На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учения Платона о государстве и законах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН

      ВВЕДЕНИЕ 3
       1. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО  УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА  «ГОСУДАРСТВО» 5
      1.1. Характеристика сословий 4
      1.2. Учение о совершенных и несовершенных  формах государства 13
      2. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА  В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ЗАКОНЫ» 19
            2.1. Учение Платона об идеальном  государстве…………………..
            2.2.Учение о законах в диалоге  Платона "Законы"………………...
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
      ЛИТЕРАТУРА 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Творчество  Платона волнует умы уже три  тысячелетия: его учение оказывалось  современным и содержательно  значимым для любой эпохи.
      Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в  новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма — крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед1.
      Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения обширного  комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве  и праве, высказанные Платоном в  его учении, остаются актуальными  и современными до наших дней.
      В истории философской мысли после  Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.
      Изучению  жизни, творчества и учения Платона  о государстве и праве посвящено  большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
      При написании курсовой работы были использованы русские дореволюционные произведения, иностранные источники и произведения советского времени.
      Из  дореволюционных авторов можно  выделить: В. Виндельбанд, Н.М. Коркунова, А.Н. Гилярова, П.И. Новгородцева, А. Клеванова, Б.Н. Чичерина, В. Соловьева, Карпова, Е.Н. Трубецкого, С.Н. Трубецкого и др. В советский период были опубликованы работы В.Ф. Асмус, А.Ф. Лосева, А. Ципко, В.С. Нерсесянц, Г.В. Васильевой и др. Из авторов современного периода можно отметить В.Н. Сафонова, Е.А. Кондрашову и др.
      По  своему характеру источники подразделяются на работы по истории Древней Греции, философии права и истории  политико-правовых учений.
      Цель  настоящей работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве  и праве и показать актуальность идей Платона в современный период.
      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются  вопросы государства и права  в диалоге Платона «Государство», а именно, характеристика сословий и учение о совершенных и несовершенных  формах государственной власти. Вторая же глава посвящена учению Платона  о смешанной форме государства  в его диалоге «Законы». В ней  рассматриваются характеристика идеального государства и учение о законах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. КОНЦЕПЦИЯ  ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО  УСТРОЙСТВА 
В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО»

      Учение  Платона о государстве в общих  чертах впервые изложено им в известном  диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона – “Государство”. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.
      В мировоззрении Платона важное место  принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно  занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и  каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития2.

      1.1. Характеристика  сословий

      Ряд авторов считают, что “причиной возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов”. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. Помимо этого, государство создается для того, чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. ”Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое качество и производительность”3. К. Маркс указывал, что “в республике Платона разделение труда является основным принципом строения государства, она представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя”4. Целые сословия людей осуществляют в государстве жизненно необходимые для общества функции; “этому способствуют навыки ремесла, изощренные профессиональным обучением и опытом, умноженные наследственной передачей, усвоением их с детства в собственной семье и ближайшей среде”5. Поэтому город должен состоять из землевладельцев, ремесленников, купцов, мореходов, рабочих, поэтов, актеров, поваров, учителей, врачей, и т.д. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет одним делом, к которому более способен, и занимается только им. “Поэтому можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы”. Все способности человека принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему усмотрению.
     По  убеждению Платона, государство  должно также выполнять и нравственные функции – “воспитывать граждан в верности установленным порядкам и религии отцов”.
     В диалоге “Государство” Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства (так как между государством и человеком существует взаимное подобие) – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия – правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев)6. Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы: “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.
      Так как вышеуказанные сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона  равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые  сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.
      Для обоснования вводимой иерархии сословий Платон большое значение придавал распространению  среди населения идеального государства  “благородного вымысла” о том, что хотя все они – братья, но бог, который их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников – серебра, а в землевладельцев и ремесленников – железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое и т.д., возможны переходы членов одного сословия в другое. Миф заканчивается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж. По мнению В.С. Нерсесянц, вышеуказанный миф имеет своей целью обосновать послушание, единомыслие и братство граждан и одновременно их неравенство в структуре идеального государства7.
      В “Государстве” Платона третье сословие (землевладельцев и ремесленников) является низшим, едва достойным названия граждан; оно погружено в материальную работу и назначено к удовлетворению низших потребностей человека. “Третье сословие должно произведениями своих занятий – земледелием, промыслами и торговлею, доставлять средства к содержанию прочих сословий”8. В. Виндельбанд считает, что “крестьяне, ремесленники и торговцы являются для Платона гражданами низшего разряда; для государственной цели они не более чем средства и играют почти такую же роль, как рабы в античном обществе, именно роль трудящейся массы”. Третье сословье, формально имеющее свою долю в процветании, лишено добродетели в собственном смысле этого слова, поскольку “мудрость” и “мужество” соотносятся с двумя внешними “классами”, в то время как низшему достается лишь система общих предписаний, требующих от него безоговорочного повиновения.
      Образ жизни третьего сословия Платон освещает под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам  третьего сословия разрешалось иметь  частную собственность, деньги, торговать  на рынках и т.п. Производственную деятельность землевладельцев и ремесленников  предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний  достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность  возвышения богатых над стражам. Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. В политическом отношении третьему сословию не предоставлено никаких прав: “иметь же вредное нравственное влияние на высшие сословия Платон не допускает, строго разграничивая взаимные отношения сословий”.
      Сословию  правителей Платон уделяет значительно  больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал  Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и  способных воплотить небесный мир  идей в земной жизни. “Пока в государстве не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол”. Но правители должны быть истинными философами, являющимися, по мнению Платона, теми, которые, взирая на вечные образцы явлений, познают самую истину., - созерцая красоту добродетели, не только удивляются ей, но и всеми силами следуют за нею, и воплощают её в себе своими делами, которые богаты сколько знанием вечной истины, столько же и опытностью в употреблении вещей. Нужны особенные качества и особенное воспитание, чтобы сделать человека способным к истинному управлению. Философ должен был обладать следующими качествами: мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость. Все эти качества Платон называет одним словом – добродетель. Кроме того, необходимо также “способность охранять законы и обычаи государства”9. Созерцая “вечно тождественное и упорядоченное”, он подражает божественному образцу и сам становится упорядоченным и божественным, уподобляясь ему насколько это возможно для человека. Наконец, он достигает совершенства в самом важном и наиболее нужном философу знании – знании идеи бога. Таким образом, идеальному государству соответствует и идеальный человек, олицетворением которого у Платона выступает философ.
      Граждан, способных к государственному управлению, совсем немного и способности  их зависят от природных данных. Детей со способностями отделяют от других и готовят к будущей государственной деятельности: Платон предлагает занести их в особый список. Когда им исполнится двадцать лет, необходимо выделить в особую, почетную группу и продолжить образование, в виде общего обзора, раскрывающего внутреннюю связь наук между собой и с “природой бытия”. На данной ступени обнаруживается, имеются ли природные данные для занятия диалектикой. Когда молодым людям исполнится тридцать лет, из них отбираются те, кто умеет, не обращая внимания на ощущения, подняться до истинного бытия. Проявивших указанную способность следует окружить еще большим почетом и после пятилетнего обучения диалектике отправить на службу для приобретения опыта практического управления государством: в течение 15 лет их испытывают на военном и гражданском поприще. Тех, кто не выдержал испытаний практического управления, переводили в жрецы. А когда им исполнится пятьдесят лет, тех из них, кто остался в живых и отличился в государственных делах и в познании, пора будет привести к “окончательной цели”: заставить устремить свой умственный взор в идеальную сферу, увидеть там “благо само по себе” и по его образцу упорядочить все государство, всех составляющих его граждан, в том числе и самих себя.
      Оставшуюся  жизнь эти мужи будут проводить  в философствовании, в трудах над  гражданским устройством, в отправлении, когда наступит черед, государственной  службы. Они будут воспитывать  граждан подобно им самим, ставить  их вместо себя стражами государства, а потом отойдут на “Острова блаженных”10. Философам вверяется неограниченная власть в государстве, которым они правят, охраняя законы и следя за гражданами от самого рождения до смерти. Власть философов в государстве не подвержена ни каким–либо ограничениям, ни контролю.
      Правителями должны быть старшие и притом лучшие. Лучшими правителями будут те, которые лучше всех знают дела государственного управления. Для этого  надо, чтобы они были мудры и  вместе с тем выше всего ставили  общественное благо. Для обеспечения  служения правителей общему благу государства, а не своим личным интересам, Платон считает необходимым поставить  правителей и остальных стражей, служащих им помощниками, в такое  положение, чтобы у них не могло  быть личных интересов.
      Военное сословие должно состоять из лучших граждан, не имеющих никаких других обязанностей, кроме обязанности охранять государство  от всякой грозящей ему опасности. Поэтому, избранные для этого люди должны быть вооружены и обучены борьбе не только против внешних врагов: они  должны охранять родину также и от внутренних раздоров, поддерживать в  ней порядок и повиновение  законам. Граждане, предстоящие войти  в сословие, должны отличаться телесными  и душевными достоинствами. Со всеми  качествами искусного воина они  должны сочетать понимание государственных  целей и внутренних отношений  общественной жизни11. «Единственным критерием подбора и воспитания стражей является наибольшая пригодность для охраны государства, требующая таких нравственных качеств, которыми обладают лишь немногие».
      Все необходимое воинам для исполнения их обязанностей, последние должны получать от изготавливающих продукты, вещи и орудия работников производительного  труда и притом в количестве, ни слишком малом, ни слишком большом. «В противном случае стражи станут независимы от «кормильцев» и «плательщиков» и перестанут охранять общество. Ведь человеку, который заботиться только о своем богатстве, безразличны  радости и печали сограждан»12.
      Питание воинов происходит исключительно в  общих столовых. Весь распорядок и  рамки жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния  личной собственности и в первую очередь от тлетворного, дурного  влияния денег, золота и других драгоценностей. «Если бы воины-стражи пустились  в стяжательство, в приобретение денег и драгоценностей, они не могли бы уже выполнять свой долг защиты членов общества: они превратились бы в хозяев и землевладельцев, враждебных остальным гражданам».
      Сохранению  и дальнейшему воспитанию подлежат лишь дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей  и относят в общие ясли к  кормилицам. Родившихся от худших родителей  или обладающих какими-либо телесными  недостатками детей укрывают в тайном месте и по достижении ими определенного  возраста переводят в сословия производителей. Детей, родившихся от союзов, не санкционированных  государством, следует считать незаконными.
      Матери  должны быть в возрасте от двадцати до сорока лет, отцы — от двадцати пяти до пятидесяти лет. Вне этого возраста общение между полами должно быть свободным, но принудительными являются аборт или детоубийство. «Против  браков, устраиваемых государством, заинтересованные стороны не имеют права возражать, они должны руководствоваться мыслью о своем долге перед государством, а не какими-либо заурядными чувствами, которые обычно прославляли изгнанные  поэты»13.
      Родители  и дети не должны знать друг друга: уже для первого питания дети равномерно распределяются между всеми  кормящими матерями, и так растут они и дальше все вместе под  попечением государства. Поэтому каждый молодой человек должен чтить  в старшем поколении своих  родителей, а каждый старший человек должен видеть в младшем поколении своих детей, любить и воспитывать их.
      Платон  не излагает подробных законов, которые  руководствовали бы поступками граждан  его государства, считая это излишним. «Хороши они будут, сами будут  знать, что справедливо; а если дурны, то никакие самые лучшие законы ничего не помогут»14. Имея в виду благо целого, а не одного какого-либо сословия, закон добивается социальной гармонии, при помощи убеждения и принуждения, используя философов для того, чтобы связать гражданский коллектив воедино.

      1.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства

      Наилучшее государство, по Платону, должно: во-первых, обладать силой собственной реорганизации  и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения  врагов; во-вторых, осуществить систематическое  и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них  материальными благами; в-третьих, контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.
      По  Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного  склада или характера. Государство  является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера  и формой государственного устройства он усматривает прямое соответствие.
      Философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один — это царство. Если несколько — аристократия. Но это различие в действительности не имеет никакого значения, ведь, если правят на самом деле мудрейшие, то сколько бы их не было, они все равно будут править совершенно одинаково15.
      Идеальному  типу Платон противопоставлял отрицательный  тип общественного устройства, в  котором главным двигателем поведения  людей оказываются материальные заботы и стимулы. Платон считает, что  все существующие государства принадлежат  к отрицательному типу: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно — государство богатых, другое — бедных» (IV 423 Е).
      Отрицательный тип государства выступает, по мнению Платона, в четырех возможных  формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания. По сравнению с идеальным государством, каждая из указанных выше форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной. «В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей — насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития — стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов — алчность, погоня за деньгами.
      Первая  форма, ближайшая к идеальному образцу, есть тимократия, то есть власть, основанная на господстве честолюбцев. Это — правление, сходное со спартанским. Оно образуется из аристократии или совершенной формы, когда от невнимания правителей и вследствие упадка, неизбежно постигающего все человеческое, распределение граждан по сословиям не совершается уже сообразно с их природою, но золото и серебро перемешиваются с медью и железом. Тогда нарушается гармония и возникает вражда между сословиями16.  Она является самой близкой к совершенной из несовершенных форм правления, потому что в ней правят, хотя и не мудрейшие, но все-таки стражи государства. После долгих смут сильнейшие и храбрейшие подчиняют себе остальных, выделяют себе земли и обращают сограждан в работников и рабов. Деньги становятся мерилом почестей и влияния на общественные дела; бедные исключатся из участия в политических правах, вводится ценз, и правление из тимократии превращается в олигархию, где властвуют богатые (VIII, 546-548 Д)17.
      Олигархия — «государственное устройство, преисполненное множества зол». Данное правление  основывается на переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют  богатые, а бедные не имеют участия  в правлении (VIII, 550 С). В подобном городе «был бы по необходимости не один город, а два: один из людей бедных, а другой — из богатых, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга (III, 550 Д). «В олигархическом государстве расточители — богачи, подобно трутням в пчелином улье, превращаются в конце концов в бедняков, но в отличие от пчелиных трутней с телом: преступники, злодеи, воры, обрезыватели кошельков, святотатцы, мастера всяческих злых дел18.
      В олигархии господствуют уже низкие стремления человека; алчность проявляется  всюду. Но существует еще некоторая  умеренность, поскольку правители  заботятся о сохранении приобретенного и воздерживают низких от своеволия. Однако правление вручается людям не по достоинству, а по богатству; поэтому оно всегда дурно. Олигархия держится на запугивании и применении вооруженной силы. При общем стремлении к стяжению, каждый получает право распоряжаться свои имуществом, как ему угодно; «а вследствие этого развивается пролетариат с целым роем праздных честолюбцев, которые хотят поживиться за общий счет. Борьба партий — богатых и бедных, враждующих межу собой, ведет олигархию к падению. Бедные, будучи многочисленнее своих соперников, одолевают, и вместо олигархии устанавливается демократия.
      Демократия  — это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором  противоположность между богатыми и бедными обостряется сильнее, чем при предшествовавшем ей строе. Развитие роскошного образа жизни в  олигархии, неудержимая и неукротимая  потребность в деньгах приводит молодых людей к ростовщикам, а быстрое разорение и превращение  богатых в бедняков способствует возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных  действий против всего государственного строя, гарантирующего богатым господство над бедными. Имущественная противоположность, неуклонно развиваясь, становится заметной даже по внешности тех и других.
      В демократии, как и в идеальном  государстве, все граждане делятся  на три класса, которые находятся  между собою во вражде. Первый класс  составляют ораторы и демагоги, лжеучители мудрости, которых Платон называет трутнями с жалом. Второй класс —  богачи, представители ложной умеренности; это трутни без жала. Третий класс — бедняки рабочие, постоянно враждующие под влиянием первого класса со вторым, которых Платон уподобляет рабочим пчелам. В демократии, по Платону, из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей: «наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность — свободою, распутство — великолепием, бесстыдство — мужеством (561).
      Демократия  опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее вырастает ее продолжение  и противоположность — тирания (VIII, 522d). Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство; это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран добивается власти как «ставленник народа» (VIII, 565 Д). В первые дни и в первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и претворяется милостивым и кротким в отношении ко всем (VIII, 566 Д-Е). Он ищет опоры в рабах и в людях самого низкого свойства, потому что лишь в себе подобных он находит преданность. «Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей — потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка и т.п.), подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат19. Таковым является далеко не полный перечень злодеяний тирании, приводимый в конце восьмой книги «Государства», где содержится критика Платоном тиранического правления, которая, по мнению В.С. Нерсесянц, является «возможно, самая выразительная во всей мировой литературе».
      Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к изначальному строю — правлению мудрых.
      Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная  личность и даже не класс, а все  общество, все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству  человека, его счастье, его свободу  и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в «Государстве»  Платона «все стороны, в которых  утверждает себя единичность как  таковая, растворяются во всеобщем, —  все признаются лишь как всеобщие люди»20.
      Начертанный проект наилучшей организации государства  и общества философ считает осуществимым только для греков: для других народов  он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного общественного порядка. Более того, с течением времени  Платон и сам охладевает к своей  модели идеального государства после  неудачной попытки реализовать  ее на практике21. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА  
«ЗАКОНЫ»

 
      2.1. Учение Платона  об идеальном государстве.
      Платон  на склоне своих лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э., в «Законах»221 изложил второй проект наилучшего государственного устройства, уже гораздо более связанного с действительностью23.
      «Законы»  — это огромное произведение в  двенадцати книгах, по объему превышающее  любой диалог Платона.
      «Законы»  — детище престарелого, умудренного  жизнью и во многих отношениях разочарованного  в ней Платона, — представляют собою неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним мыслям, с углублением  и оттачиванием тонкостей законодательства того общества, которому было дано теоретическое  обоснование в «Государстве».
     Для основания города прежде всего необходимо выбрать подходящую местность, причем наиболее удобными для этого являются внутренние части суши, удаленные от моря.24 Количество «народонаселения» должно быть достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение порядка. Контингент колонистов устанавливается в 5040 человек; это, по мнению Платона, наиболее подходящее число граждан для нормального функционирования города.(737С-735А). Установленное количество граждан должно всегда оставаться неизменным. Так, правители принимают меры, чтобы это количество никогда не увеличивалось и не уменьшалось, поощряя или воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в колонии.
      Наделение граждан землей предполагается таким  образом, что участки должны быть по возможности равными, поэтому  там, где почва хуже, они должны быть большими, а где лучше - меньшими. Общее число наделов — 5040 —  должно соответствовать числу граждан, разделенных на 12 фил (737С-Е; 745В-С). Каждый гражданин получает по жребию участок  земли, разделенный на две части: одна ближе к городу, другая на окраине  государства, для того, чтобы каждый имел живейший интерес в защите границ. В городе колонисты получали ойкопедон — участок под дом и гэпидон — прилегающую площадь под хозяйственные пристройки, а также приусадебный участок (741С; ср. 739 Е)25 Также распределялись дома: один в центре города, другой на краю. В государстве частная собственность стесняется всеми мерами. Так, участки должны считаться принадлежащими государству; отчуждение их не допускается (740В; 741В).
      Каждый  участок составляет переходящий  по наследству надел. Между детьми участок  не делится, а целиком переходит  к одному из них, другим же детям  отдаются участки бездетных семей.
      Дочери  вовсе не получают приданого, и если они остаются единственными наследницами отцовского участка, то выдаются замуж  за бедных, ограничивая таким образом  недвижимое имущество граждан.
      Платон  не допускает и чрезмерного увеличения движимого. Золото и серебро изгоняются из  государства, с целью устранения побуждений к тяжбам и неправедному стяжанию. «Должна существовать государственная  ходячая монета, но не будет дозволено ни ростовщичество, ни накопление частной собственности, что одинаково предупредит крайние степени богатства и бедности. Низшею нормой служит доставшийся по жребию участок земли, который должен быть у всякого, даже у бездетного. Высшая же норма определяется вчетверо против первоначального участка. И затем излишки отбираются в пользу государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.