На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Достижения и противоречия социально-экономических реформ в СССР в 1953-1964 гг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
    Смена политического курса………………………………….……………..5
2. Преобразования в экономике………………………………………………6
 2.1 Хозяйственные новации…………………………………….………………6
 2.2 Административная лихорадка………………….……………….…………...9
 2.3 Социальная политика…………………………………………………….....12
3. Изменения во внешней политике. ………………………………………...13
      Укрепление «соцлагеря» ………………………...……………………….14
      Апогей и начало спада «холодной войны» ……...………...……………15
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………….20
 


    Введение:
Со второй половины 1953 г.  по конец 50-х годов  в СССР были проведены реформы,  которые благотворно отразились как на темпах развития народного  хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том,  что они возродили экономические методы руководства  народным  хозяйством  и были  начаты  с сельского хозяйства,  а потому получили широкую поддержку в массах. Главная причина  поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-администратиную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие  реформы  начали  сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой. 
Раскрыть  суть новых достижений благодаря  реформации и проявить истинные провалы  реформ  является целью в моей семестровой работе.
Но для  начала задам такой вопрос: Куда могла пойти страна после смерти Сталина?
Ответ на данный вопрос надо искать в соотношении сил в высшем  слое  партийно-государственного руководства.  Возможным было либо временное продолжение сталинщины,  что создавало серьезную угрозу жизни и благополучию  миллионов людей и целых народов,  либо некоторое смягчение ее при сохранении общеполитического курса,  либо поворот к десталинизации. Десталинизация не означала ликвидации тоталитарного режима. Общество в целом не было еще к этому готово. Речь  могла идти лишь о начальном очищении от наследия сталинщины: освобождение репрессированных,  повороте к решению наиболее острых аграрных  проблем,  ослаблении  догматического  пресса в культуре.  Первый вариант был связан с  перспективой  прихода  к власти Берии,  в осуществлении второго приняли бы участие, вероятно,  Молотов и Булганин, на практике же начал реализовываться третий вариант. И с ним связал себя Н.С.Хрущев.  Наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев. Равновесие являлось крайне неустойчивым. Политика нового руководства в весенние дни 1953г. была противоречивой,  отражая противоречия в его составе.  По требованию Жукова из заключения вернулась большая группа военных.  Но продолжал существовать ГУЛАГ,  везде висели прежние лозунги и портреты Сталина. Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия - через контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков - заявляя о стремлении проводить популярную политику  повышения благосостояния народа,  "заботиться о максимальном удовлетворении его материальных потребностей",  призывая в "2  -  3 года добиться созидания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности".  Но Берия и Маленков не имели связей в среде высших военных руководителей,  которые не доверяли им.  Главное же было в настроениях партаппарата,  который желал сохранения режима, но без репрессий по отношению к аппарату. Объективно ситуация сложилась благоприятно  для Хрущева.  Хрущев проявил в эти дни необычайную активность.  В сентябре 1953 г. Н.С.Хрущев был избран Первым секретарем  ЦК КПСС.  В  печати стали появляться статьи о вреде культа личности. Парадоксальным было то, что их авторы ссылались на работы Сталина, заявляя,  что он был противником культа. Начался пересмотр "Ленинградского дела" и "дела врачей". Были реабилитированы  осужденные по этим делам партийные и хозяйственные руководители, медики. Но в это же время, в конце  1953 г. на шахтах Воркуты, находившихся в ведении еще существовавшего ГУЛАГА, были жестоко подавлены забастовки заключенных. После смерти Сталина среди узников ГУЛАГа пробудились определенные надежды,  связанные с амнистией  и  реабилитацией.  Эти настроения  сыграли роль детонатора беспорядков.  Годом позже началась реабилитация по политическим  процессам  30-х  годов.  Из ссылок и тюрем стали возвращаться люди.  Теперь можно по-разному оценивать тот первый шаг:  с высоты прошедших лет все  виднее  и очевиднее.  Но одного все-таки отрицать нельзя:  несмотря на все издержки и недоговоренности,  то был шаг от  перманентной  гражданской войны к гражданскому миру.
    Смена политического курса
В реальной политике наметился поворот. И этот поворот необходимо было подкрепить решениями экономического характера. В августе 1953г.  на сессии Верховного Совета СССР Маленков  впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через  ускоренное  развитие  сельского хозяйства и производства предметов потребления.  "Теперь на базе достигнутых успехов в развитии тяжелой промышленности у нас есть все условия для того,  чтобы организовать крутой подъем производства предметов  народного  потребления". Предполагалось резко изменить инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую "подпитку" отраслей нематериального  производства, ориентированных  на выпуск товаров для народа, обратить особое внимание на сельское хозяйство, привлечь к  производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и предприятия тяжелой промышленности.  Так был взят  курс на социальную переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, деньги, жилье.
Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике. Однако тогда никто в политическом  руководстве страны  не подвергал сомнению принципы командно-административной системы.  Речь шла о преодолении ее крайностей, таких, как почти полное отсутствие материального стимулирования трудящихся,  отставание в массовом  внедрении  научно-технических  достижений  в производство. По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных отношений, а преимущества социализма рассматривались как нечто раз и навсегда данное,  способное само по себе обеспечить развитие и процветание.
 


    Преобразования  в экономике
      Хозяйственные новации
В центре внимания хрущевской администрации  находились вопросы экономического развития СССР. По решению сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС были проведены  неотложные меры по подъему сельского  хозяйства: во много раз увеличены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора (с 7,6% от всех капиталовложений в 1950 г. до 18% в 1955 г.), укреплены его материально-техническая база и кадровый потенциал. В село направляются 30 тыс. партработников и 120 тыс. специалистов-аграрников из различных городских и управленческих структур. Были ослаблены сталинские притеснения личного подсобного хозяйства колхозников и рабочих совхозов. Их освободили от непомерных налогов и обязательных натурпоставок, они получили возможность увеличения земельных участков.
С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель, главным образом  в Северном Казахстане. По призыву  партии и комсомола туда уехали сотни  тысяч добровольцев. На голом месте возникло множество зерновых совхозов. За считанные годы они ввели в оборот 42 млн гектаров пашни, где выращивалось к концу десятилетия до 40% всех зерновых. И все же урожайность на вновь поднятых землях была ниже общесоюзной, их освоение происходило при отсутствии научно обоснованной системы земледелия, влекло за собой эрозию почв и опустошительные пыльные бури.
Новое руководство СССР беспокоило прогрессирующее  отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом. К середине 50-х гг., когда, помимо прочего, иссяк поток репарационных поставок из Германии, замедлилась модернизация основных производственных фондов. И это притом, что новейшие разработки советских ученых и конструкторов в области машино- и станкостроения, другого оборудования пылились в архивах. Убытки от нерентабельных предприятий превысили 20% от средств, вкладываемых в промышленность. Отставала механизация труда: более половины всех рабочих на заводах и фабриках занимались тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом. Еще хуже было положение в строительстве.
В этой ситуации июльский (1955 г.) Пленум ЦК КПСС осудил как ошибочную «теорию» об отсутствии морального износа техники  в условиях социализма, получившую широкое хождение, и подчеркнул, что главная линия в развитии промышленности — это «всемерное повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации».
Благодаря сверхконцентрации материальных средств  и человеческих усилий на отдельных  направлениях удалось добиться впечатляющих успехов.
Народное  хозяйство обогатилось новой  перспективной отраслью — атомной промышленностью и атомной энергетикой. В 1954 г. в подмосковном Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция, затем началось строительство более мощных станций этого типа: Сибирской, Воронежской и Белоярской. Впервые в истории был спущен на воду в 1959 г. атомоход — ледокол «Ленин», предназначенный для проводки караванов судов по Великому северному пути через вековые льды Арктики. Тремя годами раньше в небо взвился Ту-104 — первенец реактивного гражданского аэрофлота СССР. Выводятся на околоземную орбиту первый в мире спутник (1957 г.) и первый космический корабль с человеком на борту — Ю. А. Гагариным (1961 г.). Опережающими темпами развивалась электроэнергетика, главным образом за счет крупнейших гидростанций: Куйбышевской, Сталинградской, Каховской и др. Они давали самый дешевый электроток и открыли возможность быстрого роста энерговооруженности труда в разных отраслях экономики (правда, сейчас преобладает точка зрения, согласно которой их строительство, начатое еще по «сталинскому плану преобразования природы», было ошибкой: водохранилища поглотили тысячи гектаров плодородных почв, нарушили экологию рек). В основном была завершена и электрификация села. Радикально изменился топливный баланс страны посредством широкого использования нефти и газа. Мощный рывок сделала химическая промышленность, освоившая выпуск искусственных материалов с заданными свойствами. На транспорте паровозы уступили место тепловозам и электровозам.
Однако  в целом промышленность продолжала двигаться по привычному пути. Объем  производства увеличивался за счет строительства  многих тысяч крупных заводов  и фабрик, а не повышения эффективности  использования имевшегося потенциала. Прозвучавшие со страниц центральной прессы в 1956—1957 гг. призывы ряда ученых приступить к коренному реформированию экономики — сделать упор в хозяйственной политике на материальную заинтересованность работников, расковать инициативу предприятий, учитывать результаты их деятельности по достигнутому уровню производительности труда, себестоимости продукции, рентабельности самого производства и т. п. — были проигнорированы власть имущими.
Несмотря  на более быстрое по сравнению  со сталинским временем развитие легкой и пищевой промышленности, углубились структурные диспропорции: если в 1940 г. удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2%, то в 1960 г. он поднялся до 72,5% при снижении доли производства средств потребления (группа Б).   Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности)  развивались значительно медленнее.  Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов.  Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной  экономики.  Руководители  СССР были уверены,  что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы  западных экономистов о неизбежном "затухании" темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства  в  СССР  (прежде  всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки. Несмотря на  подведение  машинной базы под народное хозяйство,  ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в  промышленности - 40 процентов,  в сельском хозяйстве - 75 процентов). Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК в 1955г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции химия.
Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось  усилением ее  роли в создании материально-технической базы коммунизма.
      Административная лихорадка
Характерной чертой экономической политики того периода было активное проведение всякого рода административных реорганизаций. В них Н. С. Хрущев усматривал второй, не менее важный, чем научно-технический прогресс, рычаг подъема эффективности общественного производства.
В 1957 г. вместо упраздненных отраслевых министерств, ведавших промышленностью и строительством, в республиках и областях создаются  территориальные советы народного  хозяйства (совнархозы). Сохранялось лишь строго централизованное управление немногими стратегическими отраслями (оборонной, авиационной, радиотехнической и т. п.). Административная реформа преследовала цели: разрушить ведомственную монополию, приблизить органы хозяйственного руководства к местам, поднять их инициативу, укрепить экономические связи внутри регионов, сократив тем самым бесконечные перевозки грузов из конца в конец огромной страны по директивам центра, закрыть или переориентировать тысячи дублирующих друг друга мелких производств на предприятиях разных министерств.
Реформа принесла лишь долю того экономического эффекта, на который рассчитывали, так как стали проявляться ее негативные стороны. Промышленные отрасли лишились своих координирующих органов. Хозяйственные связи внутри регионов были отлажены, но в то же время оказались нарушены экономические связи между регионами. Теперь каждый территориальный совнархоз пытался перетянуть на себя общегосударственное финансовое «одеяло». Чтобы преодолеть местнический крен и стимулировать технический прогресс в отраслях, центр вновь обратился к административно-командному рычагу и начал наращивать этажи управленческого аппарата: в 1960 г. созданы республиканские СНХ, а в 1963 г. — Высший совет народного хозяйства СССР.
В 1958 г. правительство распустило машинно-тракторные станции, обязало колхозы выкупить их технику. Сама по себе эта мера была целесообразной, так как ликвидировалась доставлявшая большие неудобства ситуация двух хозяев на одной земле: государственных МТС и вынужденных дорого оплачивать их услуги колхозов. Однако способ проведения реформы отрицательно сказался на состоянии дел в деревне. Цены на изношенные тракторы, комбайны, автомашины и сельскохозяйственные орудия были необоснованно высоки, а сроки оплаты за них предельно сжаты (полтора года). В результате касса коллективных хозяйств оказалась опустошенной на много лет вперед и их долги казне резко возросли. К тому же колхозы не имели достаточного числа квалифицированных кадров механизаторов и условий для нормальной эксплуатации сложной техники.
Экономику все больше деформировал политический пресс — официально провозглашенный  курс на «развернутое строительство  коммунизма». Под влиянием идеологического  клише о преимуществах государственной  формы собственности перед колхозно-кооперативной во второй половине 50-х гг. происходило массовое преобразование колхозов в совхозы, а в городах — полное огосударствление промысловой кооперации (в 1955 г. на нее приходилось 8% всей промышленной продукции).
Мощная  волна новых притеснений обрушилась на личные подсобные хозяйства сельских жителей, признанные несовместимыми с «коммунистической перспективой». В результате к середине 60-х гг. приусадебное хозяйство во многих районах СССР деградировало до более низкого уровня, чем в сталинские времена. А ведь это хозяйство, занимая 1,5% всех пахотных земель, содержало 18% общесоюзного стада овец и свиней, 33% коров, 79% коз.
В марте 1962 г. была перестроена система управления сельским хозяйством. Вместо прежних структур в районах учреждаются колхозно-совхозные управления (КСУ), а в областях и республиках — аналогичные комитеты. При них возрождался институт парторгов и комсоргов ЦК, обкомов и райкомов. Совсем как в эпоху коллективизации, им предписывалось «заниматься производством и заготовками в каждом колхозе и совхозе», оказывать «необходимую помощь путем живой организаторской работы». Скоро очередь дошла и до самих партийных комитетов. В сельских районах они были упразднены (с передачей их функций парторганизациям КСУ), а в областях разделены по производственному принципу (на промышленные и сельскохозяйственные).
«Административная лихорадка» явно шла по нарастающей, в то время как темпы экономического развития страны снижались. За пятую пятилетку (1951—1955 гг.) промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное — на 20,5% (за счет последних двух лет), в 1956—1960 гг. соответственно на 64,3 и 30%, в 1961—1965 гг. — на 51 и 11%.
Надо иметь  в виду, что на практике два последних  года шестой пятилетки были объединены с годами следующей пятилетки и на этой основе сверстан единый семилетний план (1959-1965 гг.).
Плановые  задания систематически срывались, особенно в аграрном секторе народного хозяйства. И тогда Н. С. Хрущев решил выйти из надвигающегося продовольственного кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала на долгие десятилетия органической частью государственной политики СССР. Золотые запасы страны бездумно растрачивались для обогащения фермеров США, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонениям.
        Социальная политика
В середине 50-х гг. были разработаны меры, направленные на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата (ежегодно в среднем на 6% с резким креном в пользу работников с минимальным доходом). Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях, предусматривавший их двойное увеличение для рабочих и служащих (колхозникам пенсии устанавливаются в 1965 г.). Отменяются все виды платы за обучение. Существенно повысился уровень потребления основных продовольственных товаров: по овощам и фруктам — более чем в три раза, по молочным продуктам — на 40%, мясу — на 50%, рыбе — почти в два раза. К концу 50-х гг. по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников — на 90%.
Бурно шло массовое строительство жилья. За 1956— 1960 гг. новоселье справили около 54 млн. человек (четверть населения страны). При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще бесплатно получали от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

В начале 60-х гг., когда в торговле возникли перебои с мясом, молоком, маслом и хлебом, явственно обозначилась попытка правительства поправить дела в экономике за счет трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве. В то же время розничные цены на продовольствие с мая 1962 г. в среднем на столько же возросли, причем на часть продуктов питания, которые пользовались повышенным спросом, чуть ли не в два раза.
Кремлевские идеологи, проводя внешне убедительную аналогию с «гниющим» Западом, внушали простодушным советским гражданам: «Если в капиталистических условиях каждая трудовая семья вынуждена большую часть своих доходов тратить на квартирную плату, на медицинское обслуживание и оплату обучения детей, то наша советская семья большую часть своих доходов употребляет на то, чтобы лучше питаться и одеваться. Это, естественно, порождает высокий спрос на продукты питания». А раз их не хватает на всех, то цены надо повышать. И все же избежать конфликта с народом не удалось. В Москве, Ленинграде, других городах произошли стихийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске (июнь 1962 г.), где власти применили оружие и десятки человек погибли.
В правящих кругах страны усиливались сомнения в том, что административные методы управления способны обеспечить динамичное развитие экономики. Под руководством заместителя председателя Совмина А. Н. Косыгина началась подготовка программы более глубокого реформирования хозяйственного механизма, использования методов экономического стимулирования производства.
    Изменения во внешней политике
Реформаторский  курс, проводимый хрущевской администрацией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней политике. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС и включала два основных принципа:
— необходимость мирного сосуществования государств с различным общественным строем;
— признание  многовариантности путей построения социализма (в том числе через приход компартий к власти в результате мирной парламентской борьбы) с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма» (т. е. помощь, практически безвозмездная, международному коммунистическому и национально-освободительному движению, а также социалистическим странам — с негласным правом вмешательства в их внутренние дела там, где для этого имелась возможность).
      Укрепление «соцлагеря»
Укрепление  «соцлагеря». В 1955 г. по инициативе Советского правительства были сделаны первые шаги по нормализации отношений с Югославией. После обмена послами в Белград прибыл Н. С. Хрущев для личной встречи с И. Тито. На переговорах удалось сблизить позиции двух лидеров по ряду принципиальных международных проблем, хотя разногласия между ними сохранялись.В рамках СЭВ велась работа по координации народнохозяйственных планов соцстран, по сотрудничеству в области внешней торговли, электроэнергетики, машиностроения, нефтегазовой промышленности, металлургии, сельского хозяйства. Полным ходом шло строительство трубопровода «Дружба» для поставок советской нефти в страны Восточной Европы и энергосистемы «Мир». Экономика «соцлагеря», пополненного за счет Кубы (там в 1959 г. произошла революция и взявший власть Ф. Кастро провозгласил курс на строительство социализма на острове Свободы), динамично развивалась. К концу 60-х гг. на страны СЭВ, располагавшие 18% территории и 10% населения земного шара, приходилось 33% мирового промышленного производства (в 1960 г. — 28%).
Важной  вехой в укреплении отношений  между соцстра-нами явилось образование  в 1955 г. Организации Варшавского договора (ОВД) — союза, поставившего своей целью проведение совместной оборонной политики. В него вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии. В системе ОВД были созданы Объединенное командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет — орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств — членов Варшавского договора. Ведущую роль в ОВД играл Советский Союз.
Вместе  с тем в «социалистическом  лагере» время от времени давали о себе знать и антитоталитарные силы. Их стимулировало разоблачение сталинизма в СССР, повлекшее за собой кризис в просталинских руководящих кругах Восточной Европы.
В 1956 г. до предела обострилась ситуация в Венгрии, где возглавляемое  М. Ракоши руководство выпустило  из-под своего контроля разви-тие  политических событий. В стране начались антикоммунистические,    антисоветские демонстрации. Было сформировано новое правительство Имре Надя, распущена компартия. По требованию Надя войска СССР, находившиеся в Венгрии по Варшавскому договору, покинули Будапешт и другие населенные пункты. Венгрия заявила о выходе из ОВД, открыла границу с Австрией, приступила к организации добровольческих антикоммунистических вооруженных отрядов. Они контролировали обстановку в столице, арестовывали и убивали приверженцев прежнего режима. В ночь на 4 ноября 1956 г. группа коммунистов во главе с Я.Кадаром объявила о создании Временного рабоче-крестьянского правительства и обратилась к Москве с просьбой вновь ввести войска в Будапешт для пресечения кровопролития. СССР, заручившись предварительно согласием членов ОВД, бросил свои танки на венгерскую столицу и в считанные дни безжалостно подавил восстание. Руководство СССР было готово применить вооруженную силу и для наведения «порядка» в Польше, где в том же году происходили народные волнения. Но здесь удалось снизить накал страстей мирными средствами. Из-за резкого недовольства консервативно-коммунистических правительств Китая и Албании критикой «культа личности» Сталина значительно осложнились отношения СССР с этими странами.
      Апогей и начало спада «холодной войны»
Важнейшее место во внешней политике Н. С. Хрущева  и его правительства занимали отношения с развитыми капиталистическими государствами.
В июле 1955 г. в Женеве состоялась встреча  в верхах представителей СССР, США, Великобритании и Франции. Спустя десятилетие после Потсдамской конференции за стол переговоров сели лидеры великих держав, что само по себе, невзирая на бесплодность дискуссий, имело большое международное значение. В том же году Москва признала ФРГ и совместно с Вашингтоном, Лондоном и Парижем подписала договор о восстановлении демократической и нейтральной Австрии, согласившись вывести оттуда свои войска.
В 1956 г. были возобновлены советско-японские дипломатические отношения. И Токио сразу же официально потребовал от СССР возвращения переданных ему по решению Потсдамской конференции южных островов Курильской гряды. Эти территориальные претензии до сих пор омрачают отношения между двумя государствами.
Большой резонанс в мире вызвал государственный  визит Н. С. Хрущева в США осенью 1959 г. В следующем году советский лидер выступил на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. Ассамблея одобрила только общую и ни к чему не обязывающую идею разоружения, а не оторванный от жизненных реалий план, предложенный Н. С. Хрущевым (он предусматривал полную ликвидацию национальных армий и военных флотов с оставлением у государства лишь полицейских сил).
СССР  в одностороннем порядке провел серию крупных сокращений собственных Вооруженных сил (с 5,8 млн человек в 1955 г. до 2,5 млн в 1960 г.). Одновременно Москва объявила мораторий на ядерные испытания. Однако адекватного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Там не собирались отказываться от антисоветских и антикоммунистических установок, сформулированных в первые послевоенные годы, продолжали наращивать и совершенствовать собственные вооружения. Да и сами инициативы Правительства СССР во многом обесценивались действиями по энергичному развертыванию новых военных программ (оснащение армии и флота межконтинентальными ракетами с ядерными головками, атомными подлодками и т. п.).
Немалую озабоченность в западных столицах вызывала позиция СССР в германском вопросе. Берлин, разделенный на западную (находившуюся под оккупацией США, Англии и Франции) и восточную зону (переданную СССР Германской Демократической Республике), давно превратился в очаг конфликтов и провокаций против ГДР. В 1958 г. Н. С. Хрущев предложил объявить Западный Берлин демилитаризованным вольным городом. После отказа США, Англии, Франции и очередного всплеска напряженности в этом городе власти ГДР по согласованию с СССР в августе 1961 г. в одну ночь возвели бетонную стену, полностью изолировавшую его западные секторы.
Другой  узел противоречий между СССР и Западом существовал по проблеме отношений с государствами «третьего мира», число которых множилось в условиях распада колониальной системы. Москва стремилась распространить свое влияние на эти страны, одновременно оказывая им энергичное содействие в борьбе с империалистическими поползновениями великих держав. Последнее наиболее ярко проявилось в драматических событиях, развернувшихся в 1956 г. вокруг Египта.
Пришедшее незадолго до этого к власти в  Каире национально-демократическое правительство Г. Насера национализировало контролируемый Англией Суэцкий канал, вынудило англичан покинуть военные базы в Александрии. В поисках противовеса Западу Насер пошел на сближение с Москвой, заключив, в частности, договор о поставках советского оружия, что было совершенно необычным для того времени. Осенью 1956 г. Англия, Франция и Израиль договорились о совместных военных действиях и начали агрессию против Египта. Советское правительство потребовало немедленно ее прекратить и заявило, что не будет препятствовать своим добровольцам выехать в Египет для участия в боях. Ультиматум возымел действие, и иностранные войска покинули эту арабскую страну. Закрепляя успех, СССР начал активно развивать торговые и военные связи с государствами Ближнего и Среднего Востока. Пиком противостояния между мировыми системами капитализма и социализма явился «карибский кризис» осени 1962 г. Его предыстория такова: США развернули новые базы в Турции с ядерными ракетами, нацеленными на советские города. Весной 1961 г. Соединенные Штаты предприняли попытку, высадив десант на Кубе, свергнуть правительство Ф. Кастро. Летом 1962 г. СССР приступил к созданию своей атомно-ракетной базы на острове Свободы. Президент США Д. Кеннеди в ответ начал в октябре 1961 г. морскую блокаду Кубы и пригрозил уничтожить советские ракеты, если они не будут немедленно эвакуированы с острова. Вооруженные силы сторон (включая НАТО и ОВД) были приведены в полную боевую готовность. На несколько дней мир,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.