На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Конфуцианство и «культура предприятия» в современной Восточной Азии

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Институт Дальнего Востока РАН  

   

Чэнь Кайкэ  

   

Конфуцианство и  «культура предприятия» в современной  Восточной Азии  

Специальность   07. 00.03 - Всеобщая история  

АВТОРЕФЕРАТ Диссертации  на соискание ученой степени кандидата  исторических наук  

Москва,   2001.Г.  

Работа выполнена  в Институте Дальнего Востока  РАН  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ  

Предмет и задача исследования. Предметом исследования данной диссертационной работы является конфуцианское учение в качестве основы «культуры предприятия» в  странах Восточной Азии. Именно «культура  предприятия» - является важнейшей  причиной быстрого экономического развития КНР, Японии и «четырех маленьких  драконов» (Сингапур, Тайвань, Сянган, Южная Корея).  

В современных странах  Восточной Азии традиционная культура не является препятствием для модернизации, а напротив, оказывает огромное положительное  влияние. Как правило, между традиционной культурой и процессами модернизации существуют противоречия, но после  экономических преобразований в  странах Восточной Азии многие из них были сняты и традиционная культура стала способствовать развитию.  

Культура оказывает  прямое влияние на развитие экономики, поэтому в настоящее время  ни у кого не вызывает сомнения, что  в процессе хозяйственной деятельности необходимо уделять большое внимание механизмам воздействия культуры на экономику.  

Основная задача заключалась в исследовании внутренних сущностных связей между экономическим  взлетом стран Восточной Азии и конфуцианским учением, которое  исторически лежит в основе культуры этих стран.  

В результате проведенного исследования сформулированы и обоснованы следующие положения, выносимые  на защиту:  

- особенности восточноазиатской  культуры предприятия связаны  с конфуцианством,  

- многое из восточноазиатского  опыта может быть применено  и на западных предприятиях. Так  и в России, воспринимая опыт  передовых стран, одновременно  также следует глубоко осмысливать  восточноазиатскую модель.  

В «культуре предприятия» выделено два уровня: глубинный и  поверхностный. На глубинном уровне культура предприятия  

-3-  

выражается в концепции  «основных ценностей», то есть в  модели менеджмента предприятия  и основных принципах организации  хозяйствования на нем, сюда включается также дух предприятия и т.п. А на поверхностном уровне это  выражается в способах и характере  деятельности предприятия.  

Методы исследования: Методы исследования задаются спецификой анализируемого предмета, сочетающего  в себе сферы философии и экономики. При проведении исследования использовался  историко-филологический метод анализа  содержательной интерпретации основных категорий конфуцианства, соучаствовавших  в организации производственного  процесса стран конфуцианского культурного  региона.  

Научная новизна  и актуальность работы: Новизна данной работы заключается в том, что  в ней восточноазиатская модель культуры предприятия изучена в  связи с конфуцианским учением. Именно конфуцианство является основой культуры современного предприятия в странах Восточной Азии.Соответственно, в работе впервые предпринято глубокое и систематическое исследование проблемы отношения конфуцианства и культуры современного предприятия. Рассмотрены механизмы того, каким образом конфуцианство оказывает влияние на культуру предприятия в странах Восточной Азии.  

Актуальность исследования «культуры предприятия» заключается  в том, что именно она является залогом успешного экономического развития любого предприятия. А поскольку  в основе культуры предприятия в  Восточной Азии лежит конфуцианство, то изучение этого учения, его роли в современном обществе является одной из насущных задач.  

В подавляющем большинстве  стран, особенно развивающихся странах  Азии, порой возникают противоречия между традиционной культурой и  современным развитием экономики. Поэтому актуальность данной работы заключается в том, что она  направлена на поиски путей решения  этих противоречий. Помимо этого, актуальность данной диссертационной работы заключается  в том, что она направлена на выявление  истоков происхождения «восточноазиатского  экономического чуда». В ней разрабатываются  

-4-  

важнейшие проблемы так называемой «экономики знаний», которая, согласно мнению ученых разных стран, принимает форму «экономики обучения» или «экономики образования», поэтому изучая ее необходимо исследовать  исторические корни происхождения  традиций и их значение в современном  «обществе знаний». Выводы, полученные в данной диссертации, могут послужить  образцом при решении более общей  проблемы отношения между «традиционной  культурой и современной модернизацией».  

Практическая ценность работы : Материалы и выводы диссертации  могут быть использованы в курсах лекций и при подготовке обобщающих работах по новой истории Китая  и России, для изучения межгосударственных культурных, политических и экономических  связей между Китаем и Россией. Работа основывается на большом количестве источников и широком круге исследовательской  литературы, созданной китайскими, японскими, европейскими и американскими  учеными. Подавляющее большинство  этих работ вводятся в научный  оборот России впервые. В дальнейшем это может помочь созданию новой  целостной модели восточноазиатской  культуры предприятия, а также способствовать совершенствованию западной культуры предприятия.  

Обзор источников и  литературы: В работе использован  широкий круг источников. Прежде всего  это классические сочинения эпохи  древности «Луньюй», «Мэнцзы», Гуаньцзы, Сюньцзы, а также и др. Из сочинений на древнекитайском языке выделим: «Ицзин» (Книга перемен), «Шуцзин» (Канон стихов), «Собрание комментариев к четырем книгам» Чжу Си, «Го юй» («Речи царств»), «Цзочжуань» («Комментарий господина Цзо» к летописи царства Лу «Чуньцю»), «Шицзин» («Канон стихов»), «Сяоцзин» («Канон сыновней почтительности»), «Кун-цзы цзя яй», «Янь-цзы чуньцю», «Гуань-цзы», «Шо вань», «Лицзи» («Записки о ритуале»), «Шицзи» («Исторические записки»), «Ханьшу» («История династии Хань»), «Саньго чжи» («История трех династий»), «Вэйшу» («История династии Вэй»), «Цзю Таншу» («Старая иен рия динас ии Тан»), «Цзычжи тунцзянь» («Зерцало всеобщего, правлению помогающего»), «Яньтелунь» («Трактат о соли и железе»). Из комментариев к классическим сочинениям отметим: Лян Цисюн «Хань Фэй-цзы  

-5-  

цяньцзе», Сунь Тайшан «Мо-цзы сяньгу», «Хэнань Чэнши  и шу», «Оуян Сю цюаньцзи», «Чжу-цзы  юйлэй», «Чэнь Лян цзи», «Сисюэ цзиянь», «Мэн-цзы цзыи шучжэн», «Шаншу иньн», «Ли Гоу цзи», «Ван Янмин цюаньцзи»  и др.  

Поскольку в центре исследования поставлена проблема роли конфуцианства в истории и  практике строительства так называемого  «конфуцианского капитализма», поэтому  были использованы труды основоположников «протестантского» и «конфуцианского» капитализма - Макса Вебера «Протестанская этика и дух капитализма», «Религии Китая: конфуцианство и даосизм» и Сибусава Эйити «Луньюй и  бухгалтерские счеты».  

Понятие «культура  предприятия» рассматривается в  следующих основопалагающих трудах американских ученых: А.Г.Атос.Р.Т.Паскаль  «Искусство управления хозяйством в  Японии»; В.Оучи «Теория Z »; Т.Л.Дил, А.А.Кеннеди  «Изучение культуры предпрятия»; Т.Дж.Петерс, Р.Х.Ватерман «К дотижению вершин хозяйствования»; М.К. Эш «Принципы использования  людей».  

Важнейшим материалом для данного исследования послужили  многочисленные книги, статьи и обзоры дискуссий, появившиеся в последнее  десятилетие в Японии, Южной Корее, Сингапуре, КНР, а также в Гонконге и на Тайване как части КНР. Упомянем важнейшие из них.  

Труды японских ученых: Морисима Митио «Почему Япония добилась успеха?» (1982), статьи Накадзима Минэцунэ, Мидзогути Юдзо. Книги корейского ученого Ким Иль Кон «Ареал конфуцианской культуры и экономика» (1984), «Развитие экономики Восточной  Азии и конфуцианская культура» (1992), сочинения японских предпринимателей: Коносую Мацуситу, Мэй Кодзукэ, Митио  Морисимо, Акио Мориту.  

Труды ученых КНР: Цзинь  Яоцзи «Конфуцианская этика и  экономическое развитие: переосмысление учения М. Вебера» (1985), Ду Няньчжуна  и Ян Цзюныпи «Конфуцианская этика  и экономическое развитие» (1987), Хуан Гуанго «Конфуцианская мысль и модернизация Восточной Азии» и Хуан Цзиньсин «Конфуцианская этика и экономическое  развитие: заблуждения и факты» (1987), Фан Тинмин «Конфуцианские традиционные идеи и экономическое  

-6-  

развитие Японии», Чжан Хунъи «Конфуцианская экономическая  этика» (1989), Тянь Хуань «Восточноазиатское конфуцианство и модернизация Китая  и Японии» (1991), Чжао Цзяньмин «Китайская культурная традиция и моедернизация  Японии» (1991), Чжао Цзихуэй «Конфуцианская этика и экономический взлет  азиатского региона» (1992), Чжан Люйпин «Противоречивое и общее в  цивилизациях: исследование по модернизации Японии» (1993). Ян Юаньмин «Путь успешной модернизации Сингапура» (1993), Инь Баоюнь «Почему Корея добилась успеха ?» (1993), Ю Хуаньмин «Идеи Конфуция и  их современное значение» (1994), Ван  Цзяхуа «Идеи Конфуция и модернизация Японии» (1995), Юй Гуанъюань «Конфуцианское предпринимательство и предприниматель-конфуцианец» (1998), Чжан Лунчжи «Философия управления предприятием» (1988), Ли Хунлэй «К управляемому по-новому материку: краткое исследование культуры предприятия», Ло Чанхай «Наука о культуре предприятия», «Антропоцентрическое управление на предприятиях Японии»  под редакцией Чжан Линшэня и My Хуайчжуна. Большого внимания заслуживают  также статьи Чэнь Бинфу и Ли Фэя, Хоу Циньсюаня, Ми Цзяньго, Сун Чжанкуня, Цзюй Чэнцзюня и др.  

Материалы сборника «Конфуцианство и предпринимательская  цивилизация», который включал 35 статей, составленых по материалам конференции, приуроченной к 2550-летию со дня рождения Конфуция, на которой было прочитано  более 160 докладов. Среди материалов конференции большого внимания заслуживают  работы профессора Ли Лэйшэна «Конфуцианство и культура предприятия», профессора Гэ Жунпу «Конфуцианское недеяние, управление мышлением и управление современным предприятием», Ли Жуйхуа «Учение неоконфуцианских предпринимателей об управлении и предпринимательстве», Ю Циньшэня и А. Сальберга «Гармония  по-конфуциански и консультирование на фирме семьи Жуй».  

В 1997 г. в городе Цзянъинь провинции Цзянсу была проведена  конференция «Культура предприятия  в Восточаой Азии) После нее  был выпущен сборник насчитывавший  более 30 статей под редакцией Цзи  Чунвэя «Особенности культуры предприятия  в Восточной Азии и другие тенденции  развития».  

-7-  

Труды ученых США  китайского происхождения: Вэй Чжэнтун  «Конфуцианство и современный Китай» (1989), Ду Вэймин «Десятилетие случайного ожидания конфуцианства» (1991), Чэнь Чжунъин  «Модернизация китайской культуры и глобализация» (1998), Юй Инши «Дух китайского бизнесмена» (1999).  

Труды ученых из Сянгана (Гонконг): Чэнь Шэньпин «Диспут о  долге и выгоде в конфуцианстве», Тан Кайлин «Изучение конфуцианской  этики и рыночная экономика», Ян Тунмин «Идеи Конфуция и современная  экономика», Чжоу Циньлинь «Предварительные рассуждения о конфуцианских  предпринимателях и эпоха конфуцианских  предпринимателей»  

Работа тайваньского ученого Ляо Циньчжоу и его  труд «Конфуцианский дух управления предприятием в Японии».  

Чэнь Лай «Семейная  этика обществ стран Восточной  Азии и этика хозяйствования на предприятии», Яно Сюнсукэ «Искусство хозяйствования предпринимателей», Чжан Циэ, Чэнь Гоби «Конфуцианские ценности и дух предпринимателей-хуацяо Сингапура», Чжоу Наньцзин «Культура  предприятия у хуацяо», Ван Цинь «Исследование особенностей развития производственных компаний этнических китайцев в Юго-Восточной Азии», Фань Ядунь «Исследование влияния  конфуцианства на культуру предприятия  хуацяо», Чэнь Дэшу «Конфуцианская философия  и управление предприятием», Ли Хунлэй «Философия конфуцианского управления».  

По различным частным  вопросам были использованы следующие  сочиненя: Чэнь Яньюнь, Лю Линьпин «Исследование  влияния клановости на китайцев Юго-Восточной  Азии», Линь Сяошэн «Анализ кланового  предприятия Чэнь Люши», Гао Яньхун «Конфуцианство и культура предприятия  в Японии» (1990), Чжан Дэшэн, Цзинь  Яоцзи «Исследование конфуцианского предпринимательства: конфуцианская  этика и анализ современного общества». Цяо Вэя «Сопоставление этических  концепций конфуцианства и протестантизма», А. Дж. Тойнби «Постижение истории», Дж, Найсбитга «Основные тенденции  в Восточной Азии», Р. Бенедикта  «Хризантема и Меч», Эйити Сибусава, Ясуи Котаро «История конфуцианства  в Японии», Наканэ Тиэда «Форму  

-8-  

межличностных отношений  в обществе», Нава Таро «Экономика и  культура», Наканэ Тиэда «Японское  общество», Араки Хироюки «Модель  поведении японок», существленную  помащь оказали труды российских мыслителей, Н.А. Бердяева «Судьба России», «Русская идея», Н.О.Лосского «История Русской философии», Д.С. Лихачева «Раздумья  о России». Также следует упомянуть  следующие книги китайских авторов: Сяо Фань «Нагая Япония», Фо Хуа «Справочник  по культуре экономической деятельности», Цуй Луншуй «Особенности корейского конфуцианства и его влияние», Ли Цзэхоу «Новые сны эпохи», Лю Чэнго «Приятие идей конфуцианства на корейском полуострове и развитие», Ли Сяо «Восточноазиатское чудо и сильное правительство», Линь Сюань «Конфуцианство в Японии: распространение и влияние», Тан Жэньу «Исследование факторов культуры в развитии японской экономики», Се Цзяньминь «Распространение конфуцианской культуры в Японии и ее соединение», Чжоу Чэнхэ «Счастье и несчастье японской культуры», Ван Вэньцинь «Три отличительных черты конфуцианской культуры в Сингапуре», Чжао Цзихуэй «Исследование плюрализма культуры и творение конфуцианства», и «Ареал конфуцианской культуры и модернизация», Лю Эпэй «Большое жизнеописание Мэн-цзы», Ян Цзыбинь «XX в.- это век конфуцианства», Чэнь Кайкэ «Исследование основ духа китайской культуры», Фан Ган «Китайская культура и развитие экономики», Лоу Юйлэ «Конфуцианство в современной республике Корея», Ли Юэхуа «Учебник конфуцианского предпринимателя на Тайване», К.Ритчэйбурк «Модели сингапурской модернизации», Е.С. Рейчфуер «Японцы».  

Были использованы труды М.Л. Титаренко «Россия: лицом  к Азии», «Китайская философия и  будущее китайской цивилизация», «Китай: цивилизация и реформыжотдельные  теоретические работы сотрудников  Института Дальнего Востока РАН, а именно: «Политические традиции в КНР»; «Традиции в общественно-политической культуре КНР», а также коллективная монография ведущих сотрудников  Института Востоков -ения РАН «Эволюция  восточных обществ: синтез традиционного  и современного».  

В   работе   мы   также   не   раз   обращались   к   переводам  

-9-  

классических памятников китайской мысли, выполненные российскими  востоковедами: «Луньюй» в переводе Л.С. Переломова, «Мэн-цзы» в переводах  П.С. Попова и B.C. Колоколова, Л.И. Думана; «Сюнь-цзы» - В.Ф. Феоктистова; «Чжоу  и» - Ю.К. Шуцкого, А.С.Лукьянова, В.В. Винофодского; «Шанцзюнь шу» («Книга правителя  области Шан») - Л.С. Переломова; «Мо-цзы» - М.Л. Титаренко; «Даодэцзин» - Ян Хиншуна, А.С. Лукьянова, А.А. Маслова, Б.Б. Виногродского; «Чжуан-вды» - Л.Д. Позднеевой, В.В. Малявина, «Гуань-цзы» - В.М. Штейна.  

Отметим также общие  работы по истории конфуцианства, а  именно: «Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики», «Проблема человека в традиционных китайских учениях», «Китайские социальные утопии, «Этика и ритуал в традиционном Китае», «Личность в традиционном Китае», «Китайская философия. Энциклопедический  словарь», «От магической силы к  моральному императиву: категория дэ в китайской культуре».  

Из специальных  исследований, имеющих непосредственное отношение к нашей теме, следует  назвать раздел из книги Л.С. Переломова «Конфуций. Луньюй» и статью Д.С. Шнейвас «Конфуцианские корни японского  менеджмента».  

Апробация работы. Диссертация  в виде научного доклада выполнена  и обсуждена в Центре изучения духовной цивилизации Восточной  Азии Института дальнего Востока  РАН, где была рекомендована к  защите и опубликована.  

По теме диссретации  опубликовано одна книга, три научных  статьи, прочитан научный доклад на международной конференции, посвященной  празднованию 2550 летней годовщины со дня рождения Конфуция (Пекин, 1999), а  также на международной конференции  «Китай, китайская цивилизация и  мир. История, современность, перспективы» (Москва, 2001).  

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обзора литературы и источников, четырех  глав, заключения и библиографии.  

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ  

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, -10-  

содержится постановка проблемы, формулируются цели и задачи исследования, дается характеристика основным источникам.  

В первой плаве «"Восточноазиатское  чудо" и судьбы конфуцианства», говорится  о том, что в изучении проблемы происхождении "восточноазиатского чуда" нельзя ограничится рассмотрением  только экономических причин, ответы на многие вопросы дает ее изучение с точки зрения "культуры". В  настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что культура оказывает  прямое воздействие на экономику. Основоположниками  данного подхода являются японский ученый и практик С. Эйдзи на Востоке  и немецкий ученый М. Вебер на Западе.  
 

Любая модель экономики  и политики может существовать и  развиваться только в определенной культурной среде. Поэтому, когда речь заходит о загадке "восточноазиатского чуда", то отгадка связана с  особенностями традиционной культуры, т.е. с "восточноазиатским конфуцианством". В этой главе проанализированы основные понятия исследования: «Восточная Азия», «конфуцианство» и «культура  предприятия».  

С точки зрения культуры понятие "Восточная Азия" также  включает в себя те островные и  полуостровные районы Юго-Восточной  Азии, на которые распространяется влияние китайской иероглифической  культуры. Поэтому в ходе исследования в диссертации рассматривались  не только Южная Корея, Япония, континентальный  Китай, Тайвань, Гонконг, но и страны Юго-Восточной Азии, где особенно ярко представлены китайские иммигранты-хуацяо, Сингапур и Малайзия.  

«Культура предприятия» включает в себя такие понятия, как  «концепция предприятия», «философия предприятия», «ценности предприятия», «система управления предприятием», которые  в Восточной Азии имеют прямое отношение к традиционному конфуцианству, формирующему общую культурную среду  во всех стран этого региона.  

Исследование    «конфуцианства»    начинается    с    изучения  

-11-  

истории восточноазиатского конфуцианства , которое сформировалось на территории Китая и отсюда распространилось в другие страны Восточной Азии. Это учение возникло в период Восточное  Чжоу (8 - 3 до н.э ). Его основателем  является Конфуций, а основным продолжателем - Мэн-цзы. К началу правления династии Сун (960 - 1279 гг. н. э.), ко времени возникновения  учения братьев Чэн И, Чэн Хао  и Чжу Си о "принципе" (кит. лисюэ), конфуцианство глубоко вошло  в сознание людей и заняло в  нем место ортодоксальной идеологии. На протяжении тысячи лет, в течение  правлений династий Сун (960 - 1279 гг.), Юань (1271-1368 гг.), Мин (1368 - 1644 гг.), Цин (1644 - 1911 гг.) конфуцианство было господствующей идеологией и основой культуры китайцев. Положения этого учения глубоко  вошли в психологию китайского народа, через коллективное бессознательное  оно влияло на поведение всех жителей  Китая.  

В данной главе подробно рассмотрены история распространения  конфуцианства и его особенности  в Японии, Корее и в странах  ЮВА. В Корее начиная с III - IV вв. в государствах Пекче, Когурё и Силла  конфуцианство существовало в качестве официальной философии. Из Китая  через Коре конфуцианство, начиная  с V в. н.э., стало проникать в Японию, где оно претерпело существенное "ояпонивание", но по своей сути все таки осталось конфуцианством.  

Рассматривая распространение  конфуцианства вне пределов Японии, Кореи, Китая (включая Тайвань), мы должны учитывать и страны Юго-Восточной  Азии (ЮВА), в первую очередь Сингапур. Например, особенность конфуцианства  в странах ЮВА заключается  в усилении религиозной составляющей конфуцианства мигрантов  

В конфуцианстве  следует различать «конфуцианство как учение» (кит. жусюэ) и «конфуцианство как религия» (кит. жуцзяо). В диссертации, когда речь идет о первом случае, то мы используем «конфуцианство», а  когда о втором, то - «конфуцианство как религия».  

-12-  

хуацяо из-за их невысокого культурного уровня. Они с особой ревностью чтили культ предков, на них влиял такой принцип  конфуцианства, как "чтить давно  ушедших предков", который трансформировался  в идею преданности стране проживания, т.е. патриотизм.  

Когда мы изучаем  особенности конфуцианского мышления ареала распространения конфуцианской  культуры, следует особое внимание уделить "индивидуальной конфуцианской  этике", которая оказала огромное влияние на экономическую и повседневную жизнь восточназиатского предпринимателя. Имеются в виду такие ее требования, как "самоконтроль", "бережливость и прилежание", "преданность", «искренность». Например, конфуцианские  понятия "самоограничение", "саморефлексия" и др., которые являются элементами "самоконтроля ", несомненно сыграли  большую роль в достижении делового успеха.  

В современной Восточной  Азии интенсивно воспринимаются западные формы менеджмента, конфуцианские  нормы поведения объединяются с  западными моделями управления.  

В работе поставлен  вопрос, в какой мере "ареал  конфуцианской культуры" оказывает  влияние на процесс модернизации в Восточной Азии. В чем это  влияние заключается? На основе проведенного исследования мы пришли к выводу о  существование причинно-следственных связей между древним конфуцианством и современным экономическим  чудом стран Восточной Азии. Восточноазиатское  конфуцианство и «восточноазиатское экономическое чудо" - взаимосвязанные  явления Именно конфуцианство стимулировало  экономический подъем стран Восточной  Азии, именно конфуцианство является наиболее значимым среди всех социокультурных  факторов, обусловивших этот подъем..  

Во второй главе  «Конфуцианство и "управленческий антропоцентризм" на предприятиях в современной Восточной  Азии» говорится о том, что  понятие "управленческий антропоцентризм" отражает суть управления предприятием в современно? Восточной Азии. Изучение культуры современного предприятия  является новейшим этапом в развитии науки управления: она объединяет и всесторонне воплощает квинтэссенцию "антропоцентризма"  

-13-  

управления предприятием в современной Восточной Азии. Это предопределяется историческими  особенностями управленческой теории и проявляется в развитии тенденции  коллективизма и мягкости в управлении.  

1. "Антропоцентризм"  в конфуцианстве как основа  в управлении современным предприятием  и предпосылки его формирования  в Восточной Азии.  

На предприятиях современной Восточной Азии ядром  управления является антропоцентризм, т. е. основой предприятия считается  именно человек. Иными словами с  точки зрения восточноазиатских  предпринимателей "источником благосостояния являются не власть, не деньги, а человек".  

В развитии теории этого  вопроса следует выделить три  этапа: ©. «Научное управление» - связан с работой 1911 г. Ф. Тэйлора "Основные положения научного управления", но в теории Тэйлора не была учтена необходимость удовлетворения многообразных  потребностей человека, в ней рассматривался только "человека экономический". ®. Этот пробел был восполнен в 30-е  гг. с появлением теории «Научного  управления с учетом законов поведения  человека». Данная теория подчеркивала существование у человека потребностей различных уровней. Центр тяжести  был сосредоточен на изучении межличностных  отношений. Недостатоком этой теории было игнорирование культурной сущности человека. Она знала только "человека социального", но не знала "человека культуры". (3). Этот недостаток был  преодолен только в 80-е гг. XX в. с  появлением теории «Культура современного предприятия», которая разрабатывалась  совместно американскими и японскими  учеными. Она также связана с "человеком", но с человеком, формируемым культурой. При этом, она учитывала уже  не только коллектив внутри предприятия, но и коллектив вне предприятия. Например, участников рынка, клиентов и т. п. Особенность этой теории заключается  в том, что в ней человек  рассматривается и в качестве объекта, и в качестве субъекта управления. При этом очевидны тенденции переноса центра внимания с рассмотрения индивидуалистических ценностей на рассмотрение коллективистских ценностей и с рассмотрения  

-14-  

материального стимулирования на духовное стимулирование труда.  

Теория антропоцентричного управления современным предприятием основана на понимании сущности человеческого  характера. Разностороннее познание человека, особое внимание к человеку являются краеугольным камнем теории антропоцентризма восточноазиатского конфуцианства.  

Исторический анализ показывает, что идея "усиленного внимания к человеку" в конфуцианстве  развивалась на протяжении всей древности  и сформировалась в период Восточное  Чжоу (770 -222). Эта заслуга принадлежит  выдающемуся деятелю мировой  культуры Конфуцию (551 - 479). Речь идет о  системе его взглядов, которая  называлась "наука о человеколюбии" (кит. жэньсюэ). Конфуций использовал  понятие "человеколюбие" для того, чтобы определить, "что такое  человек". Он говорил, что "тот  кто человеколюбив, тот и есть человек". Конфуций сформулировал  взгляд на человека как на «человека  коллектива» и «человека культуры», поэтому в другом месте он заявил, что "человеколюбие, это любовь к  человеку". Конфуций философски переосмыслил понятие "человек", определил самоценность человека, он окончательно отказался  от мысли, что человек только "придаток" Неба и духов.  

В Восточной Азии управление предприятием испытали большое  влияние конфуцианской теории антропоцентризма, которая тесно связана с теорией  антропоцентрического управления современным  предприятием. В ней особое внимание уделено человеку, его месту и  роли в управленческой деятельности предприятия. В конфуцианстве она  разделяется на три уровня: © Управлять  чем? Конфуцианство отвечает: "Управлять  человеком". © Кто управляет? Конфуцианство  отвечает: "Человек умственного  труда управляет людьми". ®  Лучше всего управлять каким  образом ? Конфуцианство отвечает: " самым дорогим является согласие"  

В конфуцианстве  разработаны различные теории о "природе человека", которые  тесно сочетаются с базовым понятием теории управления современным предприятием - "гипотезой о природе человека".  

В современном конфуцианстве  считается, что в человеческой  

-15-  

природе заложено и  доброе и злое начало, которые составляют в ней одно целое. Человеческая природа  чрезвычайно сложна. Философ эпохи  Сун (960 - 1279) Чжу Си различал в человеческой природе три части: "естественная природа", "общественная природа", "духовная природа". Первая указывает  на животное начало в человеке, связанное  с его потребностями в еде  и питье, половым влечением и  т.п. Это низший уровень человеческой природы. Вторая обозначает социальное начало в человеке, которое связано  с нормами межличностных отношений, моралью, сотрудничеством и т.п. Третья указывает на духовную жизнь человека, связанную с его мышлением, системой ценностей, эстетическим сознанием  и т. п. Поэтому согласно современной  конфуцианской теории антропоцентризма, в процессе управления обращается большое  внимания на созидательное воздействие на человеческую природу. Акцент делается на проблемы соответствия модели управления особенностям человеческой природы.  

2. "Дух целостности"  конфуцианства и коллективистская  идея антропоцентрического управления  современным предприятием в Восточной  Азии 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.