На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Методы научного исследования. Ответы

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Познавательная  деятельность, ее формы: обыденное (индивидуальное) познание, научное  познание, философское  познание, художественное познание.
    Познание  – обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности.
    Цель  познаний – достижение объективной  истины.
    В процессе познания люди приобретают  знания, понятия о реальных явлениях, осознают окружающий их мир. Эти знания используются в практической деятельности с целью преобразования мира, подчинения природы потребностям людей.
    Только  включение практики в теорию познания превратило ее в действительную науку, раскрывающую объективные законы происхождения  и формирования знаний о материальном мире.
    Познание  – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
    Наука – гносеология.
    Исходная  структура – субъектно-объектное  отношение.
    Истина  – адекватное и идентичное отражение  объекта субъектом. Критерий истины – практика.
    Познание  – высшая форма отражения.
    Источник  познания – природа чувственного контакта с миром.
    Уровни  познания:
    Чувственное познание:
    Ощущение  – один из моментов восприятия.
    Восприятие  – совокупность ощущений.
    Представление – чувственное отражение объекта, возникающее в уме; полностью опосредованный идеальный образ; обобщение воспринимаемого.
    Чувственный образ – непосредственно данное.
    Пространственное (абстрактное мышление):
    Начало  абстрактного мышления присутствует у  высших животных.
    Понятие – отражение самых существенных свойств, обладает знаковой природой. У каждого понятия есть содержание.
    Суждение  – связь понятий.
    Умозаключение – соотношение нескольких суждений.
    Абстрактное мышление опосредовано. 

    Логические  законы – отношения вещей, сформировавшиеся в течение долгого времени.
    Отражение – всеобщее свойство материи, отпечаток  взаимодействий.
    Язык  – материальная форма логического  мышления.
    Познание  – общественно-исторический процесс.
    Результат деятельности людей – новое знание о мире.
    Виды  познавательной деятельности:
    Обыденное, индивидуальное познание:
    Об  единичных объектах или ситуациях.
    Обыденное познание - образное:
    Образы  касаются всех органов чувств: обонятельные, осязательные, вкусовые, звуковые…
    Научное познание:
    Отличается  от обыденного предметом. Предмет науки – закон.
    Наука изучает только общее и необходимое.
    Доминирует  логическое, понятийное знание.
    Философское:
    Всеобщее. Предмет – весь мир.
    Опирается на все сферы научного знания.
    Философское знание отличается от других оценкой  познаваемого.
    Художественное:
    Близко  к обыденному, поскольку образное, но в этих образах содержится общее  и необходимое.
    Образно-единичное  и типическое.
    Вся сфера познания ограничивается человеком.
    Близко  и ко всем остальным видам познания. 

    
    Познание  как процесс идеального отражения мира. Чувственное познание и его формы. Абстрактное мышление и его формы.
 
    Познание  – обусловленный законами общественного  развития и неразрывно связанный  с практикой процесс отражения  и воспроизведения в человеческом мышлении действительности.
    Цель  познаний – достижение объективной  истины.
    В процессе познания люди приобретают  знания, понятия о реальных явлениях, осознают окружающий их мир. Эти знания используются в практической деятельности с целью преобразования мира, подчинения природы потребностям людей.
    Только  включение практики в теорию познания превратило ее в действительную науку, раскрывающую объективные законы происхождения  и формирования знаний о материальном мире.
    Познание  – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
    Наука – гносеология.
    Исходная  структура – субъектно-объектное  отношение.
    Истина  – адекватное и идентичное отражение  объекта субъектом. Критерий истины – практика.
    Познание  – высшая форма отражения.
    Источник  познания – природа чувственного контакта с миром.
    Уровни  познания:
    Чувственное познание:
    Ощущение  – один из моментов восприятия.
    Восприятие  – совокупность ощущений.
    Представление – чувственное отражение объекта, возникающее в уме; полностью  опосредованный идеальный образ; обобщение воспринимаемого.
    Чувственный образ – непосредственно данное.
    Пространственное (абстрактное мышление):
    Начало  абстрактного мышления присутствует у  высших животных.
    Понятие – отражение самых существенных свойств, обладает знаковой природой. У каждого понятия есть содержание.
    Суждение  – связь понятий.
    Умозаключение – соотношение нескольких суждений.
    Абстрактное мышление опосредовано. 

    Логические  законы – отношения вещей, сформировавшиеся в течение долгого времени.
    Отражение – всеобщее свойство материи, отпечаток взаимодействий.
    Язык  – материальная форма логического  мышления.
    Познание  – общественно-исторический процесс.
    Результат деятельности людей – новое знание о мире. 

    
    Особенности научного знания: предметность, проблемность, обоснованность, системность.
    Истина  состоит из абсолютного и относительного. Истина – всегда идеал.
    Предметность научного знания – круг вопросов.
    Из  мира выделяется определенный фрагмент и его условия.
     
    Проблемность – очерчивание области неизвестного.
 
    
    Обоснованность  требует аргументов, доказанности, достоверности.
 
    
    Системность
 
    
    Проверяемость
 
 
    
    Логичность
    Непротиворечивость
 
    
    Согласованность (с тем, что уже существует).
 
 
 
    
    Эмпирический  уровень научного знания, его виды: пробное, описательное, аналитическое.
    Познание  имеет 2 уровня:
    Эмпирический (главная функция – описание)
    Теоретический (главная функция – объяснение).
 
    Эмпирический  процесс – непосредственное воздействие  человека на то, что он исследует.
    Суждение  – выражение эмпирического.
    Получение и осмысление отдельных эмпирических фактов не позволяет выделить законы.
    Законы  – существенные, необходимые, устойчивые, многократно повторяющиеся связи.
    Для познания сущности нужно перейти к теоретическому уровню познания. Этот переход –  скачок.
    Интуиция  всегда связана с:
    Внезапностью, неожиданностью,
    Возникновением как бы напрямую перед взором,
    Новизной, нестандартностью,
    Неосознанностью.
    1 уровень  интуиции: интеллектуальная интуиция:
    Способность ума постигать истину непосредтсвенно.
    2 уровень:  чувственная интуиция:
    На начальном  этапе накапливаются неосознаваемые чувственные и понятийные образы, а потом происходит переход от чувственных образов к логическим ( и наоборот).
    Заключительная  фаза интуиции – неожиданное озарение. Процесс может быть и очень длительным.
    Интуиция  связана с творческой деятельностью (поиском нового). Творчество связано  с процессом нестандартной деятельности.
    В основе интеллектуальной интуиции:
    Значительное накопление знаний в определенной области.
    Аналогия
    Сходство, соответствие двух или более предметов в одном признаке бывает, что предполагает сходство и в других.
    Овладение системой философских категорий.
    Художественное освоение мира – это способ активизации интуиции. То есть знание, общение с искусством. В художественном образе соединяются все элементы нашего мышления.
    Просто  так интуиция не возникает.
    Развитая  интеллектуальная интуиция – следствие  целенаправленной интеллектуальной деятельности и активного опыта. 

    
    Теоретический уровень научного знания, его компоненты: проблема, гипотеза, научная теория.
    Познание  имеет 2 уровня:
    Эмпирический (главная функция – описание)
    Теоретический (главная функция – объяснение).
 
    Теоретический уровень: проблема, гипотеза, научная  теория.
    Проблема  возникает при противоречии фактам.
    Проблема  – поле внимания исследователя.
    Гипотеза  – предположение, которое возникает  результате проблемной ситуации.
    Когда обоснования в гипотезе становятся ее базой, рождается научная теория. 

    
    Специфика гуманитарного научного знания, его субъективно-объективный  характер. Роль понимания как метода гуманитарного познания
    Объективность гуманитарного знания стоит под  вопросом. Объективность является проблемой  гуманитарного знания.
    Гуманитарное  знание – эмоционально-окрашенное оценочное суждение.
    Признаки  субъективности гуманитарного знания:
    Герменевтика – истолкование, трактовка; полностью преодолеть субъективность в гуманитарном знании нельзя.
    Структуралистика: гуманитарные науки могут стать объективными, если они перестанут быть гуманитарными.
    Философия жизни: понимание – самое важное в гуманитарной науке. Установка причинно-следственный связей.
    Понимание – постижение смысла. Метод понимания  – способ бытия человека, метод  гуманитарного знания.
    Понимание содержит в себе общезначимые признаки, является сукбъективно-объективным.
    Знать и понимать – не одно и то же.
    Понимание – это проникновение в глубины  смысла, которым обладает знание.
    Понимание – ключ ко всем методам научного исследования. 

    
    Роль  чувственной и  интеллектуальной интуиции в гуманитарном познании.
 
    Для познания сущности нужно перейти к теоретическому уровню познания. Этот переход – скачок.
    Интуиция  всегда связана с:
    Внезапностью, неожиданностью,
    Возникновением как бы напрямую перед взором,
    Новизной, нестандартностью,
    Неосознанностью.
    1 уровень  интуиции: интеллектуальная интуиция:
    Способность ума постигать истину непосредтсвенно.
    2 уровень:  чувственная интуиция:
    На начальном  этапе накапливаются неосознаваемые чувственные и понятийные образы, а потом происходит переход от чувственных образов к логическим ( и наоборот).
    Заключительная фаза интуиции – неожиданное озарение. Процесс может быть и очень длительным.
    Интуиция  связана с творческой деятельностью (поиском нового). Творчество связано  с процессом нестандартной деятельности.
    В основе интеллектуальной интуиции:
    Значительное накопление знаний в определенной области.
    Аналогия
    Сходство, соответствие двух или более предметов  в одном признаке бывает, что предполагает сходство и в других.
    Овладение системой философских категорий.
    Художественное освоение мира – это способ активизации интуиции. То есть знание, общение с искусством. В художественном образе соединяются все элементы нашего мышления.
    Просто  так интуиция не возникает.
    Развитая  интеллектуальная интуиция – следствие  целенаправленной интеллектуальной деятельности и активного опыта. 

    
    Метод и методология. Метод  социального исследования как система.
 
    Метод (от греч. – путь к чему-либо) –  способ социальной деятельности человека в любой ее форме.
    Метод – способ познания, исследования явлений  природы и общественной жизни; совокупность правил, приемов, норм познавательной и преобразовательной деятельности.
    Основная  функция метода – внутренняя организация и регулирование практического преобразования какой-либо части мира, объекта.
    Метод – определенная система, соединяет  предписания, принципы, требования.
    Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет  двигаться к цели кратчайшим путем.
    Нельзя  использовать только один метод, необходимо обладать методологическим плюрализмом.
    Метод используется для дальнейшего определения  и использования знаний.
    В научном  знании истиной может быть только конечный результат.
    Предмет и метод исследования нельзя разделять.
    Метод не может быть дан целиком до исследования. Он формируется каждый раз по-новому, изменяется в соответствии со спецификой.
    Истинность  метода определяется содержанием объекта исследования.
    Методы  научного познания – система принципов  и правил практической и теоретической  деятельности, определяющая последовательность операций в познавательной деятельности, которая позволяет найти общее, закон, необходимость в изучаемой области. 

    Методология: 1) система определенных правил, принципов  и операций. 2) учение об этой системе.
    Методология – философское учение о методах  познания и преобразования действительности; система определенных правил, принципов, операций, применяемых в той или иной среде деятельности: в производстве, сервисе, искусстве, науке, политике… 
 
 

    
    Предельно общие методы познания и исследования: сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ, аналогия, умозаключение, синтез.
 
    Предельно общие методы действуют во всех сферах социальной деятельности.
    Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и другого вместе).
    Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений между объектами и выделение, вычленение какого-либо свойства или отношения.
    Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему; результат этого процесса – обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория.
    Идеализация – мысленный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в опыте и действительности.
    Анализ – мысленное или фактическое разложение целого на составные части.
    Аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между неотождествленными объектами; сходство двух или более предметов в одном признаке бывает, что предполагает и сходство в других.
    Умозаключение – соотношение нескольких суждений; рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками умозаключения, выводится новое суждение (заключение, следствие), логически вытекающее из посылок.
    Синтез – мысленное или фактическое воссоединение целого из частей.
 
 
    
    Методы  эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.
    Методы  эмпирического исследования относятся  к общенаучным методам, которые  действуют во всех науках.
    Эмпирические  методы получения знаний непосредственно  из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений  изучаемого объекта:
    Наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в активном, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.
    Эксперимент – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий или через изменение течения процесса в нужном направлении.
    Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления черт сходства и (или) черт различия между ними.
    Описание – этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке.
    Измерение – познавательный процесс, включающий определение характеристик материальных объектов с помощью соответствующих измерительных приборов.
 
    11. Теоретические методы  исследования: гипотетико-дедуктивный,  восхождение от  абстрактного к  конкретному, вероятностно-статистический, системный, моделирование.
    Понятие "методология" — собирательный  термин, имеющий различные аспекты. Всеобщая научная методология как выражение эвристической функции марксистской философии является методом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Общесоциологическая методология, функцию которой выполняет философско-социологическая теория исторического материализма, дает указания относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в соотнесении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.
    Понятие "методология" сохраняет также  и более узкий  смысл, нередко употребляется  в нашей литературе в значении конкретно-научной  системы приемов  исследования, в частности  измерения социальных характеристик, и в значении "металогики науки". Основная проблема, которая здесь ставится, — вопрос о соотношении между теорией и эмпирическими данными,  между  различными  уровнями  научного обобщения, о теории и эксперименте.
    методы  и процедуры исследования - это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации.
    Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.
    Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
    Методика  - понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
    Методы  научного познания – система принципов  и правил практической и теоретической  деятельности, определяющая последовательность операций в познавательной деятельности, которая позволяет найти общее, закон, необходимость в изучаемой области.
    Общенаучные методы действуют по всех науках, а  по функциональному назначению и  способам применения подразделяются на эмпирические и теоретические.
    Теоретические методы получения знаний путем абстрактного мышления имеют строго определенную форму:
    Гипотетико-дедуктивный – метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении (дедукций) умозаключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно.
    Поскольку в дедуктивном рассуждении значение истинности переносится на заключение, а посылками служат гипотезы, то и заключение Г.-д. рассуждения имеет  лишь вероятностный характер. Соответственно типу посылок гипотетико-дедуктивные рассуждения разделяются на две основные группы: 1) рассуждения, посылками которых являются гипотезы и эмпирические обобщения, истинность которых еще нужно установить; 2) выводы из таких посылок, которые заведомо ложны или ложность которых может быть установлена. Выдвигая некоторое предположение в качестве посылки, можно из него дедуцировать следствия, противоречащие хорошо известным фактам или истинным утверждениям. Таким путем в ходе дискуссии можно убедить оппонента в ложности его предположений. Примером является метод приведения к абсурду.
    Восхождение от абстрактного к конкретному – последовательный переход от абстрактных и односторонних представлений о действительности ко все более конкретному воспроизведению ее в теоретическом мышлении.
    Вероятностно-статистический – базой является вероятностная модель реального явления или процесса, на эту базу опирается применение математической статистики.
    Описание  вида данных и, при необходимости, механизма  их порождения – начало любого статистического исследования. Отметим, что для описания данных применяют как детерминированные, так и вероятностные методы. С помощью детерминированных методов можно проанализировать только те данные, которые имеются в распоряжении исследователя. Например, с их помощью получены таблицы, рассчитанные органами официальной государственной статистики на основе представленных предприятиями и организациями статистических отчетов. Перенести полученные результаты на более широкую совокупность, использовать их для предсказания и управления можно лишь на основе вероятностно-статистического моделирования. Поэтому в математическую статистику часто включают лишь методы, опирающиеся на теорию вероятностей, оставляя детерминированные методы экономической учебной дисциплине «Общая теория статистики».
    Мы  не считаем возможным противопоставлять  детерминированные и вероятностно-статистические методы. Мы рассматриваем их как  последовательные этапы статистического  анализа. На первом этапе необходимо проанализировать имеющие данные, представить их в удобном для восприятия виде с помощью таблиц и диаграмм. Затем статистические данные целесообразно проанализировать на основе тех или иных вероятностно-статистических моделей. Отметим, что возможность более глубокого проникновения в суть реального явления или процесса обеспечивается разработкой адекватной математической модели.
    Системный – научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.
    Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов и явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также предсказания явлений.
    Процесс моделирования включает три элемента:
    субъект (исследователь),
    объект  исследования,
    модель, определяющую (отражающую) отношения  познающего субъекта и познаваемого объекта. 

    12. Методы исследований  в гуманитарных  науках: идиографический,  диалог, интроспекция, эмпатия, тестирование, опросы и интервью, ролевые и имитационные игры, социальное моделирование. 

    Это частно-научные методы, которые применяются  в группе наук или в отдельных  науках, либо для решения специфических  задач в данной конкретной области  определенной науки.
    Идиографический – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов. Идеографический метод - метод, с помощью которого получают уникальную, единичную информацию об объекте.
    Диалог – вопросно-ответный метод.
    Интроспекция – самонаблюдение; метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п.
    Эмпатия – вчувствование, сопереживание.
    Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы Т.: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Т. позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д.
    Опросы и интервью: метод непосредственного контакта – это интервью, метод опосредованного контакта – анкета, опросник.
    Социальное моделирование – метод исследования обществ. явлений и процессов посредством их воспроизведения в менее сложных формах и проведения необходимых операций с полученными таким образом аналогами или моделями реальных отношений в обществе.
    Ролевые игры – игра развлекающего назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают и  следуют уже созданному сюжету.
    Имитационные игры – одна из разновидностей деловых игр, которая позволяет участникам понять суть некоторых экономических и управленческих процессов, оценить свои способности работать в команде и проявить аналитические, лидерские и другие деловые качества.
 
    
      Различие предмета  социологических  и социальных исследований.
 
    Социология  – система знаний; имеет длительный период развития.
    Социологические – только внутри дисциплинарные исследования (о структурах общества).
    Понятие социального исследования более широкое, оно не отражает за собой конкретную науку.
    Социальное  – междисциплинарное; охватывает любые  проблемы общества.
    Социологические исследования проводят только профессионалы, источник – научная литература.
    Источник  социального исследования - популярная, повседневная литература и собственный опыт.
    СКС уходит в сферу социальных исследований.
    Предмет исследования – наиболее значимые с практической или теоретической  точек зрения свойства, стороны, особенности  объекта, которые подлежат изучению. 
 
 
 
 
 

    
     Роль знаний и умений по организации социальных исследований в осуществлении специалистом социально-культурного сервиса диагностической функции.
 
    ЗНАНИЕ  — результат процесса познания, обычно выраженный в языке или  в к.-л. знаковой форме.
    - постижение действительности человеком.  Знание объективируется знаковыми  средствами языка. Процессы получения,  обоснования, проверки и распространения  знания изучаются логикой, методологией, теорией познания, науковедением,  социологией.
    Умение - способность выполнять какое - либо действие - по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности. Способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке.
    СКС – часть культуры общества, часть  экономики, взаимодействие того, кто создает и того, кто потребляет.
    Без исследований СКС застывает, его  функционирование должно быть динамичным.
    Инструмент  – умение заниматься исследованиями. 
 
 
 
 
 
 

    
     Объект и предмет социального исследования, его цель и характер, процедура исследования
    Выбор конкретного объекта исследования исходит из формулировки проблемы. Конкретный объект исследования –  область социальной действительности; содержит социальную проблемы.
    Предмет исследования – наиболее значимые с практической или теоретической точек зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
    Цель  исследования ориентирует на конечный результат, задачи формулируют вопросы, на которые нужно получить ответы для реализации целей исследования.
    Практические  задачи должны быть выяснены при обращении к литературе (выяснение теоретического аспекта): если такой литературы нет – открытое поле для исследований, если такая литература есть – выяснение, чтение существующих вариантов точек зрения.
    Определение цели исследования позволяет упорядочить процесс поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.
    Последовательность  действий:
    1)Формулировка  целей, основных и частных задач
    2)Безжалостно  отсекать ненужные стороны и  аспекты
    3)Выдвижение цепи гипотез, проверка и перепроверка, рассмотрение под разными углами зрения
    4)Некоторое  число побочных дополнительных  задач. 

    Цель  исследования логически диктует  структуру его основных задач, как  теоретических, так и практических.
    Практические  задачи требуют уточнений в виде ряда частных программных задач.
    Кроме того, может быть поставлено некоторое  ограниченное число побочных (дополнительных) задач.
    Частные задачи – вопросы, возникающие в  результате изучения чего-либо.
    Проблемы, задачи и вопросы предполагают поиск новой (еще не существующей) информации.
    Важно руководствоваться программными целями и задачами при исследовании.
    Программные цели и задачи исследования дисциплинируют работу и повышают ее эффективность.
    Основные  задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные — ставятся как бы   "для пристрелки", для подготовки будущих исследований, проверки побочных  (возможно, весьма актуальных),   не связанных с данной  проблемой  гипотез,  для решения  каких-то методических вопросов и т.п.
    Вся процедура исследования подчиняется, прежде всего, поиску ответа на центральный вопрос. Поэтому вначале  мы безжалостно отсекаем все, что не связано  с решением основных задач.
    Практически это значит, что  должны быть обеспечены максимальная обоснованность, надежность и устойчивость информации, относящейся к их решению. Это достигается путем выдвижения целой цепочки взаимосвязанных гипотез, относящихся к основным задачам, многократной проверкой и перепроверкой соответствующих исходных данных.
    Худший  вариант - программа, в которой основные и дополнительные задачи перемешаны. Так обычно   случается  в   коллективных  исследованиях, проводимых путем "простой кооперации труда". Каждый участник,  полагая свою задачу основной, выдвигает множество методических требований, не  совпадающих с интересами других участников. В итоге не реализуется ни главная, ни второстепенные задачи, ибо ни одна из них не обеспечена надежной процедурой.
    Для постановки дополнительных задач лучше всего  использовать контрольные  операции, связанные с решением основных. Это не усложняет процедуру, ибо один и тот же исходный материал рассматривается под разными углами зрения.
    Итак, запомним, что цель исследования логически диктует структуру его основных задач,  теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач. Кроме того, может быть поставлено некоторое ограниченное число побочных, дополнительных задач. Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательского процесса будут уточняться частные задачи, возникать новые, и так до окончания работы. 

    
    Программа социального исследования: обоснование проблемы, определение объекта и предмета исследования, формулирование цели, перечень социальных фактов, постановка задач, описание методов сбора и обработки информации, затраты и сроки исполнения, содержание отчета.
    Принципиальный  план исследований
    Состояние знаний исследователя к моменту  поиска эмпирических данных – это  не общие формулировки, они должны быть дополнены конкретикой (знания из литературы) – набором обобщенной конкретики.
    4 варианта исследовательского поиска (плана):
    Разведывательный план (формулятивный): об объекте исследования самое смутное представление цель этого плана – поиск проблем.
    Описательный: знаний достаточно для выдвижения рабочей гипотезы, цель плана – строгое описание качественных и количественных особенностей тех структур, процессов и явлений, которые нужно изучать.
    Аналитико-экспериментальный: достаточно высокий уровень знаний, объяснительные предположения, объяснительные гипотезы, исследование функционального взаимодействия и отношений (и причин).
    Цель  – поиск управленческих решений.
    План повторно-сравнительного исследования: сопоставление данных.
 
    Этапы разработки программы:
    1.Макет  программы: проблемная ситуация, объект, предмет, цели, задачи, гипотезы.
    2.Этап  полевого исследования – практические  исследования (по формулятивному  плану – первичное полевое  исследование).
    3.Полная  программа исследования с учетом  литературных источников и полевого  исследования.
    Построение программы:
    1! Методологический раздел программы  теоретико-прикладного исследования:
    Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
    Определение цели и постановка задач исследования.
    Уточнение и интерпретация основных понятий.
    Предварительный системный анализ объекта исследования.
    Развертывание рабочих гипотез.
    2! Процедурный раздел программы:
    Принципиальный (стратегический план исследования).
    Стратегия – направление действия при движении к цели.
    Тактика – изменение поведения в соотношении с главной стратегической дорогой.
    Обоснование системы выборки единиц наблюдений.
    Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
    3! Рабочий план:
    Определение этапов работы.
    Сроки осуществления исследования.
    Оценка необходимых ресурсов для проведения исследования.
 
    Программа и рабочий план прикладного исследования образуют единый документ, который обсуждается с заказчиком и должен быть им одобрен. Поэтому содержание программы излагается непременно на общедоступном языке, в ней нельзя злоупотреблять узкоспециальной терминологией и аргументацией. Основные элементы такой программы следующие.
    1. Четкая формулировка  задач исследования  с указанием ожидаемого  практического результата. В этом разделе  обосновывается необходимость  проведения исследования исходя из актуальности конкретных проблем и противоречий, мешающих нормальному функционированию и развитию данного объекта. Например, подчеркивается, что реализация определенных социальных целей затруднена вследствие неудовлетворительной организации труда, недостатков в сфере обслуживания населения, некоторых групп в особенности (указываются эти группы); по имеющимся данным очевидно отставание в таких-то сферах активности в сравнении с уже достигнутыми социальными образцами и т.д.
    Ожидаемые в итоге исследования результаты описываются в терминологии возможных управленческих решений с указанием их общего характера и направленности: для таких-то целей в форме таких-то документов и для таких-то органов управления. Например, предложения к плану социального развития на период ... по разделам "а", "б" и "в" с разработкой мероприятий по совершенствованию ... (перечисляются сферы управления и конкретные объекты).
    2. Краткое научно-практическое  обоснование проблемы  и возможных способов  ее изучения. Этот  раздел программы совмещает уточнение основных понятий, перечень подлежащих анализу структурных единиц данного объекта (групп работников или населения, производственных ячеек и т.п.) и социальных процессов, которые следует проанализировать, а в заключение содержит перечень предполагаемых причин, мешающих нормальному функционированию и развитию данных структурных единиц, объекта в целом в данных направлениях деятельности.
    Скажем, если задачи исследования состоят в повышении  эффективности работы клубного учреждения, указывается, что будет пониматься под эффективностью (охват аудитории, степень устойчивости клубных коллективов, развитие определенных интересов, знаний и навыков, воздействие клуба на его потенциальную аудиторию...), какие группы населения могут быть отнесены к его потенциальной аудитории и какие из них по тем или иным причинам требуют особо внимательного изучения, какие обстоятельства условий труда, быта, досуга следует рассмотреть в первую очередь и почему именно эти сведения необходимы.
    3. В третьем, методическом разделе программы предлагается тип выборки (при выборочном обследовании), указывается ее объем, перечисляются методы сбора данных и способ обработки результатов — все это в сжатом виде, в нескольких фразах. Задача данного раздела — переход к обоснованию ресурсных затрат, необходимых для осуществления исследования.
    4. Рабочий план исследования  составляет органический  раздел программы.  В нем поэтапно  определяются сроки  проведения работы, если нужно, фиксируются  соисполнители, предлагается  расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и т.п., обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал и (или) привлечение помощников на общественных началах. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы.
    В отличие от программы  теоретико-прикладного  исследования, каковая  может быть самостоятельной  научной публикацией, программа прикладного  исследования — весьма краткий рабочий документ объемом в несколько машинописных страниц. Однако она может содержать достаточно обширные приложения, отнесенные к любому из названных разделов или к каждому из них. Это зависит от степени изученности проблемы и данного объекта. В случае крайнего недостатка исходной информации в разделе 4 (рабочий план) предусматривается время на формулятивный этап исследования, а все предшествующие разделы излагаются в более общем виде с оговоркой, что более четкая постановка задач подлежит уточнению к согласованному сроку. Если имеются апробированные методики, их можно приложить к 3-му разделу программы; там же в качестве приложения может быть и расчет выборки. К рабочему плану непременно прилагается обоснование объема ресурсов на проведение исследования. В исследованиях с участием соисполнителей ко второму разделу программы целесообразно приложить подпрограммы, разработанные соисполнителями по частным направлениям и задачам.
    Организация прикладного исследования требует прежде всего установления должного взаимопонимания с "заказчиком". Следует четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что, с точки зрения социолога, может быть реализовано, несомненно, предположительно или вовсе не удасться. Если цель и задачи исследования не согласованы надлежащим образом, итог, как правило, бывает плачевным: заказчик сомневается в полезности полученных данных. Сомнения такого рода могут быть вполне обоснованными, но случается и так, что они продиктованы ложным впечатлением заказчика о его информированности в данной области.
    В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного  процесса) проблемная ситуация - это "противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий, что в свою очередь, упирается в отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать".
    Предметная  сторона проблемы социологического исследования — это некое  социальное противоречие, требующее организации  целенаправленных действий для его устранения или выбора одной  из возможных альтернатив  социального развития.
    Выделяют  следующие формальные требования к развертыванию  проблемы исследования:
    возможно  более точное разграничение  между "проблематичным", т.е. искомым, неизвестным, и "непроблематичным" как данным и известным;
    отчетливое  отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
    расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету.
    Формулировка  проблемы влечет за собой выбор конкретного  объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания.
    Помимо  объекта, выделяется также предмет изучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект — то, что содержит социальное противоречие, постольку предмет — это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Можно сказать, что это — совокупность обстоятельств, которые представляют полюса социального противоречия. 

    
    Гипотеза  как центральная  функция  исследования. Типы гипотез: на количественное соотношение, на объяснение, на прогнозирование.
    Гипотеза  – главный инструмент, организующий весь процесс исследования.
    Если (условие), то (следствие).
    Если  условие не подтверждается следствием, то гипотеза опровергается.
    Чем больше следствий содержит гипотеза, тем вероятнее ее подтверждение.
    Одного  следствия для подтверждения  не достаточно.
    Предварительный системный анализ предмета исследования – это такое расчленение и  детализация социальной ситуации, которое  позволяет сформулировать общие  и более частные гипотезы исследования.
    Предварительный системный анализ – процесс формулирования общей гипотезы по предмету исследования; посылка или путь к формулированию гипотезы.
    Гипотеза  – метод, инструмент исследования, организующий весь процесс исследования и подчиняющийся определенной логике.
    Гипотеза  – условно-категорическое умозаключение.
    На  основе интуитивного постижения процесса выдвигается гипотеза.
    Если  исследование не подтверждает следствие, то гипотеза опровергается (и наоборот).
    Чем больше следствий, тем вероятнее  подтверждение гипотезы.
    Гипотеза  – возможное решение проблемы.
    Гипотезы  должны быть логически связаны в  систему доказательств выдвинутого  утверждения.
    Гипотезы (в зависимости от задачи): основные и неосновные.
    Гипотезы (по степени обоснованности): первичные, вторичные (взамен первичной, если та была опровержена.
    Первичные гипотезы называют рабочими.
    Проверка  позволяет получить более высокие  основания для утверждения.
    Гипотезы  по содержанию: описательные, объяснительные (причинно-следственные зависимости, требуют  экспериментальной проверки).
    Характеристики  гипотезы:
    Гипотеза не должна противоречить ранее установленным в исследовании фактам.
    Гипотеза должна быть достаточно простой.
    Гипотеза должна быть принципиально проверяемой при данном уровне теоретических знаний.
    В гипотезе должны быть четко обозначены ожидаемая связь событий и отсутствие противоречий со стороны избранных исследователем методов исследования и организации возможных решений.
    Типы  гипотез: на количественное соотношение, на объяснение, на прогнозирование: 
 

    
    Методы  сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент.
    Наблюдение
    Наблюдение – непосредственная регистрация очевидцем происходящих событий. Обыденное наблюдение не подходит сюда.
    Правила исследовательского наблюдения:
    Соответствие цели
    Планирование наблюдения по определенной схеме взаимодействия людей
    Выбор способов наблюдения, способов фиксации.
    Наблюдение  в социальном исследовании – метод  сбора первичных эмпирических данных, который заключается в целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации реальных фактов, которые подвергаются контролю и проверке.
    Наблюдение  не может быть единственным методом  исследования. Наблюдение позволяет  широко охватывать события, взаимодействия участника.
    Задача  наблюдения: фиксация воспринимаемого. А анализ позже!
    Задачи  наблюдения:
    - предварительная ориентировка в  объекте
    - выдвижение гипотезы
    - проверка гипотезы, результата
    - получение дополнительных сведений  об объекте.
    Объекты – отдельные люди, малые и большие  социальные группы – объектами наблюдения всегда являются люди.
    Предмет наблюдения – целевая направленность.
    Наблюдение: 1) невключенное (наблюдатель со стороны, фиксирует для набора знаний), 2) включенное (более информативное, наблюдение ситуаций изнутри).
    Опрос
    Опрос: метод непосредственного контакта – это интервью, метод опосредованного контакта – анкета, опросник.
    На  качество информации, полученной опросным методом, влияют личности респондентов, деятельности исследователей (профессионализм, мастерство, свойства).
    Требования к методам опроса:
    Четкое определение исследовательских задач
    Доступность предлагаемых формулировок вопроса
    Соблюдение принципов социально-психологического общения (создание оптимальных условий для опроса).
    Виды  опросов:
    1.анкетный: непосредственный или опосредованный.
    2.интервью (наиболее гибкая форма опроса  – беседа(очная или заочная  – телефон).
    По  степени охвата : сплошные, выборочные.
    Разнообразные опросы обосновываются программой исследования, задачами.
    Анкетный  опрос
    Жесткий фиксированный порядок (порядок, соотношение, чередование, перекличка вопросов).
    Респондент  самостоятельно работает с анкетой.
    Плюс- респондент свободен в выражении  своего мнения, в выборе вопроса.
    Анонимность, конфиденциальность, нет психологических  барьеров.
    Минус – невозможность что-либо уточнить, конкретизировать, пояснить содержание вопроса.
    Интервью (превалируют на Западе)
    Специфика метода:
    Непосредственный целенаправленный контакт двух людей (определено программой интервью, исследования).
    Навязывание интервьюером необходимости получения информации.
    Строгая дифференциация ролей характеризуется необратимостью (выпытывание).
    Информация получается от респондента в чистом виде.
    Информация может нарушаться интервьюером, неготовностью респондента к беседе – зависит от человеческих качеств.
    Сочетание функций непосредственного получения информации и наблюдения за респондентом. Наблюдение – дополнительная информация.
    Личный контакт, снижение количества пропусков в ответах, абсолютный процент возврата, получение полной информации о мнениях, оценках, мотивах, повышение искренности ответов, получение дополнительных сведений.
    Классификация интервью:
    1.стандартизованное:  предварительное формулирование  вопросов и ответов, определенная  их последовательность.
    2.полустандартизованное:  использование небольшого количества открытых вопросов.
    3.нестандартизованное:  свободное. Требует тщательной  подготовки. Интервьюер очерчивает  круг вопросов, не имея четких  формулировок, порядка вопросов. Получается  глубоко личностная информация.
    Изучение и анализ документов
    Документ  – предмет, предназначенный для  передачи и хранения информации.
    Форма фиксации содержания документов:
    Письменные (словесные, статистические)
    Фонетические (слуховое восприятие)
    Иконографические (визуальное восприятие).
    Часто реальные документы сочетают несколько форм фиксации.
    Качественный  анализ информации.
    Прочесть  и понять содержание документов, интерпретировать (с помощью предельно-общих методов).
    Документальной  в социологии называют любую информацию, фиксированную в  печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле значение термина отличается  от  общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы.
    Нередко документальные источники  служат главным способом получения нужной для исследования информации.
    По  способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы; записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны  самим исследователем (к примеру, биография эмигранта в работе Томаса и Знанецкого). Эти документы называют целевыми. Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т.е. с наличными документами. Обычно именно эти материалы и называют собственно документальной информацией в социологическом исследовании.
    По  степени персонификации документы делятся  на личные и безличные. К личным относят карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Безличные документы — это статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.
    В зависимости от статуса  документального  источника выделим документы официальные и неофициальные. К первым относятся правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т л.
    Неофициальные документы — это  многие личные материалы, упомянутые выше, а  также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений).
    Особую  группу документов (к  ним мы еще вернемся) образуют многочисленные материалы средств  массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино.
    Наконец, по источнику информации документы разделяют  на первичные и вторичные. Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий. Вторичные представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников.
    Помимо  этого, можно, конечно, классифицировать документы  по их прямому содержанию, например литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических  исследований.
    Проверка подлинности документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составления, целевой установки автора, ситуации, в которой он действовал, характера его окружения — вот те факторы, от которых зависит достоверность информации из личных документов.
    Анализ  документов - важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.
    Эксперимент
    Социальный  эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления социальной системой. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.
    Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Опыт, даже передовой, вообще не относится к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений. Здесь возникают многообразные социально-экономические, социально-психологические, организационно-хозяйственные проблемы, часто далекие от логики осуществления эксперимента с научно-познавательными целями.
    В дальнейшем мы будем иметь в виду только научно-познавательную сторону  социального эксперимента как средства или метода проверки гипотез.
    Логика  экспериментального анализа была предложена Дж. Стюартом Миллем еще в XIX в. и с тех пор не претерпела существенных изменений.
    По  так называемому правилу согласия Милля устанавливают связь между двумя (или больше) рядами событий, которые рассматриваются как гипотетические причины, и, с другой стороны, событием как возможным следствием причинных ф Такова общая логика экспериментального анализа. Она реализуется в натурном и мысленном эксперименте.
    Натурный  эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный эксперимент — это манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий. Пример мысленного экспериментирования как раз и был рассмотрен выше.
    При одинаковой логике поиска причинно-следственных связей процедуры натурного и мысленного экспериментов различны.
    Натурный  эксперимент может быть контролируемым и неконтролируемым. Мы ожидаем, например, что изменение в системе оплаты труда (С) повысит его производительность (P). В натурном эксперименте вводится новая система организации труда и оплаты, скажем бригадный подряд (С) в двух бригадах. Во всех прочих отношениях бригады различаются (по составу рабочих, по характеру труда и т.п.). Если после введения новой системы организации и оплаты труда в обеих бригадах повышается производительность, мы относим это изменение за счет влияния общего для обеих бригад изучаемого фактора (С), так как другие факторы не согласуются с повышением производительности: в одной бригаде они имели место, в другой — нет (правило согласия).
    Проверка  такого заключения возможна на третьей (контрольной) бригаде. В ней новая  система организации и оплаты не вводится. По правилу различия мы ожидаем, что производительность труда  останется здесь на прежнем уровне, т.е. не-С  влечет как следствие  не-Р.
    В данном рассуждении мы пренебрегаем прочими условиями, которые различны для обеих бригад. Между тем  они могут оказать существенное влияние на итог эксперимента. Например, в первой бригаде случился простой  из-за неполадок в электроснабжении, но зато был опытный бригадир, прекрасно организующий работу в течение всего периода эксперимента. Во второй бригаде простоев не было, но бригадир — неопытный организатор. Здесь положительное влияние опытного бригадира в одном случае и отсутствие простоев во втором уравновесились отрицательным влиянием простоя в первой бригаде и неопытности руководителя во второй. Но могло оказаться и по-другому: в экспериментальной бригаде прочие факторы мешали повышению производительности, а в контрольной — содействовали. Получается, что изменение системы организации труда и оплаты не дает эффекта. Однако мы не можем сделать такое заключение, так как в данном эксперименте было много неконтролируемых факторов.
    В неконтролируемых экспериментах познавательный результат достигается путем достаточно большого числа повторных опытов так, чтобы по теории вероятности неконтролируемые факторы при взаимном наложении погашались и не оказывали бы влияния на воздействие экспериментального фактора. Число повторных попыток определяется статистически, например при помощи критерия Стьюдента (c2) .
    Более строгие данные могут быть получены в контролируемом натурном эксперименте.
    Контролируемый  эксперимент представляет попытку получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора.
    Выравнивание  условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным  и контрольным. Возможны, как мы дальше увидим, эксперименты без контрольного объекта, повторяющиеся несколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия экспериментальных объектов в каждой серии опытов.
    Прежде  чем приступить к выравниванию условий, надо выделить характеристики, предположительно влияющие на ожидаемое следствие. Это требует тщательного предварительного анализа проблемы при разработке программы исследования. Если выявлено, что возможные "возмутители" чистого эффекта суть A, В, С, D, E ..., то все они потенциально представляют собой экспериментальные переменные. Но в каждом отдельном опыте проверяется воздействие одного из выделенных факторов, и тогда все остальные подлежат выравниванию. 

    Аналитико-экспериментальный  план используется как стратегия исследования, если тщательно продуманы объяснительные гипотезы. Цель плана - установление функциональных и казуальных связей в социальных объектах и процессах, а при реализации практического социального эксперимента — поиск управленческих решений.
    Социальный  эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. И в этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим или "псевдоэкспериментальным" вариантом плана исследования. 

    
    Виды  опроса в социальных исследованиях, их характеристика.
    Опрос: метод непосредственного контакта – это интервью, метод опосредованного  контакта – анкета, опросник.
    На  качество информации, полученной опросным методом, влияют личности респондентов, деятельности исследователей (профессионализм, мастерство, свойства).
    Требования  к методам опроса:
    Четкое определение исследовательских задач
    Доступность предлагаемых формулировок вопроса
    Соблюдение принципов социально-психологического общения (создание оптимальных условий для опроса).
    Виды  опросов:
    1.анкетный: непосредственный или опосредованный.
    2.интервью (наиболее гибкая форма опроса  – беседа(очная или заочная  – телефон).
    По  степени охвата : сплошные, выборочные.
    Разнообразные опросы обосновываются программой исследования, задачами.
    Анкетный  опрос
    Жесткий фиксированный порядок (порядок, соотношение, чередование, перекличка вопросов).
    Респондент  самостоятельно работает с анкетой.
    Плюс- респондент свободен в выражении  своего мнения, в выборе вопроса.
    Анонимность, конфиденциальность, нет психологических  барьеров.
    Минус – невозможность что-либо уточнить, конкретизировать, пояснить содержание вопроса.
    Интервью (превалируют на Западе)
    Специфика метода:
    Непосредственный целенаправленный контакт двух людей (определено программой интервью, исследования).
    Навязывание интервьюером необходимости получения  информации.
    Строгая дифференциация ролей характеризуется необратимостью (выпытывание).
    Информация получается от респондента в чистом виде.
    Информация может нарушаться интервьюером, неготовностью респондента к беседе – зависит от человеческих качеств.
    Сочетание функций непосредственного получения информации и наблюдения за респондентом. Наблюдение – дополнительная информация.
    Личный контакт, снижение количества пропусков в ответах, абсолютный процент возврата, получение полной информации о мнениях, оценках, мотивах, повышение искренности ответов, получение дополнительных сведений.
    Классификация интервью:
    1.стандартизованное:  предварительное формулирование вопросов и ответов, определенная их последовательность.
    2.полустандартизованное:  использование небольшого количества  открытых вопросов.
    3.нестандартизованное:  свободное. Требует тщательной  подготовки. Интервьюер очерчивает  круг вопросов, не имея четких формулировок, порядка вопросов. Получается глубоко личностная информация.
    Опросы - незаменимый прием  получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
    Бесспорно, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. И вместе с тем это лишь часть правды. Другая ее часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по совокупности действий человека можно судить об устойчивости мотивов или побуждений, которыми он руководствуется. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т.п. субъективных состояний отдельных лиц или их общностей.
    Опрос привлекает исследователей еще и потому, что  он кажется почти универсальным методом. Будучи, несомненно, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или по документам, информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельности, короче — о чем угодно. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать никоим образом не удастся.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.