На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Род Романовых

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Начало  рода Романовых
Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла. Его отец - Гланда - Камбила Дивонович - в 1283 г. переселился из Литвы к московскому князю Даниилу, где принял православие и был наречён Иваном Кобылой. Его сын Андрей Кобыла был приближённым московского великого князя Симеона Гордого и имел 5 сыновей. Потомки его до начала ХVI в. именовались Кошкиными, до конца ХVI в. - Захарьиными. Затем Захарьины разделились на две ветви: Захарьиных - Яковлевых и Захарьиных - Юрьевых. От последних произошли Романовы. Романовы находились в тесном родстве с Рюриковичами. Никита Романович был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Сын Анастасии Фёдор был последним русским царём из династии Рюриковичей.
При Борисе Годунове род Романовых был обвинён  в колдовстве. Четыре сына Никиты Романовича были подвергнуты опале. Один из сыновей - Фёдор Никитич - был насильно пострижен  в монахи под именем Филарет. Его  сын Михаил был избран царём, сам  митрополит Филарет в это время  томился в польском плену. Последствия  Смутного времени пришлось преодолевать первым Романовым.
Царь Михаил Федорович (1613 - 1645 гг.) Михаил Федорович Романов взошел на престол юношей неполных 17 лет. Вельможи, ближние предстатели у трона, видели в Михаиле Федоровиче, с его робостью и хилым здоровьем, добротою и простотою, своего рода второе издание царя Федора Ивановича. Отсюда их расчеты на его “повадливость”. Так и пошло при дворе, но — до поры, до времени, точнее же — до возвращения царева отца из польского плена в 1619 г. Умный, властный, даровитый Филарет, ставший патриархом, правил не только своим духовным ведомством, но и вместе с сыном всем государством Российским. Его официально называли, как и царя, “великим государем”, в грамотах имена царя и патриарха стояли рядом. 

Михаил Романов  как царь устроил, кажется, всех, так  как выбрали, по словами историка В. О. Ключевского, “не способнейшего, а удобнейшего”. Делами по управлению государством, помимо царя и патриарха, занимались, как издавна велось, угодные им лица из бояр и иных вельмож — родственники, свойственники, фавориты. Это —те же Романовы, Шереметевы, Черкасские, Стрешневы и иные. 

Царь испытал  личные потрясения. Когда ему исполнилось 20 лет, он на смотре невест выбрал М. И. Хлопову, дочь незнатного дворянина, ему полюбившуюся. Но матушка, старица Марфа (в девичестве — Ксения Ивановна Шестова, дочь костромского дворянина, тоже незнатного), не дала ему благословения. В сентябре 1624 г. он женился на княжне М. В. Долгорукой, неохотно, впрочем,—.его чувство к первой избраннице не остыло. Но молодая царица вскоре заболела и три с половиной года спустя умерла. Год спустя монарх вступил во второй брак — с Е. Л. Стрешневой; от нее имел сына Алексея, будущего царя, и дочерей Ирину, Анну, Татьяну, в раннем возрасте умерли сыновья Иван и Василий, дочери Пелагея, Марфа, Софья и Евдокия. Умер Михаил Федорович в ночь на 13 июля 1645 г. в возрасте 49 лет.
Михаилу Фёдоровичу досталась совершенно разорённая страна. В Новгороде сидели шведы. Поляки заняли 20 русских городов. Татары без  перерыва грабили южные русские  земли. По стране бродили толпы нищих, шайки разбойников. В царской  казне не было ни рубля. Поляки не признавали выборы Земского собора 1613 г. действительными. В 1617 г. польский королевич Владислав  организовал поход на Москву, стал у стен Кремля и требовал, чтобы  русские его выбрали свои царём.
А юный царь сидел  в Кремле. У него не было даже столько  войска, чтобы выйти из Кремля и  сразиться с Владиславом. Помочь ему в делах правления мог  бы отец митрополит Филарет, опытный политик, но он был в польском плену. Положение Михаила на престоле было отчаянным.
Но общество, уставшее от бедствий Смутного времени, сплотилось вокруг своего юного царя и оказывало ему всяческую  помощь. Поначалу большую роль в  управлении страной играли мать царя и её родственники, Боярская дума. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали беспрерывно. В 1619 г. из польского  плена возвратился отец царя. В  Москве он был провозглашён патриархом. Исходя из интересов государства, Филарет  удалил от престола жену и всех её родственников. Умный, властный, опытный, он вместе с  сыном уверенно стал править страной  вплоть до своей смерти в 1633 г. После  Михаил сам довольно успешно стравлялся с делами государственного правления.
 Недолго жил и его сын и преемник царь Алексей Михайлович (родился 19 марта 1629 г., умер 29 января 1676 г.). Получив трон по праву наследования, он исповедовал веру в богоизбранность царя, его власти. Отличаясь, как и отец, мягкостью, кротостью характера, он мог проявлять и вспыльчивость, гневливость. Современники рисуют его внешность: полнота, даже тучность фигуры, низкий лоб и белое лицо, пухлые и румяные щеки, русые волосы и красивая борода; наконец, мягкий взгляд. Его “гораздо тихий” нрав, благочестие и богобоязненность, любовь к церковному пению и соколиной охоте сочетались со склонностью к нововведениям, знаниям.
В первые годы его правления большую роль в государственных делах играл его “дядька” (воспитатель) боярин Б. И.Морозов, ставший свояком царя (они были женаты на родных сестрах), и родственники по первой жене — Милославские.
Алексей Михайлович пережил бурную эпоху “бунтов” и войн, сближение и разлад с  патриархом Никоном. При нем расширяются  владения России и на востоке, в Сибири, и на западе. Проводится активная дипломатическая  деятельность.
Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию  управления, укрепление самодержавия. Отсталость страны диктовала приглашение  иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, первые опыты, попытки преобразований (заведение  школ, полки нового строя и др.).
В своих дворцовых  владениях царь был рачительным  хозяином, строго следил за тем, чтобы  его крепостные крестьяне исправно исполняли свои обязанности, вносили  всякие платежи. От первой жены М. И. Милославской Алексей Михайлович имел 13 детей; от второй — Н. К. Нарышкиной — троих  детей. Многие из них рано умирали. Трое его сыновей стали царями (Федор, Иван и Петр), дочь Софья — регентшей  при малолетних царях-братьях (Иване  и Петре).
Внутренняя  политика
Земские соборы помогли  Михаилу Фёдоровичу и его приемнику решать самые сложные государственные дела. Но роль Земских соборов изменилась. Они стали органом представительства дворян и посадских людей. Они превратились в орган распорядительной власти. Земские соборы вызывали при Михаиле часто, чуть ли не ежегодно.  В первой половине века Земские соборы рассматривали вопросы войны и мира, сбора экстренных налогов и  отношений с соседними странами. Но при Алексее Земские соборы стали собирать реже. Последний Земский собор был созван в 1653г.      На протяжении всего 17 в. при царе действовала Боярская дума, в ней так же произошли важные изменения: Увеличилось число людей не знатных, они получили места в думе за заслуги. .К концу 17в. в думу входило 94человека, она превратилась  в  громоздкое  учреждение и  А.М .стал игнорировать её. 
Текущие дела царь стал решать с помощью комнатной  думы. В 17в. достигла своего расцвета сила приказов. В этой системе отсутствовали  единые принципы создания и чёткое распределения функций. Всего было около 80 приказов, свидетельством зарождения абсолютизма является усиление роли чиновников. Семнадцатое столетие является переломным в том числе и в развитие хозяйства. В экономике появляются новых буржуазных отношений:
1) Новое явление  – складывание всероссийского  рынка, т.е складываются прочные экономические связи между странами.
2) Развитие ремесла,  усиление спецификаций. Ремесленники  стали работать на рынок. Усиливается  географическое разделение труда,  усиливается спецификация отдельных  районов.
3) Появляются  первые мануфактуры.       

Мануфактура – это первое капиталистическое предприятие на котором принимается труд свободных людей, с разделением труда, пока ещё ручного. Но российские мануфактуры имели ряд особенностей: они были казёнными, на них использовался принудительный труд, т.е там работали приписные крестьяне. Количество мануфактур в России не превышало 30, главной отраслью в которой они возникали, была металлургия.  В рыночное отношение втягивается и часть христианских хозяйств. Стали развиваться домашние христианские промыслы: холсты, обувь, посуда и др. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией , развитие товарно–денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка. В XIV – XVI веках местные рынки были относительно изолированы. В XVI веке они прямо или через посредство других рынков оказались тесно связанными друг с другом. Торговля в XVI веке носила в основном ярмарочный характер. Росла  и внешняя торговля: из России вывозили меха, лес, смолу, дёготь, кожу, сало, хлеб и др.. Россия торговала с Англией, Голландией, Швецией, Польшей и т.д.. Торговые отношения регулировались специальными документами. В 1653г был создан Торговый Устав, который устанавливал единую торговую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Иностранцы платили 8%, а по Новгородскому уставу 1667г – 10%.  

Сельское  хозяйство. К середине XVII в. разруха и разорение времен Смуты были преодолены. А восстанавливать было что: в 14 уездах центра страны  в 40-е годы распаханная земля составляла всего 42% ранее возделываемой, сократилось и число крестьянского населения, бежавшего от ужасов безвременья. Экономика восстанавливалась медленно в условиях сохранения традиционных форм ведения хозяйств, резко континентального климата и низкого плодородия почв в Нечерноземье — наиболее развитой части страны.  Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Основными орудиями труда были соха, плуг, борона, серп. Трехполье преобладало, но оставалась и подсека, особенно на севере страны.  Сеяли  рожь, овес, пшеницу, ячмень, гречиху, горох, из технических культур — лен  и коноплю. Урожайность составляла сам-3, на юге — сам-4. Хозяйство по-прежнему имело натуральный характер В этих условиях рост объемов производства достигался за счет во влечения в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири. 

Укрепление  крепостнических  отношений. В XVII в. происходил дальнейший  рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI—XVII вв. произошел своеобразный передел земель внутри господствующего класса. Новая династия Романовых, укрепляя свое положение, широко использовала раздачу земель дворянам. В центральных районах страны практически исчезло землевладение черносошных крестьян. Дворянское землевладение широко проникло в Поволжье, а к концу XVII в.— и в освоенные районы Дикого поля.  Государство пошло по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г.—девятилетний сыск беглых. В 1642 г . вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян. Соборное уложение 1649 г. завершило процесс юридического оформления крепостного права (так как значение Соборного уложения выходит за эти рамки, определяя все стороны русской жизни, подробности о нем см. в следующей главе).  Новым явлением по сравнению с предшествующим временем в развитии хозяйства было усиление его связи с рынком. Дворяне, ,бояре и особенно монастыри все активнее включались в торговые операции и промысловую деятельность. Торговля хлебом,, солью, рыбой, производство на продажу вин, кож, извести, смолы, ремесленных изделий в ряде вотчин стали обычным делом.  

Ремесло. В XVII в. продолжалось перерастание ремесла (производства для конкретного заказчика) в мелкотоварное производство. Этот процесс начался задолго до XVII в., но в XVII в. он приобрел массовый характер. К концу XVII в. в России насчитывалось не менее 300 городов. Самым крупным была Москва, в которой проживало до 200 тыс. жителей. Она имела 120 специализированных торговых рядов. К концу XVII в. в соответствии с природно-географическими условиями в основном сложились районы ремесленного производства. Дальнейшее развитие получили центры металлургии и металлообработки: Тульско-Серпуховско-Московский район, район Устюжны-Железнопольской  (между Новгородом и Вологдой), Заонежье. Москва, Тверь, Калуга, а позднее район Нижнего Новгорода специализировались на производстве изделий из дерева (посуды и т. п.). Ювелирное дело процветало в Великом Устюге, Москве, Новгороде, Тихвине, Нижнем Новгороде. Значительными центрами производства текстильных изделий стали Новгородско-Псковская земля, Москва, Ярославль; льна — Ярославль и Кострома; соли — Сольвычегодск, Солигалич,
Прикамье  с Соликамском, а со второй половины XVII в.— соляные озера Прикаспия. Центрами ремесленного производства становятся не только города,, но и ряд оброчных сел (Павлове на Оке, Иваново, Лысково, Мурашкино и др.). Простое товарное производство становится капиталистическим только тогда, когда оно получает широкое распространение и происходит превращение рабочей силы в товар. В России XVII в. подобные явления имели эпизодический, временный характер. Появлявшиеся очаги вольнонаемного труда подавлялись крепостничеством и, как правило, вскоре прекращали свое существование. 

Торговля. Начало формирования всероссийского рынка. В XVII в. возросли роль и значение купечества в жизни страны. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки: Макарьсвская близ Нижнего Новгорода, Свенская в районе Брянска, Ирбитская  в Сибири, ярмарка в Архангельске и т. д., где купцы вели крупную по тем временам оптовую и розничную торговлю. Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку, поташ и т. д. Достаточно сказать, что английский флот был построен из  русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск. Здесь имелись Английский и Голландский торговые дворы. Тесные связи устанавливались со странами Востока через Астрахань, где находились Индийский и Персидский торговые дворы. Русское правительство поддерживало усиливающееся купечество. В 1667 г. был издан Новый Торговый устав, развивавший положения Торгового устава 1653 г. Новый Торговый устав повышал пошлины на иностранные товары. Иностранные купцы имели право вести оптовую торговлю только в пограничных торговых центрах. В XVII в. значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему. Растущие экономические связи укрепляли политическое единство страны. 

  Социальная структура  российского общества. Высшим сословием в стране было боярство, в среду которого входило много потомков бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели военными чинами, служили царю и занимали руководящие должности  в государстве.  К концу XVII в. бояре во все более yтрачивало свою мощь и сближалось с дворянством. Дворяне составляли верхний слой государственных служилых людей по отчеству. Они владели поместьями на наследственном праве в случае продолжения службы детьми после их родителей. Дворянство  значительно усилило свои позиции  ,в конце смуты и стало опорой царской власти. Слой феодалов включал лиц, служивших при царском дворе (смольники, стряпчие, дворяне  московские и жильцы), а также городовых, и с. провинциальных дворян и детей боярских.  К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору или по набору. Он включал стрельцов, пушкарей, ямщиков, служилых казаков, казенных мастеров и т. п.Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий. Крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий, назывались владельческими или частновладельческими. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчинного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжким преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские. Другой крупной категорией крестьянского населения было черносошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, Юг), объединялось в общины. Черносошные крестьяне не имели права покидать свои земли, если не находили себе смену. Они несли пеню в пользу государства. Их положение было легче, чем частновладельческих. «Черные земли» можно было продавать, закладывать, передавать по наследству. Среднее положение между черносошными и частновладельческими крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйственные потребности царского двора. Они имели самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам. Верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них (в Москве XVII в. таких было примерно 30 человек) царским повелением объявлялись «гостями». Многие состоятельные купцы объединялись в двух московских сотнях — «гостиной» и «суконной». Основная масса городскою населения называлась посадскими людьми. Они объединялись в тягловую общину. Буржуазия в городах еще не сложилась Во многих юродах России среди жителей преобладали военные чины и их семьи, а решающую роль в городском населении играли крупные землевладельцы. Городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли тягло — повинное ж в пользу государства, выбирали своих старост и сотских (черные слободы). Кроме них, в городах были белые слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам. Эти слободы «обелялись» (освобождались) от несения городского тягла в пользу государства. До петровских времен как в городах-, так и в сельской местности жило значительное число рабов — холопов. Полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ. Слой кабальных холопов формировался из числа попавших в рабское состояние (кабала— расписка или долговое обязательство) ранее свободных людей. Кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего. Особое сословие составляло духовенство. В него входили архиереи и монахи — черное духовенство и священники — белое духовен ство. Соборное уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины.  Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников,служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, нищие, бродяги) не попали в вотчины, поместья или городские общины и не несли государственного тягла. Из их числа набирались служилые люди по прибору. Однако государство всячески стремилось поставить их под свой контроль. Подводя итоги рассмотрению социально-экономического развития  России в XVII в., следует сказать, что в России феодально-крепостнический строй господствовал во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни страны.  Новые явления в экономике (начало складывания из все российского рынка, рост мелкотоварного производства, создание мануфактур,  появление крупных капиталов в сфере торговли и ростовщичества и т. п.) находились под сильнейшим воздействием и контролем со стороны крепостнической системы. И это было в то время, когда в наиболее развитых странах Запада (Голландия, Англия) произошли буржуазные революции, в других складывался капиталистический уклад хозяйства, основанный на личной свободе и частной собственности.  Еще В. О. Ключевский считал, что XVII в. открывает «новый период русской истории», связывая это с установлением после Смуты новой династии, новых границ, торжеством дворянства и крепостничества, на основе которого развивались как земледелие, так и промышленность. Одна часть советских историков неоправданно связывала начало  «нового периода» со становлением капитализма в России и зарождением буржуазных отношений в экономике страны. Другая их часть полагала, что XVII в. был временем «прогрессирующего феодализма» и до второй половины XVIII в. в России  не было устойчивых буржуазных отношений и капиталистического уклада в экономике.  В последние годы модно стало говорить, что российская цивилизация как бы дрейфует между Востоком и Западом и модернизируется путем заимствования западноевропейского опыта. Представляется, что правильнее искать ответ на путях объяснения того, какие особенности были присущи русскому историческому процессу в рамках общемировых закономерностей развития человеческой цивилизации..  Обратим внимание на роль природно-географичсского фактора в нашей истории. Резко континентальный климат, короткий сельскохозяйственный сезон в условиях экстенсивного ведения хозяйства предопределяли сравнительно малый общественный совокупный прибавочный продукт.  Огромная, но малозаселенная и слабоосвоенная территория России с многонациональным этническим составом, придерживающимся разных религиозных конфессий, в условиях непрекращающейся борьбы с внешней опасностью, последней из которых была иноземная интервенция в годы Смуты, развивалась более медленными темпами, чем страны Запада. Сказалось на развитии страны и отсутствие выхода к незамерзающим морям, что становилось одной из задач внешн 

Соборное  Уложение 1649г.
Непосредственным  поводом для его принятия послужило  вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадских  людей Москвы. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении  своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили дворяне, которые  считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден отложить взыскание недоимок, облегчить в некоторой мере положение посадских. В июле 1648г. он приказал начать разработку проекта нового закона под названием «Уложение». В Соборном Уложении 1649г. нашли отражение правовые нормы различных отраслей права.
В гражданском  праве по «Соборному уложению» получили юридическое закрепление сложившиеся  ранее три основных вида феодального  землевладения.
·         Первый вид — собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли черных волостей).
·         Второй вид — вотчинное землевладение. Будучи условной собственностью на землю, вотчины имели все же иное правовое положение, чем поместья. Они передавались по наследству. Существовало три их вида: родовые, выслуженные (жалованные) и купленные.
Законодатель  заботился о том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось. В  связи с этим предусматривалось  право выкупа проданных родовых  вотчин. Третий вид феодального землевладения  — поместья, которые давались за службу, главным образом военную. Размер поместья определялся служебным  положением лица. Поместье не могло  передаваться по наследству. Феодал пользовался  им до тех пор, пока служил. Различие в правовом положении между вотчинами  и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес  службу. Соборное Уложение установило, что если помещик покинул службу по старости или болезни, его жена и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Соборное Уложение 1649г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих условиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя. 

Правовой  статус крестьян. Отменив урочные годы, Соборное Уложение тем самым завершило закрепощение крестьян (его предыдущими этапами были: введение Юрьева дня по «Судебнику» 1497 года, принятие указов о заповедных (1581г.) и урочных летах (1587г.), проведение на рубеже 80-90-х годов XV века всероссийской переписи земель, результатом которой стало составление писцовых книг).
Широкое распространение  получили обязательства из договоров (договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи  и др.). Соборное Уложение 1649г., стремясь облегчить положение должников (особенно дворян), запретило взыскивать проценты по займу, считая, что таковой должен быть безвозмездным.
Исковая давность по займу устанавливалась в 15 лет, частичная уплата долга прерывала  течение давности. Несмотря на запрещения, взыскание процентов по договору займа фактически продолжалось. Однако эти взыскания не могли уже  иметь правовой защиты в суде.
Законодательство  предусматривало следующий порядок  заключения договоров. Наиболее крупные  сделки оформлялись крепостным порядком, при котором документ, удостоверявший сделку, составлялся площадным подьячим при обязательном участии в этом не менее двух свидетелей. Менее  крупные сделки могли оформляться  домашним способом. В законе точно  не определялся круг сделок, которые  должны были оформляться крепостным порядком. Предусматривались способы  обеспечения исполнения договоров  — залог и поручительство. Законодательство уделяло внимание также и обязательствам из причинения вреда. Устанавливалась  ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и  лугов. Собственник скота, потравившего угодья, обязывался возместить убытки их владельцу. Задержанный при потраве  скот подлежал возвращению собственнику в целости и сохранности.
Наследование  осуществлялось, как прежде, по завещанию  и по закону.
Раскрывая уголовное  право, «Соборное Уложение» считает  преступлениями деяния, опасные для  феодального общества, нередко по-прежнему именуя их «лихим делом», иногда употребляя для их обозначения термин «воровство».
В Соборном Уложении 1649 г. нашла более четкое отражение  классовая сущность преступления. Это  проявлялось прежде всего в том, что за ряд деяний назначались различные наказания в зависимости от классовой принадлежности их совершивших. Соборное Уложение 1649г. содержало многочисленные нормы особенной части уголовного права. На первом месте законодатель поставил преступления против религии. Впервые в истории российского законодательства им посвящалась специальная глава. На втором месте стояли государственные преступления (государственная измена, посягательства на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким деяниям относились особо опасные преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей и др.). В законе имелись подробные описания различных составов преступлений — воинских, имущественных, против личности.
Хотя уголовное  право в целом в Соборном Уложении 1649г. было разработано на более высоком  уровне, чем в предшествующих документах российского законодательства, все  же в нем специально не выделялась общая часть уголовного права, а  основное внимание сосредоточивалось  на описании конкретных составов преступлений. Нормы общей части уголовного права имелись в Соборном Уложении 1649г., но в виде разрозненных статей.
Уголовное законодательство середины XVII в. уделяло большое внимание системе наказаний. По мере развития государства все разнообразнее  становились меры наказания, одновременно они все более ужесточались. Ярко выраженной целью наказания в  Соборном Уложении 1649 г. являлось устрашение. Широко применялись членовредительные и болезненные наказания — отрезали нос, ухо, руку, били кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка.
В законодательстве того времени все еще отсутствовало  четкое разграничение между гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным правом. Однако различались две формы  процесса — состязательный (суд) и  следственный (розыск), причем последний  приобретает все большее значение.
По делам о  религиозных преступлениях, а также  по многим имущественным преступлениям  против личности процесс был розыскным. По этим делам велось предварительное  следствие, которое, однако, не получило в то время четкого выражения  в правовых нормах. Расследование  большинства уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов, по доносам (особенно по политическим делам), жалобам потерпевших (разбой, кражи и др.). по наиболее важным государственным преступлениям расследование начиналось непосредственно по указанию царя.
Предварительное следствие сводилось главным  образом к производству неотложных действий (задержание подозреваемого, арест и др.). При розыске широко применялись повальный обыск, а также пытка.
Продолжается  развитие системы формальных доказательств, характерной для феодального  права. В законодательстве определялись значение и сила конкретных доказательств, которые делились на совершенные и несовершенные, полные и неполные. Суд при оценке доказательств был связан требованиями закона. Царицей доказательств считалось признание обвиняемого или ответчика.
В целом данный период характеризуется заметными  сдвигами в общественном, территориальном  и государственном устройстве. Большие  изменения происходят и в области  права. Российское государство готовится  вступить в высшую и последнюю  стадию феодализма — абсолютизм.
Городские восстания середины века(соляной бунт). В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). По образному выражению В.О. Ключевского, "рать заела казну". Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Вся сумма налога падала на население "черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б. И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить .Восстание в Москве, получившее название "соляного бунта", не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах. 

Церковные реформы патриарха  Никона. В правление Алексея Михайловича в 1653 г. патриархом Никоном были проведены церковные реформы. Они потрясли духовную основу общества - Русскую Церковь.
Патриарх Никон (в миру Никита Минов)был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был избран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме. После унии с римской католической церковью, после падения Византийской империи престиж Константинополя, как центра мирового православия, резко упал. В то же время, после возведения московского митрополита в сан патриарха престиж Русской Церкви на православном Востоке резко возрос.
И патриарх Никон  стал развивать идеи Филофея - он стал стремиться к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.
Но к этому  времени в Москве и Константинополе  установились разные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два церковных устава. Они были совершенно равноправны. Русь переняла один из них, а Византия позже  остановилась на другом.
Кроме того, в  русских и византийских церковных  книгах содержались разночтения, так  как русские церковные книги  переписывались от руки.
Итак, патриарх Никон стремился к тому, чтобы  Русская Церковь играла ту роль в  православном мире, какую играла Константинопольская, т.е. стала наследницей Константинопольской. Но для этого требовалось перейти  на греческий церковный устав, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Книгопечатание давало такую возможность.
В 1653 г. Никон начал проводить реформу. Русская Церковь стала переходить на греческий церковный устав, богослужебные книги стали приводиться в соответствие с греческими.
Но реформы  вызвали резкий протест части  общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона - фанатичный и нетерпимый. Внешне разногласия сводились:
по каким образцам - греческим или русским унифицировать  церковные книги,
креститься двумя  или тремя перстами,
как совершать  крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца.
В это же время  на страну обрушились голод и моровая  язва. Народ посчитал эти бедствия карой Божьей за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских  людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых  знатных боярских фамилий, в частности, родственницы первой жены Алексея Михайловича  царицы Марии Ильиничны Милославской боярыня Ф.П. Морозова и её сестра Е.П. Урусова. Знатных сестёр заковали в кандалы, подвергли страшным пыткам, потом сослали в Боровск, где  в земляной тюрьме они и умерли. Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Cевер в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся. За это он и его единомышленники были сожжены на костре.
Патриарх Никон  также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном соборе он был  смещен с поста патриарха и  сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было разрешено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. «Похоронен патриарх - реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построил по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.»
С тех пор  единая Русская Церковь расколота  на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.