На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Земельные ресурсы и эффективность их использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬГО  ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО  УНИВЕРСИТЕТА 
 
 

Факультет заочного обучения 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

По предмету: Экономика организаций (предприятий)
На тему: «Земельные ресурсы и эффективность их использования
на примере  ООО КФХ «Куендат». 
 
 
 
 

                                                                      Выполнила:
                                          Студентка:
                                          группы № А501, 2 курс
                                          специальность 080901
                                          Пермякова Т.Ю.
                                          Проверил(а): Григорьева Е.Н. 
 
 
 
 
 
 

Томск 2011
Содержание 
 

Введение  3
1.Теоретические  основы изучения земли, как  главного средства производства 5
    1.1 Земля - главное  средство производства, ее особенности 
 
5
    1.2 Земельный  кадастр и мониторинг земель
7
    1.3 Земельный  налог, арендная плата, нормативная  цена земли
 
14
    1.4 Показатели  экономической эффективности земельных  угодий 
 
18
    1.5 Показатели  экономической эффективности земельных  угодий 
 
20
2. Краткая организационно-экономическая  характеристика сельскохозяйственного предприятия 21
      2.1 - Специализация  сельскохозяйственного производства (по структуре выручки за реализованную  продукцию) 22
2.2 - Динамика посевных площадей, урожайности и производства основных видов продукции растениеводства 23
    2.3- Динамика поголовья, продуктивности и производства основных видов продукции животноводства 24
        2.4- Основные факторы производства предприятия 25
        2.5 Динамика и структура валового дохода 26
3. Земельные  ресурсы сельскохозяйственного  предприятия и эффективность  их использования  28
    3.1 Динамика  и структура земельных угодий  и посевных площадей 
29
    3.2 Объёмы производства основных видов растениеводства, урожайность сельскохозяйственных культур ,факторы , повлиявшие на их изменения
 
30
    3.3 Экономическая  эффективность использования земельных  ресурсов
30
Выводы  и предложения 36
Список  использованной литературы 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

    Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, ее площадь  является одним из показателей, на который  ориентированы различные показатели эффективности производства. Рациональное использование земель, которыми владеет  предприятие – одна из первоочередных задач управления. К основным задачам анализа использования земельных ресурсов относится изучение состава и структуры земельного фонда, установление нарушений в землепользовании, определение резервов расширения и улучшения сельскохозяйственных угодий
    Земельные ресурсы используются таким образом, чтобы извлекалась польза из всех характеристик. Земля имеет ограниченные возможности, в то время как ее природные ресурсы могут меняться со временем, а также в зависимости  от условий управления ими и их использования. Рост человеческих потребностей и расширение экономической деятельности оказывают все большее давление на земельные ресурсы, порождая конкуренцию и конфликты, и ведут к нерациональному использованию земель и земельных ресурсов. Для того чтобы в будущем человеческие потребности удовлетворялись на устойчивой основе, в настоящее время необходимо урегулировать эти конфликты и стремиться к более эффективному и производительному использованию земли и ее природных ресурсов.
    Актуальность темы исследования – очевидна, поскольку неправильное и неконтролируемое землепользование является основной причиной деградации и истощения земельных ресурсов. В настоящее время хозяйствующие субъекты часто не учитывают фактические потенциальные возможности, продуктивность и факторы, ограничивающие использование земельных ресурсов, а также их пространственное разнообразие. Главным в производстве становится получение максимальной прибыли, но этот принцип хозяйствования не работает, если речь идет об использовании земельных ресурсов.
    Цель  работы проанализировать размер и структуру  земельных угодий, интенсивность  и эффективность использования  земельных ресурсов, выявить основные проблемы землепользования и выработать предложения по улучшению использования земельных ресурсов.
    В соответствии с поставленной целью  в работе поставлены следующие задачи:
          - рассмотреть теоретические  основы анализа земельных ресурсов
          - дать характеристику ООО КФХ «Куендат», рассчитать основные показатели деятельности, проанализировать земельные ресурсы их наличие и эффективность использования.
          - разработать рекомендации  по эффективному использованию  земельных ресурсов для предприятия.
    Объектом  исследования выступает ООО КФХ «Куендат». В качестве основных источников для анализа экономической деятельности использованы годовые отчёты предприятия за период с 2007 по 2009 год.
    При проведении анализа были использованы следующие приемы и методы:
          - горизонтальный  анализ вертикальный анализ;
          -анализ коэффициентов  (относительных показателей);
          -сравнительный анализ;
          - метод цепных  подстановок. 
 
 
 
 
 

1.Теоретические  основы изучения  земли, как главного  средства производства. 

    1.1. Земля - главное средство производства, ее особенности. 

    Огромное  экономическое, политическое и социальное значение земли в жизни общества обусловлено тем, что она в течение многих веков являлась первоначальным источником всякого богатства. В истории человеческого общества земельные отношения всегда играли большую роль и занимали особое место в системе общественных отношений; земля была одним из объектов ожесточенной борьбы.
    Земля — основа жизни и деятельности любого человеческого общества. Она представляет собой главный объект хозяйственной деятельности человека. [5]
    Почва — плодородный слой земли, являющийся основой для сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. В недрах земли содержатся запасы полезных ископаемых, необходимые для экономического развития.[5]
    Водные  ресурсы — важнейшее условие  существования людей, животного  и растительного мира, которые также находятся на земле. Земля является местом обитания животного мира — возобновляемого природного ресурса. Земля — один из важнейших компонентов окружающей среды.
    Традиционно принято рассматривать землю  в качестве природного объекта и природного ресурса.
    Природный объект — относительно условная правовая категория, использование которой дает возможность с позиций права индивидуализировать определенную часть природной среды.  Природный ресурс - представляет собой определенную совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Характерными чертами земли как природного ресурса являются ее производительная способность, т.е. плодородие почв, наличие свободных земель, которые могут быть использованы для размещения каких-либо производственных и иных объектов, для застройки и т.п. Земля — территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это важное свойство земли отражено в ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
    Земля относится к числу неуничтожимых  природных ресурсов. Можно уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий  землю, однако землю как пространственный территориальный базис, как правило, уничтожить нельзя. Однако естественное плодородие земли может быть восстановлено при применении специальных методов. При правильной, научно обоснованной обработке почва обладает уникальным свойством увеличивать продуктивную способность. Земля выполняет важные экологические функции как первичный элемент в системе сложных взаимосвязей объектов природы — экологической системе. Земля как объект общественных отношений даже в тех случаях, когда к ней прикладывается человеческий труд, в нее вкладываются денежные средства, продолжает оставаться объектом природы. В этом состоит одна из основных особенностей земли — объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений. Таковы наиболее важные признаки земли как природного объекта и природного ресурса.
    Земля выполняет две важнейшие функции: выступает как средство производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственный операционный базис.
    В качестве пространственного операционного  базиса земля используется как место размещения зданий, строений и сооружений, т.е. объектов, искусственно созданных человеком. Выступая как средство производства, земля практически всегда одновременно служит и пространственным операционным базисом для размещения объектов, которые в силу естественных природных свойств, связаны с землей: многолетних, в том числе плодовых, насаждений, лесов. Функциональное значение земли отражается в праве посредством деления всех земель на соответствующие категории в зависимости от их целевого назначения: земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений и т.д.'
    В результате использования земли для различных целей возникает своеобразный комплекс общественных отношений по поводу не только непосредственно земли, но и тех объектов, которые находятся на ней и под ее поверхностью. Земля используется для хозяйственной и иной деятельности человека, связанной с созданием и эксплуатацией искусственно созданных объектов недвижимости и естественных природных объектов. Характерными чертами земли как природного ресурса являются ее производительная способность, т.е. плодородие почв, наличие свободных земель, которые могут быть использованы для размещения каких-либо производственных и иных объектов, для застройки и т.п.  
 

    1.2. Земельный кадастр и мониторинг  земель. 

    Статья 70 ЗК РФ регламентирует проведение государственного земельного кадастра.
    Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В такой кадастр  включается информация о субъектах прав на земельные участки.[6]
    Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
    Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается ФЗ от 2.01.2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
    ФЗ  регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений. Правовое регулирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра и использованию его сведений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными НПА Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ФЗ законами и иными НПА субъектов Российской Федерации.
    Государственный земельный кадастр создается  и ведется в целях информационного обеспечения:
    -государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
    -государственного контроля, за использованием и охраной земель;
    -мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
    -государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    -землеустройства;
    -экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
    -установления обоснованной платы за землю;
    -иной деятельности, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.
    Сведения  земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Кадастр - это источник информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Государственному  кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу упомянутого ФЗ, является юридически действительным.
    К полномочиям органов государственной  власти Российской Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра относятся:
    -разработка и принятие федеральных законов и иных НПА Российской Федерации в данной области, контроль, за их  соблюдением;
    -разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития государственного земельного кадастра;
    -определение федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление деятельности по ведению государственного земельного кадастра;
    -определение перечня основных сведений государственного земельного кадастра;
    -установление порядка финансирования деятельности по 
ведению государственного земельного кадастра;

    -установление предельного размера и порядка использования платы, взимаемой за сведения государственного земельного кадастра;
    -определение перечня сведений государственного земельного кадастра, отнесенных к категории ограниченного доступа, и порядка предоставления таких сведений;
    -координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями в данной области;
    -иные вопросы, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией РФ и федеральными законами.
    Государственное управление в области осуществления  деятельности по ведению государственною земельного кадастра осуществляется Правительством РФ непосредственно или через Росземкадастр. Росземкадастр осуществляет возложенные на него полномочия по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.
    Полномочия  органов государственной власти субъектов Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра определяются в соответствии с Конституцией РФ федеральными законами, законами и иными НПА субъектов Федерации.
    Субъекты  Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать перечень дополнительных сведений государственного земельного кадастра, не установленных Российской Федерацией. Сбор, обработка и хранение указанных сведений осуществляются за счет средств субъектов Федерации.
    Органы  местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
    Государственный земельный кадастр содержит сведения о:
    -земельных участках;
    -территориальных зонах;
    -землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
    -землях и границах субъектов Российской Федерации; 
    - землях и границах Российской Федерации.

    Указанные сведения содержатся в государственном  земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.
    Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные. Они ведутся на русском языке.
    К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
    К вспомогательным документам кадастра относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
    : К производным документам кадастра относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований.
          Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель (ст. 67 ЗК РФ). Объектами государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации. Государственная система мониторинга включает в себя мониторинг мелиорированных земель и мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
    Основными задачами мониторинга земель являются:
    -формирование нормативно-правовой и научно-методической базы мониторинга земель;
    -ландшафтно-экологическое районирование территории 
Российской Федерации с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;

    -формирование информационной базы мониторинга земель;
    -совершенствование существующих и внедрение новых 
методов, технических средств и технологий мониторинга земель;

    -формирование организационных структур мониторинга 
земель.

    В Российской Федерации создана информационная база данных о состоянии земельного фонда. Это позволит обоснованно судить о степени суммарного воздействия негативных процессов и явлений, проводить диагностику и оценку этих процессов и явлений, разрабатывать меры по предупреждению и устранению последствий негативных влияний техногенного и природного характера, на более высоком качественном уровне осуществлять контроль, за состоянием земель, их использованием и охраной.
    В России создается многоуровневая информационная база мониторинга земель, налаживается постоянно действующая система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.
    Порядок осуществления государственного мониторинга  земель установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 г. № 84. Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации, являющегося частью государственного мониторинга окружающей среды.
       В зависимости от целей и  территории наблюдения мониторинг подразделяется на: федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Мониторинг включает:                                                                                             - сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации                       - непрерывное наблюдение, за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
-анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
    Мониторинг  проводится Росземкадастром во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
    Мониторинг  осуществляется исходя из единой системы  показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Росземкадастром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
    Росземкадастр, его территориальные органы и  организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
    Сбор  и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель. Осуществляются территориальными органами и организациями Росземкадастра и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.
    Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росземкадастром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации. 

    1.3 Земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. 

    По  статье 65 ЗК РФ использование земли  в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), а за земли, переданные в аренду, арендная плата.
    Земельный налог - обязательный платеж, взимаемый  государством с физических и юридических лиц в местный бюджет; один из основных видов платы за землю. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    Арендная  плата - плата за аренду земель, исчисляемая в зависимости от назначения земель, их качества, удаленности от городов или дорог и других факторов. Порядок определения размера арендной платы, порядок и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
    Ранее действующий ЗК РСФСР в качестве формы платы за землю признавал  нормативную цену земли. В ЗК РФ это  понятие заменено понятием «кадастровая стоимость земельного участка». Однако согласно п. 1.3 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли -показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок ее определения устанавливается Правительством РФ, а в субъектах РФ - в соответствии с законодательством этих субъектов.
    Цель  введения платы за землю - стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
         Плательщиками земельного налога  признаются организаций и физические  лица, в том числе индивидуальные  предприниматели, которым предоставлена  земля в собственность, владение, пользование на территории России.
         Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.
    Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В эту площадь включаются земли, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
    Основанием  для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
    Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот. Если плательщик имеет земельные участки, облагаемые налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим участкам.
    Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры налога с .одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются согласно Приложению № 1 Закона РФ «О плате за землю» (в ред. ФЗ от 24.07.2002г. №110-ФЗ).
    Налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
    Органами  законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
    При исчислении сумм земельного налога для  плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.
    Для расчета налога за земли водного  фонда, лесного фонда органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья по административным районам.
    Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается с площади земельного участка по - средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
    Органам местного самоуправления предоставляется  право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
    Нормативная цена земли. Показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Понятие нормативной цены земли было установлено для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, по наследству, при дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
    Порядок определения нормативной цены земли  регулируется постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».
    Нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством  РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%. При этом нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. 
 

    1.4. Показатели экономической эффективности земельных угодий. 

    При определении результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия или результата использования авансированного капитала применяются такое понятие как  экономическая эффективность. Определение эффективности предполагает соотношение полученного результата и затрат, произведенных для его получения. Таким образом, из определения экономической эффективности можно сформулировать две основные задачи: прямую — достижение максимального эффекта при заданном уровне затрат (что чаще всего обусловливается ограниченностью ресурсов) и обратную -достижение заданного эффекта при минимальных затратах. Для целей экономического планирования и экономического анализа, несомненно, больший интерес представляет экономическая эффективность.
      В сельском хозяйстве принято  различать следующие виды экономической эффективности:
    -эффективность  сельского хозяйства как отрасли  народного хозяйства;
    -эффективность  отдельных отраслей сельского  хозяйства (растениеводство, животноводство, материально-техническое снабжение);
    -эффективность  производства отдельных сельскохозяйственных культур или видов животноводческой продукции (применяется как на макроэкономическом уровне — в масштабах отрасли, так и на микроэкономическом — в масштабах предприятия);
    -эффективность  сельскохозяйственного производства  предприятий;
    -эффективность  структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий (как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс);
    -эффективность  отдельных мероприятий — технических,  организационных и организационно-технических.
    Разумеется, наибольший интерес представляют показатели эффективности сельскохозяйственных предприятий и мероприятий, направленных на повышение количественных и качественных характеристик производимой продукции.  
    Экономическая эффективность сельскохозяйственных предприятий. При определении показателей экономической эффективности на уровне предприятия производится расчет и анализ следующих результатов:
    - производственных результатов - выручки от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды;
    - социальных результатов в части,  относящейся к работникам предприятия  и членам их семей.)
    В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).
      При определении экономической  эффективности сельскохозяйственных предприятий производится расчет следующих показателей:
      -урожайность сельскохозяйственных  культур;
    -стоимость  валовой продукции;
    -удельный  вес сельскохозяйственных угодий  в общей земельной площади;
    -удельный  вес пашни в структуре сельскохозяйственных  угодий;
    -удельный  вес посевов сельскохозяйственных  культур в площади пашни.
    Так как основной целью создания любого коммерческого предприятия является систематическое получение прибыли, то вполне логичной представляется целенаправленная деятельность хозяйствующего субъекта по увеличению размера этой прибыли. Как правило, эта деятельность заключается в разработке и внедрении различных технических, организационных и организационно-технических мероприятий, направленных на снижение затрат производства и совершенствование его технологии. Показатели экономической эффективности предприятия не могут дать исчерпывающего представления о том, за счет каких факторов произошли те или иные изменения или наметились те или иные тенденции. В этом случае возникает необходимость расчета и анализа более детализированных показателей, характеризующих эффективность конкретных мероприятий. 

    1.5. Земельная реформа в условиях  рыночных отношений. 

    Земельная реформа - это коренное изменение  земельного строя.
    Цель  и суть земельной реформы заключается  в переходе от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению); в приватизации земель; в децентрализации права собственности на землю.
    Появились новые формы права собственности  на землю: частная (индивидуальная, общая  долевая и общая совместная физических и юридических лиц); государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ; муниципальная; иные формы права собственности. Одновременно появились новые формы права на землю: право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования; право аренды и т. д.
    В 2001 г. произошли радикальные изменения в земельных отношениях РФ. В апреле 2001 г. принят ФЗ о введении 17 главы ГК РФ, регулирующей правовые отношения, за исключением земель сельхозназначения, по которым позже был принят отдельный закон.
    В октябре 2001 г. принят новый Земельный кодекс РФ. Его принятие потребовало разработки примерно 30-40 федеральных законов, раскрывающих те или иные аспекты земельных отношений. В ЗК РФ сделаны ссылки на федеральное земельное законодательство, но в большинстве случаев соответствующие НПА еще не приняты.
    В развитие нового ЗК РФ в 2002 г. принят ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения", который вступил  в силу 27.01.2003 г. 
 

2. 2. Краткая характеристика предприятия КФХ «Куендат» 
 

    2.1 Природно-климатические, почвенные и территориально-пространственные условия. 

    ООО КФХ «Куендат» расположено на юге томской области, в западной части Первомайского района. Административно – хозяйственным центром является село Первомайское. Оно удалено от областного центра города Томска на 125 километров, от города Асино на 25 километров. Хозяйство имеет несколько подразделений в разных сёлах района. Пункты реализации сельскохозяйственной продукции находятся внутри района, в соседних районах и в городе Томске.
    Центральная усадьба связана с подразделениями  дорогами с асфальтовым покрытием  и грунтовыми дорогами, а также  железной дорогой.
    Транспортная  связь с областным центром  осуществляется по автодорогам местного, областного и республиканского значения.
    Производственное  направление хозяйства – животноводческо-зерновое.
    Коллективное  предприятие действует в условиях самостоятельности и самоуправления, хозрасчета и самофинансирования.
    Хозяйство расположено в умеренной климатической зоне. Главными особенностями умеренно климатической зоны является наличие двух основных сезонов – холодного – зима и тёплого – лето и двух промежуточных – весны и осени. Лето теплое (средние температуры июля от +15 до +26 °С). Зима сурова по сравнению - средние температуры января составляют -15, -25 °С. Годовое количество осадков примерно равно— 500—600 мм.
    На  территории хозяйства из местных  строительных материалов имеется глина, песок. Преобладающими почвами на пашне являются серые лесные тяжелосуглинистые среднемощные почвы. Мощность гумусового горизонта 35-40 см. Содержание гумуса в пахотном горизонте колеблется в пределах 4,3 -5,7 %. Реализация почвенного раствора почв близкая к нейтральной. Такая реакция среды является вполне благоприятной для развития культурных растений.
      Таблица 2.1 - Специализация сельскохозяйственного  производства (по структуре выручки  за реализованную продукцию)
 
Вид продукции и отрасли
Выручка от реализации, тыс. руб. Структура выручки, %
2007 2008 2009 2007 2008 2009
1 2 3 4 5 6 7
Зерновые  и зернобобовые 12859 16196 23816 26,6 26,1 40,8
Продукция растен-ва собственного производства, реализованная в переработанном виде   431     0,7  
Прочая  продукция раст-ства 317 258 123 0,6 0,4 0,2
Итого продукции  растениеводства 13176 16885 23939 27,3 27,2 41,0
Молоко  цельное 26316 31705 22131 54,5 51,0 37,9
           Скот и птица в живой массе:         -             КРС 871 1478 864 1,9 2,4 1,5
             Лошади   184 26   0,3 0,1
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 7907 11892 11360 16,4 19,1 19,5
Итого продукция животноводства 35094 45259 34377 72,7 72,8 59,0
Всего по организации 48270 62144 58316 100,0 100,0 100,0
     Анализируя  данные показатели по таблице, специализация сельскохозяйственного производства по структуре выручки за реализованную продукцию, можно сделать вывод, что предприятие специализируется на животноводстве.
По отрасли  растениеводства в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение на 3709 тыс. руб. По остальным видам продукции происходило уменьшение выручки за реализованную продукцию Зерновые и зернобобовые на -3337 тыс. руб. (-0,4%). Прочая продукция растениеводства на -59 тыс. руб.(-0,2%).
В 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло также увеличение выручки за реализованную продукцию растениеводства на 7054 тыс. руб. Прочая продукция растениеводства на -135 тыс. руб. (-0,2%). По остальным видам продукции происходило увеличение выручки за реализованную продукцию Зерновые и зернобобовые на 7620 тыс. руб. (14,7%).
      По  отрасли животноводства в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение КРС в живой массе на 607 тыс. руб., молоко цельное на 5389 тыс. руб. (4,5%), Произошло увеличение продукции животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде на  3985 тыс. руб. (0,5%).  
      В 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло также увеличение выручки за реализованную продукцию на 10165 тыс. руб., молоко цельное произошло уменьшение выручки -9574 тыс. руб. КРС в живой массе уменьшился на -614 тыс. руб. (-0,5%),  продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде на -532 тыс. руб.
Таблица 2.2 - Динамика посевных площадей, урожайности и производства основных видов продукции растениеводства
Вид продукции Посевная площадь, га Урожайность, ц/га Валовой сбор продукции, ц
2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009
Зерновые  – всего  77800 110075 100532 10,3 18,6 17,9 801340 2047395 1799522,8
          - яровые зерновые 77599 109067 100532 10,3 18,6 17,9 799269,7 2028646,2 1799522,8
          - зернобобовые 201 1008   10,1 16,8   2030,1 16934,4  
 
    Анализируя  показатели динамика посевных площадей 2008 года с 2007 годом можно сказать, что посевная площадь зерновые – всего увеличилась на 32275 га.
    В 2009 г. по сравнению с 2008 произошло понижение посевной площади зерновые – всего уменьшилась на 9543 га.  В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло также увеличение посевной площади зерновые – всего увеличилась на 31468 га, но произошло снижение посевной площади зерновые всего на 8535 га. в 2009г.
    По  показателям  урожайность в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло  увеличение зерновые – всего на 8,3 ц/га. У предприятия в 2007 году был  не урожайный год из-за не благоприятных природных условий.
    В 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло  уменьшение по всем видам продукции  зерновые – всего на 0,7 ц/га.
    По  показателям  Валовой сбор продукции  в 2008 году по сравнению с 2007 годом  произошло увеличение зерновые – всего на 1246055 ц. В 2009 году Валовой сбор продукции был неудачный. 

    Таблица 2.3- Динамика поголовья, продуктивности и производства основных видов продукции животноводства
Вид продукции Среднегодовое поголовье, голов Годовая продуктивность, ц (яйца – шт.) Валовой объем продукции, ц
2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009
Молоко 802 790 550 45,9 45,6 51,5 36860 36043 28340
Прирост живой массы КРС 1405 972 1038 1,8 2,4 1,9 2605 2363 2054
      Анализируя  показатели данной таблицы, в 2008 году по сравнению с 2007 годом Среднегодовое поголовье молоко произошло уменьшение на 12 голов, а поголовье Прирост живой массы КРС снизился на 433 головы. В 2009 году по сравнению с 2008 годом Среднегодовое поголовье молоко произошло уменьшение на 240 голов, а поголовье Прирост живой массы КРС увеличился на 66 голов.  

      Годовая продуктивность Среднегодовое поголовье  молоко произошло уменьшение на 0,3 ц, а поголовье Прирост живой массы КРС увеличился на 0,6 ц. В 2009 году по сравнению с 2008 годом Среднегодовое поголовье молоко произошло увеличение на 5,9 ц, а поголовье Прирост живой массы КРС снизился на 0,5 ц.
Валовой объем продукции, Среднегодовое  поголовье молоко произошло снижение на 817 ц, а поголовье Прирост живой массы КРС снизился на 242 ц. В 2009 году по сравнению с 2008 годом Среднегодовое поголовье молоко произошло снижение на 7703 ц, а поголовье Прирост живой массы КРС снизился на 309 ц.
Таблица 2.4- Основные факторы производства предприятия
Показатели 2007 2008 2009
1. Общая  земельная площадь, га 14849   10692
    - в т.ч. площадь сельскохозяйственных  угодий, га 13082 10051 10692
          из них площадь пашни, га 11267 9250 6820
2. Среднесписочная  численность работников предприятия,  всего, чел. 290 290 249
    - в т.ч. среднесписочная численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел. 264 268 232
    Среднегодовая стоимость основных  фондов, всего, тыс. руб.
      по полной стоимости
      по остаточной стоимости
 
 
52360,5 40481
 
 
66355,5 46592,5
 
 
74949,5 44964,5
4. Наличие  на конец года, всего, шт.
    тракторов
    комбайнов
    - зерноуборочных
    - силосоуборочных
124 50
37
26
11 

69 31
21
17
69 31
21
17
5. Наличие  энергетических мощностей, л.с. 18149 11834 16126
6. Отпущено  электроэнергии на производственные  цели, тыс.кВт.ч 1494 1409 987
7. Среднегодовой  остаток оборотных средств, тыс.  руб. 52757,5 59861,5 64963,5
8. Вся  посевная площадь, га 8040 5917 6180
9. Всего  скота в переводе на условные  головы 2178 1788 1356
     Анализируя показатели, основные факторы производства предприятия в 2009 году по сравнению с 2007 годом  происходит уменьшение Общая земельная площадь на 4157 га, Среднегодовая стоимость основных  фондов  - по полной стоимости 13995 тыс. руб.,  - по остаточной стоимости 6111,5 тыс. руб. Наличие транспорта уменьшилось на 55 единиц техники,  Наличие энергетических мощностей в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилось на 4292 л.с., Вся посевная площадь увеличилась на 263 га. в 2009г. по сравнению с 2008г. но в сравнении с 2007 уменьшилась на 1860 га. Всего скота в переводе на условные головы в 2009г. по сравнению с 2008г. уменьшилось на 432 головы. Также произошло уменьшение Среднесписочная численность работников предприятия в 2009г., всего на 50 чел.,  в т.ч. среднесписочная численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве на 36 чел., Среднегодовой остаток оборотных средств в 2009г. увеличился по сравнению с 2008г. на 5102 тыс. руб.
Таблица 2.5 Динамика и структура валового дохода
Показатели Стоимость, тыс. .руб. Структура, %
2007 2008 2009 2007 2008 2009
Валовой доход – всего 23358 28676 24296 100,0 100,0 100,0
в т.ч.: -от  продукции растениеводства 15605 10639 14540 66,8 37,1 59,8
          - от продукции животноводства 7753 18037 9756 33,2 62,9 40,2
        Анализируя показатели, Валовой доход в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 5318 тыс. руб., Валовой доход от  продукции растениеводства уменьшился на 4966 тыс. руб.(- 29,7%), Валовой доход от  продукции животноводства увеличился на 10284 тыс. руб.(29,7%).
Валовой доход  в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшился на 4380 тыс. руб., Валовой доход от  продукции растениеводства увеличился на 3901 тыс. руб.(22,7%), Валовой доход от  продукции животноводства уменьшился на 8281 тыс. руб.(22,7%).  

Таблица 2.6- Финансовые результаты деятельности предприятия
Показатели 2007 2008 2009
    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
55122 69756 61811
    Полная себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
54767 71834 72091
    Прибыль  (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб.(с.1 – с.2)
355 -2078 10280
    Финансовый результат от  операционных доходов и расходов (±), тыс. руб.
7818 12838 16995
    Финансовый результат от  внереализационных доходов и расходов (±), тыс. руб.
- - -
    Прибыль  (+), убыток (-)  до налогообложения (без субсидий), тыс. руб.(с.3+с.4+с.5)
2023 5202 19768
    Субсидии, тыс. руб.
17814 23186 19169
    Прибыль  (+), убыток (-) до налогообложения (с субсидиями), тыс. руб.(с.6+с.7)
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.