребители и производители должны иметь свободу выбора наиболее эффективного способа зарабатывать и расходовать  деньги.
    Экономическая безопасность. Те, кто не может обеспечить себя, должны получать помощь от общества.
    Равенство. Общество должно предоставить своим членам равные возможности реализовать свой экономический потенциал.
    Эффективность. Способность всей экономики получать максимальный результат минимальными затратами всегда ограниченных ресурсов.
     Важность  названных целей  очевидна. Проблема в том, как их достичь. Этим и занимается современная экономическая теория.
     1.3 Условия функционирования и функции рынка
             Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. В течение длительного времени человечество жило в условиях натурального хозяйства. По мере совершенствования орудий труда и технологий, люди стали получать больше продуктов, чем необходимо для удовлетворения собственных жизненных потребностей. Излишки продуктов стали обменивать на необходимые блага. Появляются зачатки рынка и рыночных отношений.
     Рыночные  отношения - это отношения, возникающие  между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.
     Понятие рынок трактуется исследователями по-разному: одни определяют его как саморегулирующуюся систему, основу которой составляет свобода экономического выбора, купля-продажа, перелива товаров и факторов производства, другие – как механизм, осуществляющий контакт между покупателем и продавцом, как процедура открытия факторов производства, как набор контрактов и другое. Важно понять, что каждая трактовка сущности рынка характеризует его отдельную сторону или черту.
        Также под рыночной понимается такая экономика, которая характеризуется принятием экономических решений, в основном децентрализованным путем, единством и взаимодействием рынка и государственного регулирования.
        Для функционирования рынка требуются  два условия: 
        1. Наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной и др.). Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей, стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров снижение производственных издержек, элиминируют возможность появления дефицита, обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека.
     2. Создание рыночной инфраструктуры. Она включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.
        Для характеристики рынка важны  экономическая свобода, свобода  выбора потребителя, свобода предпринимательства.  Механизм функционирования рынка  характеризует «невидимая рука». Однако надо обратить внимание на то, что «невидимая рука» - это реалии прошлого, в настоящее время на рынок активно воздействует государство и крупные корпорации.
     Чтобы в полной мере раскрыть механизм функционирования  рынка, следует определить его основные функции:
    функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
    стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, совершенствования организации труда;
    функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
    регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микропропорции и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
    функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
       1.4 Классификация рынка
                 Рынок в целом характеризуется  богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным  категориям:
        1)    по экономическому назначению  объектов рыночных отношений  (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.);
        2)    по географическому положению  (местный, национальный, мировой);
        3)    по степени ограничения  конкуренции (монополистический,  олигополистический, свободный, смешанный  и т.п.); 
        4)    по отраслям (автомобильный,  компьютерный, нефтяной и т.п.);  
        5)    по характеру продаж (оптовый, розничный).
          Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.
          По типу конкуренции различают:
    рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности;
    рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
          Конкуренцию можно также условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
     Основные  методы добросовестной конкуренции:
     · повышение качества продукции,
     · снижение цен («война цен»),
     · реклама,
     · развитие до- и послепродажного обслуживания,
     · создание новых товаров и услуг  и использование достижений НТР.
     Основные  методы недобросовестной конкуренции:
     · экономический (промышленный шпионаж);
     · подделка продукции конкурентов;
     · подкуп и шантаж;
     · обман потребителей;
     · махинации с деловой отчетностью;
     · валютные махинации;
     · сокрытие дефектов
            Существует три типа рынка, которые взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. К ним относятся:
    Рынок товаров и услуг – это рынок, где происходит купля-продажа товаров и услуг. Он требует создания и функционирования:
      1) товарных бирж;
     2) оптовой и розничной торговли;
     3) маркетинговых служб.
    Рынок факторов производства (экономических ресурсов) предполагает куплю-продажу факторов производства, с помощью которых производятся товары и услуги.
       К факторам производства относятся: 
    Земля
    Труд
    Капитал
    Предпринимательские способности
    Информация.
       Финансовый рынок - это рынок, на котором происходят операции с финансовыми средствами, т.е. деньгами, ценными бумагами и т.д. Финансовый рынок предполагает функционирование фондовых, валютных бирж, рынков ценных бумаг, межбанковского кредита и т.д. На финансовом рынке происходит перераспределение денежного капитала между заемщиками и кредиторами. Финансовый рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке происходит движение краткосрочных средств, а на рынке капиталов – долгосрочных.
     1.5 Основные субъекты рынка
     На  рынке действует три основных субъекта: домохозяйства, фирмы, государство.
              Домохозяйство - это экономическая  единица в составе одного или  нескольких лиц, которая: 
     1) самостоятельно принимает решения, 
     2) является собственником какого-либо  фактора производства,
     3) стремится к максимальному удовлетворению  своих потребностей, к максимизации  полезности.
              Фирма - это экономическая единица,  которая: 
     1) самостоятельно принимает решения, 
     2) стремится к максимизации прибыли, 
     3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.
              Под государством понимают все  правительственные учреждения, имеющие  юридическую и политическую власть  для осуществления в случае  необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком в целом для достижения общественных целей.
              Домохозяйства и фирмы образуют  частный сектор, а государство  - государственный. Все эти основные  хозяйствующие субъекты тесно  взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.
     Движимые  необходимостью реализации собственного интереса рыночные субъекты осуществляют реализацию определенных социальных функций  на рынке.
     1.6 Преимущества и недостатки рынка
               Рынок – явление противоречивое, поэтому он характеризуется как положительными, так и отрицательными чертами. Как у всякого явления, у него есть свои преимущества и свои недостатки.
              К преимуществам рыночного механизма  экономисты относят:
        ·        эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;
        ·        гибкость, высокую  адаптивность к изменяющимся  условиям,      оптимальное  использование результатов НТР.  Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
        ·        свободу выбора  и действий потребителей и  предпринимателей. Последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;
        ·        способность  к удовлетворению разнообразных  потребностей, повышению качества  товаров и услуг.
           Но рыночному механизму присуща  и ограниченность, которая проявляется в том, что он:
        ·        не способствует  сохранению невоспроизводимых ресурсов;
        ·        не обеспечивает  защиту окружающей среды; только  законодательные акты могут заставить  предпринимателей вкладывать средства  в создание разного рода экологически чистых производств;
        ·        не может  регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
        ·        игнорирует  потенциально негативные последствия  принимаемых решений;
        ·        не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);
        ·        не гарантирует  право на труд и доход, не  обеспечивает перераспределение  дохода; индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение;
        ·        не обеспечивает  фундаментальных исследований в  науке;
        ·        подвержен  нестабильному развитию.
          Когда рынок не выполняет своих функций, экономисты говорят о «провалах» рынка и выделяют четыре неэффективные ситуации:
        - монополии;
        - несовершенная (ассиметричная)  информация;
        - внешние эффекты;
        - общественные блага.
        Эти ситуации определяют нижнюю  границу регулирования рынка государством.
     Рассматривая  все стороны рыночной экономики, преимущества и недостатки можно  сделать вывод:
       несмотря на то, что по сравнению со всеми остальными рыночная  система оказалась наиболее гибкой, она все же имеет ряд недостатков,  которые, в свою очередь, играют значительную негативную роль в экономической жизни общества.
             К основным проблемам меновой системы экономики относятся, прежде всего, проблемы, связанные с борьбой против  монополизма и инфляции, а также проблемы занятости и перераспределения доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономику страны необходимо активное вмешательство государства. Государственное  регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет  собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление  существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. 

     

     2 Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики

      Сущность экономической модели
     Рассматривая рыночную экономику как систему управления, надо ознакомиться с некоторыми положениями современной теории управления. Любая система управления анализируется только на основании моделей и моделирования работы этих моделей. Модель системы управления – это устройство или описание этой системы на формализованном языке, воспроизводящее (имитирующее) строение и действие реальной системы управления, а моделирование – это исследование закономерностей в функционировании этой модели.
     В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.
     Экономическая модель каждой страны - это итог долгого исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение частей модели и формируется механизм их взаимодействия. Конкретно поэтому любая государственная экономическая система уникальна, и механическое заимствование её достижений нереально.
       Эффективность той либо другой экономической модели определяется её жизнеспособностью, возможностью постоянно и правильно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете, более полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.
           При всей собственной стойкости любая государственная экономика имеет свой жизненный цикл. Довольно долгие (традиционно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той либо другой страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, время от времени называют «экономическим чудом».
           Естественно, в различных странах системы различаются друг от друга. В зависимости от страны в системе постоянно будут преобладать элементы рынка либо плана. Одни страны опираются в основном на командные, остальные - на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики. К примеру, модель с минимальной ролью страны в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором.  
 
 
 
 

     Это американская (либо либеральная) модель рыночной экономики.
     2.2 Либеральная модель
       Основной, как бы базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики. Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может.
     Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего  финансовыми методами. Так, большинство общественных благ в этой системе производится частными фирмами по заказу или при поддержке государства. Число естественных монополий крайне мало, государственная собственность (в сфере производства и распределения) составляет несколько процентов от общего объема производственных фондов, функционирует огромное число мелких фирм, процедуры открытия и ликвидации предприятия крайне просты. Основным финансовым результатом, отслеживаемым фирмами, является, как правило, норма или объем прибыли.
       Государственная социальная поддержка  оказывается только лицам, опустившимся  за черту бедности, большинство социальных услуг для экономически благополучного населения реализуется на индивидуальной частной платной основе через системы добровольного страхования.
       Целями экономической политики  внутри страны являются поддержание  справедливой конкуренции и высокого уровня производства, во внешнеэкономических связях практикуется умеренный протекционизм, выражающийся в требовании свободы торговли в тех отраслях, в которых национальные фирмы занимают сильные позиции, и отстаивании права на защиту национальных интересов в тех отраслях, где конкуренты сильнее. Налоговая система чаще всего носит фискальный характер, то есть, ориентирована не столько на функцию регулирования экономических процессов, сколько на функцию сбора средств для нужд правительства. Кроме того, она ориентируется на поддержку малого и инновационного предпринимательства.
       Финансирование науки и образования  носит смешанный характер, прикладные  исследования и элитные учебные  заведения финансируются из частных  фондов. Государство нередко проявляет себя не в качестве организатора, а в качестве заказчика научных разработок.
       В целом государство и бизнес  выступают как равноправные партнеры  с четко очерченным кругом  прав и обязанностей. Данная система  на сегодняшний день наиболее  полно реализована в США. В США приблизительно 4/5 валового государственного продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть делается под контролем страны. Одной из основных целей страны является обеспечение экономики необходимым количеством средств, которое обязано предотвращать инфляцию.
     Другой  государственной  целью является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.
       Особая задача страны - управление нерыночным сектором государственных хозяйств. Речь идет о государственной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и государственной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, базовых науках и т.п.
     Американская  модель базирована на высоком уровне производительности труда и ориентации людей на достижение личного фурора. Правительство поощряет предпринимательскую активность, обогащение более активной части населения. При отсутствии диктата, общественное равенство как конкретная государственная задача, создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.
     Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:
    абсолютное преобладание частной собственности;
    законодательное обеспечение наибольшей свободы субъектов рынка;
    ограничение сферы государственного регулирования, в основном проведением макроэкономической политики;
    относительно маленькая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат общественного обеспечения в структуре государственных расходов.
      Социально-демократическая модель
     В социал-демократической модели рыночной экономики «государству всеобщего благоденствия» отводится роль верховной силы. Государственной власти, избранной при соблюдении всех демократических процедур, делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни(ФРГ).
     Германская  модель - это модель общественного  рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с  созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недочеты рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
     В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше страны, как это может быть, и столько страны, как это нужно».Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, и остальных условиях труда. Действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства собственной компании либо осваивает новенькую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже очень высокими, и менее трудолюбивая часть германцев начала ими злоупотреблять.
     Функционирование  данной модели создает правовые и  социальные рыночные условия для  экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве людей - равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача страны при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.
     Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие главные черты:
    смешанная экономика характеризуется более или менее значимым государственным сектором;
    осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических действий, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
    Социально-ориентированная экономика, значимый патернализм (отеческое отношение) страны реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким методом гарантии определенного уровня удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;
    направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции,  создание новейших хозяйственных единиц;
    регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;
    большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических государств по этому показателю);
    регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.
     2.4 Социально ориентированная модель
     Основополагающими принципами социальной рыночной экономики  выступают: 1) единство рынка и усилий государства; 2) всемерная защита свободной конкуренции; 3) обеспечение социального партнерства труда и капитала. (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия)
              Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения государственного дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения методом высокой нормы налогообложения. Таковая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные компании, работающие на конкурентоспособной рыночной базе, а функция обеспечения высокого уровня жизни ложиться на правительство.
     Шведская  модель в её классическом виде - это  социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении  доходов и распространении многообразных  «свободных ассоциаций».
     В целом шведскую модель можно найти как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен. Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов разъясняется неповторимой силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито рвение к равенству.
     Специфическим фактором, присущим Швеции, является её внешнеполитический нейтралитет. Швеция, избравшая принцип всеобщего  благосостояния, расширила государственный  сектор до такового размера, что сделало  страну неповторимой в данной области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в больших ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превосходили 60% ВВП Швеции, что вывело её на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация главных потребностей, таковых как образование, здравоохранение.
          Однако в других областях Швеция  достигла меньших успехов, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских стран. Практически не увеличивалась производительность труда. Более слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали собственного рода оплатой полной занятости и политики равенства.
     Выделим специальные черты шведской модели:
    значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты общественного назначения;
    доля госбюджета в ВВП превосходит 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;
    регулирование трудовых отношений не на уровне компаний и отраслей, а на государственном уровне;
    высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
    развитая система производственной демократии.
    в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции ''человеческого капитала'' и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация)
     Основанный  на этих принципах шведский тип организации  жизни общества обеспечивает высокий  уровень экономической эффективности  и высокие жизненные и экологические  стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели,  ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания''
     Таковая модель присуща экономикам стран Северной Европы, до этого всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.
     2.5 Японская модель
     Японская  модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные  способности скопления капитала сопрягаются с активной ролью  государственного регулирования в  сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.
     Японская  модель экономики различается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование страны носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики типично сохранение государственных традиций при заимствовании у остальных государств того, что необходимо для развития страны. Это дозволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях стране восходящего солнца дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не постоянно дает ожидаемый итог (к примеру, кружки свойства), поскольку в этих странах нет японских традиций.
     Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается понижение себестоимости продукции и резкое повышение её конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Таковая модель возможна лишь при только высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в стране восходящего солнца, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на базе уважения традиций японского вида жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Конкретно эта модель показывает значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.
     Итак, проведя анализ описных выше моделей  рыночной экономики, можно придти к  выводу, что при наличии частных  различий для всех развитых государств характерен ряд общих закономерностей:
    господство частной принадлежности и частной инициативы;
    рыночная экономика играется решающую роль в их развитии;
    основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;
    государственное регулирование экономики стало нужным условием экономического роста, и правительство стало активным субъектом экономики;
    наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;
    стремление к открытой экономике.
     2.6 Российская модель
     Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции
экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой.
       Переходная экономика характеризует  как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени.
       Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.
     Отсюда  первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики.
     Дело  в том, что во всякой системе в  процессе  ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.
     Переходная  экономика характерна изменениями  иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние.
     Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный'' характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.
     Вторая  черта, вытекающая из первой, - альтернативный характер развития
переходной  экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть вариантные. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.
     Третья  черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляется ''смешанность'' старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное'' содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.
     Четвертая черта – особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого,
противоречия  различных, стоящих за теми и другими  субъектами отношений, слоев
общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом
аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических
систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.
     Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами.
     Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д.
       Во-вторых, историчность переходной  экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.
     Рассматривая вышеперечисленные модели рыночной экономики, следует заметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.
     Рассмотрев  варианты экономических реформ в нескольких ведущих странах, можно констатировать, что залогом успеха реформ было несколько факторов.
    Реформы должны быть изначально ориентированы на благополучие нации в целом, а не какой-то ее части. В частности, это предполагает достаточно высокий процент оплаты трудящихся в общем объеме ВВП.
    Ни в коем случае нельзя допускать «быстрого обогащения любой ценой» для создания «слоя хозяев».
    По возможности должны быть поставлены заслоны реализации спекулятивных капиталов, созданных в предшествующий реформам период нестабильности (Германия, Япония). Подавно этим не должно заниматься само государство.
     4. Государство, как представляется, должно свести к минимуму прямое  участие в экономике, но оно  может и должно стимулировать  те или иные виды экономики грамотной налоговой и кредитной политикой (США, Германия, Япония), а также развивать антимонопольное законодательство.
     5.  Для успеха экономических реформ  необходимо наличие достаточного  числа квалифицированных кадров.
      6. В условиях глобализации надо зорко следить за иностранным капиталом, который, развивая экономику страны, может при определенных условиях ее и обрушить (Япония в 1997-1998  гг.).
     Наконец, реформы по возможности должны протекать  в условиях демократии в целях  большего участия общества в их проведении. Это относится не только к общегосударственному уровню, но и к производственному (участие рабочих в наблюдательных советах предприятий).
     Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие — на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики (табл. 1.)
     Таблица 1 

Критерии Социальное  рыночное хозяйство Либеральная экономика Корпоративная экономика
Цель  государственных программ Защита интересов  граждан Создание условий  для развития предпринимательства Защита интересов  крупного бизнеса
Принципы  регулирования экономики Долгосрочное  программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля  государственного сектора Около 30% Около 10% Незначительная
Наиболее  типичные страны Швеция, Германия США Япония
 

     
     
     3 Республика Беларусь на пути к социально ориентированной рыночной экономики
      Функции государства в рыночной экономике
     Необходимость воздействия государства на экономическую  сферу и степень этого воздействия  зависят от чрезвычайно большого количества факторов: как от состояния  рыночной экономики в целом, так  и от стратегии государственного экономического развития. Основные причины отказов рынка и государственного вмешательства сводятся к следующему:
     1. Монопольная власть. Равновесие в производстве и потреблении может возникнуть только на рынке совершенной конкуренции. Однако реальные рынки весьма далеки от подобного состояния. В связи с этим необходимо рассмотреть проблему монополии и выбор адекватной реакции государства.
     2. Внешние эффекты – прямые воздействия одного экономического лица на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.
     Внешние эффекты могут производиться  как при производстве, так и  при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как  отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.
     Основные  способы регулирования отрицательных  внешних эффектов следующие:
       – административно - законодательный контроль;
       – создание стимулов для ограничения  нежелательной деятельности (налог  Пигу, субсидии, компенсации за причиненный  ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается  на каждую единицу продукции,  выпускаемой предприятием, производящим  отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина  
 
 
 

t должна  равняться внешним предельным  издержкам при общественно оптимальном  выпуске. Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.
       – косвенное вмешательство государства; 
       –  превращение внешних издержек в частные.
     3. Общественные блага. Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:
       – неисключаемость – невозможно  лишить потребителя пользоваться  данным благом, даже по его  собственному желанию;
       – неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага;
       – неконкурентность – с увеличением  числа потребителей блага уровень  потребления каждого из них  не уменьшается. 
     Если  какой-то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало. Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника: условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.
    Асимметричность информации. Достижение эффективности подразумевает абсолютную информированность покупателей и продавцов о свойствах потребляемых благ, но на практике подобная информированность недостижима. Получение информации о качестве товара стоит дорого, поэтому чаще всего продавцы знают о характеристиках блага, гораздо больше, чем покупатели.
     Определенную позитивную роль в сфере информированности потребителей могут играть общества защиты потребителей, независимые экспертизы, информированность населения в СМИ и специальной литературе. Но и этого часто оказывается недостаточно. Основную работу по устранению нежелательных внешних воздействий должно взять на себя государство. Прежде всего, это касается законодательной области: преследование мошенничества по закону, регулирование трудовых отношений и юридических споров и т.п.
     Однако  без государственного вмешательства рыночная экономика существовать не может. Это выражается через государственные функции. Регулирующие функции государства в рыночной экономике сводятся к трем основным – законодательной, стабилизирующей, распределительной.
     Законодательная функция предусматривает, что государство разрабатывает систему экономических, социальных и организационно-хозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные «правила игры», то есть правовые основы рыночной экономики, таким образом, гарантируя одинаковые права и возможности для субъектов всех форм собственности и хозяйствования.
     Для защиты конкуренции как основного  условия и регулятора рыночной экономики  государство разрабатывает антимонопольное  законодательство. Это дает возможность  субъектам рыночной экономики реализовать свои интересы, заставляет их действовать согласованно и не нарушать объективных законов рынка. И происходит это естественно, без команд и приказов.
     Стабилизирующая функция государства заключается в поддержании высокого уровня занятости и ценовой равновесия, а также в стимулировании экономического роста. Для этого государство:
    определяет цели, направления и приоритеты экономического развития, выделяет соответствующие ресурсы для их реализации, использует денежно-кредитные и бюджетно-налоговые рычаги;
    берет на себя организацию предложения денег;
    обеспечивает занятость населения и стабильный уровень цен, проводя соответствующую фискальную и кредитно-денежную политику, направленную на предотвращение инфляции и безработице.
     Распределительная функция связана, с одной стороны, с достижением более справедливого распределения доходов в обществе, а с другой – с более эффективным размещением ресурсов в рыночной экономике.
     Для осуществления этой функции, которая  способствует исправлению определенных недостатков рыночной системы, государство:
    осуществляет перераспределение средств  населения, которые имеют высокие доходы, в пользу нетрудоспособных и малообеспеченных, проводя соответствующую фискальную политику, политику регулирования цен;
    устанавливает и контролирует минимальный размер заработной платы;
    берет на себя функцию обеспечения общественными благами, в производстве которых частные и коллективные субъекты не заинтересованы, но без этих благ не возможно существование общества.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.